Об этом аспекте усвоения проповедниками слова Божия хорошо сказал Ж. Бернарди: «Читаемое и перечитываемое, являющееся предметом изучения, размышления и молитвы, слово Божие стало основой (la substance) их собственного слова» (Bernardi J. La prédication des Pères Cappadociens. P. 408). В данном случае в состав тех элементов мира, которые созданы « καλ λαν», включаются и числа, что заставляет еще раз задуматься о понимании числа (в пифагореизме и других мистико–магических традициях древности, Средневековья и Ренессанса, во многом доживших до наших дней) как архетипического феномена бытия, своего рода протоструктуры его, оказывающейся также его парадигмой и порождающей моделью ( А. Ф. Лосев ). О понимании чисел Паламой см. некоторые замечания в последнем разделе главы. 649 В таком понимании этого места мы солидарны с архим. Амвросием. См.: Беседы... 4. 3. С. 131. Прим. 114. 650 О ней см. ряд работ Р. Э. Синкевича, указанных в гл. 2; см. в особенности: Sinkewicz R. E. The Doctrine of the Knowledge of God...; Chrestou P. Double knowledge according to St. Gregory Palamas//Studia Patristica. Berlin, 1966. Bd. 9. (Texte und Untersuchungen, 94). S. 20–29 (рус. пер.: Альфа и Омега. 2001. 3 (29). C. 120–128). 652 Палама раскрывает антропологическое значение космогенеза в соответствии с Евангелием и Преданием Церкви. Ср. прим. 298 – о термине μτιμον. Стоит отметить и параллель из трактата св. Григория Нисского «Каково имя и исповедание христиан?», где Нисский епископ говорит: «...естество Божие равночестным образом (равномерно, μτιμως) соприкасается со всем сущим» (PG. 46. 248А). По сравнению с Григорием Нисским Палама снижает семантику эпитета, прилагая его уже не к Богу, но к чувственно воспринимаемому небу. Сходное выражение («...делая равночестну... нашу телесную одежду») употребляется Паламой в «Исповедании веры» по отноошению ко Христу (Иларион Святогорец, иером. Исповедание православной веры св. Григория Паламы . М., 1995. С. 7). 654 Ср., в частности: Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета... С. 226–227. Выделение в тексте гомилии/гомилий различных точек зрения может (и, видимо, должно) проводиться с учетом идейно–методологических разработок Б. А. Успенского (см. его классический труд: Успенский Б. А. Поэтика композиции//Его же. Семиотика искусства. М., 1995 (1М., 1970); только что вышло новое русское издание книги: СПб., 2000. Passim). Сфера применимости этих методов шире пространства собственно художественной литературы и, видимо, может простираться на корпус литературы в целом, охватывая – в перспективе – всю совокупность текстов в семиотическом смысле этого слова, порожденных каждой конкретной культурой. Мы пытаемся высказать некоторые рассуждения на эту тему, сопровождающиеся анализами языка и стилевых характеристик гомилий Паламы, в гл. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Он интерпретировал учение о тетраграмме на основе дионисиевской теории исхождений (προδος). Чистейшим таким исхождением (productio) и стала для него еврейская тетраграмма ». Переходя к предполагаемой «аналогии», М. Реутин затем пытается анализировать известное учение (найденное М. Реутиным у Паламы) об энергиях и их результатах, которые, конечно, тоже находятся в какой-то связи. В одном месте М. Реутин напрямую связывает учение о тварных результатах энергии с учением о неприродном символе, который пытается трактовать в выгодном для своей изначально принятой позиции смысле. Вот как это выглядит. Упомянув вначале - довольно смутно - об апофатическом и катафатическом методах, о том, что « когда Бог нарекается " из всего " (κ πντων) сотворенного, хотя, вследствие превосходства Причины над следствиями, в несобственном смысле (καταχρηστικς) », М, Реутин затем переходит к сближению тварного результата энергий и самой энергии как нетварного символа, исходя здесь, видимо, из наличия двух методов - апофатического и катафатического определений Бога. Это, правда, не очень у него получается: он и сам оговаривается, что не все здесь проработано: « Надо полагать, что обсуждаемое учение Паламы о тварных результатах энергии было развито им в поздний период творчества (период «Ста пятидесяти глав», по Мейендорфу 1344-1347 гг., по Синкевичу - 1349-1350 гг.) на основе более раннего, зафиксированного в " Триадах " , учения о " неприродном символе " ... Как " понимать неприродный " символ, Григорий Палама показал несколько выше. Это, в частности, символ по договору: костер при нашествии врагов. Действительно, в примере с огнем " в неприродном одно становится символом другого " (π μν γρ το μ φυσικο, λλου λλο σμβολν στιν). Но эту фразу можно наполнить новым значением: в неприродном одно (творение) становится символом другого (энергии), и тогда мы приходим к рассматриваемому учению о тварных результатах энергии... ». Это наименее вразумительная часть всего «Ответа» и оказалась, собственно, σημεον ντιλεγμενον...

http://bogoslov.ru/article/494125

Разные мнения о причинах несогласия святителя Феолипта с грамотой 1310 г. высказывают современные исследователи. А. Кондоянопулу характеризует схизму, которую провозгласил Феолипт, как «чисто личностную... [в том смысле, что] она не имела каких-либо канонических последствий» 67 . Но, конечно, все обстояло несколько серьезней. Что значит «личностная схизма» (т σχσμα... καθαρ προσωπι) для человека, который, как епископ, не принадлежит себе? Ведь если за литургией не возглашается имя патриарха, то как к этому обстоятельству относиться пастве? И, действительно, на этой почве в Филадельфии возникла оппозиция Феолипту со стороны православных; ярчайшим представителем ее был некий клирик Мануил Габал. Противостояние дошло до наложения канонических прещений на этого оппозиционера; примечательно, что все сетования его к патриарху по поводу несправедливости действий Феолипта остались без ответа со стороны Константинополя 68 . Греческая исследовательница А. Кондоянопулу, не углубляясь в обстоятельства этих событий и, тем более, в экклесиологическое учение св. Феолипта, полагает, что в данном случае со стороны митрополита Филадельфийского «имело место просто лишь некое противодействие и попытка спровоцировать союз между официальной церковью... и недавними раскольниками» 69 . Деятельность св. Феолипта представляется в публикации А. Кондоянопулу еще более непривлекательной и в силу того, что греческая исследовательница весьма оптимистично оценивает последствия союза 1310 г., в результате которого как будто «удалось положить на деле и окончательно конец схизме арсенитов» 70 . Но, как известно, это далеко не так. Сколь не реален был этот мир, можно судить хотя бы из того, что «те из присоединившихся раскольников, которые не получили принадлежащих некогда прав, как то: управление над митрополиями, настоятельства над монастырями, заседания в царских палатах, ежегодное содержание, все они отпали от единомыслия и снова начали жить особняком в расколе» 71 . Канадский исследователь Р. Синкевич полагает, что «причина раскола, в который ушел архиерей, заключается во внутренних обстоятельствах, сложившихся в Филадельфийской Церкви, о которых так мало известно» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

367 Важнейшие главы монографии вышли также по-французски в виде статей: Hierom. Amphilochios (Radovitch). Le Mystere de la Sainte Trinite selon Saint Gregoire Palamas//Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата. 1975. N 91–92. 159–170; Idem (archimandrite). ‘Le Filioque’ et l’energie incree de la Sainte Trinite selon la doctrine de Saint Gregoire Palamas//Ibid. N 89–90. 11–44. 369 Здесь нет возможности дать подробное обозрение этой обширной области, лишь малая часть которой отразилась в наших примечаниях. Ограничимся ключевыми публикациями, где содержится дальнейшая библиография: К. Иванова-Константинова. Някои моменти на българовизантийските литературни връзки през XIV в. (Исихазмът и неговото проникване в България)//Старобългарска литература. 1971. 1. 209–242; О кнезу Лазару. Научни скуп у Крушевцу 1971. Београд 1975; Търновска книжна школа. Т. 4. Културното развитие на българската държава (краят XII-XIV век). София 1985; I. Marcevski. Terms from Hesychast Texts in Middle Bulgarian Translations. Demonstrated by examples from works of Gregory Palamas//Byzantinoslavica. 1990. 51. 208–215; K. Ivanova, P. Matejic. An Unknown Work of St. Romil of Vidin (Ravanica). (Preliminary Remarks)//Palaeobulgarica. 1993. 17. N 4. 3–15 (с библиограф. по преп. Ромилу – одному из ближайших учеников преп. Григория Синаита в Болгарии). 370 В этот период он обращается вновь к теме Софии в искусстве Палеологовского времени (см. выше, ч. II, гл. V, прим. 109), а также к истории Флорентийского собора (см.: ч. I, гл. VI, прим. v). Пишет также статьи для справочных изданий. 371 Позволим себе и мы небольшое замечание о «номинализме». Р. Синкевич убедительно продемонстрировал, что Варлааму не был свойственен номинализм в настоящем смысле слова: мнение о том, что «…за исключением первых сущностей [по Аристотелю, т. е. индивидуальных бытий, или ипостасей] не может быть никакого другого бытия (…oti tw " n prwvtwn oujsiw " n ajnairoumevnwn ajduvnaton tw " n a[llwn tiv einai)» приводится им в качестве одной из неприемлемых альтернатив (R.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В детдоме вздрогнули: «Вы соображаете, о чем просите?» Усыновить самого необычного ребенка на свете 5 января, 2018 Усыновить самого необычного ребенка на свете Все свои 12 лет Леша провел в сиротских учреждениях. В детдоме его «списали». Этот ребенок вообще должен был умереть. Но он жил и жил. Странная внешность мальчика отпугивала потенциальных усыновителей, но одна смелая женщина все же нашлась. В детдоме его «списали» «Когда мы увидели его в палате, он напомнил мне зародыш. Белый весь, и согнутый, как вопросительный знак. Мы сказали: “Леша, мы к тебе”. Он удивился и указал на себя “Ко мне?!”. И махнул: “Проходите”», — так вспоминает Надежда Ярихметова свою первую встречу с Лешей. У Леши Шаева сложный генетический синдром. Мама отказалась от малыша сразу же в роддоме. Она сама страдала от того же заболевания, но в меньшей степени, перенесла несколько пластических операций. Пройдя тяжелые испытания и увидев, что ребенок родился таким же, женщина оказалась не готова пережить мучения заново. Надежда говорит, что не винит Лешину маму, ведь не так-то просто жить с таким лицом… Все свои 12 лет Леша провел в сиротских учреждениях. В детдоме его «списали». Собственно, этот ребенок вообще должен был умереть – то, что его ждет летальный исход, врачи решили сразу. Но он жил и жил. Его обучением и развитием никто не занимался, и когда его в 2015 году обнаружила Алена Синкевич, координатор проекта «Близкие люди» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», он уже жил в своем изолированном мире, на своей «планете». Так и появился тег #планетаЛешка, под которым Алена публиковала в фейсбуке свои заметки о мальчике. Леша не говорил, но все понимал, и даже придумал свою систему знаков. Он мог бы не отставать в интеллектуальном развитии вообще, если бы рос в семье, замечает Надежда. Ну а пока Леша жил в детском доме,  Надежда готовилась стать приемной мамой. У нее уже был опыт – ее старший приемный сын Ваня уже взрослый. И опыт родительский тоже немалый: четверо кровных детей. Старшая, Яна, — живет уже самостоятельно, ей 20 лет. Остальные помладше: 11-летний Женя, 7-летняя Катя и 5-летний Вася.

http://pravmir.ru/v-detdome-vzdrognuli-v...

Справка: Братья Максим и Кирилл Кузьмины были усыновлены американской семьёй Шатто в октябре 2012 года, а в январе 2013 года Максим Кузьмин, получивший после усыновления имя Макс Аллен Шатто, погиб. Американские власти провели по факту гибели ребёнка судебное расследование, в результате которого причиной произошедшего был назван несчастный случай. Американский суд посчитал супругов Шатто невиновными в гибели приёмного сына. Российский Следственный комитет также возбудил уголовное дело против семьи Шатто. В декабре 2013 года Псковский суд решил пересмотреть дело об усыновлении супругами Шатто второго брата Кузьмина – Кирилла и вернуть мальчика в детский дом в России . В комментариях по делу Шатто, которые периодически звучат из уст различных российских официальных лиц, регулярно звучит обвинение в том, что приёмные родители давали ребёнку психотропные препараты, что, якобы, и привело к его гибели. На сегодняшний день повестка о судебном разбирательстве в России супругам Шатто вручена, однако Кирилл Кузьмин, имеющий, помимо российского, и американское гражданство, по-прежнему находится в США. Записала Дарья Менделеева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 мая, 2016 5 июня, 2013 3 июня, 2013 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019 2 октября, 2019 20 сентября, 2019 26 августа, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/alena-sinkevich-povtor...

Странные пальцы и мужское рукопожатие Надежда понимала, что Леша очень необычен. Не каждый спокойно воспринимает его внешность. И решила знакомить своих детей с ним постепенно, по очереди. «Мне важна была реакция на него моих детей. Например, до меня другая женщина хотела взять Лешу, но ее кровная дочка испугалась его, и все отпало. Мы с детьми приезжали на прогулки в ДДИ и там привыкали друг к другу». А вот пятилетний Вася увидел Лешу впервые, когда мальчик приехал в дом к Надежде. «У Леши странные пальцы, как у лягушонка, с перемычками. И наш младший Вася смотрел все время даже не на его лицо, а на пальцы. А я говорю Васе: «С мужчинами надо здороваться за руку». Леша протягивает руку – а Васе страшно. Он ходил вокруг Леши кругами, присматривался к нему. Но через какое-то время все же поздоровался с ним. И они так подружились, что сейчас ближе всего друг к другу». Мужа Надежда предупредила, что привезет в дом необычного ребенка. Но Руслан позже признавался, что не ожидал увидеть такого человека.  «Муж думал, что, возможно, это будет ребенок в инвалидной коляске – но все оказалось еще сложнее», — говорит Надежда. Но мужская дружба состоялась. «Сколько дней у меня еще есть, чтобы быть с вами?» Адаптационный период семьи прошел на море. Леша практиковал провоцирующее поведение, но Надежда не сдавалась. «Я постоянно звонила Алене Синкевич и Елене Леонидовне, советовалась. Без их сопровождения мне было бы тяжело, может, я бы отказалась от этой идеи, хотя проклинала бы себя потом», — признается Надежда, без сопровождения приемным родителям очень сложно. А вот отношение окружающих, чего внутренне опасались Надежда и Руслан, порадовало: агрессии или неприятия не было, было любопытство. «Мы там, на юге, были звездами. К Леше часто подходили дети, девочки. Они спрашивали, почему он такой, можно ли его потрогать. Причем все думают, что он не слышит и ничего не понимает. Но Леша никакой реакции не проявлял, спокойно относился к такому вниманию к себе. Правда, он проявлял страх перед подростками, детьми, которые старше его, — доверял малышам больше. Но потом привык».

http://pravmir.ru/v-detdome-vzdrognuli-v...

Кажется, она так и не смогла до конца оттаять, справиться с той болью, которую испытала, вновь оказавшись в детском доме в десять лет. – Знаю, что они меня любят, я их тоже люблю, – говорит о своих американских родителях Мария. – Уверена, что они всегда помогут и поддержат. Я очень счастлива, что встретила их, мне очень повезло с родителями, я благодарна за их терпение и любовь. Но если бы они были моими кровными родителями, мне кажется, я чувствовала бы себя чуть-чуть по-другому. Мне трудно это объяснить. Когда ты переходишь из семьи в другую семью, а потом в другую, что-то в тебе ломается, и трудно, как бы ты ни старался, после того, как тебя бросили, вновь глубоко принять в свое сердце людей, даже если ты их любишь. Когда Мария уехала, ей было 12 лет. Спустя 15 лет она впервые приехала в родной город. Ей было важно размотать ниточки своего прошлого, встретиться с собой. Именно в этот приезд она узнала про девочку из приемной семьи, которую тоже вернули, поговорила с сотрудницей опеки, которая когда-то занималась историей Марии, встретилась с троюродными братьями, узнала, что кровная мать умерла. – Мне кажется, что бóльшая часть меня русская, а другая часть – американская, ведь я выросла в Америке. Американская семья дала мне очень и очень многое. Но то, что вложили в меня в России, – очень важно. Больше всего я благодарна родной бабушке за шесть лет, что мы были вместе. Я увидела, что значит настоящая безусловная любовь родного человека. Без нее, я думаю, моя жизнь сложилась бы гораздо хуже. Работники соцзащиты и воспитатели в приюте, помогавшие мне, – я всем благодарна, ведь они оставили добрый след в моей душе. А насчет женщины, которую я когда-то называла мамой и которая вернула меня… Я вообще не хочу иметь к ней никакого отношения и что-либо слышать о ней. Самое ужасное – ничего не сказать ребенку – Это самая отвратительная и жестокая ситуация, когда родители оставляют ребенка и ничего ему не объясняют, а наоборот, лгут и говорят: «Мы приедем и тебя заберем», – рассказывает Алена Синкевич, тогда работавшая в агентстве по усыновлению. – Мне позвонила местный инспектор по делам несовершеннолетних и сказала мне, что к ним в приют приехала девочка, совершенно домашний ребенок, которому трудно придется в системе. Когда я познакомилась с Машей, тонко чувствующей девочкой, поняла, что это действительно так. 13 лет назад никаких очередей за детьми не было, подростков вообще не брали. Российские кандидаты в приемные родители просто не смотрели в их сторону, и мы стали искать ей семью в Америке.

http://pravmir.ru/vezli-v-detskij-lager-...

Екатерина 4 июля 2013, 21:24 Зрение-это величайший дар, полученный грешным человеком от Господа, а глаз это ювелирная вещь, которую мог создать только Величайший Творец. Никогда не верила ни в теорию эволюции, ни в любой другой подобный брЭд. Прошу прощения если кого обидела. Благодарю вас о.Андрей за ваши прекрасные рассказы. Вы с умом используйте таланты, данные вам Всевышним. Храни вас Бог Людмила 2 мая 2013, 07:49 Один человек мне поведал, что уверовал в Бога, когда задумался, как устроен лист на дереве. Как растет и чем питается, как зеленеет и желтеет? Что говорить про человеческий глаз - просто нет слов, и думаю, что нам это непостижимо. Глаза - зеркало души. Чиста душа и взгяд твой чист. Бывает старушка имеет такие добрые глаза и чистый взгяд, что любая молодая красавица таких не имеет. У многих людей, ведущих блудный образ жизни на лице этот блуд написан, вернее глаза его выдают. И никакой косметикой не прикроешь. Глаза и уши даны человеку для духовного роста, а не для деградации. И каждый видит и слышит то, что хочет видеть и слышать, к чему его сердце устремленно. Между сердцем и глазами тоже есть какие то невидимые нити. Спасибо за статью! Многие люди ждут с нетерпением ваших статей Спаси Господи! Владимир Синкевич 17 апреля 2013, 11:32 Спаси Господи о.Андрей. В статье все правильно.занимаюсь психоакустикой три десятка лет и изхожу из аналогичных предпосылок,т.е. наука лишь иллюстрирует в своих инновациях Священное Предание и Священное Писание православной церкви, об этом мои книги, статьи и изобретения. Мария 16 апреля 2013, 23:42 лжи человеческой предела нет и края. всю жизнь пред ликом Господа стоя, глазам не верим: и душа живая все мечется, все ищет смысл бытия! Сергей Сидоров 15 апреля 2013, 14:04 Будучи профессиональным певцом, могу сказать, что существует самая непосредственная связь правильного пения и слушания музыки с анатомией и физиологией. Монография Л.Д. Работнова " Основы физиологии и патологии голоса певцов " и воспоминания о К.К. Сараджеве (который слышал 243 диеза и бемоля) явно показывают, каких вершин развития своих органов чувств может достичь человек.

http://pravoslavie.ru/60791.html

В. К. выступил на защиту правосл. догмы в полемике с представителями Рима. Общепризнано, что окончательный ответ легатам папы, лат. архиеп. Боспора Франческо да Камерино и еп. Херсона Риккардо, дал Никифор Григора ( van Dieten. 1978). Однако существует предположение, что, хотя трактат Григоры и оказал определенное влияние на В. К., основную дискуссию с латинянами вел именно калабрийский философ, к-рый имел достаточно времени, чтобы подготовить свои «греч. речи» - «К Собору» (Ad Synodum) и «О согласии» (De concordia). Р. Синкевич отверг, вслед за Ж. Даррузесом, датировку этих текстов 1339 г. и предложил датировать их зимой 1334 или весной 1335 г. ( Sinkewicz. 1980; контраргументы: Fyrigos. 1993). Главным доводом следует считать то, что к 1339 г. В. К. кардинально изменил линию аргументации. Если в антилатинских трактатах он пытается обосновать тезис свт. Фотия об исхождении Св. Духа только (μνου) от Отца (хотя и отмечает, что это невозможно доказать аподейктическими силлогизмами), то в речах 1339 г. он призывает вернуться к формуле Никейского Символа веры об исхождении Св. Духа от Отца, отвергнув как фотианское «только», так и лат. Filioque ( Gianneli. 1963. P. 185-188) как ненужные добавления (προσθκαι). В своих трактатах В. К. утверждал непознаваемость Божественной тайны в вопросе об исхождении Св. Духа. В свете этого распространенный взгляд на В. К. как на злоупотребляющего диалектикой рационального схоластика (ср.: ODB. Vol. 3. P. 1561) едва ли возможно признать обоснованным. Маловероятно, чтобы В. К. успел написать свои подробные антилат. сочинения за короткое время. Кроме того, его 2-м оппонентом в трактатах выступает не еп. Риккардо, а Николай, архиеп. Чембало ( Байер. 1995). В. К. полемизирует против сопоставления Св. Духа с волей (θλησις), а Сына с мышлением (νησις): «Святые отцы и не утверждают, что возможно как-то познать, что единое делится на три, и не обещают, что способы исхождений познаваемы кем-то» (Opere contro i Latini. P. 430). Между тем именно такая аргументация Filioque была характерна для доминиканцев Перы, в частности Бартоломея и Симона К-польских , к-рых опровергал в 1300 г.

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010