В каждом классе училища должно быть не более 45 учениц. При большем числе открывается параллельное отделение класса. (§ 61.) В училище полагается библиотека, состоящая из учебных руководств и пособий и из книг для чтения. (§ 62.) Учение продолжается в течении целого года, кроме воскресных, праздничных и табельных дней, а также местных праздников, дней говения и вакаций зимних, с 22 Декабря по 7-е Января, и летних, продолжающихся полтора месяца. Примечание 1. На каникулярное время воспитанницы увольняются домой не иначе, как по просьбе родителей или уполномоченных от них лиц, с обязательством представить воспитанницу в училище своевременно. Примечание 2. Летние вакации назначаются в то время, как в местной семинарии. (§ 83.) При окончании учебного года, перед летними вакациями, производятся училищным советом экзамены. (§ 64). Время, порядок и способ производства экзаменов определяются училищным советом и утверждаются епархиальным Архиереем. (§ 85). Для обозначения успехов и поведения воспитанниц употребляются следующие баллы: 5 – отлично; 4 – очень хорошо; 3 – хорошо; 2 – посредственно; 1 – слабо. (§ 86.) Оказавшие достаточные успехи воспитанницы переводятся в следующие классы; не успевшие оставляются в том же классе; а неспособные и нерадивые увольняются, по усмотрению совета, из училища во всякое время. (§ 87.) Окончившие полный курс учения воспитанницы получают аттестаты, а увольняемые из училища до окончания курса свидетельства, за подписью членов совета и с приложением печати училища. (§ 88.) 14. О нравственном и физическом воспитании в училище Нравственное воспитание в училище имеет целью своею утверждение воспитанниц в истинном благочестии и правильное развитие характера, соответственно их будущему назначению. (§ 89.) Достижению этой цели должны содействовать все, служащие при училище лица; ближайшим же образом начальница училища и ее помощницы. (§ 90.) Воспитанницы ежедневно слушают положенные молитвы утром и вечером; прежде и после стола; при начале и окончании уроков в классе. ( " § 91). В воскресные и праздничные дни воспитанницы присутствуют при Богослужении и, по возможности, поют и читают на клиросе. (§ 92). Воспитанницы говеют, исповедаются и приобщаются Св. Таин два раза в год; в пост Св. четыредесятницы и пред Рождеством Христовым. (§ 93.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Они оплакивают Его осужденного и идут вслед за Ним на Голгофу, они стараются всячески облегчить Его страдания, стоят бесстрашно у Его креста, не боясь высказать пред всеми сочувствие Ему; присутствуют при Его смерти, бесстрашные и в те минуты, когда меркло солнце, колебалась земля; они участвуют и в Его погребении... Они смотрят на Погребаемого хоть издали, замечают место Его могилы ( Мк. 15:47 ; ср. Мф. 27:61 ), замечают каждую подробность погребения... И при виде этого погребения, в душе они переживают мучительное беспокойство и тревогу: миром Он, дорогой и любимый, не помазан; вековые, священные обычаи погребальные не все над Мертвецом исполнены 88 ... А завтра – день великой субботы, день безусловного покоя, предписанного строжайше строгим законом, когда ни купить, ни достать ничего невозможно. И вот, до захода солнца, когда начинается предписанный законом покой, они бегут от погребальной пещеры в город купить дорогие ароматы, они не считают трудов, не жалеют никаких средств, – эти большею частью бедные женщины, богатые только любовью, оставившие свои дома и семьи и удобства жизни и последовавшие за Христом. И только купили они ароматы, и только успели возвратиться домой, – надвинулась ночь над Иерусалимом, и субботний покой на целый день приковал их к месту. Провели они в слезах и скорби и эту ночь и самый день великой субботы; пришла и опять ночь, и вот, вечерняя заря погасла, утренняя на небе еще не загоралась, а они бодрствуют и вперяют нетерпеливые очи в предрассветную мглу, и рвутся сердцами, и трепещут от мысли, что вот-вот к утру они пойдут на дорогую могилу, увидать Господа любимого хоть мертвым... Придут они на гроб, припадут к холодному могильному камню, обольют слезами бездыханное тело, помажут миром, покроют ароматами, – и это одно хоть малое даст утешение их пламенной любви к Умершему. Утру глубоку, сущей тьме и в мрак глубок идут-бегут мироносицы к гробу Христову. Кругом их ужасы и страхи: вот безлюдные улицы, страшные для робких одиноких женщин; вот дома распинателей Христовых; вот стражи римские, грубые обидчики; вот ужасная Голгофа, где высятся и чернеют во мраке ночи три окровавленные креста, где веют тени умерших, где, может быть, сидят теперь, сокрывшись, разбойники, товарищи казненных...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

60. Муж чистый и безгрешный имеет у Бога свободу, как сын Божий. 61. Благая мысль есть селение Божье. 62. Дурная мысль есть селение пороков. 63. Удаляя неправедного от неправедных дел, ты, возможно, наказываешь его согласно с Богом. 64. Старайся не казаться, но быть праведным, ибо видимость отторгает каждого от бытия. 65. Почитай праведность ради нее самой. 66. Не скроешься от Бога, ни творя неправду, ни даже только замышляя ее. 67. Целомудренный муж чист перед Богом. 68. Избегай распущенности. 69. Упражняйся в благоразумии. 70. Господствуй над наслаждениями. 71а. Побеждай тело во всем. 71b. Будучи сластолюбивым не избежишь необузданности. 72. Сластолюбца Бог не слышит. 73. Конец роскоши – погибель. 74. Разум твой да предваряет твои порывы. 75а. Страшнейшее – работать страстям. 75b. Сколько страстей у души, столько и владык. 76. Любовь к деньгам – изобличение любви к телу. 77. Приобретай к душе как незыблемое. 78. Расставайся с к телу, насколько это для тебя возможно. 79. Единственно сродственным полагай добро. 80. Будь всегда таким, каким хочешь быть, когда молишься Богу. 81. Когда ты сознательно бросишь в грязь лучшее из приобретенного тобою, тогда, став чистым, можешь просить что-либо у Бога. 82а. Будь уже сейчас таким, каким хочешь быть перед Богом. 82b. Раздавая мирское, презирай его. 82с. Помни, что ты вслед за Богом. 82d. Душа богобоязненного человека – бог в теле. 82е. Оскверняет Бога дурно думающий о Нем. 83. Злословящий язык – обличение дурного образа мыслей. 84. Имей язык благоговейный, особенно по отношению к Богу. 85. Сотворить Богу зло никто не может, но хулящий Его – нечестивец, ибо если бы он мог, сотворил бы. 86а. Основа благочестия – воздержание. 86b. Вершина благочестия – любовь к Богу. 87. Обходись с благочестивым, как с самим собой. 88. Молись о том, чтобы с тобою произошло не то, что ты хочешь, но то, что необходимо и полезно. 89. Обходись с ближними так, как ты хочешь, чтобы с тобой обходились они. 90. Что порицаешь, того не делай. 91а. Никто да не убедит тебя делать что-либо, кроме наилучшего.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izrechenija-...

412 Часто по поводу самых обыкновенных болезней производились следственные дела о колдовстве. В 1606 году в Перми царские сыщики обвинили ведунов в том, что они напускают на людей икоту и несчастных жгли, давали на пытках по три встряски, потом сажали в тюрьму (Костом. 186 и 187). 415 Некоторые (нижеприводимые) отзывы их о русской церкви мы заимствовали из у помянутого обширного сочинения Рущинского, стр. 40–44, 61–71, 83–88, 94–98, 112–151. 434 Слово Епифания Славенецкого «о милостыни» и Симеона Полоцкого в 27 неделю по Пятидесятнице. Обширные выдержки из этих редких для своего времени проповедей приводятся даже в лучших гражданских историях, например, в истории Костомарова, т. V, стр. 395 и 410. 448 Ак. ист., IV т., 62, стр. 176, 151. т. V, 186, Ак. Ар. Эксп. III т., 264, IV т. 328, Полное собр. зак., т. VI, стр. 707. 457 В новом законодательном строе монастырского нашего приказа сильно сквозит оттенок протестантского законодательства. Он организован был на таких началах, что бояре имели право вступаться в святительские суды, судить епископов и самого патриарха, распоряжаться монастырскими имениями, делать всякие дела, как им хотелось, а патриарха заставлять служить себе (Собр. Гос. Грам., IV т., стр. 128). Образ правления, близкий к протестантскому. Слич., например, Alzogs Universalgeschichte der christlichen Kirche, II S. 307, Main, 1855. 458 Под юго-западной Россией понимаем все те области, которые в церковном и политическом отношениях отделены были от Московской или северо-восточной Руси и которые по отношению к северо-восточной России находятся, по географическому своему положению, на юго-западе, т. е. нынешний юго-западный край со включением Галиции и все северо-западные губернии с присоединением бывшей польской Пруссии. К нашему вопросу из всей этой обширной территории ближайшее отношение имеет северо-западный край, а в юго-западном нам придется указать только два главные центра протестантизма: Львов и Киев. 459 Scriptores rerum Russicarum т. III, 376 и памятники Русской старины в западных губерниях, издан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

29, ст. 61–63). «Скажи (спроси): кто Господь семи небес и Господь великого престола? Непременно скажут: Бог» (Коран, гл. 23, ст. 88, 89). «Если ты спросишь их, кто сотворил их (арабов)? – они непременно скажут, – Бог» (Коран, гл. 43, ст. 87). «Скажи: в чьей власти земля и то, что есть на небе? Они непременно скажут: во власти Бога. Скажи: в чьей руке власть над всеми существами, так что Он покровительствует им, а сам не нуждается в покровительстве? Они непременно скажут: в руке Бога» (Коран, гл. 27, ст. 86,87; 90, 91). Но это первоначальное верование в Единого Бога не могло удержаться среди древних арабов во всей своей чистоте и неизменности. В Коране встречается много мест, в которых Мухаммед от лица Божия укоряет своих соотечественников в неблагодарности к Единому Творцу и Промыслителю: «Ужели они не размыслили, что для них Мы сотворили то, что произвели руки Наши. Скот, которым они владеют, Мы покорили его им и они на одних ездят, а другими питаются, от него им польза и питье. Что же они не благодарны? Кроме Бога, они приняли себе еще каких-то богов, в надежде, что получат от них помощь» (Коран, гл. 36, ст. 71–74). «Многобожники говорят: если бы хотел Бог, то мы никому, кроме Него, не служили бы, ни мы, ни отцы наши ничего не запрещали бы без Его указания. Так делали и предшественники их» (Коран, гл. 16, ст. 37). Соответственно вере в Единого Бога, Творца человека, некоторые арабы сохранили и веру в будущую жизнь (Коран, гл. 6, ст. 92). Такие лица известны даже поименно и в их числе дед Мухаммеда Абдул-Мутталиб, который однажды сказал: «Клянусь Богом! За этим миром есть еще другой, где добрый получит награду, а злой – наказание» (соч. Машанова, стр. 525). Но, неизвестно под какими влияниями, среди современников Мухаммеда появились религиозные вольнодумцы, которые думали, что мир сотворен случайно (Коран, гл. 38, ст. 26) 243 и что люди сотворены, как игрушки (Коран, гл. 23, ст. 117); поэтому они не верили в загробную жизнь и говорили: «Ужели мы, после того как умрем и будем прахом – костями, ужели мы в самом деле будем воскрешены (Коран, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Гл. 5. § 4.) Любопытно признание у этого, не верующего ни в какую мистику, рационалиста существования магии и волшебства и взятие под свою защиту знахарства, народной медицины и лечебного искусства даже дикарей. Ср. еще у него: с. 458–460. 51 См.: Календарь для врачей всех ведомств. 1902. С. 532; Галерея русских писателей. М., 1901. С. 589. 59 Надо прочесть всю книгу, с первой страницы до последней, чтобы вынести целостное, в высшей степени сильное впечатление. Вышеуказанные же мои цитаты, сухие, голые, ничего подобного не дают. 61 Там же. С. 88. Теодор Бильрот (Billroth, 1829–1894) – немецкий хирург, один из самых выдающихся операторов всего XIX века. Его научные труды выдержали десятки изданий (например, « Allgemaine chirurgische Patholoqie und Therapie» – 15 изданий, «Die Krankauptlige im Hause und im Hospital» – 7 изданий и т. д.). 63 См.: Мороховец Л. «Записки врача» В. Вересаева в свете профессиональной критики. М., 1903. Вообще говоря, судя по критической литературе, удар попал в цель и именно в больное, незащищенное место. 65 Также и сам проф. Мороховец по этому поводу в своих лекциях говорит студентам: «Дело не в том – где ни бывает преступников! Я бы мог вам привести громадный ряд жестоких преступников из врачей и именно в сфере своей деятельности... Возьмите доктора Нитуса из Нью-Йорка, насильственно захлороформировавшего свою жену, затем вонзившего ей в сердце нож и преспокойно наблюдавшего за постепенным падением деятельности сердца, причем запись свою сопровождал крайне циничными замечаниями, на которые не решился бы самый закоренелый преступник... Дело не в этом...» («Записки врача» В. Вересаева в свете профессиональной критики. С. 49. Курсив мой). И далее ученый эскулап нападает на тех лиц, которые «не зная ни истории, ни побудительных мотивов врачей, хотя бы совершавших непозволительные действия» (с. 50), пытаются выступать против их (врачей) подобной деятельности. Но если дело не в этом, не в совершении непозволительных, преступных действий под прикрытием науки (которые при других обстоятельствах именуются уголовщиной и караются каторгой), если дело, наконец, не в «душе» и не в «образе Божьем», над которыми ученый позволяет себе издеваться, то в чем же еще?..

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Личности, наиболее выдающиеся по своим заслугам, превращаются, после своей смерти, обычно в блестящие светила, кометы, звезды (lumen, jubar, stella, sidus). Так вознесся в эфир к radiantia astra знаменитый Геракл (9, 266–272), так превратились в звезды первый царь римский Ромул и жена его Герсилия, которые, ставши астральными существами, получили название Квирина и Горы (14, 846 sq.). Такова же была судьба и убитого Юлия Цезаря. 722 Он, по словам поэта, ставши звездой, продолжает взирать с высоты на Рим, капитолий и форум (15, 841–842). Последнее и высшее желание самого Овидия это – вознестись в надзвездный мир «лучшей частью своею». 723 Хотя Овидий и называет рассказываемые им превращения miracula и res fide major, тем не менее он делает попытку дать им рациональное обоснование, представить их как естественные явления на общем фоне постоянных изменений в жизни вселенной. Об этом много говорится в последней книге Метаморфоз, где Овидий ведет речь от имени знаменитого мужа из Самоса (vir ortu Samius, 15, 60), т. е. Пифагора. Собственно, под именем пифагорова учения, он соединяет здесь в одно учения разных греческих философов о мире и совершающихся в нём изменениях. Так он повторяет почти буквально рассуждение Гераклита о вечной текучести всех вещей, припоминая и его классическое сравнение постоянного движения вещей с течением потока: «Ничего нет стойкого в —88— мире. Всё лишь течет (ср. гераклитово πντα ρε) и в движении каждый слагается образ. Самое время вперед идет в непрестанном движении, словно какая река». 724 Далее Овидий излагает учение Эмпедокла о четырех элементах мира, переходящих один в другой: земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, а огонь обратно в воздух. Не забывает Овидий и римского философа Лукреция. Он воспроизводит его атомистическую терминологию, называя первичные элементы – primordia mundi (15, 67; Lucr. 1, 211: primordia rerum), genitalia corpora (15, 139; Lucr. 2, 61, 62), 725 и повторяет его учение о неуничтожимости этих первичных элементов, при всех перемещениях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. В силу такого оттенения свободы воли, св. Иустин о повреждении грехом человеческой природы учит крайне неясно и иногда в таких выражениях, будто ему вовсе не было известно учение о первородном грехе. Род человеческий от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый «по своей собственной вине творил зло» (Dial., 88//PG.T. 6. Col. 685С; р. п.: C. 279); «люди, уподобляясь Адаму и Еве, сами себе причиняют смерть и будут судимы и осуждены каждый сам за себя, как Адам и Ева» (Dial., 93, 124//PG. T. 6. Col. 765B; р. п.: C. 333). Грех первых людей состоял в неповиновении, произведшем смерть (Dial., 100//PG. T. 6. Col. 712A; р. п.: C. 295). Грехи их потомков также являются их личным делом и вытекают, с одной стороны, из подражания праотцам (Dial., 124//PG. T. 6. Col. 765В; р.п.: C. 333), с другой – «из находящейся в каждом человеке многообразной наклонности ко злу», которой пользуются злые демоны (1 Apol., 10//PG. T. 6. Col. 341A; р.п.: C. 39), и дурного воспитания (Dial., 93//PG. T. 6. Col. 897; р. п.: C. 286). Рядом с этим можно, впрочем, указать намёки и на действие первородного греха: а) только о Христе у Иустина замечается, что Он родился без греха (Dial., 23; De resurr, 3//PG. T. 6. Col. 528A, 1577A; р. п.: C. 170:472); б) считается необходимым второе рождение в Крещении вместо первого плотского; ибо «мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились из влажного семени чрез взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах»; отсюда необходимо Крещение, «чтобы нам не оставаться чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания, и чтобы нам получить отпущение прежних (то есть личных) грехов» (1 Apol., 61//PG. T. 6. Col. 421A; р. п.: C. 93); здесь рядом c личными грехами указывается на некоторую необходимость, тяготеющую над родом человеческим; 3) вообще считается (хотя и очень обще) для человека необходимой Божественная помощь – как для того, чтобы побудить свободную волю человека избрать благоугодное Богу (1 Apol., 10//PG. T. 6. Col. 340C; р. п.: C. 39), так и для частичного постижения Бога и Его воли (λγος σπερματικς). По этим основаниям нужно признать, что идея первородного греха была известна Иустину, но он не сумел ввести её чётко в свою [богословско-]философскую систему, а наоборот, в некотором диссонансе с нею преувеличил значение свободы. Здесь слабый пункт его системы, ибо если признавать свободную волю человека неиспорченной, то нет нужды и в Искуплении, а достаточно только нравственного примера и научения (то есть одного только пророческого и педагогического служения Христа), и в таком узком освещении и выступает, главным образом, Искупление у Иустина Мученика , – впрочем только главным образом, ибо Иустин не мог (хотя бы интуитивно) отказаться от традиционного понимания Искупления, несмотря на то, что оно и не совсем удобно вкладывалось в рамки его системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010