Под врагами Господними пророк разумеет здесь тех же врагов народа израильского, которые, ненавидя (как в пер. с евр.) народ Божий, ненавидели и Самого Бога, Покровителя и сильного Защитника сего народа ( Втор.33:29 ). Выражение солгаша ему с еврейского переведено (как и в означенном месте книги Второзакония, или как в Пс.65:3 ) словами: «раболепствовали бы», или «покорились бы ему», т.е. народу израильскому. Точно так же условно (в сослагательном наклонении) переведены и все другие сказуемые в изречениях этих заключительных стихов (как и в предыдущих стихах) псалма, именно: и будет время их в век, – «благоденствие их продолжалось бы навсегда»; напита их – «Я питал бы их», и насыти – «и насыщал бы их». Под именем меда от камене можно разуметь напоминание пророка о том меде, который пчелы производили в расселинах каменных гор и которым странствовавшие в пустыне евреи, по благоволению Божию, могли питаться в изобилии ( Втор.32:13 ). Точнее же, под этим медом нужно разуметь, по мнению св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, воду, изведенную в пустыне из камня, не потому что бы она была похожа на мед, а потому, что такою показалась пившим ее евреям, потерпевшим до того времени продолжительную жажду и сухость от недостатка воды ( Числ.20:8 ) с. 653; 6, с. 393]. Под именем же тука пшенична здесь разумеется тончайшая и чистейшая мука из лучшей пшеницы, называемая семидалом ( Ис.1:13 ), а по мнению блж. Феодорита, здесь «частию (пшеницы) пророк дал разуметь целое, и пшеницею означил даяние других плодов» (6, с. 393]. Св. Афанасий Александрийский под туком пшеницы разумеет духовную пищу, т.е. Самого Господа ( Ин.6:33,51 ), Он же есть и Камень ( 1Кор.10:4 ), а мед, истекавший из камня – божественные «глаголы Спасителя» (см. Пс.118:103 ; Ин.6:68 ) с. 274–275]. Таким образом, смысл всех этих заключительных изречений псалма будет следующий: если бы Израиль слушал Меня, говорит Господь, если бы пребыл навсегда верен Завету Моему, если бы ходил Моими путями и не поклонялся чужим богам, Я исполнил бы все обетования Мои: Я не допустил бы, чтобы враги его притесняли и оскорбляли людей Моих, тогда все ненавидящие Господа покорялись бы и раболепствовали бы им, и благоденствие их продолжалось бы навсегда (в век); Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из каменной скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

При этом, впрочем, одни думают, что пророк Исаия сам заимствовал пророчество у Михея, сделав его как бы текстом для своей дальнейшей проповеди; другие полагают, что стихи 2–4 главы второй присоединены позднейшим редактором книги; третьи, что пророк Михей заимствовал у Исаии, или оба заимствовали у какого-н. пророка, жившего ранее и т. д. (см. об этом напр. у Kuenen, s. 35–38). – Действительно, очень вероятно то предположение, что пророк Исаия знал и даже заимствовал сказанное в этом стихе у прежних св. писателей. В данном случае на Исаии, тогда еще юном, может быть, по возрасту, вероятно, отразилось влияние пророчеств Иоиля; да и у всех пророков царства иудейского чаяния будущего спасения в то время, по-видимому, сосредоточивались около одного общего откровения: «на горе Господней будет спасение» (кроме Ис.2:2–4 , см. Иоил.2:32 , Авд.1:17 44 . – Однако все основания приводят к тому, что не пророк Исаия заимствовал отдел 2:2–4 из книги Михея, а пророк Михей от Исаии 45 . Пророк Михей гл. 3-ю и 4-ю писал уже при Езекии (ср. Иер.26:18 ). Затем отношение отдела 2:2–4 к следующей речи пр. Исаии самое тесное, (как можно было видеть из изложения): противопоставляется истинное величие «горы дома Господня» и мнимое величие «людское», «высоких гор и возвышающихся холмов»; таково же отношение отдела и ко всей книге вообще 46 . В самом деле, не заключается ли в 6 главе такого же, как и в 2:2–4, противопоставления храма (ср. во 2:2 «гора дома Господня»), как местопребывания Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (ср. 2:12 и 2 стихи: «гора Господня возвысится превыше холмов»), с одной стороны, и народа грешного, «нечистого устами», с другой (6, 5, 3, – народа, который не может безопасно предстоять пред лицом Господа, ибо «славы Его полна вся земля»; ср. 2:10–11, 19: «и войдут люди в расселины скал, чтобы сокрыться от страха Господа и от величия славы. Его, когда Он восстанет сокрушить землю»)? Затем, как и в отделе 2:2–4, постоянною мыслью Исаии была та, что в царстве Мессии будет мир, и брани прекратятся (9:5–6, 7; 11:6–8 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Во время обеда стемнело и зажгли свечи; как вдруг, среди оживленного разговора, совершенно неожиданно с озера налетел шквал, заревел ветер, свечи разом потухли, нас окружила темнота, а на берегу начался сильный прибой... Все на минуту замолкли... и мне невольно вспомнилось Евангелие от Матфея (гл. VIII, 16, 18, 23, 24, 26): «Когда же настал вечер, Иисус велел отплыть на другую сторону и вот сделалось великое волнение на море, так что лодка покрылась волнами; а Он спал». Должно быть, эти вечерние шквалы и бури более или менее постоянны на Генисаретском озере, и происходят от сильного нагревания окрестных гор, которые, быстро охлаждаясь после заката, производят движение в воздухе и разводят, как сказано у Евангелиста, «великое волнение на море». Изо всех мест Галилеи и Израиля, берега Генисаретского озера, конечно, принадлежат к самым живописным, самым поэтическим. Я, по крайней мере, считаю счастливейшим днем в моей жизни день, проведенный в любимом из мест пребывания Иисуса Христа. Дописав дневник, я лег и еще долго прислушивался к мерному прибою озера, мечтая о чудной судьбе этого священного для нас уголка земли... На другой день четверо из нас опять отправились вперед; но на этот раз мы прогадали, проводник пошел по горам, и когда мы уже были на самой высоте, то увидели, что Великий Князь с остальными идет по долине. Я чувствовал, что мы должно быть дали маху, но было поздно. Путь наш все время шел по плоскогориям и высоким долинам с великолепными полями, судя по виду земли, величине и толщине жнитва. В одной расселине мы остановились, чтобы напоить лошадей у колодца, и увидели целый выводок каменных куропаток. А.А. Галл сделал по ним несколько удачных выстрелов и спугнул большого орла. Через три часа показался Фавор, и мы увидели подходивший к его подошве поезд Его Высочества. Фавор стоит среди долины, знаменитой своим плодородием и множеством битв. Он возвышается на 1000 футов над окружающею местностью и со всех сторон имеет вид усеченного конуса, скаты которого покрыты различным кустарником, диким фисташником, акацией с чрезвычайно крупным листом и дубовым, редким корявым лесом.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Всякое естество ангельское удивися дару прозорливости твоея, святителю Григорие, егда узрел еси в простом угольщике Александре, муже богоугодном и благочестивом, будущаго епископа града Команы, и тако сокровище потаенное открыл еси, украшением церкви Христовой ставшее. Сего ради и мы со безплотными лики вопием Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещаннии недоумеют изобразити силу Божию, в тебе действующую, святителю Григорие, егда трое иудеев восхотешя над тобою посмеятися, единаго от нечестивцев своих при дороге обнаженнаго, яко мертва, положивше, рыдающу же над ним и просящу у тебя одежды покрыти наготу его. Ты же, покрыв его, воистину бездыханным сотворил еси, искусителей посрамляя и мертвым погребати своего мертвеца оставляя, мы же, прославляюще тя, святителю, сице вопием: Радуйся, духом прозорливости озаренный; радуйся, духом страха Божия напоенный. Радуйся, будущая, яко настоящая, ведый; радуйся, дальняя, яко близ сущая, прозревая. Радуйся, небоязненный истины проповедниче; радуйся, ревностный лжи посрамителю. Радуйся, беззаконных словом обличения, яко гром, поражаяй; радуйся, нечестием ослепленных, яко молния, посецаяй. Радуйся, к наказанию безумных иудеев Бога приклонивый; радуйся, сквернаго хульника жизни лишивый. Радуйся, яко тобою попрано бысть глумление; радуйся, яко тобою пожерта бысть зависть. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 10 Спасти хотяй души словесных овец твоих, святителю Григорие, яко пастырь добрый, восстал еси противу волка хищнаго, нечестиваго гонителя Декия, иже понуждаше христиан к поклонению идолам и преда их мучениям и злой смерти. Ты же, отеческой любовию движимый, призывал еси верных укрытися от мучителей, дабы обезсилев в страданиях не отпали от Бога истиннаго, ему же до времени в дебрех и расселинах гор воспеваху: Аллилуиа. Икос 10 Стены горнего Иерусалима прияшя тя, святителю Григорие, по отшествии твоем от земных к небесным. Паства же твоя плакаше о тебе, яко о своем отце чадолюбивом, мы же зряще тя погребаема и теплаго предстателя на небеси имети тя уповая, с рыданием купно и надеждою вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Погибель земли и народов, как определенная Богом, будет неизбежна: если кто побежит от «страха», как обыкновенно делалось при нашествии врагов – спасались бегством в горы и здесь прятались в расселинах скал, то теперь такие беглецы попадут в «яму» – в такую расселину, из которой уже не выйдут на свет и как бы заживо сойдут в ад, а если бы кто спасся от пропасти и не провалился бы в нее, того возьмут в «петлю», в открытом поле догонят враги, схватят и закуют в цепи (как это и было при завоевании Иерусалима Навуходоносором, 4Цар.25:1–7 ). Если бы даже кто избавился от этих обыкновенных обстоятельств погибели на земле, то Господь употребит чрезвычайные средства истребления, разрушения и опустошения, именно «откроются окна небесные», т.е. явится гроза с проливным дождем, последует наводнение, а вместе произойдет и землетрясение, с его страшными и для всего гибельными последствиями, так как, по слову пророка, потрясутся даже основания вселенной, т.е. глубочайшие основания высочайших гор. Так, всеми мерами Господь разрушит и опустошит вселенную, подобно тому, как это было во время всемирного потопа. 19. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. (Мятежем возмятется земля, и скудостию оскудеет земля). При нашествии врагов, которое всегда сопровождалось всяческими бедствиями, при наводнении и также при землетрясении, мятежем возмятется земля, т.е. на земле никто и ничто не останется в покое, никто и ничто не останется в целости и неповрежденности. А вследствие такого «мятежа» скудостию оскудеет земля, на земле будет скудость везде и во всем, для всех и для всего: не будет ни хлеба, ни жилища, ни свободного занятия; тогда будет хуже, нежели было после потопа. 20. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет. (Преклонися и потрясеся земля аки овощное хранилище, и аки пиянь и шумен падет, и не возможет востати, преодоле бо на ней беззаконие). «Хранилище овощей» (т.е. шалаш или что-либо тому подобное), сооружаемое скоро и ненадолго, из непрочного материала, обыкновенно скоро и легко разрушается осенью от дождя и ветра, когда соберутся плоды и хозяин уходит из огорода. Подобно тому и города на проклятой земле, после того, как на ней не будет плодов добродетели, столь благоприятных Богу, скоро падут под действием оружия врагов и поразительных действий грозных явлений природы. И потом, как пьяный до бессознания, постоянно наталкивается на препятствия, непременно падает с шумом, разбивается и, лишаясь чувств, уже не может подняться, а потому делается жертвой насилия и ограбления; так и жители проклятой земли падут под грозными ударами всяких врагов и не восстанут; потому что их преодолело беззаконие, т.е. развратный образ жизни уничтожил всякую силу – и телесную, и духовную: телесная сила уничтожена всякого рода невоздержанием, духовная сила – злой волей (ср. Иер.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

" Хорив " толкуется как " знак " , и это есть навык в добродетелях, [приобретенный] в новом духе благодати. " Пещера " же есть сокрытость мудрости, [таящейся] в уме; оказавшийся в ней таинственно ощутит ведение, которое превыше [всякого] чувства; в ней, как говорится, обитает Бог. Всякий, кто, наподобие Илии, подлинно взыскует Бога, окажется не только в Хориве, то есть, как предающийся [духовному] деланию, будет обладать навыком добродетели, но и в пещере Хоривской, то есть, как предающийся созерцанию, окажется в сокрытости мудрости, обретающейся только в навыке добродетелей» 17 . Обращаясь к реалиям Ветхого Завета и духовно увязывая их с пещерным монашеским подвигом уже нынешней новозаветной эпохи, святые отцы истолковывают и известные пророческие слова Исаии: И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут [люди] в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю (Ис. 2:17-21). Известно, что греческим святым отцам этот библейский фрагмент был знаком в версии Септуагинты, где говорится именно о пещерах: И унизится всякий человек, и падет высота человеческая, и вознесется один Господь в тот день. И все рукотворенное (то есть идолов. — П. М. ) скроют, внесши в пещеры (τ σπλαια) и в расселины (τς σχισμς) камней, и в пропасти земные, от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ибо в тот день выбросит человек мерзости свои золотые и серебряные, — которые сделаны для поклонения суетным [вещам] и летучим мышам, чтобы вой­ти в отверстия (τς τργλας — отверстия, расщелины) твердого камня и в расселины (τς σχισμς) скал от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушить землю (Ис.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

То, что Пастырь – Христос пасет между кринами, дондеже дхнет день, и двигнутся сени, несколько иначе объясняет бл. Феодорит: «Дондеже дхнет день, и двигнутся сени. Доколе, то есть, настанет яснейший оный и всякаго мрака и сени чуждый будущаго века день, и все настоящыя вещи, кои будущих вещей суть только тени, исчезнут. Когда добрый сей Пастырь стадо свое в кровы вечных обителей поселит». Невеста знает, что Жених ее пасет между лилиями, на райских полях Кафолической Церкви. Она слышала Его зов, и теперь сама зовет Его; Обратися, уподобися Ты, брате мой, серне, или младу еленю на горах юдолий. Возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор . Поражаемая коварными лисицами и лисинятами, она зовет Его: обратися, спеши ко мне, не оставляй меня на пагубление. Только прошла ветхозаветная зима неведения и нечестия, только расцвели виноградники церквей, явился цвет, и вот уж следующая беда от лисиц (ереси в церкви и греховные помыслы и страсти в уме и сердце), посему уподобися ты, Брате мой, серне, видящей тайные помышления человеческие и помыслы сердечные, уничтожь порождение злобы, как младый елень, истребляя породу змей. Так понимает зов Невесты св. Григорий Нисский . А что же тогда горы юдолий? Св. Григорий объясняет: «Посему-то Слово со всею скоростию поспешает на юдоли гор, потому что все высящееся против истины есть бездна, а не гора; юдоль, а не возвышенность. Почему, если ступишь на них, говорит Невеста, то всякая таковая «дебрь наполнится», и всякая таковая «гора смирится» ( Ис. 40:4 )». Всякое богоборчество, кажущееся в этом мире такой важной горою, есть на самом деле юдоль и ничтожество. Бл. Феодорит объясняет несколько иначе о горах юдолий: «Горами же юдолий нарицает тех, кои в низком и подчиненном состоянии будучи, имеют высокую душу: и просит жениха, дабы и сии присутствием его насладились: что жених, убежден будучи просьбами невесты своея, и исполняет». Следуя же более буквальному и непосредственному значению текста, видим, что Невеста зовет Жениха к себе, уподобляя его по красоте, грации и скорости горной серне и молодому оленю, спускающимся в расселинах гор. Так Церковь и душа зовут Небесного своего Жениха – Христа из горнего мира в сей дольний, в котором сами еще пребывают, при этом любуясь и восхищаясь им, любя и желая Его. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

" Хорив " толкуется как " знак " , и это есть навык в добродетелях, [приобретенный] в новом духе благодати. " Пещера " же есть сокрытость мудрости, [таящейся] в уме; оказавшийся в ней таинственно ощутит ведение, которое превыше [всякого] чувства; в ней, как говорится, обитает Бог. Всякий, кто, наподобие Илии, подлинно взыскует Бога, окажется не только в Хориве, то есть, как предающийся [духовному] деланию, будет обладать навыком добродетели, но и в пещере Хоривской, то есть, как предающийся созерцанию, окажется в сокрытости мудрости, обретающейся только в навыке добродетелей» 17 . Обращаясь к реалиям Ветхого Завета и духовно увязывая их с пещерным монашеским подвигом уже нынешней новозаветной эпохи, святые отцы истолковывают и известные пророческие слова Исаии: И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут [люди] в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю (Ис. 2, 17–21). Известно, что греческим святым отцам этот библейский фрагмент был знаком в версии Септуагинты, где говорится именно о пещерах : И унизится всякий человек, и падет высота человеческая, и вознесется один Господь в тот день. И все рукотворенное (то есть идолов. — П. М.) скроют, внесши в пещеры (τ σπλαια) и в расселины (τς σχισμς) камней, и в пропасти земные, от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ибо в тот день выбросит человек мерзости свои золотые и серебряные, — которые сделаны для поклонения суетным [вещам] и летучим мышам, чтобы вой­ти в отверстия (τς τργλας — отверстия, расщелины) твердого камня и в расселины (τς σχισμς) скал от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он восстанет сокрушить землю (Ис.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

И дальше мы говорим: «Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор» ( Песн.2, 17 ). Возлюбленный отвечает человеку, Он говорит: «Доколе день дышит прохладой, и (еще) убегают тени». То есть, еще не наступил полдень, еще раннее утро. Утро дня нового человечества насупило тогда, в то самое воскресное утро, когда Господь воскрес из мертвых. И пока день еще дышит прохладой, и тени пока еще убегают – мир теней еще здесь, в это время, пока еще день дышит прохладой – возвратись к Богу, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор. Возвратись, человек, не теряй времени даром, как олень, взбирайся наверх по расселинам гор, стремись к вершинам гор, при этом убивай всех змей, которых ты встретишь по дороге. Не жди, потому что, когда наступит полдень, будет поздно. Когда Солнце явится во всей силе Своей, время исправления уже закончится. Тогда будет время наград, когда каждый получит по делам своим, а сейчас время теней пока еще, время возвратиться и время побежать за Христом, как олень, стремящийся к самой вершине горы. И дальше удивительные слова приводятся, которые относятся, с одной стороны, к душе в самом начале ее становления, с другой стороны – к душе, которая, как она думала, находится почти на самом конце своего духовного подвига. Удивительно, но духовная жизнь подобна спирали. То есть, человек вначале проходит некоторый путь, а потом на некотором уровне поднимается и, будучи уже выше, конечно, нечто подобное проходит. Сейчас мы это увидим. Глава 3 Душа говорит: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей» ( Песн.3, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но возвратимся к рассказу. Так как дорога узка и идет по самому краю пропасти, то на нас напал страх, мы сошли с лошадей и продолжали путь пешком, пока, перейдя чрез описанный мост, не вышли на обширное открытое место, где были посевы, сады, виноградинки, и наконец приблизились к монастырю. Это – огромное здание, воздвигнутое на берегу упомянутой реки. Его окружают высокие, страшные горы, расселины которых загромождены необъятными лесами, так что кругом монастыря нет никаких путей, ибо это благословенное место находится в ущелье, на окраине страны, имея насупротив себя, с севера, страну венгерскую. Дорога (к нему) идет позади горы, с юга лежащей, весьма трудна и непроходима для вьючных животных. Название этого монастыря «Козия» на языке валахов значит: «дикие козы», ибо они во множестве водятся на вершинах этих гор. В монастырь не пускают женщин, ни даже самок животных: такое установление сделано покойным воеводой Мирчей, который построил этот монастырь и церковь в нем в честь св. Троицы. Говорят, что он наименовал его в честь Троицы потому, что его окружают три горы: с востока, запада и юга. Насупротив святой церкви находится бассейн с водоемом, в который вода стекает с гор: она превосходна и услаждает сердце. По окружности бассейна четыре лица, из рта которых извергается вода: одно лицо – мадьяра, т. е. венгра, другое – турка в тюрбане, третье лицо – бея (господаря), четвертое – негра. В водоеме всегда бывает рыба. Кельи монастырские – большие, хорошо выстроенные одни над другими, с высокими галлереями кругом. На восточной стороне есть превосходные кельи с галлереями, выходящие на упомянутую реку; здесь помещается трапезная. Река тут течет на глубине в 40 – 50 раз больше роста человеческого, считая от верхнего этажа описываемого здания. Это такие живописные места, которые способны рассеять тоску и прощать меланхолию, просветлить мозг и исцелить больного. По истине, журчание этих ниспадающих вод и реки и горных ключей оживляет душу, а особливо вид гор и зелени и кушанья из чудесной рыбы, называемой пастрофос 715 , которая водится только в таких местах, в водах, стекающих с гор, потому что эта рыба размножается лишь в каменистом русле и не любить глубины и тины. Она походить на рыбу султана I Ибрагима в Триполийском округе, но в разрезе розовая; чиста, превосходна, приятна на вкус, вкуснее жареной курицы, – Бог свидетель, ее можно съесть со всем, что в ней есть: так она чиста и вкусна. Она славится в этой стране: ее солят и возят в подарок господарю и вельможам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010