В январе 1896 г. издан высочайше утвержденный устав новой «богословии». Затем, при митрополите Михаил открыто в Сербии религиозно-просветительное «братство священническое для целого королевства» и «братство монашеское» (с более специальными задачами в интересах улучшения монастырей). Каждое из этих братств с успехом преследует свои задачи, и в этом отношении они всегда пользовались покровительством и полным сочувствием со стороны владыки Михаила. За все время своего святительства владыка Михаил заботился также и об умножении в Сербии церквей. Чтобы судить, насколько и в этом отношении плодотворна его деятельность, можно взять для примера Белград. До вступления митрополита Михаила на белградскую кафедру в столице Сербии было только два храма, ко времени же удаления митрополита из Сербии было здесь уже семь церквей 12 , а по возвращению его снова в Сербию положены были основания новых других церквей, из коих предметом его последних неусыпных забот была Свято-Савская церковь . Среди своих неустанных церковно-административных забот митрополит Михаил находил время и для литературных занятий, показателем которых служат многочисленные его труды по разным отраслям богословского ведения. Ему, например, принадлежат учебники по богословию для белградской «богословии», многочисленные проповеднические труды, церковно-исторические работы, богословско-полемические сочинения (против р.-католицизма и друг.), труды литургического характера (о чем свидетельствуют составленные им службы сербским святым в «Сербляке» и в частности служба на 11 мая св. Кириллу и Мефодию и др 13 . Заниматься оценкой значения всех этих трудов в настоящее время я не имею намерения, и не в этом заключается главная задача моей настоящей речи. Важно здесь отметить вышеуказанный факт только для более цельного представления о разносторонней деятельности владыки Михаила на поприще внутреннего церковного благоустройства в своём отечестве. Специальная цель моя – как я сказал – указать значение его как ревнителя церковной правды и церковного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской Святая мученица за Христа Евдокия была по происхождению самаритянкой. Она жила в гор. Илиополе в Финикии Ливанской в правление императора Траяна (96–116). Ничего не зная о Боге, она позволила блуду увлечь себя и порочила свое тело, которое Создатель наделил редкой красотой. Столь многие приходили издалека, предлагая ей большие деньги, что через это постыдное ремесло она накопила огромное состояние. Так жила она без забот до того дня, пока не остановился в доме по соседству монах по имени Герман. Он прибыл в город за какой-то надобностью. Вечером, сотворив в надлежащий час в своей комнате богослужение, как если бы он был в монастыре, Герман принялся громко читать книгу, в которой говорилось о Страшном Суде, о наказании грешников и вознаграждении праведников. Услышав эти грозные слова, Евдокия внутренне содрогнулась. Совесть ее вышла из оцепенения, в которое была погружена на протяжении долгих лет, прожитых во грехе. Всю ночь она лила горькие слезы. Утром грешница поспешила к Герману и, упав ему в ноги, со слезами молила указать ей путь ко спасению. Как благоразумный духовник, Герман наставил Евдокию надлежащим образом в вере и отправил домой, чтобы она испытала твердость своих намерений, проведя неделю в уединенной молитве. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Евдокию радостно встретили избранники Божии. А вне пределов Царства Небесного диавол, в обличье некоего исполина, черного и отвратительного, обвинял Господа в несправедливости. По его мнению, Бог слишком скоро принял покаяние развратной женщины. Тогда с небес раздался нежнейший голос: «Таково благоволение (по-гречески εδοκα) Божие – сочувственно принимать кающихся». И по слову Господню Архангел вновь перенес Евдокию в ее жилище. Он обещал, что благодать Божия будет ей поддержкой в борьбе с грехом, которую она отныне поведет. Полная радости и веры в милость Божию, Евдокия приняла крещение от Илиопольского епископа Феодота. Затем, строго следуя наставлениям духовного отца, поспешно препоручила свое неправедно нажитое добро священнику, с тем чтобы его раздали нуждающимся. Освободившись таким образом от всех мирских забот, она последовала за Германом, который отвел ее в женский монастырь, располагавшийся неподалеку от его собственной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенною заботливостью о делах южнорусской Церкви отличился александрийский патр. Мелетий Пигас, управлявший в качестве местоблюстителя константинопольской кафедрой (до 1599 г.) и даже после оставления местоблюстительства не покидавший прежних забот до самой смерти (1601): множество сохранившихся посланий его в южную Русь служит свидетельством этих забот (к кн. К. Острожскому, Вишневецкому и другим князьям, Гедеону Болобану, братствам, народу и духовенству, даже Сигизмунду и Поцею). С востока приносились миро, антиминсы и т. п.; приходили иногда патриаршие экзархи, напр. Кирилл Лукарис и Арсений, архим. константинопольский (1620); или титулом экзаршим с его полномочиями награждались некоторые из местных русских представителей (К. Острожский, Гедеон епископ Львовский, Иеремия Тиссаровский, его преемник, Нестор Кузменич, Заблудовский протопоп, Петр Могила , киевопечерский архимандрит, впоследствии киевский митрополит и митрополиты Сильвестр Коссов и Иосиф Нелюбович – Тукальский). В 1620 г. даже явился в южную Русь александр. патр. Феофан с полномочиями от константинопольского и в продолжение почти целого года трудился здесь для водворения церковных порядков. Видя благотворность сношений с Востоком для южнорусской Церкви, враги православия решили прекратить их. На сеймах 1602 и 1676 г. сношения с констант. патриархом были запрещены и действительно после 1676 г. становятся реже 711 . Наконец в южной Руси нередко проживали православные греческие и славянские епископы, оказывая посильную помощь православной Церкви (Лука, митр. белградский, Иеремия Пелагонский, Иоасаф монемвасийский, Неофит, архиеп. софийский в Болгарии и др.). Главными защитниками и охранителями православия юго –  зап. России на первых порах были православные дворяне. Пользуясь патронатом в своих поместьях, они мешали там привиться унии, не давали свободы произволу униатов, поддерживали православные храмы и монастыри, строили новые, на сеймах и пред королем смело говорили против унии и насилий над православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Но когда сегодня я произнес «Благословенно Царство», а они ответили «Аминь», я сразу вспомнил те дни, и мое сердце дрогнуло. Ведь когда с клироса слышится прекрасное пение, мы освобождаемся от всех забот, от всей суеты мира и возносимся в вечность, к Богу, с ангелами и святыми, туда, где наше истинное Отечество и Царство наше. Если бы наше царство было на земле, то мы всегда бы благоденствовали в довольстве, в мире и радости. Но мы здесь, так скажем, на епитимии, и мы должны подготовиться, научиться Небесной жизни, обрести Божественный мир. Никто не может дать его нам здесь, только Господь, Который дарует мир всякому творению, и нам, если мы ищем и жаждем Его всем сердцем, если хотим соединиться с Ним. Он хочет, чтобы наш дух был соединен с Ним, с Богом нашим, чтобы наши желания и наша воля были соединены с Его Божественной волей, Божественным желанием, чтобы все наше существо было соединено с Ним и мы ощутили радость жизни. Но мы чрезмерно привязываемся к материальной жизни, настолько запутываемся в мирских сетях, что у нас не остается времени подумать о душе, о своем внутреннем мире, и мы постоянно разрушаем его.    Господь нам прежде всего дал в пример Свою Пресвятую Матерь. После Воскресения и Вознесения Он благоизволил оставить Пресвятую Богородицу в утешение святым апостолам, в побуждение ревности о Господе. Один богоносный отец из Афин, святой Дионисий Ареопа-гит, очень хотел увидеть Богородицу. Для этого он прибыл в Иерусалим, и, когда в доме святого Иоанна Богослова его ввели в комнату, где Она жила, святителя охватила несказанная радость, он освободился от всех своих печалей и забот, в душе воцарился мир. «Если бы с юных лет меня не учили знать Единого Бога, — описывал эту встречу сам Дионисий, — Пресвятая Богородица стала бы для меня Богом».    Видите, как Матерь Божия посылает людям мир, тишину и радость. Так и из каждой души, которая соединилась с Богом, по благоизволению Господню распространяются мир и радость. Радость и Божественный мир исходят от такой души, и как хорошо бывает нам в ее присутствии! Видите, что значит Царство Небесное! Царство Небесное — это праведность, мир и радость в Духе Святом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ну, вольному, как известно, воля, Церковь – не колония общего режима, она только предлагает нам пост, но насильно поститься никого не заставляет, не понуждает всех во всем быть одинаковыми как спички из одного коробка (и вышеозначенный ропот на «лишнее» в Типиконе, и наоборот – строжайшее «низзя» в отношении свободы в обращении с постовым уставом чаще всего происходят из непонимания самой его духовной сути, из более гастрономического и дисциплинарного, чем подвижнического отношения к посту). И в бабушкином богословии смысла, похоже, больше, чем в треске копий, ломаемых ригористами и вольнодумцами, церковными эрудитами, витиями многовещанными: «То постимся – Богу, а это – людям…» Именно что – людям. Главную Божью заповедь мы, конечно, помним. Но если с любовью к Богу как-то более-менее всё ясно: «любить, то есть бояться-слушаться, а то накажет», то вот со второй половиной – любить ближнего – как часто бывает все размыто и туманно… Сколь многие из нас стараются идти к Богу – поодиночке, крепко усвоив идею ЛИЧНОГО «спасения души»! Вместо христианской семьи, общины духовно близких и единых в Духе людей, живущих вместе и во Христе – не только на Евхаристии , но и за порогом храма, в обычной жизни, у нас – «приход»: как пришел – так и ушел… Особенно явно это «одиночество-в-толпе» на примере больших многолюдных соборов: вот вроде человек воцерковлен, исправно ходит на службы, исповедуется-причащается, посещает Воскресную школу – но все это делает сам по себе, иногда никто его и не замечает…. С одной стороны – потребительское пассивное отношение прихожан, обвинения в адрес священнослужителей: «А вот у вас нет общинной жизни!..А вот вы нам НЕ СДЕЛАЛИ!…А вы обязаны!..» С другой – понятное нежелание иных священнослужителей «париться» над этим всем: времени и сил и так ни на что не хватает, куча забот, храм надо строить, ритуальные услуги совершать (попробуй откажи кому в требе или сделай что-то не так – нажалуются архиерею, мало не покажется…), бежать в школы-тюрьмы-больницы-на телевидение, а потом еще описывать все это в отчетах про миссионерство-катехизаторство-охват молодежи, сотни иных послушаний и забот, своя семья на руках, ну когда тут не то что какую-то там общину строить, а и просто Богу помолиться.

http://pravmir.ru/post-chelovecheskij1/

- Прежде всего такое решение вызвано давней необходимостью разделить Воронежско-Липецкую епархию на две. Решение назрело безотносительно к личности главы епархии. Создание епархии в Липецкой области обусловлено ее огромным потенциалом, а также неоднократными обращениями ее жителей и властей, которые хотели бы иметь самостоятельного правящего епископа. С другой стороны, назрела необходимость изменения церковной структуры в Казахстане. Там живет многомиллионное православное население, которое нуждается в поддержке, в том, чтобы обеспечить должную роль Православной церкви в обществе и государстве. Требовалось скоординировать деятельность трех епархий, расположенных на территории одной страны. Для этого и решено создать в Казахстане митрополичий округ. Дело новое, и для его организации на должном уровне необходим авторитетный, активный, работоспособный человек. Учитывая большой опыт митрополита Мефодия, Синод решил поручить это именно ему. Создание митрополичьего округа и руководство им - это, повторюсь, большое новое дело. Чтобы сосредоточиться на нем, митрополит Мефодий освобожден от других обязанностей. Иной подоплеки здесь нет. - Однако в СМИ звучат другие, более скандальные трактовки происшедшего. Как вы к этому относитесь? - Мне прискорбно, когда так происходит. То же самое могу сказать и о появляющихся в прессе сведениях со ссылками на некоторых архиереев о якобы имеющихся у них высоких государственных покровителях. Печалит, что организаторы кампании в прессе пытаются таким образом скомпрометировать не только иерархов, но и высоких представителей государства. Слава Богу, что никто из церковных иерархов не позволил себе включиться во всю эту кампанию. Иначе и быть не могло, ведь единство Церкви - это одна из главных забот всех нас, кто принес архиерейскую присягу. Но сохраняется этическая проблема: кто, зачем, по чьему указанию, на чьи средства ведет кампанию в прессе? Почему в целом ряде СМИ появляются почти одинаковые материалы, представляющие Церковь как поле борьбы двух-трех человек или " групп влияния " ? Если желают кого-то лично обидеть - Бог им судья. Если хотят таким образом подорвать мое здоровье - и за это прощаю. Но если стремятся расколоть Церковь, столкнуть ее с властью, вернуться к временам диктата и гонений - имена таких людей и их деяния мы будем предавать гласности. Без лицеприятия и страха.

http://pravoslavie.ru/4838.html

Ср.: 1,103). Характерное начало безмолвия есть «удаление от обычных забот» (1,3). Основанием же его служат «смирение и терпение». Без этой основы «проводящий безмолвную жизнь всегда имеет сверстницей своей беспечности – самомнение» (1,108). В свою очередь «ничто столько не способствует сокрушению сердца и смирению души, как разумное уединение и совершенное молчание» (1,104). Преподобный Григорий выделяет «три добродетели безмолвия», которые друг друга порождают и охраняют. Это: воздержание, молчание и смирение (5,7). В другом творении к упомянутым добродетелям безмолвника добавляется ещё бодрствование, а «богоугодных занятий» его указуется три: молитва, псалмопение и чтение. «Названные добродетели, – заключает святой Григорий, – не только обнимают все (прочие), но и входят в состав одна другой» (1, 99). Строг Преподобный и к пище безмолвника. Лишь в десятый час с начала ежедневного подвига он разрешает подкрепиться – вкусить немного хлеба и вина. Из съестных припасов, какие найдутся, (позволительно) употреблять не столько, сколько прихотливо требует природа, но пользоваться (нужно) с самоограничением лишь предоставляемым Промыслом» (1,102; 1, 99). Если началом безмолвия служит удаление от забот, то вершиной его является экстаз, «восхищение ума к Богу» (1,3). (Об экстазе будет сказано ниже – в параграфе: «Умная молитва»). «Безмолвие рождает созерцание», – учит святой Григорий и рассуждает о богомыслии (2, 5). Преподобный ставит высоко богомыслие, память о Боге, Едином дающем силу исполнить заветы Его ( Втор. 8,18 ). Истинный философ тот, кто имеет созерцательный ум, кто через созерцание соединился с Богом, стал Его другом, полюбил «изначальную, творческую и истинную Премудрость выше всякой иной дружбы, мудрости и знания», кто «явно и непосредственно в себе самом имеет сверхъестественное соединение с Богом» (1, 127). Предметов созерцания восемь: 1 . Бог невидимый, безначальный, несотворенный, причина всего существующего, Троичное Единое и пресущественное Божество; 2 . порядок и строй разумных сил; 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В 1861 году епископ Феофан пережил большую радость. По решению Святейшего Синода он принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипастыря и послужило как бы особым благодатным освящением его собственного служения. Но недолго тамбовской пастве пришлось быть под управлением преосвященного Феофана: 22 июля 1863 г. он был перемещен на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру вместо уволенного на покой епископа Иустина. В синодальном докладе было сказано, что преосвященный Феофан «настоящим своим служением снискал потребную опытность для управления столь обширной паствой». Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Первым предметом попечения заботливого архипастыря Владимирской епархии было спасение вверенных ему душ через назидание, посредством проповеди слова Божия. Он поучал народ с высоты церковного амвона и в храмах епархиального города, «обходя грады и веси обширной, миллионной своей паствы». Посещая раскольнические центры епархии, епископ Феофан произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство. Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские Епархиальные Ведомости». За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо Церкви преосвященный Феофан 17 апреля 1857 года был награжден орденом святой Анны II степени, а 19 апреля 1864 года — орденом святой Анны I степени. Но обширная практическая деятельность по епархиальному управлению не была сродна душе архипастыря. Как уже было сказано, с юных лет он стремился к уединению и идеал монашества видел в совершенном отречении от всех житейских забот. И вот теперь, после 25-летнего служения Церкви на различных поприщах, святитель нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление. Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство владыки было удовлетворено, и он 17 июля 1866 года был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, где провел свою жизнь как ученый инок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

ними и души усопших праведников. Но несомненно также, что этот труд им не в тягость, он служит для них отдыхом после трудов земной жизни, не только житейских, но и духовных, подвигов благочестия и добродетели, наградою за них. Если участие в торжественном праздничном богослужении в земных храмах не утомляет, а только радует истинных любителей праздников, – после будничных забот они отдыхают душею в храме Божием среди праздничной обстановки, ибо в храме стояще, на небеси стояти мнят, – то труд славословия Господа в храме небесном в несравненной степени легче и приятнее. Участвующие в сем славословии, лики ангелов и человеков не замечают, как идет время, века кажутся им минутами. Там нет ничего, препятствующего безмятежному славословью Богу. От того там слышится празднующих глас непрестанный, там вкушают бесконечную сладость зрящие лица Христова доброту неизреченную. С непрестанным славословием Богу там соединяется труд любви к людям, живущим на земле. Подобно не усыпающей в молитвах Богородице они неусыпно, непрерывно помогают людям своими молитвами за них, и это их не утомляет, ибо такова сила любви , что и в земной жизни любящие кого-либо не тяготятся никакими трудами для угождения им. Молясь о душах, нельзя забывать и о телесах. Желательно, чтобы и телеса усопших почивали в мире, чтобы могилы были неприкосновенною святынею, чтобы недоступны были грабителям, содержимы были в чистоте. Особенно этих забот требуют тела христиан, освященные благодатью Святого Духа в таинствах, принимавшие в себя тело и кровь Христову, разделявшие с душею подвиги благочестия и добродетели и имеющие некогда воскреснуть и в лице святых быть прославленными в царстве небесном. Великолепные памятники, которыми сродники умерших желают увековечить память их, служат красноречивым выражением любви к ним. Но что сказать о той надписи, которая нередко начерпывается на сих памятниках: мир праху твоему? Достаточна ли такая надпись для выражения любви и почтения к памяти усопшего? Понятно, если подобные надписи вырезаемы были на надгробных памятниках языческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ссоры и распри были тоже обычным явлением, и епископ строго предписал, чтобы враждовавшие раньше примирения не осмеливались служить литургию. Кроме этой постоянной борьбы с недостатками духовенства, много огорчений и забот причиняло епископу поведение мирян. В простом народе – самое грубое невежество, суеверия, требовали напряженных забот и решительных мер воздействия к их искоренению. Требовательный к духовенству, епископ к действительным нуждам его относился с чрезвычайною заботливостью и защищал его от произвола сильных лиц. Так управляющей именем князя Юсупова самовольно выгнал сельского причетника. Святитель приказал причетнику вернуться на место и угрожал управлению имения запечатать иначе церковь , a владельцу в Петербург написал настоятельное требование о вознаграждении обиженного. Милосердие было одною из наиболее развитых в епископе Иоасафе добродетелей. Все доходы богатой кафедры он раздавал бедным, имевшим к нему всегда свободный доступ. Всякий страдавший был ему близок и дорог. Перед великими праздниками, когда бывал болен келейник, святитель сам ходил с тайною милостыней. Вообще, точно предчувствуя, что век его будет недолог, он спешил делать добро, спешил наполнить жизнь свою подвигами. Он постоянно помнил неизбежный час смерти и со слезами готовился к нему. Келейник, приходивший к нему с докладом об утренних и вечерних богослужениях заставал его всегда молящимся. При всяком бое часов, отбивавшем умчавшийся в вечность час: святитель произносил молитву, молиться которою советовал и другим, – она называется доселе отеческой молитвой святителя Иоасафа Белгородского , и многие ее творят. Вот слова этой молитвы: «Буди благословен день и час, в оньже Господь Мой И. X. мене ради родися, распятие претерпел и смертью пострада. О Господи И. X. Сыне Божий, в час смерти моей приими дух раба твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков, аминь». В последний год своей жизни он отправился на родину и не раз говорил, что уже не вернется в Белгород. В мае он отслужил в соборе последнюю Литургию и простился с паствой, прося у всех прощения за невольные обиды и разрешил всех, кто его обидел. Выезжая из города, он еще раз повторил, что его больше не увидит. Граждане провожали его далеко за город. Выйдя из экипажа, он обернулся лицом к городу и благословил его. На этом же месте через полгода встречали его гроб. Встретившись с отцом своим Иоасаф проявил очень много внимания и нежной сыновней почтительности. Возвращаясь после свидания с родными домой, святитель, уже в пределах своей епархии, в селе Грайвороне, сильно заболел предсмертною, болезнью, продолжавшеюся более 2 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010