Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак, – восклицает апостол ( Рим.9:14 ), отрицая тем самым всякую мысль о несправедливости или неправде у Господа. Блаженный Феофилакт Болгарский так поясняет смысл всего настоящего места: «Видишь ли, что это непостижимо для людей, но постижимо для одного Бога. Так и избрание язычников, и отвержение иудеев представляется нам неосновательным, а в очах Божиих то и другое весьма справедливо» 322 . В связи с этим апостол Павел указывает на очевидное – у Бога не должно требовать отчёта: „Ибо кто противостанет воле Его?“ А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: „зачем ты меня так сделал?“ Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого? ( Рим.9:19–21 ). Милосердие и премудрость Господа, по мнению апостола, заключены в том, что Он, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадит сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе (ср.: Рим.9:22–23 ). «Бог носит или щадит с великим долготерпением сосуды гнева, чтобы сделать из них сосуды благодати. Все, которые достигли славы, должны сознаться, что они первоначально были сосудами гнева, готовыми к погибели, и что они обязаны только долготерпению Божию тем, что стали сосудами благодати» 323 . И тут следует особо указать на двоякое действие долготерпения Божия на людей. Чудесное пояснение этому даёт блаженный Феофилакт Болгарский : «...о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона подобно тому, как солнце делает жёсткой грязь. Каким же образом? Долготерпением; ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто, имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает долготерпением тем» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, понятие кеносиса не ограничивается Боговоплощением. Если посмотреть на саму жизнь Спасителя среди людей, то можно увидеть, что Господь и здесь продолжает путь смирения и кротости. Перед нами не земной Царь, и не Его приближённый, и вовсе не тот, кто живёт во дворце. Сын Божий пожелал родиться и жить в простой иудейской семье. Он помогает родителям, своими руками работает, занимается ремеслом. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее ( 1Кор.1:27–28 ). В евангельском повествовании о беседе с Самарянкой, которую встретил Христос у колодца, говорится о том, что Господь приблизился к колодцу пешком и в одиночестве. Женщина, вступая с Ним в разговор, увидела перед собой внешне вполне обыкновенного человека, в простой одежде, не отличающегося особым богатством, без сопровождения. Если бы она знала, Кто на самом деле с ней говорит: Царь царей, Господь господствующих. Царям земным принято было разъезжать в шикарных повозках или в то время, может быть, на носилках, с множеством охраны, но Царь Небесный приближается к колодцу в простоте. И если бы мы сегодня встретили Христа на наших улицах с проповедью, то, видимо, Он и сегодня не на шикарном бронированном автомобиле последней модели подъехал бы к источнику испить воды, и не в сопровождении бесчисленной вооружённой охраны. Ведь это создало бы серьёзную дистанцию между ним и простыми людьми: из машины можно и не выходить за водой, её и так могут подчинённые принести прямо в автомобиль, впрочем, тогда не будет разговора с простой женщиной, тогда не придёт целое селение по её слову, и многие не встретят Мессию. Богочеловек Иисус Христос стоит на пути кротости и смирения, в отличие от первочеловека Адама, который соблазнился перспективой стать богом без Самого Бога, отчего и пал. Христос же, являясь Адамом Небесным, самоумалил Себя, быв послушен воле Отца, отчего и вознесён над всем творением 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В силу данных обстоятельств апостол Павел решает послать своё Послание в Коринфскую Церковь , в котором предельно ясно и чётко выстраивает три основные линии: 1 . В первых шести главах Послания апостол прилагает все усилия, чтобы устранить раздоры внутри Церкви и добиться единства коринфян. 2 . Начиная с седьмой главы и далее, апостол подробно разъясняет коринфянам интересующие их вопросы. В греческом тексте они предваряются словосочетанием περ δ (рус. пер. «а теперь что касается»). 3 . И наконец, в 15-й главе апостол обосновывает доктрину воскресения из мёртвых, которую некоторые опровергали. Те ситуации, в которых оказывались первые христиане Коринфа, – проблемы, конфликты, споры, а также вопросы, которые они задавали, и какой ответ получали от апостола Павла, – всё это крайне полезно преломлять в реальность современной жизни, чтобы сделать выводы для себя как христианина и обрести представление об истинной миссионерской деятельности. Через тысячелетия апостол Павел на примере собственного опыта даёт нам уроки миссионерского служения. Урок первый Апостол Павел, очень образованный для своего времени человек, тонкий психолог, дипломат, все силы отдавал на то, чтобы как можно больше людей привести ко Христу. Каждое своё Послание он начинает с проэмия – молитвы к Богу за адресата. Отчасти это был эпистолярный стиль того времени, ближневосточная, палестинская традиция – в начале послания выражать благодарность читающему (или читающим), что нередко превращалось в грубую, неприкрытую лесть. Далее обычно присутствовала просительная молитва к какому-либо богу даровать адресату здравия, счастья и т. д. Но апостол Павел нарушает общепринятый формальный тон, и мы видим у него не просто ходатайство и не просто просительную молитву, а благодарение Богу, евхаристию: Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, – ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, – так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.1:4–8 ). Таким образом, узнав о многочисленных проблемах в коринфской общине, апостол не спешит выразить своё неудовольствие происходящими отступлениями от истины среди христиан. Наоборот, он находит весьма сердечные слова благодарения Богу за излитую Им на коринфян благодать, как бы подчёркивая тем самым, что ничто не может омрачить его добрые отношения с Коринфской Церковью . Он с первых же строк заверяет коринфскую общину, что он их верный пастырь и ходатай пред Господом, что он постоянно благодарит Бога за них и, несмотря ни на что, они навсегда останутся его похвалою ( 2Кор.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Первом послании к Тимофею апостол Павел пишет: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Но как это вместить человеку, что это значит: Сын Божий становится человеком? Вот если предположить в качестве примера (конечно, совсем не совершенного), что есть некая вполне благополучная семья в России, у которой сын живёт в достатке, учится в институте, проводит свободное время в Интернете. И есть в противоположность этой семье некая голодающая семья, скажем, в Африке, для которой единственным шансом не умереть с голода является временный обмен детьми. То есть сыну из российской семьи следовало бы тоже перейти на время в голодающую семью и разделить с ними их жизнь (разделить и голод, и холод, и болезни). Наверное, ни родители благополучной семьи, ни сам ребёнок не согласились бы на такую кардинальную перемену, на такие лишения и риски. Но вот в Евангелии мы читаем, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). В своё время израильский народ получил Закон Божий и призыв к святости, однако повреждённая природа человека не может исполнить в совершенстве Закон. Как если бы некоему расслабленному, лежащему на постели, сказать, что должно ему ходить, а не лежать на постели, то даже если бы он и захотел, то не смог бы сам встать, поскольку болен и здесь требуется врачевание. Подобно этому и человеку на пути к святости и исполнению Закона требуется исцеление природы. И вот, приходит спасительная весть: Сын Божий становится истинным человеком, восприняв падшую природу и исцелив её. Впрочем, надо сказать, что во время Пришествия Спасителя в этот мир были и те, кто не был рад этой встрече: Услышав это, Ирод царь встревожился ( Мф.2:3 ). А после, увидев себя осмеянным волхвами, Ирод весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов ( Мф.2:16 ). Видимо, он думал, что может лишиться своего царства, из-за рождения истинного Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Важное место в Посланиях «апостола язычников» занимает учение об основных христианских добродетелях. В данном исследовании даётся систематизация добродетелей по тексту Посланий, на основе святоотеческой экзегезы и православной богословской традиции. Совершенство духовной жизни христианина увенчивается венцом всех добродетелей – любовью, которая включает в себя весь комплекс всех благих деланий. Все добродетели являются основами духовной жизни христианина, без которых человек не может приблизиться к Богу. Следование Священному Преданию и Священному Писанию Проходя свой жизненный путь, человек, стремящийся к единению с Богом, должен достигать совершенства, к которому ведёт духовная жизнь. Основы духовной жизни изложены в Священном Писании и Священном Предании. Их важность в том, что они богодухновенны, и в том, что ведут человека к совершенству: Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Святитель Иоанн Златоуст , толкуя это изречение апостола, обращает внимание на важность применения в жизни верующего Священного Писания для совершенствования: «...для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным. Вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда. Если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа (Святого), то не тем ли более нам?» 193 . В Писании, то есть в ряде Священных книг, о котором говорит апостол Павел, можно найти «необходимое к изучению истин веры и благочестия; в нём указывается и путь к обличению лжи и нечестия; в нём подаётся и сила, и увещания к исправлению порочной жизни и образа мыслей; наконец, он же служит и к наказанию, то есть наставлению в жизни добродетельной, примерами и убеждениями» 194 . Новозаветное апостольское учение, предлагаемое адресатам, как заявляет сам апостол Павел, есть именно слово Божие, а не слово человеческое: приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть поистине, – которое и действует в вас, верующих ( 1Фес.2:13 ), и подтверждением чего служит то, что «это слово обнаруживает на них (адресатов. – Свящ. Д.Л.) своё чудесное действие, подавая им силы в перенесении страданий от своих неверующих соплеменников» 195 . В данном контексте, по слову святителя Феофана Затворника , апостол Павел утверждает мысль о том, что переданное им слово «просветляет понятия, исправляет чувства, упорядочивает нравы, а внешне – сопровождается дарами благодати Святого Духа» 196 . «Несомненно, апостол Павел был исполнен Духа Святого, дававшего силу пророчествовать ( 1Кор.2:10–13 ) и говорить „иными языками“ ( 1Кор.14:18 ), как Он давал говорить даже вновь крестившимся язычникам ( Деян.19:6 )» 197 , – пишет протоиерей Стефан Жила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Переданное слово было принято от Господа: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор.11:23 ), и лишь живое и действенное слово Божие ведёт человека к спасению. Потому для человека важно не пренебрегать этим Преданием слова Божия, чтобы не уклониться от истины. К этому и призывает апостол: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ), – и хвалит тех, кто этого Предания держится: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Протоиерей Александр Сорокин о важности следования апостольскому Благовестию, переданному Господом, пишет так: «Важно держаться „здравого учения“, каким является первоначальное апостольское Благовестие, не превращая его в мёртвую букву, но актуализируя всегда новое звучание его духа» 198 . Через Священное Предание открывается наилучшее понимание Истины: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). В данном контексте, по словам Владимира Лосского , Священное Предание объясняется как «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума» 199 . Вот ещё одно место, где апостол Павел восклицает в Послании к Тимофею о хранении Предания: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ). Здесь подчёркивается то, что, оставив Священное Предание, человек продолжит свою жизнь, предавая её пагубному человеческому преданию. Это важная мысль: те, кто отрицает Священное Предание, уклонились в огромное количество различных сект, каждая из которых трактует ту или иную цитату Священного Писания на свой лад, вплоть до противоречий внутри и вне своей секты, пренебрегая опытом Церкви, которая дышит и живёт Духом Святым уже более двух тысяч лет (речь идёт о Новозаветной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Данная тема является связующим звеном Евангелия и «Второго Евангелия» – Посланий апостола Павла, так как рассматривает высшую степень совершенства – самоотверженную и всепрощающую любовь. Так же как и Евангелие, Павловы Послания пронизаны темой любви, которая распространяется равно на всех. Этой любви друг к другу учит Сам Господь: вы сами научены Богом любить друг друга ( 1Фес.4:9 ). Любовь , по апостолу, – это важное условие, которое позволяет сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). Она является вершиной добродетели. Об этом он определённо говорит в Послании к Колоссянам: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ). Можно совершить многочисленные подвиги, предавая себя добродетельной жизни, но без любви невозможно найти истинную пользу, то есть спасение. Без любви добродетель превращается в ожесточённое благочестие, за которым скрывается замаскированная гордыня. Говоря о вере, надежде и любви (см.: 1Кор.13:13 ), апостол превыше ставит любовь, потому что, объясняет преподобный Иоанн Лествичник , «ею именуется Бог . Кто хочет говорить о любви, тот покушается говорить о Самом Боге» 257 . Теперь рассмотрим, в чём, по апостолу, заключается совершенство любви. В первую очередь это самоотверженность. Просто удивительные слова апостола встречаются в его Послании к Римлянам: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян ( Рим.9:3–4 ). «Смысл фразы в том, что апостол считает дело спасения Израиля более важным, чем дело своего личного спасения» 258 . «То есть „я молюсь, – говорит он, – о том, чтобы мне быть преданным Христом диаволу и быть наказанным и претерпеть кары за Израиль, по праведному суду полагающиеся [сынам Израилевым] за неверие, лишь бы они спаслись“. Тем же самым образом и Господь предал Себя [на крестную смерть] и стал клятвой за всех ( Гал.3:13 )» 259 . Конечно, это место в Послании может показаться странным и непонятным, но стоит обратиться к толкованию, как сразу проникает в сердце глубокое его содержание, наполненное пламенной любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, терпение, по апостолу Павлу, – это важное условие в духовной жизни, подкрепляемое Божественной любовью, через которое человек удостаивается вечных благ от Господа. Воздержание В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: Всё мне позволительно, но не всё полезно ( 1Кор.6:12 ). Ещё не обратившись к толкованию святых отцов, можно предположить, что апостол имеет в виду свободу воли, которая может быть противна воле Божественной. Каждый человек имеет право выбора. Этот выбор может быть греховным. Воздержание в этом случае является осознанным решением, подавляющим греховные желания, для избавления от рабства греху: «Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом (выбора. – Свящ. Д.Л.). Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и сделаешься рабом греха» 254 . Вот в чём состоит важность этой добродетели – в умении подавить свою волю, чтобы дух царствовал над плотью. Воздержание человека говорит о его терпении, о чём было сказано выше. Этот труд предполагает самоотверженность ради любви к Богу и ближнему. Подтверждение этому можно найти в следующих словах апостола: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу ( Гал.5:13 ). Здесь говорится о том, что воздержание является проявлением в человеке свободы от греховной жизни. Дух проявляет себя через плоть, воздерживает её волю от пристрастий, чтобы грех не пленил всего человека. Как нормальный нравственный порядок, воля должна быть направлена на служение ближнему. Поэтому в приведённом выше контексте «апостол переходит уже к нравственным советам и повелевает позаботиться и о деятельной добродетели» 255 . Этой добродетелью он называет любовь. То есть воздержание освобождает человека от плотских пристрастий, чтобы думать не об угождении своей плоти, а об угождении ближнему, что есть любовь. Также воздержание сохраняет неуклонность на пути спасения, потому что если человек, встав перед выбором греха или святости, поддаётся греху, то этим искажает замысел Божий и идёт против Него: плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 ). Именно воздержание, подкрепляемое жизнью по духу во Христе, преодолевает плотские стремления, сохраняет чистоту жизни и освобождает от греха, и это мы можем подтвердить на примере апостола: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ). Воздерживающийся от плотских стремлений и живущий духовно, по словам святителя Феофана Затворника , «преисполняется истинной жизнью, которая, настраивая на единое все проявления собственной его жизни, и внутренней и внешней, вносит в неё гармонию и мир, прекраснее, и сладостнее, и восхитительнее чего человек и вообразить не может» 256 . Союз совершенства – любовь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно такой совершенную любовь видит апостол Павел: действенной, чистой, бескорыстной, искренней, самоотверженной, всепрощающей. В его учении любовь «не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их» 277 . К такой истиной любви он призывает своих адресатов, ибо всё пройдёт и изменится, а любовь никогда не перестаёт. Как говорит святитель Иоанн Златоуст , толкуя гимн любви: «Любовь друг к другу не прекратится, а ещё более будет возрастать и здесь и в будущем веке, и тогда ещё более, нежели теперь» 278 . Как уже было сказано, апостол Павел не просто говорит о высоте любви как об отвлечённом чувстве, но говорит о важности её применения в жизни, о её действенности, что показывает на личном примере по отношению к своим пасомым. Пребывание с Богом как результат добродетельной жизни Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:23 ). Раскрыв глубины христианских добродетелей, вполне уместно сказать и об их значимом и конечном итоге для человека – вечной жизни с Богом, без веры в которую христианские добродетели потеряют смысл. Основание этой веры – Воскресение Христово: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор.15:12–14 ). То усердие, с которым человек стремился к Богу, будет являться критерием его вечного бытия. Исходя из степени совершенствования в земной жизни, апостол Павел говорит о степени различия блаженства в жизни вечной: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор.15:41 ). «Доказав истину воскресения, он теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно... Хотя все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое блаженство» 279 . По учению апостола мы сейчас говорим о вечном блаженстве, но следует подробнее рассмотреть, что есть вечное блаженство. Конечно, трудно размышлять о том, чего не видел глаз, не слышало ухо (ср.: 1Кор.2:9 ). Но уже эти слова говорят о том, как велико и как несопоставимо с временной, скорбной жизнью то, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Послании к Римлянам можно проследить принцип воспитания терпения: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:3–5 ). Как же стоит понимать эти слова? Их стоит понимать так, что человек, претерпевая скорби, всё больше задумывается о том, ради чего он терпит. Терпение уже становится навыком, то есть человек становится более склонным к терпению, сберегая надежду, которая для истинно верующего не будет посрамлена, и этим человек не лишится вечных благ. Более точно этот принцип прослеживают святые отцы. Так, допустим, святитель Феофилакт Болгарский толкует это место Послания следующим образом: «Скорбь производит терпение, терпение же делает искушаемого опытным, а опытный человек, успокаивая себя в доброй совести той мыслью, что подвержен скорбям для Бога, уповает на воздаяние за эти скорби. А такое упование не бесплодно, не постыжает надеющегося» 250 . Дело в том, что люди часто, претерпевая скорби, отчаиваются, теряя надежду. Но апостол Павел, по слову святителя Иоанна Златоуста , убеждает в противоположном, что вследствие скорбей нужно надеяться, а не отчаиваться в будущем воздаянии: «Скорбь и до получения будущих благ приносит уже весьма важный плод – терпение... усиливает в нас надежду» 251 . Но надежда на будущие блага тем временем, когда приходится терпеть, была бы не понятной, почему она не посрамится, если бы не последующие слова апостола: надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ). Чтобы люди не сомневались в будущих благах, апостол, как замечает святитель Иоанн Златоуст 252 , говорит о благах уже дарованных – это любовь Божия, Крестная Жертва (см.: Рим.5:6–8 ). Очевидное влияние этой любви на терпение и вследствие этого на надежду «ясно сказывается во всём этом благоприятном для спасения и вообще отрадном состоянии духа нашего» 253 . Поэтому терпение, как говорит апостол и далее, сохраняет надежду (ср.: Рим.15:4 ). Оно нам нужно для того, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ( Евр.10:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010