Символично, что именно в этот момент Христос предсказывает предательство Иуды и отречение апостола Петра. Он обличает предателя перед всеми, подав ему кусок хлеба, вместе с которым в него входит сатана, но никто из возлежавших с Учителем учеников не понял этого, то ли по причине того, что обличающие слова были произнесены Господом слишком тихо, то ли по их неготовности принять это известие. После того как Иуда, которым по попущению Божиему окончательно овладел сатана, уходит в ночь, Христос произносит главные слова, провозглашающие единство Его и избранных учеников: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34–35 ). Любовь оказывается связующей силой между Христом и учениками, и именно ею они должны делиться с ближними, заботясь об их спасении. Святитель Иоанн Златоуст прямо называет любовь «признаком учеников» и «утверждением добродетели» 213 . Поэтому кто усвоит заповедь любви, но только на деле, а не на словах, тот станет учеником Иисуса Христа, Его последователем, и Он предрекает, что таковых будет много. После того как Христос дарует заповедь любви, Пётр выказывает желание пойти за Господом, обещая душу положить за Него. В ответ на это Христос предсказывает его предательство. Как это толкует блаженный Феофилакт, Господь попускает падение одного из Своих учеников, видя противоречивость его натуры, и делает это прежде всего из любви к нему, «для того чтобы он не подвергся этому и впоследствии, когда примет домостроительство вселенной, но познал бы самого себя» 214 . Любовь Христа безусловна, и Он осознаёт, что ученики хоть и самоотверженно любят, и принимают Его, но не понимают, поэтому, даже и говоря с ними, Он остается наедине с Собой. Высший смысл Его обращения к ним – это не быть понятым сейчас, а спасти их для новой жизни в вечности и подготовить их для спасения других людей и тварного мира в целом. В утешение в преддверии скорой неизбежной разлуки Он обещает им, что на них снизойдёт благодать Святого Духа, Который наставит их на всякую истину ( Ин.16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Задача священника состоит в том, чтобы донести до верующего, что оздоровление общества возможно только на пути покаяния, через духовно-нравственное совершенство, путь к которому указывает Церковь Христова. Наука никогда не сможет решить проблему болезней и неизбежности смерти, так как их причина не в низком уровне прогресса, а есть следствие грехопадения: Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили ( Рим.5:12 ). Поэтому для современного пастырского служения становится актуальным посещение больных с целью их утешения и духовной поддержки. Здесь будут уместны слова святого праведного Иоанна Кронштадтского , в которых виден смысл всего пастырского служения: «Священники Господни! сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что в мале быв наказан, он будет великими благодетельствован [ Прем.3:5 ] по смерти: и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя» 279 . Особенности пастырского окормления и воцерковления людей с нарушением слуха Священник Андрей Солодко, студент IV курса СПДС Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? ( Рим.10:14 ) Данная статья посвящена проблеме пастырского окормления людей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих) и рассматривает практическую сторону этого вопроса. Глухие и слабослышащие являются особой категорией инвалидов, требующей использования определённых методов и способов проповеди и пастырского окормления. Многие инвалиды по слуху проживают на территории канонической ответственности Русской Православной Церкви, крещены и являются частью её паствы. Количество глухих и слабослышащих людей в России точно не известно и определяется приблизительно, исходя из данных Всемирной организации здравоохранения, согласно которым «10% населения Земли имеют те или иные дефекты слуха, из них примерно 1,5–2% страдают тяжёлыми нарушениями. Таким образом, примерно 13 млн. россиян имеют те или иные дефекты слуха, а около 300 тыс. считаются инвалидами» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для достижения же Царства Небесного Он требует от Своих последователей усилий, чем полагается основание для православного подвижничества: от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берётся 89 , и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ). В Апостольских посланиях неоднократно подчёркивается радикальное неприятие мира, лежащего во зле (см.: 1Ин.5:19 ), так как всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего ( 1Ин.2:16 ). Поэтому дружба с миром есть вражда против Бога ( Иак.4:4 ), так как в мире господствуют страсти и всё, что способствует возбуждению этих порочных страстей, а задача христианина – стать причастным Богу, соединиться с Ним по благодати (см.: 2Пет.1:4 ). Но для этого необходимо вступить в борьбу со своими страстями и с теми, кто способствует возбуждению страстей, с подлинными врагами рода человеческого – падшими духами: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф.6:12 ). Православное богословие говорит о том, что человек попал под власть греха, страстей и диавола из-за грехопадения прародителей. По словам преподобного Макария Великого († 391), в результате грехопадения человек лишился прежней Божественной славы и попал под власть диавола, который «так сделал его грешником», в результате чего «действующие дурные страсти вселяются в душу от преступления Адама и завладевают её пажитями» 90 . Ислам же игнорирует факт влияния греха прародителей на нашу природу и нравственность, хотя и признаёт несовершенство человека и власть шайтана над ним 91 . Важно заметить, что даже сам основатель ислама испытывал на себе воздействие падших духов и не всегда успешно этому сопротивлялся 92 . Христиане же получают от Господа Иисуса Христа благодатную власть Его именем изгонять бесов ( Мк.16:17 ) и без вреда наступать на всю силу вражью ( Лк.10:19 ). Поэтому обоснование подвижничества в Православии представляется логичным и вполне оправданным, в отличие от ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог . Итак, извергните развращённого из среды вас ( 1Кор.5:9–13 ). Апостол Павел прекрасно понимал, что члены коринфской общины внешне не отделены от мира и не могут разорвать отношений со своим окружением (см.: 1Кор.5:9–10, 10:27 ), поскольку это могло бы привести к серьёзным жизненным последствиям для них. Необходим был его мудрый совет, чтобы Коринфская Церковь могла, насколько это было возможно, иметь нормальные отношения с окружающим обществом и при этом не поступаться своей верой. Следуя вопросам коринфян, задаваемым ими по частным проблемам, апостол всегда ищет золотой срединный путь. Так, рассуждая о браке и безбрачии, он ясно указывает, что ни одно состояние не превосходнее другого в духовном отношении: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:8–9 ). «Апостол, – пишет А.П. Лопухин , – очевидно, не хочет высказывать в отношении к обязательности брачной жизни строгого приказания . Он даёт только совет , – потому что не может не снисходить к извинительным слабостям коринфян (по св. Ефрему indulgene, non imperane), – совет или позволение жениться и вступать в брак» 353 . По поводу обрезания апостол также говорит, что это нисколько не содействует вере: Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих ( 1Кор.7:18–19 ). Однако, давая свободу выбора, апостол Павел тут же делает и предостережение: Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных ( 1Кор.8:9 ). Он предлагает универсальный принцип, который можно применять для решения проблемы во всех сомнительных случаях: прежде чем употребить свою христианскую свободу, следует рассмотреть, как это может отразиться на братьях по вере, и в особенности на слабейших.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? – вопрошает апостол ( 1Кор.1:13 ). Нет, он не был искупительной жертвой за весь мир, и никто не крестился во имя его. И его авторитет был дан ему волею Божией, чтобы привести людей не к самому себе, а ко Христу. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий ( 1Кор.3:5–7 ). Следовательно, среди христиан не может быть разделений на основе более высокого авторитета того или иного учителя, наставника подобно тому, как это произошло у коринфян, которые были Павловы, Аполлосовы, Кифины или Христовы (см.: 1Кор.1:12 ). Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино ( Ин.17:21–22 ). И на этом основании апостол Павел усиливает увещевание: Итак никто не хвались человеками, ибо всё ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – всё ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий ( 1Кор.3:21–23 ). Здесь, по мнению блаженного Феодорита , епископа Киррского, апостол «указал истинное богатство и Подателя богатства и научил презирать ничтожное. Ибо и мы, апостолы, говорит он, ради вас сподобились апостольской благодати, чтобы вам проповедать слово; вам дана и настоящая, и ожидаемая жизнь; да и самая смерть внесена в естество к вашей же пользе; и всё видимое создано на вашу потребность, и ради вас уготовано ожидаемое. Посему надлежит вам быть в единении с Владыкою Христом, Который есть податель сих благ, а чрез Него в единении с Богом всяческих. Ибо с нами в единении Он по естеству, которое от нас восприял, и со Отцом по Божественной Своей сущности, потому что от Отца рождён по естеству. Христос Божий не как Божия тварь, но как Сын Божий. Итак, сие наше по Божественной щедроте. Мы же Христовы, мы члены Христа как человека и твари Его как Бога. Христос же Божий как преискренний Сын, рождённый от Него по Божеству» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, призыв апостола Павла к восстановлению единства в коринфской общине проходит красной нитью через четыре главы ( 1Кор.1:10–4:21 ) Послания. По мнению апостола, больше всего нас может побудить избегать разделений в Церкви сознание того, что мы – Христовы (ср.: 1Кор.3:23 ) и, поскольку все принадлежим Ему, мы едины, равнодостойны и принадлежим друг другу. Всякий христианин, который отрицает единство христиан друг с другом, отрицает и своё единство со Христом. И апостол даёт нам ещё один миссионерский урок, оставляя три заповеди: «не разделяться, но быть в тесном единении, иметь равное попечение друг о друге, считать всё случающееся общим» 349 . Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:1–5 ). Урок шестой Всё у вас да будет с любовью ( 1Кор.16:14 ). Слова о любви в заключительной части Послания – это не любезности, которые апостол Павел расточал бы из вежливости или по принятому в то время обычаю. Одна из главных мыслей, которую апостол Павел проводит с самого начала Послания, состоит в том, что именно из-за отсутствия любви в коринфской общине и происходят все её проблемы: разделение христиан на группировки (гл. 1–4); попустительство в отношении тяжких грехов (гл. 5–6); причинение вреда душам нетвёрдых в вере братьев и сестёр в результате вольного понимания свободы (гл. 8–10); разделение во время Причастия (гл. 11). «Что же значит: Всё у вас да будет с любовью? Обличает ли кто, начальствует ли кто, или повинуется, учится ли кто, или учит, всё (должно быть) с любовью, потому что и всё упомянутое (зло) произошло от пренебрежения ею. Если бы (любовь) не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили бы: я Павлов; я Аполлосов ( 1Кор.1:12 ); если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то (блудник) не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями» 350 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот как об этом пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) : «Например, среди многочисленных членов, составлявших Римскую церковь , некоторые верующие, очевидно, полагали, что пребывание в церкви Завета обязывает их соблюдать вегетарианскую диету для строгого соблюдения заповеди о чистоте. Последователи апостола Павла, с другой стороны, полагали, что после того как они вступили в Новый Завет , они свободны от всякого легализма. Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве ( Рим.7:6 ). Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ). И в Коринфе некоторые верующие употребляли в пищу то, что предлагалось в жертву идолам в языческих храмах (идоложертвенное). Другие же верующие (их Павел называет „немощными в вере“) считали, что такое поведение – капитуляция перед враждебным Христу язычеством (см.: 1Кор.8:10 ). В обоих случаях апостол Павел утверждает два взаимосвязанных принципа. Действия не-вегетарианцев в Риме и употребляющих мясо в Коринфе принципиально оправданы. Такие верующие привносят в Церковь данную ей во Христе свободу и не должны быть осуждаемы другими верующими. Однако все поступки должны, так или иначе, соразмеряться с ростом, с развитием верующей общины: ведь не у всех такое знание ( 1Кор.8:7 ). Что приемлемо для совести одного, не всегда принимается совестью другого. И свобода обязывает не только принимать других, но также участвовать в их духовном росте. Единство Церкви в свидетельстве и в жизни всегда подвергается опасности раскола из-за её внутреннего многообразия. Это единство может держаться только любовью всех друг ко другу в подражание любви Христовой (см.: Гал.5:13 ; ср.: 1Кор.8:11 ). Такова воля Божия, и поступки, и действия, согласные с этой святой волей, „назидают“ „внутренних“ и способствуют благовестию „внешним“, всем идут на пользу ( 1Кор.10:25–33 )» 354 . Итак, едите ли, пьёте ли, или (иное) что делаете, всё делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исходя из этой цитаты, нельзя сказать, что апостол превозносится, по нескольким причинам. Во-первых, в этом изречении он проявляет ревностное отношение к исполнению своего служения, так как подчёркивает, что это не его заслуга, а дар Господа (не я живу, но живёт во мне Христос ( Гал.2:20 )), что свидетельствует о чистоте его учения. Апостол Павел был таким же человеком, как и все, имел одно и то же с нами естество. Но его пламенная любовь к своему Спасителю ещё на земле возвела его в теснейшее соединение с Ним (см.: Гал.2:20 ). «Поэтому, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – если мы и захотим хотя несколько вознестись и возжечь в себе этот огонь, то возможем подражать святому апостолу. А если бы это было невозможно, то не восклицал бы Павел: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 )» 205 . Во-вторых, апостол Павел, говорят исследователи, «никогда не позволяет себе говорить: „я святой“, „я превосходный“. Более того, осознавая, что он человек грешный, апостол Павел не возносит себя до уровня Христа, а, напротив, смиряется. Он умоляет нас быть похожими на него только в том, в чём он сам похож на Христа, умалившего себя до образа раба» 206 . Таким образом, важнейшим фактором в деле совершенства является подражание Христу, а подражание апостолам и святым показывает возможность этого дела. Подтвердить ход этих мыслей можно и следующими словами апостола: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас ( Флп.3:17 ). Смотрите на тех, то есть на тех, которые также сумели восстановить в себе образ Божий, подражая Господу на примере апостолов, так что сами уже могут быть примером. Также и в Послании к Евреям видим, что в пример апостол ставит и своих последователей, которые в точности хранят образ жизни, переданный святыми апостолами: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт ( Евр.13:17 ). Здесь может возникнуть вопрос: а разве под наставниками стоит понимать святых? Но, рассуждая логически, нельзя исключить святых из понятия наставников, так как в центр своей жизни они полагали подражание Христу, увещая нас также жить во Христе, подавая личный пример.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несомненно, апостол Павел мог бы проявить большую сдержанность и написать короче, как, например, в Послании к Галатам ( Гал.1:3–5 ). Но такой добросердечный тон апостола нельзя рассматривать как попытку ублажить самолюбие коринфских христиан и лестью склонить их на свою сторону. Он пишет совершенно искренне и с первых же строк стремится создать благоприятную, доброжелательную атмосферу для дальнейших рассуждений об ужасном, хаотичном состоянии, в котором оказалась Коринфская Церковь . Апостол говорит с коринфянами тоном отца, любящего своих, пусть и заблудших, детей. Он не поддаётся соблазну, не даёт себя сбить с толку этим состоянием христианской общины – бесконечно возникающими спорами, разделениями и даже опасностью отхода христиан от веры, поскольку он понимает, что этих людей, слабых, сомневающихся, непоследовательных, Бог уже призвал в Свою Церковь и Он действует в ней, делая её святой: церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте ( 1Кор.1:2 ). Апостол убеждён, что если Бог начал с коринфскими христианами общение, то Он не даст Церкви посрамиться и доведёт дело до конца: Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего ( 1Кор.1:9 ), и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.1:8 ). И это убеждение апостола является для нас замечательным примером истинной веры и основой для развития в себе терпимого и доброжелательного отношения к ближнему. Урок второй Святитель Феофан Затворник толкует слова апостола Павла о святости коринфских христиан следующим образом: «Призваны к святости, дали слово жить в святости и благодать Святого Духа получили в таинствах на то, чтобы в точности исполнить это слово. Исполняющие его святы» 319 . К величайшему сожалению, дух мирской имел на Коринфскую Церковь куда большее воздействие, чем Дух Божий, несмотря на все полученные коринфянами замечательные и очевидные дары ( 1Кор.3:3 ). И миссионерская цель написания Послания апостолом Павлом – добиться от коринфян того, чтобы святость, полученная ими при крещении, начала реализовываться в их практической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но никто не будет во Христе или членом Христовым, если ещё здесь не сделается носителем благодати, имея в себе, по апостолу, образец ведения истины ( Рим.2:20 )» 209 , то есть носитель благодати, тот, который благодатью Божией сохраняет свою жизнь в чистоте, только тот может быть во Христе и являться образцом ведения истины. Обратимся к тому, что конкретно означает, по апостолу Павлу, чистота жизни и от каких именно страстей он призывает удаляться. В Послании к Евреям мы можем наблюдать увещание к чистоте жизни следующее: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог . Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:4–5 ). Здесь говорится о таких высоких качествах, как целомудрие и нестяжательство, а также говорится о пагубности блуда и сребролюбия. Брак честным называется тогда, когда сохраняется в целомудрии 210 . К этому призывает апостол Павел – к целомудренной брачной жизни, святой и непорочной. По апостолу Павлу, «всякий порок неверности, явный и тайный (в сердечном расположении), должен быть чужд христианского брака, поэтому всякое отступление от чистоты и целомудрия христианского брака есть блуд и прелюбодеяние» 211 . Если эти страсти не освободят сердце христианина, то они будут препятствием на пути в Царство Небесное: никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф.5:5 ). Следующая страсть, от которой христианин должен быть свободен, – это сребролюбие. Нрав должен быть не сребролюбивым. «Бывает, что не имеющий ни золота, ни сребра, ни других сокровищ сребролюбив от одного пожелания и намерения сделаться богатым» 212 . Поэтому апостол увещает быть свободным от этого, довольствуясь тем, что есть. Начав этот непорочный жизненный путь, который требует сугубого внимания за собой, человек должен сохранить его до Пришествия Господа: уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и Должно мне помышлять о всех вас ( Флп.1:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010