«Или вы не знаете, что неправедные царствия Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни воры, ни сребролюбцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царствия Божия не наследуют» 137 . «Всякий, ненавидящий брата своего, человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет в себе жизни вечной» 138 . «Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец небесный не простит вам согрешений ваших» 139 . «Без святости никто не увидит Господа» 140 . «Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» 141 . «Проклят всяк, кто постоянно не исполняет всего, что написано в книге закона (в Священном писании)» 142 . Ясно ли мой друг? О, до того ясно, что никакими мудрованиями, никакими хитросплетениями ума не затемнишь смысла этих слов. Они точны и непреложны, как верен и непреложен сам Господь Бог, наш будущий Судия. И небо, и земля прейдут, а ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Что мы сейчас прочитали, то же самое изречется над нами на конечном суде. О Духе Святом Член восьмой. «(Верую) и в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема, и славима, глаголавшаго пророки». Это значит: я верю также, что Дух Святый есть Господь животворящий, что он от Отца исходит, и что Ему мы должны покланяться и чтить Его наравне с Отцом и Сыном; Он говорил через пророков. Верю, что Дух Святый есть Господь животворящий. Животворное действие Его всегда, с самого начала мира, оказывалось над людьми. Он вызывал на дело служения Господу и воодушевлял пророков, освящал сердца древних благочестивых мужей; но особенно ясно чудные действия Св. Духа открылись на апостолах в пятидесятый день от воскресения Иисуса Христа. Когда Он сошел на них, тогда их ум сделался светл, сердце воспламенилось, и они, доселе так слабые, так робкие, почувствовали и сознали в себе такое неодолимое мужество, что тут же начали возвещать имя Христово, с полной готовностью идти, ради царства Иисусова, на все муки и казни, на самую страшную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Из упоминаемых Исаией подробностей (вся земля полна славы Его!, поколебались верхи врат; и дом наполнился курениями; руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и проч.) можно заключать, что видение было в храме Иерусалимском, видимом месте присутствия Божия на земле. Сын Божий является как Царь, окруженный Серафимами (пламенеющими), которые не находят средств достойно восхвалить Его неприступную славу и нестерпимое величие (6:1–4 136 ). При виде Господа Исаия почувствовал свое недостоинство и опасность смерти ( Исх 33:20 ; 137 Быт 32:30 ; 138 Суд 13:22 139 ); тут один из Серафимов горящим углем коснулся уст его и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (6:5–7). Тогда, услышав голос Господа: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? (стоящим в храме и живущим окрест Иерусалима), Исаия смело отвечал: вот я, пошли меня. Господь сказал ему ( Ис 6:5–10 ): пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. А когда Исаия спросил: доколе, Господи, будет продолжаться эта упорная нераскаянность иудеев, которую он уже видел и обличал в долговременное и славное царствование Озии? Тогда Господь открыл Своему пророку, может быть, в смущении и страхе взиравшему на возлагаемое на него трудное поручение, что упорство иудеев продолжится, пока земля их не останется пуста, т. е. что пророку предстоит борьба продолжительная и ожесточенная; впрочем, предстоящее запустение (которое внесут сначала Сирийцы и Израильтяне, а потом Ассирияне) будет непродолжительно; оставшиеся снова размножатся и будут святым поколением (6:11–13 140 ). Следовательно, описанное в шестой главе видение само по себе не ведет к заключению, что тут излагается первое призвание Исаии к пророческому служению. Это видение и призывание показывает только потребность в сильном и непоколебимом проповеднике среди предстоящих обстоятельств, более невыгодных, нежели какие были в царствование Озии Прокаженного, в целом преданного вере отцов и державшего народ в повиновении властной рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Еще такие по-детски рассуждающие мужи похожи на ребенка, имеющего лодку и плавающего на ней вдоль берега и при этом хвалящегося подобно плававшим по опасным морям. Сказав это, я думаю, что серьёзно затронул ваше самомнение. 137. Монаху Дамиану Да не ослабят твоего усердия враги, поражающие различными искушениями твою душу. Из многих неописуемых скорбей тебе сплетается венец, и по словам апостола – в немощи свершается сила Христова 130 и в тяжелых обстоятельствах процветает благодать Святого Духа. Как сказано: Во тьме восходит свет правым ( Пс. 111:4 ), если они до конца сохранили твердое дерзновение и упование. 138. Монаху Нилу К раскалённому в огне железу нельзя прикоснуться, так же чистая усиленная молитва, воспламеняя и укрепляя ум монаха, делает его недоступным для невидимых врагов. Поэтому негодные демоны всеми способами стараются пробудить в подвизающемся леность к постоянному и терпеливому пребыванию в молитве, зная, что она отражает супротивную силу, защищая и укрепляя подвижника. 139. Пресвитеру Ксенофонту Не берись из честолюбия оглашать 131 и руководить другими, прежде чем не усовершенствуешь самого себя в добродетели. Сначала посвяти себя доброму подвижничеству, и лишь сделавшись совершенным, вступив, по Божественному закону, в землю обетования и приняв наследие отцов, с дерзновением образуй и учи других. Тогда станешь насадителем духовных деревьев по написанному в книге Левит: Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево ( Лев. 19:23 ). Я дал тебе этот совет, чтобы от кого иного не услышать тебе: врач, исцели прежде себя от тяжких болезней своих, и потом прилагай попечение о душах и врачуй других. 140. Монаху Феодору Не огорчайся приключающимся, но благодушествуй во многих скорбях. Для того говорит Бог: смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои ( Втор. 8:3 ), чтобы напоследок оказать тебе благодеяние. 141. Ему же Если на море не подует сильный ветер – не появятся волны. А если не нападает на нас лукавый демон – ни душа, ни тело не будут обуреваемы скверными страстями. 142. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Условия для вступления иудеев в блаженное царство Мессии открыты Богом пророку только через два года после откровения Божия о судьбе этого царства на земле в семи видениях, которых удостоился пророк. Причиной этого, без всякого сомнения, была высота предметов откровения, прикровенно заключавшихся в образах видений пророка. Это видно уже из того, что даже сам пророк, во время своих видений, не раз обращался к Ангелу-толкователю своему с вопросом, – что это, господин мой? И, если он, при помощи толкований Ангела, и постигал потом тайну виденного, то все еще нельзя поручиться за то, чтоб при быстрой смене самых разнообразных и глубоко знаменательных образов видений, он мог сразу совокупить их всех в одно целое и быть способным к пониманию дальнейших предметов откровения Божественного которые стоят в ближайшей и тесной зависимости от предметов видений. С другой стороны, недоставало и повода к дальнейшему откровению. А в ветхом завете, когда человек иначе и не мог доходить до созерцания духовных предметов, к каким, для современников относились и пророчества, как путем образов и внешних знамений, – было весьма естественно тайны будущего ставить в связь с настоящим, и таким путем достигать убеждения людей в несомненном осуществлении их. Вот почему только в четвертый год царя Дария было слово Иеговы к Захарии, в четвертый день месяца девятого, т. е. Хислева ( Зах. 7:1 ). В это время Вефиль 137 послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» (ст. 2–3)? По закону Моисееву, для евреев назначен был один только в году день сетования или поста – это девятый день седьмого месяца, который был днем великого всенародного очищения евреев, совершавшегося, вероятно, в память великого и всенародного очищения перед Синайским законодательством 138 , прообразовательно указывавшего на день очищения всего человечества от язвы греховной Законодателем нового завета, имевшим приобрести на это право не через окропление кровью козлов, как делали первосвященники ветхозаветные, но через допущение верующих к приобщению собственной крови Его, пролитой за грехи всего человечества (сравн. Лев. 16 ; Исх. 19:10–11, 14–15 ; Чис. 28:1–10 ; Евр. 9:11 и след.). Но, в случае больших несчастий, было в обычае у евреев назначать особенный, чрезвычайный пост (см. Иоил. 2:15 ; Суд. 20:26 ; 1Цар. 7:6; 31:18 ; 2Цар. 1:12 ; Ис. 58:3–12 и др.), который, поэтому, с прекращением несчастий – отменялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Когда человек подавляет вначале эти движения внешних чувств, тогда диавол уходит , ибо нет, чем ему питаться. Так: «могучий лев погибает без добычи» ( Uob. IV, 11 ). 135. Как предохранять себя от расположения грешить против 7-й Заповеди? Необходимо следовать такому порядку жизни, при котором трезвение духа и живая деятельность берут все силы и время: 1 .    Первостепенное значение имеет молитва . «Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всих святых» ( Eф. VI, 18 ). 2.    К трезвению относится наблюдение за своими помышлениями . " Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль« ( Bmop. XV, 9 ). Здесь важно иметь в памяти слова Спасителя: " Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ... ( Mф.V, 29 ). 3 . Самолюбие, уныние (духовная лень) и похоть суть страсти, находящияся во взаимной зависимости, как говорит опыт самопознания аскетов. – » Самолюбие есть безразсудное любление тела . Отсекший его, отсек и все страсти, кои из него» (св. Максим Исповедник ). – « Печалится... не улучивший плотских утех ; презревший их беспечален пребывает» (Авва Фалассий). – « Бегай ничего неделания и лености, – стой бодренно » ( Никодим Святогорец ). 136. Бели мы не побеждаем греха против 7-й Заповеди, то каковы будут меры правосудия Божия? Духовная смерть прежде смерти телесной. Оскудение в грешнике, и даже отнятие, Божиих дарований . Порочность души и тела, неудачи, отчаяние. 137. Каковы телесныя последствия укоренения греха? Разслабление, скверныя болезни, умственныя повреждения, разстройство нервов, слабыя и болезненныя дети. Окончательное безумие после утраты упования на исправление. 138. Только ли себе приносит вред нарушающий 7-й Заповедь? Это грех одновременно: против себя самаго, против того, кто вовлекается в грех, а также против общества, среди которого грех может распространиться. Обличения от пророков и апостолов указывают на общественное значение этого греха ( 2Nem. I, 4 ; 1Фec. IV, 3 ; Иуд. 7 ; Исх. XXXIV, 16; Oc. I, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его (то есть укрепит его) Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Видимая сторона таинства елеосвящения . Самое важное в священнодействии таинства елеосвящения составляет семикратное помазание больного освященным елеем с произнесением каждый раз священником молитвы веры 137 (помазуется крестообразно: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон) и потом возложение на голову больного раскрытого, письменами вниз, Евангелия и чтение священником разрешительной от грехов молитвы 138 . Невидимая благодатная сила, сообщаемая в таинстве елеосвящения . Благодатное действие таинства елеосвящения состоит в том, что больному подается прощение всех его грехов, даже и тяжких 139 , и он получает исцеление от телесных болезней. Ап. Иаков говорит: Молитва спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак.5:15 ). Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Правда, больной не всегда получает исцеление своих телесных немощей после совершения над ним таинства елеосвящения, и это бывает или вследствие отсутствия в больном живой веры в Господа Иисуса Христа, или по особенной воле Божией. Желать же или требовать, чтобы больной всякий раз, как только над ним было совершено таинство елеосвящения, непременно исцелялся от своих болезней, значило бы требовать, чтобы человек вовсе не умирал, а это не согласно с самой природой человека, как смертного существа, телесная жизнь которого на земле должна иметь свой конец. Но больные, приступающие к таинству с верой, получают, если не полное телесное выздоровление, то, по крайней мере, временное облегчение от болезни или благодатное подкрепление к терпеливому перенесению ее. Таинство елеосвящения успокаивает их, сообщает им силы бороться с болезнью, меньше чувствовать телесные страдания и не бояться смерти. Об одиннадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

18 . А о третьем звере [Даниил] сказал: Он похож на барса, на спине у него четыре птичьих крыла, и четы г ре головы г были у зверя сего 127 . Этот третий зверь – Александр Македонский, ибо он был силен как барс; четы г ре кры г ла и четыре головы были у зверя 128 – [сказано] потому, что он передал царство четырем своим друзьям, которые правили после него. И когда он пришел, то убил Дария и воцарился вместо него. (220) 19. А о четвертом звере [Даниил] сказал: Он страшны г й и мощны г й и весьма сильный; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 129 , – это царство сыновей Исава. По воцарении Александра Македонского, явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый [зверь] – един. И процарствовал Александр двенадцать лет, и было после Александра семнадцать греческих царей, чьи годы [правления] составляют двести шестьдесят девять лет от Селевка Никанора до Птолемея; а [затем] были кесари: от Августа до кесаря Филиппа – двадцать семь царей, чьи годы [правления] составляют двести девяносто три года, и восемнадцать лет [правления] Севера 130 . 20. Вот сказал Даниил: Я увидел десять рогов на голове зверя 131 . Ведь десять рогов суть десять царей 132 , которые правили до Антиоха. И еще сказал: Вышел между ними еще небольшой рог, и три пали перед ним 133 . Ведь когда стал Антиох править царством, то подчинил (221) трех царей 134 . Он превознесся над святыми Всевышнего и над Иерусалимом 135 , и осквернил Святилище. Была прекращена жертва и приношения на седмину и половину седмины 136 – [то есть на] десять с половиной лет. Он ввел блудниц в дом Господень 137 и отменил предписания Закона 138 . Убил праведников и оставил [их] птицам небесным и зверям земным. Так исполнилось в его дни слово, сказанное Давидом: Боже! Язычники пришли в наследие Твое; осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их 139

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

...И отдал Иисус завоеванную землю Ханаанскую в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны… В какое время и в каком месте произошел раздел земли Ханаанской. Он начат был в стане Галгальском, где получили свои уделы Халев Кенезеянин, так же колено Иудино, Ефремово и полуколено Манассиино 132 . Затем, когда скиния перенесена была в Силом, здесь розданы были уделы остальным коленам 133 . Что касается самого способа разделения земли Ханаанской на участки, то он состоял в том, что предварительно досылались нарочитые люди (по три из колена) для обозрения земли, и для разграничения ее на уделы – по числу колен Израильских 134 ; затем, в присутствии первосвященника Елеазара, Иисуса Навина и начальников поколений – вынимались жребии, по которым и назначались уже размежеванные участки земли, – какой доставался тому или другому колену 135 . Если случалось, что малолюдному колену доставался по жребию участок обширнейший и наоборот, – тогда малолюдное колено уступало, несколько, из своего участка в пользу колена более многолюдного. Так, мы видим, что иные колена владеют городами, находившимися в уделах других соседственных колен 136 , самые же границы уделов, распределявшиеся по жребию, так и оставались неприкосновенными, и никакого размена здесь не допускалось, ибо жребиями располагал сам Господь, дабы каждое колено получило свой удел, согласно пророчеству патриарха Иакова 137 и Моисея 138 . Глава 18. (Нав. 18:1). Поставлении скинии …Все общество сынов Израилевых собралось в Силом… Стан еврейский переносится с юга земли Ханаанской (т. е. из Галгал) почти в самую середину земли, дабы из этого центрального пункта удобнее было производить надел прочих колен Израильских, которые еще не получили своих участков. Силом находился, несколько, к югу от Сихема в колене Ефремовом, к которому принадлежал и сам Иисус Навин. Город сей отличался прекрасным местоположением и представлял, вероятно, много удобств для многолюдных народных собраний. ... и поставили там (в Силоме) скинию собрания, ибо земля была покорена ими… Это была скиния Моисеева, которой усвоилось также и название дома Господня 139 . Так как в скинии свидения должен был три раза в год собираться весь народ Израильский для богослужения, и так как из скинии Господь объявлял свои повеления по управлению народом Своим; то Силом сделался, так. обр., центром и гражданской, и религиозной жизни для всего Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых ( Ин. 21:1–14 ). Вновь мы видим, как ученики не сразу узнают Иисуса, и в конце повествования обнаруживаем намек на сомнения в том, что это Он (они не смеют спросить Его: «кто Ты?»). Евангелист употребляет глагол ξετςω, означающий не просто «спрашивать», а «испытывать», «допытываться», «выяснять». «Ученики понимали, что это действительно Он... но в то же время им хотелось в этом удостовериться», – говорит современный исследователь 137 . «Видя изменившееся лицо, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не кто-то другой, а именно Он, удерживали их от вопроса», – говорит древний толкователь 138 . Можно было бы предположить, что ученики сначала не узнали Иисуса по той причине, что Он стоял на берегу, а они были в лодке, однако Евангелист специально отмечает, что расстояние до берега было небольшое (200 локтей составляет около 90 метров). Другое объяснение подчеркивает человеческую слабость: Петр и другие ученики были слишком усталыми и разочарованными после бесплодных усилий целой ночи 139 . Однако наиболее очевидное объяснение вытекает из сопоставления этого явления с другими явлениями Воскресшего: изменился Его внешний вид. То, что Иисус уже ранее являлся им дважды и что они услышали Его голос с берега, не помогло им узнать Его. Каким образом Иоанн узнал Учителя? Вероятно, не столько по голосу или внешнему виду, сколько благодаря тому же внутреннему чувству, которое охватило двух учеников из Евангелия от Луки, когда они встретили Иисуса на пути в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Праздник Христова Воскресения почитается «праздником праздников» и посвящается ему целая седмица, а с попразднеством – сорок дней. Кроме того, 1-й день каждой недели в течении всего года тоже является праздником Воскресения. Радостныя песнопения пасхальной ночной службы говорят о событиях крестной смерти Господа и вскресении Его, об исполнении пророчеств, о торжестве Христа, о попрании смерти, о полном возрождении духовной жизни человека: «... от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную (песнь) поющия» (Ирмос 1-й песни канона Пасх, утрени). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (2-й тр. 7-й п.). § 42. Разбор шестого члена символа 136. На чем основаны слова 6-го Члена Символа: «восшедшого на небеса и седяща одесную Отца»? На предсказаниях Ветхого Завета и на словах Самого Господа о предстоящем оставлении Им мира. " Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так-чтоб и из противящихся могли обитать у Госпола Бога« ( Nc. LXVII, 19 ). »Чтож, если увидите Сына Человеческого восходящого туда, где был прежде?« ( Uoah. VI, 62 ). Эти слова Символа основаны также на изображении самого события Вознесения в Евангелии . " И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и возсел одесную Бога» ( Mk. XVI, 19 ). 137. Божеским или человеческим естеством восшел Иисус Христос на небеса? Как Бог, Христос пребывает на небесах т. е. в духовных, небесных пределах, – всегда. Вознесся Он воспринятым Им человеческим естеством. " Куда предтечею за нас вошел Иисус» ( Ebp. VI, 20 ). 138. Как должно понимать «небеса» при Вознесении? Это духовный мир в который Христос отошел, покидая вещественный мир отдалением и становясь невидимым, недосягаемым для телесных очес. " И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо« ( Лyk. XXIV, 51 ). »Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Дeяh. I, 9 ). 139. Какия значения содержит великое чудо Вознесения? а) Вознесение есть преддверие Пятидесятницы. Прощаясь перед страданиями, Господь имел в виду и Вознесение: «ибо, если Я не пойду, Утешител не придет к вам; а если Я пойду, то пошлю Его к вам» ( Uoah. XVI, 7 ). б) Иисус Христос не остался на земле и последняя надежда Иудеев на земное их господство была разсеяна. На пути к Елеону ученики Его спрашивали: «не в сие ли время, Господи, возстановляешь Ты царство Израилю» ( Дeяh. I, 6 ). Господь лишил верующих внешнего общения и они, по Вознесении, должны возлюбить уже невидимого Господа; как бы сохранена дла верующнх свобода искания Его: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня» ( Uoah. XVI, 17 ). г) Тайна Вознесения и в том, что отойдя от нас наружно, Господь желает пробуждения любви к Себе: «и Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Uoah. XII, 32 ). д) Вознесение есть прославление человеческого естества: «и славу Твою, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Uoah. XVII, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010