Две небольшие живописные скалы высятся по обеим сторонам при входе в эту тихую и обширную гавань. Вы выходите на самый тот берег, куда сту­пил ссыльный Иоанн. Подымаясь на крутизны, на половине пути от берега до той вершины, где находится город Патмос и огромный монастырь св. Иоанна, вы увидите на отдельно выдавшейся скале скромную церковь о двух куполах, выстроенную на том месте, где Иоанн имел Божественное откровение; туда ведет глубоко иссеченная в камне дорога. Часовня имеет не более как девять шагов в длину и пять в ширину и накрыта искусно све­денным готическим сводом. Иконостас имеет по два местных образа с обе­их сторон; над царскими вратами видно большое распятие, достигающее почти до свода. Вправо от церкви открывается мрачная пещера, поддер­живаемая посреди, при входе, толстою квадратною колонною. По сохра­нившемуся здесь преданию, в этой пещере св. Иоанн начертал Божествен­ный Апокалипсис. Глубокая расселина видна на верху пещеры. Некоторые писатели утверждали, что самое Евангелие св. Иоанна писано на острове Патмос, но положительнейшие предания удостоверяют, что оно было пи­сано в Ефесе и что пред начатием сего великого дела Иоанн и христиане ефесские всенародно приносили моления и постились. Повествуют, что Иоанн произнес первые слова своего Евангелия: «В начале бе Слово», – вышед из глубокого вдохновения, и что они были сопровождены внезапным гро­мовым ударом. Григорий Туронезский, причтенный латинскою Церковью к лику святых, пишет, что в его время показывали на вершине одной из гор, прилежащих к Ефесу, место, на котором, по преданиям, Иоанн писал свое Благовествование, было ограждено четырьмя стенами без крыши; уверяли, что дождь никогда не окроплял этого места во все время, пока апостол занят был своим божественным трудом, и что даже впоследствии дождь никогда туда не падал. Подлинная рукопись Евангелия св. Иоанна долго сохранялась в Ефесе: на нее указывали в III и в IV веке, о чем свиде­тельствует св. Петр Александрийский по выписке, находящейся в хрони­ке Александрийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

для омытия греха и нечистоты“ ( Зах. 13:1–2 ). И видит Захария некоего „покрытого рубцами, битого в доме любящих Его“ и еще видит, что: „поражен Пастырь и рассеются овцы стада“. „И скажет Господь: это Мой народ и они скажут: Господь Бог мой!“ ( Зах. 13:6–9 ). Таким образом пророчество Исаии, (как позднейшее пророчество Захарии) об исчезновении идолов, заключает в себе пророчество об очищении земли от власти духов злобы поднебесных, что и совершилось властию и милостию Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа 284 . И в стихе 19 мы видим пророческое видение не только о разрушении Иерусалима Вавилонянами, но и о разрушении Иерусалима Римлянами и далекое предвидение великого судного дня. Вспомним, что Господь, ведомый на пропятие, глаголал дщерям Иерусалимским: „плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные,.... и начнут говорить горам: падите на нас“.... ( Лк. 23:25–30 ). В этих словах Господь указывал на грядущее разрушение града, но и это разрушение Иерусалима было преобразованием последнего великого дня суда Господня. В нашем труде „Опыт изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова“, (ч. I, стр. 161 прим. 2-е), мы говорили, как во всех Евангелиях суд над Иерусалимом прообразует великий день судный. 20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, 21 . чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Пророк видит и настоящее, и будущее: в настоящем он обличает грубое идолопоклонство своего времени, в будущем он клеймит всякое идолопоклонство, будет ли то обожание себя или другого человека, или разума человеческого, ставимого превыше всего, или наслаждения плоти: когда настанет тот день все исчезнет, как дым пред славой Господней. Но время, когда откроется „тот день“, только Богу известно, ( Мф. 24:36 ) хотя многие прообразовательные события посылаются Господом Богом, чтобы приготовить человечество к последнему великому дню. Об идолах надобно напомнить, что самое имя их по-еврейски означает ничто, нечто не существующее, ложь. Ср. в Псалме 95 ст. 5: „все боги народов суть ничто (идолы)“. Прекрасно говорит пророк Аввакум: „горе тому, кто говорит дереву: встань; и бессловесному камню: пробудись! “ ( Авв. 2:19 ). День Господень есть день просвещения неумирающего человеческого я; идолопоклонники внезапно пробуждаются от безумия своего, как от тяжелого сна, и при свете правды Господней видят пред собою то, что они чтили и содрогаются безумию своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Звери и скоты послушали праотца и вошли в ковчег, а гордые люди проявили и свое неверие, и презрение к словам Ноя. Однако ни в дебрях лесов, ни в глубоких пропастях, ни на высоте орлиных гнезд, ни в расселинах скал, ни на вершинах гор никто не нашел себе спасения. Ковчег - образ Церкви, и вне Церкви спасения нет. Должно быть, допотопные люди имели корабли, плоты и лодки, но потоп разметал их, как щепки, и поглотил в своей пучине. Когда начался потоп, люди бросились к ковчегу, но он оказался уже закрытым. Так Церковь призывает людей к покаянию до Страшного Суда, но когда Господь придет на землю судить живых и мертвых, то врата Церкви закроются, как вход в ковчег. Всякий раскол - это попытка обойтись без ковчега, попытка спастись своими силами, сделав из нескольких бревен свой маленький челнок. Звери спасаются в ковчеге, а люди погибают - это тоже символ: кающиеся грешники получают Царство Небесное, а гордецы, которые не захотели спасаться вместе со зверями и скотами, оказываются на дне моря. Как похожи раскольники, порицающие Церковь, на тех, кто на призыв Ноя отвечал: " Как я могу находиться рядом со зверями и скотами! " Но нам неведомо, кого изберет Бог: явным грешникам легче принести покаяние, чем гордым и самовлюбленным фарисеям. Характерно, кстати, что новозаветных раскольников - новациан и донатистов, современных святителю Киприану, называли " кафарами " , то есть " чистыми " ,- так же, по сути, как и ветхозаветных фарисеев. Однако Евангелие показывает нам, что фарисейская чистота - это маска, под которой таится самая гнусная страсть - гордыня; о ней сказано: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16, 5). Итак, второго ковчега не оказалось, и океан, покрывший поверхность земли, превратил все убежища в одну могилу. Ныне существует множество расколов - это целая флотилия игрушечных лодочек, каждая из которых стремится заменить собой Ноев ковчег. Но их объединяет одно: они хотят спастись не верой в обетование Божие, данное Церкви, а человеческими домыслами и силами - поэтому все они обречены, всех ожидает одна участь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2173...

Здесь, восторженному духом, в день воскресный, явился ему Сын Бо­жий, Алфа и Омега, посреди седми светильников, с седмью звездами в дес­ной руке, изображавших седмь Церквей Азийских и их седмь ангелов. Это явление Сына Божия любимому ученику Своему напоминает ответ Христа Спасителя Петру, когда он спросил Иисуса об Иоанне: «Господи, сей же что?» Иисус сказал ему: «Аще хощу да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе?.. Изыде же слово сие в братию, яко ученик той не умрет: и нерече ему Иисус, яко не умрет: но аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе» ( Ин.21:21–23 ). В настоящее время Патмос представляется в виде двух огромных гор, со­единенных узким перешейком. Вершина одной горы увенчана городом, носящим имя Патмоса, среди которого возвышаются твердыни монасты­ря св. Иоанна. Рассеянные по ребрам крутых скал другие селения кажутся готовыми низринуться в море. Зубчатые и изрытые глубокими расселина­ми скалы показывают следы вулканического переворота. Едва кое-где вид­на тощая зелень на тонких слоях земли, которая превращается в мелкую пыль от раскаленных лучей солнца. Патмос, находящийся в числе Спорадских островов Эгейского моря, отстоит на 40 географических миль от бе­рега Малой Азии и имеет 18 миль в окружности, не считая изгибов. Хотя по местам разведены небольшие фиговые, апельсиновые и виноградные сады, особенно в узкой долине, на западной части острова, но это не воз­награждает бесплодности острова. Со всем тем он оживлен промышлен­ностью жителей, которые на легких ладьях заходят даже в Черное море для нагрузки хлеба, а вино привозят преимущественно с острова Санторина. Население острова весьма малочисленно и едва доходит до 1000 чело­век. Жители все христиане. Архимандрит монастыря почитается владете­лем острова, в котором Покок насчитал до 300 церквей, что не весьма ве­роятно. Жители занимаются большей частью мореходством. Гавани Пат­моса знамениты своим удобством и безопасностью, особенно так называе­мая гавань Ла Скала, находящаяся пред городом Патмосом, или Патино.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

земли к подчиненным ему монахам латинским, однако же, остановился на подворье греческом. Престарелый игумен Захария и двое служек содержали сию гостиницу, где я был принят почтенным старцем с большою простотою и радушием, без всяких видов корыстолюбия, которое часто встречал впоследствии. Узнав о моем приезде, все христианские старшины города пришли провести со мною вечер, и один из них угостил меня ужином. Много расспрашивали они, о войне с турками и о мире, равно и об освобождении св. гроба, единственной и вечной цели желаний христианского Востока. Когда они удалились, игумен таинственно показал мне рукопись, заключающую в себе пророчества монаха Агафангела, (жившего в XIII веке) о славе России и судьбе Царьграда. Игумен прочел мне в рукописи о величии Петра, Екатерины, о нашествии галлов и нового царя их, ведущего их на гибель, и о славе Александра: главные, великие события темно описаны, и цари не названы по имени, кроме Петра, которого имя не раз употреблено и для его преемников, в общем смысле династии. Я не обратил тогда довольно внимания на сию рукопись, но впоследствии наш консул в Кипре уверял меня, что он ее читал прежде нашествия французов, и что даже при получении сей горькой вести в Царьграде, послал оную к министру нашему, для утешительного пророчества о падении Наполеона. По возвращении же моем я читал ее сам и нашел неимоверною. Рано утром спешил я оставить Раму, чтобы достигнуть вечером Иерусалима, отдаленного от нее девятью тяжелыми часами пути. В течение первых четырех продолжаются еще те же плодоносные поля, какие идут от Газы; но миновав деревню Латрун, отечество благоразумного разбойника, сего первенца наследников рая, долины становятся глубже и суровее, стесняясь между первыми отраслями гор иудейских. Весенняя роскошь зелени и цветов, на дне сих обильных пастбищ, оживленных стадами арабскими, странно противоречила дикости восстающих над ними скал, в ущелья коих проникает дорога. Со всех сторон воздымались они, неприступные, поросшие в своих расселинах кустарником; их красноватые камни горели лучами полуденного солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иконостас имеет по два местных образов с обеих сторон; над Царскими дверьми видно большое распятие, достигающее почти до свода. Вправо от церкви открывается мрачная пещера, поддержанная посереди, при входе, толстою квадрантною колонною. По сохранившемуся здесь преданию, в этой пещере св. Иоанн начертал Божественный Апокалипсис. Глубокая расселина видна наверху пещеры. Некоторые писатели утверждали, что самое Евангелие св. Иоанна писано им на острове Патмосе, но положительнейшие предания удостоверяют, что оно было писано в Ефесе; что пред начертанием сего великого дела Иоанн и христиане Ефесские всенародно приносили моления и постились. Повествуют, что Иоанн произнес первые слова своего Евангелия: В начале бе слово, – вышед из глубокого вдохновения, и что они были сопровождены внезапным громовым ударом  311 . Григорий Туронезский, причтенный латинскою церковью к лику святых, пишет, что в его время показывали на вершине одной из гор, прилежащих к Ефесу, место, на котором, по преданиям, Иоанн писал своё благовествование; оно было ограждено четырьмя стенами, без покрыши; уверяли что дождь никогда не окроплял этого места во всё то время, когда Апостол занят был своим Божественным трудом, и что даже в последствии, дождь никогда туда не падал. Подлинная рукопись Евангелия св. Иоанна долго сохранялась в Ефесе; на неё указывали в третьем, в четвертом и даже в седьмом веке, о чём свидетельствует св. Пётр Александрийский по выписке находящейся в хронике Александрийской  312 . Монастырь св. Иоанна укреплен мощными стенами и башнями. Его построение приписывают Императору Алексею Комнену в 1117-м году, по предстательству св. Христодула (раба Божия), который желал защитить иноков Патмоса от частых нападений корсаров, которые и доселе укрываются в изгибистых заливах острова. Монастрыь, сотсоящий из довольно многочисленной братии, находится под непосредственным покровительством епископа Самосского  313 . При монастыре есть гимназия, которая считается лучшею на Востоке. Древний еллинский язык преподается здесь во всей чистоте по знаменитой грамматике Константина Ласкариса; физика, метафизика и богословие входят также в состав учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Иные представляют на это и другие причины. Так говорят, что раздираемая завеса означала упразднение буквы законной, причем должно раскрыться все законное, что прежде закрывалось буквою, как некоею завесою, а все, прежде неясное и загадочное, должно объясниться теперь, исполнившись на Христе. Можно сказать и то, что как иудеи имели обычай раздирать одежды в случае богохульства, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти (воплотившегося) Бога, разрывал одежду свою, т.е. завесу» (Феофил.). – «Земля потряслась»: землетрясение сие надобно признавать, по связи с предшествующими ему и последующими чудесами, также чудесным, а не обыкновенным явлением. Это был знак гнева Божия на тех, кои предали смерти возлюбленного Сына Его. – От этого землетрясения «камни», т.е. скалы гор, «расселись и гробы», которые делались в каменных скалах в виде пещер, «отверзлись»: камни, закрывавшие вход в эти пещеры, действием землетрясения отпали и оставили пещеры открытыми, или сверху наделавшиеся расселины оставляли их открытыми. – «Многие тела усопших» и пр.: вероятно, это были недавно умершие праведные люди, которые известны были остававшимся в живых жителям Иерусалима: ибо если бы древние святые воскресли и явились в городе, то их, конечно, не узнали бы, и явление их (ст. Мф.27:53 ) не достигло бы цели. – «По воскресении Его», т.е. Христа, следовательно, в час смерти Его только отверзлись гробы; праведники же воскресли после того, как Сам перворожденный из мертвых, начальник воскресения, воскрес, победив смерть. – «Вошли во святый град»: гробы устроялись обыкновенно в скалах, окружавших города. Может быть, не только из окрестностей Иерусалима воскресшие пришли в город, но и из других городов. – «Святый град»: Иерусалим, называемый так потому, что в нем был единственный в то время святой храм единого Бога, в котором Бог являл особенным образом святое Свое присутствие. – «Явились многим»: «дабы действительность сия не сочтена была за мечтание, (воскресшие) являются многим в городе» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иуда боится, что, если он и Шелу приведет к Фамари, – а Шела, к тому же, еще не подрос, – он тоже может умереть! Иуда начинает догадываться, что он сделал что-то совершенно неправильное: зачем он женился на хананеянке?! Когда в ваши квартиры приводят этих хананеянок, задумайтесь – зачем, для чего они нужны? Как-то меня пригласили в один дом, там один верующий юноша взял неверующую невесту. Я ему говорю: «Зачем она тебе нужна?» Он говорит: «Батюшка, а разве вы не знаете, зачем они нужны?» Я говорю: «Я не в этом смысле! Нельзя строить семейную жизнь только на сексуальном чувстве. Здесь должна быть гармония духа, души и тела – тогда будет счастье! Зачем она тебе нужна?» И вот Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего. Конечно, Фамари было обидно, но Бог уже избрал эту принцессу Иерусалима, она должна стать праматерью Мессии. И как это произойдет – Господь уже усмотрел. Теперь опять вернемся к Иосифу. История об Иосифе Прекрасном прерывается рассказом о событиях, о которых мы сейчас говорим. Почему? Потому что Иосиф окажется при дворе фараона, а фараоны будут угнетать Богом избранный народ. И прежде чем Библия перейдет к повествованию об угнетателях, она говорит нам о тех событиях, в результате которых родится Христос – Избавитель от всех угнетателей, ибо говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). Библия дает надежду: фараон как бы еще не появился на горизонте библейского повествования, но уже говорится о том, что придет Тот, Который сокрушит всех угнетателей, всех этих банкиров, всех дельцов, зарабатывающих себе деньги на чужом поте, на чужой крови. Господь их сокрушит, и у пророка Исаии сказано, что они бросят своих идолов – эти свои банки и копорации – летучим мышам! А сами будут прятаться в бомбоубежищах – Исаия не знал этого слова «бомбоубежище», он говорит: «в расселины гор» ( Ис.2:20–21 ), когда вся эта лукавая система будет рушиться. Далее мы читаем: « Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина » ( Быт.38:12 ). Смотрите, когда Иуда женится – ее имя не называется, когда она умирает – ее имя тоже не называется. Бесполезное поколение, смысла в нем нет! Иуда стал вдовцом…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Их строили уже обедневшие городские общины, но, по приказу императоров и правителей, под давлением фанатических монахов, наскоро и из готового материала, как привелось, без притески; землетрясения быстро разваливали эти наскоро сложенные стены базилик, а арабы легко разбирали руины, подчиняясь отчасти фанатизму, отчасти нужде, так как не могли управиться с римскою кладкою языческих зданий. Так христианские эмблемы – кресты и монограммы оказываются стесанными на дверных косяках этой базилики, тогда как в храме Юпитера, под базою полуколонны на южной стороне, на пьедестале, недавно отрытом из-под руин, сохранился высеченный крест, показывающий, что этот храм, как уцелевший, был позднее (при Феодосии Младшем?) обращен в церковь , тогда как большой храм уже при Константине был руиною. Мы выехали из Баальбека на юг к Якфуфу, держась все время желобов с кристальною струею вод, источник которых бьет в Баальбеке. Половина дороги идет по обнаженным каменистым холмам, на которых бродят стада, все спускаясь. В ущелье, у горной речки стоит деревушка Якфуфа. От нее, по горным кручам, спустились в долину дер. Сургайя, лежащую на высоте 4500 фут., узкую, тесную, но бесконечно длинную. В этой теснине днем было жарко и душно, при нас 38° Р., а ночью температура упала до 7°. Из Сургайи мы пошли прямо на юг по той же узкой котловине, вдоль ручья и пояса садов, теснящихся к воде. На высоте 4800 фут. достигаем перевала и водораздела; наверху каменисто и прохладно. Слева показывается полоска зелени, по новой речке, текущей на юг в Бараду и провожающей нас до Зебедани, деревни, среди роскошных плодовых садов, состоящей из двух расселившихся по сторонам реки населений: христианского и мусульманского. Отчаянная дорога, насыпанная сплошь голышами, сваливаемыми на дорогу из всех садов, ведет через деревню версты четыре. Далее ручей становится уже горным потоком, и соединившись с Барадою, мощными струями несущейся из-под гор, образует реку, шумную, пенистую и веселую. Котловина раскрывается, и повернув налево, мы идем по восхитительным местам, столь же плодородным, сколько красивым; здесь и водопады, и быстрины кристальных вод, меняющих цвета синьки и бирюзы, и бешеная скачка воды, по порожистым местам, напоминающая Терек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Монастырь Синайский был застроен и укреплен стенами в 527 г. по повелению императора Юстиниана на государственный счет. Близ него поселены, для охранения и услуг, 200 семейств рабов с берегов Дуная и из Египта. Об этом свидетельствует следующая надпись над воротами западной ограды монастыря: «с основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог беседовал с Моисеем, смиренным царем Ромеев Иустинианом в вечное поминовение его и супруги его Феодоры, и окончен после 30 года царствования его. И поставил в нем (Иустиниан) игумена именем Дулу, в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Но не находя остатков древних келий, преосвященный Порфирий приходит к заключению, что их вероятно вовсе не строили. «Тогдашние старцы», говорит он, «по древнему чину и обычаю жили в горных пещерах и расселинах, и только по субботам собирались в монастырскую церковь , и после воскресной службы опять уходили в свои седальницы и безмолвницы. Вероятно, боковые приделы древней церкви в тоже время служили сборными горницами – ξδαι. Епископ же и причт его помещались в башнях». Из подвижников и настоятелей Синайского монастыря особенно замечателен Иоанн Лествичник , сочинитель «Духовной Лествицы». Преосвященный Порфирий так описывает место подвигов св. Иоанна. «Укромник Лествичника, невообразимо диковинный, казался мне более надгробным памятником, наметанным из исполинских камней, чем жилищем человека... Это не естественная пещера в горе, а куча огромнейших и малых камней, которые когда-то скатились с высоты Сумра и торчком остановились на этом месте, так что под ними мог укрыться пустынник. Под эти камни подведены с трех сторон стенки с двумя оконцами. Укромник преподобного Иоанна немного более первой пещеры преподобного Антония Великого . В средине его можно стоять свободно, а под боковые наклонно навесные углубления надобно подходить согнувшись вчетверо. В нем нет ничего, кроме малого поставца, выделанного в кладеной стене. Думалось, что Лествичник влагал в него свиток священного Писания и свои творения. Подобный поставец имел и Антоний Великий . Долго я оставался на этом месте подвигов благодатного игумена Синайской обители, удивляясь его самоотвержению, терпению, воздержанию, безмолвию и погружению в Боге. Надобно иметь особенное предрасположение к созерцательной жизни, величайшую крепость внутреннего человека, и много даров и утешений благодати, чтобы прожить несколько лет в сумрачном укромнике, как в светлом рае. Тут Иоанн описывал восхождение души от совершенства к совершенству и возношение её над крутизнами и стремнинами прирожденного нам зла. как будто побуждала его к тому вся окрестность, представляющая ряд постепенных возвышений гор к чистейшей лазури неба из глубин утесистых и стропотных».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010