—214— народ в его массе, нужно надеяться, еще понимает, что для Церкви, предназначенной к деятельности на земле, необходимы самые разнообразные материальные средства и что со стороны представителей церковных интересов было бы неблагоразумно и даже преступно перед Церковью признавать допустимым с церковной точки зрения отдавать церковное имущество на другие цели и отказываться от его пополнения или от создания для Церкви разных других благоприятных внешних условий. Так думал русский народ и государственная власть России на протяжении всей нашей истории. Конечно, из этого вовсе не вытекает, чтобы государству была предоставлена через это возможность пользоваться Церковью в своих особых целях, как это к сожалению, иногда бывало, и чем теперь стараются прикрываться иные в своих враждебных для Церкви видах. Я уже неоднократно обращал внимание Присутствия, что в деле предстоящих преобразований нужно строго различать преследование государством своих собственных задач в области Церкви и заботы его о внешнем благосостоянии Церкви. Первого быть не должно, а второе требует лишь правильных форм. 3112 Утверждать же, что принятие – Церковью подобных забот от государства унижает ее достоинство и вредно для ее целей значит не отдавать себе ясного отчета в ее природе и отношении к окружающему мipy. Государство, доставляя Церкви материальные блага и разные юридические права, облегчающие ее внешнее существование и деятельность, обращает их через это на служение высшим целям человеческой жизни и – само в известной степени привлекается к участию в этом великом деле. Способствование государством по мере его возможности церковным целям не может не быть полезно для него в религиозно-нравственном отношении и есть один из видов свойственного государству служения Богу. Уже по одному этому Церковь не может отвергать известных забот о ней со стороны государства. —215— Милостивые указания Спасителя, что в Его глазах имеет значение даже чаша холодной воды, поданная Его ученику, небольшая жертва на храм, приношение для Его помазания драгоценного мира, – нет оснований не относить и к людям, представляющим из себя и такое коллективное целое, каково государство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно так же и душа спасается не от дел своих… а от того, что внутреннее её существо обновлено, что сердце её всегда с Богом. “Огнь, который мы получили от благодати Духа, — говорит Святой Златоуст, — если захотим, мы можем усилить, если же не захотим, тотчас угасим его. А когда он угаснет, в наших душах не останется ничего, кроме тьмы…”. Простите, Алексей Васильевич, что я так много распространился со своими выписками, и главным образом для того, чтобы чем-нибудь разбудить свою душу от духовной спячки. Мы, по милости Божией, продолжаем подвигаться к вечной жизни, и на Старый Валаам продолжаем торопиться НЕТОРОПЯСЬ. …За сим, желаю Вам мира и радости о Духе Святе, Ваш доброжелатель и богомолец недостойный игумен Харитон. 2. Письмо иеромонаха Исаакия 3 26.04.1945 г. Новый Валаам. Papinniemi. Христос Воскресе!!! Я не знаю, как выразить Вам мою благодарную радость, что Вы проявляете такое благотворительное отношение к моей затее для пользы нашей обители, в смысле заведения сада (фруктового) на Новом Валааме. Конечно, всё делается у меня в саду с благословения нашего отца настоятеля игумена Харитона, но у него много других забот и некогда ему заниматься моими увлечениями, садоводством. И мне тоже забот и хлопот как ближайшему его сотруднику хватает, но всё-таки и при усталости я в саду отдыхаю душой и все трудности современной жизни с неприятностями, включая пищу и питие, забываю. С раннего отрочества я полюбил сад и полевое хозяйство. В зимнее и другое свободное время я пополняю свои познания по сказанной области из литературы по садоводству и пол[ево­му] хозяйству. У меня, конечно, дело только в начале, в качестве небольшого приусадебного сада, коего приблизительный чертёжик при сём прилагаю. Что же касается вообще нашей жизни, то живём, слава Богу, сносно, взяв во внимание общее тяжёлое положение Финляндской страны. Отец игумен и братия здравствуют, готовятся к встрече Светлого Праздника. Уважаемый наш старец, схимонах отец Пионий, мирно почив, отошёл ко Господу 11.03.1945 г.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Разделы портала «Азбука веры» Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Жизнь семейная 2. Не прекращая своего попечения, возложить все на Промысл Божий Без забот и попечений как прожить? Но все в меру, а главное – с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот (1, с. 126–127)? Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце (1, с. 127). 3. Скорбь об отлучении сына Ваше отлучение, изреченное сыну, было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?! Другое дело – мысль о силе сего отлучения. Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? Стало, и этого нечего тут видеть (1, с. 149–150)! 4. Семья – это житейский крест для главы Семья – это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и, все со своей стороны делая, все предай в волю Божию (1, с. 228). 5. В семейной жизни исполнять дела по сознанию, что исполняется воля Божия И по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность – дела по удовлетворению страстей, также ненужные и бесполезные (1, с. 247). 6. Жена, мать, хозяйка – это ваши владения. Министры ваши – голова да руки с ногами и душа с силами. Кодекс законов – заповеди Евангелия… Смотрите построже за своими министрами

http://azbyka.ru/semya/zhizn-semejnaja-s...

Они так усладились его речами, что выразили желание навсегда остаться с ним, если бы только им было возможно освободиться от своих должностей и мирских забот. Возвратившись за тем к преподобному Михаилу, они сказали ему: – Благодарим тебя, отче, за то, что ты показал нам сокровище, которое ты имеешь утаенным на поле твоей паствы. Между тем старец, призвавши Афанасия, приказал ему снова предложить пришедшим учительное слово о спасении души. И устами святого действовала благодать Господня так, что слушающие речи его умилялись, сокрушались сердцем и плакали. Да и сам старец изумлялся благодати поучения, исходящей из уст Афанасиевых. С этого времени военачальник Никифор и патриций Лев весьма полюбили блаженного Афанасия. И, уединившись с ним, Никифор открыл ему свое намерение, говоря: – Отче, я желаю устраниться от мирской бури и, избегнувши житейских забот, служить Богу в иноческом безмолвии. Это желание и намерение окрепли у меня главным образом под влиянием твоих боговдохновенных речей, и я питаю надежду с помощью твоих святых молитв получить желаемое. Блаженный Афанасий отвечал ему на это: – Господин! На Бога возложи твою надежду – и Он устроит относительно тебя, как желаешь. Таким образом после продолжительных бесед Никифор и Лев с большою пользою для своих душ возвратились в свой путь. Преподобный Михаил имел намерение поставить Афанасия после себя игуменом, ибо сам он уже состарился и приближался к кончине. Узнавши об этом, Афанасий, хотя и не желал расстаться с любезным отцом своим, тем не менее убежал оттуда, боясь бремени начальствования и считая себя недостойным пастырского сана; он странствовал по Афонской горе, посещая пустынных отцов, и примером их добродетельной жизни возбуждался к высшим подвигам. Найдя в расселинах скал несколько братий, проживающих неподалеку друг от друга, он поселился среди них и стал подражать их суровому образу жизни. У них не было никакой заботы о теле, не было ни крова, ни пищи, ни имущества, но ради Бога они охотно и с радостью переносили и мороз, и жар, и голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще не очень давно первоклассный Свияжский монастырь был пристанищем для множества учащегося юношества. Неоцененные услуги инородческому просвещению оказывали также монастыри Царевококшайский Мироносицкий, Раифский и Седмиозерный. А ныне они все отдалились от сего дела, как бы чуждого им. Печальное недоразумение! Оно требует неотложной поправки. Преподобный Евфимий, основатель Седмиозерной пустыни, сам обратил в веру Христову многих черемис, а другие удалились от него в глубь лесов. Там настиг их инок Филарет, основатель Раифской пустыни. И вот черемис не стало далеко вокруг монастырей. Но миссия монастырей этим не кончилась. Они или должны выселить из себя новый отряд, который бы, углубившись в дремучие леса между Раифской и Мироносицкой обителями, внес новую живительную христианскую струю жизни в инородческую среду, или же принять в среду свою молодое поколение лучших инородческих детей и, воспитавши их по духу и характеру жизни христианской, воздействовали-бы чрез них на инородцев, и тем оказали бы белому духовенству существенную помощь в том деле, которое для него при его семейном и малообеспеченном состоянии почти невозможно. Если монастыри были могущественными проводниками христианских начал жизни в давние времена, когда они действовали одни, то не тем ли более они могут оказать существенную помощь делу просвещения инородцев ныне, когда на этом благом поприще рука об руку идут и представители Министерства Народного Просвещения, и Миссионерского общества, и Земства, братски объединяясь под знаменем святого первосвятителя Казанского Гурия, дух ревности которого сугубо должен одушевлять представителей иноческих обителей. И так: учреждение для инородцев школ, церквей, школ и приютов-вот существенные предметы предстоящих забот Братству. Что касается до других его забот и дел, то они, как второстепенные, должны исполняться по мере возможности и по неизбежности стоять на втором плане. Это должно сказать напр. о таких задачах, которых никак не могло осуществить Братство, не получив на то никаких полномочий и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Братия мои! Псалмы, входящие в состав осьмнадцатой кафизмы, называются песнями восхождения, или песнями степеней; и пелись при вхождении во храм Соломонов по ступеням его. В духовно–нравственном отношении они изображают восхождение и приближение человека – грешника из плена греховного к Богу Спасителю его. Св. церковь , как мудрая руководительница и любвеобильная мать наша, в этих псалмах дает нам, во время нашего поста и покаяния, прекрасное руководство, с какими мыслями и чувствами должны мы возвращаться из плена греховного к Отцу нашему Небесному. От чувств скорби и уныния она возводит нас к тому блаженному покою, к той невозмутимой радости, какую испытывает дитя подле родной матери своей. А мы, братия мои, большей частью худо внимаем словам псалмов; во время чтения кафизмы мысль наша нередко бродит вне храма Божия, рассеивается по предметам временных наших забот и хлопот. Как будто назло св. матери нашей церкви мы, вместо приближения к Богу, намеренно удаляемся от Него, и отдаемся в рабство греху; вместо восхождения мы ниже и ниже нисходим в море житейских забот и попечений. Не подобает тако сим бывати, братия мои! Исправимся! Аминь. Поучение XIX По окончании осьмнадцатой кафизмы певцы поют: «Господн, воззвах к Тебе, услыши мя». В общем ходе вечерни с «Господи, воззвах» воспоминаются и изображаются времена закона Моисеева 41 . До закона Моисеева человек – грешник призываем был из плена греховного на путь истины и добра, и руководствовался в вере и нравственной жизни своей, непосредственными откровениями Божиими, требованиями и указаниями своего разума и совести, и устными преданиями. Но эти руководства, при усиливающемся со дня на день потоке греха, при неминуемом от того затемнении разума и совести, при видимом сокращении жизни человеческой, делались все более и более недостаточными. Человек – грешник неминуемо погиб бы, если бы Отец Небесный не употребил, по неизреченному милосердию Своему, нового средства к призванию его из плена греховного на путь истины и добра, к сохранению в нем веры и благочестия. Отец Небесный и употребил такое средство: Он дал людям закон письменный, в котором со всей подробностью объяснено было, что должны они делать и чего не делать для своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Государь Император Александр III и его Сын, Наследник Цесаревич Николай, будущий святой Царь страстотерпец, воспринимали свое царское служение, именно как и их славный предок Император Павел Петрович, что отражалось, естественно, и на внешней политике Российской Империи. Такой христолюбивый подход России к международным делам был понятен благонамеренным политикам многих стран. Поэтому, когда в ходе подготовки к путешествию Цесаревича наш посланник в Японии Д.Е. Шевич отправляет министру иностранных дел Н.К. Гирсу депешу из Токио от 31 августа/12 сентября 1889 за с анализом публикаций местной прессы, он особо выделяет передовицу в Japan Daily Mail. Редакция «указывает на успешную и примирительную деятельность Русской дипломатии как на прямое отражение желаний и забот Государя Императора, по непосредственным предначертаниям которого она действует и высокий характер которого служит прочною порукою продолжения мирной, хотя бы и решительной международной политики...» Программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца - Императора Александра III, главной целью, как это ни парадоксального сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование. Помимо основной, духовной, ставились и иные цели восточного путешествия, а именно образовательные - приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Для реализации международной части путешествия привлекались следующие сотрудники МИДа под руководством верноподданного Императорского министра Н.К. Гирса (1882-1895): Вена: посол в Австрии князь Лобанов-Ростовский. В Триесте присоединяется наш посланник в Греции Михаил Константинович Ону, он будет сопровождать Цесаревича в Египет, Индию и на Цейлон как знаток Востока.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/07/ru...

А если ты полагаешь, что все зависит только от тебя самого, только от твоих способностей, от того, что ты сумеешь, куда успеешь, ты своим неверием сам не даешь Богу в твоей жизни действовать. Я это знаю по собственному опыту. Перед каким-то ответственным делом всегда приходят помыслы: а что, если ничего хорошего из этого не получится у нас? Если я буду эти помыслы принимать, если я начну с ними нянчиться — вот тогда у меня точно не получится ничего. Эти помыслы нужно пресекать молитвой. Надо сказать себе, что, коль скоро намерения у нас добрые, Господь обязательно нам поможет. Вы понимаете, лукавый — он всегда спекулирует на том, что нам дорого, что для нас бесценно. Работа, без которой я не прокормлю семью; благополучие детей; здоровье пожилых родителей… Как ты можешь отодвинуть это на второй план, нашептывает враг, неужели это для тебя не важно, а важны лишь твои молитвы? Но где здесь противоречие на самом деле? Все это Господь устроил к нашему благу. Потому что забота о близких — лучшая школа смирения, терпения, послушания и любви; и с молитвой это прекрасно совмещается, она-то и дает нам силы на этот сердечный труд. Ждать каких-то идеальных для духовной жизни условий — это признак духовной незрелости. Никто нам идеальных условий не дал и не даст. Господь премудро все устраивает, Он ведает: не заживем мы духовной жизнью от того, что нас поместят в стерильные условия. Давайте посмотрим, как жили святые подвижники. Преподобный Амвросий Оптинский — он ведь принимал людей до полного изнеможения, больной, неспособный даже с кровати встать. Кто-то скажет — у него бытовых забот там, в монастыре, не было. Да у него столько чужих забот, чужих бед было, что нам и не снилось. То же можно сказать об Иоанне Кронштадтском, о святом праведном Алексии Мечеве, о старце Иоанне Крестьянкине… А в каких условиях проповедовал Сам Спаситель и апостолы? Христу тоже не давали побыть наедине с Отцом (см.: Мк. 1, 35–39). А известный эпизод, когда Его ученики, проходя засеянными полями, срывали колосья, растирали и ели молодые зерна (см.: Мк.

http://pravoslavie.ru/96841.html

Одеждою для них служило ветхое, раздранное рубище, но нередко отлагали они и этот бедный покров своей наготы. Редко входили и часто не были впускаемы в жилища человеческие, проводили большую часть жизни под открытым небом – на городских площадях и улицах, близ церковной паперти или ограды, на кладбищах, иногда даже на куче сора, страдая от холода, голода, стужи и зноя, и вообще подвергались всякого рода стихийным невзгодам и испытывали всевозможные лишения, неразлучные со скитальческою жизнию 6 . Так, о Египетском подвижнике, Христа ради юродивом Виссарионе читаем в Скитском Патерике: «Жизнь преподобного Виссариона, по сказаниям его учеников, была подобна жизни какой-нибудь воздушной птицы или рыбы, или земных животных: ибо он все время жизни своей провел без смущения и без забот. Не озабочивало его попечение о доме, не овладевало его душой желание иметь поле, ни жажда удовольствий, ни приобретение жилищ, ни переноска книг; но весь всецело являлся свободным от телесных забот, питаясь надеждою будущего и утвердившись оградою веры. Он, подобно пленнику, терпел то здесь, то там; терпел холод и наготу, опаляем был жаром солнца, всегда находясь на открытом воздухе. Он, как беглец, укрывался на скалах пустынных, и часто любил носиться по обширной и необитаемой песчаной стране, как бы по морю. Если случалось ему приходить в места такие, где ведут жизнь однообразную по уставу киновий, он садился у ворот, плакал и рыдал, как бы пловец после кораблекрушения, выброшенный на берег. Иногда кто-нибудь из братий находил его сидящим тут подобно нищему, скитающемуся по миру, и, приближаясь к нему, с сожалением говорил ему: «Что ты плачешь? Если нуждаешься в необходимом, то дадим тебе, сколько можем, только войди к нам, раздели с нами трапезу, подкрепись». Преподобный Виссарион отвечал: «Не могу оставаться под кровлею, пока не найду имущества своего». «Я, – говорил он, – различным образом лишился великого имущества. Я и попался морским разбойникам, и потерпел кораблекрушение, и лишился славы своего рода, из знатных сделался незнатным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом постановляется общее решение ( Деян. 15:22 ). И смотри: после Петра говорит Павел, и никто не останавливает его; Иаков ожидает и не выступает вперед, хотя ему предоставлено было первенство (εκεινος γαρ ην την αρχην εγκεχειρισμενος). Что значит: сужду аз? Иначе сказать: со властию говорю, что это так, – μετ εξουσιας λεγω τουτο ειναι» (св. Златоуст. Бесед. на деян. апост.: ч. 2, стр. 78. 79. 81. 83. Спб. 1857 г.). Не иначе выражается о значении св. Иакова на соборе иерусалимском Исихий, пресвитер иерусалимский : «Петр беседует к собранию, но Иаков законополагает (Πετρος δημηγοσει αλλα Ιακωβος νομοϑετει); а пред сим Исихий говорит об Иакове: «Как восхвалю Христова раба и брата, архистратига иерусалима нового, вождя священников, начальника апостолов, над главами главу, между светильниками самого светлого, между звездами самую блистательную»? Христ. чтен. 1846 г. ч. 3, стр. 92. 499 «Это верх всего, при сем и душа его терзалась, и сердце разделялось. Если бы не было внешних скорбей; то многого стоила внутренняя брань, – волны, одна другую гонящие, тучи забот, борьба помыслов. Ибо ежели пекущийся об одном доме, хотя имеет прислугу, приставников и экономов, часто не знает покоя от забот, когда никто его не беспокоит: то представь, что должен был терпеть Павел, который имел попечение не об одном доме, но о городах, о народах, о целой вселенной, и в делах столь важных, при таком множестве врагов, которые старались вредить ему, трудился один и был так чувствителен, так заботился, как не заботится отец о детях… Управляя вселенною, как одним домом, или одним кораблем, то извлекал утопающих, то укреплял изнемогающих, то давал приказания корабельщикам, то сидел на корме; осматривал руль, натягивал канаты, управлял веслом, снимал парусы, смотрел на небо: – один был все – и корабельщик и кормчий, и парус и корабль, – все терпел, чтобы только других освободить от зла». Св. Златоуст. Толк. на 2 посл. к Коринф. бес. 25, стр. 308. 311. Москва, 1851 г. 500 Св. Златоуст. Толк. на посл. к Галатам, стр. 51–52. Москва, 1844 г. К тому же, если бы из того, что ап. Павел ходил в Иерусалим соглядати Петра, следовало, что последний есть глава Церкви; то справедливее нужно бы почитать главою Церкви ап. Иакова: ибо Павел, возвратившись в Иерусалим после апостольского путешествия и проповедания слова Божия у язычников, явился к Иакову и сказаше ему по единому коеждо, еже сотвори Бог во языцех служением его ( Деян. 21:18,19 ). 501 Ориген. Толк. на еванг. от Матфея: твор. т. 3, стр. 713. 716–717. 722–723. Париж, 1740 г. Св. Златоуст, Бесед. 65 на еванг. от Матфея: ч. 3, стр. 113–122 Москва, 1846 г. Бл. Иероним. Толк, на еванг. от Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 92–93. Париж, 1706 г. Бл. Феофилакт. Толк. на еванг. от Матфея, стр. 347–352. Казань, 1855 г. 506 Св. Киприан. Слов. о единств. Церкви: христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 24–25. Бл. Августин. Бесед. на еванг. от Иоанна: твор. его т. 3, ч. 2, стр. 599. Антверпен, 1700. г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010