Это следование за Богом, дорогие братья и сестры, есть то, к чему призывает нас Церковь , к чему мы шли Рождественским постом, что должно быть реализовано в нашей жизни. Если мы не имеем этого и оказываемся слабыми и беспомощными, если слышим в своей жизни слово «невозможно», то одновременно слышим слово «возможно» 137 – возможно по милости Божией. В момент удивительного перехода от слабости к силе и, наоборот, от силы к слабости (если мы говорим о смирении), то в этот момент мы слышим «возможно», чтобы сам переход стал началом, а не концом, тем, что приводит нас к Божественной радости и благодати, которые все более и более укрепляют нашу жизнь. Это то чудо Рождества, к которому мы идем и которое должно стать основой нашей жизни. В чем да поможет нам и святая Анастасия Узорешительница. Аминь. II. Рождество христово и Святки О поиске пути за звездой 138 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Мф. 2:10–11 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы празднуем светлое Рождество Христово – событие, когда предвечный Бог Слово в определенный момент человеческой истории становится человеком, оставаясь при этом Богом, когда в одном лице Богочеловека Иисуса Христа начинают существовать две природы: извечно существующая и неизменная Божественная и воипостазированная в нее человеческая. В мир приходит Спаситель, Который через распятие на Кресте искупит все грехи человеческого рода. Это не означает автоматического или механического спасения, но то, что огромная стена, которая существовала между Богом и человеком, рухнула: по слову апостола Павла, Христос Спаситель есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. 139 Это означает, что каждый из нас призван достичь высочайших высот святости – обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. 140 С момента Рождества Христова человеческое сердце открыто для Бога, а Бог открыт для человека. В мировой истории не существовало более великого и значимого события, чем Рождество Христово!

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Tajemství dvou partner. Р. 61). 134. Втор. 4:15–19. Визуальное изображение запрещено; однако, с другой стороны, сильный акцент сделан на интерпретацию, то есть устную подачу. Всего лишь несколькими стихами раньше Господь настоятельно призывает народ: «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Втор. 4:9). В отличие от историй других народов, в еврейской культуре огромную роль играет устная традиция. У иных этносов преобладало сохранение культурного наследия (истории) путем создания неких подобий, если мы говорим о рисунках или скульптурах. Особенно греческий герой должен был соответствовать всем требованиям привлекательности изображения. 135. См. также: Weber M. Autorita, etika a spolenost. Р. 249. 136. Быт. 2:10–14. 137. Вольтер. Философский словарь, статья «Атеизм», разд. IV. С. 642. 138. Настоящая книга не ставит себе целью рассмотреть позднейшее (особенно диаспорное) развитие иудаизма, в котором часто появляются элементы аскетизма. Сосредоточимся лишь на ветхозаветной экономической антропологии. 139. Weber М. Autorita, etika a spolenost. Р. 268. Прагматичность не нарушена и в случае поведения, имеющего признаки аскетизма, если это касается образа действий, предписанного Писанием, так как «если евреи исполняют Завет, то это не аскеза, также как не является аскезой соблюдение различных ритуальных норм и некоторых табу». 140. «Таким образом, экономические требования и желания в иудаизме приравниваются ко всем остальным основным человеческим стремлениям. Это не то, что может и должно быть уничтожено. Люди могут и должны посвящать себя им и тем добиваться благословения Божьего… Таким образом, получение и использование экономических выгод в иудаизме считается вполне законным, разрешенным и полезным, но всетаки ограниченным и освященным заповедями Божьими» (Tamari M. The Challenge of Wealth. Р. 47).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

136. Авва Пимен сказал: если придет к тебе брат и ты увидишь, что тебе нет пользы от прихода его, то разыщи в ум своем и узнай, какой у тебя был помысл прежде прихода его, и увидишь, в чем причина бесполезности. Впрочем, если ты сделаешь это со смиренномудрием и вниманием, будешь непорочен пред ближним своим, неся на себе бремя грехов своих. Если человек со стыдением – искренностию будет сидеть с кем, то не падет, ибо Бог всегда пред лицом его. А как я смотрю – от такого сидения приобретает человек страх Божий. 137. Опять сказал: потому мы находимся в таких трудах, что не принимаем участия в брате нашем так, как Писание заповедало нам принимать. Или не видим, как жена хананейская, последуя за Спасителем, вопияла и умоляла об исцелении дочери своей, – и Спаситель принял ее и утешил. 138. Авва Пимен рассказал: сидели некогда старцы и вкушали, а авва Алоний прислуживал им. Старцы стали хвалить его, а он ничего не отвечал на то. Некто наедине спросил его: почему ты ничего не отвечал старцам, когда они хвалили тебя? Авва Алоний сказал ему: если б я отвечал им, это значило бы, что я принимаю похвалу. 139. Опять сказал: земля, на которой заповедал Господь приносить жертву, есть смиренномудрие. 140. Авва Петр рассказывал: пришли мы, семь отшельников, к авве Сисою, когда он жил в Клисме, и просили сказать нам слово. Он сказал: простите меня, я человек простой. Но я ходил к авве Ору, который был в болезни восемнадцать лет, и авве Афре, и положил им метание, чтоб они сказали мне слово. Авва Ор говорит: что я скажу тебе? Поди и делай то, что видишь. Бог есть Бог того, кто ищет все большего и большего или нудит себя на все. Авва Ор и авва Афре были из одной страны, но мир между ними был великий до самого исхода из тела. Авва Афре имел великое послушание, а авва Ор – смиренномудрие. Пробыл я у них несколько дней, наблюдая за ними, и видел великое чудо, которое совершил авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу, и авва Афре хотел приготовить ее для старца. Он имел в руках нож и резал рыбу, когда позвал его авва Ор, тогда он оставил нож в рыбе, не дорезав ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Он воскликнул громким голосом 136 – это означает, что были возвещены людям слова Небесного, Всемогущего Бога, потому что, когда будет завершено [время] покаяния, после этого надежды больше не будет. 2 . Семь громов проговорили голосами своими 137 . Дух семи даров, предвозвестил через пророков все будущее и голосом Своим засвидетельствовал это миру. [Апостол] говорит, что он хотел было уже записать то, что говорили громы, то есть то, что в Ветхом Завете было неясно проповедано, однако ему было запрещено писать, но [велено] сохранить в тайне то, что он узнал. Поскольку он был апостолом, не подобало даровать благодать следующего чина  человеку первого чина, ибо время близко 138 . Апостолы победили неверие силами и предвозвещенными знамениями, и великими чудесами. А после них Церквам, уже утвержденным в вере, дано утешение в толковании пророческих писаний. Такие толкователи, названы пророками, так как апостол говорит: и иных поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями 139 , и так далее. Так же и в другом месте говорит: и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают 140 . И еще: всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову 141 . И так, когда [апостол] говорит: и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают, он имеет ввиду не то, что Кафолическое пророчество не слыхано и неизвестно, но уже проповедано. А остальные должны рассуждать о том, согласуется ли толкование со свидетельствами пророческого слова. И так ясно, что для Иоанна вооруженного более высокой Благодатью это не было необходимым, поскольку Церковь Христова украшается своими членами и должна соответствовать своему чину. 3 . Слова: И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее 142 обозначают заповедь запомнить то, что ему показано. Она в устах моих была сладка 143 , – означает то, что плод проповеди очень сладок для говорящего и для слушающих, но и для проповедника, и для держащихся заповедей, он является вместе с тем и очень горьким по причине страданий. Тебе надлежит опять проповедовать, то есть пророчествовать, о народах и племенах, и языках: так написано, потому что Иоанн, когда видел это находился на острове Патмос, осужденный императором Домицианом, на работы в рудниках. Именно там по всей видимости Иоанн записал Апокалипсис и будучи уже старцем он полагал, что после своего страдания сможет освободится. И действительно, после того, как Домициан был убит, все его приговоры были отменены и Иоанн был выпущен из рудников. И впоследствии он передал этот Апокалипсис, который принял от Господа. Это и значит надлежит опять проповедовать. Глава XI

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Естественно духам производить такой шум, не только духам святым, но и духам отверженным: естество тех и других – одно, естественные свойства – одни; различие в качествах происходит от святости одних и от решительного повреждения злобою других. Перемещение Ангела с места на место, занятие им определенного места, что дает понятие даже о естественной величине или росте духов, с особенною ясностию изображено в следующих местах Священного Писания. Архангел Гавриил, повествует евангелист Лука, явился во храме, во время всенародного богослужения, пророку Захарии и благовестил ему рождение Предтечи Господня; при этом явлении Архангел стоял одесную олтаря кадильнаго 137 . Тот же Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Пресвятой Деве Марии для возвещения Ей, что Она соделается Богоматерию. Он вошел в Ее жилище и, исполнив повеленное Богом, вышел от Нее 138 . По повествованию евангелиста Марка, жены-мироносицы, пришедши к гробовой пещере, в которой было положено тело Господа, увидели в ней юношу, одетого в белую одежду и сидевшего на правой стороне 139 ; то был Ангел. Об этом Ангеле евангелист Матфей говорит, что он, сошедши с неба, отвалил камень от входа в гробовую пещеру, и сидел на камне. Вид лица его был, как молния, и одежды его были белы, как снег 140 . Мария Магдалина, пришедши к гробовой пещере, наклонилась и посмотрела во внутренность пещеры; при этом она увидела двух Ангелов в белых ризах; Ангелы сидели в тесной гробовой пещере: один сидел у головы, другой у ног в том месте, где лежало тело Господа Иисуса 141 . – Способность к передвижению с места на место и к странствованию по разным местам имеют и демоны. Господь сказал о странствовании демона, скучающего об изгнании своем из человека, следующее: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и, пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших его, и, вшедши, живут там» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

129. Как следует понимать имена «Иисус», «Христос», «Сын Божий»? Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом , когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю. 130. Что означает имя «Иисус»? Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. Что означает имя «Христос»? Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа. 133. Кого ещё называли Помазанниками? Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей , первосвященников и пророков . 134. Почему Иисус, Сын Божий назван Помазанником? Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа. Таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. 135. Что означает имя «Господь»? Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог . Имя Господь есть одно из имён Божиих. 136. Как Священное Писание говорит о Божестве Иисуса Христа? Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). 137. Почему Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным? Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по «благодати» (см. Ин. 1:12 ). 138. Называет ли Священное Писание Иисуса Христа единородным? Священное Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава первая. Победа святоотеческого человека над грехом 1. Смерть греха в Крещении Каждый человек, погружаясь в священную купель таинства крещения, становится причастником смерти Христовой. Он крещается в смерть Христову, как об этом пишет христианам Рима апостол Павел в своем знаменитом послании: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху 136 . В таинстве Крещения, в трехкратном погружении в святую воду купели, наше ветхое грешное Я сораспинается со Христом и унаследованный от Адама грех умирает. Это значит, что грех умерщвляется, а крещеный верный избавляется от рабства греху. Получается, что этот верный больше не может грешить. Апостол Павел высказывается ясно и радикально: нам не быть уже рабами греху. Таким образом, мы не можем уже быть в рабстве у греха, поскольку тело греха 137 внутри нас мертво. Поэтому апостол Павел высказывает римлянам свое недоумение: мы умерли для греха, как же нам жить в нем? 138 Этот тезис апостола Павла был, конечно, принят отцами Церкви 139 . Однако христианам, особенно подвижникам пустыни, приходилось многократно убеждаться, что грех , умерщвленный в Крещении, продолжает угрожать верующему, а часто и торжествует над ним, как будто все еще имеющий над ним власть. Ведь таинство Крещения не избавляет от склонности ко греху. Наверное, по этой причине и апостол Петр счет нужным особо подчеркнуть: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить 140 . И апостол Павел советует римлянам: итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его 141 . И колоссянам он пишет: если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, учите? 142 Следовательно, если христианин принимает решение очиститься от тлетворных воздействий греха, то сила греха должна быть окончательно умерщвлена. Унаследованная склонность ко греху и произволение христианина – вот два фактора, которые определяют его отношения с умерщвленным грехом. В действие этих двух факторов вмешивается вдобавок и враг рода человеческого. Это может способствовать оживанию греха вплоть до того, что он снова воцаряется в человеческой душе. Это обстоятельство побуждает христианина – в условиях постоянной угрозы со стороны греха захватить власть над его духом, душой и телом – строить свою жизнь, беря пример со святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В то время положено было, чтобы каждый израильтянин жертвовал на храм в равном для всех размере. И бедные и богатые давали одну и ту же сумму в ознаменование того, что все люди равны перед Богом. Если бедный не имел денег, он обращался к богатому человеку. Тот подавал ему милостыню – таким образом и бедный и богатый одинаково жертвовали на храм Божий. Когда собиратели такой жертвы обратились к апостолу Петру, не даст ли ее и их Учитель, – тот ответил: «Да». Когда же он вошел в дом, Спаситель, прозрев его желание, сказал: Сыны царствия свободны. Но пойди на море, брось уду и, поймав первую рыбу, в ее устах найдешь монету стоимостью двух пожертвований на храм и отдашь им за Меня и за себя 135 . Апостол Петр сделал это и убедился, что Господь наш Иисус Христос является владыкой неба и земли, что он повелевает всей тварью, потому что произошло небывалое чудо: рыба не только была неожиданно быстро поймана, но еще и имела во рту золотую монету. Однако и это не все. Спаситель показал апостолам еще одну чудесную ловлю рыбы. Когда Он воскрес из мертвых, то совершил это для того, чтобы уверить учеников в том, что Тот, Кто явился им сейчас, действительно Учитель, а не подобный Ему человек. В тот день апостолы пошли ловить рыбу, видимо испытывая нужду в пище, поскольку теперь о них никто не заботился. С тех пор как они разлучились со Спасителем во время Его страданий, им приходилось самостоятельно думать о пропитании. Как и во время призвания их к служению, они опять ничего не смогли поймать. Спаситель явился им, но они не узнали Его. Господь сказал им: Закиньте сеть с правой стороны лодки 136 , и они сделали это. Вновь рыбы было так много, что апостолы не смогли втащить ее на борт. Они волокли ее в воде до берега, и только там им удалось вытащить ее на землю. Больших рыб было сто пятьдесят три 137 , то есть очень много. Апостол Иоанн Богослов отмечает, что при такой нагруженности не порвалась сеть 138 . Для нас это ничего не значащее замечание, но для рыбака оно значит очень много, потому что чудо состояло не только в том, что рыба была поймана, но и в том, что она не прорвала сеть, – вероятно, косяк сам следовал по ходу движения лодки, в ту сторону, куда тянули улов рыбаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Во всех столкновениях народа обетования с другими народами, произносятся приговоры пророками против язычников, которые представляют собою царство мира сего, борющееся против царства Божия на земле. И среди Израиля „остаток“, имеющий спастися представлял собою царствие Божие, против которого восставала растленная часть населения. Но везде пророки говорят, что этот оазис царства Божия, лежащий посреди песков степи, которые силятся засыпать его, никогда не погибнет. Мир с его распущенностью и растлением, делающий человека рабом своих похотей, не одолеет царства Божия, которое освобождает человека от рабства и дарует ему свободу духа: свободу возноситься мыслию выше земли и плоти 137 , к вечности и бесконечности, ибо там его жилище, туда зовет его Всемогущий. В этом еще смысле, кроме прямого исторического значения надо читать и заключительные слова пророчества Исаии об удалении Сеннахерима: „Посему, так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида раба Моего“ ( 4Цар. 19:32–34 ). Город охраняется Господом, потому что в это время город достоин был охранения, потому что он представлял собою царствие Божие на земле. Господь охраняет город ради славы Имени Своего, ибо в этой славе лежит счастие человечества. Когда мы молимся: „да святится Имя Твое“, то мы молимся о своем счастии, ибо позор и несчастие там, где человек забыл словословить и мыслию и словом и делом Творца своего. Господь хранит еще город и Езекию с его родом, потому что в роде этом Он повелел ожидать Царя вечного Мессию, Христа Спасителя. Несколько позже род этот уведен был в плен и там сохранил его Господь, а город по беззакониям своим, осквернившим место, где был храм Господень, предан был в руки врагов; но когда плен Вавилонский очистил массу народа от идолопоклонства, и когда во время Господу Богу известное остатку, этому зерну будущего,-позволено было снова вернуться в землю обетования и возвести вновь храм Всевышнему, то с ним отпущен был и представитель рода Давидова Зоровавель, которого потомки, закрытые от взора пытливой толпы завесой тихой, скромной и бедной жизни, – были родителями и пречистой Девы матери Господа нашего Иисуса Христа, и древодела Иосифа, удостоившагося быть названным отцом на земле воплощенного Бога Слова 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010