Все мы — люди, имеющие плоть и кровь, у нас есть свои заботы, у нас есть свои нужды, и мы вовсе не отворачиваемся от этих нужд и забот. Христианство не только не осуждает забот человека о земном счастье, но благословляет труды человека, направленные к умножению земного благополучия. Православная Христова Церковь — мать своих детей, и она не может не желать своим детям земного благополучия, здоровья и земного счастья. Она не может не радоваться, видя, как люди достигают материального благосостояния и увеличивают свои земные блага. Христианское учение совсем не запрещает христианам наслаждаться чистыми земными радостями — красотой природы, музыкой, искусством, носить и укреплять в себе чувства взаимной любви и дружбы. Оно благословляет всё, что не грязнит грехом душу человека. Но только одно велит она нам никогда не забывать: что временное всегда временно и со временем проходит, а вечное — всегда вечно. Одного всегда требовала и требует Святая Церковь, одного ждет от нас Господь Спаситель: чтобы среди всех трудов, среди всех развлечений и радостей этой земной жизни никогда не забывать христианским сердцем о том, что земная жизнь есть ступень к вечной жизни, что мы должны приготовить свою бессмертную душу к той жизни, в которую вошли все истинные рабы Божий и в которую войдет каждый из нас, и что забота об этом должна быть первой среди всех наших забот и трудов. В лице святых угодников, которые проходили земной путь с такими же немощами, искушениями, болезнями и скорбями, с какими живем и мы, мы имеем образцы того, как надо, живя жизнью земной, терпеть, любить, молиться, заглаживать свои грехи, удерживать язык от лжи и неправды, сердце хранить в чистоте. Святые люди Божий не только нас учат, как надо жить, но, по нашим к ним молитвам, имеют дерзновение испрашивать и подавать нам, их младшим братьям и сестрам, помощь от Господа во всех обстояниях нашей жизни земной и прежде всего в деле нашего вечного спасения. Для того Господь и утешает нас через святых Своими Отеческими благословениями, чтобы крепче привязать наши души к Себе и чтобы мы почувствовали еще в своей земной жизни всю сладость Отеческой к нам любви и всей душой возжаждали общения с Господом нашим Спасителем в Царстве Небесном, стремясь сделать общение с Ним в земной жизни вечною радостью, вечным блаженством.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Но после кратковременного увлечения своими новыми обязанностями и сценическими увеселениями, под влиянием отталкивающих впечатлений алчной, мелочной и лишенной нравственных устоев среды, которая окружала его на форуме, а также по настоянию товарища и друга детства, Василия, он покидает светскую жизнь для уединенных занятий св. писанием и подвигов благочестия. Поддаваясь обаянию аскетического идеала, увлекавшего тогда чистую и наиболее одаренную юность, он стремится в монастыри, во множестве рассеянные по возвышенностям, окружавшим город, но уступая просьбам матери не покидать ее в старости и охраняемый ею от всяких житейских забот и дел, он замыкается в своем собственном доме и проводит время в суровых аскетических подвигах, о которых сам упоминает в третьем слове О священстве. 3867 В 374 или 375 году, вероятно, вследствие смерти матери, удерживавшей его в мipe, Златоуст получил, наконец, возможность осуществить свою юношескую —572— мечту о монастыре. Он удалился в одну из ближайших обителей и в течение четырех лет подвергал себя аскетическим лишениям под руководством известного своею строгостью и высотой жизни подвижника Сира, а затем два года провел отшельником в уединенной пещере. 3868 Привыкший, к удобствам жизни, Златоуст решился на этот шаг не без колебаний. «Когда я пришел к мысли, оставив город, уйти в кельи монахов, рассказывает он, то много раздумывал и беспокоился о том, откуда мне будет доставляемо необходимое, и можно ли будет есть хлеб, испеченный в тот же день; не заставит ли меня употреблять одно и тоже масло и в светильнике, и в пище, не принудят ли питаться жалкими овощами, не отправят ли на тяжелую работу, приказав напр., рубить дрова, таскать воду и исполнять все прочие такие службы? И вообще у меня было много забот о своем покое». 3869 Но от этих забот он скоро освободился, отдавшись всей душой самоотречению и трудам. Известно, что расстроенное здоровье и особенно болезнь желудка – следствия чрезмерных постов и лишений – вынудили его возвратиться в 380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Господь это все сказал фарисеям (а они были люди довольно сообразительные), они быстро все поняли. Уж не знаю, поняли ли вы, но они все поняли и говорят: ну, тогда лучше не жениться. Вот что верно, то верно. И апостол Павел говорит: жениться можно, но мне вас жаль, будете иметь скорби по плоти. Потому что когда человек не связан брачными узами, он всю свою душу может отдать Богу. У него нет никаких забот: сварил в понедельник кашу и ешь до пятницы, и не надо ни готовить, ни стирать – имеешь одну смену белья, ну и хватит. Не надо этого всего обычного семейного обустройства. Захотел спать – постелил в уголке, поспал, и все, отряхнулся, личико умыл и пошел. И не надо ни дачу строить, ни детей вывозить за город, никаких прививок, бессонных ночей, ни забот, ни хлопот. Всю свою жизнь можно Богу отдать. Но это уже, как Господь сказал, кто может вместить. Большинство людей это вместить не могут, потому что человек немощен и от Бога ушел далеко. И трудно ему приблизиться к Богу настолько, чтобы ту любовь и духовную, и душевную, и телесную, которую он получает в браке, Господь бы ему возместил в сто, в тысячу крат. Это очень трудно. Все люди не духовные, а душевные и ищут душевного: по головке погладить, в шейку поцеловать, ласковое слово сказать, обняться, поговорить по душам. Потому что с Богом по душам говорить – это очень тяжкий подвиг. Правило, утренние и вечерние молитвы почитать, так сказать, от Бога отделаться – это легко, но подвиг молитвы нести – это уже трудно. А в любви человек нуждается. Вот поэтому и ищет, куда бы ему приткнуться, в чье бы плечико. Вместе лучше, легче. Поэтому Господь, зная нашу немощь, еще когда создал Адама, поглядел на него и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал... жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это, конечно, удел большинства. Но если мы внимательно посмотрим на церковную историю, то увидим, что многие самые выдающиеся духовные люди, как правило, были девственниками: Иоанн Богослов, апостол Павел, Иоанн Кронштадтский . Потому что любовь их к Богу была такова, что они не могли ее никак поделить. Это были люди очень цельные и направленные на Царствие Небесное. Человек, живущий в браке, конечно, никогда не достигнет того в духовной жизни, чего может достичь девственник, как Григорий Богослов , или Иоанн Златоуст , или Василий Великий , или множество святых угодников Божиих, которые прямо с пеленок служили Богу, – Сергий Радонежский, Серафим Саровский . Они не могли свою любовь к Богу делить с заботами о семье, потому что семья требует очень много забот и хлопот. Хотя семья – это тоже школа любви, но тем не менее девство, конечно, выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Как не отвлекаться на богослужении? Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. . Можно ли справиться с такой рассеянностью? 30 сентября, 2009 Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. . Можно ли справиться с такой рассеянностью? Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. Естественно, после такого похода в храм возникает чувство неудовлетворенности, вины перед Богом. Можно ли справиться с такой рассеянностью? Об этом мы спросили настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО. СПРАВКА Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ родился в 1951 году в Москве. В 1974 году окончил Московский институт электронного машиностроения. Работал в Вычислительном центре Мосгорсобеса, потом в Республиканском информационно-вычислительном центре Минздрава РСФСР. В 1978 году принял крещение и ушел работать алтарником в храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1987 году рукоположен во диакона и в священника. Два года служил в Хабаровске. С 1990 года — настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области. С 1993 года — благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии. Женат, имеет четверых сыновей. Трое из них священники. — Отец Константин, почему даже во время самой красивой и радостной службы ум нет-нет да и отвлекается на обычные житейские заботы? Можно ли приучить себя не отвлекаться? Существуют ли какие-то специальные приемы? — Не приемы, а опыт святых отцов, передававшийся и устно, от учителя ученикам, и письменно. Казалось бы — святые, вот уж кто был привязан к Богу всем сердцем! Но даже им приходилось бороться со своими страстями, стараться сосредоточиться на молитве.

http://pravmir.ru/kak-ne-otvlekatsya-na-...

Мы знаем из Священного Предания, что в минуты кончины Божией Матери явился к Ней Господь Иисус Христос, чтобы взять душу Своей Матери. И если мы будем достойны того, дорогие мои, и перед кончиной каждого из нас явится и к нам Господь — не в образе Царя славы, ибо мы недостойны видеть Его своими телесными очами, но под покровом Своих Животворящих Тайн, чтобы, соединившись со своим Господом в Святых Тайнах, предвкушать всю радость будущего общения с Господом. И как радостно сознавать, прославляя Успение Божией Матери, что никогда не прекратится поток Материнской любви, Материнских забот, какие излучает Покров, простертый над нами нашей Небесной Матерью. Под этим Покровом, как под крепкой броней, защищающей нас от стрел праведного гнева Божия, от всех врагов видимых и невидимых, за этой невидимой стеной мы, православные верующие люди, и совершаем свой земной путь. Да, мы идем к вечной жизни счастливые тем, что у нас есть надежный оплот в лице Преблагословенной Девы Марии. Перед Своей блаженной кончиной Она обещала апостолам и христианам, окружавшим Ее гроб, никогда их не оставлять. А явившись апостолам на третий день, сказала им, что будет пребывать с ними и со всеми верующими в Ее Божественного Сына во все дни, как и Господь Спаситель обещал до скончания века пребывать со всеми, кто верует в Него и призывает Его святейшее Имя себе в помощь и благословение на земном пути. Вот какие уроки мы почерпаем, стоя у гроба Пресвятой Девы Марии в день Ее блаженной кончины. Ими будем питать свою душу. Они указывают, как надо жить, как надо готовиться к смерти и как надо будет умереть, когда придет смертный час, чтобы и для нас смерть была блаженным успением. Под этим благодатным Покровом — покровом любви и забот о нас Божией Матери, с этими уроками, какие Она нам преподает, и будем, дорогие мои, совершать свой путь, пока еще Господь терпит не по грехам нашим каждого из нас на нашем земном пути и дает год к годам нашей жизни. А может быть, уже совсем скоро Он пресечет жизнь кого-либо из нас?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Движение в пользу православия, искусно и твердо направляемое о. Маркеллом, стало все более расти и в 1875 г. разрешилось присоединением около 200 тысяч Холмских униатов к православной церкви. Тогда же о. Маркелл был посвящен во епископа и прожил в Холме еще четыре года, укрепляя воссоединившихся в вере православной; а всего он пробыл в Холме около 12 лет. Это была лучшая пора его жизни и деятельности. Сам он так о ней отзывался: «Двенадцать лет усиленного неусыпного труда; 12 лет удручающих душу опасений и розовых оживляющих надежд; но, по милости Божией, труд увенчался успехом, опасения прошли мимо и надежды сбылись. Вековое заблуждение паствы моей рассеялось пред светом истины: уния, введенная насилием и хитростью, исчезла, как исчезает всякое дело обмана, Холмская Русь опять стала веровать, как веровали её предки. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое». Вот это-то воссоединение Холмских униатов и есть то великое дело, которое совершено преосвященным Маркеллом, которое стяжало ему благодарную память в роды родов и которое запишет имя его в историю русской церкви и государства. И после Холма преосвященному Маркеллу вверялись в управление епархии Подольская и Полоцкая, в которых некогда была уния; и в самом Святейшем Синоде, где он заседал последние 15 лет, особо живое и деятельное участие он принимал в вероисповедных делах западных епархий. Так до конца дней своих он оставался верен раз избранному и излюбленному делу просвещения бывших униатов. Мы не перечисляем других архипастырских трудов почившего святителя, его забот о развитии проповедничества, церковного пения, школ, братств. Добрые плоды этих забот сохраняются и доднесь в тех епархиях, где он подвизался. Равно живет в них и добрая память о простом, сердечном отношении его к пастырям и пастве, о теплом, искреннем участии в их нуждах, о горячей любви и постоянной помощи родным и близким людям. В нем билось доброе и отзывчивое сердце, хотя по наружности почивший старец и казался суровым и замкнутым в себе. И самая замкнутость не вытекала ли у него из сознания того, что им уже совершено предназначенное ему Богом дело, и что он, как сам выражался, не здешний уже гражданин, а взыскует грядущего града в ином мире. Ныне он и отозван в другой мир... Помолимся же, братья, да упокоит Господь почившего святителя Маркелла в селениях праведных; да отпустит ему вся прегрешения вольныя и невольныя, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, а в таких великих и трудных делах, какие совершил почивший, не легко избегнуть ошибок и прегрешений; но уповаем, по слову святого апостола, что почивший, яко обративый грешников от заблуждений, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов ( Иаков.5:20 ). Архиерейство его да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2/15 октября 1903 г. г. Санкт-Петербург ПЦВ, 1903, 41, с. 1567–1569. ЦВс, 1903, ст. 1284–1286.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Признавая соборы благодетельными учреждениями Церкви, если и не достигающими своих целей, то по злоупотреблений ими негодных людей св. Григорий просит этих светских лиц направить русло совещаний на надлежащий путь, помешав потоку страстей сделать собор ареной сведения личных счётов епископов между собой. «Поскольку теперь опять собор епископов, писал он первому, то прими от меня следующий совет. Ничего не почитай столь приличным твоему начальствованию, как чтобы умирены были Церкви, хотя бы для сего нужно было с особенной строгостью наказать мятежных. А если иным, что удалившись от дел, не покидаю забот, не дивись этому. Хотя уступил я престол и высокость сана желающим, однако же не уступил с этим и благочестия: но думаю, что теперь-то и покажусь для тебя достойным доверия, даже более прежнего, как служащий не собственному своему, но общему благу» 508 . Чистоту своих забот о церковном умиротворении св. отец, как видно из приведённого, должен был доказывать своим бескорыстным удалением от дел. Как это характерно для той среды, с какой он имел дело. В письме к Сатурнину св. Григорий выразительно подчёркивает свою заботу о Церквах. У меня, при помощи Божией всё идёт хорошо, кроме только одного, что беспокоюсь о Церквах, которые в таком смятении. И если чем можешь помочь им, не обленись и словом и делом восстановить общее согласие, потому что опять собор епископов, и опасно, чтобы и ныне ещё нам не остаться в стыде, если и этот собор будет иметь такой же почти конец, как и прежний» 509 . Так близко к сердцу принимал арианзский отшельник дела Константинопольских соборов, зорко следя за ходом борьбы с еретиками! Всей душой он болел за те нестроения, которые царствовали на собраниях епископов, к позору Церкви, и за те ошибки, которые допускали руководители церковной политики в отношении еретиков. Замечателен и тот поворот, который произошёл в душе и мыслях св. Григория в отношении к еретикам в последний период его жизнедеятельности. Этот поворот, как результат целожизненной борьбы с ересями, настолько поучителен для нашего времени, что заслуживает внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Предстательство – самое почетное, но и наиболее ответственная сторона пастырского служения. Каких бы вершин иерархической лестницы ни достигал пастырь, какие бы титулы он ни носил – ни что не может быть выше духовнее и необходимее, чем пастырь-предстатель своей паствы пред Богом. Молитвенником должен быть каждый пастырь, невзирая на то место, которое он занимает за службой. Второстепенные места во много раз лучше: остается больше возможности для углубленной молитвы. На предстоятеле же лежит внешняя (организационная) часть службы, которая часто занимает все внимание. 2. Первые шаги и авторитет среди прихожан Вступая на путь пастырского служения, молодой священник в своей повседневной работе сталкивается с множеством вопросов, которые обычно не затрагивались ни в семинарских или академических лекциях, ни в пособиях по пастырскому богословию. Часто это будут на первый взгляд незначительные мелочи, но и они имеют значение для правильного устроения приходской жизни. Из отношения самого священника к святыням алтаря, от его забот об истовом и «сердечном» совершении богослужений, от отношения сотрудников к приходящим богомольцам и от многого другого, чего иногда и предусмотреть нельзя создается особая духовная атмосфера храма, как места встречи души в Богом. Сколько забот, молитвенного напряжения надо приложить, чтобы человек, выходя из храма, этого земного неба, ушел духовно успокоенным, примиренным, очищенным и просветленным. Служители алтаря, работники и сотрудники храма, да и все молящиеся призваны быть носителями культуры Духа и приобщать к ней всех входящих в церковь . За все в храме и за всех в храме несет ответственность священник. Ему должна принадлежать инициатива во всех начинаниях прихода, его же и последнее слово во всех делах церковно-приходской жизни. Первые шаги служителя в приходе должны быть особенно осмотрительными и неторопливыми. Неправильно, если молодой священник возомнит себя реформатором, призванным решить все сложившиеся до него в приходе, если будет критиковать своих предшественников. Как существует врачебная этика, так и среди духовенства должна быть своя профессиональная этика, не допускающая взаимную критику и очернения друг друга перед прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Он весьма любит нас, потому и попускает нам подвергаться скорбям, чтобы мы искренне прилеплялись к Нему. Как матери, устрашая непослушных детей различными страшилищами, заставляют их прибегать к своим недрам, и делают это не с тем, чтобы огорчать их, но чтобы привязать их к себе, так и Бог, всегда желая привязать нас к Себе, как сильно любящий или больше всякого любящего, попускает тебе впадать в такие нужды, чтобы ты постоянно упражнялся в молитве, постоянно призывал Его и, оставив все прочее, помышлял о Нем (свт. Иоанн Златоуст , 48, 340). Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не произрастила худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась (свт. Иоанн Златоуст , 48, 395). Источник. Потому... настоящая жизнь стала тяжелою и исполненною многих трудов, чтобы более косные из людей, охотно пребывающие в настоящем, будучи выталкиваемы отсюда и изнемогая под тяжестью этой жизни, убегали удовольствий и пристрастия к настоящей жизни, а стремились бы к небесной любви и спешили бы к тому дню... Так многие, будучи в рабстве плоти и во власти житейских забот, охотно пребывают в них, наподобие гнездящихся зверей, то, чтобы отсечь пристрастие их к этому, Он дал им в удел много печали, боязни, забот, дум, борьбы, опасностей, робости, большой рой телесных страстей, осаду от тела и много другого, чего в одном слове не сказать, чтобы, ужасаясь хотя облака этих зол, они пожелали возвратиться в неволнуемую пристань и наслаждаться непрестанной тишиной, в которой нет зол, примешанных к благу, но чистое благо, действительное благо (свт. Иоанн Златоуст , 55, 300–301). Христос сказал: в мире скорбни будете ( Ин. 16, 33 ). Посему как же ищешь покоя, когда изрек это Подвигоположник? Тогда бы естественно было соблазняться, когда бы происходило противное сказанному Им. Если же все бывает согласно со сказанным, то почему соблазняешься? Кто во время ратоборств ищет покоя, тот остается неувенчанным, и смешивает времена (прп. Исидор Пелусиот , 62, 341).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

воспоминание великих Божиих благодеяний в творении, промышлении и искуплении всего рода человеческого. И к каждому отдельному лицу Рассеянно (когда способен) не дерзай стоять перед Богом, чтобы не было во грех Если же, изнемогши от греха, не в состоянии молится без развлечения, принуждай себя, сколько хватит сил, и продолжай стоять пред Богом, к Нему обращая свой ум, собирая Его в себя самого, и Бог простит тебя, потому что не из пренебрежения, но по немощи не имел ты сил стоять пред Богом как должно Творить все по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, перед лицом всевидящего Бога Может быть, имея целью сделать тебя усердным перед Ним, для того медлит даровать, чтобы ты узнал, что такое дар Божий и со страхом хранил данное Безмолвие Стараться иметь ум в безмолвии. Как глаз, который постоянно вертится, не может ясно видеть того, что перед ним, так и ум – если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину Так уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге Душа, будучи свободна от земных забот, возвращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом Из Окружного письма (366) Христианин должен жить достойно Евангелия Христова Нравственные правила Говорить об отсутствующем, чтобы очернить, – клевета. Отвращаться от наговаривающего Не быть сластолюбивым, небрежным, но внимательным к брошенным вещам Не господствовать даже самому себе, но предпочитать себе всех В одной рабочей не должно быть никому из другой рабочей, чтобы избежать соперничества Обличать согрешающего со всяким сердоболием. Когда кого обвиняют, никто другой не должен возражать, но повести слово с обвинителем наедине Из 40-го письма к отшельникам Подвергаемый взысканию, прибавь ради Господа О пути спасения Дело жизни – войти опять в союз с Богом

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010