– За тем, подошедши ко мне вместе с Её Величеством, Государынею Императрицею, изволил милостиво сказать мне: «поручаю вам мою жену, потруди- —176— тесь показать ей все вещи, а мне больше быть не возможно», – и потом поспешил выйти из ризницы вместе с Великими князьями и принцами к разводу на Кремлевской площади. Оставшись в ризнице, Государыня Императрица с Великими княгинями Александрою Иосифовной, Марией Николаевною и Екатериною Михайловною, изволила рассматривать все ризничные вещи весьма подробно и внимательно; но с особенным вниманием и даже удивлением рассматривала саккос, первоначально устроенный царем Иоанном Васильевичем Грозным для митрополита всероссийского Дионисия и переделанный потом патриархом Никоном 15). – На северной двери алтаря церкви ап. Филиппа увидевши изображение святого, Государыня спросила меня: «чье это изображение?» – Благоразумного разбойника, – отвечал я. – «А как его имя?» – На этот вопрос я не мог дать положительного ответа, так как мне не случалось нигде читать об этом имени. В последствии узнал я, что в западной церкви благоразумный разбойник читается под именем «Роха». Из ризницы Высокие посетительницы перешли чрез Мироварную палату и присутственную камеру Синодальной конторы в Синодальную библиотеку. Здесь, прежде всего, предложены были вниманию Её Величества греческие рукописи и в частности: Греческое Евангелие VII века, Евангелие апракос VIII века, Акафист Божией Матери в лицах, XIV века, и др. – При рассматривании Акафиста Государыня спросила меня: «переведен-ли он на русский язык?» Я отвечал, что акафист этот недавно переведен на русский язык преосвящ. митрополитом Филаретом. Эго очень заинтересовало Её Величество. Из славянских рукописей Государыня рассматривала: Изборник Святославов 1073 г., Служебник преподобн. Сергия, Евангелие XVI века с красивыми заставками 62), Евангелие, писанное, по преданию, царевною Татианою Михайловною и некоторые другие. Выходя из библиотеки, Её Величество, изволила милостиво сказать мне: «благодарю вас, батюшка».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Веяк кто иже аще не имать отеческаго разума не может приати и апостольскый разум, ниже может последовати Христу ниже приити к Богу» (Послание многословное, Зиновия Отенского , стр. 154). «Всяко божественное Писание, ветхое же и новое, о себе разрешение не имать, аще не отци святи, Божественным исполнении Духом, якоже лепо есть, скажут тако, якоже пишет» («Просвет.» Иосифа Волоц., стр. 110). 798 Кирилл Транквиллион говорил о святых отцах: «все святыи учите вселенскии, теолокгове, будучи от Духа Святаго в разумех просвещенныи» и пр. (Зерцало богословия, гл. 6, л. 7 на об.). Святые отцы, по учению Зиновия Отенского , «Духа Святаго дарованиа якоже и божественнии апостол приаша» (Послание многословное, стр. 226). 801 При объяснении некоторых текстов, относящихся к учению о Мессии – л. 5 на обор., 27–28, 79 на обор., 165–166. Образцом научного объяснения текстов Писания может служить также прекрасное объяснение текста Дан. 9:25 (о 70 седмицах), находящееся в «Просветителе» (на стр. 51–56). 802 Так, например, Иоанникий Голятовский в доказательство троичности Лиц «в едином Божестве» приводит текст Еккл. 4:12 : «вервь треплетеный не скоро расторгнется», также текст Пс. 56:9 : «возстани славо моя, псалтыри и гусли: взстану рано» (в последнем тексте Голятовский видит беседу трех Лиц святой Троицы между собой – «Мессиа правд.», л. 293). Неестественность такого понимания этих текстов – очевидна. 807 Сочинение преподобн. Максима грека , издан. Казань, 1859 г. ч. I, стр. 160–161. Употребляемые здесь аналогии суть следующие: «ум, слово и дух – едина душа»; «дискос (т. е. круг), свет, лучи – едино солнце»; «подклет», «еже свыше подклета» и «горница» – один «триковен» дом; «корень, стебель, ветви, триа сия едино древо»; «расстояние, еже от утра до обеда», «и еже от обеда до полудни», «и еже от полудни до вечера» – «не три дни сия, но един день». Некоторыя из этих аналогий, очевидно, взяты из чисто русской жизни. 809 План находящегося здесь систематического учения о Боге в Себе Самом есть следующий: «что есть Бог», «о многих именах Божиих», «описание Бога истинного и естественного», «о познании Бога», «о образе Божии» («како святи Бога видеша»), «о составех Божиих», «о свойстве», «о свойстве существеннем», «о свойстве лицевом», «о начатке» (т. е. начале) в Божестве, «о различии между существом и свойство Лиц, «что есть различно и что есть обще святей Троице», «о Бозе Отце», «о Господе нашем Иисусе Христе», «О дусе Святем» и «о исхождении Духа Святаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Молясь Богу, беседуешь с Ним лицом к лицу; беседуй же с Ним как с Царем – глаз на глаз, с Матерью Царицею Небесной беседуй, как с живою, с Ангелами и святыми так же, как глаз на глаз, и отнюдь ничем посторонним сердце да не занимается в это время и ни к чему не прилепляется, ибо скажи: станешь ли ты, разговаривая с царем или с царицею, заниматься в это время чем-либо сторонним и маловажным, например, смотреть в окно на проезжающих или рассматривать вещи, находящиеся в покоях, и проч.? И не было ли бы это крайней обидой для царского величия? Как же мы, при беседе с Господом, делаем подобное и гораздо хуже этого? Скорби – великий учитель; скорби показывают нам наши слабости, страсти, нужду в покаянии; скорби очищают душу, вытрезвляют ее, как от пьянства, низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели. Материя, когда мы к ней прилепляемся сердцем, страстно ее желаем или жалеем другим, убивает душу чрез удаление от Бога, Источника жизни. Сердце должно быть всегда в Боге, Который есть неоскудный Источник жизни духовной и материальной: ибо кто есть причина бытия всех тварей и жизни органической, растительной и животной, бытия, порядка и жизни всех миров великих и меньших? Господь Бог. Все материальное надо вменять за сор, как маловажное, ничтожное, преходящее, разрушающееся, тленное, исчезающее, а надо обращать внимание на душу невидимую, простую, бессмертную, не могущую разрушиться: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней (троп. преподобн.). Делом это докажи: постись, радушно подавай бедным, радушно угощай гостей, не жалей ничего домашним, читай усердно Слово Божие, молись, кайся, оплакивай свои грехи, стремись всеми силами к святости, кротости, смирению, терпению, послушанию. Как мы поддерживаем связь с миром духовным, с Церковью небесною? Посредством призывания их в молитвах, посредством празднеств в честь их и служб церковных: ибо Церковь едина, под единою Главою – Христом. Как поддерживаем связь с усопшими? Посредством молитв за них, особенно соединенных с приношением бескровной жертвы. Как поддерживаем связь с живыми христианами и всеми людьми? Опять посредством молитв за всех их в храме Божием и даже дома. Так мы поддерживаем связь с коленами небесным, земным и преисподним. Велика вера христианская!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Марта в) С соблюдением всех узаконенных формальностей при Лавре была учреждена приходская община, заключившая с подлежащей властью договор на пользование церквами Лавры и предметами культа для целей богослужения. Закрытием Лавры договор этот, формально не расторгнутый, без всяких поводов со стороны приходской общины нарушен местной властью в трех пунктах: 1. Договор предоставляет общине храмы Лавры и богослужебные предметы для беспрепятственного пользования. Между тем с 3-го по 19 ноября для осуществления этого права было поставлено непреодолимое препятствие сначала в виде караула в воротах Лавры, никого не допускавшего в ее стены, потом в виде печатей, наложенных на двери храмов 3-го ноября и остававшихся на них до 20-го ноября. 2. Договор возлагает на общину ответственность за целость принятых по описи вещей. Это предполагает ее право следить за состоянием охраны лаврских церквей. Лишенные доступа в Лавру члены общины не могли осуществлять этого права. 3. Договор возлагает на приходскую общину обязанность содержания храмов Лавры и священнослужителей при них, что предполагает за нею право иметь на этот предмет расходные суммы. Право это предусмотрено § 14 циркуляра по вопросу об отделении Церкви от государства. После заключения соглашения все суммы такового назначения перешли в ведение общины. К моменту обыска келий эти суммы достигали 39 891 р 63 к наличными деньгами и хранились у разных лиц из монастырской братии. Несмотря на заявление этих лиц, что найденные у них деньги им не принадлежат, а составляют расходные суммы, назначенные на содержание Лавры, они были у них отобраны. Закрытие Лавры как монастыря совершилось, но само по себе, ввиду подписанного соглашения между Комиссией по охране Лавры и общиной при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, оно не могло быть осуществлено в такой форме, которая делала бы невозможным ненавистное для некоторых представителей местной власти почитание мощей преподобн Сергия. Неудовлетворенные этим, они пошли дальше. Когда, вслед за выселением монахов из стен Лавры, вышел первый 45–46 номер «Трудовой недели», не все еще было ясно в тех выдержках из него, которые приведены выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Прощаясь с игуменом Авраамием, усердно просил он его не забывать в молитвах своих при бескровном жертво-приношении. Между тем Иоанн почувствовал заметное облегчение глазной своей боли. Впоследствии болезнь эта прошла у него совершенно, и он мог свободно читать книги, но внезапно опять подвергся ей в сильной степени. Во сне предстал ему преподобный и, коснувшись болящих его очей, сказал: «чадо Иоанн! я молил за тебя Бога, и Он дарует тебе исцеление». С тех пор глазная болезнь к Иоанну более не возвращалась. В 1635 г. поморяне Кириак Козлов и Иван Пешков рассказывали о себе в Кожеозерской обители следующее: в весеннее время поплыли они из реки Варгуты в Белое море; их застигла буря и понесла их лодку между льдин. Положение их было отчаянное; они начали призывать на помощь себе свв. угодников Божиих, вспомнили и преподобн. Никодима, о котором прежде слышали. Внезапно явился на корме старец и сказал: «я Никодим Хозь-Югский, которого вы призывали. He бойтесь, упование возложите на Господа и Пресв. Богородицу: Она вас спасет». Под управлением чудного кормчего, льдины, затершие лодку, разделились и открыли для нее свободный проход, которым вскоре достигла она берега, где преподобный стал невидим. Слух о чудесных действиях преподобного Никодима сначала распространился по окрестностям, a затем достиг самой столицы. Патриарх московский Иоасаф, услышав о Хозь-Югском подвижнике послал ему в дар дорогую шубу, прося помолиться за благоверного царя, царство его и св. Церковь . Благоговейно приняв дар первосвятителя, Никодим поцеловал шубу, а потом отослал в Кожеозерский монастырь, говоря: «для моей худости довольно и рубища». Время жизни преподобного уже близилось к концу. За семь дней до смерти он стоял на молитве и слезно просил Господа соделать его причастником небесного Своего царствия. Внезапно два светлых мужа взошли в его келью: один в одежде святительской, другой в иноческой. Преподобный Никодим испугался, но один из явившихся сказал: «не бойся, житель пустынный и ревнитель преподобных! Бог послал нас к тебе возвестить о скором твоем преставлении, и что восприимешь ты блага Иерусалима небесного, уготованные любящим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда начал он приводить еврею различные изречения и предсказания Ветхого Завета о Божественном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, Которого отвергли евреи, – слушавший его еврей замолчал, невольно убеждаясь в справедливости его слов и не находя на них, со своей стороны, никаких возражений. Однакож этот отверженник, пристыженный св. Евфимием, вместо того, чтоб принять к сердцу глаголы святой истины, по упорству, свойственному неверным, дерзнул произносить нечистыми своими устами хулы на Господа нашего Иисуса Христа. «Да онемеют уста, хулящие Господа Бога нашего!» воскликнул тогда св. Евфимий, воспламенившийся Божественною ревностью,– и в тоже мгновение еврей онемел, ринулся оземь, и из богохульных его уст начала клубиться пена. В таком ужасном положении, нечестивец на другой день испустил преступный свой дух. Это чудо навело на всех страх и ужас, и по всему Константинополю пронеслась слава и молва о св. Евфимие (Пат. ч. 1, стр. 125–126). Итак, братие, горе тем, которые на самолюбие и гордость меняют и свое спасение и веру и Церковь , и не ужасаются изрыгать дерзкая хулы на святейшие истины. Если постигнет их горе в сей жизни, это еще милостиво. Но, что если они пребудут в своем упорстве и останутся со своим злохулением до конца? Тогда уж подлинно горе им будет; горе, ужаснее которого нет! Ибо тогда они впадают в грех , который называется хулою на Духа Святаго и который не отпустится им ни в сей век, ни в будущий. Всяк, иже речет, говорит Господь, слово на Сына Человеческаго, оставится ему: а на Святаго Духа хулившему не оставится ( Лк. 12:10 ). – Помолимся, в заключение, чтобы Господь не допустил их до такого ужасного состояния; но коснулся Своею всесильною благодати Своея истины и спас погибающия души их. Аминь. 10. В горе или несчастье своего места оставлять не должно (Из жизни преподобн. Афанасия. Пат. ч. 1, стр. 95–96 и 100–101). Когда кого-либо из нас постигает какое-либо горе или несчастье – на месте, на котором мы живем; то нередко случается, что мы оставляем свое место и идем искать счастье на новом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Заблудший . Прибегая к ходатайству святых, люди чрез сие унижают ходатайстве Христово. Православный. Унижали бы его, если бы вздумали заменить ходатайство Сына Божия ходатайством святых, но, по истинному учению Церкви, ходатайство святых пред Богом имеет силу единственно потому, что основывается на ходатайстве Христовом. Заблудший . Молитвы ко святым не могут быть услышаны ими, потому что они (святые) не всеведующие. Православный . Еще в сей жизни многие из святых обладали даром прозрения, а в жизни загробной они достигают высшей степени ведения и видения, так что вся жизнь земных братий их может быть открыта им чрез свет благодати Божией. Это подтверждается многими опытами святых (чит. житие святых). Заблудший . Ваш святой Николай совсем не заслуживает чествования, потому что он был жестокий человек – Ария бил в лицо. Православный . Св. Николай в указанном случае проявил ревность о Боге (ср. Ин. 2:15–17 ), так как еретик Арий хулил Сына Божия. Кроме того, не один св. Николай по человеческой немощи допускал ошибки и затем после покаяния получал прощение, но и все праведники ( Еккл. 7:21 ). Есть черты сходства у св. Николая даже с ап. Петром: Петр ударил Малха, Николай–Ария, Петр лишен был апостольства, Николай лишился епископства, Петру возвратил апостольское достоинство Сам Иисус Христос, Николаю также в видении Иисус Христос возвратил епископство, а Божия Матерь вручила омофор; Петр– первоверховный апостол, Николай–величайший заступник и чудотворец. Заблудший . Почему Церковь не причисляет к лику святых разных доблестных граждан и воинов (напр. Суворова), а только своих монахов да архиереев? На иконах также невидно никого из мужиков, – все монахи, архиереи, да книжники. Православный . В ответ на это неразумное возражение должно сказать, что причисление к лику святых зависит не от людей, а от Господа. Церковь может причислить к лику святых только тех благочестивых людей, которых Господь явно прославил необыкновенными чудесами и знамениями, причем действительность чудес должна быть засвидетельствована многими правдивыми лицами (напр., недавняя канонизация св. Тихона Задонского и еще недавнее св. Феодосия Углицкого, преп. Серафима Саровского ). Относительно же того, что будто святые только из монахов да архиереев, сектанты лгут; сами монахи в большинстве своем происходят из простого звания. Для примера, можно указать на следующих: праведн. юноша Артемий, крестьянин села Веркола Архангельской губернии (память 23 июня), блажен.Иоанн юродивый, крестьянин Устомский Вологодской губернии (28 мая); преподобн. Александр Свирский , земледелец Новгородской губернии (30 августа); препод. Павел Препростый, земледелец Греческой страны (4 октября), и много, много других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(Афонск. Патер. Месяц. Вост. А. Сергия). Преподобн. Афанасия пустынника Преподобный Афанасий пустынник, называемый иначе «железный посох», был ученик святого Сергия. Еще при жизни преподобного Сергия, многие из его учеников, подражая учителю, отправлялись в пустынные места и способствовали основанию новых монастырей, которые являлись в одно и тоже время и прибежищами для ищущих уединения и могучим средством для населения пустынных стран. Афанасий вместе с преподобным Феодосием основали Череповецкий Воскресенский монастырь, около которого с течением времени возникла слобода. В 1780 г. эта слобода была обращена в уездный город Новгородской губернии, под названием Череповца (Пр. Макарий. Ист. Р. церкви. Т. 5-й). 6-е число Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Лукии девицы и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Дюна, Дюдора, Кутония. Ароноса (Ориона), Капика и Сатура. Св. муч. Коинта. Свв. Мучч. Исавра дьякона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина и с ними Руфа и Руфина. Свв. мучч. Марина и Марфы и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Иулиании девицы, княжны Ольшанской. (Св. муч. Архиппа, Филимона и Онисима. Муч. Аполлония , Муч. Александриона. Муч. Епимаха. Пострадавших еще с Лукиею Анатолия, Серина, Апама, Виктора, Неаса, Аполлония, Паппиана). Пр. Сисоя Великого С юных лет св. Сисой стал думать об иноческой жизни. Образцом своим он избрал св. Антония Великого и, удалившись в Египетскую пустыню, жил в той самой горе, в которой подвизался св. Антоний. Окрестные жители считали пр. Сисоя великим чудотворцем и, приходя к нему, искали благословения, помощи и совета. Рассказывают, что однажды пришел к нему какой-то мирянин с маленьким сыном. Дорогою мальчик разболелся и умер. Отец нес своего мертвого сына к св. подвижнику с полною уверенностью, что последний возвратит ему жизнь. Положив мертвого мальчика к ногам святого, отец пал на землю, прося благословения Пр. Сисоя. Св. Сисой, не зная, что мальчик мертв, обратился к нему с следующими словами: «встань, дитя мое», и мертвый воскрес и пошел за своим отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указание на таинство Святой Троицы преподобный Иосиф находит в следующих местах Ветхого Завета: Быт. 1:26, 11:7, 18:22, 19:24 , Исх. 33:19; 34:5 и 6, Ис. 6:3 . Так объясняет преподобн. Иосиф Быт. 1:26 . «Когда Бог восхотел сотворить Адама, Он сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Почему не сказал: сотворю, а – сотворим? Сим показывает, что Божество имеет три Лица, а не одно; а словами: по образу, а не по образам, показывает единое существо Св. Троицы. Сотворим, сказал, человека. Кому же Он говорит? Не другому кому, как Единородному Сыну и Святому Духу». Еретики возражают: «нет! – Бог Сам Себе сказал; другого никого при Нем тогда не было». – Что безумнее сего? отвечает преподобный Иосиф. Какой зодчий или древоделатель или кожевник, трудясь один над сосудом, или над каким-нибудь делом, когда никто не помогает ему, говорит сам себе: сотворим себе сосуд или сделаем себе орало, или устроим обувь; не станет ли он скорее молча делать свое дело? Это ложь, а не истина; так делают безумные, а не мудрые. Почему Бог не сказал: сотворим небо, сотворим море? Но что говорит? Да будет небо, – и явилось небо. – Так и все творение совершил Он одним словом. С человеком же было не так; сотворим, сказал, человека. – Ясно, что Бог говорит другому Лицу, и беседует с Ним, как с советником. А кто советник Богу? На это ответ дадут Пророки. Исаия говорит, что советник есть Иисус Христос , Сын Божий по существу, а не по благодати. Ибо Исаия сказал: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам; и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Бог крепок, Владыка, Князь миру, Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ). – Опять Иудей бесстудствуя утверждает, что Бог говорил это к Ангелам. Но если бы говорил к Ангелам; то не было бы написано: сотвори Бог человека, по образу и по подобию Божию сотвори его ( Быт. 1:27 ); человек был бы сотворен по подобию и по образу Ангельскому. Когда Бог сотворил тьмы тем Ангелов, и тысячи тысяч Архангелов, не потребовал советника; ужели, желая сотворить одного человека немощного и малого, потребовал в советники Ангела? Ангелы, как творение, не действовали с Богом. 87

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Монастырь Кириллов состоит из двух отделений, имеющих особые именования: первое называется Большой монастырь, а второе Ивановский. В большом монастыре 10 церквей: 1) Соб. Успения Божией Матери; она построена Преподобным Кириллом, сперва деревянная в 1391, а потом, около 1400 года, каменная; 2) Соб. во имя Преподобн. Кирилла Белоезерского, которого и св. мощи в ней почивают под спудом; церковь эта сооружена при царе Иоанне Васильевиче, а перестроена Архимандритом Иоанном Карпинским, в конце прошедшего столетия; рака для мощей, серебряная позолоченная, сделана иждивением Федора Ивановича Шереметева родного брата великой старицы Марфы Иоанновны; 3) Князя Владимира, где погребен знаменитый боярин царя Иоанна Грозного, князь Владимир Иванович Воротынский; церковь эта построена около 1553 г.; над его гробом, вдовою его княгиней Марией (в иноч. Александрою); под сею ж церковью погребены все мужского пола родственники кн. Воротынского; 4) Св. Епифания Кипрского ; 5) Соб. теплая, Введения во храм Пресвятой Богородицы; 6) Соб. Живоначальной Троицы; 7) Преображения Господня, над южными вратами; 8) Архистратига Гавриила; 9) Иоанна, Списателя Лествицы и 10) Евфимия Великого, больничная. В Ивановском монастыре две церкви: 1) Соб. Иоанна Предтечи; и 2) Сергия Радонежского. Все здания этой обители каменные: кроме братских и архимандричьих келий и особенного корпуса, для пребывания архиереев назначенного, находится здесь оружейная палата, с древними воинскими разного рода орудиями. Между сими зданиями примечательна деревянная келья Преподобного Кирилла, и доныне существующая, сбереженная, как святыня, в продолжении четырех с половиною столетий. Ризница монастыря сего, изобилующая сокровищами, наравне с значительными в России ризницами других обителей и Лавр, вмещает в себя, между прочим, заслуживающие внимания редкости, а именно: духовное завещание Преподобного Кирилла, собственною рукою его писанное; фелонь, подризник и другие его одежды; 13 келейных книг, сим святым писанные, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010