Разделы портала «Азбука веры» ( 24 голоса: 4.3 из 5) Блаженный Мы переносимся мысленно более чем за полвека назад, именно к 1849 году, когда на Руси появилась кара небесная и люди, как мухи на морозе, почти в каждом доме, в каждой избе и во всякой хижине падали целыми семьями, целыми родами и почти полдеревнями сразу, от свирепой язвы — холеры. В эти-го самые дни тяжелой годины на Руси, именно 9 мая, когда православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, мы находились в селе Промзине, Симбирской губернии, среди многочисленной толпы народа, ежегодно в этот день паломничающего сюда со всех окрестностей. Чудная весенняя погода благотворно сопутствовала этому духовному торжеству. Море обнаженных голов паломников, точно стихия под дуновением легкого ветерка, благоговейно склонялось перед храмом Божиим, когда люди осеняли свое чело крестным знамением. В храме совершал утреннее бдение о. благочинный в сослужении местного церковного причта. Вот богослужение закончилось, и многотысячная толпа паломников опустилась на площади на землю, чтобы облегчить свои утомленные ноги. Через несколько минут звон церковного колокола возвестил о начале Литургии. Толпа вновь заколыхалась и поднялась на ноги. — Яша идет!.. Яша идет!.. — кто-то восторженно проговорил из толпы, и та устремила свой взор за реку Суру, из-за которой появилась, как привидение, во всем белом, мирно, но быстро двигавшаяся вперед рослая и мощная фигура блаженного с открытой головой и с длинным посохом в руках, на босую ногу, как он всегда ходил и зимой, и летом. Еще минута — и Яша уже появился среди толпы паломников, благоговейно склонившей перед ним свою голову в знак почитания его «святой жизни». — Я к угоднику… к угоднику… к Николе… к нему, — торопливо проговорил Яша, как бы в ответ на поклон толпы, и быстро устремился к церкви… — Помолись за нас, грешных, перед угодником Божиим, чтоб Господь Бог избавил нас от кары небесной… — завопила толпа паломников вслед Яше и потянулась к нему со своими трепетными руками, говоря: «Возьми это, родименький, на свечку угоднику Божию…» |
Разделы портала «Азбука веры» ( 4 голоса: 4.8 из 5) Глава 3. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября) Вера. Священник А. Ушаков Блажен, кто верою святою свой дух возвысил, окрылил, и сердце, как стальной бронею, от бурь житейских укрепил. Тому не страшны испытанья, ни даль, ни моря глубина; не страшны горе и страданья, и сила смерти не страшна Вера и надежда. Василий Жуковский Протекших радостей уже не возвратить; Но в самой скорби есть для сердца наслажденье. Ужели все мечта? Напрасно ль слезы лить? Ужели наша жизнь есть только привиденье И трудная стезя к ничтожеству ведет? Ах! нет, мой милый друг, не будем безнадежны; Есть пристань верная, есть берег безмятежный; Там все погибшее пред нами оживет; Незримая рука, простертая над нами, Ведет нас к одному различными путями; Блаженство наша цель; когда мы к ней придем – Нам Провидение сей тайны не открыло. Но рано ль, поздно ли, мы радостно вздохнем: Надеждой не вотще нас Небо одарило. Сила Любви. Семен Надсон Верь в великую силу любви!.. Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет, лучезарно спасающий, Мир, погрязший в грязи и крови, Верь в великую силу любви! Объяснение праздника. Анатолий Холодюк В широко распространенном житии святых мучениц рассказывается, что они происходили из Италии. Их мать была христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетелей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Об этом стало известно императору Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая к себе по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было двенадцать лет, Надежде – десять, а Любови – девять) отказались. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшему испытанию: ее не казнили, ей оставили жизнь, но оставили и безысходное горе – мать вынуждена была смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три отроковицы мужественно встретили свою кончину. Святая София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», похоронила дочерей недалеко от города и три дня не отходила от их могилы, пока не предала свою душу Господу. |
1. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея, – о волнении на море, и о чудесном хождении Спасителя по водам и о малодушии апостолов, – является для нас приличным поводом говорить о словах пророка: " возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:3–4 ). Что это такое – «высокие волны морские»? Не чудо ли Спасителя, что одним мановением Он успокоил волнующееся море? Что иное реки, возвышающие свои голоса в море, как не ученики Господа? Апостолы – именно реки, как бы вытекающие из вечного источника – Христа, согласно Его изречению: «из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Как Господь не переставал творить чудеса, так и апостолы, испытывая морское волнение, не отступали от правды. В четвертую стражу ночи, увидев Господа, ходящего по водам моря, они приняли Его за призрак. Как – призрак? Раба (море, державшее Его на своей поверхности) узнала Владыку, а ученики не узнали Учителя? Имея столько доказательств Его чудес, они сомневались, увидев Его ходящим по поверхности моря. Не Он ли сам посредством Моисеева жезла обнажил морские бездны и открыл сынам Израилевым невлажный путь. Они сочли Его за привидение и испугались: вот именно «трепетали от страха, [где не... было страха] " ( Пс.13:5 ), потому что испугались, увидев пред собою вблизи пристань жизни. Когда все были объяты страхом, Петр, поднявшись, сказал Господу: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди» ( Мф.14:28–29 ). А ученикам сказал: «ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф.14:27 ). Я действительно говорю, а не как призрак, потому что Я – сама Истина, вочеловечившаяся для того, чтобы упразднить виновника призраков. «Это Я, не бойтесь»! Что бояться вам дуновения ветров? Не обо Мне ли сказаны слова: «изводит ветры из сокровищниц Своих " ( Пс.134:7 )? И теперь я допустил ветры не для того, чтобы устрашить вас, но чтобы утвердить. Когда Господь говорил это, Петр, по свойственной ему горячности веры, опять выделился и стал говорить: Господи, Ты ли Христос? По твоим речам я узнаю Тебя, но Твои дела наводят на меня сомнение: мы никогда не видали Тебя ходящим по морю. Но если Ты – Христос, прикажи мне придти к Тебе по водам. Господь сказал ему: иди, если ты имеешь достаточную опору в своей вере. Я не допускаю никакого притворства. Если ты не веришь, не ходи. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 14 голосов: 3.9 из 5) Глава II Ола! Ола! Где вы? Ола! Шекспир. «Венецианский купец» В то время как одна из двух очаровательных девушек, которых мы так бегло представили читателю, была поглощена собственными мыслями, младшая, быстро оправившись от мгновенного испуга, засмеялась над своим страхом и сказала офицеру, который ехал рядом с ней: — Скажите, Дункан, такие привидения часто встречаются в здешних лесах или это представление было организовано в нашу честь? Если так, то мы должны быть благодарны, но в ином случае нам с Корой понадобится все наше мужество, раньше чем мы встретимся со страшным Монкальмом. — Этот индеец-скороход при нашем отряде и, по понятиям своего племени, герой, — сказал молодой офицер. — Он вызвался проводить нас до озера по малоизвестной тропинке, которая сильно сокращает путь. Благодаря этому мы явимся на место скорее, чем следуя за нашим отрядом. — Он мне не нравится, — ответила девушка и притворно вздрогнула, хотя в душе ей было также страшно. — Вы хорошо знаете его, Дункан? Ведь в противном случае вы, конечно, не доверяли бы ему. — Скорее я бы не доверился вам, Алиса. Я знаю этого индейца, иначе я не выбрал бы его проводником, особенно в такую минуту. Говорят, Магуа — уроженец Канады, а между тем служит нашим друзьям мохокам, которые, как вам известно, принадлежат к числу шести союзных племен . Мне говорили, что он попал сюда по какой-то странной случайности, имевшей отношение к вашему отцу. Кажется, генерал жестоко поступил с этим индейцем… Впрочем, я позабыл эту досужую болтовню. Достаточно, что теперь он наш друг. — Если он был врагом моего отца, тем хуже для нас, — заметила девушка, встревожившись не на шутку. — Майор Хейворд, пожалуйста, заговорите с ним, мне хочется услышать звук его голоса. Может быть, это глупо, но я всегда сужу о человеке по его голосу. — Если я заговорю с ним, это, по всей вероятности, ни к чему не поведет, — проговорил Хейворд. — Он ответит мне каким-либо односложным восклицанием. Мне кажется, Магуа понимает по-английски, но делает вид, что не знает нашего языка. Кроме того, он вряд ли пожелает вести со мной разговор теперь, когда военное время требует от него всех признаков высшего воинского достоинства… Но смотрите, наш проводник остановился. Очевидно, тут начинается та тропинка, на которую нам придется свернуть. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 3 голоса: 5.0 из 5) Друзья! прошло красное лето, златая осень побледнела, зелень увяла, дерева стоят без плодов и без листьев, туманное небо волнуется, как мрачное море, зимний пух сыплется на хладную землю – простимся с природою до радостного весеннего свидания, укроемся от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем! Время не должно тяготить нас: мы знаем лекарство от скуки. Друзья! Дуб и береза пылают в камине нашем – пусть свирепствует ветер и засыпает окна белом снегом! Сядем вокруг алого огня и будем рассказывать друг другу сказки, и повести, и всякие были. Вы знаете, что я странствовал в чужих землях, далеко, далеко от моего отечества, далеко от вас, любезных моему сердцу, видел много чудного, слышал много удивительного, многое вам рассказывал, но не мог рассказать всего, что случалось со мною. Слушайте – я повествую – повествую истину, не выдумку. Англия была крайним пределом моего путешествия. Там сказал я самому себе: «Отечество и друзья ожидают тебя; время успокоиться в их объятиях, время посвятить страннический жезл твой сыну Маину, время повесить его на густейшую ветвь того дерева, под которым играл ты в юных летах своих», – сказал и сел в Лондоне на корабль «Британию», чтобы плыть к любезным странам России. Быстро катились мы на белых парусах вдоль цветущих берегов величественной Темзы. Уже беспредельное море засинелось перед нами, уже слышали мы шум его волнения – но вдруг переменился ветер, и корабль наш, в ожидании благоприятнейшего времени, должен был остановиться против местечка Гревзенда. Вместе с капитаном вышел я на берег, гулял с покойным сердцем по зеленым лугам, украшенным природою и трудолюбием, – местам редким и живописным; наконец, утомленный жаром солнечным, лег на траву, под столетним вязом, близ морского берега, и смотрел на влажное пространство, на пенистые валы, которые в бесчисленных рядах из мрачной отдаленности неслися к острову с глухим ревом. Сей унылый шум и вид необозримых вод начинали склонять меня к той дремоте, к тому сладостному бездействию души, в котором все идеи и все чувства останавливаются и цепенеют, подобно вдруг замерзающим ключевым струям, и которое есть самый разительнейший и самый пиитический образ смерти; но вдруг ветви потряслись над моею головою… Я взглянул и увидел – молодого человека, худого, бледного, томного, – более привидение, нежели человека. В одной руке держал он гитару, другою срывал листочки с дерева и смотрел на синее море неподвижными черными глазами своими, в которых сиял последний луч угасающей жизни. Взор мой не мог встретиться с его взором: чувства его были мертвы для внешних предметов; он стоял в двух шагах от меня, но не видал ничего, не слыхал ничего. – «Несчастный молодой человек! – думал я. – Ты убит роком. Не знаю ни имени, ни рода твоего; но знаю, что ты несчастлив!» |
Разделы портала «Азбука веры» ( 52 голоса: 3.8 из 5) Одержимый, или Сделка с призраком Глава I. Дар принят Все так говорили. Я далек от утверждения, будто то, что все говорят, непременно правда. Все нередко и ошибаются. Как показывает опыт человечества, эти самые все уже так часто ошибались и порой так не скоро удавалось понять всю глубину их ошибки, что этому авторитету больше не следует доверять. Все могут быть и правы. «Но это не закон», — как говорит призрак Джайлса Скроггинса в известной балладе. Грозное слово «призрак» будит во мне воспоминания… Все говорили, что этот человек похож на одержимого. И на сей раз все были правы. Именно так он и выглядел. Увидав его впалые щеки, его блестящие глаза, глубоко ушедшие в орбиты, всю его фигуру в черном, невыразимо мрачную, хотя ладную и стройную, его тронутые сединой волосы, падающие на лоб и виски подобно спутанным водорослям, — словно всю свою жизнь он был одинокой вехой, которую треплет и бьет бездонный людской океан, — кто не сказал бы, что это человек одержимый? Глядя на него — молчаливого, задумчивого, неизменно скрытного и замкнутого, всегда сумрачного и чуждого веселости, и притом столь рассеянного, словно он постоянно уходил мыслью в далекое прошлое или прислушивался к давно отзвучавшим голосам, — кто не сказал бы, что так вести себя может только человек одержимый? Услыхав его голос, медлительный, глубокий и печальный, чью природною силу и звучность он словно нарочно сдерживал и приглушал, кто не сказал бы, что это голос человека одержимого? Видя, как он сидит в своей уединенной комнате, то ли библиотеке, то ли лаборатории — ибо, как известно всему свету, он ученый химик и профессор, к чьим словам прислушиваются изо дня в день толпы учеников, — видя, как он одиноко сидит там зимним вечером в молчаливом окружении колб с химическими веществами, приборов и книг, а тень от прикрытой абажуром лампы, точно исполинский жук, прилепилась на стене, и лишь она одна недвижна среди всех зыбких теней, которые неверное пламя камина отбрасывает от причудливых предметов, наполняющих комнату (иные из этих призрачных силуэтов — отражения стеклянных сосудов с какой-либо жидкостью — трепещут порою в страхе, точно живые твари, знающие, что он властен разложить их на составные части, предать огню и обратить в пар); видя его в этот час, когда дневной труд окончен и он сидит, задумавшись, в кресле, перед багровым пламенем, пляшущим за ржавой каминной решеткой, и шевелит тонкими губами, с которых, однако, не слетает ни звука, точно с безмолвных уст мертвеца, — кто не сказал бы, что, должно быть, и этого человека и эту комнату посещают привидения? |
Разделы портала «Азбука веры» ( 3 голоса: 2.7 из 5) Оглавление Розовый мираж Сколько глазам видно — розовая равнина. Яркая, как небо, необъятная, как море. Розовое море в белоснежных берегах! Конечно же, это мираж. Просто мы обалдели от солнца, просто голова кружится от жары — вот и кажется! Щурясь от нестерпимого блеска, мы из-под ладоней смотрим на чудо. Равнина пышет в лицо жаром. Цедим воздух сквозь зубы, как обжигающий кипяток. Дует горячий ветер, но розовое море не морщат волны. Не вспыхивают блики солнца на розовых гребешках. Даже небо не отражается в этом море; наоборот, кажется, что эта розовая гладь отражается в небе. И небо от этого и всё вокруг стало розовым. Всё растворилось, плывёт и колышется в розовом сиянии. И только по белым призрачным берегам, шипя и покачиваясь, несутся смерчи-вихри, похожие на белые привидения.. Что за странный мираж! Всё впереди неверно, загадочно и непонятно. Дали дрожат, плывут и струятся. Кисельное море, молочные берега… Какие-то сказочные птицы плывут над головой. Похожи на длинные палки с крыльями посредине. Палки белые, крылья красные, как будто палки летят и горят! Но ведь это уже не кажется, это же настоящие розовые фламинго! Вытянуты вперёд шеи, вытянуты назад длинные ноги, вспыхивают посредине красные крылья. Неужто и всё вокруг настоящее? С тихим гоготом пролетают розовые птицы над головами и сразу же растворяются в розовом мареве. Голоса их ещё слышны, а самих уже невидно над розовым озером. Вот где — на их родине! — начинаешь понимать, почему фламинго такого яркого цвета: цвет-то их яркий тут еле заметен! Я шагаю с белого берега в розовую воду, но нога упирается во что-то твёрдое и хрустящее! Сапог продавил розовую корочку как наст, как тонкий ледок. А из пролома на светлую гладь выплеснулась чёрная жижа… Нет. впереди не мираж. Впереди равнина, покрытая коркой соли. Видно, совсем недавно было тут солёное озеро. Вода ещё и сейчас сохранилась, но где-то там, за горизонтом; туда и тянут фламинго. А мелководье иссушила жара: вместо воды легла на дно корка соли. А под коркой, как подо льдом, чёрный вонючий ил. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 3 голоса: 2.7 из 5) Оглавление Озеро Усталый путник даже в горах не увидит ничего интересного. Шагаешь, придавленный тяжестью рюкзака, и перед глазами одно лишь мельканье твоих же пропылённых ботинок. Капли пота дрожат на ресницах, липнет рубаха к плечам. Хватаешь ртом ветер, как струю холодной воды, а в висках тупо стучит, и сердце комком ртути тяжело ворочается под рёбрами. Тут мимо всего можно пройти равнодушно: измученному не до красот. И я прошёл бы. но стало невмоготу, доконал проклятый подъём. И сбросил я свой чугунный рюкзак на берегу горного озера. Отдышавшись, бросился, конечно, ублажать тело: пить, мыться, прохлаждаться на ветерке. Тело умеет держать нас в узде. Только зазевайся, так всю жизнь к будешь только тем и занят, что ублажать его капризы. И станет твой разум на побегушках у живота. Холодной водой не напьёшься, надо чай затевать. И тут на дымок костерка моего свернул чёрный пастух, гнавший с водопоя отару овец. Овцы текли под уклон курчавой жёлтой рекой, огибая серьге глыбы камней и нацеливаясь в зелёные лощинки. Чёрный пастух в чёрной бурке и чёрной папахе с длинной ярлыгой в руках долго смотрел на меня и молчал, а потом вдруг спросил: «Что ты видишь такими белыми глазами?» У пастуха был облик библейского мудреца, и я не ожидал от него такого глупого вопроса. Но в самом деле: глаза мои на обветренном и багровом от горного солнца лице казались вылинявшими и белыми. И черноглазому пастуху не верилось, что такими глазами можно что-то увидеть. Мне самому стало уже интересно: а что я, в самом деле, увижу? В городах мы отвыкаем всматриваться. Картины торопливой и суетной жизни мелькают, как в окне скорого поезда: глаза б не глядели? Напившись чаю, мы расстались друзьями. Пастух свистнул кудлатого пса с обрезанными ушами, запрыгал вниз к своему стаду, а я сел на камень и стал смотреть на озеро своими белыми глазами. Озеро — зеркало. Тысячи раз сравнивали тихую чистую воду с зеркалом, а лучшего сравнения не придумать. Горы утонули в нём белыми вершинами вниз. Чайка летит над водой, а кажется, что летят две, брюшком к брюшку, нос к носу. Села чайка и стала смотреть сама на себя. Потом вплыла на отражённое белое облако и стала вдруг… чёрной! А на утонувшей чёрной горе снова вспыхнула, засветилась и забелела, как пёрышко. И за пёрышком потянулась по чёрному зеркалу сияющая солнечная царапинка. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 4 голоса: 5.0 из 5) Прослушать стихотворение 14:47 О горе горькое дерзнувшим… поднявшим руку в недвижности послушной, разбившим сердце о камни граней, и плод отведавшим запретный, и падшим замертво к подножью тайны. О горе горькое… Пусть лучше б матери остались без зачатья! Не стать на страже думы своевольной, молчаньем разъярить грозу, улыбкою ответить на обиду, стереть закон порывом, убить всей жизни домоганье, оклеветать виденье ясное, предать, любя… Непопранной проходить только косность, — хотящим воздух препоны ставить. Ступай на осмеянье! Ступайте на позор! Отточится душа белей кинжала, пронзить веков твердыню и в даль безвестности уйдет властительно — чужой, великой, и там займется пожаром молний, повиснет в туче туманно-тяжкой стоячего дыханья клевет-наветов. О горе, горе! Вечность казни. Костры позоров. Людская слава. Паутинно-пурпурное небо небесных вечерен теплую тишь овевало звездами — цветами. По камушкам бисерно-розовым дороги полночной над морем луна выплывала покорная — марная. Тени деревьев, в шумах заснувших, чернясь, насыщались, как траур нарядный души одинокой. В тринадцати один, всех ближе к Первому, для Первого толпой затертый, понуро-сгорбленный, таясь, как самый верный, Иуда скованно снует свою тоску. Тех голоса, как ржавые веревки, назойливо свистят, скрипя о колотящееся сердце наполненной груди, где отзвуки выбрасывают желанья растерянно, запуганно, ревниво… «И иже аще мене ради погубить свою душу обрящет ю», Обезображенная голова Пророка, живая, привидением вставала. Потупленные тьмою очи струили тяжкую кровавую мольбу. Крик проклятых свиней из Геркесина звенел чугунным звоном по упоенью — вздохам нив ленящихся, на торжищах гнусливых и в пенье Плена. Морские волны пенились, рвались за ночь, за небо пучинные, безвзорные… И белая стопа легка, как пожелания, ступала по груди клокочущей, и след, рябясь, сиял… Навзрыд рыдали в смятенье стены Иаира, и тление ползло, как ураган… но мертвый только спал. Грядет! Грядет! |
Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 4 голоса: 5.0 из 5) Я в хоровод вступаю, хохоча, и все-таки мне неспокойно с ними: а вдруг кому-то маска палача понравится – и он ее не снимет. Вл. Высоцкий Приближается «праздник», импортированный в Россию в начале 2000х из США — Хэллоуин. Американцы переняли его у древних кельтов, которые по своему языческому календарю отмечали 1го ноября начало нового года. В кельтской традиции считалось, что в ночь Хеллоуина над землей властвуют темные силы, и, для того чтобы они не нанесли вреда, их надо всячески ублажать. Отсюда берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы привидений, ведьм и прочей нечистой силы. «Праздник» этот в последнее время распространяется и в России, культурообразующей религией которой является православие. Увы, нынешние россияне, даже называющие себя верующими, часто и не догадываются о том, что знает православие о мироустройстве. Помимо мира материального, который мы можем увидеть, пощупать и изучить, существует мир духовный, не воспринимаемый нашими органами чувств. И, тем не мене, он абсолютно реален. С Богом – Творцом материального и духовного миров – каждый человек может вступить в личное общение. Если, конечно, захочет этого, придет в Церковь Христову, начнет участвовать в Таинствах, мистическим образом соединяющих человека с Богом. Контакт с темными силами духовного мира наладить много проще. Достаточно призвать их, пусть даже и в шутку. Это Богу нужно сознательное обращение человека к Нему, Бог любит нас и ждёт ответной любви. Бесы являются по первому зову, потому что их цель — обмануть и погубить человека. Современный человек не верит в существование бесов (даже среди тех, кто считает себя православными, около половины считают их выдумкой). Именно этого они и добиваются. Нечистой силе выгодно, чтобы люди в нее не верили – во тьме неверия легче творить свои черные дела. И игрища, подобные Хэллоуину, развязывают руки диавольским силам. |
| |