10–12. Посылаяй источники в дебрех, посреди гор пройдут воды. Напаяют вся звери селные, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесные привитают: от среды камения дадят глас. Охраняя жизнь тварей промыслом своим, Господь посылает источники в дебрех – в долинах, так что воды протекают и среди гор, именно – в узких долинах. Воды эти напаяют всех зверей сельных – полевых, кои обитают на горах и в долинах между гор. – Ждут онагри в жажду свою, – томимые сильной жаждой в летний зной, онагри – полевые или дикие ослы с нетерпением ожидают напиться воды и, ожидая, стремятся к этим горным, чистым и свежим источникам ( Пс.41:1–2 ). – На тых или при них, при этих источниках, обитают и птицы небесные – живущие не при жилище человека, а на свободе летающие под небом. – От среды камения дадят глас, – птицы эти, обитая при источниках, текущих между гор (ст. 10), гнездятся в расселинах скал, откуда раздается их радостный крик и приятное пение. 13–15. Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит. Ты, Господи, напояешь горы от превыспренних своих, или – с высот, т. е. из облаков, находящихся высоко в небе, далеко выше и самых вершин гор (ст. 3). – От плода дел Твоих насытится земля, – плодами, которые являются делом Твоих рук, Твоей промыслительной деятельности, насыщается земля или все, что живет на земле, и скоты и люди. – Ты, Господи, прозябаешь – произращаешь траву для скота пастбищного и злаки – всякую питательную зелень – на службу или на пользу человеку, – производишь хлебе из земли, именно – пшеницу, ячмень и разные овощи: и – вино, которое веселит сердце человека, и елей – масло, которым он намащает свое лицо, и оно радостно блистает, и хлеб, который укрепляет сердце, как средоточие и совокупность сил человека, т. е. питает его, и он, чувствуя достаточно сил, твердо ходить, крепко берет все руками, не утомляется в работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А если доступны тебе причины этого и ты познал, сколько в этом разума, то рассмотри различия растений до искусности, примечаемой в листах, по которой они вместе и всего приятнее для взора, и всего полезнее для плодов. Рассмотри разнообразие и богатство самих плодов, особенно же преимущественную красоту наиболее необходимых. Рассмотри силы корней, соков, цветов, запахов не только самых приятных, но и здоровых, привлекательность и качества красок. Рассмотри также драгоценность и прозрачность камней. Природа, как на общем пиршестве, предложила тебе все – и что нужно для тебя, и что служит к твоему удовольствию, чтоб ты, сверх прочего, из самих благодеяний познал Бога и из своих потребностей приобрел больше сведений о себе самом. После этого пройди широту и долготу общей всем матери – земли, обойди морские заливы, соединяемые друга с другом и с сушей, красоту лесов, реки, обильные и неиссякающие источники не только холодных и годных для питья вод, текущих поверх земли, но и тех, которые под землей пробираются по каким-то расселинам, и оттого ли, что гонит и отталкивает их крепкий ветер, или оттого, что разгорячает сильная борьба и сопротивление, проторгаются понемногу, где только могут, и для нашего употребления во многих местах доставляют теплые бани различных свойств – это безвозмездное и самосоставное врачевание. Скажи, как и откуда это? Что значит эта великая и безыскусная ткань? Здесь все не менее достохвально, станем ли что рассматривать во взаимном отношении или в отдельности. Отчего стоит земля твердо и неуклонно? Что поддерживает ее? Какая у нее опора? Ибо разум не находит, на чем бы утверждаться этому, кроме Божией воли. Отчего земля то поднята на вершины гор, то осаждена в равнины, притом так разнообразно, часто и постепенно меняет свои положения и тем богаче удовлетворяет нашим нуждам и пленяет нас своим разнообразием? И отделена ли она для жилищ человеческих или необитаема, поскольку перерезывается хребтами гор или иным чем отсекается и отходит для иного назначения, – везде служит самым ясным доказательством всемогущества Божия! А в море, если бы не удивляла меня величина, я стал бы дивиться кротости, как оно и ничем не связано, и стоит в своих пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Такое предание о ките. — А вот этот морж? — спрашиваю я. — Нет, это камень. — А птица? — Тоже так… камень. Вот у Кольской губы — там есть люди окаменелые. Колдунья тащила по океану остров, хотела запереть им Кольскую губу. А кто-то увидал и крикнул. Остров остановился: колдунья окаменела, и все люди в погосте окаменели. Мы едем ближе к горам. Мне кажется, что если хорошенько крикнуть теперь, то и мы, как горы, непременно окаменеем. Я изо всей силы кричу. Горы отзываются. Лопари с поднятыми вверх веслами каменеют и слушают эхо. Подшутить бы над ними? У ног моих на дне лодки большой камень-якорь с веревкой. Беру этот камень и прямо возле девушки бросаю его в Имандру. Бух! Я не сразу понял, в чем дело. Вижу только — девушка стоит рядом, что она схватилась за нож, но ее удержали. В воде плавают весла. Лапландка от испуга пустила в меня веслом, промахнулась, хотела зарезать, но ее удержали, и теперь с ней истерика. — Наших женок, — укоризненно говорит мне Василий, — нельзя пугать. Наши женки пугливые. Могла бы и беда быть… Немного спустя девушка приходит в себя, а лопари как ни в чем не бывало смеются. Рассказывают мне множество разных случаев и все приговаривают: “Наши женки пугливые”. — Отчего это? — спрашиваю я. — Неизвестно. После всех этих рассказов мне не хотелось больше шуметь и кричать. Мне кажется, что если я теперь крикну еще раз, то все эти окаменевшие звери, рыбы и птицы испугаются, проснутся, и от этого будет что-то такое, отчего сейчас страшно, но что — это неизвестно. — В горах, — говорит Василий, — есть озера, где лопарь не посмеет слова сказать и веслом стукнуть. Вот там есть такое озеро: «Вард-озеро». Он показал рукой на мрачное ущелье Им-Егор. Это ущелье — расселина в горах: вход внутрь этой огромной каменной крепости Хибинских гор. Туда мы и отправимся завтра на охоту за дикими оленями, но сегодня мы заедем в Белую губу. Там живут лопари в пыртах, живет телеграфный чиновник, у которого можно достать масла и хлеба. У подножья мрачных Хибинских гор, на которые похожа декорация в дантовом Аду, возле Имандры живет маленький чиновник. Он похож на крошечный винтик от часового механизма: так высоки горы, и так он мал.

http://azbyka.ru/fiction/zelenyj-shum-sb...

4. Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся. Восхваляя любовь Бога к себе в своей молитве, Давид вместе выражает и надежду на Него, – что Он, как прежде, так и теперь, подаст ему помощь. 5–6. Одержаша мя болезни смертныя, и потопы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. Болезни смертныя – те, что ведут к смерти; потоцы беззакония – бедствия, причиняемые беззаконными людьми, многократные, непрестанные, разрушительные, губительные, как бурные неожиданные потоки, которые не редко являются в Палестине, по причине ее гористой поверхности; болезни адовы – те, при которых Давид находился в крайних страданиях. как бы во аде; сети смертныя – многоразличные хитрые способы, тайно употребляемые врагами, чтобы схватить Давида, как льва, и погубить не силой, а обманом. Очевидно, образ речи взят из быта охотников, кои расстилают сети для зверей и птиц. 7. Я внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святого своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Как пастырь стада, иногда из своей палатки слыша мучительное блеяние своей овцы где-то в окрестности, спешить к ней; так и Господь слышал молитву Давида, проникнутую грустью, из скинии своей и подал ему скорую помощь. 8–9. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог . Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. Шествие Господа – Заступника сопровождается сильным землетрясением: в этом обнаруживается Его гнев, в котором Он стремится наказать грешных. Шествие прогневанного Господа сопровождается также вулканическим извержением и страшной грозой: всходят черные густые облака дыма из недр земли... огнь молний разрушает скалы... раскаленные камни, как угли, с страшною силою извергаются из расселин треснувшей земли... Так открывается гнев Божий в действиях стихий земли и неба. 10–11. И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В храме под сению, вывершенной куполом, стоит трапеза; на ней видна кадильница златая. Тут святой Симеон Богоприимец держит на руках своих младенца Христа, благословляющего его. Напротив него близ трапезы стоит Богоматерь и простирает к нему руки. Позади нее Иосиф держит двух голубей. Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: Сей младенец сотворил небо и землю. 7. Иосиф с Богородицею бежит в Египет Вдали рисуются горы, а на первом плане – Богоматерь с младенцем, сидящая на осле, Иосиф идущий за нею и держащий на плече посох с навитою на него одеждою, и отрок, ведущий осла за веревку, в руках держащий корзинку и озирающийся на Пресвятую, а пред ними – крепость и идолы, падающие со стен ее. 8. Избиение младенцев Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину. 9. Двенадцатилетний Христос, сидящий среди учителей В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа. 10. Христос, грядущий креститься в Иордане У гор течет река Иордан. На одной из них виден идущий Христос. Предтеча указывает Его народу, держа хартию со словами: се Агнец Божий, вземляй грехи мира. В другом отделении изображения Христос виден на берегу Иордана, и пред Ним Предтеча с хартиею, на которой написано: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Христос благословляет ему на хартии: пророче, остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. 11. Крещение Христово

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Вылчитрынский золотой клад. XIII-XII до Р. Х. (СНАМ) Вылчитрынский золотой клад. XIII-XII до Р. Х. (СНАМ) Наиболее ранние археологические свидетельства заселения территории совр. Б. относятся ко времени раннего палеолита (700-100 тыс. лет до Р. Х.). К эпохе халколита (меднокаменного века, IV-III тыс. до Р. Х.) относятся крупный Варненский золотой клад, находки антропоморфной и зооморфной идольной пластики и керамических сосудов. Тогда же появляются первые поселения с жилыми постройками - полуземлянками (совр. Лудогорие, Шумен, Русе). Распространены были культы матери-земли, солнца, вождя, почитание предков. К периоду бронзы (3000-1200 гг. до Р. Х.) относятся поселения у с. Эзеро, Побит-Камык (в р-не Разграда), в окрестностях Сливена, Русе, Варны и Врацы. Наиболее яркими памятниками искусства того времени являются скальные рисунки в пещере Магура и Вылчитрынский золотой клад XIII-XII вв. до Р. Х., изделия к-рого отличаются изяществом и совершенством техники. Отчетливыми становятся региональные культурные особенности; в отличие от Сев. Болгарии земли к югу от Балканских гор были прочно связаны с греч. и ближневост. культурами. Античная Фракия Кариатиды. Фрагмент декора гробницы в с. Свештари. 1-я пол. III в. до Р. Х. Кариатиды. Фрагмент декора гробницы в с. Свештари. 1-я пол. III в. до Р. Х. Во II тыс. до Р. Х. одновременно с консолидацией греч. этноса на Балканском п-ове складывается ряд др. индоевроп. народностей, в числе к-рых были фракийцы и иллирийцы. В долине р. Струма расселились македонцы. Родственным фракийцам народом были мёзы, жившие в бассейне Моравы и Н. Подунавье. В сер. II-I тыс. до Р. Х. фракийцы занимали обширные территории от Карпат до Эгейского м. и от Чёрного м. до Македонии. Известно ок. 90 племен, крупнейшими из к-рых были одрисы, занимавшие значительную часть территории Фракии, а также геты и даки. Среди др. фракийских племен к VII-VI вв. до Р. Х. наиболее известны трибаллы, занимавшие территории сев.-зап. окраин совр. Б., серды, бессы, сатры. В VIII-VII вв.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Говорит, что сделал его самым ничтожным среди народов и презренным вследствие того, что они сделались совершенно малочисленными, если сравнить их со множеством нападающих; ибо, как я сказал, против них возбуждены весьма многие. Или же малочисленными, говорит, сделались они потому, что война истребила племя их и превратила его в малочисленное. Пророческое слово открывает нам, что вследствие великого неразумия они преданы были пустым гордым мечтам. Они думали, что неодолимы для врагов не вследствие свойственной им храбрости и не вследствие военного искусства, но потому, что гористость и неудобопроходимость своей страны они считали достаточ- —9— ным для избавления их от врагов, ибо повсюду были возвышенности, страшно обрывистые утесы, дикие холмы и высокие горы. Итак, зачем же, говорит, вы пренебрегаете могуществом нападающих? Но если бы ты и жил в стране, весьма непроходимой и весьма высокой, и хотя бы даже ты был подобен орлу и имел гнездо как бы в самом воздухе (опять речь гиперболическая); но ты и оттуда будешь низринут, потому что низвергает тебя Бог, для Которого нет ничего невозможного. Авд.1:5–6 . Аще бы татие влезли к тебе, или разбойницы нощию, камо бы повержен был еси? еда не украли бы довольных себе? или аще бы объемлющия виноград влезли к тебе, еда бы не оставили гроздия? Како объискася Исав, и взята Быша сокровенная его? Мы уже говорили, что вторгшиеся вместе с Израильтянами и нападавшие иноплеменники обыскивали и расселины гор, и пещеры, и убежища в каменных скалах и леса и умерщвляли Идумеев, так что очень немногие или и совсем никто не мог избегнуть погибели. Поэтому пророческая речь заключает в себе насмешку над ними и как бы осмеивает их и говорит: если бы ты подвергся нападению разбойников и если бы к тебе пришла толпа воров, то ужели они не удовольствовались бы взять только то, чего им по справедливости было бы достаточно? и если бы явились некоторые, наподобие обирающих виноград, то ужели бы не укрылась хотя кисть винограда от зоркого глаза людей, весьма привычных к обиранию винограда? Но это необходимо и против воли случается с ними, потому что страх всегда располагает воров к бегству и скрывающихся к по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да не захватит тебя злой зимы беспомощность с нищетою И да не хватаешь ты исхудавшей рукой распухшую ногу 50 . Ст. 8. Внидоша же зверие под кров и умолкоша на ложи. В холодное, бурное, дождливое время зимы, не только люди, но и звери чувствуют свое бессилие: и они стараются найти себе защиту от вихрей, снега и дождя где либо в пещерах, в расселинах скал, под грудою развалив, в чащах лесов, в заброшенных жилищах людей и т. п. (ср. гл. 30, ст. 26; гл. 38, ст. 39 – 40; Пс. 103:18. 20–22 ). Укрывшись там безвыходно, звери уже не оглашают окрестностей своим диким ревом, криком и лаем, что несмолкаемо раздается в полях и лесах в иное время года, отчего стон проносится по холмам и страшным эхом разливается по отдаленным скалам. Это действие стужи на зверей было предметом внимании мыслителей древности (когда борьба со зверями еще была столь серьезна, и победители над ними почитались великими героями, как Нимрод, Самсон, Давид): они хорошо подмечали, как действием стихий в зимнее время укрощалась ярость кровожадных зверей. Так, по изображении Гезиода, Зимою Ужасаются и хвост под себя поджимают даже дикие звери, Которых кожа покрыта шерстью; по истине и их Леденящий холод насквозь пронизывает.... Он проникает и сквозь кожу быков; не может она удержать его.... Тогда же рогатые и не рогатые обитатели лесов, Мало имея что жевать, в густо-лесистые ущелья Бегут, ибо у всех в душе одна забота – Да, сыскав себе прикрытие, имеют уютные логовища И пещеры в скалах. … 51 Если же так покорны Вседержителю и смолкают под Его крепкой властно даже дикие звери, то тем более не должен ли умолкнуть пред Ним слабый,, больной, обнаженный, беспомощный Иов на своем предсмертном одре? – Ст. 9–11. Из хранилищ внутренних находят болезни, и от внешних стран студень. И от дыхания крепка даст лед: управляет же воду, якоже хощет, И избранное (количество воды) устрояет облик: разженет облак свет его. Как Творец и Вседержитель мира, Господь свободно и премудро управляет и такими стихиями, как воздух и вода. По Его воле наступает знойное время, когда из – внутри страны, с раскаленных песчаных, пустынных степей (с юго-востока Аврана) дует знойный ветер и, вредно влияя на здоровье, порождает множество болезной; а затем наступает холодное время, когда с снежных вершин гор из внешних стран (с северо-востока) дует холодный ветер и, освежая воздух, дает бодрость человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Давно зоологов соблазняла мысль найти где-нибудь на земле разновидность оленей, которые по своим признакам занимали бы среднее положение между северными и значительно отличающимися от них другими оленями. Но это «missing link» так и не было найдено среди живых представителей оленьего рода. Можно представить себе, какое впечатление произвели рассказы тафаларов на озадаченного профессора. Северные олени с комолыми самками и пятнистыми телятами — это же те рогатые завоеватели тундры, которые в стародавние времена, перебравшись из Аляски на Чукотку, расселились по всей Сибири. Неужели в глуши Саянских гор, в междуречье Агула и Гутары, уцелели стада древних северных оленей, сохранивших почти без изменений свои примитивные признаки? Нужно было проверить, все ли телята местных диких оленей пятнисты, а самки комолы. Дело в том, что и у обычных северных оленей иногда рождаются пятнистые детёныши и изредка попадаются безрогие самки. Это атавистические признаки, указывающие на происхождение северных оленей от пятнистых предков, самки которых были безроги. Но пятнистость у телят северного оленя встречается очень редко и с возрастом быстро пропадает. А здесь идёт речь о пятнистых телятах (а иногда и взрослых оленях) и самках с недоразвитыми рогами как о нормальных признаках вида! Это совсем другое дело. Если тафалары не преувеличивают, ошибочно принимая за типичный изредка проявляющийся у диких оленей признак, то, бесспорно, в Саянских горах обитает разновидность северных оленей, сохранившая примитивные особенности своих древних предков — свидетелей великого оледенения. Профессор А. Машковцев предложил назвать этих оленей — Rangifer tarandus relictus, то есть «реликтовый северный олень». Конечно, охотники-тафалары могли и ошибиться. Однако ещё в 1914—1915 годах небольшое стадо безрогих северных оленей наблюдал в Саянах и другой русский учёный — профессор В. В. Васнецов. Дело было в начале осени, и олени в это время ещё не сбрасывают рога. Значит, увиденные им олени были безрогими от рождения.

http://azbyka.ru/fiction/sledy-nevidanny...

И так к Тебе, живущему на небеси, возвожу очи мои; к Тебе, Боже мой, и душу возношу, на Тебя уповаю, дабы не быть постыжденным во веки! Помоги мне, приди и не умедли. Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец? Доколе будешь сокрывать лице Твое от меня? Доколе врагу моему возноситься надо мною ( Пс.12:2–3 )? Сколько будет дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими ( Пс.118:84 )? Не введи нас во искушение; то если угодно, чтобы мы подвизались, то не удаляйся от нас; возжги во уме нашем свете Твой, дабы мы удобнее могли увидеть распростертые врагов сети и коварные их злоумышления. Подай силу, дабы враг не низложил нас своею крепостию: в благополучии укрепи неизменное мужество против соблазнов, в бедственных и злополучных обстоятельствах – крепость и постоянство. Бедный я человек! Кто меня избавит от толиких ков, сетей, прелестей и злоумышлений вражеских? Господи! когда избавлюсь от всякого искушения? Когда прииду к Тебе, где никакой враг не беспокоит, никакое искушение не приводит в уныние? Когда ничто не будет отвлекать меня от Тебя? Когда умру всему земному, а наипаче себе самому, и беспрепятственно потеку к Тебе? Когда все суетное с презрением предам забвению, и буду помышлять только о Тебе едином? Когда будет для меня презренным все то, что не Ты? Когда буду принадлежать Тебе и душею и волею? Конечно, по суду и справедливости я принадлежу Тебе; о милосердый Отче и Боже всякия утехи! даруй мне благодать, дабы, умертвивши все свои страсти, я умер себе самому и всем врагам моим: для Тебя только единого буду жить, Отче, Царю и Господи! О всесовершенная благость и прибежище души моей! Благоволи мне жить в Тебе, иметь в Тебе успокоение, сокрыться в неприступных для врагов моих язвах Христовых, как в расселинах гор каменных, чтобы не растерзал меня лютый зверь, и алчный адский лев не пожрал меня. Но избави нас от лукаваго. Отче! в мире сем великое множество зол; я наипаче говорю и представляю Тебе те, кои отягощают и сокрушают плоть мою, и удаляют нас от помышления о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010