Ведь вот вера твоя слаба, призрачна, колеблется. О христианской надежде ты позабыл. Любовь христианскую в себе ты потушил, оземленив, отяготив душу чувственностью и грехами. Молитва , особенно теплая, благоговейная, сосредоточенная, тебе чужда, тебе незнакома. Не стыдись же поставить Богу хоть свечку, как делают простые сердцем люди. Пусть свечка погорит за тебя перед Богом, просветляя твою в Него веру, подъемля к Нему твою на Его милосердие надежду, возгревая в тебе если и не чистую любовь к Богу, то хоть покаянное чувство и сокрушение о твоем одеревенении, вознося от образа Божия к сущему в небе Первообразу хоть и холодную, но сознательную твою покаянную молитву. Но вот еще истинно антихристианское знамение нашего последнего времени; это вопли промышленной интеллигенции о том, что нужно освободить духовенство от этих промышленных забот о торговле свечами, о их заготовлении, о свечных заводах. Эти вопли равняются воплям, что следовало бы освободить духовенство от промышленных забот о колоколах, о ладане, о церковных облачениях, о поновлении стен церковных, о поддержании духовных училищ, о содержании церковного управления и т. д. Озабочиваясь так горячо освобождением духовенства от подобных яко бы мирских забот, очень усердно и быстро общество освобождает церковь и от озабочивающего всех предмета, так называемого презренного металла, попечительно возвращая нас к апостольской простоте, нестяжательности и нищете. И вот в наше поколение появились еще новые, неслыханные прежде во все восемнадцать с половиною веков от Р. X., печальники процветания церкви, это новые свечеторговцы с новоизобретенными церковными свечами из какого-то неслыханного церезина, из японской смолы, из стеарина и прочих нечистей. Они не знают конечно, да и знать не хотят, что еще святые апостолы воспретили, под страхом извержения, приносить к алтарю, кроме фимиама, елея и воску, всякое животное мясо, всякий животный тук, да и все иное вопреки Господню учреждению о бескровной жертве. Странна и прискорбна лукавая простота иных жертвователей и жертвовательниц, которые накупят у таких благонамеренных торговцев свечек подешевле, проникнут в церковь и зажгут эту противуцерковную нечисть, и любуются, как она делает в церкви копоть, быстро, исчезая в дыме и гари, с ревнивой заботой следя чтобы в церкви от их жертвы не осталось даже непотрбного огарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Есть покаянные слезы, за совершенные грехи, когда человек осознает содеянное и плачет, это благодатные слезы – душа приходит в себя и омывается слезами. Да! Когда приходят слезы покаяния – это благодатный дар от Господа, который Он дает душе. И душа постепенно начинает освобождаться от забот этого мира и от самолюбия, предается воле Божией и успокаивается в ней; а когда успокоится, пребывает в умилении. Только душа, освобожденная от мирских забот, может пребывать в постоянном умилении. Молитва требует беззаботной (беспопечительной) жизни, потому что и самая малая забота может нарушить молитву. Как соринка не дает человеку видеть, так и малая забота разрушает сосредоточенность и молитвенный мир. Мирная душа, пребывающая в Господе, готова обо всем плакать, когда видит страдания животных, растений, людей, – она за всех страдает, не может сдержать слез. Это значит, что в этой душе обитает благодать Божия, и это благодатные слезы, дарованные Богом. Это спасительные слезы. Они ведут душу к смирению, совершенству христианской жизни. А озабоченность препятствует этому. Знаете, хорошо Господь сказал, чтобы мы не обременяли себя пищей, питием и заботами сего мира. Спасительные слезы кроткого сердца Слезы льются от сосредоточенной молитвы, когда нашего сердца коснутся слова Литургии, вечерни, утрени, келейной молитвы. Святые отцы говорят, что каждый из нас находит какое-то слово, которое касается нашего сердца, когда мы молимся, читаем Псалтирь или какую-нибудь поучительную книгу, и оно вызывает слезы умиления. Когда в момент сосредоточения в нас всех умных сил мы со всей ясностью видим свои слабости и понимаем, как мы согрешили против правды, истины и любви, на душу изливается дождь, который очищает ее от грязи. Это – слезы. Да, тогда текут слезы. Поэтому святые говорят, что если такое слово коснется сердца, нужно держать его в уме как можно дольше и не обращать внимания ни на что другое. Не всегда и не все мы бываем так сосредоточены на святой службе, чтобы заплакать. Тот, кто освобожден от мирских забот, кто пребывает в умилении, может плакать всегда и везде, потому что его душа смиренна и кротка и мысли почивают в Господе. А, например, я не такой, и мне надо крепко дать по носу, чтобы я заплакал, заплакал, что у меня болит нос, от уязвленного самолюбия, что унижена моя личность, от пощечины. Эх, вот от этого могу заплакать, но это не полезно, знаете. Спасительны лишь слезы кроткого и смиренного сердца, а когда плачут от обиды, эти слезы не спасают, а могут еще и навредить. О мысленной брани

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Окончив Академию, Василий намеревался вступить на путь философской жизни: так же, как и Григорий, он стремился скорее к уединению, ученым занятиям и аскетическим подвигам, чем к публичной деятельности. Поэтому, вернувшись из дальних странствий, он поселяется в уединении. В эти годы Василий находится в тесном контакте с каппадокийскими аскетами — последователями Евстафия Севастийского. Авторитет Василия в их среде уже в это время достаточно велик: с каждым последующим годом он будет возрастать. Из понтийского уединения Василий посылает Григорию письмо, в котором набрасывает основные правила аскетической жизни: Надо стараться ум держать в безмолвии. Ибо как взор, который то непрестанно кружит по стороным, то обращается вверх и вниз, не может ясно видеть то, что перед ним.., так и ум человека, влекомый тысячами мирских забот, не может ясно видеть истину… Единственный способ избежать этих (забот) - полное удаление от мира. А удаление от мира состоит не в том, чтобы телесно быть вне мира, но чтобы душой оторваться от сострадания к телу и не иметь ни города, ни дома, ни собственности, ни друзей, ни имущества, ни средств к существованию, ни забот, ни отношений с людьми… Поэтому место (для монастыря) пусть будет подобно нашему — свободное от общения с людьми, чтобы ничем посторонним не прерывалась непрестанная аскеза… Итак, безмолвие есть начало очищения души… Ум, не развлекаясь внешним и не смешиваясь с миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге; озаряемый же и осияваемый этой красотой, забывает и о своем естестве… Самый же главный путь к приобретению необходимого есть изучение боговдохновенных Писаний… Но прекрасна и молитва, которая проясняет в душе мысль о Боге. Это и есть вселение в нас Бога — то есть когда посредством памятования водружается в нас Бог. Таким образом становимся мы храмом Божиим, когда земными заботами не прерывается непрестанное памятование о Боге.., но когда любящий Бога уединяется в Боге… Ответом на это письмо стал приезд Григория к Василию. Однако ни Василию, ни Григорию не суждено было долго наслаждаться жизнью философов: оба они — по разным причинам и в разное время — принимают священный сан. Как подчеркивает Григорий, Василий подготовил себя к священству годами аскетического трудничества: человеколюбие Божие " " не поспешно возводит его на эту степень, не одновременно омывает и умудряет, как бывает ныне со многими, желающими предстоятельства, но удостаивает чести по порядку и по закону духовного восхождения " " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Не находя препятствий к такой жизни в доме, — ибо и родители были того же духа, — св. Антоний не обнаруживал никакого желания оставить его, пока живы были родители, и избавляли его от неизбежных житейских забот. Но когда отошли они к Богу, он, оставшись набольшим, должен был принять на себя заботы по управлению дома и пропитанию сестры. Это тотчас дало ему ощутить великую разность жизни в Боге и многопопечительной жизни житейской, и положило твердое начало его желанию — все оставить и жить только для Бога. Слышанное им в этом настроении в церкви слово Господа: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19, 21) — и потом другое: не пецытеся на утрей (Мф. 6, 34), запечатлели сие желание печатию Божескою; ибо в словах тех он слышал Божий ответ на вопросы совести своей, и вместе Божие повеление и благословение на исполнение сокровенных желаний и стремлений своего сердца. — Он решился решимостию нераскаянною, и, все раздав, начал жить для единаго Бога. Первые годы мироотречной жизни своей св. Антоний проводил так же, как проводили ее другие, известные тогда подвижники, от них всему научаясь. — Известно, что мироотречное подвижничество, в коем, отрешившись от всех житейских забот, ревнуют единственно о том, како угодити Господеви (1 Кор. 7, 32), в Церкви Божией установилось с самаго ея основания, как существенная необходимость в строе ея, и от св. Апостолов получило первые основоположительные законы. Но сначала аскеты, — так назывались люди, посвящавшие себя сему роду жизни, отрешаясь от мира и житейских забот, оставались в своих домах, только уединялись где нибудь в невидном уголке, и там предавались молитвам, Богомыслию, посту, бдениям и всем подвигам. С течением же времени, когда христианство расширилось, в пределах и числе верующих, многие подвижники стали оставлять свои семейства, и, удаляясь за город, или селение, там, в глуши, проводили уединенную жизнь, в какой–нибудь натуральной пещере, в запустелом гробе, или в нарочно устроенной небольшой келлии. Ко времени св. Антония подвижники, наиболее ревностные, жили преимущественно таким образом. Им подражать возревновал и св. Антоний Великий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Из письма от 19 января 1945 года: «…Сейчас мы здесь по горло заняты приготовлениями к Собору, ты и представить себе не можешь, сколько это дает забот. Приезд четырех Патриархов и многих митрополитов с Востока, Сербии, Грузии, кроме наших членов всякого звания, — это огромная работа о размещении, о столе и так далее. Правительство широко идет навстречу нашим нуждам в этом отношении и самые наиглавнейшие верхи своим участием облегчают эти заботы. Большая часть забот и дел лежит, конечно, на комиссиях, на мне, как центральном лице: немало труда, волнений, напряжения. Надеюсь, что с помощью Божией удастся все провести как следует…» Из письма от 31 Января 1945 года: «… Я эти дни очень занят по случаю Собора. Очень много гостей из всех стран…» Из письма от 3 февраля 1945 года: «… Как я писал тебе во вчерашней телеграмме, вчера состоялись выборы на место Дедушки. Все было очень торжественно, молитвенно, пышно. Но я, как тяжелое бремя, принимаю это послушание, которое я не просил и которого не желал. А внешние почести и всякая пышность, во-первых, очень относительные понятия, а, во-вторых, уже не могут меня занимать теперь, когда и по возрасту, и по жизненному опыту все это воспринимается как суета земная…» Из письма от 9 февраля 1945 года: «… посылаю вам, мои дорогие Данилушка, Аня, Ленечка и Наташенька, снимки в связи с бывшим у нас Поместным Собором. Их очень много, я выбрал несколько — только чтобы вас ознакомить с нашими делами. Все наши именитые гости постепенно разъезжаются. Я очень устал от служб, приемов и всяких забот. Пишу наскоро, чтобы только послать вам эти снимки. Все будет подробно описано в нашем журнале, который скоро выйдет. Крепко вас всех, моих дорогих, целую, обнимаю. Господь да хранит вас в добром здоровье. Горячо любящий А.» Андреевич Остапов – бессменный секретарь и келейник будущего патриарха Алексия на протяжении почти всего его архиерейского служения (вместе со своей семьей составлял круг самых близких и родных людей патриарха). В начале войны семья Остаповых попала в оккупацию на территории Новгородской области. Митрополит Алексий провел всю блокаду в Ленинграде, проживая на хорах Николо-Богоявленского собора. Несколько лет они ничего не знали о судьбе друг друга. Письменное общение возобновилось только 24 августа 1944, первая встреча после разлуки произошла в ноябре 1945 года, а полное воссоединение в 1946 году. Документальная кинохроника

http://pravmir.ru/prinimayu-eto-poslusha...

Епископ Александр (Милеант) Еще один важный элемент в семейной жизни это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом освоих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга. Страстотерпица царица Александра Советы, ведущие к счастливому браку В сущности, эти и подобные им советы являются пересказом того, чему нас учит христианская вера. Поэтому, если оба супруга будут стараться стать лучшими христианами, то все недоразумения будут сглаживаться, и взаимное понимание и любовь между супругами будут расти. Епископ Александр (Милеант) Размышления о женской красоте Жены, святящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей. Святитель Иоанн Златоуст Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь. Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга, нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее)… делает супругов любящими, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-pravos...

Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского (прп. Исидор Пелусиот , 62, 445). Заботящийся же о том. что впереди, покапывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (прп. Нил Синайский , 72, 79). Источник. ...Сокрушать себя заботами душе нечестивой... (прп. Мил Синайский, 72, 86). ...Кто не имеет забот, тот неуловим диаволом, а заботящийся... с трудом исторгается из сатанинских рук (прп. Нил Синайский , 73, 36). Постараемся надеждою и молитвою отдалять от себя всякое мирское попечение, если же не можем исполнить этого в совершенстве, то будем приносить Богу исповедание в недостатках наших, прилежание же о молитве никак не оставим, ибо лучше подвергнуться укорению за частое упущение, нежели за совершенное оставление (прп. Марк Подвижник , 89, 525–526). Источник. Душа, не освободившись от мирских забот, ни Бога не возлюбит искренно, ни диаволом не возмерзит, как достойно. Попечение о животе сем лежит на ней как тяжелое покрывало, и ум ее не может установить в себе своего о сем судилища, чтоб у себя самого ощутительно слышать безошибочные приговоры суда (совести). Почему всячески потребно удаление от мира (блж. Диадох, 91, 16–17). Источник. В какой мере... оставляет ум попечение о сем видимом, и озабочивается упованием будущего... в такой же утончается он и просветляется в молитве (прп. Исаак Сирин , 58, 170). Источник. Попечение о делах житейских приводит в смятение душу, смущение ими смущает и лишает тишины ум (прп. Исаак Сирин , 58, 305). Источник. Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при расслаблении чувств своих (прп. Исаак Сирин , 58, 350). Источник. Кто желает представить Богу чистый ум, а смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 226). Если б мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь много о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы столько привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так привременного (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Эти слова говорят о том, что коль Бог, как Всемогущая сверхъестественная Сущность, наполняет строго определенными событиями каждый день жизни каждого человека, то Бог и посылает человеку в конкретно определенный день такое количество забот и событий, с которыми и может справиться данный человек. Поэтому Иисус Христос и говорит что «довольно для каждого дня своей заботы». То есть каждый человек должен решать лишь то количество проблем (забот), которые послал ему Господь в конкретный определенный день, согласно условиям и обстоятельствам и не выполнять те дела и заботы, которые лучше решить в другой день. Тем, что человек не будет брать на себя решение забот и проблем дня завтрашнего, он покажет, что доверился Господу Богу в формировании каждого своего дня, в наполнении каждого дня заботами определенного характера и количества и поручил заботе Божьей и попечительству Божьему каждый свой день. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» ( Пс.54:23 ). Такой формой поведения человек выражает свою преданность Богу, свое доверие Богу, вручая в руки Господни всю свою жизнь и выбирая Господа своим Защитником, Заступником, Наставником и Отцом Небесным. В последней разбираемой фразе слово «забота» в современном переводе Библии не совсем точно переведена. В древнеславянском тексте Библии вместо слова «заботьтесь» стоит слово «злоба», потому что именно это слово более всего соответствует греческому слову «kakia», стоящему в этом тексте. В древнеславянском тексте Библии эта фраза звучит так: «Довлеет дневи злоба его». Смысл этой фразы можно перевести так. Зачем человеку отягощать заботами настоящий день больше того, чем это положено Богом? Зачем человеку предаваться злостраданию, злиться и страдать от тягот будущего дня, когда можно ограничиться решением проблем дня сегодняшнего, а заботы завтрашние оставить завтрашнему дню. Святой Иоанн Златоуст это место пояснял так: «Не довольно ли для тебя есть хлеб твой в поте лица твоего? Для чего подвергаешь себя и другого злостраданию? Для чего ты стараешься отяготить настоящий день больше, чем уделено ему тяготы? Для чего возлагаешь на него бремя и наступающего дня?» (Беседы на Матфея, 22-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Николай Александрович очень переживал, например, из-за распада брака своей младшей сестры, великой княгини Ольги Александровны. Его супруга императрица Александра Феодоровна с грустью наблюдала, как люди вступают в брак или сватают детей, руководствуясь корыстью, легкомысленным увлечением, какими-то выгодами и прочими побудительными мотивами, далекими от христианского понимания брака. Она видела, что даже семьи, созданные по любви, рушатся из-за неумения потерпеть слабости второй половины, понести, по словам апостола, тяготы друг друга, и, наверное, предполагала, что вскоре станет совсем «просто»: не сошлись характерами — и нет семьи, и неважно, что страдают дети. Государыня наблюдала, размышляла и записывала: «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений. Первый урок, который нужно выучить и исполнить, — это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое». «Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу, — здесь Александра Феодоровна пишет, несомненно, о собственном опыте. —Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб. Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое — нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-n...

В заключение темы семейных конфликтов скажу, что счастье — это умение ценить то, что нам дает Господь, и благодарить Его за это. Если мы не храним и не ценим семейное счастье, то этот дар может быть у нас отнят. С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Телефон для справок 361-36-43. Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы «Православная семейная школа» каждый понедельник в 18.00 в лектории Государственного Исторического музея. В лекциях также принимают участие православные психологи и педагоги. Устроитель лекций - цетр " Православная семья " . Тел. центра 246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный. Рейтинг: 7.8 Голосов: 144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алла 1 августа 2022, 10:54 Илона, меня тоже бросил муж с двумя детьми после 20 лет брака, причём брака хорошего, где не было ругани и ссор, жили мы хорошо. И променял нас муж на женщину уже трижды разведенную, во всех своих браках эта женщина больше трех лет не жила, дети у неё взрослые, забот с детьми нет. А я осталась с сыном 15 лет и дочерью 9 лет. Забот с детьми много, сын заканчивает школу, экзамены, егэ и прочее, забот много, денег не хватает. И муж сказал мне: С ней легко и весело, а с тобой всё сложно! Ушёл мгновенно, даже не обернувшись, переменился за минуту, сейчас везде ездит с ней, путешествует, они работают вместе, но с ней он не живёт, живёт с мамой, которая его полностью поддерживает. Анна 10 декабря 2015, 17:51 Юлия! Любовь - это не только чувство. В христианском понимании Любовь - это труд души, это самоотверженность и .... понимаете.... Бог есть Любовь! Бог! Не дьявол. Божье установление - это единственный мужчина плюс единственная женщина - двое в одну плоть и навсегда! Бог к этому призывает. Он призывает к Любви именно мужа и жену и без повторов. Значит это возможно. Любить так. Любовь - это не охи и не ахи. Все мы приходим в этом мир, чтоб научиться любить. Любить! Не получать приятные эмоции, не жаждать удовольствий, не предавать, не разрушать, а Любить. Когда Бог давал заповедь Не прелюбодействуй - он не написал рядышком мелким шрифтом: исключение - когда вы влюбитесь в кого-то третьего, можно прелюбодействовать...........Ну все же ясно как ясный день. А любая влюбленность проходит...и это не любовь. Истинная любовь требует работы души, истинная любовь невозможна без Бога, ориентироваться на свои чувства нельзя, нужно проверять их Евангелием! Любви вам!

http://pravoslavie.ru/4076.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010