I. Преподобный Феофан, память коего совершается ныне, родился в Константинополе, в восьмом веке, от знатных и богатых родителей, бывших в родстве с императором. Лишившись рано отца, он был поручен покровительству императора Константина Копронима, который, согласно с желанием матери, обручил его еще в малом возрасте с дочерью одного из знатнейших сановников империи. Таким образом, с самых ранних лет земное величие было уделом Феофана. От отца он наследовал богатство и знатность рода, достоинства его скоро приобрели ему общее уважение, – ему был открыт путь к почестям и славе; но молодой Феофан остался равнодушен ко всем этим преимуществам. Сердце его горело только любовию к Богу, и он желал одного: посвятить себя на служение Господу, отрекшись от величия, богатства и радостей мира, ибо он считал все это опасным для души. Он тщательно изучал закон Господень; помогал неимущим; но не мог исполнить своего намерения и отречься от мира, ибо боялся огорчить свою мать, которая желала, чтоб он женился. Феофан исполнил ее желание. Среди пышности двора, окруженные роскошью и суетными удовольствиями, благочестивые супруги вели жизнь всю преданную Богу, изучали закон Его, исполняли Его заповеди и хранили себя в чистоте душевной. Но этот образ жизни очень не нравился тестю Феофана. Он надеялся, что зять его будет домогаться почестей и богатства, и был недоволен, видя, что он равнодушен к этим благам и что зять и дочь его, среди пышности двора, живут как отшельники и раздают бедным большую часть своего имущества. Он жаловался императору и убедил его дать Феофану какую-нибудь службу, которая, заняв время его, отвлекла бы его от иноческих подвигов, тем более, что Феофан высказывал желание совершенно покинуть мир, расстаться с женою и удалиться в пустыню. Император послал Феофана с поручением в малоазийский город Кизик; с ним поехала и супруга его. На пути в Кизик Феофан увидел горы Сигрианские (в Мизии), где жило много отшельников; это была местность уединенная и очень живописная. Феофан решился поселиться здесь. Обходя пустыню, он молился: «Господи! укажи мне путь, по которому идти мне». В следующую ночь во сне явился ему ангел и сказал, что ему должно поселиться здесь, но не теперь, а через несколько времени, когда умрут препятствующие принять ему иноческий сан. Тоже сказал ему и благочестивый отшельник Григорий, встретившийся с ним в пустыне: «твое желание спасительно, но подожди немного, скоро умрут император и твой тесть, и тогда беспрепятственно исполнишь твое намерение.» Феофан исполнил поручение императора в Кизике и вместе с супругой возвратился в Константинополь. В 780 году Лев IV умер, а затем и тесть Феофана, так что для последняго уже не было препятствий оставить мир и удалиться в пустыню. Раздав имение неимущим, Феофан и супруга его, также не пожелавшая оставаться в мире, приняли иноческий сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Диакон Иоанн, часто пропитывавший преподобн. Симеона, Христа ради юродивого, впал в нечаянную беду: неизвестные злодеи убили одного человека и труп его бросили во двор диакона. Утром убитый был найден, и диакон Иоанн был обвинен в убийстве сего человека. Судья приговорил его повесить на дереве, и он уже был веден на место казни. Идя дорогою на смерть, диакон Иоанн мысленно молился: «Боже юродивого, помози мне; Боже Симеонов, предстани мне в час сей!» Симеон препод. в это время где-то юродствовал. К нему пришел один старец и сказал: «юродивый! друг твой и благодетель Иоанн диакон осужден на смерть; если он умрет, то ты погибнешь с голода: никто о тебе не печется так, как он». Св. Симеон тотчас поспешил в уединенное место, где обыкновенно тайно от всех молился. Там, преклонив колена, он стал усердно молиться Богу об избавлении диакона от смертной беды. Молитва его была услышана: внезапно убийцы были найдены, и судьею на место казни тотчас же были отправлены всадники освободить невинного и едва застали диакона в живых: он уже был на месте казни. Освобожденный Иоанн поспешил не домой, а прямо пошел к тому месту, где свят. Симеон молился, и нашел его еще не окончившим своей молитвы. Когда Симеон кончил молитву, и диакон приблизился к нему, то преподобный встретил его словами: «брат Иоанн, ты немного не испил смертной чаши! Иди, молись и благодари избавителя – Бога. Это испытание случилось с тобой из-за того, что ты приходившим к тебе двум нищим не дал ничего, хотя и имел что дать, и отпустил их с пустыми руками. Ужели твое, что ты подаешь? или не веришь Сказавшему: «дающий нищим Бога ради, сторицею приимет в нынешнем веке, а в будущем жизнь вечную получит. Если веруешь, подавай; если не подаешь, то, очевидно, не веришь Господу». (Июля 21 дня, см. «Уроки из житий святых», свящ. А. Грамматина, стр. 37–38, изд. 1892 г.). 7. Сила веры истинного христианина I. Одного благочестивого священника пригласили в один дом (в Лаодикии) окрестить родившееся дитя. Так как дитя было слишком слабо и близко к смерти, то, прежде чем священник пришел в дом и приготовил все нужное для крещения, дитя умерло. Но, ни мало не колеблясь, священник продолжал свое дело. Приготовивши все нужное для крещения, он воззвал: «ангел Божий, взявший душу дитяти прежде крещения! возврати ее в тело, чтобы я мог окрестить дитя, и тогда .опять возьмешь ее». Произошло великое чудо веры: дитя ожило, получило крещение и опять уснуло вечным сном. (Пропов. листок за 1883 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богородицы, а вверху в честь Ахтырской иконы Божьей Матери. Кроме сего, она собрала значительную сумму денег в будущее обеспечение монастыря, и своим деятельным примером доброй жизни укрепляла сестер в подвигах благочестия. Преемницею Августы была игуменья Аркадия (из фамилии Шаховских) (с 1857 г. по 21 июня 1887 г.). При ней сделано было расширение храмов верхнего и нижнего пристройкою с правой стороны: вверху храма – в честь иконы Богоматери Владимирская, а внизу – во имя препод. Нила, Столобенского чудотворца. Устроен небольшой свечной завод, на котором выделываются свечи только для собственного потребления. Завод существует и теперь. При монастыре же устроена просфорня, доставляющая монастырю значительный доход, так как просфоры пекутся для продажи не только во все городские церкви, но и во многие сельские. Открыта школа для девочек. Школа до 1885 года находилась в ведении министерства народного просвещения. В 1885 г. она сделана церковно-приходскою. Девочки, кроме положенных по программе предметов, обучаются под руководством монахинь рукоделью. Ныне игуменьею состоит Сергия (с 1887 г.), в мире Евфросиния Петровна Пузенькина из мещан г. Вязьмы. Образование получила в епархиальном училище. Монашествующих вместе с послушницами теперь 160. Земли при монастыре 4 десятины усадебной и 9 сенокосной. В Юхновском уезде сенокосной и пахатной земли 150 десятин. Раньше это была одна сенокосная пустошь, часть которой при игуменьи Аркадии обращена в пахатную землю. Там же устроен скотный двор с необходимыми постройкамидля рабочих, поставлена мельница на небольшой, пересекающей хутор, речке. Значительную часть хлеба монастырь получает со своего хутора. При хуторе разведен фруктовый сад, и заведена небольшая пасека. В Поречском уезде находится принадлежащее монастырю озеро «Касплинское», которое сдается в аренду. В монастырском храме всех престолов шесть. В нижнем этаже: главный – во имя препод. Аркадия, Вяземского и Новоторжского чудотворца. С южной стороны – в честь преподобн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Только голос благодати Божией силен пробудить его от глубокого нравственного усыпления и указать ему путь к истинной жизни. Потому-то Апостол называет всех верующих званными ( Рим. 1:6 ; Кор. 1:2). Так как Бог хочет спасения всем, а не некоторым только людям ( 1Тим.2:4 ); то и благодатное призвание Божие не ограничивается известными какими-либо лицами, или народами, но простирается на весь человеческий род. С другой стороны, в силу бесконечного милосердия и долготерпения Божия, благодатное призвание не может быть только единовременным или единократным действием: оно не прекращается, пока призываемые не отрекутся совершенно от послушания ( Откр. 3:20 ). Не только не знающие истинного Бога постоянно призываются к истинной Вере, но и те, которые уже принадлежат к Церкви Божией, имеют нужду в благодатном призвании, как скоро, нося имя верующих, живут не по Вере, и, без сомнения, не оставляются Богом без новых призваний. Царство небесное, – говорит Господь, подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир ( Мф. 22:2–3 ): –значит, к вечной жизни зовутся и званные. Способы благодатного призвания Божия столько же различны, сколько различны внутренние и внешние состояния призываемых, и не только исчислить, но и подвести их под какие-нибудь точно определенные виды, для нас невозможно. Знаем только, из слова Божьего и из церковных бытописаний, что Бог призывает к себе людей иногда через какие-нибудь чрезвычайные явления или события в их жизни, (как, например, призван был Савл, сделавшийся апостолом Павлом), а чаще всего, через самые обыкновенные случаи, по-видимому, ничем не отличающиеся от множества других такого же рода случаев, а между тем, производящие особенное и благотворное действие на душу человека (как это можно видеть в жизнеописаниях святых, наприм. великомучен. Варвары, преподобн. Марии египетской и мн. других). Как ни велико, впрочем, представляется различие между призваниями первого и второго рода, в сущности, они имеют один и тотже характер непосредственного действия Духа Божия на душу человеческую, поэтому одинаково принадлежат к разряду событий, так называемых, сверхъестественных или чудесных, и если каждый из нас призывается Богом к вечному спасению, то с каждым совершается нечто чудесное, как скоро в ком, по какому бы то ни было случаю, с особенной силой пробуждается совесть и возникают такие мысли, желания и чувства, которые относятся не к обыденным вещам текущей жизни, а к предметам совсем иного рода, к жизни не временной, а вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

5. Случай из жизни преподобн. Иакова Низибийского I. Св. Иаков, епископ Низибийский, живший в 4 веке, был высокой, святой жизни и еще при жизни прославлен от Бога даром чудотворения: молитвами его град Низибия был твердо огражден и неоднократно спасаем от врагов. Однажды св. епископ шел из города в одно селение. На пути встретили его нищие, которые, желая побольше получить подаяния, употребили лукавство. Они положили одного из своих товарищей близ дороги, научив притвориться мертвым. Когда св. Иаков приблизился, нищие стали просить помощи для погребения. Святой не обличил тотчас их коварства, но дал им милостыню и затем, встав перед мнимоумершим, помолился о упокоении души его и оставлении его согрешений. II. Как только св. Иаков отошел, нищие, довольные тем, что удалась их хитрость, подошли к своему товарищу и ужаснулись, найдя его действительно умершим. Они бросились догонять святого и, павши перед ним на колена, просили прощения в своем проступке. Св. Иаков, явивший силу благодати Божьей к обличению и наказанию обманщиков, действием той же благодати утешил их покаявшихся, возвратив жизнь умершему их товарищу. 6. Богатое одеяло I. Жил богатый вельможа. Услышал он о великих подвигах святого Иоанна Милостивого; захотелось ему повидать его. Побывал вельможа у Иоанна и заметил, какая у него убогая постель, и какое изношенное на ней одеяло. Возвратись домой, вельможа послал ему новое одеяло, красивое и дорогое. Преподобный не хотел обидеть вельможу и в ту же ночь уснул под новым одеялом, но вдруг проснулся и воскликнул: «Горе, тебе, грешному! Ты спишь под дорогой и нежной тканью, тогда как нищие, братья Христовы, зябнут на морозе. Сколько убогих, которым нечем прикрыть наготу свою! Сколько есть странников, которые проводят ночь без крова и буйные ветры одолевают их. Долой это покрывало! Пусть оно покроет бедных!». Как только наступило утро, Иоанн тотчас послал продавать одеяло на торг. II. Случайно пришел туда тот самый вельможа. Он увидал свое одеяло, купил его и опять отправил к Иоанну, прося усердно, чтобы он сам покрывался им. Старец принял, поблагодарил и опять велел продать его. Вельможа снова купил его и возвратил старцу. Старец в третий раз сделал тоже и вельможа в третий раз купил одеяло. Наконец праведник, удивляясь его щедрости, послал сказать ему: «увидим, кто из нас прежде соскучится: я ли продавать, ты ли покупать?» И продолжали оба свою благочестивую продажу и покупку. Многих бедных одел и накормил праведный Иоанн на вырученные деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иверия или Грузия не была для Руси неведомой страной. Она хорошо знала православную Иверию-священный удел Царицы Небесной-и беззаветно преданных православию ее храбрых чад крестоносцев – грузин, прославивших свое имя в непрерывной борьбе с мусульманским миром за Христа и его святую церковь . Грузинские летописи Картлис Цховреба и хроника Сумбата сохранили известие, что император византийский Василий, воевавший с грузинским царем Георгием 1014–1027), в числе вспомогательного войска имел русский отряди 35 . Русским палеографам известна древняя повесть «Дивна и зело полезна о девице, дщери Иверского царя, Динаре царице, како победи пэрского царя Адрамелеха». Следует здесь заметить, что царь Иоанн Грозный, воодушевляя свои войска речью, при осаде г. Казани, упоминает в примере Божественной помощи о победе царицы Иберии Динари над персами 36 . Чтобы составить хоть приблизительное понятие о значении многовековой энергической и плодотворной деятельности грузин вне пределов своей родины и вообще об историческом призвании-Иверии в отношении христианства и церкви, считаю необходимым познакомить читателей с подвигами хотя бы некоторых из них, которые прославили грузинское имя среди христианских народов. Таковы: 1) св. Петр Ивер; 2) Федул и св. Мартирий Сабацминдели; 3) Новый Петр Ивер; 4) Дивно-горский подвижник Антоний, епископ Селевкийский; 5) св. Иоанн Мосх ; 6) Византийский патриарх Герман III; 7) Михаил Синкелл; 8) св. чудотворец Илларион грузин; 9) Исихастирион Савва Халд; 10) св. Георгий Никомидйский; 11) преподобный Иоанн Ивер; 12) преподобн. Торникий; 13) преподобный Гавриил иконоприимец, 14) Феофил, митрополит Тарса; 15) Евфимий агиорит; 16) Георгий Мтацминдели; 17) Ефрем Мцире; 18) Евфимий Торникий, святитель Неопатрийский и др. 1) Св. Петр Ивер, царевич грузинский Мурваноз (412–491), находясь при византийском дворе в качестве заложника, получил блестящее образование. Но повинуясь внутреннему голосу, он тайно оставил столицу и отправился в Палестину, где природные богатые задатки его аскетически-подвижнического характера получили полное развитие и через это прославился он между своими современниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) Она есть прямая вражда на Бога, источника и подателя всякого блага . Завидуя благополучию ближняго, человек ничего себе от этого не приобретает: ему не приятно самое добро, или счастие ближняго, – ему не желательно распространение в мире царствия Божия, которое и состоит в утверждении между людьми добра, следовательно завистливый человек – противник Самого Бога. б) Зависть есть грех по преимуществу сатанинский . Завистию диавола вошел в мир грех, а с ним и смерть ( Прем. 2, 24 ). «Диавол» человекоубийца искони – и ныне соделывает чадами своими тех, которые в зависти добру ближняго являются на стороне врагов Божиих, так как, по слову св. апостола Иоанна, «всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» ( 1Иоан. 3, 15 ) и он подобен «Каину», который был от лукавого и убил брата своего: а за что убил его? за то, что «дела его были злы, а дела брата его праведны» (ст. 12). Врагами Божиими и Богоубийцами сдедались «иудейские старейшины» так же по зависти к И. Христу, Которого учение, чудеса и вся жизнь располагала весь народ уважать Его более, нежели их. И сколько зла всегда делала зависть в мире! сколько погибло от нея людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! в) Зависть есть гибельная язва для общества . Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, которая «есть союз совершенства» ( Кол. 3, 14 ), где дарования и труды на пользу общую поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, только там возможно счастие и процветание общества. «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» ( Иак. 3, 16 ), говорит св. апостол Иаков. (См. 42 «Моск. Епарх. Вед.» 1879 г.). г) Приведем здесь один весьма назидательный рассказ о гибельности этого порока . Три путешественника нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну между всеми троими; находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но диавол тотчас явился с своими спутниками – духом зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своею находкою, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищею, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов для их обеда. Один отправился. Двое, оставшиеся на месте, согласились убить третьяго, когда он возвратится, чтобы разделить между собою часть его. Между тем отправившийся за припасами отравил их ядом, чтобы, по смерти обоих товарищей, богатства остались ему одному. Когда он возвратился, то немедленно убит был своими спутниками, которые, поев принесенной им пищи, оба умерли. А драгоценная находка осталась на месте ждать других подобных безумцев, или руки более достойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«О ученицех преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Троицкого чудотворца». «1. Преподобный Афанасий, игумен Радонежский, а подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы. Риза преподобническая. Иже на Высоком в Серпухове». «2. Преп. Никон, игумен Радонежский, а подобие зде, ноября 16 дня» (то есть, в самом Подлиннике по месяцослову). «3. Преп. Симон, безмолвник. Сед, брада подоле Иоанна Богослова, курчеват. Риза преподобн.». «4. Преп. Савва, игумен Сторожевский. Подобие писано декабря 3 день». «5. Преп. Василий Сухий. Сед, брада Николина, раздвоилась. Риза препод.». «6. Преп. Андроник, игумен Московский. Подобие июня 13 день» (то есть смотри в подлиннике по святцам). «7. Преподобный Серий, игумен Нурменский. Подобие писано октября 7 день». «8. Преп. Макарий. Надсед, брада Василия Кесарийского. Риза препод.». «9. Преп. Авраамий, игумен Галицкий. Сед, брада космочками, как у Предтечи, власы с ушей. Риза препод.». «10. Преп. Анисим. Сед, брада пошире Николиной, раздвоилась. Риза препод.». «11. Преп. Григорий Голутвин. Сед, брада Власиева. Риза препод.». «12. Преп. Никифор, игумен Боровский. Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей. Риза препод.». «13. Преп. Аникий. Сед, брада пошире и круглея Сергиевы. Риза препод.». «14. Преп. Епифаний диякон. Сед, брада пошире и короче, власы с ушей. Риза препод.». «15. Преп. Мефодий, игумен Песношский. Надсед, брада подобием Козмина. Риза препод.». «16. Преп. Павел, игумен Обнорский. Подобие писано января в 10 день». «17. Преп. Роман, игумен Кирхапский. Сед, брада не раздвоилась, власы с ушей. Риза препод.». «18. Преп. Иаков. Сед, брада шире Николины. Риза препод.». «19. Св. архиепископ Феодор Ростовский. Писан». (То есть подобие его описано). «20. Преп. Михей. Сед, брада короче Власиевы. Риза препод. Инде: рус, брада Козмина». «21. Преп. Елисей. Сед, брада поменьше и уже Николины. Риза препод.» Перечни Северных Святителей дополнены в этом Подлиннике – южным, Киевским, который разделен на стороны, на правую и левую, и особенно отличается большими подробностями в изложении подобий, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

3. Жена твоя яко (виноградная) лоза плодовита в странах дому твоего. Жена, прибавляет, твоя, боящийся Бога, будет как виноградная лоза, изобилующая плодами, т. е. жена твоя будет многочадна в окрестностях, т. е. четырех странах и в ограде твоего дома. Другой перевел сие так: во внутреннейших местах дома твоего, называемых чертогами и девичьими покоями, где находится для успокоения и одр. 4. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея. Дети твои, продолжает, будут цвести, юнеть и красоваться около стола твоего, как нежные и новые масличные деревья. Тот же; Совершенному, т. е. любящему уготовано то, что око не видало и ухо не слыхало; а несовершенному и боящемуся Господа дана, как некая общница и супруга, жена, не обыкновенная, но истинному винограднику подобная, так что сказано о ней: жена добрая часть благая в часть (удел) боящимся Господа дана будет (Сир. 26, 4). И по словам Феодорита, и дети будут подобны новонасаждаемым маслинам, составляя около трапезы венец, как приемлющие росу благочестия и приносящие зрелый плод и не теряющие листьев. По словам преподобн. Стифатийского, жена богоугодного мужа есть благочестие, сыны и вообще дети те, которые рождаются и возрастают от учения его, дом его настоящая жизнь, в котором светит, как светильник в доме, благочестие его. Или под женою можешь разуметь, по словам его же, чистейшее размышление богоугодного мужа, из которого, как дети и плоды, рождаются произведения небесного познания, а под домом—свет Божий, которым он покрывается и просвещается; под трапезою естественное созерцание, на которой, как различные брашна, представляются слова о существах и чаша премудрости. Соименного ему Никиты в Своде Псалтири: Виноградною лозою псалмопевец называет Церковь; он так говорит загадочно к жениху Христу: жена твоя, как лоза (виноград.), изобилующая плодами, плод которой суть верующие, рожденные церковью, как матерью. Ориген под женою разумеет мудрость, а под сынами дела. 5. Се тако благословится человек, бояйся Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Само собою разумеется, что при таком положении Преподобный Иов мог смело действовать против врагов православия, тем более что в лице князя Константина, как известно, не только Иов, но и вся православная южнорусская Церковь имела тогда могущественнейшего защитника, которого уважал и даже боялся Король Польский (Сигизмунд III) и к которому с почтением относился сам Папа Римский (Климент VIII). А кого уважал и кому покровительствовал Острожский князь, того не могли не опасаться не только униаты, но и сами иезуиты. Но особенно, по примеру своего знаменитого покровителя, Преподобный Иов во все время пребывания своего в Дубне старался обращать внимание на распространение духовно-религиозных книг, которые в то несчастное время составляли, можно сказать, единственную опору для православных против латино-униатских притязаний папизма. С этою целью Пр. Иов собрал вокруг себя многочисленное братство, которое, по его наставлениям, занималось изучением и переводом писаний отеческих и других книг духовного содержания. Избранные писцы, по указанию Иова, переписывали лучшие книги и распространяли их в народе, и сам Преподобный, по сказанию жития его, «писанием книг церковных упражняшеся» 4 . Между прочим, плодом этих литературных трудов Пр. Иова па Дубенском острове было появление в свет книжки: «Диоптра Мирозрительная», переведенной с греческого и латинского языков иеродиаконом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря Виталием, бывшим впоследствии преемником Преподобн. Иова по настоятельству в этом монастыре. Как ценили современники труд Виталия, видно из того, что его перевод Диоптры был издаваем несколько раз, и в первый раз был напечатан еще при жизни Пр. Иова в 1612 г.– Замечательно также, что ко времени пребывания Пр. Иова на Дубенском острове относится издание князем Константином Острожским известной первопечатной Острожской славянской Библии 1581–82 года. И если несомненно, что благочестивый Острожский князь поверял Препод. Иову, яко духовному отцу своему, свою душу и совесть, то тем более без его благословения, а может быть, и побуждения и просвещенного внимания он не мог взяться за такое великое и трудное дело, как издание первой Библии на славянском языке. А о значении библии на родном языке в темные времена латинской пропаганды и унии и говорить нечего....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010