И так как, отложив все мирское, святой Антоний обнищал ради Христа, то, чтобы обогатиться, копал пещеры и искал Христа, как сокровища, скрытого в поле и золота, находящегося в недрах гор, побуждаемый к тому словами Христа: «Ищите и найдете» ( Мф.7:7 ). Пещеры – убежище для боящихся; в древесные и каменные расселины укрываются птицы, голуби и горлицы, боящиеся орла и ястреба, и так говорит невесте Дух Святой: «Голубица моя в ущельи скал, под кровом утеса» ( Песн.2:14 ). И зайцы, заслышав лай собак, укрываются в каменных пещерах, как говорит псалмопевец: «камень – прибежище зайцам». И Соломон вещает в притчах: «Горные мыши народ слабый, но ставят домы свои на скале» ( Притч.30:25 ). Так и преп. отец наш Антоний Печерский, чтобы сохранить себя от гордыни, которая является царицей грехов, как орел – царь птицам, от любостяжания, которое похищает и присваивает себе чужое, от нечистоты и всякого воздержания плотского, – страстей, которые уподобляются псам, устремился в пещеры, как в надежном и тихое место, о чем в древности предвозвестил Бог через пророка Исаию: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор» ( Ис.2:2021 ). И так, что Исаия показал в пророчестве, – то он на деле, избирая себе пещеры убежищем от всех грехов. Пещеры суть жилище тех, чья жизнь многоплодна, ибо в каменных и расселинах дерев пчелы собирают мед, птицы вьют гнезда, как говорит пророк: «Даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и на расселинах скал» ( Ис.7:18–19 ). Чем же был святой отец наш Антоний Печерский, как не пчелою или не птицею? Пчелою он был по трудам смирения, чистоты и благодати. Птицею же он был по легкости к нестяжанию; множество добродетелей его были ему перья; скор был полет его к милостыне и высоко парил он в поучении и богомыслии. И потому подобало ему жить в пещерах, во исполнение добродетелей пчелы и птицы, которых он носил на себе образ. Между птицами некоторые превосходят других полетом, так что скрываются из глаз людских, достигая парением облаков, и первая из таких птиц – орел. И преп. отец наш Антоний Печерский множеством добродетелей и богоугодным житием вознесся на такую высоту, что во время подвижнической жизни своей не виден был человеческим очам, и теперь, по смерти его, не могут быть видны святые его мощи; скрывались при жизни от глаз человеческих, и по смерти подобало им быть скрытыми от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христианский символ пещеры отразился не только в церковном богослужении или в писаниях Святых Отцов, но и в православной иконе. Именно пещеру – как знак той тьмы, что, по слову Евангелия, была просвещена «светом великим» – мы видим на каждой иконе Рождества Христова, и ее темный вход напоминает нам не о мрачных античных символах, но о радости Искупления, около двух тысячелетий назад неузнаваемо изменившей наш поврежденный грехом мир 61 ... Настало время исполниться пророчеству Исаии: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» ( Ис. 2:17–21 ). Пусть умирающее язычество скрывает идолов в расселинах скал, пусть прячет их так, будто надеется сохранить власть своих древних верований в не принадлежащем уже им мире. Пусть Порфирий проповедует свою правоту и провозглашает ложность христианской веры. Человечество, несмотря на вдохновенные речи философа, уже очень скоро устыдится призрачных божеств подземных святилищ, бросит идолов «кротам и летучим мышам». Тем самым людской род окажется в совершенно новой – открытой для каждого из нас – Пещере, вступит в совсем иные «ущелья скал и расселины гор». В приписываемом святителю Василию Великому толковании на книгу пророка Исаии говорится, что эти новые пещеры, новые «вертепы твердого камене суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней – страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым» 62 . Совершенно в иных, чем прежде, вертепах и расселинах камней должен найти избавление и спасение человек, искупаемый Крестной Жертвой. Лишь в Пещере Гроба Господня и Воскресения Господня, через со-страстие Богочеловеку, он может претвориться в «один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ) – умирая во Христе для греха и воскресая в Нем для вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Алавердский собор это сердце горного Кавказа, а Кавказские горы – каменная грудь Алаверди. Горы – царство монаха Ученик преподобного Иоанна Зедазенского преподобный Зенон полетел, как сокол за добычей, к Кавказским горам, к тем племенам, которые отвергли проповедь святой Нины и затем бежали от меча царя Бакара 167 в дебри гор, унося с собой идолов, как будто скрываясь от лица Божьего в расселинах скал и во мраке ущелий. Опасности предостерегали его на каждом шагу. Тропинки, по которым взбирались туры и олени, спасаясь от охотников, и сходили вниз к водопою, часто кончались обрывом или отвесной скалой. На камнях дремали змеи, не боявшиеся шагов человека; снежные барсы, как стражи гор, подстерегали путника. Здесь еще водились одинокие разбойники, которые давали клятву демонам мстить людям, не щадить никого из встречных. Они убивали не ради одежды и денег, а чтобы кровью жертв умилостивить своих богов и духов гор. Зверь обычно нападает на человека, когда он голоден, а эти убийцы по обету никогда не насыщались человеческой кровью. Для тех, кто родился в горах, этот суровый край – родной дом, где знаком каждый камень; для него краски неба, движение облаков понятны, как буквы раскрытой книги, а шум ветра, который то звучит как тихий шепот, то переходит в звериный вой и рев, слышится как голос, приносящий издали весть. Но для незнакомца горы, перерезанные ущельями и оврагами, кажутся лабиринтом, откуда нет пути. Он ищет следы тропинок, пробирается сквозь колючие заросли, повисает на руках над пропастью, ползет вверх, прижимаясь к ребрам скал и хватаясь за тощие кусты. А когда доберется до вершины, то, озираясь вокруг, нигде не видит дыма жилища, не слышит лая собак, а за этой горой высится другая, еще более высокая гора, а между ними – ущелье, наполненное мглой, как дымом, по дну которого течет река, как будто змея охраняет царский клад от вора, проникнувшего в чужие владения. Преподобный Арсений Великий 168 говорил: «Если ты монах, то иди в горы». Преподобный Зенон шел с посохом в руках и молитвой в сердце, где каждый шаг казался ступенью нерукотворной лестницы, ведущей к небесам. Он прерывал молитву только для пения псалмов Давида. Эхо повторяло его слова, как будто горы как хор пели вместе с ним священные гимны. Сам Кавказ в своей девственной красе похож на песню, воплощенную в скалы. Дикие звери не трогают пустынников, они ощущают благоухание, исходящее от их одежд, они чувствуют их беззлобие и повинуются силе молитвы. Говорят, что дикие звери не трогают младенцев, а подвижник это младенец по своей простоте. Иногда даже звери сопровождали подвижников, охраняя их от злых людей, и ложились у входа пещер, где жили отшельники, как бы желая принять от них благословение. Псалмопевец сказал: «Небеса поведают славу Божию» 169 , а горы близки к небесам, они похожи на тень божественной славы, упавшей на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

40 и падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный») ( Ис. 2:12–17 ). Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них. 9. Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не  поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное. О кедрах ливанских он упоминает потому, что особенно там растет это дерево, или потому, что эти предметы были близко; видением же доброты кораблей называет великолепие военачальников, окруженных богатством, оружием, копьеносцами. Впрочем, мне кажется, он намекает и на прибытие иноплеменников издалека. «И идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» ( «И рукотвореная вся скрыют, внесше в пещеры, и в разселины камений и в вертепы земныя, от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю») ( Ис. 2:18, 19 ). Боги их, говорит, не только не подадут им никакой помощи, но и сами будут нуждаться в помощи людей и безопасных местах, чтобы не быть взятыми. «От страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю». Чтобы кто-нибудь не приписал это нашествию иноплеменников и не подумал, будто страх зависит от их могущества, он обращает речь к Богу всех и говорит, что сам Бог будет управлять этою войною и в Его власти – среди такой опасности наказывать за совершенные преступления. «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».  ( «В день бо оный изринет человек мерзости своея златыя и серебряныя, яже сотвориша себе 41 , да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в твердыя камения 42 , и в разселины каменей от лица страха Господня, и от славы крепости Его, егда восстанет сокрушити землю») ( Ис. 2:20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Землетрясение также свидетельствовало, что после смерти Господа, на земле в человечестве должно произойти великое потрясение и переворот, т. е. нравственное обновление людей, живущих на земле. От потрясения земли камни (камение), т. е. скалы гор, расселись (распадеся). Об этом землетрясении, как и о затмении солнца (ст. 45), записал римский историк и астроном того времени Ф легок. Им записано, что в 4-й год 202 олимпиады (это тогдашний счет времени, по нашему, в тот год, в который Господь пострадал) произошло страшное и невиданное дотоле затмение солнца, и что мрак был так велик, что даже в полдень можно было видеть звезды на небе. Тогда же, продолжает он, случилось сильное трясение земли, разрушившее в Вифинии большую часть города Никеи (Архим. Никод. Сбор. Барс.), Св. Кирилл Иерус., спустя 3 века после смерти Спасителя, вслух иерусалимских христиан говорил, что на скалах, окружающих Иерусалим, сохранились еще следы разрушения, совершившагося во время смерти Господа (там же). 52. и гроби верзошас: и мнга тлеса усопшихъ стыхъ восташа: и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли Гробы, которые обыкновенно делались в каменных горах в виде пещер, отверзлись (отверзошася), т. е. камни, которые закрывали вход в эти пещеры, отпали, а иные и самые горы над пещерами расселись, и таким образом сделались открытыми погребальные пещеры. Распадение камней также свидетелвствовало о сокрушении окаменелых сердец человеческих, изменение их свойств и расположений благодатию Христовою (Иезек. 36:6–27. Архим. Никод.). И многа телеса усопших святых восташа (воскресли). Воскресли святые, т. е. которые жили верою в ожидавшагося Спасителя и, конечно те из них, которые недавно умерли и которых потому могли узнать оставшиеся в живых, жители Иерусалима, полагают, воскресли свв. Иоанн Креститель, Симеон Богоприимец с Анною пророчицею, Захария с Елисаветою и т. п. Воскресли, потому что Господь Иисус Своею смертию попрал смерть и победил ад. Воскрешение умерших Господом служило самым очевидным изображением Его силы и величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О чем же говорили со Христом на Фаворе Моисей и Илия? Как поясняет евангелист Лука, они беседовали с Господом об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:30-31 ). Как объясняет это евангельское свидетельство преподобный Анастасий Синаит, «Моисей и Илия беседовали со Христом об исходе Его души от тела, который Он хотел совершить во Иерусалиме в крестных страданиях». Об этом же подробно рассуждают в своих проповедях на Преображение святитель Иоанн Златоуст, преподобный Григорий Синаит и святитель Филарет Московский. Кроме того, как полагает автор гомилии, приписываемой преподобному Ефрему Сирину, Моисей и Илия говорили на Фаворе с Господом еще и о том, что именно во Христе исполнились слова древних ветхозаветных пророчеств о Нем как о Спасителе мира. Три горы Богоявления: Синай, Хорив, Фавор Известно, что два важнейших ветхозаветных Богоявления, о которых повествуют библейские книги Исход и 3я Царств (равно как и новозаветное Фаворское Богоявление), произошли на вершинах гор: на Синае и на Хориве. Причем оба эти Богоявления связаны как раз с именами все тех же, представших перед апостолами на Фаворе, ветхозаветных пророков – Моисея и Илии. Это подводит святых отцов, истолкователей события Преображения, к темам Синая и Хорива, а также к сравнению обоих ветхозаветных Богоявлений с чудом Фавора. Первое по времени из тех двух древних Богоявлений – явление Бога Моисею на вершине Синая – было связано с историей дарования Господом еврейскому народу ветхозаветного закона. Именно тогда беседовавший с Богом Моисей попросил Создателя открыть ему Свою славу. В ответ Господь сказал пророку, что человек не может увидеть Лица Бога и при этом не умереть: слишком грозным, страшным и непереносимым для ограниченных людских сил окажется такое видение. Поэтому Господь пообещал явить Себя пророку как бы «со спины», «сзади». Для того чтобы подобное Богоявление оказалось для Моисея безопасным, ему надлежало в момент непосредственного прохождения рядом с ним славы Божией спрятаться от страшного Божественного присутствия в расселине скалы; но и Сам Господь также оберегал в этот миг пророка от нестерпимой меры Своей Божественной славы, как бы прикрывая Моисея в той расселине Своей хранящей Божественной рукой. И лишь когда слава Божия прошла мимо, миновала прятавшегося за скалой Моисея, пророк смог наконец как бы «сзади» и «издали» узреть то удаляющееся грозное Богоявление (см. Исх.33:18-23 ). И затем, когда Моисей уже спускался к своему народу с вершины Синая, неся в руках полученные от Господа каменные скрижали, на которых были записаны заповеди ветхозаветного закона, лицо его ярко сияло непереносимым для окружающих блистанием Божественного Света (см. Исх.34:29-30 ).

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

Раздранию завесы дают еще и следующее значение: как Иудеи имели обычай раздирать одежды в знак скорби в случае богохульства, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти Христа, воплотившегося Бога, разрывал одежду свою – завесу (Феоф.). Раздрание это указывало на окончание ветхого завета и на близкое разрушение храма и уничтожение ветхозаветного служения; – на то еще, что смертью и воскресением Господа, все, прежде неясное и загадочное, как тень грядущих благ, должно объясниться, исполнившись на Нем. У еванг. Матфея еще сказано: земля потряслась, камни расселись, и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим ( Мф.27:51–53 ). Земля потряслась. Это землетрясение, как равно и солнечное затмение, было не обыкновенным, а чудесным. Оно служило выражением гнева Божия за предание смерти возлюбленного Его Сына и, вместе, сострадания природы, которая, не терпя зрети распинаема своего Зиждителя и Господа (церк. песн.), изъявляла это свое сострадание к распятому и негодование на распинателей. Землетрясение также свидетельствовало, что после смерти Господа, на земле в человечестве должно произойти великое потрясение и переворот, т. е. нравственное обновление людей, живущих на земле. От потрясения земли камни, т. е. скалы гор, расселись. „Землетрясение показывало, пишет толкователь Зигабен, что распятый на кресте мог бы своих противников погребсти и зарыть в земле; но не восхотел этого сделать по своей благости“. Об этом землетрясении, как и о затмении солнца (ст. 33), записал римский историк и астроном того времени Флегон. Им записано, что в 4-й год 202 олимпиады (это – тогдашний счет времени, – по нашему, в тот год, в который Господь пострадал), произошло страшное и невиданное дотоле затмение солнца, и что мрак был так велик, что даже в полдень можно было видеть звезды на небе. Тогда же, продолжает он, случилось сильное трясение земли, разрушившее в Вифании большую часть города Никеи (Архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Христианский символ пещеры отразился не только в церковном богослужении или в писаниях Святых Отцов, но и в православной иконе. Именно пещеру — как знак той тьмы, что, по слову Евангелия, была просвещена “светом великим” — мы видим на каждой иконе Рождества Христова, и ее темный вход напоминает нам не о мрачных античных символах, но о радости Искупления, около двух тысячелетий назад неузнаваемо изменившей наш поврежденный грехом мир 22 … Настало время исполниться пророчеству Исаии: “И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю” (Ис 2:17–21). Пусть умирающее язычество скрывает идолов в расселинах скал, пусть прячет их так, будто надеется сохранить власть своих древних верований в не принадлежащем уже им мире. Пусть Порфирий проповедует свою правоту и провозглашает ложность христианской веры. Человечество, несмотря на вдохновенные речи философа, уже очень скоро устыдится призрачных божеств подземных святилищ, бросит идолов “кротам и летучим мышам”. Тем самым людской род окажется в совершенно новой — открытой для каждого из нас — Пещере, вступит в совсем иные “ущелья скал и расселины гор”. Святитель Василий Великий пишет о том, что эти новые пещеры, новые “вертепы твердого камене суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней — страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым” 23 . Совершенно в иных, чем прежде, вертепах и расселинах камней должен найти избавление и спасение человек, искупаемый Крестной Жертвой. Лишь в Пещере Гроба Господня и Воскресения Господня, через со-страстие Богочеловеку, он может претвориться в “один дух с Господом” (1 Кор 6:17) — умирая во Христе для греха и воскресая в Нем для вечной жизни.

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

2:17-21 по тексту Септуагинты). В толковании на Книгу пророка Исаии, вероятно созданном в круге учеников Василия Великого и связанном с именем Кесарийского святителя, говорится о двух родах пещер. Одни из них — те глубочайшие пещеры и темные норы, в которые — благодаря пришествию в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа, обратившего в бегство демонов и идольскую ложь, — ныне оказались брошены прежние языческие идолы. Другие же — отверстия твердого камня, которые «суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней — страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым» 18 . Тем самым, по мысли древнего толкователя, сегодня, в век Христов, в искупленном Господом мире открылись новые святые пещеры и расщелины, которые сделались обителями твердой и глубокой веры. О том же самом пишет и блаженный Иероним, истолковывая эти же стихи пророчества Исаии (в латинском библейском тексте Вульгаты здесь также говорится introibunt in speluncas — войдут в пещеры (Ис. 2:19)): «Когда в день Господень они [идолы] будут покинуты, то бросившие их войдут в расщелины скал и в ущелья гор (ср. Ис. 2:21), чтобы быть не в прахе земном и презренной грязи, но в твердом разуме и найти себе различные выходы добродетелей, чтобы быть в состоянии чрез них достигнуть истины» 19 . Как раз такую святую жизнь и вели древние христианские подвижники, подвизавшиеся в пещерных обителях, в подземных храмах и кельях. Сначала навеки погребя в темных пещерных обителях, принадлежавших кротам и летучим мышам (ср. Ис. 2:20), своего прежнего греховного и ветхого человека — как все то суетное и ложное, по сути языческое, идольское, что ранее в них властвовало и преобладало, — они теперь уже обитали совсем в ином сердце земли (ср. Мф. 12:40): под толщей гор и скал, как под надежным покровом Спасителя, — будто в Его священном Гробе, где они обретали духовное воскресение во Христе для вечной и блаженной жизни. Русские пещерные монастыри Пещерные монастыри издавна существовали и на Руси 20 .

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010