Среди плодов духа, перечисленных апостолом Павлом в Послании к Галатам, встречается такое понятие, как мир ( Гал.5:22 ), и каждое его Послание начинается привычным приветствием: Благодать вам и мир. Это первое, чего он желает от Бога христианам. Что же это за духовное состояние, которое апостол желает видеть в среде христиан? Здесь речь пойдёт о том, что охраняет человека от ссор, обид, злопамятства и распрей, и о том, почему чувство озлобленности по отношению к другому человеку для христиан недопустимо. В первую очередь миролюбие – это отличительное качество раба Господа, отсутствие которого для христиан немыслимо: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем ( 2Тим.2:23–24 ). Почему рабу Господа не должно ссориться? Потому что это есть подражание Богу. «Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира как может ссориться?» 244 . Опаснее всего в духовной жизни – воздаяние злом за зло. Против этого апостол говорит как в Послании к Фессалоникийцам: Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем ( 1Фес.5:15 ), так и в Послании к Римлянам: Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром ( Рим.12:21 ). Гордый человек, далеко отстоящий от заповедей Божиих, всегда будет чувствовать себя победителем, если отстоит собственное «я», но, по апостолу, это не победа. Христос победил смерть (зло), идя на вольную страсть: как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 ). Именно так и побеждается зло: когда со стороны обидчика доносится клевета, то у христианина должны быть кротость и сердце, свободное от гнева. Таким образом, следуя евангельскому учению, апостол Павел призывает бороться со злом через миролюбие. Только так зло может быть побеждено. Противоположный пример приводит преподобный Иустин (Попович) : «Лечат ли слепоту глухотой, чуму проказой или голод жаждой? Конечно нет. Так и зло не может быть излечено злом, но от зла только возрастает» 245 . Про совершение же добра против зла продолжил так: «Одновременно ты приносишь благо и ближним, и всем людям, поскольку это благо просвещает и освящает всё вокруг тебя посредством твоего святого поведения» 246 . В этом, по слову святителя Феофилакта Болгарского , апостол видит совершеннейшее состояние, когда наставляет нас не подражать делающему зло, но стараться победить его своей благотворительностью и этим отвратить его от злобы 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для апостола Павла совершенно очевидно, что все верующие едины во Христе, и он неустанно утверждает это: так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ); Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ); И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ); Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). У святителя Иоанна Златоуста мы читаем этому такое пояснение: «Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело» 333 . Единство в Иисусе Христе – основной аргумент в мольбе апостола к коринфянам, чтобы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Важно отметить, что апостол Павел употребил здесь греческое слово κατηρτισμνοι, основное значение которого – приводить в прежнее состояние, сводить воедино, вновь делать одним целым то, что было разъединено или разбито; восстанавливать, исправлять такие вещи, как сети, разбитую посуду, разорванную одежду, сломанные кости, вывихнутые суставы. И это не случайно. Апостол коринфянам два риторических вопроса: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? ( 1Кор.6:15 ), но разве разделился Христос? ( 1Кор.1:13 ). Таким образом он как бы указывает, что христиане, находящиеся в раздоре и разногласиях, как разделённые члены, как вывихнутые суставы, рассеянные кости, должны быть вновь соединены, восстановлены в одно тело Христово и пребывать в одном духе и в одних мыслях. «Богу вообще противны всякие разделения, распри. Бог и тело человеческое устроил так, а не иначе, для того, чтобы в нём не было разделений между членами и чтобы, напротив, всякий член заботился о благополучии других членов. Их здоровье и страдания, с другой стороны, должны отзываться и на других членах. Так и члены Церкви должны, избегая разделений, жить в единении и всё, что случается с их братьями, принимать как такое, что имеет самое живое и непосредственное соприкосновение с их собственными интересами» 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пример миссионерства, который показали нам святые апостолы, исповедники и великие миссионеры первых времён, беспрецедентен. Вся Римская империя, а это практически и весь цивилизованный мир, стала их миссионерским полем. В разные моменты служения их побивали камнями, гнали, бросали в тюрьмы, распинали, и всё же они продолжали проповедовать Евангелие (см.: Деян.23:10–12; 26 ). Повсеместно создавались новые церкви, во главе которых ставились пресвитеры (епископы) (см.: Деян.14:23 ), которые во времена гонений также в первую очередь подвергались ударам, но стояли в вере до конца и другим становились примером для подражания. Не умаляя значения других апостолов, можно с уверенностью сказать, что апостол Павел был среди них, пожалуй, величайшим миссионером. В Книге Деяний святых апостолов практически половину текста составляют описания его трёх миссионерских путешествий. Территория его миссии обширна. И везде он основывал христианские церкви, в частности, христианские общины в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре, Дервии, Верии, церкви в Галатах, Ефесе, Фессалониках, Филиппах, Коринфе и др. Существует мнение, что было ещё и четвёртое путешествие, состоявшееся уже после его оправдания в Римском суде. И везде, где бы ни побывал, он претерпел немало, как бы утверждая парадокс: когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:10 ), ибо уже не я живу, но живёт во мне Христос ( Гал.2:20 ); Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор.11:23–27 ). Его мученическая кончина как венец всем трудам во имя Господа Иисуса Христа. В 67 году по Р.Х. апостол Павел, римский гражданин, был усечён мечом недалеко от Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол Павел пишет коринфянам: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ( 1Кор.12:18 ). Блаженный Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст подробно развивают эту мысль апостола: «Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для неё полезно именно то, чтобы помещаться внизу; ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не её дело» 340 . «Каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил своё место и перешёл на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил всё; он потерял бы своё место и не достигнул бы чужого» 341 . Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый же должен быть доволен, последний не должен превозноситься. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ). А.П. Лопухин комментирует эти слова апостола Павла: «Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют своё высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией» 342 . Так «Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13 ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом» 343 . Дары вспоможения, управления ( 1Кор.12:28 ), по мнению блаженного Феофилакта Болгарского , для апостола Павла «есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Дар языков поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол деликатно напоминает коринфянам, что их святость – это результат обильного дара Божьей благодати: Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, Дарованной вам во Христе Иисусе ( 1Кор.1:4 ), а не плод их усилий на пути самосовершенствования и достижения нравственных высот через хранение моральной чистоты или через исполнение закона. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор.1:26–29 ). Для апостола святость покоится исключительно на Божественном избрании, а не на человеческих достижениях: это Бог их избрал, призвал и освятил. Все действия – избрание, призвание и освящение – возводятся к единому источнику и началу всякого творения – к Богу Творцу. Даже авторитет апостола и достоинство Церкви – и те дары Божии. Святитель Иоанн Златоуст от лица апостола пишет об этом так: «Не сам я, говорит, изобрёл то, чему научен, и не своею мудростью постиг это, но будучи призван, когда гнал и опустошал Церковь . Здесь, можно сказать, всё принадлежит Призвавшему, а призванному ничего, разве только послушание» 320 . И нам никогда не стоит забывать слова апостола: Что ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор.4:7 ). Урок третий Апостол Павел называет коринфян призванными святыми ( 1Кор.1:2 ). Как он сам утверждает, большинство из них слишком далеки от совершенства: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных ( 1Кор.1:26 ), тем не менее все они были избраны, призваны, освящены и оправданы именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога (ср.: 1Кор.6:11 ). Возникает вопрос: почему именно они? Апостол даёт на это ответ в Послании к Римлянам: изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего ( Рим.9:11–12 ). И поясняет на примере сыновей Исаака, матери которых, Ревекке, ещё до их рождения было сказано: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел ( Рим.9:12–13 ). То есть между двумя братьями-близнецами избранный был избран не за добродетель, а возненавиденный – возненавиден не за порочность (ибо они не сделали ни добра, ни зла, потому что находились ещё в утробе матери), но по избранию, по предведению Божию 321 . Бог независимо от дел, по Собственному предведению кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает ( Рим.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этих словах Спасителя мы должны выделить два момента: во-первых, этот подвиг является добровольным и, во-вторых, осуществляется только теми людьми, которым дано особое духовное дарование и которые могут его вместить. Призывы безбрачной жизни мы встречаем в Посланиях апостолов. Так, апостол Павел говорит: хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор.7:1 ). В другом месте: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я ( 1Кор.7:8 ). И в дальнейшем апостол поясняет, что для некоторых семейные заботы могут послужить препятствием для личного самосовершенствования человека: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском., как угодить мужу ( 1Кор.7:32–34 ). Идеал девственной жизни был широко распространён в Древней Церкви. Мученик Иустин Философ пишет: «И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого рода» 66 . Профессор П.С. Казанский пишет: «Стремление к девственной жизни так было сильно в первенствующие времена христианства, что нужно было ограничивать даже эту ревность и защищать святость брака» 67 . Необходимо отметить, что подобно тому, как проходил процесс формирования догматического учения Церкви, наблюдался процесс становления и аскетического богословия. Изучая историю подвижничества, мы видим, что наряду с истиной существовали и еретические учения, с которыми боролась Церковь . В аскетике особенно остро встал вопрос об отношении к девству и браку. Гностические секты, отказывающие признавать материю добрым творением Бога, полагали, что человеческое тело и всё, что с ним связано, является злом, и брак, который лежит не только в области психической, но и физической, не может быть совершенной формой христианской жизни. Часто встречались случаи не только отказа от вступления в брак, но и массовые разводы в среде вновь обращённых христиан. Церковь резко отреагировала на искажение истины. На Гангрском Соборе 343 года был принят ряд постановлений, осуждающих отрицательное отношение к браку. Приведём некоторые из них:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы хорошо знаем из первого и второго посланий к Коринфянам, а также из книги Деяний, что апостол Павел во время второго миссионерского путешествия основал христианскую Церковь в городе Коринфе и проповедовал там восемнадцать месяцев. За это время ему удалось собрать очень большую по тогдашним меркам общину, включающую примерно 100–200 членов, в основном из бывших язычников и в меньшей степени – иудеев 85 . Поначалу апостол Павел жил в доме принявших крещение иудеев, супругов Акилы и Прискиллы. Это была семья состоятельных, благополучных торговцев, приехавших в Коринф из Рима, откуда они были изгнаны в 49 году по эдикту императора Клавдия, как и все остальные иудеи. Богослужения проходили, как правило, в частных домах состоятельных христиан, принадлежавших к высшим слоям общества и способных предоставить для этих целей свой кров. Но, тем не менее, большая часть Церкви принадлежала к низшим классам, поскольку средний класс в то время не был развит: в античном обществе люди были либо совсем бедны, либо очень состоятельны. Разное социальное положение членов Церкви постоянно давало повод для внутренних напряжений и конфликтов. Не случайно апостол Павел риторически вопрошает у коринфян: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор.1:26–29 ). Коринфской Церкви было очень трудно обрести свою идентичность в языческом окружении, из которого не так давно вышли её члены. Ведь вся прежняя жизнь новокрещённых христиан была связана с тем или иным религиозным культом. Например, в Коринфе было принято посылать приглашение, в котором было написано примерно следующее: «Приглашаю тебя отобедать у бога Сераписа. За обедом буду присутствовать я». Хозяин искренне полагал, что пришедших к нему гостей и его самого будет угощать тот бог, в храме которого было куплено жертвенное мясо. И вполне естественно, что на своём пути к христианскому совершенству коринфские христиане сталкивались с очень серьёзными нравственными и бытовыми трудностями. Кроме того, влияние христианства на языческое окружение Церкви также приводило ко многим проблемам и столкновениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Новом Завете есть слова апостола Павла, которые свидетельствуют о всеобщем характере естественного нравственного закона, его направленности на добро и обязательности его требований даже для язычников, не имеющих истинного познания Бога: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:14–15 ). Святитель Григорий Богослов говорил по этому поводу: «Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, Закон, Пророков и ещё прежде того естественный закон – неписаный, сего испытателя дел наших» 222 . О всеобщем характере естественного нравственного закона пишет и святитель Иоанн Златоуст , по его словам, человечество никогда не жило без естественного закона, т. к. Бог при сотворении Адама «вложил в него и этот закон, сделав его надёжным сожителем для всего человеческого рода» 223 . Особенно хорошо должны понимать характер этого закона юристы, ведь требования естественного нравственного закона нашли своё отражение в юридических законах (в административном и уголовно-процессуальном кодексах). Можно сказать, что юридическое право даёт нам необходимый минимум нравственности, однако это только минимум, он даёт лишь оценку наиболее вопиющим явлениям – преступлениям – и не регламентирует всю жизнь человека и всевозможные возникающие нравственные ситуации. Сказать, что человек, не совершивший преступлений и правонарушений, является нравственным и добрым, нельзя, т. к. возможно, что от их совершения его удерживает лишь страх перед наказанием. Об этом в своих лекциях по нравственному богословию писал ещё святитель Феофан Затворник : по его словам, «законностью дела не отрицается худое сердце,.. всякий праведник по обязанностям правды может быть беззаконник нравственный» 224 . Христианство принесло в мир совершенно иное, более возвышенное понимание нравственности, т.к. оно основывается не на оценке по внешним критериям, а на расположении самого сердца человеческого. По словам Священного Писания , Бог знает тайны сердца ( Пс.43:22 ), и Господь наш Иисус Христос открывает нам в Евангелии, что начало греха зарождается в глубине человеческой души, в нашем сердце: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). И поэтому критериев одной только естественной нравственности недостаточно для того, чтобы человека признать добрым и этически совершенным. Совесть и её роль в нравственной жизни человека

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возникновение христианского подвижничества обусловлено не историческими причинами, а основано на догматическом учении Церкви. Ещё апостол Павел писал: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим.7:19–20 ). Здесь говорится о первородном грехе, поразившем природу человека и сделавшем её страстной и удобопреклонной ко злу. Склонность ко греху поразила всё человечество, и каждый человек нуждается в спасении. Спасение происходит по принципу синергии – человек прилагает усилия для достижения святости, а Бог укрепляет его своей благодатью. В этом смысле это путь каждого христианина независимо от его призвания. И ошибочно утверждать, что аскетизм является уделом только монахов. Но наряду с аскетизмом в широком смысле существует более узкое понятие подвижничества, воплощённое в монашестве, которое надо особым образом выделить в истории христианской Церкви. Дело в том, что именно монахи пытались осуществить евангельский идеал всецело, по этой причине впоследствии монашество и аскетизм стали отождествлять. Хотя, как известно, в Древней Церкви аскетами именовались люди, посвятившие себя служению при храме, раздавшие всё своё имущество бедным или на нужды христианской общины, девственники и девственницы, вдовицы и участвовавшие в уходе за тяжелобольными людьми. Таким образом, мы видим, что формы аскетизма, воплотившиеся в IV веке в монашестве, существовали задолго до его появления. Монашество мы будем рассматривать как форму аскетизма в узком смысле этого слова. В отличие от общеобязательного аскетизма все монашеские обеты являются добровольными. В аскетической литературе очень часто указывают на слова Христа богатому юноше: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Здесь Христос предлагает юноше раздать всё своё имение не в форме императива, а предлагает ему принять решение, используя свою добрую волю и свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Для обозначения дружбы или интереса к какому-либо занятию в древнегреческом мире использовались существительное filia и глагол fileo (отсюда происходят слова „филология“, „библиофилия“ и др.). Это понятие подразумевает участие в процессе любви не только слепого чувства, но и естественной наклонности воли, хотя по-прежнему сохраняется значение непроизвольной симпатии: человеку порой трудно объяснить, почему математика ему нравиться больше, чем физика, и по какой причине ему приятнее общаться с соседом по парте, а не с другим ближним» 22 . Но наиболее употребительным в Священном Писании для обозначения любви является греческий глагол agapao. Именно он стоит во всех многочисленных текстах Ветхого и Нового Заветов, где говорится о любви Бога и о любви к Богу (см.: Втор.4:37 ; Втор.10:15 ; Пс.25:8 ; Мф.22:37–39 ; Мк.12:30–31 ; Лк.6:27 и др.). Значение этого глагола лучше всего можно понять с помощью заповеди о любви к Богу Христа Спасителя, которую мы уже приводили. Господь говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). Таким образом, любовь – это не только чувство, но и волевое усилие в свете разума. Это духовная любовь в её высших проявлениях, и она возможна по отношению даже к врагам, когда ни дружба, ни симпатия невозможны 23 . Учением о любви пронизано всё апостольское и святоотеческое учение. У апостола Павла находим знаменитый гимн любви: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010