2 Ср. толкование блж. Феофилакта, для которого слова «пошел в дальнюю сторону» означают удаление от Бога, а когда удаляемся от Него, то «мы делаем и терпим всевозможное зло». Поэтому неудивительно, что блудный сын расточил имение, то есть добродетель. «Когда это имение расточено, и человек не живет по разуму, то, по естественному закону, ни закону письменному не следует и пророков не слушает, тогда наступает для него сильный голод», то есть духовный голод и нужда духовная. Когда он «пошел», то предполагается его укрепление в злобе и примыкание к бесам (пристал к одному из жителей страны той). «Преуспев и сделавшись сильным в злобе, он пасет свиней, то есть и других учит злобе и грязной жизни. Ибо все находящие удовольствие в тине бесчестных дел и вещественных страстей суть свиньи». Этот несчастный сын «желает насытиться грехом, и никто не давал ему сего насыщения. Ибо привыкший ко злу не находит насыщения в нем. Удовольствие непостоянно, но как приходит, с тем вместе и отходит, и несчастный сей опять остается с пустотой в душе. Ибо грех подобен рожкам, имея сладость и горечь: на время он услаждает, но мучит навеки. Никто не даст насытиться злом тому, кто услаждается им» (Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, Т. 1. Киев, 2006. С. 495–496). 4 В тексте, изданном Р.Синкевичем, несколько иной вариант: «Это испытал (p)eponye) и Христос, заповедавший… ». 5 Так цитирует свт. Феолипт. Согласно блж. Феофилакту, Господь «говорит, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор – диавол – и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их» (Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, т. 2. Киев, 2006. С. 221). 6 О значении этого понятия ( προσοχ) в православной аскетике см. замечание С.Зарина: «Внимание, являясь отрицанием “нерадения” ( ολιγωρα) и “рассеянности” ( διχυσις) души, выражая собою один из способов “попечения” ( επιμλεια) подвижника о спасении, представляет собою в высшей степени важный, существенный, основной и начальный способ “трезвения”, без которого все другие подвиги оказываются лишенными силы и значения» (Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 584).: Любовь есть непостижимое для нашего себялюбия Божие состояние, обнимающее всецело Существо Бога: Его ум, сердце и особенно волю

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

– Тяжело было всем, – вспоминает Татьяна. – Нам помогала психолог Алена Синкевич, возглавляющая проект «Близкие люди», она вела нас все это время и сглаживала эмоции. Но все равно было ужасно.   Дима не верил, он до конца был уверен, что его просто пугают, что сейчас вот все закончится и будет, как раньше. Но вот все происходит, при нем Дарья пишет отказ, озвучивает, потому что так положено, все, из-за чего она хочет отказаться от мальчика. А он все это слышит. Когда Татьяна с Димой вернулись домой, Дима словно окаменел, не показывал совсем никаких эмоций. Первые недели у него было два вида поведения, сменявшие друг друга. Первый – эмоциональная окаменелость, длившаяся часами, когда он по пять часов сидел, перекладывая свои вещи, что-то чертил на листочке, рвал бумажки. Потом он резко начинал выплескивать эмоции, накопленные за эти часы – визжал, кричал, бросал вещи, прыгал с одной двухъярусной кровати на другую, на спортивный комплекс. – Нужно было поймать такой момент, когда он уже устал, то есть способен услышать, но еще не успел нечаянно причинить вред себе или кому-то, и сказать: «Все, Дима, хватит, успокойся», – говорит Татьяна. – Он опять сдувался, словно выключался и вновь каменел. Среди наших детей – Ульяна, умственно отсталая девочка, тогда ей было 20 лет, сейчас – 24 года, по сути – вечный ребенок, с удовольствием играющий в песочнице. Мы были в деревне и с моей мамой видели, что сейчас Дима выдаст «бешеную реакцию», ждали взрыва. И вдруг Ульяна подходит к нему именно в тот момент, когда он уже взорвался, обнимает и говорит: «Пойдем, за вишенками сходим». Он начал успокаиваться прямо на глазах, потом взял Улю за руку и они вдвоем пошли за вишенкой. Уля вообще нам очень помогла тогда, в период адаптации. И они до сих пор очень дружат, правда, Дима перерос Ульяну и ментально, и физически, и сейчас скорее он ее опекает. «У Димы сломана душа» Сексуализированное поведение ушло буквально за несколько месяцев. В самом начале, дома, Татьяна поговорила с Димой, как со взрослым человеком:

http://pravmir.ru/vezli-v-detskij-lager-...

Сказанное, надеемся, послужит выработке комплексного и всестороннего взгляда на личность и творчество крупнейшего церковного мыслителя и проповедника Византии палеологовской эпохи, который учитывал бы и то обстоятельство, что, как и в IV в., Отцы Церкви века XIV не были чужды научной и интеллектуальной культуры, и способствовал бы более глубокому и диалектическому осмыслению самой этой эпохи – по крайней мере, в том ее антропном контексте, который оказывается первичным по отношению к совокупности иных – социальных, политических, военных, экономических, правовых – аспектов. Приложение Св. Григорий Палама ТРИ ГЛАВЫ О МОЛИТВЕ И ЧИСТОТЕ СЕРДЦА ОТ ПЕРЕВОДЧИКА Перевод настоящего трактата, выполненный по его изданию в «Патрологии» Миня (PG. 150. 1117–1121), был впервые опубликован нами в сб.: Мир Православия. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 67–69. Там же мы попытались (с опорой на достижения предшествующей научной традиции, и в первую очередь на работы Р. Э. Синкевича) обосновать датировку произведения: 1334 – первая половина 1335 г. (Макаров Д. И. Учение Григория Паламы об очищении человека... С. 62). Однако первая редакция перевода, частично просмотренная проф. Х.-Ф. Байером, страдала всё же рядом неточностей и ошибок, порой весьма принципиальных. В настоящей – второй – редакции все эти ошибки и недоразумения устранены, почему ее можно рассматривать как новую работу, которая, надеемся, ознакомит читательскую публику с начальным этапом аскетической практики и богословской мысли великого подвижника и святого. Д. И. Макаров Святый Григорие, моли Бога о нас! 1 . Поскольку Божество – Абсолютная Благость и – поистине – милосердие и бездна доброты, а лучше [сказать] – То, что и эту бездну объемлет, как превосходящее всякое имя нарекаемое и [всякое] умопостигаемое явление, [то] лишь благодаря соединению с Ним возможно получить это милосердие. А соединяется с Ним человек – насколько [это] возможно – путем приобщения к подобным добродетелям и через сообщение в молитве и единении, [достигаемое] при молитве Богу. Однако сообщение посредством добродетелей таково, что делает того, кто усерден, посредством уподобления [Божеству], способным к восприятию Божества, но [оно не в силах] объединить [его с Богом]; сила же молитвы его 1499 священнодействует и завершает восхождение человека к Божеству и единение [с Ним], будучи звеном, связующим разумные твари с Творцом ([это достигается тогда,] когда [плоды] молитвы пылким сокрушением превзойдут страсти и помыслы). Ибо охваченному страстьми уму невозможно соединиться с Богом. Так что ум, покуда будет, молясь, пребывать таковым, не получит милосердия; но насколько в силах [он] избавляться от помыслов, настолько и погружается в плач. И сообразно мере сего плача получает милость утешения 1500 ; и если при этом укрепится в смирении, то полностью преобразит и страстную часть души 1501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

 В России после ХХ века, обездомившего и осиротившего миллионы наших соплеменников, тема дома, сиротства, временности и краткости земного нашего бытования имеет особенно острое звучание. Для Владимира Синкевича эта тема стала доминантной. Возможно, поэтому он прежде всего нашел место, где находился дом, в котором Ксения проживала в замужестве. Затем он стал искать адреса домов, где происходили описанные в ее Житии чудотворения. И нашел их. Место нахождения дома Блаженной было установлено с точностью до одной сажени. «Если встать спиной к Большому проспекту и пойти по левой стороне Лахтинской улицы, через 14 саженей начнется участок протяженностью в 26 саженей, принадлежавший мужу блаженной Ксении Андрею Федоровичу». И Лахтинская улица в ту пору называлась улицей Андрея Петрова по имени мужа Блаженной. Дом, стоявший на нем, после смерти мужа достался Ксении, но она отдала его Параскеве Антоновой с условием «даром пускать жить бедным». Этой бездетной Параскеве она подарила еще и сына. Эпизод этот отмечен в ее житии. Ксения сказала Параскеве: « Ты тут сидишь и не знаешь, что Бог тебе сыночка послал». Этот усыновленный ребенок впоследствии стал действительным статским советником, а стало быть, потомственным дворянином. Он трогательно заботился о Параскеве Антоновой до конца ее дней. Удивительным образом он оказался похороненным неподалеку от часовни Блаженной Ксении – той, кто не дала ему испытать горечь сиротства. Сам же дом Блаженной Ксении промыслом Божиим сделался местом особого притяжения сердобольных душ, желавших помочь беднякам. За два века, прошедших после смерти Блаженной Ксении вокруг него образовалось более двадцати приютов. Сама Ксения, добровольно принявшая тяготы бездомного жития дала приют сотням сирот, вдовиц и одиноких стариков. И хотя, в обычном понимании, она не явилась начинательницей благотворительных дел в Петербурге, она, вне всякого сомнения, является небесной покровительницей всех, кто занимается делами призрения и помощи обездоленным. Она бывала в своем бывшем доме у Антоновой, у благочестивых прихожанок Матфеевского храма Беляевой и Голубевой. Но в основном проводила ночи под открытым небом. Ее видели на паперти Матфеевского храма. Она часто уходила за городскую черту и проводила ночи в молитвенных бдениях на пустыре, который находился там, где сейчас проходит Чкаловский проспект.

http://radonezh.ru/analytics/o-blazhenno...

Текстология данного произведения и вопросы его атрибуции весьма сложны 76 ; для нас важно отметить лишь то огромное воздействие, которое оно оказало на Паламу. В Греции в это же время (первая половина XX в.) интерес к богословию св. Григория Паламы , пробужденный солидным (но ныне у старевшим, хотя для своего времени дававшим добротное введение в афонскую исихастскую традицию и проблематику исихастских споров) трудом свящ. Г. Папамихаила 77 , лишь спорадически возникал вновь. В этой связи стоит отметить небольшой доклад В. Иоаннидиса на Восьмом международном конгрессе по византиноведению, состоявшемся в Палермо в 1951 г. 78 Здесь выделяются и сжато анализируются фундаментальные составляющие исихастской аскезы – такие, как удаление от мира (в пустыню или на гору), самособирание ( συνλιξις) ума и его обращение внутрь себя, молитва и созерцание света Божия (особо подчеркивается связь последнего действия с конечным обожением человека) 79 . Эта небольшая работа может (и должна) расцениваться как своего рода конспект введения в исихастское богословие, обращенного к максимально широкой читательской аудитории. Сам Папамихаил подчеркивал ту ревность, с которой Палама направлял вверенную ему паству «к гавани христианского совершенства», наставляя народ в своих гомилиях 80 . В Румынии незыблемым монументом «паламоведения» возвышаются труды о. Думитру Станилоаэ (1903–1992), этого, по словам В. М. Лурье, «патриарха православного богословия» 81 XX в., и в особенности поздние книги и статьи мыслителя. Здесь учение св. Григория Паламы о Фаворском свете и энергиях Божиих вводится в широкий контекст православной триадологии и сотериологии 82 . Именно эти исследования (наряду с работами Мейендорфа , Манцаридиса, Радовича, Синкевича, Риго) определили основную линию изучения паламизма и исихазма в XX в. Они должны быть рекомендованы всякому желающему ознакомиться с духовно-аскетической и мистической глубиной Православия. В западноевропейской историографии (если говорить о «домейендорфовской» ее поре, хронологически соотносящейся с первой половиной XX в.) господствовавшее в начале века католическое неприятие паламизма (Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Мы видели, что в большинстве работ, посвященных Паламе, затрагиваются вопросы либо общего, либо сугубо частного характера (как правило, связанные с оценкой отдельных аспектов его миросозерцания либо посвященные тому или иному трактату, письму и т. п.). До сих пор очень мало исследований «среднего уровня» (классическим примером могут явиться статьи Р. Э. Синкевича о «Ста пятидесяти главах», и в том числе единственная специальная работа о космологии Паламы) 165 – таких, которые, базируясь на одной сравнительно узкой и однородной группе источников, многосторонне освещали бы всю совокупность затрагиваемых в них тем, а через это – путем индукции 166 – выходили бы на ключевые проблемы эпохи в целом. Особенно актуально восстановление такого рода традиции конкретно направленных локальных исследований в современной отечественной патрологии и византинистике. Множащиеся в последние годы научные теории общего и (мы бы даже сказали) гиперболизирующе-обобщающего характера никак не должны затмевать первичной задачи историка – тщательной источниковедческой работы. Изучение под этим углом зрения гомилий св. Григория Паламы совершенно необходимо. Ввиду особой важности выделим в самостоятельный подпункт данной большой темы проблему интерпретации социальной информации, содержащейся в гомилиях Паламы, и – шире – проблему использования гомилий в качестве исторического источника . Насколько гомилии отражают социально-политическую, экономическую и духовную ситуацию породившего их времени (1340–1350-х гг.)? Возможно ли с использованием содержащихся в них данных уточнить наши представления о социальной структуре Фессалоники и преобладавших в городе в ту пору общественных силах, а также об умозрениях горожан, которые, в конечном счете, и определяли их общественное поведение? По этим вопросам в науке нет определенности. В науке о византийской гомилетике этап первичного накопления и систематизации источникового материала, классическим выражением которого является упоминавшийся нами труд А. Эрхарда 167 , сменился этапом исторического построения 168 сравнительно недавно – приблизительно с середины – конца 1960-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Действительно, «особенно опасна была для Церкви и государства арсенитская агитация в восточных провинциях. Эти провинции находились в то время в исключительном положении, чрезвычайно благоприятном для успехов агитации [арсенитов]..., [ибо] восточные провинции, находящиеся под угрозой от мусульман, были... оставлены на произвол судьбы за недостатком средств к защите. Между тем в этих отдаленных от центра политического и церковного управления провинциях... живее, чем где бы то ни было, сохранялось воспоминание о насильственном устранении династии, крепче держалась привязанность к любимому патриарху (Арсению); здесь же, наконец, сильнее и влиятельнее, чем где-либо, был и элемент монашеский, ... монахи (из числа раскольников) хлынули на Восток и рассеялись по тамошним монастырям с целью сделать из них операционные базисы для дальнейшей борьбы с правительством» 73 . В такой ситуации «схема примирения, выработанная в Константинополе, могла рассматриваться в Филадельфии как немое соглашение с арсенитами, зашедшее дальше, чем простая икономия. К Феолипту не было применено существенных санкций за его схизму, что само по себе может быть указанием на то, что Константинополь осознавал и сочувствовал тяжелому положению, в котором находился Феолипт Филадельфийский » 74 . Другой исследователь, затронувший рассматриваемую проблему, А. Сидоров полагает, что «вероятная» причина таких действий святителя заключается в том, что для Феолипта не существует разницы между ересью и расколом, и тогда арсенитский раскол представляет не меньшую опасность для Церкви, чем ересь латинян. А. Сидоров также дает общее указание о том, что именно «экклесиология святителя и играла решающую роль в решении вопроса, касающегося арсенитской схизмы» 75 . 9. Непризнание Феолиптом акта 1310 г. в свете учения антиарсенитских трактатов Как можно видеть, Р. Синкевич, опираясь на исторический фон эпохи, и А. Сидоров , исходящий из учения святителя Феолипта, находят возможным оправдать позицию пастыря Филадельфийскою, несмотря на повествование Арсения Тирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

725 Перевод А. Ю. Волчкевич по изд.: Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten//J ahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 20,1971. S. 183; текст приводится по изд.: Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой-философом... С.103. 726 То есть, согласно Григоре, истинно беспредельным является только Бог. Григора проводит различие между актуальной беспредельностью Бога и мнимой беспредельностью многообразного тварного мира – эйдосов и их порождений; последнее является беспредельным для нас, но не по природе. 727 Перевод А. И. Сидорова ; текст приводится по изд.: Григорий Палама , свт. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественно-научным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы (главы 1– 63)//Богословские труды. 38, 2003. С. 13 – 16. Судя по реконструкции, произведенной Робертом Синкевичем на основании сравнения комментариев Григоры на «Сонник» Синезия (PG 149, 534В – 535А) и одного места из его «Ромейской истории» (1.108 – 109 (Schopen, Bekker)), Григора, тяготевший к неоплатоническим философским построениям, считал, что имеется всеобщая связь («симпатия») мировых явлений, объясняемая наличием Мировой Души, которая связывает и пронизывает все части космоса (тем не менее Григора выступал против астрологии, будучи одним из крупнейших для своего времени знатоков птолемеевской астрономии). В связи с этим Р. Синкевич предполагает (Sinkewicz R. Christian Theology and the Renewal of Philosophical and Scientific Studies in the Early Fourteenth Century: The Capita 150 of Gregory Palamas Ц Mediaeval Studies. 48,1986. P. 342 – 346) , что Палама в данной цитате, опровергая платоническое учение о Мировой Душе, полемизировал именно с Григорой. В подтверждение этого говорит тот факт, что сочинение «Сто пятьдесят глав» написано свт. Григорием Паламой около 1349 – 1350 гг., как раз когда Григора начинал играть роль лидера анти-паламитского движения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Рубрики Коллекции «Вместе весело шагать» 2 мин., 05.06.2012 Поделиться 1 Июня в Центре современного искусства MOD прошел детский интегративный праздник «Вместе весело шагать…», приуроченный к международному дню защиты детей. На празднике была представлена выставка детских фотографий, выполненных фотографом-любителем Анной Докудовской. Анна - студентка педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. По ее словам, она с детства мечтала работать с детьми. И, параллельно с учебой, вот уже четыре года работает сестрой милосердия в одном из специализированных детских домов-интернатов города Москвы. И эти же четыре года Аня снимает своих подопечных:  «Когда я выбирала профессию, я не знала, что фотография будет для меня также интересна, как и работа с детьми». Изначально для выставки было отобрано 50 работ, на которых были запечатлены дети с ограниченными возможностями. Как рассказала организатор выставки, президент благотворительного фонда «Пелагея» Александра Шилова, на этих фотографиях видно, что все дети одинаково прекрасны и отзывчивы, одинаково просты и беззащитны: «Все они одинаково радуются и смеются, несмотря на то, что они родились отличающимися от здоровых ребятишек». Однако по ряду организационных причин показать все отобранные фотографии не удалось. Из них на выставку было допущено всего 15. И, чтобы все-таки осуществить задуманное, организаторы выставки не только попросили фотографа Анну Докудовскую дополнить экспозицию фотографиями обычных детей, но и придумали провести одновременно с выставкой детский праздник. «Может быть, и хорошо, что так получилось, - говорит Александра, - что нам не удалось сразу представить полную версию выставки. Зато мы смогли организовать необычный интегративный праздник, в котором приняло участие много сочувствующих нам людей, куда мы смогли пригласить и детей-инвалидов, и здоровых детей. Что же касается фотографий, то, возможно, нам все-таки удастся показать все 50, но в другой раз и в другом месте». Для детей, пришедших на выставку, были организованы мастер-классы: ребята делали поделки, рисовали, пели и играли. Посетителей на выставке было немного – в основном участники и организаторы: руководитель  дизайн-студии «Мир своими руками» Татьяна, работники интегративного детского сада «Складной Жираф», сестры-милосердия из детского дома, руководители группы дневного пребывания медицинского центра " Милосердие " при Марфо-Мариинской Обители милосердия Лариса Алексеевна и Анна Прищенко , профессор генетики из Европейского Медицинского Центра Наталья Александрова Белова и  представитель из агентства по усыновлению детей с особенностями развития Алена Синкевич. Среди гостей выставки был член Общественной палаты РФ по социальной политике Богдан Новорок.

http://foma.ru/vmeste-veselo-shagat.html

Анадырская епархия примет участие в просветительской акции «Здоровая Чукотка — 2024» 6 марта 2024 г. 11:53 Анадырская епархия примет участие в просветительской акции «Здоровая Чукотка — 2024», направленной на профилактику употребления психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи, повышение сберегающей здоровье культуры и формирование у подрастающего поколения региона сознательного выбора в пользу здорового образа жизни. Секретарь епархии иеромонах Иоасаф (Петровых) сообщил, что акция проводится для педагогов, студентов, школьников, а также воспитанников детских садов всех образовательных учреждений Чукотского автономного округа. Организатором выступает Чукотский институт развития образования и повышения квалификации совместно с Московским городским отделением Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело» при поддержке Анадырской епархии. «В рамках просветительской акции 21 и 22 марта будут организованы обучающие вебинары, цифровые онлайн-уроки и интерактивные занятия при участии нашего доброго товарища и постоянного партнера Олега Моисеева — руководителя Московского отделения " Общего дела " , который уже неоднократно посещал Чукотку. В этот раз обучение пройдет полностью на онлайн-платформах», — рассказал отец Иоасаф. Под руководством директора Чукотского института развития образования и повышения квалификации Валентины Синкевич учреждение на сегодняшний день имеет в распоряжении самые современные средства и технологии, необходимые для проведения дистанционных образовательных программ. Принять участие в акции может любой педагог или наставник со своими воспитанниками, направивший для этого соответствующую заявку в адрес вуза. «Общее дело» — общероссийская общественная организация, основанная в 2012 году, активно занимающаяся профилактикой алкоголизма, табакокурения и наркомании, прежде всего в молодежной среде, а также укреплением морально-нравственных ценностей и популяризацией здорового образа жизни в российском обществе. Участники акции смогут воспользоваться богатым профессиональным фондом организации, включающим программы интерактивных занятий по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди детей и молодежи, развитию личности и профилактике аддиктивного поведения подростков, а также множество познавательных мультипликационных и информационно-просветительских фильмов по данной тематике. Анадырская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010