57 Эпиметей – «обращенный мыслью назад», «крепкий задним умом». Согласно древнегреческим мифам, был сыном Иапета, братом Прометея и супругом Пандоры. От Эпиметея Пандора узнала, что в доме есть чан (или пифос), который ни в коем случае нельзя открывать. Если нарушить запрет, весь мир и его обитателей ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла его и беды обрушились на мир. 61 Страбон (Geographica XVII, 1, 14) уточняет, что эти опасные рифы находились на небольшом расстоянии от берега. Тафосирис – мнимая могила Осириса по Плутарху (De Iside et Osiride. 21). 62 Риф, получивший свое название от известного мифического существа. Glossa Isidorï Scylla, saxa latentia in mari. 69 Означает нечто неизбежное, обычно наказание. Понятие Адрастии встречается в: Aeschyles. Prometheus Vinctus v. 936; Plato. Phaedrus 248с; Plotinus. Enneades. III, 2, 13, 16–17; Philostratus..Vita Apollonii. VIII, 7, 11–12. 71 Чтобы стать близко к берегу, необходимо иметь как минимум два якоря. Один бросают по левому борту в носовой части, второй – по правому на корме. 72 Имеются в виду созвездия Плеяд и Гиад: мореплавание прекращалось на время, пока они были видны (Garzya A. Problemes textuels dans la Correspondance de Synesios. Byzantine Studies/Etudes byzantines. 5. 1–2. 1978. P. 125–236). 78 Из заявления Синесия о нежелании развестись с женой следует, что безбрачие епископов было довольно укоренившимся обычаем, однако обычай этот еще не был узаконен. Поднятый на I Вселенском соборе вопрос о безбрачии, вследствие протеста епископа Фиваидского Пафнутия, остался нерешенным. Интересно свидетельство Сократа о том, что на Востоке епископы чаще всего добровольно воздерживались от брачного сожительства, но многие оставались в нем и имели детей от законных жен (Сократ. Церковная история. Кн. 5. Гл. 22). 83 Ср: Plato. Respublica VI, 508d; VII, 516a-b, 519b, 533c-d; Sophista 254a-b. Plotinus. Ennea-des V, 5, 7; VI, 8, 19; Sallustius. De deis et mundus VIII, 1. 88 Гипатия – философ-неоплатоник, математик. Под ее руководством Синесий обучался в Александрийской школе. Его любовь и уважение к Гипатии были беспредельны и продолжались всю его жизнь. Во время его епископства их отношения не только не прекратились, но даже окрепли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

2. 394 Southey II, 491 и дал. обвиняет методистов в этом, говоря даже, что их проповедь была вредна для цивилизационного развития общества. 397 К числу их принадлежит и Чарльз Весли, которого гимны ценились и ценятся столь высоко, что историки методизма называют его «бардом» методизма. 400 Весли сам поражался быстротой распространения методизма, как это видно из многих мест сочинения Jacoby, которое было у нас под руками. 402 Southey II, 62, 67; Lecky S. 89. Ту же мысль выражает Lloyd, автор History of the English Church in the short biographical sketches, p. 172; Ложель, в своем сочинении «Англия в социальном и политическом отношении», развивает ту мысль, что такое положение дел зависит от особых исторических условий и ему подчиняется течение истории не только одних методистов, но и других диссидентских обществ Англии. 408 Jacoby I, 60, 61; то же самое гласили правила гернгутиан о приеме членов в общины. См. Преосвящ. Иоанна вып. I. 410 См. Stevens’a. I, 136; Jacoby II, 70. Эти правила были составлены Джоном и Чарльзом Весли в руководство членам методистских общин около 1742 (Stevens, ibid. 137). Они представляют распространение правил Бёлера; сравн. Jacoby 1, 60, 61 и II, 70, 71; также Stevens’a I, 136–137. 413 Первоначально добровольные, эта пожертвования была освящены постоянною практикою и обратилась в обязательные, по мере обращения новых членов, увеличения общин и их нужд. Southey I, 366, 367. 415 Ibid. I, 369; об учреждении классных собраний Джон Весли, старавшийся для каждого из нововведений своих подыскать историческое основание, говорит: «В первые времена христианства те, которых Господь посылал на проповедь, возвещали слово Божие всей твари. Слушателями были евреи и язычники. Коль скоро некоторые из них убеждались в истинности христианства и решались отказаться от греховных привычек, искать спасения в евангелии, они соединялись в союзы… С этими из обращенных собирались вместе и учителя их, чтобы воспитывать их… и молиться с ними и за них по их потребностям». См. Jacoby I, 88, 89.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Славянский перевод Сказания Дисипата (он, повторяю, один во всех русских списках) был сделан с греческого текста, близкого к раннему, по М. Кандалу, типу; некоторые чтения, однако же, роднят его и со вторым типом. 59 Кстати сказать, отсутствие в переводе всех тех интерполяций, которые обнаружил и опубликовал Р. Браунинг, 60 свидетельствует, по-видимому, об их более позднем происхождении и во всяком случае об их инородности по отношению к рукописной традиции Сказания в целом (тем самым в какой-то мере восстанавливается авторитет публикации М. Кандала). Когда был сделан перевод? Древнейшие сохранившиеся списки относятся ко второй половине XV в. Но антилатинские сборники, содержащие произведения Дисипата, по своему составу (очень схожему во всех случаях) близки к сборникам, описанным А. Поповым в его «Историко-литературном обзоре древнерусских полемических сочинений против латинян»; 61 сборники этого типа появились у славян в XIV в. 62 Произведения Давида Дисипата были переведены, вероятно, тогда же – пока они были актуальны еще у самих греков. Почему именно эти произведения были избраны неведомым нам славянским переводчиком из моря исихастской богословско-полемической литературы? По-видимому, по причине их небольшого объема и, действительно, большей их ясности и доступности по сравнению с множеством других современных и родственных им произведений на ту же тему. Я думаю, если бы рационалистические по своей тенденции идеи антипаламитов серьезно угрожали «заражением» какого-нибудь из славянских народов, константинопольские патриархи-исихасты озаботились бы, конечно, «трансплантацией» в эти страны достаточного, гораздо большего количества противоварлаамовских и противоакиндиновских сочинений. Древнейший русский список произведений Давида Дисипата содержится в сборнике ГПБ, Q. XVII. 88, 1495 г., на л. 72 об.–81 об. Вся эта книга написана «рукою многогрешного Аввакума», который оставил на последнем (230–м) листе свою приписку: «В лето 7004 списаны быша сия книги, месяца октябврия 25 (октябрь 1495 г., – Г. П.), на память святых мученик Нотарии, при благовернем князи Иване Васильевичи, при освященном митрополите Симеоне Московьском и всея Руси, рукою многогрешного Аввакума. Вы же, отци и братья, чтуще книгы сия, поминайте нас в святых своих молитвах. Но молю ти ся, владыко господи Иисусе боже наш, не помяни беззаконий наших, молитвами пречистыя ти матере и святых отець, съставивших книги сия, и всех святых. Ныне и присно и в векы веков аминь. Свершающе всякое дело благо – о Христе Иисусе Господе нашем аминь». В начале этой рукописи (л. 1–48) помещено «Житье и хоженье Даниила Русьскыя земли игумена», а далее до конца идет антилатинский полемический сборник. 63

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

79) и б) преподавать православным духовные требы, или делать внушения, до религии касающиеся, а еще более входить в какое-либо посредство, сношение, представление и ходатайство о желающих отступить от Православия (ст. 80). Протестантскому духовенству запрещается неизвестных ему людей допускать к причащению Св. ТаинТаин, без взятия от них подписки в том, что они не принадлежат к православной Церкви (ст. 81). Евреям, нанимающим лиц христианских исповеданий для постоянных домашних услуг или иных работ, воспрещается препятствовать нанятым лицам в чествовании воскресных и установленных праздничных дней и в исполнении прочих обязанностей 18 (ст. 88 Уст. о пред. и прес. прест.). Для управления состоящими вне городов и местечек почтовыми станциями, если таковые с торгов за евреями останутся, и на оных будут находиться христиане, евреи обязаны избирать поверенного из христиан (т. IX, ст. 962). Скопцам запрещается принимать к себе в семейство, под каким бы то видом ни было, чужих детей (ст. 61). Но если бы открылись совращения и совращатели, то епарх. начальство, на основании предписанных ему правил, действует мерами вразумлений, входит в сношение с гражданским начальством и доносит Св. Синоду (Уст. К. ст. 24). В случае же безуспешности сделанных отступившему от Православия в иудейство духовным начальством увещаний, дело об отступлении поступает к рассмотрению светского уголов. суда. (Опр. Св. Син. 17–29 нояб. 1878г. Ц.В. Борьба с религиозным вольнодумством. У нас против религиозных вольнодумств всегда принимались строгие меры со стороны церковно-гражданской власти. Ныне, в видах предупреждения распространения этого зла, существует: а) усиленное и неизменное сохранение духа веры в самом просвещении народа, б) строгое наблюдение (посредством цензуры) за письменными произведениями в области наук, словесности и литературы; наконец, в) если вольномыслие доходит до открытого и злонамеренного действия против веры и Церкви, выражающегося в богохульстве, оскорблении святыни и т.п., тогда оно преследуется судом, как уголовное преступление (Улож.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

После изучения внешнего мира человеку необходимо обратить свой взор внутрь себя, ибо «познание себя ведет к познанию сущего» (De somn. I, 60). Это вторая ступень гносеологии Филона. Обращение к самопознанию, анализу своего внутреннего мира найдет в дальнейшем широкое распространение в теории познания неоплатоников и в «мистическом гносисе» христиан. Но и этот этап еще не дает высшего знания. Оно возможно лишь на третьей ступени, когда сам Бог придет на помощь человеку, открывая доступные ему знания о себе (De Abrah. 68–88). Для истории философии и эстетики наиболее интересными и значимыми представляются первые две ступени филоновской гносеологии. Здесь, помимо традиционной для античности похвалы философии и определения ее места и роли в цикле других наук, Филон, опираясь во многом на стоиков, разрабатывает психологический механизм чувственного и интеллектуального восприятия, что уже имеет определенное отношение к эстетике. Пропедевтические науки, к числу которых Филон относит и некоторые виды искусства, основываются на чувственном восприятии ( ασ– θησις), дающем лишь неясные знания о мире. Философия же руководствуется разумом ( νος) и является более высокой ступенью познания (De congr. erud. 143). Разум (ум) ценится Филоном значительно выше, чем чувственное восприятие, однако Филон хорошо ощущает их глубокую взаимосвязь, хотя и не всегда может ее до конца объяснить. Поэтому часто он просто заостряет противоречия, не пытаясь снять их на понятийном уровне. Своеобразная форма изложения, на которой мы еще остановимся, позволяет ему это делать, не порывая с античной традицией. Путем аллегорического толкования истории Адама и Евы Филон показывает взаимосвязь разума и чувства (De cherub. 54 – 65). Чувство потенциально содержится в разуме. Без чувства разум пассивен, он как бы спит и ничего не видит. Чувство вычленяется из разума, как Ева из ребра Адама. Вступив в связь с чувством, разум начинает познавать мир явлений. Сами чувства без поддержки разума также не в состоянии что-либо познать. Они – лишь глаза разума, и он постоянно поддерживает их деятельность и руководит ими (De post. Caini 127). Без такого руководства разум сам может подпасть под влияние чувств. Излишняя увлеченность чувством породила в результате первой связи разума с ним неразумие (De cherub. 65), хотя обычно чувства способствуют правильному восприятию внешнего мира и только удовольствие ( ηδον) искажает это восприятие (Leg. alleg. III, 61 – 64). Однако удовольствие не является отрицательным фактором в системе Филона. Стремление постигнуть логику взаимосвязи чувственного и интеллектуального познания заставляет его диалектически подойти к этой важнейшей в его мировоззрении категории. С ее помощью Филон стремится объяснить противоречивость духовной жизни, что приводит его к попытке ввести в свою теорию познания непонятийные элементы, т. е. апеллировать к иррациональной сфере. Это приводит к психологизации, и в частности эстетизации (введением категории ηδον) гносеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

«Учительными» псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни автора или жизни народа. К ним принадлежат все псалмы с надписью «учение». Учительные псалмы следующие: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 67, 81, 100, 111, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136, 138. «Мессианскими» псалмами называются те, в которых содержится пророчество о временах новозаветных и, преимущественно, об Иисусе Христе. Эти псалмы самостоятельной группы не составляют: черты мессианские находятся в псалмах всех групп. Мессианскими считаются следующие 23 псалма: 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46, 50, 67, 68, 71, 77, 88, 94, 96, 101, 117, 118, 129, 131, 142. Мессианские псалмы по способу изображения будущих времен делятся на два разряда – на пророческие и прообразовательные. Когда псалмопевцем изображаются будущие времена в простом изложении откровения, данного писателю псалма по поводу известных исторических событий, такие псалмы называются пророческими, когда же события будущего излагаются писателем в чертах исторических, уже бывших фактов, называются прообразовательными. Напр. 109 псалом изображает будущее всесветное господство Сына Божия; поводом к такому изображению послужило сообщенное Давиду откровение после одержанных им блистательных побед, это – псалом пророческий; когда же в самом историческом факте, как, напр., в прославлении Бога даже грудными младенцами по переходе евреев через Чермное море ( Пс. 8 ), заключается точное воспроизведение события будущего времени (такое же восхваление Иисуса Христа малолетними детьми при Его входе в Иерусалим), то такие псалмы называются прообразовательными. Кроме широкого употребления в богослужении, Псалтирь пользовалась широким распространением в общественном и домашнем быту как у древних евреев, так и у христиан первых веков и в настоящее время. Так у евреев при обыкновенных пиршествах пели 22 псалом, при вступлении паломников в притвор Иерусалимского храма – 29, при приближении к горе Сионской – 150, во время зажжения светильников и каждения священников – 69. Есть основание думать, что 8 псалом (см. надписание) пелся при окончании сбора винограда, а 44 – при свадебных пиршествах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наш возврат к исламу (истинному учению) восстановит в мусульманской общине ее жизненные устои, сила которых возродит в нас выдержку и непоколебимость, уверенность в себе и волю, отвагу и веру. Так станет возможным установление справедливой власти, способствующей миру и процветанию во всем мире. Мы выстроим тогда внутри исламского мира предприятия по производству вооружения, так, чтобы мусульманам не приходилось ввозить его из вражеских стран, которые, без сомнения, наложат запрет на такого рода экспорт из страха, что это оружие будет использовано против них (стр. 526). Шейх Абдул-Хамид Аттия Ал-Дибани, ректор Исламского университета Ливии Различные степени джихада Джихад, как уже говорилось, был провозглашен для того, чтобы отражать нападения и устранять препятствия, стоящие на пути распространения ислама в не мусульманских странах (стр. 61). Завершение войны Джихад не закончится никогда, ибо он будет длиться вплоть до Дня Воскресения. Но по отношению к тем или иным группам людей война может завершиться. Она заканчивается, когда цели войны достигнуты, нападение агрессора отражено и с ним заключается соглашение, либо постоянный мирный договор, либо перемирие и т.д.; этот вопрос мы уже подробно рассмотрели в отдельной работе, написанной мною с Божьей помощью (стр. 88). Джихад не ограничивается мобилизацией войск и созданием мощных вооруженных сил. Кроме регулярной армии, он принимает также различные другие формы. Со всех земель ислама пусть соберется воедино группа людей, твердых в вере, снабженных средствами и хорошо обученных, и пусть они изводят захватчика, не давая ему покоя непрерывными нападениями, пока захваченная им земля, которую он надеялся видеть текущей молоком и медом, не превратится для него в место вечной муки. Враги наши творят бесчинство на одной из наших мусульманских земель – давайте же и мы (в отмщение) сотрем их колонии с лица земли. Не будем отчаиваться. Господь нам поможет. Нет иного пути вернуть утраченную землю, кроме как жертвуя жизнью в борьбе. Принесем же эту жертву. Вот программа действий для всех неутомимых в борьбе, и пусть на поле чести и джихада мусульмане соревнуются друг с другом. «О вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы» (Коран, 47:7) (стр. 103).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

с. Неподлинные произведения св. Амвросия Наконец, есть ещё ряд сочинений, которые прежде приписывались Амвросию, но теперь уже раз навсегда признаны не принадлежащими ему. Таковы, главным образом, комментарии на книги Священного Писания Нового Завета: «In Epistulam ad Romanos» [«На Послание к римлянам»], «In Epistulam ad Corinthios I et II» [«На Послание к коринфянам 1 и 2»], «In Epistulam ad Galatas, ad Ephesios, ad Philippenses, ad Colossenses, ad Thessalonicenses I et II, ad Timotheum I et II, ad Titum, ad Philemonem» [«На Послания к галатам, ефесянам, филлипийцам, колосянам, фессалоникийцам 1 и 2, Тимофею 1 и 2, Титу, Филимону»]; сюда же относится также «Liber de vocatione gentium» [«Книга о призвании народов»] и некоторые другие. В отличие от подлинных творений Амвросия их обыкновенно называют произведениями Амброзиастра. Неподлинность их очевидна как из того, что Священное Писание в отличие от Амвросия цитируется в некоторых из них по латинскому переводу блж. Иеронима, так и из того, что часто их учение идёт вразрез с подлинными положениями Амвросия. Кроме перечисленных более или менее обширных произведений св. Амвросия, от него ещё осталось много писем и несколько гимнов. В печатных изданиях мы встречаем сборник из 91 письма, который обыкновенно делят на два отдельных класса: к первому принадлежат письма с более или менее точной хронологической датой (1–64), а ко второму – те, время написания которых неизвестно (65–91). Между этими письмами одни написаны лично Амвросием к частным лицам (2–8, 16, 19, 20, 22, 25–39, 41–50, 54–56, 58–61, 65–86, 88–91), императорам Грациану, Валентиниану II, Феодосию и Евгению (1, 17–18, 21, 24, 40, 51, 53, 57,62:63), целым Церквам (15, 23:64) и группе лиц (87); другие представляют собой послания соборов, на которых участвовал Амвросий (9–15). Разнообразные по своему содержанию письма эти являются иногда экзегетическими, иногда догматическими, иногда нравственно-практическими, иногда, наконец, касаются каких-либо чисто личных обстоятельств из жизни св. Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12.2. Сопоставление текстов К-1883 и К-1881 показывает, что при подготовке второго издания были исправлены некоторые ошибочные чтения первого издания или же удалены фрагменты текста, их содержащие: К-1883 К-1881 спасительное притворство (с. 51). спасительное благородство (с. 49). и не стал чувствовать боли (с. 54). и не стал чувствовать более (с. 53). – (с. 81) нежели скоты отменной пище (с. 80). преподобный Исихий (с. 88). пророк Исихий (с. 87). Под несомненным влиянием упоминания о духовном отце, которое находилось в названии рассказов, в основной текст были внесены четыре дополнения, уточнявшие отношение странника к его собеседнику, о которых упоминалось в Предисловии издателя (К-1883: 4): К-1883 К-1881 Перед самым выходом из Иркутска я пошел еще к духовному отцу, с которым вел беседы, и сказал ему: – Вот я уже совсем на пути в Иерусалим! Зашел проститься да поблагодарить за христианскую любовь ко мне, недостойному страннику. Он сказал мне: – Бог да благословит твой путь! Но что же ты ничего мне не сказал о себе, кто ты и откуда. Много я наслушался от тебя о твоих путешествиях. Любопытно было бы узнать о твоем происхождении и жизни до странничества (с. 63). – Вот я уже совсем на пути в Иерусалим! Зашел проститься да поблагодарить за христианскую любовь ко мне, недостойному страннику. Много я наслушался от тебя о твоих путешествиях. Любопытно было бы узнать о твоем происхождении и жизни до странничества (с. 61). – Справедлива русская пословица – человек предполагает, а Бог располагает, – сказал я, пришедши еще к отцу моему духовному, – я полагал, что нынешний день буду идти по пути к Святому граду Иерусалимскому (с. 68). – Справедлива русская пословица – человек предполагает, а Бог располагает. Я полагал, что нынешний день буду идти по пути к Святому граду Иерусалимскому (с. 66). – А все Бог и Его Святое Провидение правят делами и намерениями нашими, как и написано: «И еже хотети, и еже деяти Божие есть». – А все Бог и Его Святое Провидение правят делами и намерениями нашими, как и написано: «И еже хотети, и еже деяти Божие есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

71 Уарда, стр. 137; Дочь Фараона, т. I, стр. 14, 206. Vigourous, т. II, стр. 121. Wilkinson, т. II, стр. 136. Lepsius, Denkmäler, т. II, стр. 102. 80 Harris Papirus. Records of the Past, vol. VI, pp. 36, 38, 47, 59. В истории Манефта, фараона времени после исхода, встречается факт поразительно сходный с дозволением Иакову и его сыновьям поселиться в Египте. Один папирус сообщает, что в его царствование семиты (Shasu) пришли в Египет из Идумеи пасти свои стада, в Пифоме, в пастбищной земле, принадлежащей Фараону, и получили от него позволение поселиться там. Papirus Anastasi. 88 Синкелл, византийский историк VIII века, говорит: «все согласны в том, что Иосиф управлял Египтом при Апофисе и начал своё управление в семнадцатый год его царствования». Апофис или Афобис, по свидетельству Иосифа Флавия, царствовал 61 год. 90 От этих знаменитых городов в настоящее время остались только печальные развалины. Века опустошительных войн разрушительным вихрем пронеслись над ними, а новейшие цивилизованные варвары растащили последние останки египетскихъ монументов для украшения площадей и обогащения музеев европейских столиц. На месте Мемфиса стоит несколько убогих лачуг, по которым даже трудно определить действительное расположение знаменитой столицы Египта. 94 Ebers, Durch Gosen, стр. 528. По мнению Эберса имя Иегова имеет близкое отношение к этим египетским наименованиям истинного Бога. В некоторых египетских гимнах встречаются чисто библейские выражения о Боге, как наприм. в гимне богу Амон: Един только Ты, Ты творец существ, И Ты только создаёшь всё то, что сотворено. Он один только, Единый, и нет ему равного. Один, обитающий во святая святых. 95 Геродот, II, 46. Лев.18:3 : «По делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте», говорит законодатель, который ниже и перечисляет эти «дела», среди которых указывается (ст. 22 и 23) грубое скотоложство и кровосмешение всякого рода. 99 Об этом можно судить по известным таинственным камням – урим и туммим, находившимся на плечах и на груди первосвященника. На них выгравированы были имена колен. Впрочем, судя по Быm. XXXVIII, 18 , где упоминается об именном перстне (печати), можно думать, что гравирование известно было евреям гораздо раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010