В четверг, накануне Своих страданий, И. Христос совершил в последний раз ветхозаветную пасху со Своими учениками и в то же время установил новозаветную пасху или таинство причащения. Он призвал двух учеников Петра и Иоанна и сказал им: «пойдите в город; вы там увидите человека, который несет воду в кувшине. Пойдите за ним и скажите хозяину дома: где горница, в которой бы Мне есть пасху с Моими учениками? И он покажет вам комнату большую, убранную. Тут и приготовьте пасхального агнца». Ученики пошли, нашли, как сказал им И. Христос, и приготовили пасху. (О ветхозаветной пасхе припомни. в § 45). Вечером И. Христос пришел туда со Своими учениками. Он снял с Себя верхнюю одежду, подпоясался полотенцем, взял умывальницу с водой и начал Сам умывать ноги ученикам и отирать полотенцем 136 . Когда хотел умывать ноги ап. Петра, то он сказал Иисусу: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус отвечал ему: «если Я не умою твоих ног, то не будешь иметь части со Мною», т. е. не будешь Моим учеником. Тогда Петр сказал: «Господи! умой не только ноги мои, но и руки, и голову». Иисус сказал ему: «омытому нужно умыть только ноги, потому что весь чист». Когда кончилось омовение ног, Иисус возлег (сел за столом, см. § 173) и сказал: «Я – ваш Учитель и Господь, и умыл вам ноги. Это Я дал вам пример, чтобы и вы умывали ноги друг другу, (т. е. служили, помогали друг другу, не смотря на свое старшинство). Потом И. Христос совершил ветхозаветную пасху, т. е. вкусил приготовленного пасхального агнца, а затем установил таинство причащения и в первый раз причастил Своих Апостолов. Он взял хлеб, благословил его, разломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сиеесть тело Мое, еже (которое) за вы ломимое 137 во оставление грехов». Потом взял чашу с красным вином, благословил ее и, воздав хвалу Отцу Своему, подал ученикам и сказал: «Пейте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже (которая) за, вы и за многия изливаемая 138 во оставление грехов, и прибавил: «сие творите в Мое воспоминание». Что и делается у нас всегда на литургии. (См. о Богосл. 4. § 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В – Значит твёрдо решено, что Дух – собственный для Сына, притом совсем не только ввиду того, что Он есть Слово, явленное от Отца, но и когда полагается, что Он стал человеком, таким, как мы. 389 . Поэтому, хотя Он и существует как Жизнь всего по —137— причине неизреченного рождения от Живаго Бога, о Нём говорится, что Он оживотворяется вместе с нами. Но тогда можно увидеть, что Он с одной стороны – охотно уделяет собственной плоти славу подобающих Божеству деяний, а с другой стороны – усваивает относящееся к плоти, некоторым образом словно бы придавая это и Своей собственной природе через единение по домостроительству. 390 А – Но разве 391 , что приходить свыше и с небес и быть в состоянии животворить всё, чему Он пожелает послать жизнь, более всего подобает Тому, Кто по природе есть Слово от Бога Отца? 392 А – Так что же? 393 допустить, что творить по Божески – свойственно человеческой природе? В – Я-то, со своей стороны, – нет. А – Тогда почему Он хотя и животворит нас как Бог, однако не через причастие только Святому Духу, но и тем, что предлагает для съедения воспринятую плоть? 394 А именно, Он —138— сказал: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). А когда однажды иудеи зло осмеивали Его, пытаясь отдать первенство, не знаю как, блаженному Моисею, и открыто говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Какое Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? ( Ин.6:31 ; ср. 6:30). Что же совершаешь Ты, Который будто бы доставил нам тело с небесной высоты?», Он ответил: Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (ср. Ин.6:33 ). И кроме этого снова, чуть ли не пальцем указывая на Себя в собственном теле, сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и шлющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:51,56–57 ). Однако разве не вер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И открылись глаза у обоих, и узнали они.... (Ст. 7). Не правду ли говорил змей Евве об отверзении очей 137 ? Нет, неправду. Под именем открытия очей он обещал ей некоторое высшее и божественное знание – будете как Боги 138 , а между тем этого знания не произошло. У прародителей отверзлись очи только для того, чтобы уразуметь, что они наги, т. е. они поняли, что стали грешниками, – совесть у них проснулась. .... и сшили смоковные листья... В чем состояло ощущение наготы? поскольку отсутствие стыда зависело в прародителях от того, что они были целомудренны и невинны как дети; то и наоборот – стыд и наготу они должны были сочувствовать от того, что в их телах появились беспорядочные и любострастные движения. в.      Обличение (ст. 8–13). И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю… (Ст. 8). Когда случилось обличительное явление Господне нашим прародителям? Во время прохлады дня, – по еврейскому подлиннику. – LXX толковников поясняют, что именно во время вечерней прохлады дня, или пополудни случилось сие богоявление. Так же говорится и в переводах Симмаха, Акиллы и Феодотиона. Св. Ириней сближает время обличения прародителей с временем искупительной смерти И. Христа, случившейся пополудни 139 . и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. Желание скрыться от Бога открывает в прародителях потемнение рассудка и крайнее смятение совести, ибо можно ли скрыться от вездесущего к всеведущего?... И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты? (Ст. 9). По замечанию св. Амвросия, всеведущий Бог не о том спрашивает Адама, в каком он месте, но в каком состоянии находится 140 . Сим кротким вопросом своим Господь хочет воззвать к покаянию нашего праотца. Он (Адам) сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся. потому что я наг и скрылся. (Ст. 10–13). Итак, испытательные вопросы Божии пробудили в праотцах наших одни горькие сознание своего греха; но не произвели чистосердечного раскаяния. Адам в оправдание свое ссылался на жену, и даже на Бога, который дал ее 141 , жена ссылалась на змея 142 . Так грех охладил в них любовь к Богу, и потемнил веру в Его милосердие!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

16. Четвертая заповедь блаженства Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина. Пс.118:137 –138. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Ин.4:34 . Дан.9:24 –25. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде. Рим.3:22 –25. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Ин.7:37 –38. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим. Пс.16:15 . Они не будут уже ни алкать, ни жаждать… ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод. Откр.7:16 –17. Кто сознает свою греховность и духовную нищету, кто сердечно скорбит о том, что грехами своими прогневляет Бога, тот имеет и ту алчбу, и жажду, о которых Спаситель говорит в четвертой заповеди блаженства: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо те насытятся». Заповедь эта стоит поэтому в тесной связи с предыдущими заповедями, ибо подвиг, предписываемый ею, служит следствием подвигов, предписываемых теми заповедями. К изъяснению этой заповеди мы и приступим теперь. Итак, желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. Прежде всего здесь возникают два вопроса: что должно разуметь в этой заповеди под именем правды? И кто суть алчущие и жаждущие этой правды? Праведным называется тот, кто поступает во всем праведно или согласно с Законом Божиим. Неправедным же называется тот, кто поступает неправедно или несогласно с Законом Божиим. На это указывает псалмопевец, когда говорит: «праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал – правда и совершенная истина». Откровения, заповеданные Богом, псалмопевец называет здесь правдою потому, что они должны вести к оправданию человека перед Богом. А так как исполнение каждой заповеди Закона Божия составляет добродетель, то и каждая добродетель, поскольку она ведет нас к оправданию, может быть названа иначе правдою. Таким образом, под правдою в обширном смысле можно разуметь в четвертой заповеди блаженства вообще исполнение Закона Божия и всякую добродетель, которая должна быть вожделенна для души христианина, как пища и питие вожделенны для тела его. Этой правды алкал и жаждал на земле Сам Господь наш Иисус Христос, как это видно из следующих слов его: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня, и совершить дело Его». Этой же правды алкали и жаждали и все святые угодники Божии. Стремление к ней вытекает из самой природы человека, который сотворен, как учит Писание, по Богу в правде и преподобии истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. 887 Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои – правда вечная; вразуми меня и жив буду. 888 Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. 889 Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Нынешнее же неподчинение твари человеку целиком обусловлено его грехопадением. В начале так не было. Об этом так говорит св. Иоанн Златоуст : «Человек вначале имел полную власть над животными, так как сказано: да обладают рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и гады пресмыкающимися по земли. А, что теперь мы боимся и пугаемся зверей, и не имеем власти над ними, этого я не отвергаю; только это не делает ложным обещания Божия. Вначале не так было, но боялись звери и трепетали, и повиновались своему владыке. Когда же он преслушанием потерял дерзновение, то и власть его умалилась» 137 . Потрясающее описание человека, владыки твари, в своем и ее восстановлении к Богу после падения находим мы у прп. Исаака Сирина : »Что такое сердце милующее? – спрашивает преподобный и отвечает: – Возгорание сердца у человека об этом творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах 138 и о всякой твари. При воспоминании о них, и при воззрении на них, очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-нибудь вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему, и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились они и очистились; а также, и о естестве пресмыкающихся молится, с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его, по уподоблению в этом Богу " 139 . 3.6. Творение человека как мужчины и женщины И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Трижды здесь употреблен глагол «бара». Появление человека не является следствием предыдущих дней творения. Мир не развился эволюционно до человека. В этом мире человек появляется из ничего. Он появляется из замысла Божия, Его предвечного совета. Человек сотворен не для рая, а, по образу Божию, для Бога. Относительно же остального творения, он получит отдельно свои обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если града не хранит Господь – к чему бодрствует страж? 2К чему вам рано вставать и поздно отходить ко сну вкушать хлеб маяты? Друга Он и во сне одарит. 3Вот дар от Господа – сыны, плод чрева – награда от Него; 4как стрелы в сильной руке – сыны юности твоей. 5О, благо тому, кто наполнит ими колчан! Будет у него ответ, когда к воротам подступит враг. 128/129 Песнь паломничества. 1Вдоволь утесняли меня от юности моей, – да скажет Израиль так, – 2вдоволь утесняли меня от юности моей, но не одолели меня. Пахари пахали на моем хребте, долгие вели борозды. 4Праведен Господь, Он рассек нечестивых сеть; 5да смутятся, обратятся вспять все, кто ненавидит Сион! 6Да будут, как на кровлях трава, что сохнет прежде, чем исторгнут ее, 7которой косарь не возьмет себе в горсть, и вяжущий снопы не причтет к снопу, 8и не скажут прохожие им: «Благословение Господне на вас! Именем Господним благословляем вас!» 130/131 Песнь паломничества. Давидово. 1Господи! не надмевается сердце мое, не глядят в высоту очи мои, не вхожу я в то, что выше меня, что не в меру дивно для меня. 2Я ли не усмирял, не успокаивал души моей, Как дитя, отнятое от груди? Как дитя, душа моя во мне. 3О Израиль, о Господе надежда твоя, отныне и вовек. 132/133 Песнь паломничества. Давидово. 1О, как сладко, как хорошо, братьям совместно пребывать, – 2как многоценный елей на главе, что каплями стекает на браду, на Ааронову браду, стекает на края ризы его, – 3как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. 137/138 Давидово. 1Благодарю Тебя всем сердцем моим, пред богами бряцаю и пою Тебе, 2преклоняюсь пред святым Храмом Твоим, и благодарю имя Твое за милость Твою и верность Твою, ибо возвеличил Ты превыше всего слово Твое, имя Твое. 3В день, когда воззвал я, Ты услышал меня, пробудил силу в душе моей. 4Благодарят Тебя, Господи, все цари земли, ибо слышали речения уст Твоих! – 5Воспевают они Господни пути, ибо слава Господа велика; 6ибо возвышен Господь, и смиренного зрит,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Анна книжник пришел к Иосифу и сказал ему: «Почему ты не явился в наше собрание?» Иосиф ответил ему: «Я устал с дороги и решился отдохнуть один день». И осмотрелся Анна и увидел деву беременною. Побежал к священнику и сказал ему: «Иосиф, о котором ты свидетельствуешь, (что он праведник), поступил весьма беззаконно». И спросил священник: «Что такое»? И отвечал ему Анна: «Деву, которую он взял из храма Господня, он опорочил, окрал брак и не объявил сынам Израилевым». Тогда сказал священник: «Иосиф сделал это?» И сказал Анна книжник: «Пошли слуг и найдешь, что дева беременна» И пошли слуги и нашли, как он сказал, и привели ее вместе с Иосифом в судилище. Священник сказал: «Мария, что ты это сделала? Зачем ты уничижила душу свою и забыла о Господе Боге твоем, ты, воспитанная во святом святых, принимавшая пищу от руки ангела и слушавшая таинства из уст его? Что ты это сделала?» Она же, горько заплакав, сказала: «Жив Господь Бог мой, что я чиста пред Ним и мужа не знаю 136 ». Тогда сказал священник к Иосифу: «Что это ты сделал? Зачем ты обольстил такую деву, которую ангелы Божии питали во храме, как голубя, которая никогда не хотела знать мужа, и которая обучена была в законе Господнем? Если бы ты не сделал ей насилия, то и до сего времени она оставалась бы девою». Но Иосиф сказал: «Жив Бог мой, что я чист пред Ним и невинен 137 ». Тогда сказал священник: «Не прибегай ко лжи, а говори правду, ты окрал брак её, не объявил сынам Израилевым и не склонил главы своей под державную руку Господню, чтобы благословенно было семя твое (κα οκ κλινας τν κεφαλν σου π τν κραταιν χεραν πως ελογηθ τ σπρμα σου 138 )». Иосиф молчал, священник же продолжал: «Я напою вас священной водой обличения и грех ваш обнаружится перед очами вашими». Тогда собралось в храм множество народа. Иосифа позвали к жертвеннику и дали ему питие Господне (кто выпивал его со страхом, то на лице у него, при семикратном обхождении вокруг алтаря, появлялось какое-нибудь знамение). Иосиф выпил чашу без страха, семь раз обошел вокруг алтаря и не оказалось никакого знака на его лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

7 . Как вы помните, о том мы и сказали, когда начинали читать это Послание, что оно более всего восхваляет любовь 135 . И если по видимости Иоанн говорит то об одном, то о другом, он всегда возвращается к этому и все, о чем он говорит, он хочет свести к этой самой любви. Посмотрим, не так ли и здесь. Слушай: “Всякий, кто рожден от Бога, не творит греха”. Спросим, какого греха; потому что если понимать под этим всякий грех, это противоречит другому месту Послания: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. Тогда пусть скажет, что это за грех, пусть укажет нам, чтобы не вышло, что я опрометчиво назвал этим грехом нарушение любви, потому что раньше Иоанн сказал: Кто ненавидит брата своего, тот во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила глаза его ( 1Ин 2:11 ) 136 . Может быть, Иоанн что-то сказал об этом далее и упомянул любовь открыто. Посмотрите, именно к этой цели, к этому исходу ведет он круг слов: Всякий, кто рожден от Бога, не грешит, ибо семя Его в нем пребывает. Семя Божие – это слово Божие, оттого и Апостол говорит: Я вас родил во благовествовании ( 1Кор 4:15 ) 137 . – “И не может он грешить, потому что рожден от Бога”. Пусть же он скажет нам, посмотрим, в чем он не может грешить. По тому узнаются сыны Божии и сыны диавола: всякий, кто не праведен, тот не от Бога, и кто не любит брата своего ( 1Ин 3:10 ) 138 . Теперь уже, конечно, все ясно из его слов и кто не любит брата своего. Это значит, что только любовь составляет различие между сынами Божиими и сынами диавола. Пусть все знаменуются знамением креста Христова, пусть все отвечают: “Аминь”, пусть все поют: “Аллилуйя”, пусть все принимают крещение, вступают в Церкви и строят стены базилик 139 – но лишь по любви отличаются сыны Божии от сынов диавола. Кто имеет любовь, тот рожден от Бога. В этом важнейший признак, в этом великое различие. Пусть у тебя есть все что угодно, но если у тебя нет лишь этого одного, нет тебе никакой пользы от остального; если же у тебя нет ничего другого, то будь у тебя только это – и ты исполнил закон. Ибо кто любит другого, тот исполнил закон, – говорит Апостол, и еще: Полнота закона – любовь ( Рим 13:8–10 ) 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Теория Иринея стала первым звеном в длинной цепи святоотеческих толкований на учение Павла о Христе как новом Адаме. Это учение Павел развивает также в Первом Послании к Коринфянам в контексте темы воскресения: Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:45–49 ). Для Павла Адам – собирательный образ, олицетворяющий все человечество. Событие Боговоплощения он рассматривает как имеющее отношение ко всему человеческому роду: поскольку «все согрешили», то все и нуждались в спасении. Событие воскресения Христова также имеет отношение ко всему человечеству: как Христос воскрес из мертвых, так и верующие в Hero воскреснут и облекутся в образ нового Адама – не плотского, созданного из праха земного, а небесного и духовного. 7. Грех, закон и благодать (5:20–8:8) «Мы умерли для греха» Продолжая текст, Павел вводит еще одну терминологическую пару: νμος (закон) – χρις (благодать). Она появляется в тот момент, когда он возвращается к теме закона и тому периоду человеческой истории, когда закон вступил в действие: Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим. 5:20–21 ). Павел – не единственный новозаветный автор, противопоставляющий благодать закону. Аналогичное противопоставление мы встречаем в завершающем стихе пролога Евангелия от Иоанна: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). По общепринятому в науке мнению, согласующемуся со свидетельствами древних историков, 137 Евангелие от Иоанна было написано позже посланий Павла, и автор этого Евангелия мог быть знаком с богословием Павла. 138

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010