Иногда опять и после дождя, когда семя уже взошло, если дождь не будет по временам орошать его, произрастение засыхает и погибает: ибо и семени нужен дождь, и произрастению также по временам, пока оно укрепится; но и тогда нельзя не иметь забот. Иногда и после того, как оно вырастет и образуется колос, случается, что гусеницы, или град, или что–нибудь подобное истребляют плод. Так бывает и с душою: когда кто потрудится очистить её от всех упомянутых нами страстей и постарается приобрести все добродетели, то он должен всегда прибегать к милости Божией и к покрову Божию, чтобы не быть ему оставленным и не погибнуть. Ибо как мы сказали о семени, что и после того, как оно взойдёт, вырастет и принесёт плод, если по временам не будет орошать его дождь, оно засыхает и погибает, так бывает и с человеком: и по совершении столь многого, если Бог хотя на малое время отымет от него покров Свой и оставит его, то он погибает. А Бог оставляет человека тогда, когда он сделает что–либо против своего устроения, например, если кто был благоговеен и уклонится в бесчинную жизнь; или был смирен, и сделается наглым. И не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно, или наглого, когда он гордится, сколько Он оставляет благоговейного, когда этот делает бесчиние, и смиренного, когда он возгордится: это и значит грешить против своего устроения, и от сего происходит оставление. Потому святой Василий иначе судит грех благоговейного, и иначе грешника. Когда же кто сохранит себя и от этого, то должен замечать, чтобы, делая хотя малое добро, не делать сего со тщеславием, или из человекоугодия, или по какому–нибудь человеческому побуждению, дабы сие малое не погубило всего, что он сделал, как мы сказали о гусеницах, граде и тому подобном. Опять когда и на поле плод не потерпит никакого вреда, но сохранится до самой жатвы, даже и тогда земледелец не может быть без забот. Ибо случается, что и после того как кто–либо пожнёт своё поле и окончит весь труд свой, приходит злой человек и, по ненависти, подкладывает огонь под оный плод и уничтожает весь плод и труд его.

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

Труд в поте лица определен всему человечеству как обязанность, послушание, епитимия. Только городская белоручка, подвизающаяся в сестричестве с рекламируемым отсутствием сельхозработ, может заявить, что физическая работа приводит к атрофированию рассудка . (Хотя есть, есть, говорят, монастырь в США, какойто греческой юрисдикции, на побережье Атлантического океана, так там никаких трудов, ни забот! только молись, созерцая голубую даль! еду привозят, включая мороженое (в постные дни – постное!), в разовых пластиковых контейнерах, даже посуду мыть не надо!). В киновиях с самых ранних времен заводили сады с огородами, пасеки, мельницы, пекарни и поварни. Иноческий труд – сладостное бремя: монах подходит к любому занятию аскетически: он всё совершает ради высшего, для Господа, за послушание, во спасение души. Монаху чужда корысть и психологически связанный с ней трудовой плен, страх неудачи; он подначален Христу, всего ожидает единственно от Него и потому ничего на земле не боится. Разбойники, пришедшие ночью грабить обитель преподобного Антония Сийского, увидели многочисленную вооруженную охрану, которой, разумеется, на самом деле не было; это теперь некоторые монастыри кроме хорошо оплачиваемых казаков держат свору свирепых собак, да еще на ночь выпускают их за ограду, они кусают, пугают и напрочь отвращают от религии случившихся прохожих; между прочим, Маконский собор архиереев в Бургундии (585 г.) запретил епископам, попирая правила христианского гостеприимства, охранять свои дома собаками . Вся суть монашеских трудов именно в мотивации, отличной от хозяйственной этики, принятой в миру, где целесообразность и количество труда измеряется результатом, выгодой, эффективностью. Не для достижения слепой покорности, как нынче, древние старцы благословляли иногда нарушать законы агротехники; они учили делать христианское дело в глубоком презрении к конкретной пользе, воспитывали правильное, православное отношение к труду и считали эту цель важнее забот об урожае. Монашество, как заметил о. Георгий Флоровский, создало особое богословие труда.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

В этом смысле к миру не прилагается этической оценки. Так не только в тех местах, где речь идет о начале мира 201 ), о его богатствах 202 ), но даже и в тех местах, где люди мира сего представляются в заботе о ежедневных нуждах; с своим общественным устройством. Хотя сыны Божии должны быть внутренне свободны от этих забот и хотя внутренний строй царства Божия совсем не мирской 203 ), однако отсюда еще не следует, что эти заботы и этот строй достойны осуждения в пределах самого языческого мира. Мало того. Бог, посылающий дождь и солнечный свет на добрых и злых, любит весь мир, весь род людской, и желает для него вечной жизни, как высшего блага, отдает для его спасения Своего возлюбленного Сына 204 ). Впрочем, эта спасительная любовь Бога к миру свидетельствует и о том, что без вечной божественной жизни, без веры во Христа, мир погибает, умирает во грехах своих 205 ). Однако мы знаем, что мирские грехи и естественные долги человека становятся крайне грешными и подлинно гибельными, мучительными, от противоборства вечной жизни, что в речах о гибели мира во грехах своих уже разумеется свет, пришедший в мир и судящий его, освещающий и осуждающий его тьму 206 ). Столкновение мира с вечной жизнью, его противоборство слову духовной жизни, и придает ему этическое освещение. Евангелие этически судит о мире исключительно с точки зрения вечной жизни, в отношении его к проповеди Христа. Мир, этически обсуждаемый и осуждаемый евангелием, есть мир ежедневных забот, родства и государственного строя, поскольку он во имя принципов естественной злости противится евангелию вечной жизни. Это мир, не принимающий духа Христова и не верующий во Христа и в Бога, не знающий Бога, ненавидящий учеников Христовых, мир, покорный своему князю, рабствующий греху 207 ). Греховный мир есть тот мир, который восстал на Христа, не уверовал в Него, возненавидел Его: греховным мир стал вследствие отрицательного отношения к проповеди Христа. Не уверовав во Христа, мир согрешил, сделался рабом греха, стал под власть диавола, хотя диавол осужден и побежден Христом.

http://bible.predanie.ru/professor-taree...

Неложно же говорит Господь, что иго Его благо и бремя Его легко есть. Ей, воистину душе приятно преклонять выю свою под иго Христово, и легко, весьма легко быть подьяремником. и бремяносцем Божиим! Блажен, блажен кто не презрел Божию премудрость, но уразумел и последовал ее указаниям. Путие ея, – говорит Писание, – путии добри, и вси стези ея мирны ( Прит.3:13, 17 ). Мног мир любящим закон Твой, – и Давид взывал пред Господом, – ибо нет им на пути сем преткновения ( Пс.118:165 ). Яко бессмертие есть, как аще сказано, в средстве премудрости, и в содержании ея услаждение благо. Не бо имать горести общение ея, ни болезни сожитие ея но веселие и радость ( Прем.8:17, 18, 16 ). Блажен, кто сберег себя от любостяжания и стал удален от всех житейских забот. Лучше малое у праведника, – Дух Божий ясно говорит через пророка, – лучше кусок хлеба, но в мире душевном и безмолвии, чем множество яств среди молвы и забот о них. Потому и учит нас Писание быть довольным малым, и сие довольство почитает оно великим приобретением для человека ( 1Тим.6:6 ). Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:5 ), – вещает нам слово истины; не собирайте себе сокровищ на земле, – ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ( Мф.6:19, 21 ). Не забудьте, что тот бывает проклят, у кого сердце отступит от Господа ( Иер.17:5 ), отвратится от Него и уклонится к земным попечениям. Таковые все услышат на суде от Судии праведного: идите от Меня проклятые в огнь вечный ( Мф.25:41 ). И пойдут в геенну все, возлюбившие век сей привременный и молву его, попечение века сего. Видите, как легко погибнуть всякому человеку! Не заботься только о спасении своем, только вдайся в суету мира сего, – и тогда считай уже себя погибшим, готовься быть жертвою вечного пламени, чадом бесконечного гнева Божия. Потому-то и говорит нам апостол Павел: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Еф.5:15 ) во спасении, исполненные всякого благоразумия. Ибо легко, легко можно уклониться в соблазны мира сего, вдаться в земные попечения, – и печалью века сего, или же лестью богатства увлечься в искания богопротивные, в домогательства одних только благ земных: и тогда уже навеки отлучишься от Бога, Ему служить уже не возможешь. Тогда, – когда сделаешься рабом суеты земной, – будешь ко всякому богоугодному делу хладен, неподвижен, и наконец будешь взят и отведен вместе с делающими беззаконие в вечную муку. Вот ведь что значит вдавать свою душу в молву житейских попечений и в ней потопить ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Окормляет новый храм протоиерей Алексий Исаев, настоятель храма во имя св.Георгия Победоносца на проспекте Славы. Можно сказать, что парковая церковь — именно его детище: отец Алексий взял на себя основную долю забот о возведении церкви, — а забот было ох как немало!.. Да и сейчас, когда строительство закончено, работы не убавилось: теперь здесь начинается строительство духовное, нужно строить новый приход… Разумеется, одному человеку такой груз не под силу, но отцу Алексию помогают батюшки из храма св.Георгия Победоносца. Ключарь купчинской церкви отец Александр Хлебович говорит: — Московский парк Победы — это одно большое кладбище, а на кладбищах всегда хорошо, покойно, мирно — тишина особая, воздух особый… Что с того, что могилок нет? Усопшие здесь повсюду: в воде прудов, в земле, в зелени деревьев… Они видят нас, они сопереживают нам, они ждут нашей молитвы. Понятно, что не все похороненные здесь были при жизни христианами, — но молитва-то всем нужна. Господь судил этим людям при жизни пройти сквозь ад, принять смерть в мучениях, в ужасе, во мраке… Неужели и после смерти им суждены адские страдания? Нет! Если Господь благоволил, чтобы в парке был храм, — значит, Он хочет, чтобы мы молились за этих несчастных, значит, нет Его воли на их вечную погибель. Храм — это всегда надежда на спасение. Кстати, хочу заметить: все здешние усопшие были кремированы. Сейчас многие православные спорят, допустима кремация или нет… Между тем это вопрос не догмы, а традиции. Конечно, традиции на то и существуют, чтобы их придерживаться, но неужели мы будем говорить, что кремация тела может помешать спасению души? Тело — прах и в прах возвратится, — этим всё сказано. Многие святые заповедовали хоронить себя без гроба, в безвестности, без почестей, чтобы тело тихо слилось с землёй, из которой было создано. У Иоанна Лествичника мы читаем о монахах, которые просили и вовсе оставлять их тела без погребения, выбрасывать, как мусор, на свалку. Делалось это и для собственного смирения, и для того, чтобы не воспитывать в верующих преклонения перед телом, — пусть даже телом святого; а вы и сами видите, что необходимость такого воспитания есть… Что ещё сказать о допустимости кремации? Жизнь есть жизнь. И если у многих наших сограждан нет средств, чтобы похоронить ближнего как полагается, то нужно ли делать из этого вывод, что наши бедняки не спасутся?.. Такое утверждение — тяжкий грех.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Его щедрые жертвы на флот и сирот, павших в боях, его ходатайства пред множеством лиц внесли крупные суммы на нужды войны и осушили много слез у обездоленных неумолимой войной. Все части войск и санитарные отряды, отправлявшиеся на войну, были лично напутствуемы Владыкой – его благословлением, служениями, словами назидания, ободрения и надежды, раздачею крестиков, книжек и икон. Немало Владыка поработал и над учреждением стипендий для детей защитников Порт-Артура и других самоотверженных деятелей минувшей войны. Старанием Епископа Никанора в Гродно был открыт церковно-археологический комитет для собирания и изучения церковных древностей и памятников старины местного края. Развитие школьного дела, должная постановка в делах епархиального управления были также предметом успешных и плодотворных забот Преосвященного. Указом Св. Синода от 13-го декабря 1905 г. Преосвященный Архипастырь, прослуживший в Гродно два неполных года, был назначен на высокий святительский пост Архиепископа Варшавского и Привислинского. Назначение Преосвященного Никанора на почетную Архиепископию почти совпало с утверждением его Св. Синодом от 3 декабря 1905 г. в высшей ученой степени – доктора богословия, присужденной ему Советом Казанской Духовной Академии за сочинение под заглавием: «Экзегетико-критическое исследование послания св. Апостола Павла к Евреям». Призванный избранием Святейшего Синода и Высочайшею волею, изъявленною 5-го апреля 1908 г., к управлению Казанской епархией, Высокопреосвященнейший Никанор прибыл в Казань 6-го мая. Таким образом, после пятнадцатилетней разлуки он снова вступил на ту почву, на которой он ранее 23 года жил и служил, и от которой «оторваться было ему весьма тяжело и душевно больно» и явился он уже сюда теперь в качестве высшего духовного руководителя и правителя. Духовенство епархии – наполовину ученики Высокопреосвященнейшего – и паства Казанская встретили нового Владыку с чувством великого удовлетворения и глубочайшей радости. 15 лет тому назад духовенство и граждане Казани, говорившие отъезжавшему в Архангельск Преосвященному епископу Никанору, что они никогда не забудут забот и трудов, и энергичной деятельности, понесенной Преосвященным на благо Казанской земли, теперь старались доказать это на деле в достопамятный день 3-го ноября – 40-летия священнослужения своего духовного вождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но что же тут хорошего? – Собравшись в обыкновенном помещении, вы остаётесь в прежней житейской обстановке; вы не имеете возможности отрешиться от житейских забот и треволнений. Тогда как наши православные церкви вполне приспособлены к тому, чтобы отвлекать нас от житейских греховных мыслей и забот и возноситься умом и сердцем к Богу. Здесь у нас перед глазами святые иконы Господа Бога, Его Пречистой Матери и святых угодников. Видя их, я думаю о них, думаю о Боге, о Его святых заповедях. Видя иконы Божией Матери и святых угодников, я думаю об их святой жизни, думаю об их молитве за меня, думаю о необходимости подражать им в подвигах добродетели. Когда я или другой молится и совершает крестное знамение в церкви, я, глядя на него, постыжусь думать о чём-либо нехорошем и буду и сам молиться и креститься. Когда я или другой поставим перед иконой свечку и увидим свет её, то будем думать о том, что, как пожертвована эта свечка и посвящена Богу, так должно отдавать Богу и нашу жизнь, нашу душу, дабы она была угодна Богу, была чиста, как воск, и мягка, как он; как светит свет свечи или лампады перед иконой, так должны для нас светить и дела угодников Божиих, указывая нам, как и мы должны жить, как и мы должны спасать свои грешные души. Мельник. Ну, а для чего у вас каждение ладаном? Для чего у вас так много света? Учитель. Но ведь и у вас, когда вы собираетесь в то или другое помещение, бывает света больше, чем обыкновенно. Стало быть, и вы признаёте, что большое освещение молитвенного помещения говорит о радости молящихся и об их благоговении перед Богом, Отцом светов. Кроме того, мы знаем, что и святые апостолы, собиравшиеся для молитвы, заботились о большем освещении комнаты. Так, в книге Деяний апостольских сказано, что в горнице, где собрались христиане вместе с апостолом Павлом, зажжено было много светильников, что, конечно, было сделано не по необходимости, а для выражения особой радости. Что же касается нашего православного обряда кадить во время богослужения, то он заимствован нами из Ветхого Завета, где было дано предписание как относительно вещества для каждения, так и относительно сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Рассеянно (когда способен) не дерзай стоять перед Богом, чтобы не было во грех Если же, изнемогши от греха, не в состоянии молится без развлечения, принуждай себя, сколько хватит сил, и продолжай стоять пред Богом, к Нему обращая свой ум, собирая Его в себя самого, и Бог простит тебя, потому что не из пренебрежения, но по немощи не имел ты сил стоять пред Богом как должно Творить все по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, перед лицом всевидящего Бога Может быть, имея целью сделать тебя усердным перед Ним, для того медлит даровать, чтобы ты узнал, что такое дар Божий и со страхом хранил данное Наставления Из писем святителю Григорию Богослову из Понта Безмолвие Стараться иметь ум в безмолвии. Как глаз, который постоянно вертится, не может ясно видеть того, что перед ним, так и ум – если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину Так уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге Душа, будучи свободна от земных забот, возвращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом Из Окружного письма (366) Христианин должен жить достойно Евангелия Христова Нравственные правила Говорить об отсутствующем, чтобы очернить, – клевета. Отвращаться от наговаривающего Не быть сластолюбивым, небрежным, но внимательным к брошенным вещам Не господствовать даже самому себе, но предпочитать себе всех В одной рабочей не должно быть никому из другой рабочей, чтобы избежать соперничества Обличать согрешающего со всяким сердоболием. Когда кого обвиняют, никто другой не должен возражать, но повести слово с обвинителем наедине Из 40-го письма к отшельникам Подвергаемый взысканию, прибавь ради Господа О пути спасения Дело жизни – войти опять в союз с Богом Подвижничество, так как этот мир – время брани с грехом (противоборником)

http://pravoslavie.ru/31580.html

5-го июня 1884 года новоназначенный игумен явился к преосвященному Амвросию и стал отказываться от управления монастырем. По его мнению, нужно было достать где-либо 10,000 рублей, чтобы начать правильное ведение монастырского хозяйства. Преосвященный Амвросий дал ему заимообразно свои деньги на два года, предоставив ему право погасить этот долг даже не наличными деньгами, а облигациями одного из восточных займов, если это будет выгодно для монастыря. В епархиальной жизни много причинила владыке забот в 1884 году борьба с расколом и сектантством. В 1883году раскольникам, как известно, были представлены такие права, которыми они раньше не пользовались. Раскольники подняли голову. В самом Харькове появился крестьянин Пермской губернии Григорий Беляев, который называл себя епископом древнего православия Геннадием, устроил открыто раскольническую церковь , совершал в ней свои богослужения и разъезжал в архиерейском одеянии с визитами к разным высокопоставленным лицам. К нему стали обращаться как к действительному епископу многие из харьковских единоверцев. Преосвященный Амвросий донес о его поведении Обер-Прокурору, – и раскольнический лжеепископ, по распоряжению министра внутренних дел, был водворен на жительство в г. Виндаве с учреждением над ним полицейского надзора, а устроенная им в Харькове раскольническая церковь была запечатана. Не менее забот причинило преосвященному Амвросию в 1884 году и открытое появление штунды в Харьковской епархии, в уездах валковском, богодуховском и харьковском. Секта эта в то время была еще мало известна. Духовенство совершенно не было подготовлено к борьбе с нею и даже не знало ее учения. С этого года преосвященный Амвросий стал пользоваться мною в целях миссионерства. Не смотря на то, что я был приходским священником, держал подряд две седмицы по совершению богослужений в кафедральном соборе (к нему я был переведен 15-го сентября 1884 года), состоял законоучителем гимназии и председателем совета харьковского епархиального женского училища, я в течение многих лет должен был разъезжать по селам для беседы с сектантами – штундистами, хлыстами, малоканами и скопцами – и для руководства сельских священников в ведении борьбы с этими сектантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

К счастью, Святейший Синод ассигновал требуемую сумму на все эти дополнительные постройки, и они произведены были без замедления. 4-го апреля 1842 года происходило освящение Крестовой архиерейского дома церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. Архипастырь, по окончании первой литургии в новой церкви, произнес назидательное слово на текст: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Действительно, был серьезный повод душевно порадоваться: с архиерейским домом являлся прочный, устойчивый центр епархиальной жизни; функции церковной администрации сделались сосредоточенными; новый (Крестовый) храм, увеличив число Одесских церквей, мог на случай нужды заменять для архиереев даже Кафедральный собор. Среди забот об устройстве своего дома и Крестовой церкви в нем, преосвященный употреблял все меры, чтобы расширить и украсить Одесский Преображенский собор, который в 1837 – 1842 годах был не только крайне тесен, особенно во время архиерейских служб, но и не докончен. Архипастырь предположил совершенно воз­обновить его, придать ему большую величину и размер посредством правильной пристройки, устроить в нем теплые приделы, обновить стенную живопись... Работы эти были начаты в 1842 году. Пристройка состояла в соединении колокольни с храмом так, что все обширное пространство между первым и последним зданием обращено в средний храм, поражающий своей величественностью. В 1848 году отделка новоустроенной части кончилась, и архипастырь имел радость 3-го февраля освятить правый придел собора во имя праведных Симеона и Анны. Оставалось обновить старый собор, но это дело взял на себя знаменитый преемник Гавриила Иннокентий. Все указанные переправки, равно как и устройство приличной архиерейской ризницы для новой святительской кафедры, архипастырь произвел без всякого денежного пособия от казны. Но один-ли Собор был предметом внимания и забот преосвященного? Все церкви Одессы приняли при нем новый видь, а значительное число их построено вновь: так, в 1839 году докончена, по настоянию Архипастыря, Петро-Павловская церковь ; в 1846 году сооружена церковь на Пересыпи во имя Казанской Божией Матери; в 1842 году начата, а в 1847 году освящена Сретенская; в 1844 году – церковь при женском монастыре во имя праведных Захария и Елисаветы; в 1846 году – Кладбищенская во имя Воскресения Христова; перестроены и поновлены совершенно Греческая и Михайловская на Молдованке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010