В первую ночь, когда улеглись все по местам на корабле, в ночной темноте, во время качки, Н., одетый в русскую шубу, зачем-то пробрался на переднюю часть корабля и, Бог весть как оборвался и полетел в море… Раза три доносился до корабля умоляющий его голос: “Спасите! Спасите!”, но через несколько минуть эти слова замерли в отдалении, и самый звук голоса слился с воем ветра и бури. Н. утонул. Спустя неделю после этого несчастия, именно в конце ноября, один из монашествующей братии С. вдруг был поражен видением. Утопленник Н. входит в его келью и, только что переступил порог, сказал: – Не пугайся меня, я не привидение, а действительно Н. Брат С. всмотрелся в лицо покойного и с недоверчивостью спросил: – Да не бес ли ты? – Нет, – отвечал явившийся, – я истинно Н. – А прочитай: “ Да воскреснет Бог ”, – сказал ему С. – и перекрестись, тогда поверю, что ты не бес. – Ты перекрести меня, – заметил на это явившийся, – ты и прочитай Да воскреснет Бог, тогда в убедишься, что я точно Н. С. перекрестился и начал читать молитву. Когда дошло до слов: Тако да погибнуть беси от лица любящих Бога , Н. перебил его и прочитал: “ Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся ” и, глубоко вздохнув, задумался. Потом он смиренно начал просить, чтобы помолились о нем. – Разве ты нуждаешься в наших молитвах? – спросил С. – Ах, и как еще нуждаюсь! – отвечал он со вздохом и, взявши С. за руку и крепко сжавши, продолжал: – Помолитесь пожалуйста обо мне. – Да я и о себе-то не знаю, как молиться, – возразил С., – об этом надо просить духовника. – И попроси, – сказал явившийся, – попроси и всю братию, чтобы помолились обо мне. – Да садись же, – сказал ему С. – Ах нет, мне ведь дано немного времени, и я издалека летел сюда и спешил… Тут вдруг пришло на мысль С. просить Н. о том, чтобы он примирился с братиею. Н. задумался, потом вздохнув, с печалью произнес: – Не то уж теперь время. Между тем С. заметил, что у покойника пробить череп. – Это что у тебя? от чего? – спросил он явившегося, указывая на пробитое место.

http://azbyka.ru/fiction/molis-za-umersh...

- Что это значит? - произнес Скрудж язвительно и холодно, как всегда. Что вам от меня надобно? - Очень многое. - Не могло быть ни малейшего сомнения в том, что это голос Марли. - Кто вы такой? - Спроси лучше, кем я был? - Кем же вы были в таком случае? - спросил Скрудж, повысив голос. - Для привидения вы слишком приве... разборчивы. - Он хотел сказать привередливы, но побоялся, что это будет смахивать на каламбур. - При жизни я был твоим компаньоном, Джейкобом Марли. - Не хотите ли вы... Не можете ли вы присесть? - спросил Скрудж, с сомнением вглядываясь в духа. - Могу. - Так сядьте. Задавая свой вопрос, Скрудж не был уверен в том, что такое бестелесное существо в состоянии занимать кресло, и опасался, как бы не возникла необходимость в довольно щекотливых разъяснениях. Но призрак как ни в чем не бывало уселся в кресло по другую сторону камина. Казалось, это было самое привычное для него дело. - Ты не веришь в меня, - заметил призрак. - Нет, не верю, - сказал Скрудж. - Что же, помимо свидетельства твоих собственных чувств, могло бы убедить тебя в том, что я существую? - Не знаю. - Почему же ты не хочешь верить своим глазам и ушам? - Потому что любой пустяк воздействует на них, - сказал Скрудж. - Чуть что неладно с пищеварением, и им уже нельзя доверять. Может быть, вы вовсе не вы, а непереваренный кусок говядины, или лишняя капля горчицы, или ломтик сыра, или непрожаренная картофелина. Может быть, вы явились не из царства духов, а из духовки, почем я знаю! Скрудж был не очень-то большой остряк по природе, а сейчас ему и подавно было не до шуток, однако он пытался острить, чтобы хоть немного развеять страх и направить свои мысли на другое, так как, сказать по правде, от голоса призрака у него кровь стыла в жилах. Сидеть молча, уставясь в эти неподвижные, остекленелые глаза, - нет, черт побери, Скрудж чувствовал, что он этой пытки не вынесет! И кроме всего прочего, было что-то невыразимо жуткое в загробной атмосфере, окружавшей призрака. Не то, чтоб Скрудж сам не ощущал, но он ясно видел, что призрак принес ее с собой, ибо, хотя тот и сидел совершенно неподвижно, волосы, полы его сюртука и кисточки на сапогах все время шевелились, словно на них дышало жаром из какой-то адской огненной печи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

— Что это значит? — произнес Скрудж язвительно и холодно, как всегда. — Что вам от меня надобно? — Очень многое. — Не могло быть ни малейшего сомнения в том, что это голос Марли. — Кто вы такой? — Спроси лучше, кем я был? — Кем же вы были в таком случае? — спросил Скрудж, повысив голос. — Для привидения вы слишком приве… разборчивы. — Он хотел сказать привередливы, но побоялся, что это будет смахивать на каламбур. — При жизни я был твоим компаньоном, Джейкобом Марли. — Не хотите ли вы… Не можете ли вы присесть? — спросил Скрудж, с сомнением вглядываясь в духа. — Могу. — Так сядьте. Задавая свой вопрос, Скрудж не был уверен в том, что такое бестелесное существо в состоянии занимать кресло, и опасался, как бы не возникла необходимость в довольно щекотливых разъяснениях. Но призрак как ни в чем не бывало уселся в кресло по другую сторону камина. Казалось, это было самое привычное для него дело. — Ты не веришь в меня, — заметил призрак. — Нет, не верю, — сказал Скрудж. — Что же, помимо свидетельства твоих собственных чувств, могло бы убедить тебя в том, что я существую? — Не знаю. — Почему же ты не хочешь верить своим глазам и ушам? — Потому что любой пустяк воздействует на них, — сказал Скрудж. — Чуть что неладно с пищеварением, и им уже нельзя доверять. Может быть, вы вовсе не вы, а непереваренный кусок говядины, или лишняя капля горчицы, или ломтик сыра, или непрожаренная картофелина. Может быть, вы явились не из царства духов, а из духовки, почем я знаю! Скрудж был не очень-то большой остряк по природе, а сейчас ему и подавно было не до шуток, однако он пытался острить, чтобы хоть немного развеять страх и направить свои мысли на другое, так как, сказать по правде, от голоса призрака у него кровь стыла в жилах. Сидеть молча, уставясь в эти неподвижные, остекленелые глаза, — нет, черт побери, Скрудж чувствовал, что он этой пытки не вынесет! И кроме всего прочего, было что-то невыразимо жуткое в загробной атмосфере, окружавшей призрака. Не то, чтоб Скрудж сам не ощущал, но он ясно видел, что призрак принес ее с собой, ибо, хотя тот и сидел совершенно неподвижно, волосы, полы его сюртука и кисточки на сапогах все время шевелились, словно на них дышало жаром из какой-то адской огненной печи.

http://azbyka.ru/fiction/rozhdestvenskie...

Список признан составленным правильно и утверждается Собором. По предложению Председателя Собор постановляет исполнение определения Собора о поднесении иконы от имени Собора генералу Деникину поручить Временному высшему церковному управлению. Председатель Собора объявляет о прекращении работ Собора, выполненных согласно намеченной программе и в назначенный срок, и назначает на 11 часов 24 мая благодарственное Господу Богу молебствие по поводу благополучного окончания работ Собора. Затем архиепископ Митрофан предлагает выразить благодарность Председателю хозяйственной комиссии епископу Михаилу за понесенные им труды, секретариату Собора проф[ессору] П. Верховскому и проф[ессору] Н. Абрамову и руководимому ими составу соборной канцелярии. Затем Собор выражает благодарность Председателю Собора, Преосвященным председателям отделов, протопресвитеру Г. Шавельскому , участникам Предсоборного совещания и делопроизводителю этого совещания Е. И. Махароблидзе. Заседание заканчивается пением «Достойно есть» и закрывается в 10 час[ов] вечера. Председатель Собора Митрофан, архиепископ Донской и Новочеркасский архиепископ Агапнт епископ Арсений епископ Гермоген епископ Гавриил епископ Иоанн епископ Михаил протопресвитер Георгии Шавельский секретарь Собора профессор П. Верховской   ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 29–35 об. Рукописный подлинник. Подписи – автографы. Чернила. На бумаге документа в левом верхнем углу штемпель производителя: «Фабрики наследников Сумкина» в центре рамки, знак и цифра неразборчиво.   23. Протокол подсчета голосов при выборе кандидатов в члены Временного высшего церковного управления от пресвитеров Протопресвитер Шавельский – сорок (40 голосов) Протоиерей Рождественский – тридцать два (32 голоса) Священник Лаванов – двенадцать (12 голосов) Священник Григорий Ломако – шесть (б голосов) Протоиерей Смирнов – четыре голоса (4 голоса) Священник Востоков – четыре голоса (4 голоса) Протоиерей Беловидов – четыре голоса (4 голоса) Протоиерей Хандалеев – три голоса (3 голоса)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разных источниках упоминаются следующие несохранившиеся произведения Б.: концерты на 4 голоса - «Вси языцы, восплещите руками», «Милость и суд воспою Тебе», «Не имамы иныя помощи», «Отрыгну сердце мое», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Суди, Господи, обидящие мя», «Тебе, Бога, хвалим»; концерты на 8 голосов - «Внемлите, людие мои», «Вскую мя отринул еси», «Не отвержи мене во время старости», «Услышите сия вси языцы»; хоры на 4 голоса - «Ныне силы небесные», «Херувимская»; хоры на 8 голосов - «Вкусите и видите», «Херувимская». Причастны «В память вечную», «Во всю землю», «Творяй ангелы», «Чашу спасения прииму» считаются утерянными, а одноименные сочинения, изданные П. И. Юргенсоном под именем Б. (Духовно-муз. соч. разных авт. Сер. 4. М., на самом деле принадлежат перу его однофамильца - М. А. Березовского , композитора кон. XIX в. (Е. М. Левашев). По муз. стилю духовные сочинения Б., равно как и произведения для правосл. службы его современника Галуппи, относятся к первому этапу муз. классицизма екатерининской эпохи. Даже по скудным сохранившимся материалам видны изменения, происшедшие в стилистике и форме сочинений: если в барочных композициях ведущая роль в формообразовании отводилась риторическим закономерностям, а композиторское решение в большинстве случаев следовало строфическому разделению текста, то концерты Б. утверждают четырехчастный классицистский цикл, опирающийся на муз. логику развития. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций до развернутых фуг. Мелодика сочинений Б. впитала в себя интонации как укр., так и рус. народной песенности: по наблюдению Левашева, начальная интонация концерта «Не отвержи...» совпадает с мелодией рус. протяжной песни «Не шуми, мати, зеленая дубровушка» и укр. думы «Гей, як на cлabhiï Ykpaïhi». Муз. соч.: «Не отвержи мене во время старости» (d-moll): Концерт на 4 голоса. СПб., 1818; «Unser vater» (g-moll). Лпц., 1813; «Господь воцарися» (B-dur): Концерт на 4 голоса//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. прот. М. Лисицына. СПб., 1903; Литургия св. Иоанна Златоуста (4 голоса)//Сборник духовно-музыкальных песнопений/Под ред. Е. С. Азеева [перелож. для муж. хора]. Пг., 1914. Вып. 8; То же// Березовьский М. Xopobi дyxobhi твори/Под. ред. М. Юрченко. К., 1995. С. 6-28; «Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся праведнии о Господе», «Хвалите Господа с небес» 1-3: Причастны на 4 голоса//Там же. С. 30-72; «Бог ста в сонме Богов»: Концерт (4 голоса)//Там же. С. 74.

http://pravenc.ru/text/78130.html

4 . Впервые был определен порядок взаимодействия командированных миссионеров и местных священников, имеющий в основе братское уважение и взаимопомощь. Четко описаны действия по организации собеседований с заблуждающимися, созданию миссионерских библиотек разных уровней. 5 . Были предусмотрены обязанности епархиальных архиереев по отношению к миссионерам, подтверждалась обязанность приходских священников на ведение миссии. 1.2. Второй Всероссийский миссионерский съезд (1891 г.) Второй Всероссийский миссионерский съезд прошел в Москве в том же Никольском единоверческом монастыре в период с 29 июня по 15 июля 1891 г. Съезд собрал 157 делегатов 8 («депутатов») из 49 епархий, председательствовал на нем вновь архим. Павел Прусский . Более подробные сведения о составе участников съезда приведены в табл. 3,4 и 5. Таблица 3. Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по священному сану, чел. Священный сан С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Без права голоса Архимандрит Протоиерей Протоиерей единоверческой Церкви Игумен Иеромонах Иеромонах единоверческой Церкви Иерей единоверческой Церкви Диакон Монах (инок) Без сана Итого: Источник: составлено автором по данным с. 48–51] Таблица 4. Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по должности участника, чел. Должность С правом решающ. голоса С правом совещ. голоса Без права голоса Настоятель Никольского единоверческого монастыря Благочинный Благочинный единоверческой Церкви Епархиальный миссионер Миссионер (уездный, окружной, городской) Помощник миссионера Сотрудник миссии Ректор Московской Духовной академии Ректор Духовной семинарии Преподаватель духовной семинарии (в т.ч. Скворцов В.М. из Киевской ДС) Преподаватель духовного училища Преподаватель (городского, сельского) училища Учитель ЦПШ Библиотекарь Игумен Иеромонах Диакон Монах (инок) Псаломщик единоверческой Церкви Делопроизводитель Член С-Пб Общества религиозно-нравственного просвещения Мирянин Итого: Источник: составлено автором по данным с. 48–51]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Статья Введение Институт монашества всегда играл значимую роль в истории Русской Православной Церкви и России в целом. Долгое время монастыри были очагами культуры, богословия и науки, а монашество было одним из наиболее образованных слоев населения. Время правления Петра I (1672–1725) и секуляризация церковных земель при Ekamepuhe II (1729–1796) оказались для русского монашества эпохой больших перемен и серьезных испытаний, влияние которых чувствовалось в дальнейшем на протяжении всего Синодального периода. Реформы задели все стороны иноческого быта и привели к печальному положению дел. При внешнем благополучии обителей в недрах монастырской жизни назрели проблемы, которые требовали разрешения. Иночествующие замечали, что в большинстве обителей упала дисциплина братии, опустился нравственный уровень и распространилось пьянство . В начале ХХ века мысль о необходимости реформы монастырей и монашества стала плодотворной почвой для дискуссии о положении и роли русского монашества в жизни общества . Этого не могли не заметить иерархи Церкви. Инициативу реформ взял в свои руки архиепископ Никон (Рождественский) (1851–1919). Еще будучи архимандритом, он был активным апологетом монашеских идеалов, а став епископом, приступил к активным действиям по их защите, предварительно заручившись поддержкой высшей церковной власти . В результате его трудов в Троице-Сергиевой Лавре с 5 по 13 июля 1909 г. осуществлял свою работу Первый всероссийский съезд монашествующих. Собравшиеся монашествующие были настоятелями и насельниками монастырей Российской империи . Однако положение участников было неравным . Одни были назначены с правом решающего голоса, другие — с правом совещательного голоса. То есть у второй категории членов не было права голоса по любым вопросам, их роль в съезде сводилась к консультативным функциям. Присутствовало 50 действительных членов и 60 с правом совещательного голоса . Право решающего голоса получили по преимуществу настоятели монастырей, а право совещательного голоса в большинстве своем получили лица, не занимавшие в монастыре высших административных постов.

http://bogoslov.ru/article/6174533

напева), 72) Ныне силы небесные, 73) Тоже перед, из двухорного, 74) Тело Христово примите, 75) Чертог твой вижду, 76) Слава и ныне, Приидите ублажим Иос. Приснопамятного, 77) Тебе Бога хвалим, 78) То-же с древнего напева, 79) Литургия, употребляемая при Высочайшем дворе, положенная на два голоса (альт и бас). Трехголосные с хором: 80) Архангельский глас, 81) Прокимны и причастны всего года на один голос, 82) Задостойники на все праздники всего года на один голос. Особые издания: 83) Круг церковного пения, употребляемого при Высочайшем дворе на два голоса в нем заключаются: Всенощное бдение, Праздничные ирмосы и величания. Литургия Св. Иоанна Златоустог о, прокимны, причастны, задостойники всего года, С нами Бог , На реках Вавилонских, Господи сил с нами буди, Величит душа моя Господа, по 9 песни, Заутра услыши глас мой. Стопы моя направи, Во царствии твоем, Богородице Дево радуйся, Под твою милость, литургия Преждеосвященных даров, литургия Св. Василия Великого , Вечери Твоея тайныя, да молчит всякая плоть. Служба на Св. Пасху, 84) Панихида на 4 голоса. Различных сочинителей: 85) Верую во единого Бога, (Березовского). 86) Ангел вопияше (Макарова), 87) Плотию уснув (переделанная с греческого напева (Грибовичем), 88) Тело Христово, 89) Литургия св. Иоанна Златоустог о на 4 голоса (Грибовича) 90) Древнее простое церковное пение из нотных обиходов, перелож. на 4 голоса прот. Турчаниновым, сочинения и переложены генер-майора Львова, 91) Херувимская песнь, 92) Достойно есть; 93) Отче наш , 94) Вечери Твоея Тайныя, 95) Обиход церковный на 4 голоса, две части. Примеч. В сем обиходе помещены сочинения Бортнянского, означенные выше под 39, 43, 56, 57, 59, 62, 66, 68–73, 75–82; 96) Пение на литургии совершаемой архиереем, 97) Хвалите имя Господне, 98) Милость мира (левый лик), 99) Свыше пророцы, 100) Да возрадуется душа твоя, 101) Взбранной воеводе, 102) Октоих сокращенный Знаменского, 103) Ирмологий сокращенный, тоже Знаменского, 104) Благослови душе моя Господа, 105) Ныне отпущаеши раба твоего (Воротникова).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Смулов Глава II. Всероссийские монашеские съезды 1909 и 1917 гг. 2.1. Съезд представителей иночества 89 (1909 г.) Первый Всероссийский монашеский съезд состоялся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 05 по 13 июля 1909 г. (см. Приложение 7), и явился важным событием для всего русского монашества, крайне нуждавшегося в обсуждении назревших и больных вопросов его духовной и обыденной жизни. Св Синод определил Почетным председателем съезда Московского митр. Владимира (Богоявленского) , а председателем – Вологодского архиеп. Никона (Рождественского) , который и стал основным докладчиком с темой: «Нужды современного русского монашества». Таблица 13. Состав 90 участников иноческого съезда 1909 г. по священному сану и праву голоса Священный сан С правом решающего голоса С правом совещатель-ного голоса Итого, чел. Митрополит Епископ Архимандрит Схиархимандрит Игумен Иеросхимонах Иеромонах соборный Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Схимонах Без сана Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 97] Таблица 14. Состав участников иноческого съезда 1909 г. по должности участника и праву голоса Должность С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Итого, чел. Епархиальный архиерей Викарный архиерей Настоятель Наместник Лавры Наместник монастыря Благочинный Лавры Благочинный монастыря Строитель скита Экклесиарх Лавры Келлиарх Лавры Начальник скита Казначей скита Заведующий подворьем Настоятель Сербского подворья в Москве Епархиальный миссионер Миссионер Управляющий типографией Лавры Типограф Лавры Правитель дел Лавры Ректор семинарии Преподаватель семинарии Помощник смотрителя духовного училища Секретарь архиепископа Игумен Иеросхимонах Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Студент Духовной академии Письмоводитель Лавры Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 3–97] Как видно из табл. 13 и 14, в составе участников съезда были 8 архиереев, из которых три (Преосвященные Андрей (Ухтомский), епископ Мамадышский; Иоанн (Смирнов , †1918), епископ Киренский; Никон (Рождественский , †1919), епископ Вологодский и Тотемский), были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью РПЦ. В работе съезда участвовали 35 архимандритов, 19 игуменов и 25 иеромонахов, служащие, в частности, наместниками 3 лавр и настоятелями 31 монастыря. Присутствовали один ректор духовной академии (Преосвященный Евдоким (Мещерский, †1935), епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии) и пять ректоров семинарий. Кроме того два священнослужителя несли послушания, связанные непосредственно с миссионерским деланием.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Девять десятых медийных площадей посвящено пропаганде всего «прогрессивного», «успешного», «либерального», «демократического», прозападного. Можно прочесть кипу самых ходовых изданий и, пожав плечами, убедиться: голоса российской армии, голоса Православной Церкви, равно как и голоса всех остальных конфессий, голоса крестьянства и — о, уже предчувствую ухмылки, — рабочих, голоса российской школы и голоса многодетных семей мы там не услышим. Подавляющее большинство населения со своими взглядами, убеждениями и проблемами находится в печатных медиа на периферии, в лучшем случае на них могут кивнуть: а эти-то, мол, тоже, мол, пострадают, если что, мол. Дурачье это восторженное. Российские медиа вроде бы описывает нашу с вами жизнь, но при этом они словно плавают среди наших грязей в батискафе и смотрят на всё в лорнет. Они, конечно, сдерживаются, не проявляют и малой доли того, что могли бы продемонстрировать, если б не опасались слегка получить по рукам. Но за минувший год ни один героический ополченец не появился ни на одной обложке российских журналов. Вы обратили на это внимание? Люди, которых огромная часть страны воспринимает в качестве новых национальных героев, — их как бы нет. Вот если бы Стрелкова повезли в клетке в сторону Гааги — тогда бы да. Тогда — с удовольствием. Зато на обложках есть актёры, зачем-то играющие русских солдат в кино и сериалах. Но потом в своих интервью, которые будто бы бесконечно уставшими голосами даны, те же актёры жалуются на усталость от «патриотической пропаганды» и вообще испытывают неприязнь ко всем этим пушкам и барабанам. А по кой ты тогда переодеваешься в русского солдата на площадке, парень? Переодевайся во что-нибудь другое, в Санта Клауса там, в медсестру, в сотрудника ООН. За минувший год можно было многократно увидеть на обложках федеральных изданий исполнителей, приезжающих выступать с концертами на территории, где базируются ВСУ, но, конечно же, мы не могли увидеть на тех же самых обложках, в качестве демократического разнообразия, Иосифа Кобзона или Александра Скляра, выступавших для ополченцев.

http://pravoslavie.ru/86896.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010