Уметь постоять за себя и за своих ближних необходимо; но как же тогда воспринимать, как применить к своей жизни слова Христа: Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5, 38–42)? Может быть, действительно так: отнимает у тебя что-то грабитель — пусть отнимает, обманул тебя мошенник — пусть обманывает, хамит тебе хам — пусть хамит… Не противься никому и ничему, так и станешь истинным христианином? Или все же иначе нужно относиться к подобным вещам? Этот непростой вопрос мы задали протоиерею Владимиру Пархоменко, настоятелю храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в селе Усть-Курдюм, духовнику и преподавателю Саратовской православной духовной семинарии, духовнику Саратовской епархии. Начнем с того, что слова Спасителя не противься злому вовсе не означают безразличия к злу, согласия с ним. Христос, Который не противился Своим мучителям, при том что мог упросить Отца, чтобы Он прислал более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26, 53), одержал тем самым величайшую победу над злом. Призыв Христа обернуть другую щеку — это призыв не отвечать на зло злом, не умножать зло в этом мире. И эти слова нельзя понимать формально, нельзя применять к своей жизни буквально, без рассуждения. Бывают ситуации, когда «обратить щеку» означает умножить зло. Приведу педагогический пример. Мальчик обиделся на свою маму… и влепил ей пощечину. Что должна делать мама? Подставить чаду другую щеку? Нет, конечно: она должна ребенка наказать, она должна это зло в нем пресечь. Если она поступит именно так, то будет не просто права с житейской точки зрения — она поступит по-евангельски, остановит зло. Святого равноапостольного Кирилла (тогда еще Константина) магометане спросили: «Как же так, ваш Христос велел подставлять другую щеку, отдавать верхнюю одежду, а вы воюете с нами?». Святой ответил: у нас еще и другая заповедь есть — Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

http://pravoslavie.ru/119509.html

В угоду Ассирии Манассия с огромным усердием взялся за возрождение тех культов, которые существовали при Ахазе. «По распоряжению Менаше восстановили все старые жертвенники, священные обелиски и рощи. Вновь их стали окружать благоговейные толпы. Суеверия, лишь оттеснённые усилиями пророков, с удвоенной энергией вырвались наружу» 110 . Именно в это правление достиг своего наибольшего расцвета культ «воинства небесного» – он проник даже в Иерусалимский Храм, центр яхвизма: и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня ( 4Цар.21:5 ). Также в Иерусалиме очень сильно распространилась магия и астрология, важный элемент этого культа: гадал, и ворожил, и завёл вызывателей мертвецов и волшебников ( 4Цар.21:6 ). Звёздам поклонялись не только царь и аристократия, но и большинство простого народа, так как этот культ был очень удобен и прост для понимания. В итоге он настолько укоренился в Иудее, что, даже несмотря на огромные усилия последующих пророков и благочестивого царя Иосии, его уже так и не смогли уничтожить. «Ассирийско-вавилонский культ небесных светил, насаждённый при Манассии, существовал до самого падения южного царства» 111 . С таким уничижением веры отцов, конечно, не могли смириться истинные последователи Яхве. Хотя пророк Исаия к тому времени уже скончался (в Ис.1:1 указывается, что последний царь, при котором он пророчествовал, был Езекия), его последователи – пророки и благочестивые иудеи – восстали на борьбу с языческими культами. Скорее всего, в это время было произнесено огромное количество гневных проповедей и предсказаний для обличения того зла, что распространилось в Иудее. Библия донесла до нас одну из таких речей: За то, что сделал Манассия, царь иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде него, и ввёл Иуду в грех идолами своими, за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того; и протяну на Иерусалим мерную ветвь Самарии и отвес Дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытрут и опрокинут её; и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего Дня ( 4Цар.21:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сочетающийся с нею по действию хотя похож на брачных, но по силе противоположен им, и тело своё и себя отторгает он от Христа и чрез сочетание с блудницею ввергает себя в область, противную Ему, сатанинскую» 159 . Мы знаем, что падение царя Соломона началось с того момента, как стала ослабляться его преданность Богу и он стал соединяться в безбрачном союзе с чужестранками: И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим, богам; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его ( 3Цар.11:1–4 ). На этом примере со всей очевидностью показано, что опасность блуда состоит в том, что при совокуплении с блудницей разрушается соединение верующего человека с Господом. При этом устанавливается новый, порочный союз, приводящий к осквернению и поруганию Храма Божия: «...тело и душа блудника делаются непроницаемо мрачными и источают невыносимый смрад, хотя „плотские этого не видят и не ощущают; это видят и ощущают люди духовные и ангелы“» 160 . Дальнейшее взаимопроникновение человека и Бога становится невозможным, «ибо мрачному и смрадному нельзя уже быть едино с Господом» 161 , и человек ниспадает в пропасть греха; – а вот ещё один аргумент апостола Павла против блудной страсти: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ). На этот стих имеется множество толкований. Блаженный Феофилакт, в частности, пишет: «Блудник грешит против собственного тела в том отношении, что смешивается не по желанию произвести детей, как при совокуплении с законной женой, но напрасно портит его излиянием семени и тем обессиливает его... Блудник грешит против женщины, с которою смешивается, так как она становится через это его телом, почему если смешивается с нею незаконно, то грешит против неё» 162 . Святитель Феофан Затворник толкует этот стих следующим образом: «...от блуда всё тело становится нечистым; оно сквернится так, как бы упадало в грязный сосуд, наполненный нечистотами. Потому и у нас есть такой обычай, что после дел корыстолюбия и мщения никто не заботится омыться, но прямо возвращается домой, а после любодеяния идут омыться, как бы всецело сделавшись нечистыми: так совесть стыдится по преимуществу этого греха!» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале истории Исхода есть рассказ, который в глубокой богословской рефлексии даёт некое знание о тайне Бога Израиля. Первым и уникальным по значению в этом отношении, без сомнения, является текст книги Исх.3:14–15 , где говорится о великой теофании при неопалимой купине. Имя Божие, открытое Моисею, в библеистике имеет название священной тетраграммы – это четыре буквы древнееврейского алфавита , которые можно условно читать как YHWH («Яхве»). Та роль, которую Моисей играл в народе Божием, та его миссия, которую он возглавил, связана именно с моментом откровения ему имени Божия. В Моисее даже вдохновенный законодатель отступает на второй план перед пророком. Именно как пророку ему было открыто имя Божие. И когда Моисей стоит на Хориве и слышит голос из среды пылающей купины, он говорит: Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ( ). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий () послал меня к вам ( Исх.3:13–14 ). Моисей, согласно легендарной истории его детства ( Исх.1–2 ), чудесным образом избежал смерти, когда египетский царь приказал убить еврейских мальчиков. Он вырос при дворе фараона как приёмный сын египетской принцессы и ознакомился с жизнью и культурой Египта. Но наступил момент, когда Моисей узнал о коренной связи со своим народом. Возмущённый обидой, которую египетский чиновник нанёс одному еврею, он убивает египтянина. Фараон, узнав об этом, полагает убить Моисея. Даже его собратья, с которыми он выразил солидарность, не желают иметь с ним дела. Поэтому он бежит из Египта в пустыни Синая к Мадианитянам и женится там на дочери священника Иофора. Он пасёт овец своего тестя в степи. Но именно тогда, когда он отказался от всех собственных планов, его настигает призыв Божий. Моисей должен вернуться в Египет и исполнить задание, в котором он ранее потерпел неудачу, будучи самостоятельным в своих поступках. Он должен вывести Израиль из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В своё время Бог устами пророка Исаии сказал, что пред Ним преклонится всякое колено и воздаст всякий язык хвалу Богу, говоря: праведность и слава Ему принадлежат (ср.: Ис.45:23–24 ). Это место, видимо, было хорошо знакомо апостолу Павлу, который относит эти слова к прославленному Господу Иисусу Христу, пред именем Которого должно преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:10 ). За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу человечество Христа введено в славу Божества (по Воскресении), и как человек Он принял то, что как Бог имел всегда, и прославленному человечеству Христа дана Богом великая слава, которая поставила Его выше всякой твари 314 . Но путь к прославлению лежит через уничижение, страдания и смерть. И когда человек обращается ко Христу, начинает свой духовный путь, церковную жизнь, важно то, как он представляет себе этот путь верующего человека. Что он ожидает от встречи со Христом? Ведь если человек ожидает от Него получения только чего-то земного, видит в нём только подателя материальных благ, ждёт только обеспечения комфортной жизни на земле, то весьма ошибается. Истинный же христианский путь, которым, в конце концов, призван идти каждый верующий человек, указан нам в кеносисе Христа: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ). Как и в другом месте, апостол пишет: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). При этом подражание это призвано быть прежде всего не в намерении восприятия каких-то внешних моментов кеносиса Христа, но именно в желании реального следования за Господом в своей жизни. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас ( Флп.3:17 ). Впрочем, в современном обществе понимание слова «подражание» может иметь некоторый негативный аспект, поскольку подразумевает отсутствие творческого начала и простое копирование (например, попугаи подражают человеку путем воспроизведения его голоса, при этом не разумея смысла воспроизведенного). Но перевод библейского греческого слова μμησις (мимесис) на русский язык словом «подражание» несёт в себе смысловую нагрузку именно в значении «сознательного следования примеру», а вовсе не бездумного копирования чужих действий 315 . Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные ( Еф.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот и сегодня современный человек тоже может спросить себя: не боится ли он лишиться чего-то земного, земных каких-то возможностей, из-за того, что Бог пришёл в этот мир? Не думает ли он как Ирод, что будет у него что-то отнято? Не скажет ли, например, молодой человек: «Господи, Твое Пришествие слишком для меня сурово, ведь Ты хочешь отнять у меня мой единственный выходной в воскресенье и, может, ещё другое время, в которое я привык делать то, что мне хочется, и то, что я люблю». Также и пожилой человек не скажет ли: «Мне и так нелегко в моем возрасте, а Ты пришёл меня беспокоить, хочешь лишить меня в воскресенье любимых сериалов или какой-то привычной заботы». Но если бы такой человек знал, что пришёл как раз Тот, Кто не отнимает, но обогащает. Как и Ирод, если бы знал то, что Христос пришёл не занять его место временного земного царя, но, в самом деле, дать ему возможность стать настоящим царём во Христе, и не временно, но вечно, то поступил бы, может быть, иначе. Итак, как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти ( Рим.8:3 ). Как и в другом месте апостол Павел говорит, что Сын Божий опустошил Себя, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:7 ). Здесь слова сделавшись подобным человекам говорят о том, что естество человеческое Христа было подобно греховной человеческой природе, но не по злу 300 . Ведь, чтобы умереть, Христос должен был стать подлинно человеком, а употреблённое апостолом слово подобным совсем не отвергает реальности Его человеческой природы, но обращает внимание на определённое различие между Ним и прочим человечеством 301 . При этом кеносис Христа не упраздняет реального соединения двух естеств, будучи итогом реализации ипостасной Божественной свободы, свободы вочеловечшегося Сына Божия, Который, не быв связан какой бы то ни было сущностной необходимостью, воспринимает в Свою Ипостась природу человеческую, имея при этом собственную Божественную природу 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наиболее существенное внимание проблемам, связанным с разводом, уделяется в Мал.2:13–16 . Пророк Малахия, живший в первой половине V века до Р.Х., резко критикует некоторые беззакония в семейной жизни своих современников. Среди этих нарушений были и разводы с законными жёнами, которые во время деятельности пророка Малахии стали обычным и довольно распространённым явлением. В Мал. 2:13–16 мы встречаем наиболее обстоятельное и в то же время в силу своей категоричности исключительное для Ветхого Завета осуждение развода и учение о нерушимости брачного союза. В первую очередь, пророк указывает, что брошенные иудеями жены обливают слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем ( Мал.2 :13а) 164 . При этом выражение «обливать слезами» не следует понимать буквально, будто несчастные жены восходили к самому жертвеннику и проливали слёзы на него. Здесь речь идёт просто о плаче во дворе храма, где был жертвенник. Во Втором храме (как и в храме Соломона) не было отдельного двора для женщин, и женщины могли присутствовать при жертвоприношениях во внутреннем дворе вместе с мужчинами. И вот, отвергнутые своими мужьями жёны, сознавая своё полное бессилие добиться чего-либо от человеческого правосудия, приходили к святилищу с плачем и воплями и здесь перед Всеведущим и Праведным Богом изливали скорбь своего сердца 165 . В 2:13б Малахия говорит о том, что Господь вследствие такого поведения иудеев не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Как в Нагорной проповеди Господь называет тщетным приношение, если человек не примирился с ближним (см.: Мф.5:23–24 ), так и здесь через пророка Он говорит, что не может принять приносимые иудеями жертвы, потому что видит женщин, терпящих жестокие обиды. Однако смысл отвержения Богом жертв у пророка Малахии имеет свою особенность, так как здесь Бог не только выступает покровителем обиженных жён, но и Сам терпит оскорбление от вероломства иудеев 166 . А каким образом развод с женой оскорбляет Яхве, об этом пророк говорит далее, в 14-м стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Невозможно человеку собственными усилиями познать Богооткровенные истины, без обращения к Священному Преданию, без обращения к святым, через которых Дух Святой наставляет ищущих эти истины. Живой пример – евнух, встречающийся нам в Книге Деяний святых апостолов, когда он на вопрос апостола Филиппа: разумеешь ли, что читаешь? – ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? После просьбы евнуха разъяснить ему строки Писания Филипп отверз уста свои и... благовествовал ему о Иисусе (ср.: Деян.8:30, 31, 35 ). Кто знает, может, если бы евнух не обратился к Филиппу за разъяснением из Предания, то так и остался бы того мнения, что Исаия, пророчествовавший о Христе как об овце, ведомой на заклание, говорит о себе (см.: Деян.8:26–40 ). Это подчёркивает мысль апостола, оберегающего христиан от разделений, которые могут возникнуть при уклонении от Священного Предания в предания человеческие, те, которые не имеют духовного начала, благодатных даров, но основаны на немощных человеческих соображениях и потому могут ввести человека в заблуждение. Главная мысль, которую стремится донести до нас апостол, говоря о Священном Предании и Священном Писании , – это неуклонное следование им, стойкость, что не позволит исказить в нас здравое учение. Из самого Священного Писания видна эта цепочка хранения Предания. Христос слова, данные Богом Отцом, передаёт апостолам (и всем христианам): слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно ( Ин.17:8 ). Далее апостолы передают Христово учение верным людям: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Здесь отметим ещё один важный момент: под способными научить других надо понимать святых отцов, чрез которых Предание также было засвидетельствовано от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго ( Евр.2:4 ). «В наибольшей мере постигли смысл Писания святые люди, поэтому важно обращать внимание на их произведения. В наследии святых разъяснены все тонкости духовной жизни» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, несмотря на все успехи Иосии, его реформы были заранее обречены на неудачу, ведь Господь уже совершил Свой суд над Иудеей и вынес приговор. Иерусалим прогнил насквозь, и единственной возможностью обновления истинной веры было его полное уничтожение: вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытрут и опрокинут её ( 4Цар.21:13 ). Да, при Иосии люди покаялись и вновь поклонялись только Единому Богу, но для большинства это было лишь формальное подчинение властям. «Религиозная реформа, осуществляемая административными мерами сверху, оказалась поверхностной. Большинство иудеев в душе оставались идолопоклонниками. Это сразу же обнаружилось в немедленном и массовом возвращении иудеев к идолопоклонству при приемниках Иосии» 125 . Таким образом, после гибели Иосии в 609 году Иудейское царство вступило в период своей агонии, которая продлилась до разрушения Иерусалима в 586 году. В это время изнутри страну разлагали языческие культы, различные суеверия и политические распри, а извне вавилоняне наносили иудеям поражение за поражением. Собственно о культе «воинства небесного» в этот период в Книге Царств не говорится, но в том, что он существовал, можно не сомневаться. Об этом можно судить по некоторым обличительным речам пророка Иеремии, который пророчествовал в 627–586 годах 126 . И домы Иерусалима и домы царей иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим ( Иер.19:13 ). В этом месте поражает размах культа – на кровлях всех домов. Может, это и преувеличение, но наверняка у пророка были серьёзные основания для такого высказывания. Также он предсказывает осквернение останков служителей культа: В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле ( Иер.8:1–2 ). Здесь Иеремия как бы высмеивает бессилие мёртвых звёзд: «ни солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения своих почитателей» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Павел призывает быть именно последователями Богу (см.: Еф.5:1–5 ) ... И если вы в походе и следуете за лидером, то вы не будете подражать его походке или жестам. Вы постараетесь оставаться на том же пути, что и он, и не отставать далеко, чтобы не заблудиться. Христиане, как чада возлюбленные, должны жить в любви и воздерживаться от блуда и всякой нечистоты и корыстолюбия. Вот что значит следовать за Христом! Давайте же не будем имитаторами, а будем последователями Христа!» 228 . Именно из таких соображений в большинстве английских вариантов Библии в качестве перевода слова μιμητς были выбраны слова a follower – «последователь» и to follow – «следовать». Поэтому 1-й стих 11-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам в «The Holy Bible. King James Version» звучит следующим образом: «Be ye followers of me, even as I also am of Christ» 229 , а в «New International Version (NIV Bible)» – «Follow my example, as I follow the example of Christ» 230 . Тем не менее в Библии «American Standard Version (1901)» всё-таки используется слово а imitator: «Be ye imitators of me, even as I also am of Christ» 231 . Приведём и другие цитаты из Священного Писания Нового Завета, где в оригинальном тексте звучат греческие μιμητς и μιμηθον: Посему умоляю вас: подражайте (μιμητα) мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). И вы сделались подражателями (μιμητα) нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии ( 1Фес.1:6–7 ). Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как Должны вы подражать (μιμεισθαι) нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба Даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,– не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания (μιμεισθαι) нам ( 2Фес.3:6–9 ). Таким образом, после прочтения данных стихов становится совершенно очевидным, что при переводе библейского греческого слова μιμηθον на русский язык предпочтение всегда отдавалось слову «подражать» – в смысле «взять за образец», «сознательно следовать примеру», но не слову «имитация», то есть внешнему воспроизведению, копированию чужих действий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010