Однако, с другой стороны, тот же князь Святополк, с целью эксплуатировать народное бедствие, позволяет ограбить инока Прохора, а также заточает игумена Иоанна в Туров (Сл. о пр. Прох., 125 об.–126); кн. Мстислав Святополкович подвергает пыткам ни в чем неповинного инока Феодора (Сл. о Ф. и В., 138), а упоминаемый выше Ростислав, по дороге на богомолье в Печерский монастырь, не только позволяет своей свите «роугатис» над пр. Григорием, но, недовольный его предсказаниями, даже «повел свзати емоу руц и ноз. и камень на выю его бсити и воврещи в водоу». (Сл. о пр. Григ., 114). Последний факт особенно характерен для религиозно–нравственного состояния тогдашнего русского общества. Как на проявление религиозного скептицизма, можно указать на то, что боярин Василий не верит во св. мощи: «чт ради домъ мой оставихъ, – рассуждает он, получивши от Георгия Симоновича поручение «ковати ракоу прибнаго ца нашего федосїа, – и ког ради поуть сїи гркїи шествоую. кого ли паки чть прїимоу къ есмь не посланъ. ни ко ином велможи. чт рекоу и что възлю ко оно корьст камено. и кто ми дасть вт. кто ли не посмеетс моемоу безоумному приходоу. сїа же глаше к соущимъ с ним. і ина множаишаа сихъ»... (Сл. о поков. р., л. 70 об.). Многие также не хотят верить в истинность тех чудес, какие, по молитвам пр. Антония и Феодосия, творил инок Феодор: «се же иноврнымъ неврно мнитс величества ради чюдеси».. (Сл. о пр. Ф. и В., л. 137) 523 . Сказанного нами, думается, вполне достаточно для иллюстрации той нашей основной мысли, что Киево–Печерский Патерик – далеко не безразличный исторический источник, – и игнорирование его со стороны историка древней Руси может иметь лишь отрицательный результат. Несколько дополнений к «Исследованию о Киево–Печерском Патерике». В некоторых списках Печерского Патерика (напр. в рукоп. Каз. д. Ак. 917 (807) и Моск. д. Акад. 215) Симон называется епископом Владимирским «волыньскыа земл»: между Владимирскими епископами на Волыни известен св. Симеон, но он был рукоположен в 1123 г., а скончался в 1136. (Девятисотлетие православия на Волыни. Житом. 1892. Ч. I, 26; Н. И. Теодорович . Гор. Владимир Волынск. губ. в связи с историей Волынск, иерархии. Поч. 1893. 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Часть 2 Гимн 17 О том, что те, которые уже здесь через причастие Святого Духа соединились с Богом, будут и после смерти пребывать с ним. С теми же, которые не таковы, произойдет противоположное (42:14) 134 Начало жизни для меня – конец, Кончина жизни для меня – начало, Не знаю я, откуда прихожу, Где нахожусь, куда пойду – не знаю. Я, как земля, рождаюсь от земли 135 , Как прах от праха 136 , будучи, конечно, От тленья – тленным и всецело смертным. Немного дней живу я на земле И умираю – ухожу из жизни В иную жизнь. Я оставляю тело, Но знаю, что оно воскреснет вновь 137 И будет жить во веки, бесконечно. Мой Боже! На меня теперь взгляни И сжалься надо мною и помилуй. Вот, силы уж оставили меня, Приблизился я к старости и смерти. Идет князь мира, чтобы испытать Дела мои дурные и пороки. Предстали палачи – схватить хотят Они мою истерзанную душу И в бездны ада за собой увлечь. Так поспеши, всемилостивый Боже, Благоутробный, сжалься надо мною, Грехов моих теперь не вспоминай И не оставь меня. Не дай погибнуть От рук врага, который ежечасно Мне угрожает, скрежеща зубами И говоря: “На что ты уповаешь? Не избежать тебе моих сетей! Ты раньше презирал мои законы И за Христом старался ты идти, Теперь же ты в моих руках, ничтожный, И от меня теперь ты не уйдешь: Не выпущу из рук мою добычу! Адама с Евой выгнал я из рая 138 , Я сделал Каина братоубийцей 139 , Я многих обманул и обольстил, Ввел в заблужденье, соблазнил на грех – И род людской погиб в волнах потопа 140 . Царя Давида хитро я увлек К прелюбодейству, а затем к убийству 141 . И всем святым я объявил войну, И многих погубил и уничтожил. Так ты ли, жалкий, думаешь спастись От рук моих и избежать расправы?“ Владыко, Судия, Творец и Бог, Души и тела моего Создатель! Когда такие слышу я слова, Я трепещу, дрожу и ужасаюсь. Я горько плачу пред Тобой, Христе, А он, злодей, опять меня пугает: “Ты не постишься, не творишь поклонов, Не совершаешь ты ночные бденья, Не молишься и не несешь трудов, Которые ты в молодости начал. За это разлучу тебя с Христом,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Дал бы кож до вся своя за плод силный тако, но обрести во мире возможно никако. Не ищите, братие, таковаго плода, токмо бо райска име онаго порода. Обаче не плачите, лучший нам дадеся, иже аггелом с неба на землю снесеся И всем верным без цены во Церкви дается, кто токмо о гресех си истинно кается. Той есть Евхаристиа пребожественная, тело Христово и кровь 133 душеспасенная. Сия ядый и пияй душу исправляет, еже жити безсмертно, ону 134 утвержает. Елма 135 бо 136 душа нечто в себе ослабится 137 , вкусивши 138 сего плода, паки устрабится. Блажени 139 убо есмы, сидев плод имуще, им же оживляемся, достойне ядуще. Велика милость убо 140 Бога превелика, яко сидев дар да де ради человека, За нь же благодарствие мы должни творити, на всяко время и час Господа славити. 2 Егда глад человеку телесный стужает, той трапеза пищная скоро утоляет. На стужание паки душегубных страстей да де нам Бог трапезу 141 божественных сластей, Тело и кровь Христову, та бо укрощают стужатели лютыя и уму смиряют. 3 В Евхаристии чюдеса премнога содеваются в силе 142 Христа Бога. В 143 черте времене чрез едино слово хлеб вращается во тело Христово И вино во 144 кровь Его божественну, общающимся душевно спасенну. Случаи 145 хлеба и вина остают, кроме подлога дивне пребывают. С 146 количеством Си Христос пребывает 147 в агнце священном, ум се превыжшает. Еще 148 же, аще агнец 149 раздробится на части, Христос в части не делится, Но весь в коейждо цело 150 пребывает 151 , и всего Христа причастник снедает. Яко же цело 152 мнози слышат слово, тако все тело вси ядят Христово, А не по частем, всего бо дал Себе кому ж до от нас в сем священном хлебе. Егда 153 же агнца жрец дробит, снедает, Христос без страсти телом пребывает. Оле чюдодейств! Кто может сказати? Но сице веру требе есть держати. 4 Тело Христово и кровь пресвятая творит изводства зело различная 154 . Злым в суд есть и в смерть, благим в спасение, един хлеб двое деет строение, Живит и мертвит. Ты же не чюдися, но в естественных точным присмотрися.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Не обрете жилища, достойнаго Себе. по путем 131 странствовати Оней бяше требе. Тем же и глаголаше: Лисом суть язвины. птицам 132 гнезда небесным, в них же родят сыны. Сын же человеческий, низшедый в мир жити, не имать, иде 133 же бы главу приклонити. Се же бысть 134 , яко правды мир лестный 135 не любит. правдоглаголивыя 136 мужы скоро губит. С небесе правда – Христос, мир И не любяше, извлек из Сион града, на кресте распяше. Тако днесь правда словес и дел и сгонится 137 . от всяких чинов людей изгнанна 138 влачится. В дворы некогда господ великих вхож дате. ту абие в темницу воверженна бяше. 374 Искуство того прият Михей божественный 139 . Ахаву правду рекший, в узы воверженный. И Предитеча Спасов, правду глаголавый 140 . во темницу всадися и лишися главы. Прииде та к дворяном. но всуе трудися, ибо в них ласкателство с притворством вселися, С нима же она невесть купно пребывати, яко же агнец с волки не может играти. Посем к деющым купли людем прихождаше, гнезда себе покойна в сердцех 141 их искаше. Но ту прелесть со лжею на ню обострися. к тому клятва смертная. Правда удалися И к законоискусным, к судиям 142 толцаше, златая и сребрняя 143 ту страж не впущаше. Виде же издалеча 144 , яко вся вращает, злато, яко же 145 хощет, закон изменяет. Возсетовавши зело, иде ко гражданом и ко землю тяжущым безхитрым селяном. Но и между онеми недолго живяше, ибо кождо пожитков прелестно искаше. Наконец 146 , обруга мир. к духовным пустися, в учителех и отцех духовных вселися. Ту мало время почи, а внегда узрети 147 , дерзновения 148 должна и сих не имети. Паче же молчанием злобы покрывати, яже им подобаше остро обличати. Потщася и от онех странство восприяти и во царства 149 небесна 150 страну 151 возлетати. Тем же Христос изволи древле увещати царствия небеснаго и правды искати. Аки бы реши Ему: Правды гнездо в небе. в царстве небесном правды искати есть 152 требе. 2 Монах некто ревности к Богу исполнися. еже мучен за Нь быти. зело устремися, И тече к агарянску солтану злочтиву веру проповедати всеблагочестиву.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

  7Припомни, Господи, сынам Эдома тот день Иерусалима, когда они со злобой говорили: «Снести его! Стереть его с лица земли!» Благословен да будет тот, кто воздаст тебе тем же, что сделала ты нам! 9Благословен да будет тот,   ПСАЛОМ 138 (137) Псалом Давида   От всего сердца благодарю Тебя, Господи, 2 Склоняюсь я перед святым Храмом Твоим и с благодарностью имя Твое прославляю 3В тот же день, как воззвал я к Тебе, ответил Ты мне, ободрил меня и силу душе моей дал. 4Да возблагодарят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова из уст Твоих! 5Да воспоют они о дивных путях Господних, ибо слава Господа велика! 6Как ни высоко Господь, а смиренного Он видит и гордеца издали узнаёт.   7Когда хожу я среди опасностей, жизнь мою Ты оберегаешь, какой бы сильной ни была ярость врагов моих. Ты руку Свою простираешь, 8 Верю, исполнит Господь мне обещанное. Вечна, Господь, любовь Твоя неизменная! Не предай забвению дело рук Твоих.   ПСАЛОМ 139 (138) Руководителю хора Псалом Давида   Ты испытал меня, Господи, и знаешь меня. 2Знаешь Ты, когда сажусь я и когда встаю, 3 Иду ли я, отдыхаю ли — всё это у Тебя как на ладони, и Ты хорошо знаешь обо всех путях моих. 4 Слово еще не слетело с языка моего, как оно уже, Господи, Тебе ведомо. 5Спереди и сзади Ты оградил меня и руку Свою на меня возложил. 6Удивительно знание Твое – выше оно моего понимания, не постичь его мне.   7Куда уйду от Духа Твоего? От присутствия Твоего куда укроюсь? 8Взойду ли на небо — Ты там; 9Полечу ль на восток я на крыльях зари, 10и там Ты будешь вести меня и поддерживать правой рукою Своей. 11 Если бы даже сказал я: «Тьма пусть сокроет меня, вместо света пусть ночь окружит», 12но и тьма не темна для Тебя, и ночь так же светла, как и день: сама тьма светом была бы Тебе.   13Всё, что есть во мне, — это Ты создал, соткал меня во чреве матери моей. 14 Славлю Тебя за то, что я так удивительно, так превосходно создан. Дела Твои дивны, и душа моя хорошо это знает. 15Не были сокрыты от Тебя кости мои, когда втайне я был созидаем,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма шестая 1 137 Псалом Давида, в воспоминание о субботе, 37. 2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем! 3 138 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и наложил Ты на меня руку Твою. 4 Нет исцеления телу моему от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих. 5 Ибо мои беззакония превысили голову мою, словно бремя тяжкое, отяготели на мне. 6 139 Смердят и гноятся раны мои от безумия моего. 7 Пострадал я и согнулся до земли, сетуя, весь день ходил; 8 Ибо за грехи мои подвергся я поруганию, и нет исцеления телу моему. 9 Испытал я злое и смирился глубоко, вопил в терзаниях сердца моего. 10 Господи, пред Тобою все желания мои, и воздыхания мои от Тебя не утаятся. 11 Сердце мое в смятении, оставила меня сила моя, свет очей моих, и тот я утратил. 12 Друзья мои и родичи мои приблизились ко мне со враждою, и оставили меня; 13 И ближние от меня отдалились, и враги стремились погубить меня, желающие мне зла говорили суетное и в лукавстве всяк день изощрялись. 14 А я, как глухой, не слышал и, как немой, не отверзал уст своих; 15 И был, как человек, что не слышит и не имеет в устах своих возражения. 16 Ибо на Тебя, Господи, я уповаю, и Ты услышишь меня, Господи Боже мой. 17 Сказал я: «Да не порадуются враги мои!», ибо когда поколебались стопы мои, они надо мной превозносились. 18 Но я принять раны готов, и болезнь моя всегда предо мною. 19 Беззаконие мое поведаю всем и помышлять буду о грехе моем. 20 А враги мои живы и стали крепче меня, и умножились ненавидящие меня неправедно. 21 Воздающие мне злом за добро оболгали меня, ибо я стремился к благому. 22 Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня! 23 Приди на помощь мне, Господь, спасающий меня! 1 147 В конец, Идифуму. Песнь Давида, 38. 2 Сказал я: «Буду хранить в чистоте пути мои, дабы не согрешать мне языком моим». Положил я запрет устам моим, доколе стоит грешник предо мною. 3 Онемел я, смирился, умолк, утратив блага, и снова скорбь овладела мной. 4 Воспылало сердце мое во мне, и огонь разгорелся в размышлении моем. Говорил я языком моим:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 8 «Послал их по два по подобию Своему» (ср. Мф.10:5 , Лк.10:1 ), то есть как Сам безвозмездно проповедовал, так пусть и они делают по слову Его: «даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), чтобы оказаться Его подражателями. Далее, послал их (для того), чтобы они проповедовали истину, совершали чудеса и терпели бедствия, как и Сам Он делал, и, таким образом, знали бы, что Он отобразился в них, как бы (в Своем) отпечатке. «На путь к язычникам не ходите» ( Мф.10:5 ), – то же самое, что затем говорит: «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ). Когда же последние не приняли их, апостолы сказали им: «отселе мы обращаемся к язычникам» (ср. Деян.13:46 ). «Итак, вот Я посылаю вас, как овец среди волков» (ср. Мф.10:16 ), – так сказал, дабы научить их, что пока Пастырь с ними, (до тех пор) ничто не может повредить им. И чтобы укрепить их, говорит: «кто... вас примет, ...Меня примет» (ср. Мф.10:40 ). «Не берите..., – говорит, – золота» ( Мф.10:9 ), – чтобы среди вас не оказалось Иуды и того, что лишило Ахана жизни ( Нав.7:1–26 ), покрыло Гиезия проказой ( 4Цар.5:1–27 ) и весь народ совратило в пустыне ( Исх.32:1–7 ). И серебро запретил им и удалил (от них), чтобы кто-нибудь не почел их за торговцев, а не за проповедников. И сказал: «посоха» ( Мк.6:8 ), – то есть в знак власти и смирения, " ни жезла» ( Мф.10:10 ), – потому что они пошли пасти не стадо необузданное, как некогда Моисей. Но заметь и то, что Моисей, когда стадо стало жестоковыйно поступать с пастырем своим, оставив жезл, взялся за меч ( Исх.32:25–28 ); а так как это стадо 136 жительствовало в мире, то сказал вместо жезла взять посох. Далее, не сказал: «сапог» ( Мф.10:10 ), ибо если б они их носили, то всеми были бы отвергнуты, а сандалии ( Мк.6:9 ), чтобы таким образом они могли бы получать награду за свои наставления. Но хотя они были из простого народа, однако возвысил их и уподобил Моисею, который носил с собой кости праведника 137 , а они принимали и имели с собой Тело, оправдывающее все тела 138 . И если Моисей тремя именами дома Авраамова 139 примирил Бога с потомками, нарушившими закон, то насколько более они тремя именами Божества очистят всех людей, составляющих семью Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Псалом 148 Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147 ). 1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его». Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» ( Иов.38:6–7 ). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). «Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным! 7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

От царствования первых двух императоров Тиверия (14–37) и Кая Калигулы (37–41) история сохранила мало свидетельств об их отношении к Христовой Церкви. Так церковный историк IV столетия ЕвсевийПамфил (†340) повествует, что после донесения Пилата императору Тиверию «о воскресении из мертвых Спасителя нашего Иисуса Христа ... и о других Его чудесах», император Тиверий был настолько поражен Божественным Ликом Спасителя, что пожелал причислить Его к римским богам (а это вело к признанию христианства дозволенным). Хотя сенат и отверг его предложение, император остался при своем «мнении и не умышлял никакого зла против учения Христова» 137 . Первым гонителем Христовой Церкви был император Клавдий (41–54). При нем христиане подверглись преследованию совместно и в смешении с иудеями. Гонение это состояло в том, что император, в целях установления общественного порядка, в 41 г. запретил иудеям религиозные собрания в Риме, а в 44 г. по поводу их ожесточенного спора с христианами «по почину Хреста, выгнал из Рима» 138 . В обоих случаях дело коснулось и христиан. Приведенные факты ясно показывают, что правительство в данную пору не отличало христиан от иудеев и относилось к ним как к дозволенной иудейской религии, преследуя не за религиозные убеждения, а за нарушение спокойствия. В обвинениях, направленных иудеями против первых проповедников Евангелия, правительство видело только касающиеся их закона споры и рассуждения, до которых нет никакого дела гражданской власти, и не видело в лице проповедников никакой вины, достойной смерти или оков ( Деян.24, 25:18–19, 26:31 ). «Иудеи! – говорит проконсул Галлион обвинителям св. ап. Павла, – если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища» ( Деян.18:14–16 ). «Нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков», – пишет в своем письме по делу ап. Павла иерусалимский тысяченачальник Клавдий Лисий правителю Феликсу ( Деян. 23:25–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мен я оправдания м Твоим " ( Пс.118:135 ). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел ( Евр.1:3 ). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. " Источники вод... извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс.118:136 ). И это – закон апостольский, потому что «страдает ли один член, – говорит – апостол, страдают с ним все члены» ( 1Кор.12:26 ). Зна­чит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:32 ). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл.9:3 ). «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих... Ты заповедал... правду и совершенную истину» ( Пс.118:137–138 ). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: «совершенную истину». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать «каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Римл.2:6–9 ). Выражением же: »совершенную истину» – он обозначил непреложность исполнения дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010