Keywords: grace, freedom of will, synergy, St. Macarius the Great. Раздел IV. Литургика Тема покаяния царя Давида в церковной гимнографии Иеродиакон Серапион (Залесный), магистрант МДА Аннотация: В статье рассматривается отражение темы покаяния царя Давида в церковной гимнографии. Автор анализирует Великий покаянный канон, доказывая, что лица священной истории, в том числе царь Давид, являются для преподобного Андрея Критского образами духовной жизни. Сравнивая согрешившего царя Давида с собственной душой, преподобный Андрей призывает её к умилению и плачу. Образцом покаяния является Давид и для авторов Октоиха, где этот ветхозаветный персонаж тоже встречается исключительно как пример покаявшегося грешника. Кроме того, Церковь призывает нас вспомнить о покаянии Давида перед вступлением в Великий пост . Таким образом, автор показывает, что в церковной гимнографии поэтически преломляются события Священной истории. Ключевые слова: царь Давид, покаяние, Великий покаянный канон, церковная гимнография. Среди персонажей ветхозаветной истории, к образам которых многократно обращались церковные песнописцы, особое место принадлежит царю Давиду. Тот, о котором Господь сказал: Нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян.13:22 ), кто делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей ( 3Цар.15:5 ), будет на всём протяжении существования израильской монархии эталоном и мерой благочестия для царей, высшей похвалой для которых будет фраза летописца: И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его ( 4Цар.18:3 ; см. также 3Цар.15:11 ; 2Пар.29:2 ). Живя в Ветхом Завете, Давид «возвысился над требованиями закона и достиг апостольского совершенства» 176 . Нетрудно заметить, что, говоря о нравственных уроках, которые можно извлечь из жизни Давида, церковные песнотворцы прежде всего делают акцент на его покаянии. Говоривший о себе с уверенностью: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ), этот ветхозаветный праведник лишь один раз в своей жизни нарушил это правило – и тут же поколебался и подвергся падению. Но падения для тех, кто всем сердцем ищет Бога, могут послужить к ещё большей для них пользе. Так, преподобный Иоанн Лествичник похваляет «падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те чрез падение восстали восстанием благонадёжным» 177 . То же случилось и с Давидом. Подвергшись совершенно неожиданному для себя падению, он принёс искренне покаяние пред Богом и на века явился образцом покаяния для всех, желающих примириться с Богом и изгладить последствия своего греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Keywords: atheism, V. I. Lenin, I. V. Stalin, the Orthodox Church, repression, the question of «the genocide of the clergy», «the great terror», «the deprived», freedom of speech and religious beliefs in the USSR. Раздел II. Библеистика Понятие о святости по Пятикнижию Моисея Иерей Андрей Солодко, преподаватель СПДС Аннотация: Святость – одно из центральных религиозных понятий, фундаментальное понятие христианского вероучения. Термин «святость» имеет библейское происхождение, мы встречаем его уже на первых страницах Священного Писания , его различные производные встречаются в Библии более 1.000 раз, что свидетельствует о важности и актуальности раскрытия и правильного понимания святости для духовной жизни христианина. Для правильного понимания термина необходимо исследовать его происхождение, этимологию и первоначальное значение. Поэтому в данной статье будет рассмотрено учение о святости, изложенное в Законоположительных книгах Ветхого Завета (Пятикнижии Моисея). Ключевые слова: святость, Пятикнижие Моисея, святость Бога, святость твари. Термин «святость» в книгах Священного Писания Ветхого Завета и в частности Пятикнижия, как правило, передаётся словом с корнем qdš (кадош), которое означает «нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освящённое и неприкосновенное» 139 , «содержит идею отделения от мирского» 140 . Согласно еврейским экзегетам, глагол с корнем qdš может быть переведён как «быть отделённым», «обособленным» 141 . В этом смысле святость может означать нечто отделённое для Бога, выделенное из всего прочего и посвящённое Ему. Именно в таком контексте мы и встречаем впервые это понятие в Пятикнижии применительно к категории времени: И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:3 ); в следующий раз уже к категории места (пространства и материи): И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх.3:5 ); а уже затем к живым существам и к самому человеку: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми,, от человека до скота, [потому что] Мои они ( Исх.13:2 ). Соответственно, святость можно определить как некое состояние особой принадлежности Богу, особой связи с Ним людей, живых существ, предметов, мест и времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священными признаются предметы, предназначенные для богослужения. Таковы священные сосуды и богослужебная утварь: И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона,] священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги ( Числ.31:6 ), облачения священников: И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия ( Исх.28:2 ), святая вода: и возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмёт священник земли с полу скинии и положит в воду ( Числ.5:17 ), святы и сами приносимые Богу жертвы: И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня... всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу ( Лев.27:30–32 ). Наиболее ярко понятие о святости раскрывается в третьей книге Пятикнижия – Левит. Идейным центром книги экзегеты называют «Закон святости» (17:1–26, 46). Книга содержит в себе культовые предписания, правила ритуальной и нравственной чистоты, смысл которых заключается в словах Божиих: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Поэтому большинство предписаний оканчиваются фразой Я Господь, что подчёркивает их основание в святости Бога. «Святость в данном контексте означает отделение ветхозаветной Церкви от языческого мира и её бытие как удела Божия („святой“ значит обособленный, принадлежащий Богу). Святость выражается не только в культе, но и в соблюдении нравственных заповедей, основанных на Декалоге» 147 . Законы, изложенные в книге Левит, по своему достоинству гораздо выше законов иных древних народов, что свидетельствует об их Божественном происхождении. Предписания обрядового закона, в отличие от нравственного закона, имели временный, но чрезвычайно важный воспитательный характер для богоизбранного народа. Обрядовые законы были призваны поставить границу между народом Божиим и язычниками, сохранить Израиль от языческих пороков и идолопоклонства. К тому же поддержание телесной чистоты направляло мысль к чистоте духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иное дело – греческие христианские Церкви, которые зародились и формировались в условиях языческого окружения в Коринфе, Фессалониках, Риме и др. Как известно, эти города (особенно Коринф) славились не только половой распущенностью своих граждан, но и распространением враждебных христианству философских течений (стоицизма, эпикурейства) и религиозного плюрализма. В стихах 26–31 главы 1 Послания к римлянам апостол Павел ярко повествует о нравах, царивших в греко-римском обществе: ...женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим.1:26–31 ). Поскольку первые христиане из язычников жили в среде, для которой блуд (πορνεα), разврат, половая распущенность считались нормой, то многие из них постоянно подвергались искушению вернуться к прежнему образу жизни, и некоторые из христиан не устояли. Поэтому апостол Павел был вынужден не только напоминать им о седьмой заповеди: Бегайте блуда ( 1Кор.6:18 ) – и увещевать их, призывая к телесной и духовной чистоте (см.: Кол.3:5–7 ; 1Фес.4:3–4 ), но и строго укорять за терпимое, попустительское отношение к разврату и кровосмесительным связям среди своих (см.: 1Кор.5:2 ; Еф.5:3, 5:10–12 ). Только в Посланиях к Коринфянам апостол упоминает о грехе блуда до 15 раз! Апостол с горечью осознавал, что его горячая проповедь свободы во Христе (см.: Гал.5:1 ) была превратно понята некоторыми христианами и отчасти могла стать оправданием их греха. Ведь ещё апостол Пётр предупреждал, что во всех его посланиях есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Феофан Затворник приводит и другие мнения, но общего нет до сих пор: «...одни говорят: другие грехи хотя членами тела совершаются как орудиями, но самый грех вне тела есть, в блуде же самый грех в теле. Иные говорят: другие грехи одним каким членом совершаются, который и сквернят, а блуд всё тело сквернит. Иные ещё: потому в своё тело согрешает блудяй, что его истощает, часть его отторгает и бросает несмысленно» 164 . В зарубежной литературе также ведутся горячие споры. Протестантский исследователь Брюс Фиск пишет: «Деструктивность других грехов проявляется в разных сферах – физической (самоубийство, чревоугодие), общественной (сплетни, разжигание розни), духовной (идолопоклонство), но, с точки зрения Павла, сексуальный грех, ввиду его теснейшей связи с телом человека, производит такое осквернение тела, которому нет аналогов» 165 . По мнению другого протестантского исследователя Грегори Дж. Локвуда, такую трактовку косвенно подтверждает пагубное действие болезней, передаваемых половым путём 166 . Но тут можно возразить, что и другие грехи могут способствовать развитию тяжких, смертельных заболеваний: например, чревоугодие приводит к сахарному диабету и ишемической болезни сердца, а грех винопития – к алкоголизму и т. д. Возможно, что апостол Павел сам пояснил смысл этого стиха, говоря: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Тела верующих составляют единое тело Самого Господа нашего Иисуса Христа, являясь при этом членами Христовыми: И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ) и как в одном, теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:4–5 ). Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним. Духом. ( 1Кор.12:13 ). Христос же поставлен выше всего, главой Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конечно, при попытке представить загробные мучения, нам, облечённым плотью и мыслящим земными категориями трёхмерного пространства, тяжело совершенно отрешиться от понимания вещественности того огня и мучений. Но, объясняя причину мучений грешников и то, почему существует ад, святые отцы указывали на свободную волю человека, посредством которой он творит грех, удаляющий его от Бога. Так, например, «ад, по мысли преподобного Макария Египетского , лежит в глубине сердца человеческого» 223 , подобно Царству Небесному, которое человек уже во время земной жизни «стяжевает» в себе и для себя (см.: Лк.17:21 ). Грехи и страсти человеческие наполняют душу злом, отводят от Бога и «соделывают» в душе их носителя ад 224 – место, лишённое Божественного света, который сам человек не впускает в свою душу, и не даёт Богу просветить её. Это состояния ада в душе человек уносит с собой после смерти в другой мир, и оно становится той реальностью, в которой продолжает жить человек, мучаясь, страдая, но не оставляя этого греховного состояния богоборческой гордости, с которым душа уже сроднилась. В том мире Бог будет всё во всём (см.: 1Кор.15:28 ), а значит, свет Божественной любви будет везде и укрыться от него не будет никакой возможности. Объяснение этого мы находим у преподобного Симеона Нового Богослова : «Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело бывают освещаемы им, пребывают вне света, будучи удалены от него чувством и зрением; так и Божественный свет Троицы будет во всём, но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его... но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» 225 . Святой отец показывает, что причиной своих мучений является сам человек, так как не приемлет спасения и по причине своей духовной испорченности не способен созерцать Бога. В этом смысле понятны слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Поделиться Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Закрыть Дать живой воде пробиться через дамбу грехов 17.02.2020 573 Время на чтение 8 минут Всем нам знакомо такое тяжелое чувство, как ревность. Оно возникает, когда мы ощущаем недостаток внимания, любви, уважения или симпатии со стороны значимого для нас человека, и нам кажется, что их получает от него кто-то другой. Ревность портит жизнь и тому, кто ее испытывает, и тому, на кого она направлена. Именно про это чувство в Священном Писании говорится: Люта, как преисподняя, ревность (Песн. 8, 6). Но есть ревность другая: сердечная сила души, которая побуждает человека оставить прежнюю греховную жизнь. Она выражается в пламенном стремлении угождать Богу. Такой ревностью пылали все подвижники веры. Как ее в себе ощутить? Что происходит с человеком, когда эта добродетель в нем оскудевает? Почему опасны кризисы веры? Об этом мы беседуем с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Сергием Ксенофонтовым. — Отец Сергий, мы помним евангельский фрагмент, в котором Иисус Христос выгоняет торговцев из храма: И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 15–16). Апостолы связали это с обетованиями Ветхого Завета: При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17) . Получается, ревность — свойство Самого Бога? — Именно так. Господь, Бог твой есть Бог ревнитель (Втор. 6, 15). И поскольку человек создан по образу и подобию Божиему, ревность для каждого из нас — естественная сила души. Но из-за грехопадения она, как и все остальные силы человека, оказалась искажена и приобрела уродливые формы. Как проявляется здоровая духовная ревность? С внешней стороны — это страх Божий и память смертная, а с внутренней — ощущение радости от богоугождения и любовь к Богу, которая влечет к Нему так же сильно, как жажда влечет к воде всякий живой организм. Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже,— говорит псалмопевец Давид (Пс. 41, 2). Черты этой любви — разумность, попечение о вечном, а не о тленном; она тиха, негневлива, немногословна, а самое главное — снисходительна к недостаткам ближних. Даже если человек правильного духовного устроения делает другому какое-то замечание, он не привносит в его душу смущения. Вроде тебя и обличили, но в ответ не возникает желания обидеться — напротив, появляется стремление исправиться. Так происходит, когда действие добродетели направлено не на ближнего, а на его грех.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/17/dat_zh...

Закрыть Всеобщее воскресение мертвых 15.05.2010 589 Время на чтение 6 минут …Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Ин. 5, 28–29 Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев. — Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых? — Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть Псалтирь: поэзия вне времени 23.04.2019 615 Время на чтение 6 минут Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова). -Почему Псалтирь так широко используется в богослужении и домашней молитве? Раньше ведь даже читать учили по Часослову, основное содержание которого тоже составляют псалмы... -На Псалтири строились богослужения еще Ветхозаветной Церкви, и христианская Церковь переняла эту основу. Я думаю, что на распространенность этой книги повлияло еще несколько факторов. Слова псалмов усваиваются человеком легче, чем, скажем, строки других книг Ветхого Завета, которые являются более твердой пищей для человеческого ума. И не только усваиваются, но и запоминаются - за счет своей образности и скрытой поэтической формы. И кроме того, многое в псалмах приходится человеку по сердцу, потому что это ветхозаветная поэзия, в которой заключено очень много чувств, эмоций и символов. В них отражен внутренний мир человека: мы видим покаяние, благодарность, радость, печаль и другие переживания, созвучные нашим. -Но еще мы видим такие эмоции, как гнев, ярость и даже проклятия... Вот, например, слова 108го псалма (6-10): «Поставь над ним (речь идет о враге.- Авт.) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Как же так, ведь наша религия - это любовь и прощение? Не нужно ли убрать это из Псалтири, чтобы люди не смущались?

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/23/psa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010