В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которое было начальным моментом в деле нашего спасения, наиболее приличествует остановить свое внимание на тех местах, где происходили все события евангельской истории. С этой целью и предлагается здесь общий географический очерк «святой земли» 4 . Свое имя Палестина получила у классических народов, называвших ее так по имени филистимлян, с которыми они раньше других восточных народов вошли в соприкосновение 5 . Границы Палестины не могут быть точно определены, как не были они и точно установлены, так как вопрос о том, какие земли входили в состав Палестины, решался на основании обрядовых и теологических, а не географических соображений. С идеальной точки зрения «земля обетованная» заключала все, что Бог положил в завете даровать Израилю, хотя бы Израиль никогда и не обладал такой страной вполне 6 . Как фактические границы указываются Вирсавия и Дан. От Дана (Тэль-Кади) – на севере, до Вирсавии (Бир-Эс-Себа) 7 – на юге Палестина занимает пространство в 139 миль; наименьшая ширина ее – 20 миль; наибольшая, между берегом Средиземного моря у Газы и Мертвым морем, – сорок миль. По устройству поверхности Палестина представляет горную страну, но сильно перерезанную ущельями и долинами, окаймленную с западной стороны широкими и роскошными равнинами. Внутри страны бросается в глаза обособленность двух половин, разделенных рекой Иорданом: западной и восточной. Восточная половина представляет одно длинное плоскогорье, круто, стеной поднимающееся над глубокой долиной Иордана и переходящее далее в высокие равнины, доходящие до Евфрата. Из горных вершин, на север за Иорданом, высится Ермон (Джебель-Эс-Шех), к юго-востоку от него идет Джебель-Хеш, восточнее – Васанское плоскогорье. Высшей точки горы достигают у Иавока (1200 м – более версты), к югу от которого высится гора Джебель-Оша. Некоторые горы вулканического происхождения, состоят из базальта и лавы; большинство же гор, как и в западной половине, состоит из известняка – мела, образующего пещеры с весьма запутанной системой ходов. Эти последние служили гробницами, убежищами или даже жилищами 8 . Долина Иордана представляет собой глубокую пропасть, расселину между гор, которая тянется с севера на юг в меридианальном направлении и лежит значительно ниже уровня Средиземного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В том же письме Иероним поднимает вопрос о судьбе праведников, умерших до пришествия Христова. Иероним отождествляет «лоно Авраамово» с адом и утверждает, что только после воскресения Христова ветхозаветные праведники были выведены из ада и удостоились райского блаженства: Если Авраам, Исаак и Иаков во аде, то кто же в царствии небесном?.. Хотя Лазарь представляется на лоне Авраама и в месте прохладном, но не так же ли подобно оно и аду, как и царству небесному? До Христа Авраам в аду: после Христа разбойник в раю. И поэтому-то при воскресении его многие тела усопших воскресли и явились в небесном Иерусалиме. И тогда исполнилось это изречение: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»  . В «Толковании на книгу пророка Ионы» блаженный Иероним неоднократно возвращается к теме сошествия Христа во ад. По мнению Иеронима, Христос сошел во ад для того, чтобы вывести оттуда всех находившихся там: Важнейшая часть или голова Его, то есть душа, которую вместе с телом Он удостоил принять ради нашего спасения, сошла в расселины гор, которые покрывались волнами, которые удалились от небесной свободы, которые окружила бездна и которые отделились от величия Божия, и затем проникла также в преисподнюю, — в те места, куда, словно в глубину и в грязь грехов, увлекались души, как говорит псалмопевец: «Сойдут в преисподнюю земли, достанутся они в добычу лисицам»  . Они суть вереи земли (vectis terrae) и как бы некоторого рода запоры в самых отдаленных местах заключений и наказаний, препятствующие пленным душам выйти из преисподней. Поэтому Семьдесят с особой выразительностью перевели: «они навсегда желают удержать тех, которыми раз владели». Но Господь наш, о котором мы под именем Кира читаем у Исаии: «медные двери сокрушу, и вереи  железные сломаю»  , нисшел до основания гор и был загражден вереями вечными, чтобы освободить всех заключенных (ut omnes qui clausi fuerant, liberaret)  . Впрочем, Иероним не утверждает, что Господь вывел из ада всех находившихся там: по его словам, Христос «освободил тех, которые были связаны узами смерти, вывел весьма многих с Собою для жизни (secum plurimus educat ad vitam)»  . В другом случае Иероним говорит о том, что Спаситель сходил во ад, «чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там»  . Как и греческие Отцы IV века, Иероним не дает окончательного ответа на вопрос о том, все ли или только некоторые были выведены Христом из ада.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Иоанн (Тимофей) III Васильевич (родил. 1440 года 22 января; с 1462 года Великий Князь; женат был 2 раза, имел 6 сыновей и 4 дочери; † 1505 г. 27 октября). В 1492 г. 22 сентября Углич был захвачен Великим Князем Иоанном III Васильевичем и был за ним (13 лет 1 месяц и 7 дней) до смерти, последовавшей 27 октября 1505 года. В 1496 году Угличане, недовольные притеснениями наместника, присланного Великим Князем по заточении Андрея Васильевича, составили заговор об освобождении детей Андрея, но Великий Князь Иоанн III Васильевич узнал о заговоре и расселил по другим городам многих Угличских граждан. В 1497 г. 28 января Великий Князь дал грамоту ставленнику своему игумену Геннадию Угличского Покровского монастыря. Димитрий III (Фома) Иоаннович Жилка, третий сын Великого Князя Uoahha III Васильевича и княгини Софии Фоминичны Греческой, родился 6 (иные неправильно 26) октября 1482 г.; по завещанию отца, в 1505 г. 27 октября получил в свое владение: гг. Углич, Устюжну, половину Ржева, Хлепень, Рогачев, Зубцов, Опоки, Мещовис, Опаков на Угре и Мологу; 20 мая 1504 года князь Димитрий дал грамоту Угличскому Покровскому монастырю; умер неженатый 14 февраля 1521 года и погребен в Московском Архангельском соборе. Василий (Гавриил) IV Иоаннович (родил. 1479 г. 25 марта; с 1505 г. Великий Князь; женат был дважды; умер 8 декабря 1588 г., приняв иночество с именем Варлаама. После 14 февраля 1521 года гор. Углич был во власти Великого Князя Василия IV Иоанновича по смерти его, последовавшей 8 декабря 1588 года. Для управления Угличем в 1521 году послан был сюда Фома Симеонович Колычев 28 , боярин, в качестве великокняжеского наместника, который управлял Угличем до своей смерти, т. е. до 1550 г., следовательно и тогда, когда, по духовному завещанию Великого Князя Василия Иоанновича, в 1583 г. в гор. Угличе назначен был князем Юрий Васильевич. XXV) III Васильевич, сын Великого Князя Василия IV Иоанновича и княжны Елены (в иночестве Варлаамы) Васильевны Глинской († 1538 г.), родился 30 октября 1532 г.; с 1534 г. князь Угличский (см. полное собр. Русских летописей 285); в 1549 г. 3 ноября женился на княжне Иулиании Димитриевне, дочери князя Палецкого (после смерти мужа она постриглась в Новодевичьем монастыре с именем Александры и потом в 1569 г. утоплена в рек Шексне; но погребена в том же монастыре 29 . После смерти Фомы Семеновича Колычева в 1550 г. 30 в Углич послан был наместником дворецкий Феодор Семенович Воронцов. В мае 1553 года Царь Иоанн IV Васильевич Грозный с князем Юрием Васильевичем Угличским был в Угличе; в феврале 1559 года у князя Юрия Васильевича родился сын Василий († после отца); 25 ноября 1563 года князь Юрий умер и погребен в Московском Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этим чудным «знамениям власти» (свт. Иоанн Златоуст ), с которыми умирал Божественный искупитель, присоединились другие, не менее поразительные действия всемогущества Божия. Земля, обремененная неправдой людей, прияв в недра свои спасительный крест Христов, потряслась, и это землетрясение было так необыкновенно и отлично от подобных явлений природы, что, по замечанию святого евангелиста Матфея (27, 54), весьма сильно подействовало вместе с другими чудесами даже на ожесточенные сердца римских воинов, стерегущих Иисуса. От страшного сотрясения земли расселись скалы гор; треснул и самый утес Голгофы и доныне, во свидетельство всем векам и народам, сохраняет на себе эту трещину, на которую еще святитель кирилл Иерусалимский в IV в. указывал как на видный для всех памятник страданий Господа 14 . Отверзлись погребальные пещеры, которые, по обычаю иудеев ( Ис. 22, 16 ), были высекаемы в недрах скалистых гор: тяжелые камни, заграждавшие входы их, от сотрясения отпали, а также и расселины, образовавшиеся вследствие колебания гор в стенах и сводах этих пещер, оставляли их открытыми. Это отверстие гробниц служило приготовлением к новому, еще большему чуду, показавшему, что «Пригвожденный есть Владыка земных и преисподних» (прп. иси дор Пелусиот) и что сила искупительной смерти Его простирается на загробный мир: воскресли многие тела усопших святых – людей праведных, с верой ожидавших спасения и избавления во Христе ( Лк. 2, 30, 38 ), и эти вестники иного мира после того, как Христос, Первенец из умерших, воскрес из мертвых ( 1Кор. 15, 20 ), вышли из гробов, вошли в святой Иерусалим и явились многим, дабы, как замечает святитель Иоанн Златоуст , «сия действительность не сочтена была за мечтание». явление воскресших живым свидетелям страданий и смерти Богочеловека, кроме обличения неверия саддукеев, говоривших, что нет воскресения ( Деян. 23, 8 ), должно было служить, с одной стороны, утешением и ободрением для малого стада верующих ( Лк. 12, 32 ), остающихся среди мира, враждебного Евангелию ( Ин. 16, 19 ), а с другой – загробной, самой убедительной проповедью о покаянии – городу, не уразумевшему времене посещения своего ( Лк. 19, 44 ), и народу, отвергшему своего Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Прошла зима ветхого завета, полная надежд и ожиданий для верных Господу сердец, но в продолжение которой солнце правды было еще закрыто облаками 648 . Предвечна была любовь Бога к человеку, но весна сей любви, полное проявление ее совершилось в пришествии Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Возвращаясь к образам Песни Песней и к появлению весны, мы видим дальнейшее описание ее в стихах 14 и 15 главы второй: Солнце возлюбленный обращается к невесте земле: «Голубица моя... ...покажи мне лице твое; дай мне услышать голос твой... ...Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники наши в цвете». В прямом смысле природных образов, относящихся к земле – Палестине, мы предполагаем что лисьи норы приносили существенный вред виноградным насаждениям 649 . В высшем таинственном смысле, разумея под виноградником народ Божий (Ср. Исаии V, 1–7 и Иоан. XV, 1–6), мы уразумеваем и значение лисиц, портящих виноградники 650 . Это люди, которые «приближаются ко Мне (глаголет Господь) устами своими, и языком своим чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Исаии XXIX, 13 и Матф. XV, 8–9). Глава вторая заканчивается словами невесты: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями. Доколе день дышит (прохладою) и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор» (ст. 17). Последнее уподобление употреблено уже в стихах 8 и 9, когда невеста – земля, видя мелькание солнца по вершинам и ущельям гор, уподобляет его оленю и серне. Эти стихи 8 и 9 с 17 по-видимому относятся к восходу и к закату солнца, т.е. к тем моментам, когда солнце особенно ярко золотит и окрашивает горы Палестины. «Он пасет между лилиями», говорит еще невеста. В этом намек на чистоту этого цветка, который и Господь наш Иисус Христос 651 приводит как образец изящной простоты и вместе с тем великолепия. В высшем духовном смысле этот намек еще яснее: среди чистых сердец на земле обитает Господь. Из общества чистых сердец, отданных Господу, создалась церковь : из этого общества вышла в мир та проповедь, которая овладела им. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 19. В тот день бросит человек идолов из серебра своего и изображения из золота своего, которые сделал себе, чтобы поклоняться кротам и мышам летучим, и войдет в разселины скал и в ущелья гор от лица страха Господня и от славы величия Его, когда возстанет потрясти землю. Мы говорили, что золото и серебро часто понимаются как слово и разум, которые даны Богом людям для того, чтобы или говорить о Боге, или познавать Его и восхвалять своего Творца, но они злоупотребляют этим даром для приготовления идолов, по оному написанному: «дал им серебро и золото, они же из серебра и золота Моего сделали Ваала» ( Ос. 2:8 ). Итак когда кто, устрашенный страхом Господним, сперва скрывает идолов в глубине сердца своего и скрывает в пропастях земли, не осмеливаясь выносить наружу дурно измышленное, тот затем решается бросить прежние изваяния, и не терпит их присутствия в себе. Вместо кротов, как мы перевели, LXX поставили суетныя, Акила pυκτ (выкопанные), Симмах безплодныя, а Феодотион поставил самое еврейское слово pharpharoth . Это – животное без глаз, которое постоянно роет землю и взрывает почву, и, поедая внизу корни, вредит плодам; греки называют его σπλαχα. Летучая же мышь, ночная птица, получившая у них соответственное имя νυκτερ (ночная птица, нетопырь), так как летает ночью, есть небольшое животное, похожее на мышей, издающее звуки не столько голосом и пением, сколько скрипением; по видимому животное летающее, оно избегает света и не может видеть солнца. С такого рода животными сравнены идолы, которые, будучи слепы и темны, чтутся слепыми, а также и все учения, противные истине. Когда в день Господень они будут покинуты, то бросившие их войдут в расселины скал и в ущелья гор, чтобы быть не в прахе земном и презренной грязи, но в твердом разуме, и найти себе различные выходы добродетелей, чтобы быть в состоянии чрез них достигнуть истины. Я, как мог, изложил это вкратце, по иносказательному смыслу, Евреи же относят это к Вавилонским временам и разрушению Иерусалима, когда восстал Господь, чтобы поразить землю Иудейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

103, 20, 21), —слушай внимательно и пойми достоверно, отбросив то детское толкование, которое ты слышал от некоторых необразованных. Пусть будет тебе известно, честнейший отче, что весь этот священный псалом представляет собою пение Создателю всех и Управителю, ибо в нем, в виде славославия Создателя повествуется об управлении всеми созданными Им видимыми творениями, —и не только научает слушателя об управлении ими, но учит также и тому, на какую, потребу каждое из творении создано, как когда говорит: «горы высокия еленем, камень прибежище заяцем» (ст. 18). Тем, что сказал: «еленем и прибежище заяцем», показал то, что елени, гонимые и отыскиваемые ловцами, спасаются от них на высотах гор, недоступных для ловцев, также и зайцы, за которыми гоняются люди и различные звери, получают от Твоего щедрого промысла убежище в расселинах камней и в вертепах, входя в которые, спасаются. Подобно этому и изречение: «положил ecu тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут ecu зверие дубравнии». Этим он научил, для какой потребности создана ночь, — именно, чтобы во время ее все звери дубравные проходили, прося себе пищи от Создавшего их, а затем почивали бы в ложах своих. Ибо Создатель устроил это так для того, чтобы люди безбоязненно, безопасно и невозбранно могли выходить днем на дела свои, не опасаясь встреч со зверями. И это он показал, говоря: «возсия солнце и собрашася» звери дубравные «и в ложахе своих лягут» (ст. 22); тогда «изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» (ст. 23). А что под зверями дубравными и скимнами разумеются пророки и праведные, которых Христос, сошедши во ад, освободив и извел оттуда, —это толкование не только ложное и детское, но и очень смешное. Нигде в Священном Писании не найдешь, чтобы боговдохновенные пророки и праведные приравнивались зверям дубравным и скимнам рыкающим, но именует оно их ангелами. И об основании святого Сиона говорит: «се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим» (Малах. 3, 1), называя ангелом Своим Крестителя Иоанна. И опять: «се Аз полагаю в основание Сгона камень, избран, чесшен», называя основанием посланных прежде Спасителя Христа боговдохновенных пророков, камнем же избранным, честным—Самого Спасителя Христа, пришедшего не разорить, но исполнить закон и пророчество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

20–21. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. (В день бо оный изринет человек мерзости своя златыя и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости его, егда востанет сокрушити землю). Когда Господь, как царь земли Израильской, «восстанет» со своего престола и объявит народу свой суд, то все будут объяты страхом. Дорожа своим существованием, каждый будет искать спасения от угрожающей ему гибели: поспешно оставит свой дом и город, предастся немедленному бегству, чтобы скрыться в подземелье. Так поступят и самодовольные теперь, но суеверные идолопоклонники – жители Иерусалима, когда к нему подступят войска языческих народов, чтобы совершить над ними казнь, определенную по суду разгневанного Господа. Царь и вельможи, как беглые рабы, постараются укрыться в многочисленных пещерах скалистых пустынь Палестины; оставят свои дома, побросают домашних богов – излюбленных идолов, как лишнее бремя, которое может только замедлить бегство. Тогда идол, при всей ценности материала, из которого он сделан, окажется совершенно непотребной вещью, он будет пригоден разве только для кротов и летучих мышей, которые, обитая в развалинах опустошенного Иерусалима, будут свивать себе гнезда в пустой голове и порожнем чреве идола. 22. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Оставите [убо] вам человека, емуже есть дыхание в ноздрех его: яко в чем вменися сей?) По божественному вдохновению, провидя будущее как настоящее, пророк Исаия увещевает своих современников не надеяться на себя и на своего царя. Человек, в какой бы мере он ни обладал силой, властью, мудростью, славой и богатством, не умеет и не может избавить себя от смерти, его жизнь может прекратиться с каждым вздохом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

229 Тотила (Бадуила; ок. 512–552) – король остготов с 541 по 552 г. Продолжительное время успешно воевал с Византией. 235 Оборонительные крепостные сооружения, воздвигнутые на ближних подступах (ок. 50 км) к Константинополю в 512 г. на протяжении от Черного моря (Деркос) до Мраморного (Силимврия). 236 Ср.: Иордан. Гетика. 52 и ел. Апсилы – кавказское племя в районе р. Коракс (совр. Кодор), ответвление авасгов. 237 Аланы – многочисленные ираноязычные племена, находившиеся между предгорьями Урала и Северного Кавказа, между Доном и Аральским морем. В I в. н.э. жили на Южнорусской равнине восточнее Дона. В IV в. – в составе гуннского союза. На Северном Кавказе распространились от верховьев Кубани до Дагестана. С VI/VII в. не упоминаются в источниках. Предки совр. осетин. Граничили с брухами. 238 Сабиры – прикаспийские кочевники, родственные гуннам, первоначально расселившиеся в районе совр. р. Иртыш. Ранневизантийская традиция локализует их около Кавказских гор. 240 Абасги (или авасги) – западнокавказские племена; севернее колхов – от р. Сингам (совр. Ингури) до Питиунта (Пицунда). 242 По преданию, в Авасгии (территория совр. Абхазии) проповедовал Григорий Просветитель (IV в.) – креститель кавказских народов. С IV в. существовала здесь епархия с центром в Севастополисе (совр. г. Сухум). Храм Богородицы Юстиниан построил в Питиунте (совр. г. Пицунда) после 546 г., когда в Авасгию был послан епископ. См.: Кулаковский 2000. С. 175–176. 245 Сагины, или сагиды, – причерноморское племя, на земле которого были основаны римско-византийские города-крепости Питиунт (совр. Пицунда) и Севастополь (совр. г. Сухум). Скорее всего, это – хорошо известные в античности саниги. 246 Иранский шах Хосров I (531–579), воевавший с Византией. Петра отождествляется с совр. Цихисдзири (не бесспорно). 247 Единственное упоминание подобного топонима, идентифицируемого с совр. областью Краснодарского края. 249 Этноним впервые встречается у Гомера. В греческой традиции становится обобщенным наименованием степных причерноморских кочевников. Утигуры – кочевое гуннское племя на берегах Черного и Азовского морей от Питиунта до Нижнего Дона. В V в. покорены аварами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—44— 38:16); понре (погрузился) как бы в расселины гор и сниде в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии ( Ион.2:6–7 ). Потом расхитив ад и проповедав находившимся там духам и отворив остававшиеся недвижимыми врата ада, Он опять возвратился к жизни. Возникла, освободясь от тления, жизнь Его и тогда Он явился в саду прежде других ищущим его женщинам; потом сказав им: радуйтесь, повелел возвестить святым ученикам, что он предваряет их в Галилее ( Мф.28:7 ). Тогда, наконец, язычникам возвещено было слово Его через блаженных апостолов. Тогда заблудшим проповеда по проповеди преждней, ибо не иными заповедями воспитывал Он Израиля прежде смерти Своей, и не иными – язычников после неё; но одно для всех Евангелие, и совершенно одинаковы знания божественных учеников, – и не одно у тех, которые призваны через веру во освящение из Израиля, а другое у нас, призванных из язычников. Ст. 3. 4. И воста Иона, и иде в Ниневию, якоже глагола Господь: Ниневиа же бяше град велик Богу, яко шествия пути трех дней. И начат Иона входити во град, яко шествия пути 1396 дне единаго, и пропоповеда, и рече: еще три дни, и Ниневиа превратится. Пророк отправляется в путь и одушевившись горячим усердием, выходит на дело. Повинуясь божественному повелению, он отважно входит в иноплеменную Ниневию, город обширный и занимающий такое большое пространство, что требовалось три дня пути, если бы кто хотел обойти его —45— кругом: он проходит через него в один день, или, как думают другие, путешествуя по нему в продолжении одного дня, он возвещал божественное определение. Удивительным конечно явлением был (для Ниневитян) пророк, муж еврейский, пришедший из иной страны, и вероятно никому из здешних жителей неизвестный, шествующий по средине города, восклицая и говоря: еще три дни, и Ниневиа превратится. Обрати здесь внимание и тщательно рассмотри следующее обстоятельство: Бог всяческих повелел проповедовать о Ниневии: яко взыде вопль злобы ея ко мне; Пророк же, находясь в ней, говорит: еще три дни, и Ниневиа превратится. Что же мы скажем на это? не произносил ли он ложь, и не говорил ли от собственного сердца, а не от уст Господа, как думают некоторые? Не скажем этого, напротив, мы утверждаем, что пророки часто указывают на способ своего посольства. Что Господь говорил ему: востани, и иди в Ниневию, и проповеждь в ней, яко взыде вопль злобы ея ко мне (1:2), – об этом мы ясно слышали тотчас в начале пророчества: а чтобы и сам Пророк говорил что-либо Богу, – об этом мы не знаем. Но впоследствии мы найдём его говорящим так: о Господи, не сия ли убо словеса, моя и дал. (4:2). Не видишь ли, что здесь весьма многое пройдено молчанием и сказано Богом тайно, равно как и устами пророка к Богу? Итак, словам святых следует усвоить истину: ибо никак не могут говорить ложь те, которые в изобилии обладают духом истины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010