Но с другой стороны возможно ли достижение Им народного блага и улучшение народного благоденствия, если мы сами не будем принимать живого участия в этом, если мы сами не будем отвечать Его добрым намерениям и стремлениям?. – без воли человека и Бог не спасает человека; без нашего живого участи и стремления к улучшению окажется почва неблагодарной для самых тяжелых и усиленных забот царя. Поэтому всякий, по силе возможности, должен содействовать желаниям своего Отца отечества; всякий должен вкладывать в общую сокровищницу блага отечественного дань своих трудов и забот – верным исполнением своих обязанностей, хотя бы они доходили даже до самоотвержения и самопожертвования. Пусть каждый, как верный слуга царев, честно, добросовестно, с любовью и всегдашнею молитвою о Царе своем выполняет долг того звания, в которое призван. «Господи! спаси Царя», воскликнем вместе с псалмопевцем, и услыши нас, в сей день молящихся Тебе. Аминь. 1885 г. Вифанский монастырь. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Божие есмы творение, созданы в Иисусе Христе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим ( Ефес.2:10 ) В нынешний день рождения Благочестивейшего Государя нашего прилично вспомнить эти слова святого апостола, потому что в этот особенно день мы должны молитвенно обратиться к Богу, чтобы Он помогал нам успевать в добрых делах, успевать в благочестии, которое на все полезно, как имеющее обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ), и которое есть непременный залог и основа счастья и благоденствия народного. Великий и знаменательный день рождения царственных лиц, с судьбою коих нередко тесно вяжется и судьба целых народов, велик и важен должен быть и для каждого из нас, как членов государственной семьи, напоминая нам о нашем собственном дне рождения, с которого мы являемся членами общества, входим в отношения к различным общественным положениям, и с которого открывается пред нами или счастливая или несчастная судьба в жизни, польза или вред для себя и для общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Великий аскет и подвижник, он для внешних был пышный сановник екатериненского времени, кавалер ордена Андрея Первозванного. Однажды, сопровождая крестный ход из Казанского Собора в Александро-Невскую Лавру (около 3-х верст), Екатерина всю дорогу провела в разговоре с митрополитом и нашла, что он «муж острый и резонабельный». Она ему посвящает перевод Мармонтелева Велизария и заказывает его портретный мраморный барельеф для лаврского собора, которого он был строителем. Митрополит несет еще на себе и чисто светское почетное звание: он состоит вице-президентом Академии Наук, где часто председательствует в отсутствии Дашковой. Он много потрудился и при издании словаря, куда вложил и свой личный труд. Он охраняет церковные древности и археологические ценности. Спасает древние книги. Но с другой стороны – в своей келейной жизни – этот пышный вельможа и ученый муж – является смиренным подвижником «все молится в землю», питается гретыми щами, говоря, что, быть может, скоро и этого не будет. Он не вступает в открытую борьбу с правительством, не пытается переубеждать власть имущих и внушать им свою точку зрения, но он твердо ведет свою линию: созидает, возрождает и обновляет церковную жизнь. Мы здесь не будем входить во все детали его широкой деятельности, его забот по созданию Невской Академии, которую он поставил на должную высоту, его заботу о семинариях и низших школах. Скажем только, что он не только занимался учебной программой, но входил сам во все мельчайшие подробности быта подведомственных ему учебных заведений. Церковная проповедь , раскол, богослужение, духовенство – все было предметом его величайших забот. Келейник митрополита Гавриила, арх. Феофан, приводит случай обращения в Православие ожесточенного раскольника. Случай этот дает понятие о духоносности и силе молитвы преосвященного Гавриила. «Видя, что никакими убеждениями нет возможности вразумить раскольника, митрополит Гавриил обратился к образу Божьей Матери с такою молитвою: «не могу это жестокое сердце привести в чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Поведу, прежде всего, речь об о. Антонии. 1) Он здесь, хотя и не был особенно здоров, но не был и так нездоров, как можно было заключить из вашего письма. Не следствие ли это упадка духа, как результат предыдущих событий и неопределенности настоящего положения? Поэтому, не будет ли он здоровее, удалившись с места скорби и взявшись снова за оставленное рало? 2) Судя по себе, я держусь такого убеждения, чем больше труда, хлопот и забот, тем живее дух молитвы; чем меньше забот, тем меньше и молитвы. Кроме того, чем больше живу, тем больше убеждаюсь в единственной надежде спасения благодатью таинств. От того я всем духовным говорю: литургисай чаще и спасешься. В миссии, и Алтайской, и Иркутской равно, средство это равно всегда доступно для каждого миссионера. Следовательно, от самого о. Антония будет зависеть возможно чаще пользоваться им для своего спасения, как главной цели его настоящих стремлений. Не принимая на себя решения, где он удобнее может спастись (потому что это знает один Бог), я прошу его приехать сюда к своей обязанности, от которой он не был уволен. Времени приезда не назначаю, потому что это будет зависеть и от дороги, и от его здоровья, и от потребности в нем для вас. Молькинский стан окончательно утвержден за его преемником о. Иаковом Дубровою 317 . Ему же я назначаю Аларский стан, вновь открывающийся при Аларской степной думе. Тайша уже несколько раз приставал ко мне об открытии при думе стана, но я доселе не находил миссионера. Церковь взялся строить сам тайша, а дом миссионеру будет общественный. Тут же есть общественное училище, в котором учит семинарист и, кажется, дельно. Значит, о. Антонию не будет нужды хлопотать об училище. В семи верстах от думы есть церковь , построенная прежним тайшою Матхановым, в которой пока и будет служить о. Антоний. В дацане при Аларской думе недавно крестились четыре штатных ламы, которые, как хорошо знающие по-русски, читающие по-граждански и даже по-славянски и знакомые с свящ. историей, могут быть ему хорошими помощниками в деле проповеди евангельской. Двое из них уже изъявили желание поступить в духовное звание на должность помощников. О. Антонию остается только обратить самого ширетуя с тремя (из 16 положенных по штату) остальными ламами и тогда дацан будет в его распоряжении для обращения в церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На факт участия сотрудников ОГПУ в составлении «Декларации» указывает О.Ю. Васильева: «Анализируя текст „Декларации“, можно с уверенностью сказать, что основная часть ее написана самим митрополитом, а тучковская команда взяла на себя сочинительство первой и последней частей документа» 732 . —291— То, что текст «Декларации» 1927 г. был выработан в ОГПУ, доказывает сравнение текстов проекта Декларации мая 1926 г. и «Декларации» 1927 г. Для сравнения приведем некоторые отрывки: Проект «Декларации» 1926 г. «Декларация» 1927 г. Одной из постоянных забот нашего почившего Святейшего Патриарха было выхлопотать для нашей Православной Патриаршей Церкви регистрацию, а вместе с ней и возможность легального существования в пределах Союза ССР. Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона перед его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильные отношения к Советскому Правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования... Получая, таким образом, права легального существования, мы отдаем себе отчет и в том, что вместе с правами на нас ложатся и обязанности по отношению к той власти, которая дает нам эти права. И вот я взял на себя от лица всей нашей Православной староцерковной иерархии и паствы засвидетельствовать перед Советской властью нашу искреннюю готовность быть вполне законопослушными гражданами Советского Союза, лояльными к его правительству и решительно отмежеваться от всяких политических партий или предприятий, направленных во вред Союзу. Но будем искренними до конца: мы не можем замалчивать того противоречия, какое существует между нами, православными, и коммунистами-большевиками, управляющими Союзом. Они ставят своей задачей борьбу с богом (так в тексте копии, сделанной в ОГПУ – Д.С.) и его властью в сердцах народа, мы же весь смысл и всю цель нашего существования видим в исповедании веры Выразим всенародно нашу благодарность советскому Правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия. Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной работе, мы ясно сознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской Власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его... Мы хотим быть православными и в тоже время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный на Союз, будь то война, бойкот, какое-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в частности, преподобный Варсануфий нередко советовал отказаться от врачей и лекарств. Одному из своих духовных чад, обратившихся к нему с вопросом, следует ли при болезни принимать лекарства, он отвечает: «Возложи упование твое на Господа, и получишь облегчение» 457 . Другому он говорит: «Кто в болезни пренебрег лекарством... достиг высшей степени веры» 458 . Третий пишет ему: «Мой разум говорит мне: “Если посетит тебя телесная болезнь, обратись с ней к врачу. Потому что не в твоих силах излечиться без лекарств”. Однако затем он внушает мне обратное, говоря: “Не делай этого, но положись на милость святых и довольствуйся только ею”. Прошу тебя, сердобольный отче, скажи мне, какой из этих путей я должен избрать». И преподобный Варсануфий отвечает ему: «Брат, когда я вижу тебя столь озабоченным телесными недугами, я думаю о том, что святые отцы не имеют таких забот. Поэтому вторая мысль лучше первой» 459 . Он доказывает эту точку зрения своему собеседнику посредством пространного сравнения двух упомянутых позиций. Первая мысль, отмечает он, демонстрирует недостаточную веру, «неуверенность, сестру малодушия, за которым стоит слабость веры, мать сомнения, удаляющая от Бога»; она заставляет усомниться в благости Провидения, порабощает сердце и наполняет его ложными тревогами, приводит к распущенности, вводит душу в смущение и тоску. Вторая мысль, напротив, выявляет «абсолютную веру в Бога», «терпение (от которого происходит) опытность (см.: Рим.5:4 ), от которой родится надежда», она предполагает доверие Господу, вызволяет из плена и «освобождает человека от забот, призывая все заботы доверить Ему», заставляет поверить, что «Тот, кто видит скрытые недуги, может также излечить и мою болезнь», умиротворяет душу, защищает от уныния, вдохновляет на благодарственную молитву, помогает человеку добродетельно переносить болезнь и сообщает ему стойкость Однако вторая мысль, как признает преподобный Варсануфий, представляет собой некий идеал, которого могут достигнуть только обретшие совершенство и который поэтому не может быть вменен другим 462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Своими стараниями архипастырь улучшил и материальное положение сибирского духовенства, кроме бедности испытывавшего многие притеснения от разных чиновников больших и малых рангов. По ходатайству преосвященного в 1703 году велено было священно-церковнослужителям сибирских соборов и бесприходных церквей, а также монашествующим выдать жалование, которого они были лишены с 1699 года; сельским же церквям отведены пахотные и сенокосные земли, причем священники вместо этого могли получать с прихожан ругу хлебом или деньгами. В ограждении духовенства от притеснений светских властей по ходатайству преосвященного объявлено было от имени государя о том, что все чиновники за притеснение духовных лиц будут предаваемы строгому суду и наказанию. Так отечески заботился святитель Филофей о вверенном ему духовенстве и за это справедливо стяжал от него благодарность и искреннюю сыновнюю любовь. Раскол в Сибири продолжал усиливаться и укореняться по-прежнему. Поэтому и борьба с ним была одной из важнейших забот ревностного и деятельного архипастыря. Но кроткие увещевания мало действовали на изуверов, так что духовное и светское начальство вынуждено было принимать против них весьма строгие и крутые меры, которые были в духе того сурового времени. Тюмень была одним из главных притонов раскола. И потому, как оплот против него, преосвященный Филофей тщательно устраивал и по внешности и в особенности по внутренней жизни иноков, любимый им – можно сказать, вполне его детище – тюменский Троицкий монастырь. Но, несмотря на убеждения православного духовенства и меры правительства, раскол в Сибири не поколебался, чему много способствовало лесное приволье малонаселенной страны, где свободно укрывались и откуда могли действовать к совращению и правоверных вожаки раскола. Миссионерская деятельность митрополита Филофея среди сибирских язычников была главнейшим предметом его забот и трудов и увенчалась благим успехом, которого архипастырь достиг, впрочем, не во время своего управления епархией, а по увольнении от него, когда он всецело посвятил себя апостольскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Государство русское во времена патриархов проходило именно период юности и созревания; ему нужен был опытный руководитель, и таким являлась для него Церковь в лице высшей представительной власти – патриаршей. Эта власть, кроме своей прямой заботы о Церкви, брала на себя и другую заботу – о внешнем благе государства, и своею опытностью и мудростью достойно воспитала и возвысила русское государство. Но период юности и воспитания русского государства должен был кончиться: со времен Петра, оно является столь сильным и окреплым, что само уже начинает распоряжаться своими внешними судьбами. Притом, принимая европейское образование и вступив в круг европейских держав, русское государство начало заниматься такими делами, которые уже не приличны Церкви и ее власти; иначе предстояла ей опасность впасть в заблуждения римской Церкви. Итак Церковь русская, или высшая представительная власть ее, должна была лишиться той внешней силы в государстве, которую она имела во время патриаршества: она исполнила свое назначение в отношении к государству: скрепила, возвысила и утвердила его (по внешней жизни). И вот патриаршеская власть уничтожается, является синодальная. Лишившись внешней своей силы, Церковь при этом нисколько, однако, не теряла своего внутреннего, существенного значения и назначения: воспитывать духовно членов государства, воспитывать их душу и сердце; ибо Церковь осталась Церковью, какою была, изменилась случайная форма ее; духовная власть Синода заменила собою власть патриарха. Пастырям Церкви русской сделалось теперь тем удобнее духовное воспитание народа, чем свободнее они делались от забот внешних – государственных . A лишенная своего единичного личного и, так сказать, выпуклого средоточия, духовная власть Церкви тем успешнее будет действовать в воспитании своих сынов, чем более она разделена между многими лицами и чем глубже чрез это проникла в жизнь Церкви. Что же касается до государства и его отношений к Церкви, при синодальном ее управлении; то оно, как бы в благодарность за воспитание, полученное им от Церкви, приняло на себя более против прежнего забот о внешнем благе самой Церкви, оставив ей по преимуществу заботу о внутреннем благосостоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда опять и после дождя, когда семя уже взошло, если дождь не будет по временам орошать его, произрастение засыхает и погибает. Ибо и семени нужен дождь, и произрастению – также, по временам, пока оно укрепится; но и тогда нельзя не иметь забот. Иногда и после того, как оно вырастет и образуется колос, случается, что гусеницы, или град, или что-нибудь подобное истребляют плод. Так бывает и с душою: когда кто потрудится очистить ее от всех упомянутых нами страстей и постарается [приобрести] все добродетели, то он должен всегда прибегать к милости Божией и к покрову Божию, чтобы не быть ему оставленным и не погибнуть. Ибо как мы сказали о семени, что и после того, как оно взойдет, вырастет и принесет плод, если по временам не будет орошать его дождь, оно засыхает и погибает, так бывает и с человеком: и по совершении столь многого, если Бог хотя на малое время отымет от него покров Свой и оставит его, то он погибает. А Бог оставляет человека тогда, когда он сделает что-либо против своего устроения. Например, если кто был благоговеен и уклонится в бесчинную жизнь или был смирен и сделается наглым. И не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно, или наглого, когда он гордится, сколько Он оставляет благоговейного, когда этот делает бесчиние, и смиренного, когда он возгордится, – это и значит грешить против своего устроения, и от сего происходит оставление. Потому святой Василий иначе судит грех благоговейного и иначе – грешника. Когда же кто сохранит себя и от этого, то должен замечать, чтобы, делая хотя малое добро, не делать сего с тщеславием, или из человекоугодия, или по какому-нибудь человеческому побуждению, дабы сие малое не погубило всего, что он сделал, как мы сказали о гусеницах, граде и тому подобном. Опять когда и на поле плод не потерпит никакого вреда, но сохранится до самой жатвы – даже и тогда земледелец не может быть без забот. Ибо случается, что и после того, как кто-либо пожнет свое поле и окончит весь труд свой, приходит злой человек и, по ненависти, подкладывает огонь под оный плод и уничтожает весь плод и труд его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

У нас в монастыре есть такие немощные люди, которые унывают от всего подряд, чуть ли не от того, что им села на нос муха. Я этому просто удивляюсь. У них все время появляются бесконечные поводы для уныния, хотя на самом деле не происходит ничего такого, на что вообще можно было бы обращать внимание. Почему так происходит с этими немощными людьми? Потому, что в них сильно действует страсть. Со стороны это порой кажется смешным. Но когда дело касается нашего собственного уныния, тут мы смеяться перестаем, потому что сами себя не видим. А если бы мы посмотрели на себя со стороны? Со стороны наше уныние выглядит очень смешно, унывать-то, собственно, не от чего. Редко у кого бывает какая-то особенная брань. По большей части человек в монастыре через послушание, труды, откровение помыслов почти избавляется от скорбей. Настоящих скорбей у него нет, вся тяжесть ложится на вождей братства или сестринства, то есть на духовника, настоятельницу. Они заботятся обо всех и в духовном отношении, и в телесном, чтобы предоставить им возможность жить беспечально. Беспечальная жизнь – это самое важное преимущество общежительного монастыря. Хотя здесь человек не имеет того уединения, той тишины и того времени, которые ему кажутся необходимыми для духовных подвигов, зато он не имеет и никаких забот. И эта беспечальность, если ею пользоваться разумно, дает человеку возможность приобретать то, что по неопытности новоначальный не сможет приобрести и в уединении, то есть внимательную молитву. Отсутствие забот позволяет ему при всей его кажущейся занятости следить за своей душой, потому что он знает, что обо всем попекутся другие, в том числе даже и о его душе. Его дело – только самоотверженно идти этим путем и не сворачивать с него. Может быть, плакать и грустить – это свойство женского пола, а точнее, молодых девушек. Они еще не сталкивались ни с какими жизненными трудностями, не привыкли с ними бороться, у них еще не было настоящих скорбей, и поэтому, встречаясь в монастырской жизни с самыми небольшими затруднениями, они поддаются расслаблению сил, теряют усердие и даже оставляют свой подвиг, иначе говоря – падают на ровном месте. Правда, бывает, что и люди, уже имеющие жизненный опыт, от беспечального состояния, которое даруют порядки общежительного монастыря, становятся чрезвычайно чувствительными ко всевозможным, даже самым незначительным, затруднениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Московские Церковные Ведомости. 1918. Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Св. Синоду по вопросу о признании Большого Московского Успенского собора, Патриаршей Ризницы и Книгохранилища патриаршей ставропигией Святейшему Правительствующему Синоду. Предместники Наши на Патриаршем Престоле Всероссийском, имея постоянное пребывание в Кремле, вблизи главной его святыни – Большого Успенского собора, прилагали много забот и попечения о благоукрашении кремлёвских храмов и обителей и о поддержании благолепия совершаемых в них церковных служений. Но среди кремлёвских храмов предметом особых забот и внимания Святейших Патриархов всегда являлся Успенский собор, как главнейший по своему историческому значению церковный памятник, хранящий доныне под своею священною сенью великие духовные сокровища православного русского народа – мощи святых угодников Божиих, молитвенников и печальников за землю Русскую, и чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, много раз являвшую чудодейственную помощь Русскому народу в годы его тяжких испытаний. Успенский собор за время существования патриаршества в Русской Церкви являлся стольным собором Московских и всея России Патриархов: в нем находилось их святительское место, в нем они ставились на патриаршество, в нем постоянно совершали своё служение и, наконец, в нем же они находили себе и место вечного упокоения. Обвеянный любовью и святостию Первопрестальников Российской Церкви, омытый слезами верующих сынов русского народа и согретый их сердечными воздыханиями, Успенский собор является не только священным домом молитвы, но и замечательным памятником древнерусского церковного искусства, доныне вдохновляющим русских художников красотою своих внешних очертаний, духовною проникновенностью иконописи и вообще древним благолепием внутреннего своего убранства. Все это вместе возвышало значение Успенского собора и в церковном сознании русского верующего народа и побуждало Патриархов, как первых выразителей этого сознания, с особою заботою относиться к охранению великого церковного и народного достояния. Вследствие этого Большой Успенский собор всегда находился под ближайшим попечением и наблюдением святейших Патриархов, являлся их первой патриаршей ставропигией.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010