Для античного мировоззрения также характерно, что божественный и человеческий миры не отделялись друг от друга непреодолимым барьером. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Листре после исцеления калеки народ, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове ( Деян.14:11–12 ). Наделение человека божественными почестями было относительно поздним явлением, первоначально люди (в греческом мире поклонялись примерно 80 историческим лицам, благодетелям полисов) в качестве получателей культа чётко отделялись от богов. По-видимому первым удостоившимся божественного культа был Лисандр; по сообщению Плутарха, «ему первому ставили жертвенники греческие города, как богу, и приносили жертвы; ему первому пели пэаны» (Лисандр, XVIII, 4). Впоследствии, после завоеваний Александра, практика оказания царям божественных почестей стала обычным делом, что было связано во многом с переосмысленным влиянием Востока. Видимо, это и подтолкнуло Эвгемера к тому, чтобы предположить, что все боги, которым поклонялись греки, когда-то были великими правителями или героями. Эвгемеризм был подхвачен христианскими авторами – современниками Климента Александрийского как способ показать, что античные боги – это всего лишь люди, удостоившиеся за свои заслуги божественных почестей. То же самое касалось и восточных культов; так, Климент Александрийский пишет: «Из индусов некоторые следуют заповедям Будды, которому за выдающиеся его добродетели воздают божеские почести» (Строматы, I, 71.6). Наибольшего размаха божественные почести в отношении отдельного человека получили в культе императора, являвшегося фигурой абсолютной власти, присутствовавшего во всех уголках империи посредством изображений. Культ правителя не был, как отмечает Норман Рассел, простой формальностью, для его греко-язычных приверженцев царь и был живым богом, в отношении которого смешивались чувства страха, благодарности и преданности 372 . Так же верно было и то, что божественные почести адресовались не столько человеку, сколько занимаемому им месту и той роли, которую он играл в обществе, – Рассел приводит пример Димитрия Полиоркета, в честь которого слагали такие торжественные гимны:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Невозможно человеку собственными усилиями познать Богооткровенные истины, без обращения к Священному Преданию, без обращения к святым, через которых Дух Святой наставляет ищущих эти истины. Живой пример – евнух, встречающийся нам в Книге Деяний святых апостолов, когда он на вопрос апостола Филиппа: разумеешь ли, что читаешь? – ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? После просьбы евнуха разъяснить ему строки Писания Филипп отверз уста свои и... благовествовал ему о Иисусе (ср.: Деян.8:30, 31, 35 ). Кто знает, может, если бы евнух не обратился к Филиппу за разъяснением из Предания, то так и остался бы того мнения, что Исаия, пророчествовавший о Христе как об овце, ведомой на заклание, говорит о себе (см.: Деян.8:26–40 ). Это подчёркивает мысль апостола, оберегающего христиан от разделений, которые могут возникнуть при уклонении от Священного Предания в предания человеческие, те, которые не имеют духовного начала, благодатных даров, но основаны на немощных человеческих соображениях и потому могут ввести человека в заблуждение. Главная мысль, которую стремится донести до нас апостол, говоря о Священном Предании и Священном Писании , – это неуклонное следование им, стойкость, что не позволит исказить в нас здравое учение. Из самого Священного Писания видна эта цепочка хранения Предания. Христос слова, данные Богом Отцом, передаёт апостолам (и всем христианам): слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно ( Ин.17:8 ). Далее апостолы передают Христово учение верным людям: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Здесь отметим ещё один важный момент: под способными научить других надо понимать святых отцов, чрез которых Предание также было засвидетельствовано от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго ( Евр.2:4 ). «В наибольшей мере постигли смысл Писания святые люди, поэтому важно обращать внимание на их произведения. В наследии святых разъяснены все тонкости духовной жизни» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Миссионерский урок апостола Павла состоит в том, что он не только настаивает, чтобы христианин, следуя любви к ближнему своему, первым делом заботился не о том, чтобы проявить личную свободу до предела, а о благополучии своего брата во Христе, но и сам подаёт нам пример: И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ), призывая всех христиан: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ). На протяжении всего своего апостольского служения апостол Павел говорил как волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа ( 1Кор.1:1 ), поэтому не меньше, чем любая другая часть Писания, его слова – часть Божьего Слова, любое его повеление – Божье повеление, любой его совет – Божий совет, и даны они были с Божественным умыслом. Блаженный Феофилакт Болгарский так пишет об этом: «...и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: думаю, и я имею Духа Божия ( 1Кор.7:40 )» 355 . Главной движущей силой его трудов была подлинная любовь к каждой человеческой душе, которую он получил от Господа нашего Иисуса Христа. И до конца своих дней всеми силами он стремился не столько просветить «немощных», чтобы они имели знание, сколько побудить всех христиан поступать по любви: по любви, которая назидает, долготерпит, милосердствует, никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ). За последние века в мире происходят глобальные изменения, человеческая цивилизация постепенно отходит от Христа, и как никогда становится актуальной христианская миссия – люди нуждаются в том, чтобы им было проповедано слово Божие, причём проповедано с такой же силой и убедительностью, с такой же актуальностью, как это когда-то звучало из уст апостола Павла. Раздел III. Богословие Концепция обожения в христианском богословии и в религиозных традициях Древнего мира Священник Александр Домрачев, магистр богословия, преподаватель СПДС, игумен Варфоломей (Денисов) Учение об обожении (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С другой стороны, когда говорится, что Господь обнищал ради нас, то, согласно святоотеческому толкованию 295 , здесь речь идёт о Боговоплощении, о страдании Христа, о том, что Сын Божий пришёл к людям путём самоумаления, чтобы человечество могло обогатиться Его нищетой. Таким образом, обнищание Господа явило богатство для нас, хотя Он ничем и не должен был нам, которые, наоборот, Ему должны. Также и в Послании к Филиппийцам, когда мы слышим слова апостола Павла о том, что Сын Божий принял образ раба, то надо иметь в виду, что и здесь речь идёт о Боговоплощении. Ведь и в этом месте употреблено то самое греческое слово μορφ, которое означает нечто существенное и неизменное. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что слова приняв образ раба означают, что Сын Божий воистину стал человеком, как и слова будучи образом Божиим говорят о том, что Христос есть истинный Бог (в обоих случаях речь идёт о существенном: быть Богом по природе и по природе же быть человеком) 296 . Феофилакт Блаженный вслед за святителем Иоанном Златоустом указывает на то, что образом раба называется природа раба, как и образом Божиим называется сущность Божия 297 . Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ). Христос, являясь причастником Божественной природы и придя от Бога, соделался и причастником природы человеческой, потому что снисшёл к людям (Он, как истинный Ходатай, должен был быть близким к обоим естествам, почему в нём и соединилось два естества). Ведь, будучи только Богом, Он не был бы ходатаем, потому что Его не приняли бы те, для которых Он служил ходатаем, но и будучи только человеком, Он не соделался бы ходатаем, потому что Ему подобало иметь общение и с Богом 298 . А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). Совершенство личности заключается в отдаче, в отречении от бытия для самой себя, и отказ от Своей собственной воли – это само бытие Сына Божия, имеющего одну волю с Отцом и Святым Духом (волю, присущую единой природе) 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, в своих Посланиях апостол Павел неоднократно возвращается к разъяснению той мысли, что Бог по Собственному предведению приводит к вере во Христа, но только тех, кто хочет веровать. И спасаются они не потому, что по природе были сосудами милосердия, а потому, что предваряющая благодать Божия дала им возможность услышать и воспринять евангельскую проповедь . Есть люди, которые могут принимать евангельскую проповедь, – и это результат воздействия на их сердце предваряющей благодати (или долготерпения Божия). «Впрочем, на одних эта благодать действует, на других – нет. Причина этого различия лежит уже в самих людях» 325 . Урок четвёртый По воле Господа дары были даны именно немудрым, несильным, неблагородным, чтобы посрамить мудрых и сильных и упразднить значащее (ср.: 1Кор.1:27–28 ). Однако коринфяне, опьянев от обилия полученных дарований, возгордились, впали в самодовольство, всякое самохвальство (см.: 1Кор.4:18 ). И апостол Павел пишет им с укоризной: вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? ( 1Кор.3:2–3 ). И далее: Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас ( 1Кор.4:8 ). У святителя Иоанна Златоуста находим об этом такие размышления: «...если они обогащены всяким словом и не имеют недостатка ни в каком даровании, то как они (остаются) плотскими? Если они в начале имели всё это, то не тем ли более теперь? Почему же он называет их плотскими? Я не мог, – говорит, – говорить с вами... как с духовными, но как с плотскими ( 1Кор.3:1 ). Что сказать на это? То, что они, в начале уверовав и получив всякие дарования, – о которых ревновали, – впоследствии сделались нерадивыми» 326 . И далее: «Но как он называет плотскими людей, которые получили столько (даров) Духа и которых он в начале послания превозносил такими похвалами? Точно также, как были плотскими те, которым говорит Господь: отойдите от Меня... не знаю вас, делающие беззаконие ( Мф.7:23 ), хотя они изгоняли бесов, воскрешали мёртвых и изрекали пророчества. Следовательно, и тот, кто совершал знамения, может быть плотским» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот и сегодня современный человек тоже может спросить себя: не боится ли он лишиться чего-то земного, земных каких-то возможностей, из-за того, что Бог пришёл в этот мир? Не думает ли он как Ирод, что будет у него что-то отнято? Не скажет ли, например, молодой человек: «Господи, Твое Пришествие слишком для меня сурово, ведь Ты хочешь отнять у меня мой единственный выходной в воскресенье и, может, ещё другое время, в которое я привык делать то, что мне хочется, и то, что я люблю». Также и пожилой человек не скажет ли: «Мне и так нелегко в моем возрасте, а Ты пришёл меня беспокоить, хочешь лишить меня в воскресенье любимых сериалов или какой-то привычной заботы». Но если бы такой человек знал, что пришёл как раз Тот, Кто не отнимает, но обогащает. Как и Ирод, если бы знал то, что Христос пришёл не занять его место временного земного царя, но, в самом деле, дать ему возможность стать настоящим царём во Христе, и не временно, но вечно, то поступил бы, может быть, иначе. Итак, как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти ( Рим.8:3 ). Как и в другом месте апостол Павел говорит, что Сын Божий опустошил Себя, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:7 ). Здесь слова сделавшись подобным человекам говорят о том, что естество человеческое Христа было подобно греховной человеческой природе, но не по злу 300 . Ведь, чтобы умереть, Христос должен был стать подлинно человеком, а употреблённое апостолом слово подобным совсем не отвергает реальности Его человеческой природы, но обращает внимание на определённое различие между Ним и прочим человечеством 301 . При этом кеносис Христа не упраздняет реального соединения двух естеств, будучи итогом реализации ипостасной Божественной свободы, свободы вочеловечшегося Сына Божия, Который, не быв связан какой бы то ни было сущностной необходимостью, воспринимает в Свою Ипостась природу человеческую, имея при этом собственную Божественную природу 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол Павел, приводя в качестве примера для подражания умаление Сына Божьего, призывает верующих ничего не делать по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию и почитать один другого высшим себя ( Флп.2:5 ). Как пишет он в Послании к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Как и Сам Господь говорит: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:11–12 ), и в другом месте: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Апостол Павел говорит, что мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха ( Евр.4:15 ). Сегодня много говорят о правах: право на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на справедливый суд. Нас учат защищать свои права. Но если мы посмотрим на Христа: были ли у Него права в Его земной жизни? Несомненно, были! Перед нами Творец мира, Хозяин всего. Он мог бы иметь царскую жизнь, поселиться в лучших апартаментах, где бы Его ублажали. Но что говорит Писание? Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы ( Мф.12:19–20 ). Когда прокуратор Понтий Пилат обращает внимание Господа на то, сколько обвинителей и сколько обвинений в Его адрес, то Христос просто молчит. Пилат возмущается и удивляется тому, что Он молчит, ведь прокуратор, по его мнению, может помиловать или казнить. Но Господь следует Божественной воле и говорит, что власть Пилата над Ним – это от Бога и он не имел бы её, если бы она не была дана ему Богом свыше. Когда Христа схватили, в Евангелии говорится, что если бы Он захотел, то имел бы более, нежели двенадцать легионов Ангелов в Свою защиту. Нет, Христос не требует защиты Своих прав, не выдвигает имущественных претензий, не ведёт никаких тяжб, но, наоборот, являет кротость и смирение, самоумаляется, терпя поношения и бичевание, вплоть до смерти. И на фоне этого как-то меркнут наши права на комфортную жизнь в этом мире, когда мы поворачиваемся к Нему, чтобы идти за Ним. При этом можно вспомнить удивительные слова апостола Павла, для которого жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очень близкую мысль высказывает блаженный Феофилакт Болгарский : «Если они не имели никакого недостатка в дарованиях, то как называет их далее ( 1Кор.3:1 ) плотскими?.. Может быть, в начале они получили всякие дарования, но впоследствии сделались нерадивыми и стали жить по плоти» 328 . А.П. Лопухин поясняет, что под дарованием разумеется «новая духовная сила или способность, какую получал от Духа Святого то тот, то другой христианин. Конечно, Дух Святой в этом случае не вытеснял душу самого человека: Он только возвышал и освящал прирождённые способности души человеческой, давал им возможность полнейшего раскрытия». Но у коринфян, по всей видимости, «была склонность воображать себя уже достигшими христианского совершенства, особенно в отношении к познанию» 329 . И именно этим и было вызвано негодование апостола Павла: «...если вам дана благодать, то что высокомудрствуете? Почему надмеваетесь? И через кого она дана? Через меня ли, или чрез другого Апостола? – Нет, но чрез Иисуса Христа» 330 . Апостол Павел подчёркивает, что коринфяне уверовали не от себя, но послушались и уверовали потому, что были призваны Богом. Вся вера имеет своё начало от Бога; ибо если бы Он не призвал, то не уверовали бы. Поэтому у апостола мы читаем: Никто не обольщай самого себя ( 1Кор.3:18 ); От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом ( 1Кор.3:30–31 ). Не забываем ли и мы, вслед за коринфянами, слова пророка: Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь ( Иер.9:23–24 )? Такое убеждение веры, по мнению апостола Павла, должно подавить всякое самодовольство, всякое самохвальство, такое как, например, у фарисеев, которые гордились своими заслугами. Только Божия благодать может нас поднять и освятить. Субъект действия – всегда Бог, а христиане всегда только объект. Урок пятый

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В своё время Бог устами пророка Исаии сказал, что пред Ним преклонится всякое колено и воздаст всякий язык хвалу Богу, говоря: праведность и слава Ему принадлежат (ср.: Ис.45:23–24 ). Это место, видимо, было хорошо знакомо апостолу Павлу, который относит эти слова к прославленному Господу Иисусу Христу, пред именем Которого должно преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:10 ). За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу человечество Христа введено в славу Божества (по Воскресении), и как человек Он принял то, что как Бог имел всегда, и прославленному человечеству Христа дана Богом великая слава, которая поставила Его выше всякой твари 314 . Но путь к прославлению лежит через уничижение, страдания и смерть. И когда человек обращается ко Христу, начинает свой духовный путь, церковную жизнь, важно то, как он представляет себе этот путь верующего человека. Что он ожидает от встречи со Христом? Ведь если человек ожидает от Него получения только чего-то земного, видит в нём только подателя материальных благ, ждёт только обеспечения комфортной жизни на земле, то весьма ошибается. Истинный же христианский путь, которым, в конце концов, призван идти каждый верующий человек, указан нам в кеносисе Христа: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ). Как и в другом месте, апостол пишет: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). При этом подражание это призвано быть прежде всего не в намерении восприятия каких-то внешних моментов кеносиса Христа, но именно в желании реального следования за Господом в своей жизни. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас ( Флп.3:17 ). Впрочем, в современном обществе понимание слова «подражание» может иметь некоторый негативный аспект, поскольку подразумевает отсутствие творческого начала и простое копирование (например, попугаи подражают человеку путем воспроизведения его голоса, при этом не разумея смысла воспроизведенного). Но перевод библейского греческого слова μμησις (мимесис) на русский язык словом «подражание» несёт в себе смысловую нагрузку именно в значении «сознательного следования примеру», а вовсе не бездумного копирования чужих действий 315 . Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные ( Еф.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол «требует одинакового обо всех попечения: дабы все члены, – говорит, – одинаково заботились друг о друге, и опять то же самое объясняет в следующих словах: посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). Для того, говорит, (Бог) установил взаимное попечение друг о друге, устроив единство в таком разнообразии, чтобы и все случающееся было общим для многих. Если от попечения о ближнем зависит общее спасение, то необходимо, чтобы и слава и скорбь были общими» 345 . И высшие «не притесняйте низших, чтобы прежде них вам самим не потерпеть вреда; ведь если они отделятся, то разрушится и всё тело» 346 . Таким образом, как телу Бог придал удивительную сложность и разнообразность, так и в Церкви Он не пожелал, чтобы все были апостолами, или пророками, или учителями или все обладали одним и тем же дарованием. Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние?.. А если бы все были один член, то где было бы тело? ( 1Кор.12:17:19 ). Задав семь риторических вопросов (см.: 1Кор.12:29–30 ), требующих отрицательного ответа, апостол проводит весьма важную мысль: подобно членам тела, дары Святого Духа и служения не взаимозаменяемы. И если голова особенно составляет человека, «однако и она сама по себе недостаточна и не может одна совершать всего: иначе нам напрасно даны ноги» 347 ; то для полноценного функционирования Церкви – Тела Христова – также требуется, чтобы каждый христианин с полным старанием нёс то служение, к которому призван в соответствии с дарованием, данным ему Господом: служения различны, а Господь один и тот же ( 1Кор.12:5 ). Исполняй служение твоё ( 2Тим.4:5 ), и я прославляю служение моё ( Рим.11:13 ); по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе ( 2Тим.1:6 ). «Бог не дал одному и тому же христианину все необходимые для развития церковной жизни дары, ибо в таком случае каждый христианин сам по себе составлял бы церковное тело и был бы вполне независим от других христиан. Чрез это разрушилось бы и самое тело Церкви. Нет, Бог сделал так, что христиане нуждаются один в другом. Так те, которые не Апостолы, нуждаются в братиях, которые получили дар апостольского служения. Поэтому, никто не должен думать, что он может жить сам по себе или что он соединяет в своём лице всё, что нужно для жизни Церкви» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010