136 В евр. букв. «Сказал Яхве господину моему...». Давид мог назвать Соломона своим господином по причине большего, как он ожидал, распространения его власти. Но, как отец Соломона, он сам является его господином. На этой двусмысленности построен аргумент Господа в споре с фарисеями: «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» ( Мф.22:4145 ). 137 Стих, неясный как в евр. оригинале, так и в греч. переводе. Вариант перевода с евр.: «В день, когда ты будешь созывать войско свое, народ твой охотно явится к тебе у великолепного святилища; и тогда, как роса из чрева утра, вернется к тебе юность твоя». 138 «Из потока при пути будет пить» – вероятно, это было особым жестом победителя, который пьет воду бесплатно, где пожелает, что означало власть над покоренной землей. 143 Из всех псалмов этот псалом отличается как самым большим объемом, так и самой искусной композицией: он состоит из 22 восьмистиший по числу букв еврейского алфавита, при этом каждый стих восьмистишия начинается с одной и той же буквы. Кроме того, каждое восьмистишие часто разбивается на четыре двустишия. В этот порядок иногда вносится разнообразие, как, например, четверостишие в стихах 141144, где параллелизм виден «через строку»: Я презрен и ничтожен, но уставов Твоих не забываю. Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. Скорбь и нужда постигли меня, но мысли мои – о заповедях Твоих. Праведность повелений Твоих вечна; вразуми меня, и буду жить. Часто одна строка представляет собой двустишие, как, например, в стихах 149150: По милости Твоей, Господи, услышь голос мой; по правосудию Твоему даруй мне жизнь. Приблизились неправедно преследующие меня. Как далеки они от закона Твоего! Весь псалом посвящен Закону Господню, о нем говорится в каждом стихе, при этом он называется разными словами: «закон», «повеления», «заповедь», «слово», (под которым часто подразумевается обещание милости), «суд», «определение», «верность» Господня завету со Своим народом и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

на слово Твоё уповаю.  115 Удалитесь от меня, злодеи, ибо я вникаю в заповеди Бога моего. 116 Вступись за меня по слову Твоему и даруй мне жизнь, не постыди меня в надежде моей! 117 Помоги мне, и спасусь, и буду размышлять об уставах Твоих непрестанно. 118 Ты отвергаешь всех отступающих от уставов Твоих за лживость ухищрений их. 119 Словно изгарь, 151 Ты снимаешь с земли всех нечестивых, а я люблю повеления Твои. 120 Трепещет от страха Твоего плоть моя, благоговеет пред судами Твоими. 121 По справедливости и правде поступал я, не отдавай меня гонителям моим! 122 Поручись рабу Твоему в благоденствии, не дай гордым притеснять меня! 123 Потускнели глаза мои, ожидая спасения Твоего и справедливого приговора Твоего. 124 Поступи с рабом Твоим по милости Твоей и уставам Твоим научи меня. 125 Я – раб Твой; вразуми меня, чтобы познать мне повеления Твои! 126 Время Господу действовать: нарушается закон Твой! 127 Заповеди Твои для меня дороже золота, драгоценнее золота чистого. 128 Все заповеди Твои, [все] считаю верными, а всякий путь лжи ненавижу. 129 Дивны повеления Твои, потому соблюдает их душа моя. 130 Откровение слов Твоих просвещает и вразумляет простых. 131 Раскрываю уста мои и задыхаюсь, ибо заповедей Твоих жажду. Слава  132 Посмотри на меня и помилуй меня, по суду Твоему к любящим имя Твоё! 133 Направь стопы мои по слову Твоему, не дай овладеть мной никакому беззаконию. 134 Избавь меня от угнетения людей, и я буду исполнять заповеди Твои. 135 Да осияет лицо Твоё раба Твоего, научи меня уставам Твоим! 136 Потоки слёз текут из глаз моих, ибо не соблюдается закон Твой. 137 Праведен Ты, Господи, и справедлив суд Твой! 138 Повеления, которые Ты заповедал, – праведность и совершенная истина. 139 Сжигает меня ревность о Тебе, ибо враги мои забыли о словах Твоих. 140 Слово Твоё – как переплавленное серебро, 152 и раб Твой любит его. 141 Я презрен и ничтожен, но уставов Твоих не забываю. 142 Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143 Скорбь и нужда постигли меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Как же именно Он просит масло и мед у каждого из нас – [этому] слово научит. Наши сладостные труды, наши приятнейшие и полезные беседы – это мед, который вкушает Еммануил, который есть Тот, Кто рожден от Девы. Поистине, если беседы наши полны горечи, гнева, наглости, уныния, сквернословия, пороков, словопрения, то во рту моем появляется яд, и Спаситель не питается этими речами. Но Спаситель вкушает от речей, присущих людям, если их речи станут медом. Подтвердим это из Писаний. «Се, стою у двери и стучу: если кто отворит Мне дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» 134 . Итак, Он Сам обещает, что Он будет нашим сотрапезником, но верно то, что и мы с Ним будем вкушать, если вкусим Его. Ведь Вкушающий от наших благих речей, дел и разумения будет в Свою очередь питать нас Своими духовными яствами, божественными и лучшими. Оттого, что благо есть принимать Спасителя открытыми главными вратами сердца нашего, приготовим Ему мед и всю Его трапезу, дабы Он нас привел к великой трапезе Отца в Царстве Небесном, которое во Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков. Аминь 135 . Гомилия третья. О семи женщинах [И возьмутся семь женщин за одного мужчину и скажут: свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться, только именем твоим пусть будем называться, сними с нас позор 136 . И выйдет Отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня его произойдет. И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Исполнит Его Дух страха Божия 137 ] I. Семь женщин терпят позор и обступают, с просьбой о замужестве, того, кто способен снять с них позор. Эти семь жен обещают, что они будут есть свой хлеб и одеваться в свою одежду. Они нуждаются не в его хлебе, а в его имени, которое может снять с них позор 138 . Они не нуждаются в одежде человека, на которого притязают. У них больше одежды, чем может предоставить им [этот] человек. Их пища изысканнее той, которую может позволить себе человеческая природа. Итак, достойно выяснения, кому принадлежат эти семь жен и в чем состоит их позор.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. 51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. 52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Лк. 18:35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет. 38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. 40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: 41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. 137. Обращение Закхея 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты Мф. 25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтобы утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших в нас нет, как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это в частности плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это святой Апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание 133 . Вот, брат и сестра какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу, ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая хорошо, приноси плоды и впредь, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: Тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода во век. И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы;· вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо 134 . Слова эти – истинны и ясны, как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут 135 . Итак, брат и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Владыке живота твоего плоды добрых дел, и главное, имеешь ли царицу добродетелей – любовь, – горячую любовь к твоему Создателю и любовь к ближнему, как к себе? Хочешь знать, какими делами оказывает себя любовь? Ответит тебе за меня святой апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Любовь так необходима для христианина, что если он говорит на всех языках человеческих и ангельских, а любви не имеет; то он как медь звенящая, при всем своем краснословии и многословии, или как кимвал звучащий. Если он имеет дар пророчества и знает все тайны и смысл всех писаний и даже, что всего удивительнее, если он имеет всю веру, так что от его слов будут переходить с места на место горы, а любви не имеет; то он ничто: напрасны все его познания, все труды без любви 136 . Почему так необходима нам любовь? Потому что Сам Бог есть любовь 137 , а мы по образу Его сотворены, и в человеке-христианине Бог пребывает. Или не весте, яко Христос в вас; разве точию  чим неискусни есте 138 . Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас 139 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пс.118:132 .   Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. «Призри на мя и помилуй мя по суду любящих имя Твое». Пророк умоляет о том, чтобы сподобиться ему Божия благоволения; но не просто, а как обычно Тебе, говорит он Богу, оказывать милость любящим Тебя. Ибо сие выразил словами: «по суду любящих имя Твое», то есть, умоляю и о мне дать то же что и о них, определение. Пс.118:133 .   Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию. «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие». Ибо когда и мы привносим свое усердие, и Бог подает помощь и направляет наше шествие; тогда владычество греха не имеет места. Пс.118:134 .   Избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои. «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». И владыко Христос тех, кого поносят и на кого клевещут, назвал достойными соревнования и блаженными; однакоже повелел и молиться, чтобы «не внити в напасть». Посему согласна с евангельскими законами и сия молитва Пророка. Пс.118:135 .   Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим. «Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим». Божество безплотно, просто и не сложно. Но божественное писание выражается о Нем телесно и чувственно, соразмеряя слова с естеством человеческим. Поэтому под явлением лица Божия разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ. Пс.118:136 .   Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего. «Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего». И это закон апостольский; ибо сказано: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» ( 1Кор. 12, 26 ). Посему Пророк стремится к евангельскому совершенству, оплакивая беззаконие других. «Исходищами же водными» назвал он множество слез, и говорит: потоками проливал я слезы, смотря на беззакония человеческия. Пс.118:137 .   Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Пс.118:138 .   Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Поэтому-то между нами и Богом стоит эта телесная мгла, как в древности облако между египтянами и евреями. Очевидно, что это означает тот мрак, который Он «сделал покровом Своим» ( Пс.17:12 ), то есть нашу телесность, через которую видят немногие и немного» 137 . Слова «двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их» нуждаются в разъяснении. Существует древняя еврейская притча, толкующая данный текст: «Притча, чему это подобно: отец шёл по дороге и вёл своего сына впереди себя. Когда пришли разбойники, чтобы захватить его, шедшего впереди, он взял и поместил его позади себя; когда сзади пришёл волк, он взял его и поместил впереди себя; когда разбойники пришли спереди, а волк сзади, он взял его к себе на руки; когда сын начал страдать от солнца, отец покрыл его одеждою своею; когда он взалкал, отец накормил его, а когда возжаждал, напоил его» 138 . И далее мы читаем: Исх.14:21 . «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды». «Моисей все совершал с молитвой и как слуга, а Христос – с сознанием власти. Там (то есть во дни Моисея, – О. С.) вода расступилась от напора ветра, так, что можно было перейти по суше; здесь же (во дни Христа, – О. С.) было большое чудо: море оставалось в своем естественном состоянии и таким образом носило Владыку на своем хребте (когда Господь Иисус Христос ходил по водам, – О. С.), подтверждая изречение: «Он ходит по высотам моря ( Иов.9:8 )»» 139 . Исх.14:22 . «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». «Как считает божественный Павел, и сам народ, прошедший Чермное море, благовестил спасение из воды. Перешел народ, а царь Египетский с войском утонул, и чрез эти действия пророчествовалась тайна. И ныне, когда народ погрузился в воду пакибытия (то есть в воду Крещения, – О. С.), спасаясь из Египта – тяжкого греха, сам народ освобождается и спасается, дьявол же со своими приспешниками (я имею ввиду злых духов зла) захлебывается в печали и гибнет, считая спасение людей своим несчастьем» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

128 Поэтому ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. 129 Чудесны свидетельства Твои, поэтому углублялась в них душа моя. 130 Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев. 131 Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал. 132 Призри на меня и помилуй меня, по суду любящих имя Твоё. 133 Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. 135 Лицо Твоё просвети на раба Твоего и научи меня оправданиям Твоим. 136 Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего. 137 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. 138 В свидетельствах Твоих Ты заповедал правду и совершенную истину. 139 Растопила меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои. 140 Слово Твоё весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его. 141 Молод я и унижен, оправданий Твоих не забыл. 142 Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина. 143 Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои – утешение моё. 144 Свидетельства Твои – правда во век: вразуми меня и жив буду. 145 Я воззвал всем сердцем моим: услышь меня, Господи! Оправдания Твои взыщу. 146 Я воззвал к Тебе: спаси меня! И сохраню свидетельства Твои. 147 Предварял я безвременно и взывал, на слова Твои надеялся. 148 Предваряли глаза мои утро, чтобы поучаться словам Твоим. 149 Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня. 150 Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились. 151 Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина. 152 От начала я узнал из свидетельств Твоих, что Ты утвердил их на век. 153 Воззри на унижение моё и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. 154 Суди суд мой и избавь меня, ради слова Твоего оживи меня. 155 Далеко от грешников спасение, ибо оправданий Твоих они не взыскали. 156 Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему оживи меня. 157 Много у меня гонителей и притеснителей, но от свидетельств Твоих я не уклонился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

7 Припомни, Господи, сынам Едомским, в день Иерусалима говорившим: " Опустошайте, опустошайте его до основания! " 8 Дочь Вавилона несчастная! Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твоё за то, что сделала ты нам. 9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень.    Псалом 137 Псалом Давида. Аггея и Захарии. 1 Исповедаюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелами воспою Тебе, (ибо Ты услышал все слова уст моих). 2 Поклонюсь храму святому Твоему и исповедаю имя Твоё, за милость Твою и истину Твою, ибо Ты возвеличил над всем имя Твоё святое. 3 Когда я призову Тебя, скоро услышь меня: силою Твоею умножь попечение обо мне, о душе моей. 4 Да исповедают Тебя, Господи, все цари земли, ибо они услышали все слова уст Твоих, 5 и да воспоют в путях Господа, ибо велика слава Господа. 6 Ибо высок Господь и на смиренное взирает и высокое издали знает. 7 Если я пойду среди скорби, Ты даруешь мне жизнь: на гневных врагов моих Ты простер руку Твою, и спасла меня десница Твоя. 8 Господь воздаст за меня; Господи, милость Твоя во век, дел рук Твоих не презирай.    Псалом 138 В конец. Давида. Псалом Захарии, в разсеянии. 1 Господи, Ты испытал меня и узнал меня: Ты узнал, когда я сажусь и встаю. 2 Ты издали уразумел помыслы мои. 3 Стезю мою и вервь мою Ты изследовал, и все пути мои Ты предвидел, 4 Ты, Господи, узнал, что нет ловушки на языке моем: 5 всё последнее и первое. Ты создал меня и положил на меня руку Твою. 6 Дивно ведение Твоё для меня: пересиливает! Не могу к нему. 7 Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? 8 Взойду ли на небо – Ты там, сойду ли в ад – Ты там пребываешь. 9 Если возьму крылья мои рано и поселюсь на краю моря, 10 то и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. 11 И сказал я: " Может быть, тьма затопчет меня? " Но и ночь – свет в услаждении моем. 12 Ибо тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма её, таков и свет её. 13 Ибо Ты стяжал внутренности мои, воспринял меня от чрева матери моей. 14 Буду исповедовать Тебя, ибо Ты явился страшно дивным: чудны дела Твои, и душа моя знает близко.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(130) Откровение слов Твоих просветляет, вразумляет простаков. (131) Уста свои разверзаю и глотаю (слова Торы), потому что заповедей Твоих жажду я. (132) Обратись ко мне и помилуй меня – по праву любящих имя Твое. (133) Шаги мои утверди словом Твоим и не дай нечестию властвовать надо мной. (134) Избавь меня от притеснения человеческого, и хранить буду повеления Твои. (135) Лицом Твоим освети раба Твоего и научи меня законам Твоим. (136) Потоки вод исторгают глаза мои, за то, что не хранили они Тору Твою. (137) Праведен Ты, Г-споди, и справедливы законы Твои. (138) Установления Твои, которые заповедал Ты, справедливы и верны совершенно. (139) Изнурило меня рвение мое, потому что забыли слова Твои притеснители мои. (140) Очень чисто слово Твое, и раб Твой любит его. (141) Мал я и презрен, (но) повелений Твоих не забыл. (142) Справедливость Твоя – справедливость вечная, и Тора Твоя – истина. (143) Беда и нужда настигли меня, (но) заповеди Твои – отрада моя. (144) Справедливость установлений Твоих " вечна – вразуми меня, и я буду жив! (145) Воззвал я всем сердцем – ответь мне, Г-споди, хранить буду законы Твои. (146) Призвал я Тебя – помоги мне, и хранить буду заповеди Твои. (147) Рано, во тьме, встал я и возопил, на слово Твое уповал я. (148) Опередили глаза мои утреннюю стражу, чтобы размышлять (мне) о слове Твоем. (149) Голос мой услышь по милости Твоей, Г-споди, по суду Твоему оживи меня. (150) Приближаются стремящиеся к лукавству; от Торы Твоей удалились они. (151) Близок Ты, Г-споди, и все заповеди Твои – истина. (152) Издавна знал я из заповедей Твоих, что навеки Ты основал их. (153) Взгляни на страдание мое и избавь меня, ибо Тору Твою не забыл я. (154) Заступись (за меня) в распре моей и искупи меня, по слову Твоему оживи меня. (155) Далеко от нечестивых спасение, ибо законов Твоих не искали они. (156) Велико милосердие Твое, Г-споди, по обычаю Твоему оживи меня. (157) Многочисленны гонители мои и притеснители мои, (но) от заповедей Твоих не уклонился я. (158) Видел я вероломных и ссорился (с ними), (потому) что не хранили они слова Твоего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010