Артемий 23 марта 2011, 00:11 Не сказано " не трудитесь, не работайте " , а сказано " не заботьтесь " , т.е. не прилепляйтесь всей душой своей к земным заботам. На этот счет у Феофана Затворника есть оч. точная и ясно толкующая мысль (я читал ее здесь, в православном календаре, но точный день не помню: http://days.pravoslavie.ru). Алексей, мне кажется, что именно так нужно толковать вышеуказанные Вами слова. Но в любом случае само монашество как статус еще далеко не означает автоматически спасение, согласитесь. Независимо от статуса каждому придется потрудиться. " Царство Божие нудится " , т.е. дается трудом. У Осипова А.И., на мой взгляд, оч. интересные мысли есть на эту тему. Алексей 22 марта 2011, 23:47 Спаси Господи авторов статьи за наставление Алексей 22 марта 2011, 23:45 To Алексей: Разве монахи не имеют никаких житейских забот? - Нет же, имеют. Просто времени для Бога у них больше нежели у мирян. По-этому нам надлежит чередовать житейские заботы с молитвою и мыслями о Боге. И эти минуты общения с Богом и будут " освобождением от всех забот житейских " . Надежда Романова 22 марта 2011, 21:32 Путь монашеский, наверное, самый прямой и удобный для спасения; но заботы житейские разве полностью отсутствуют в монашеской жизни? Суть, мне кажется, в том, чтобы сознание своё освобождать от житейских забот, а такую возможность можно изыскать и в миру, и занимаясь делом. Вопрос не в том, сколько времени этому можно уделить, а в способности сосредоточиться: " ...сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания " . olga 22 марта 2011, 17:58 Спасибо.Очень много интересной ,полезной информации. Сердце радуется. Редакции портала-многая лета и Божией благодати. Алексей 22 марта 2011, 12:28 " Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских " - преп. Серафим Саровский. Указание на монашеский путь спасения, как единственно возможный? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы |
Тем, кто прошел начальный этап борьбы с бесполезными помыслами (особенно с дурными, привлекая на помощь им противоположные), тем, кто находится в «продвижении» и в состоянии просвещения, не обязательно читать псалмы. «Этим не требуется пение псалмов, но – молчание, непрестанная молитва и созерцание. Ведь они соединены с Богом и нет им нужды отторгать ум свой от Него и ввергать в смущение. Ибо прелюбодействует ум таковых, если отступает от памяти Божией и за худшие дела усердно берется». Последнее наставление, несомненно, отсылает к словам Симеона Нового Богослова: «В глазах Бога, видящего сердца наши, такие люди (монахи, что посвятили себя Богу, но ищут людских похвал – Прим. авт. ) подобны тем, которые совершают прелюбодеяние. Ибо тот, кто жаждет страстно, чтобы жизнь его, имя и дела его были на языке у людей, свершает прелюбодеяние в глазах Бога, как свершали его древние жители Иудеи, согласно Давиду». Применение понятия прелюбодеяния к монаху, который занят мыслями не о Боге (хотя и не обязательно нечистыми), восходит к учению Евагрия о полной поглощенности монаха одним лишь Богом, или другими словами, непрерывной молитвой. Эта же мысль развивается далее Лествичником в его концепции «изгнания из ума помыслов» или же, ближе к новозаветной лексике, amerimnia . И у Евагрия, и у Лествичника, у других синайских исихастов и у Нила Сорского нужда в «истреблении всех помыслов» рождается всегда из всевластности любви к одному лишь Богу. Это аскетическое стремление изгнать из ума любую мысль, что могла бы увести человеческие способности познания и любви в сторону от их единственного предмета, Бога, пожалуй, может рассматриваться как негативное, но нельзя упускать из вида, что оно является необходимой предпосылкой определенного позитивного стремления. Человек изгоняет все заботы ради одной великой заботы, ради поиска совершенства или же любви и служения лишь одному Богу. Чтобы понять до конца учение Нила Сорского о необходимости изгнания из ума всех помыслов и забот, что могли бы помешать разуму в непрерывной молитве и соединении с Богом, следует обратиться к его учителю, Лествичнику. При описании 27-ой ступени, Лествичник определяет одиночество или исихию как отсутствие забот. «Небольшой волос беспокоит глаз; и малая забота уничтожает безмолвие: потому что безмолвие есть отложение помышлений и отречение даже от благовидных забот». Отец Ириней Осэрр замечательно переводит эту последнюю фразу: «La grande affaire pour les hésychastes, c " est d " avoir a priori une parfaite indifférence pour toutes les choses humaines, si raisonnables qu " elles paraîssent». [Важнейшее дело для исихаста – обрести априорное и совершенное безразличие ко всем мирским вещам, сколь бы разумными они ни казались ( Фр. )] |
Окончив Академию, Василий намеревался вступить на путь философской жизни: так же, как и Григорий, он стремился скорее к уединению, ученым занятиям и аскетическим подвигам, чем к публичной деятельности. Поэтому, вернувшись из дальних странствий, он поселяется в уединении. В эти годы Василий находится в тесном контакте с каппадокийскими аскетами — последователями Евстафия Севастийского. Авторитет Василия в их среде уже в это время достаточно велик: с каждым последующим годом он будет возрастать. Из понтийского уединения Василий посылает Григорию письмо, в котором набрасывает основные правила аскетической жизни: Надо стараться ум держать в безмолвии. Ибо как взор, который то непрестанно кружит по стороным, то обращается вверх и вниз, не может ясно видеть то, что перед ним.., так и ум человека, влекомый тысячами мирских забот, не может ясно видеть истину… Единственный способ избежать этих (забот) - полное удаление от мира. А удаление от мира состоит не в том, чтобы телесно быть вне мира, но чтобы душой оторваться от сострадания к телу и не иметь ни города, ни дома, ни собственности, ни друзей, ни имущества, ни средств к существованию, ни забот, ни отношений с людьми… Поэтому место (для монастыря) пусть будет подобно нашему — свободное от общения с людьми, чтобы ничем посторонним не прерывалась непрестанная аскеза… Итак, безмолвие есть начало очищения души… Ум, не развлекаясь внешним и не смешиваясь с миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге; озаряемый же и осияваемый этой красотой, забывает и о своем естестве… Самый же главный путь к приобретению необходимого есть изучение боговдохновенных Писаний… Но прекрасна и молитва, которая проясняет в душе мысль о Боге. Это и есть вселение в нас Бога — то есть когда посредством памятования водружается в нас Бог. Таким образом становимся мы храмом Божиим, когда земными заботами не прерывается непрестанное памятование о Боге.., но когда любящий Бога уединяется в Боге… Ответом на это письмо стал приезд Григория к Василию. Однако ни Василию, ни Григорию не суждено было долго наслаждаться жизнью философов: оба они — по разным причинам и в разное время — принимают священный сан. Как подчеркивает Григорий, Василий подготовил себя к священству годами аскетического трудничества: человеколюбие Божие " " не поспешно возводит его на эту степень, не одновременно омывает и умудряет, как бывает ныне со многими, желающими предстоятельства, но удостаивает чести по порядку и по закону духовного восхождения " " . |
Не находя препятствий к такой жизни в доме, — ибо и родители были того же духа, — св. Антоний не обнаруживал никакого желания оставить его, пока живы были родители, и избавляли его от неизбежных житейских забот. Но когда отошли они к Богу, он, оставшись набольшим, должен был принять на себя заботы по управлению дома и пропитанию сестры. Это тотчас дало ему ощутить великую разность жизни в Боге и многопопечительной жизни житейской, и положило твердое начало его желанию — все оставить и жить только для Бога. Слышанное им в этом настроении в церкви слово Господа: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19, 21) — и потом другое: не пецытеся на утрей (Мф. 6, 34), запечатлели сие желание печатию Божескою; ибо в словах тех он слышал Божий ответ на вопросы совести своей, и вместе Божие повеление и благословение на исполнение сокровенных желаний и стремлений своего сердца. — Он решился решимостию нераскаянною, и, все раздав, начал жить для единаго Бога. Первые годы мироотречной жизни своей св. Антоний проводил так же, как проводили ее другие, известные тогда подвижники, от них всему научаясь. — Известно, что мироотречное подвижничество, в коем, отрешившись от всех житейских забот, ревнуют единственно о том, како угодити Господеви (1 Кор. 7, 32), в Церкви Божией установилось с самаго ея основания, как существенная необходимость в строе ея, и от св. Апостолов получило первые основоположительные законы. Но сначала аскеты, — так назывались люди, посвящавшие себя сему роду жизни, отрешаясь от мира и житейских забот, оставались в своих домах, только уединялись где нибудь в невидном уголке, и там предавались молитвам, Богомыслию, посту, бдениям и всем подвигам. С течением же времени, когда христианство расширилось, в пределах и числе верующих, многие подвижники стали оставлять свои семейства, и, удаляясь за город, или селение, там, в глуши, проводили уединенную жизнь, в какой–нибудь натуральной пещере, в запустелом гробе, или в нарочно устроенной небольшой келлии. Ко времени св. Антония подвижники, наиболее ревностные, жили преимущественно таким образом. Им подражать возревновал и св. Антоний Великий. |
Из письма от 19 января 1945 года: «…Сейчас мы здесь по горло заняты приготовлениями к Собору, ты и представить себе не можешь, сколько это дает забот. Приезд четырех Патриархов и многих митрополитов с Востока, Сербии, Грузии, кроме наших членов всякого звания, — это огромная работа о размещении, о столе и так далее. Правительство широко идет навстречу нашим нуждам в этом отношении и самые наиглавнейшие верхи своим участием облегчают эти заботы. Большая часть забот и дел лежит, конечно, на комиссиях, на мне, как центральном лице: немало труда, волнений, напряжения. Надеюсь, что с помощью Божией удастся все провести как следует…» Из письма от 31 Января 1945 года: «… Я эти дни очень занят по случаю Собора. Очень много гостей из всех стран…» Из письма от 3 февраля 1945 года: «… Как я писал тебе во вчерашней телеграмме, вчера состоялись выборы на место Дедушки. Все было очень торжественно, молитвенно, пышно. Но я, как тяжелое бремя, принимаю это послушание, которое я не просил и которого не желал. А внешние почести и всякая пышность, во-первых, очень относительные понятия, а, во-вторых, уже не могут меня занимать теперь, когда и по возрасту, и по жизненному опыту все это воспринимается как суета земная…» Из письма от 9 февраля 1945 года: «… посылаю вам, мои дорогие Данилушка, Аня, Ленечка и Наташенька, снимки в связи с бывшим у нас Поместным Собором. Их очень много, я выбрал несколько — только чтобы вас ознакомить с нашими делами. Все наши именитые гости постепенно разъезжаются. Я очень устал от служб, приемов и всяких забот. Пишу наскоро, чтобы только послать вам эти снимки. Все будет подробно описано в нашем журнале, который скоро выйдет. Крепко вас всех, моих дорогих, целую, обнимаю. Господь да хранит вас в добром здоровье. Горячо любящий А.» Андреевич Остапов – бессменный секретарь и келейник будущего патриарха Алексия на протяжении почти всего его архиерейского служения (вместе со своей семьей составлял круг самых близких и родных людей патриарха). В начале войны семья Остаповых попала в оккупацию на территории Новгородской области. Митрополит Алексий провел всю блокаду в Ленинграде, проживая на хорах Николо-Богоявленского собора. Несколько лет они ничего не знали о судьбе друг друга. Письменное общение возобновилось только 24 августа 1944, первая встреча после разлуки произошла в ноябре 1945 года, а полное воссоединение в 1946 году. Документальная кинохроника |
Подобно многим отцам Церкви, в своей юности Златоуст избрал для себя профессию юриста и в качестве адвоката имел значительный успех и блестящие перспективы в будущем. Но после кратковременного увлечения своими новыми обязанностями и сценическими увеселениями, под влиянием отталкивающих впечатлений алчной, мелочной и лишенной нравственных устоев среды, которая окружала его на форуме, а также по настоянию товарища и друга детства Василия он покидает светскую жизнь для уединенных занятий Св. Писанием и подвигов благочестия. Поддаваясь обаянию аскетического идеала, увлекавшего тогда чистую и наиболее одаренную юность, он стремится в монастыри, во множестве рассеянные по возвышенностям, окружавшим город, но, уступая просьбам матери не покидать ее в старости и охраняемый ею от всяких житейских забот и дел, он замыкается в своем собственном доме и проводит время в суровых аскетических подвигах, о которых сам упоминает в третьем слове " О священстве " В 374 или 375 г., вероятно, вследствие смерти матери, удерживавшей его в миру, Златоуст получил, наконец, возможность осуществить свою юношескую мечту о монастыре. Он удалился в одну из ближайших обителей и в течение четырех лет подвергал себя аскетическим лишениям под руководством известного своей строгостью и высотой жизни подвижника Сира, а затем два года провел отшельником в уединенной пещере Привыкший к удобствам жизни, Златоуст решился на этот шаг не без колебаний. " Когда я пришел к мысли, оставив город, уйти в кельи монахов, - рассказывает он, - то много раздумывал и беспокоился о том, откуда мне будет доставляемо необходимое и можно ли будет есть хлеб, испеченный в тот же день, не заставят ли меня употреблять одно и то же масло и в светильнике, и в пище, не принудят ли питаться жалкими овощами, не отправят ли на тяжелую работу, приказав, например, рубить дрова, таскать воду и исполнять все прочие такие службы. И вообще, у меня было много забот о своем покое " Но от этих забот он скоро освободился, отдавшись всей душой самоотречению и трудам. Известно, что расстроенное здоровье и, особенно, болезнь желудка - следствия чрезмерных постов и лишений - вынудили его возвратиться в 380 г. в Антиохию. |
Как не отвлекаться на богослужении? Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. . Можно ли справиться с такой рассеянностью? 30 сентября, 2009 Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. . Можно ли справиться с такой рассеянностью? Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. Естественно, после такого похода в храм возникает чувство неудовлетворенности, вины перед Богом. Можно ли справиться с такой рассеянностью? Об этом мы спросили настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО. СПРАВКА Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ родился в 1951 году в Москве. В 1974 году окончил Московский институт электронного машиностроения. Работал в Вычислительном центре Мосгорсобеса, потом в Республиканском информационно-вычислительном центре Минздрава РСФСР. В 1978 году принял крещение и ушел работать алтарником в храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1987 году рукоположен во диакона и в священника. Два года служил в Хабаровске. С 1990 года — настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области. С 1993 года — благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии. Женат, имеет четверых сыновей. Трое из них священники. — Отец Константин, почему даже во время самой красивой и радостной службы ум нет-нет да и отвлекается на обычные житейские заботы? Можно ли приучить себя не отвлекаться? Существуют ли какие-то специальные приемы? — Не приемы, а опыт святых отцов, передававшийся и устно, от учителя ученикам, и письменно. Казалось бы — святые, вот уж кто был привязан к Богу всем сердцем! Но даже им приходилось бороться со своими страстями, стараться сосредоточиться на молитве. |
В заключение темы семейных конфликтов скажу, что счастье — это умение ценить то, что нам дает Господь, и благодарить Его за это. Если мы не храним и не ценим семейное счастье, то этот дар может быть у нас отнят. С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Телефон для справок 361-36-43. Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы «Православная семейная школа» каждый понедельник в 18.00 в лектории Государственного Исторического музея. В лекциях также принимают участие православные психологи и педагоги. Устроитель лекций - цетр " Православная семья " . Тел. центра 246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный. Рейтинг: 7.8 Голосов: 144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алла 1 августа 2022, 10:54 Илона, меня тоже бросил муж с двумя детьми после 20 лет брака, причём брака хорошего, где не было ругани и ссор, жили мы хорошо. И променял нас муж на женщину уже трижды разведенную, во всех своих браках эта женщина больше трех лет не жила, дети у неё взрослые, забот с детьми нет. А я осталась с сыном 15 лет и дочерью 9 лет. Забот с детьми много, сын заканчивает школу, экзамены, егэ и прочее, забот много, денег не хватает. И муж сказал мне: С ней легко и весело, а с тобой всё сложно! Ушёл мгновенно, даже не обернувшись, переменился за минуту, сейчас везде ездит с ней, путешествует, они работают вместе, но с ней он не живёт, живёт с мамой, которая его полностью поддерживает. Анна 10 декабря 2015, 17:51 Юлия! Любовь - это не только чувство. В христианском понимании Любовь - это труд души, это самоотверженность и .... понимаете.... Бог есть Любовь! Бог! Не дьявол. Божье установление - это единственный мужчина плюс единственная женщина - двое в одну плоть и навсегда! Бог к этому призывает. Он призывает к Любви именно мужа и жену и без повторов. Значит это возможно. Любить так. Любовь - это не охи и не ахи. Все мы приходим в этом мир, чтоб научиться любить. Любить! Не получать приятные эмоции, не жаждать удовольствий, не предавать, не разрушать, а Любить. Когда Бог давал заповедь Не прелюбодействуй - он не написал рядышком мелким шрифтом: исключение - когда вы влюбитесь в кого-то третьего, можно прелюбодействовать...........Ну все же ясно как ясный день. А любая влюбленность проходит...и это не любовь. Истинная любовь требует работы души, истинная любовь невозможна без Бога, ориентироваться на свои чувства нельзя, нужно проверять их Евангелием! Любви вам! |
Но после кратковременного увлечения своими новыми обязанностями и сценическими увеселениями, под влиянием отталкивающих впечатлений алчной, мелочной и лишенной нравственных устоев среды, которая окружала его на форуме, а также по настоянию товарища и друга детства, Василия, он покидает светскую жизнь для уединенных занятий св. писанием и подвигов благочестия. Поддаваясь обаянию аскетического идеала, увлекавшего тогда чистую и наиболее одаренную юность, он стремится в монастыри, во множестве рассеянные по возвышенностям, окружавшим город, но уступая просьбам матери не покидать ее в старости и охраняемый ею от всяких житейских забот и дел, он замыкается в своем собственном доме и проводит время в суровых аскетических подвигах, о которых сам упоминает в третьем слове О священстве. 3867 В 374 или 375 году, вероятно, вследствие смерти матери, удерживавшей его в мipe, Златоуст получил, наконец, возможность осуществить свою юношескую —572— мечту о монастыре. Он удалился в одну из ближайших обителей и в течение четырех лет подвергал себя аскетическим лишениям под руководством известного своею строгостью и высотой жизни подвижника Сира, а затем два года провел отшельником в уединенной пещере. 3868 Привыкший, к удобствам жизни, Златоуст решился на этот шаг не без колебаний. «Когда я пришел к мысли, оставив город, уйти в кельи монахов, рассказывает он, то много раздумывал и беспокоился о том, откуда мне будет доставляемо необходимое, и можно ли будет есть хлеб, испеченный в тот же день; не заставит ли меня употреблять одно и тоже масло и в светильнике, и в пище, не принудят ли питаться жалкими овощами, не отправят ли на тяжелую работу, приказав напр., рубить дрова, таскать воду и исполнять все прочие такие службы? И вообще у меня было много забот о своем покое». 3869 Но от этих забот он скоро освободился, отдавшись всей душой самоотречению и трудам. Известно, что расстроенное здоровье и особенно болезнь желудка – следствия чрезмерных постов и лишений – вынудили его возвратиться в 380 г. |
Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского (прп. Исидор Пелусиот , 62, 445). Заботящийся же о том. что впереди, покапывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (прп. Нил Синайский , 72, 79). Источник. ...Сокрушать себя заботами душе нечестивой... (прп. Мил Синайский, 72, 86). ...Кто не имеет забот, тот неуловим диаволом, а заботящийся... с трудом исторгается из сатанинских рук (прп. Нил Синайский , 73, 36). Постараемся надеждою и молитвою отдалять от себя всякое мирское попечение, если же не можем исполнить этого в совершенстве, то будем приносить Богу исповедание в недостатках наших, прилежание же о молитве никак не оставим, ибо лучше подвергнуться укорению за частое упущение, нежели за совершенное оставление (прп. Марк Подвижник , 89, 525–526). Источник. Душа, не освободившись от мирских забот, ни Бога не возлюбит искренно, ни диаволом не возмерзит, как достойно. Попечение о животе сем лежит на ней как тяжелое покрывало, и ум ее не может установить в себе своего о сем судилища, чтоб у себя самого ощутительно слышать безошибочные приговоры суда (совести). Почему всячески потребно удаление от мира (блж. Диадох, 91, 16–17). Источник. В какой мере... оставляет ум попечение о сем видимом, и озабочивается упованием будущего... в такой же утончается он и просветляется в молитве (прп. Исаак Сирин , 58, 170). Источник. Попечение о делах житейских приводит в смятение душу, смущение ими смущает и лишает тишины ум (прп. Исаак Сирин , 58, 305). Источник. Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при расслаблении чувств своих (прп. Исаак Сирин , 58, 350). Источник. Кто желает представить Богу чистый ум, а смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 226). Если б мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь много о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы столько привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так привременного (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 233). Источник. |
| |