Прямолинейное [в рим. милях] расстояние «Джабаль-Саман» [«Симеоновой горы»] от Антиохии 38,7, от Кира 37,5, от Верии 21,8. – Фалелей подвизался в 20 стадиях [ок. 3 т. pass.] от Гавал, след. на южной окраине Сирии I. (47–48). «Οτω κα μες πολλκις τος τν γων ποστλων κα προφητν κα μαρτρων σηκος νομζομεν, κα τν μν Διονυσου τυχν, τν δ ουλιανο, Κοσμ». Эти слова (ер. 144 ρ. 1242) – из наставления «воинам». Так как храмы св. Дионисия и свв. Космы и Дамиана были в Кире, несомненно, то естественно предполагать там же и храм св. Юлиана. Вероятно это св. мученик тарсский, в день памяти которого – 21 июня – в Антиохии произносили слова св. Златоуст и монофизит Севир антиохийский. VI Наиболее трудностей – во II половине второй главы– представляют послания Феодорита (ерр. 77. 78) в персидскую Армению. Для автора – при его точке зрения на Феодорита – этих трудностей нет, и он (53) с увлечением восклицает: «Слава Феодорита была настолько значительна, а его пастырская мудрость так ценима всеми, что его духовной помощи искали даже персидские христиане». Припомним, однако, как возмущены были христиане в персидской Армении, когда им стали известны взгляды Феодора мопсуестийского. Акакий мелитинский и Равула эдесский – вот авторитеты для Армении (151), и сочувствуя богословствованию Феодорита здесь можно ожидать менее всего. Да и сам по себе факт посольства из-за границы к епископу кирскому столь же необычен, сколько естественно было бы такое посольство к архиепископу антиохийскому. Когда в 8-м году Яздгерда II (2 авг. 445 – 1 авг. 446 г.) в Персии началось гонение, то Иоанн, епископ Карка-д-бет-Слок [ныне Kerkoûk 35°28» с. ш., 44°24» в. д. Грин.], «писал к патриарху антиохийскому, чтобы они помолились о нем и его пастве, да поможет им Бог выйти победителями из того подвига (γν), к которому они призваны». – Так могли поступить и христиане в персидской Армении. – В самом благоприятном для славы Феодорита случае дело – по моему мнению – нужно представлять так: персидские армяне посылали посольство к архиепископу антиохийскому, а тот рекомендовал послам посоветоваться и с высокочтимым в Антиохии епископом кирским. Но возможно и другое объяснение дела. Однако приходится для этого предварительно решить вопрос об ерр. 100. 86 (166–177. 2, 486–488). Так как на ер. 110 [«Αναγνος> ] в последнее время поскользнулись два исследователя, Мартен и г. Глубоковский; то очевидно я не имею права считать простым то, что представляется таким для Тилльмона и меня, и должен вдаться в некоторые подробности. Есть древнее (VI в.) известие, что Ириней тирский рукоположен был во епископа Домном антиохийским. Так как епископ тирский был митрополитом Финикии I, то утвердить избрание и рукоположить Иринея по канонической практике V в. должен был именно «ексарх», Домн антиохийский. Но на основании ер. 110 утверждают, что Феодрит-современник сам говорит о себе, что он рукоположил Иринея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ибо он говорил подобно ему, что сам Бог Слово сделался человеком, так что не было различия между храмом, т.е. человечеством Христа, и Обитающим в нем, т.е. Божеством. Он написал двенадцать глав о том, что естество божества и человечества Господа нашего Иисуса Христа одно. Это полно всякого нечестия» (Д. IV. 225; V. 233). 2) О соборе Ефесском третьем Вселенском письмо отзывается с неуважением; деятельность его оно считает выражением личных происков Кирилла и причиною нескончаемых волнений в церкви. Ива писал: «вследствие прений положено было собраться в Еффсе и сообща рассудить о книгах Нестория и Кирилла. Но прежде чем все епископы, которым повелено было собраться, прибыли в Ефес, этот Кирилл, предупредив, овладел слухом всех посредством какой-то отравы, ослепляющей очи мудрых. Он воспользовался ненавистью, какую питали к Несторию, и без суда и следствия низложил его. От этого произошла великая скорбь; епископы были во вражде с епископами и народы с народами. Каждый преследовал ближнего своего, как врага» (Д. IV. 226–7. V. 234–5). 3) В своем письме Ива превозносит Феодора Мопсуестского, несмотря на его еретические мнения, такими похвалами, какие были совершенно неуместны в устах человека истинно православного, при чем порицает тех, кто, стоя на точке зрения православия, осуждал сочинения и учение Феодора. В письме читаем: «многие, не имея пред очами страха Божия, под предлогом ревности о церквах спешили привести в действие вражду, которую скрывали в сердцах своих. Один из таковых есть тиран нашего города (т.е. епископ Равула). Он под предлогом веры не только наказывает живых, но и тех, которые давно отошли к Богу. Один из сих последних есть блаженный Феодор, проповедник истины и учитель церкви, который не только при жизни своей обращал еретиков к истинной вере, но и после смерти оставил сынам церкви духовное оружие. Его-то, Феодора, дерзнул он, на все дерзающий, открыто анафематствовать пред церковью, его, который по ревности Божией не только свой собственный город от заблуждения обратил к истине, но и отдаленные церкви научил своим учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Богородичен: Словом Слово паче слова рождшая Пречистая,/Того молящи не престай молимся,/от бед присно избавитися стаду Твоему. Богородичен: Словом Слово превыше разума родившая!/Просим, Всечистая: Его молить не прекращай/о постоянном избавлении от напастей/стада Твоего. Катавасия: Страстей мя мглы,/яко от глубокия нощи избавляяй,/утреневати сподоби дух мой, молюся,/во свете дне повелений Твоих Христе. Катавасия: От мглы страстей меня,/как от глубочайшей ночи избавляя,/с рассвета бодрствовать удостой мой дух, молю,/при свете дня повелений Твоих, Христе. Песнь 6: Ирмос: Содержима мя приими: Песнь 6 Ирмос: Одержимого согрешениями: Дивнии всечестнии отцы наши,/ихже божественная страдания, ихже борения, ихже исцеления./Кто бо паче сих показа чудес крепость? Дивны всесвященные отцы наши:/божественны их подвиги, их борения, их исцеления;/ибо кто кроме них показал чудес силу? Равула дивный, и Руф вкупе,/и Сисой купно равноангельный да восхвалится,/с нимиже божественный Ерид, и Силуан. Равула дивный, и Руф с ним вместе,/и Сисой также равный Ангелам да восхваляется;/с ними же – божественный Серид и Силуан. Небо четверосветильное явися на земли,/дважды двое сие Симеонское единоимение,/иже на столпех трие суть, и един юродивый. Небо с четырьмя светилами явилось на земле:/это две двоицы Симеонов соименных;/из них трое подвизались на столпах,/и один – юродивый. Посреде звезд яко солнце,/имже бе начальник освященный Савва облиста,/с нимже озаряет и Серапион деяньми с Силваном. Посреди звезд, которым он был начальником,/как солнце освященный Савва заблистал, с ним деяниями сияет и Серапион с Сильваном. Сармат и Тимофей, Тифой купно со Иперехием,/и Фармуфий, Фока, Харитон,/Херимон, Псой да поется, и Ор премудрый. Сармат и Тимофей, Тифой вместе с Иперехием,/и Фармуфий, Фока, Харитон, Херимон,/Псой да воспевается и Ор премудрый. Святое и славное отец множество,/помянутое и безыменитое, избави от бед,/любовию памяти совершающих ваша. Святое и славное множество отцов,/нами воспомянутых и безымянных!/Избавь от бед совершающих с любовью память вашу.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Ап. (от 70-ти) и св. См. 22 нояб. Пр. ученика пр. Дорофея. Происходя от знатного и богатого рода, он по небрежности своего воспитателя, не получил никакого религиозного образования. Поступив на службу в полк, он однажды услышал в разговоре, что есть Святая земля и пожелал туда отправиться. Сильное впечатление произвели на юношу св. места, и он совершенно переменил образ жизни: перестал есть мясную пищу, начал поститься, часто молился и затем поступил в обитель под руководство пр. Дорофея (см. 5 июня). Дорофей постепенно приучал его к упражнениям в воздержании, посте, молитве, в отчуждении от земного и особенно старался воспитать в нем самоотречение и послушание. Взяв его к себе в больницу, которою заведовал, он возложил на него нелегкую обязанность ухода за больными. Досифей с христианским самоотвержением прислуживал болящим в монастырской больнице, и часто проводил без сна целые ночи. Так жил и подвизался пр. Досифей пять лет, достиг под руководством богомудрого наставника-руководителя высокой степени нравственной чистоты. Заболев чахоткой, пр. Досифей терпеливо и благодушно переносил свой недуг: не роптал, не жаловался на боль и страдания, не обнаруживал и тени печали или уныния. С большим трудом пересиливая телесные страдания, он держал себя в непрерывном молитвенном настроении. В молодых летах, среди тяжких страданий, он предал дух свой Богу (около половины VII века). Пр. Равлы. Родом из г. Сасосата (в Малой Азии), пр. Равула, приняв иночество, проповедовал евангелие язычникам в Финикии. При императоре Анастасии он прибыл в Константинополь, основал там несколько монастырей и мирно скончался около 530 г., 80 лет от роду. Препп. пресвитеров и исповедников. Они были пресвитерами в Антиохии. За обличение императора Юлиана Отступника в безбожии они, после тяжких мучений в Антиохии, были сосланы в заточение в один из Аравийских оазисов, где и скончались, в 363 г. Мучч. еодота, и после тяжких мучений за Христа, скончавшихся от меча в Андрианополе, при Максимиане. См. 15 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Несторианские воззрения, усердно пересаживаемые в Персию едесскими учителчми, нашли здесь для себя благодатную почву и для персидских христиан скоро сделались таким же национальным достоянием, каким они были и для едесских ревнителей. Как продукт восточных окраин греческой церкви, несторианство во многих своих чертах отражало особенности восточного образа мыслей и потому встретило себе сочувственный отклик в духовном складе персидского христианства. Проповедуемое им резкое разделение Божества и человечества во Христе ближе подходило к дуалистическому миросозерцанию Востока, чем учение о приискреннем приобщении Бога к плоти и крови, в которых восточный ум видел источник зла и страдания. В этом же направлении действовало и иудейское влияние, дававшее себя сильно чувствовать на сирийском Востоке и в Персии. В Персии, особенно в западных ее областях, занятых сиро-халдейским населением, иудеев было очень много; в этой стране они долго составляли собой великую культурную и общественную силу, от воздействия которой никогда не могли освободиться здешние христиане 15 . Наконец, постоянные сношения персидских христиан с Сирией и полная зависимость их духовного просвещения от едесской школы подготовили в ней путь к несторианскому учению еще ранее, чем оно успело появиться под этим именем. В несторианстве, распространяемом едесскими учителями, христиане Персии услышали знакомые себе звуки и восприняли их с полным убеждением в их истинности. Поэтому-то и проповедь несторианства не встретила у них никакого отпора; они подчинились ей весьма быстро и почти без всякой борьбы. Когда Равула, епископ Едесский, закрыл едесскую школу и изгнал из своей епархии ее учителей, последние убежали за персидскую границу и здесь, среди персидских христиан, нашли себе радушный приют. Они завели у них первые богословские школы, заняли влиятельные епископские кафедры и в течении полстолетия успели доставить несторианскому учению полное торжество в Персии. История сохранила имена этих ученых, но из них мы упомянем двух: Варсуму и Иву, деятельность которых имела наибольшее значение для пропаганды несторианства в Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Проповедуемое им резкое разделение Божества и человечества во Христе ближе подходило к дуалистическому миросозерцанию Востока, чем учение о приискреннем приобщении Бога к плоти и крови, в которых восточный ум видел источник зла и страдания. В этом же направлении действовало и иудейское влияние, дававшее себя сильно чувствовать на сирийском Востоке и в Персии. В Персии, особенно в западных её областях, занятых сиро-халдейским населением, иудеев было очень много; в этой стране они долго составляли собой великую культурную и общественную силу, от воздействия которой никогда не могли освободиться здешние христиане. 930 Наконец, постоянные сношения персидских христиан с Сирией и полная зависимость их духовного просвещения от едесской школы подготовили в ней путь к несторианскому учению еще ранее, чем оно успело появиться под этим именем. В несторианстве, распространяемом едесскими учителями, христиане Персии услышали знакомые себе звуки и восприняли их с полным убеждением в их истинности. Поэтому-то и проповедь несторианства не встретила у них никакого отпора; они подчинились ей весьма быстро и почти без всякой борьбы. Когда Равула, епископ Едесскиий, закрыл едесскую школу и изгнал из своей епархии её учителей, последние убежали за персидскую границу и здесь, среди персидских христиан, нашли себе радушный приют. Они завели у них первые богословские школы, заняли влиятельные епископские кафедры и в течении полстолетия успели доставить несторианскому учению полное торжество в Персии. История сохранила имена этих ученых, но из них мы упомянем двух: Варсуму и Иву, деятельность которых имела наибольшее значение для пропаганды несторианства в Персии. После бегства из Едессы первый из них получил епископскую кафедру в Низибии и пробыл на ней более сорока лет, отдавая все свои, во всяком случае, недюжинные силы делу распространения защищаемого им учения. Варсума сумел приобрести себе благосклонность при персидском дворе и, пользуясь ею, созывал соборы с целью утверждения несторианства, замещал кафедры своими сторонниками и оказывал сильное давление на самого Ктезифонского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самосат (Семисат, Симасат, днес – Самсат) – град в Сирия, разположен на десния, западен бряг на река Ефрат, в горната й част. Самосат бил главен град на сирийската провинция Комагена. В него проповядвал и св. ап. Андрей Първозвани. Самосат е родно място на свмчк Евсевий Самосатски († ок.380; 22 юни), прпмчк Лукиан Антиохийски († 312; 7 ян. Рус. църква, 15 окт. Гр. църква), св. Даниил Стълпник († ок. 490), св. преп. Равула († ок.530; 19 февр.). . Виж също: Павел Самосатски. Сапор II (Сапорий II) , известен под името Сапор Велики – персийски цар, управлявал от 310 до 381 г. пр.Хр. Водил успешни войни с римляните. Със св. Константин Велики живеел в мир, но след смъртта му започнал война с имп. Констанций. Подозирайки, че персите-християни подпомагат своите едноверци-византийците, водил жестоки гонения. Извън речника: Св. Садок Персийски и др. 128 мъченици с него. Св. мчци Акиндин, Пигасий, Афтоний, Елпидифор, Анемподист и др. Св. свщмч. Акепсима, Йосиф и Айтал. Светена вода – вода, осветена със специален църковен обряд. Света Гора – виж Атон. Света Троица – 1) Едно от основните учения (догмати) на християнската вяра: за учението за Трите Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология) на Единия Бог – Бог Отец, Бог Син, Бог Дух Свети. То е формулирано от Самия Иисус Христос в обръщението Му към апостолите с думите «И тъй, идете, научете всички народи, като ги кръщавате в името на Отца и Сина и Светаго Духа» (Мат. 28:19). Тези думи можем да разбираме в смисъл, че Бог е троичен и Неговата троичност се състои в това, че Той има Три Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология). Всяко Лице на Пресветата Троица притежава своите лични или ипостасни свойства . Всяка Ипостас е Бог, но Трите божествени ипостаси съществуват неслято и неразделно като три самостоятелни неделими, и затова Те не са три Бога, а Едно божествено същество. Така догматът за Троицата указва начина на Божието същестуване – иманентната, онтологическа Троица; Божието вътрешно самооткровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Филитера – на 30-е декабря; 2-го июня – св. Александра Цареградского – на 30 августа; 13-го – св.м. Антонины – на 1-е марта; 14-го – св. Кирилла епископа Гортинского – на 6 сентября; 15-го – свят. Ионы митроп. Московского – на 31 марта; 21-го – св. Иулиана исповедника – на 8 января; 28-го июля – свв. мм. Квинтилиана, Дады и Максима – на 28-е апреля; 16-го августа – преп. Равула – на 19-е февраля; 17-го – свв.мм. Павла и Иулиании – на 4 марта; 25-го– свв. 37 мм. в Филиппополе пострадавших – на 20 августа и 28-го – св. Анны – на 3-е февраля. 62 Четии-Минеи, ч. 1, 13 сентября. Архиеп. Сергий первых двух святых различает (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 272 и 281), а вторых тоже объединяет (ibid., с. 276 и 281). 63 Четии-Минеи, ч. IV, июля 3-го. Архиеп. Сергий (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 199) подтверждает это. См. подобную же заметку 17 августа о свв.мм. Фирсе и Левкие. 64 Сентября 10-го опущены: св. апостол Климент и свв. Петр и Павел Никейские; 12-го – св. Феодор Александрийский, «сей св. Феодор мнится быти Феодот, иже утро» (Пролог, ч. I, л. 45); 17-го – преп. Агафоклия; 18-го – св. Симеон Иерусалимский, «сей же апреля 27-го» (Пролог, ч. I, л. 62); 30-го – свв.мм. Рипсимия и Гаиания; Октября: 7-го – св.м. Пелагия, «не сего времени но мая 4-го» (Пролог, ч. I, л. 137); 20-го – празднование иконе Богоматери ради избавления от ляхов; 24-го – св.м. Сигклитикия и блаж. Еливзой царь Эфиопский, по всей вероятности, потому, что они упомянуты в житии св. великом. Арефы, в тот же день воспоминаемого; 28-го – свв.мм. Африкан, Терентий, Максим, Помпилий и иные 36, они воспоминаются еще апреля 10-го, там положено и житие им; – Иоанн Хозевит, «тут Иоанна Хозевита не воспоминати, бо уже был сего месяца, числа 3-го» (Пролог, ч. 1, л. 221-й); 30-го – Анастасия Селунская, «таяжде се, яже и вчера бе» (Пролог, ч. I, л. 231-й); Ноября: 9-го – св. Иоанн Колов (в Прологе только повесть о нем), «той же Иоанн декабря 28-го» (Пролог, ч. I, л. 265-й); 17-го – св. Иоанн усмарь и Захария, о которых в Прологе повесть; Декабря: 3-го – Феодор Александрийский, «Септ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Меркурий ноябр. 24 ноябр. 11 дек. 10 Минодора сент. 10 Минодор окт. 26 авг. 17 Мисаил дек. 17 Митродора сент. 10 Митродор окт. 26 Михаил сент. 6 февр. 17 Мосхиан Назарий окт. 14 Наркисс ап. из 70-ти окт. 31 марта 29 Неадий Неонилла окт. 29 окт. 29 Неофит янв. 21 Нестор февр. 27 Нестор окт. 27 апр. 19 Никандр еписк. ноябр. 4 Никандр ноябр. 7 Никандр Никанор ап. из 70-ти июля 28 Никита испов. Никита февр. 3 Никифор Николай Никома марта 6 марта 23 ноябр. 7 Нимфодора сент. 10 Нунехия апр. 19 Олвиан ап. из 70-ти ноябр. 4 Олимпиада диаконисса июля 25 Олимпиад февр. 17 Онисим июля 25 Онисифор ап. из 70-ти дек. 10 Онисифор ноябр. 9 Орентий июня 20 ноябр. 10 июня 10 дек. 13 Острихий ноябр. 7 марта 10 марта 4 Павлин Павсилипп Палладий ноябр. 27 Помпий апр. 10 Пантелеимон июля 27 марта 16 Паппий Папила окт. 13 Парамон ноябр. 29 Параскева июля 26 янв. 20 Паригорий янв. 20 Пармен февр. 17 Пармен ап. из 70-ти июля 28 Парфений Лампсакский февр. 7 Патермуфий Патров ап. из 70-ти ноябр. 4 Пафнутий сент. 25 Перегрин июня 18 Перпетуя марта 4 янв. 16 янв. 27 прп. Афонск. июня 12 янв. 22 Пигасий ноябр. 2 июня 20 Пиперион сент. 18 авг. 21 Поликарп февр. 23 Полихроний февр. 17 Полиевкт дек. 21 Порфирий ноябр. 9 Порфирий мч. из Ант. ноябр. 4 Порфирий Газский февр. 26 июня 20 окт. 12 июля 12 Прокул апр. 21 Прокопий Протасий окт. 14 Протион апр. 12 Прохор ап. из 70-ти июля 28 ап. из 70-ти апр. 15 Равула дек. 20 июня 20 Рипсимия сент. 30 Родион (Иродион) ап. из 70-ти ноябр. 10 Родион июня 10 ноябр. 18 янв. 30 марта 15 апр. 29 марта 29 мч. Страт. апр. 24 мч. Готск. апр. 16 еп. Дафнийск. Савватий сент. 19 марта 13 Сампсон июня 27 Самуил авг. 20 июля 26 марта 4 Севастиан дек. 18 Севириан сент. 9 Сенний февр. 17 Септимин авг. 30 Серапион Сергий июня 10 Сивеиф марта 29 Сикст (Ксист) ап. из 70-ти июля 30 ноябр. 26 Сильвестр Силуан ап. из 70-ти июля 30 Симеон Богоприимец февр. 3 Симеон ап. из 70-ти, ср. Госп. апр. 27 Симеон апр. 17 Симфер Сисинний ноябр. 23 Сионий янв. 22 Сосипатр ап. из 70-ти апр. 28, ноябр. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010