Агиография вскрывает этот очень важный факт целым рядом примеров. Так, преп. Равула изъяснялся на сирийском языке 71 , преп. Ефрем Сирин не знал по-гречески 72 , преп. Симеон Юродивый и его друг Иоанн, несмотря на то, что они были сыновьями богатых родителей и изучали греческий язык и литературу, между собой говорили на более привычном сирийском языке 73 . То же житие преп. Симеона не раз указывает на общее употребление сирийского языка. На нём говорят и сам святой 74 , и Эмесский протокомит 75 , и крестьянин из окрестностей Эмесы 76 . Сирийский язык в качестве туземного наречия, был распространён также и в Палестине, давно разучившейся говорить и по-еврейски и по-арамейски. Когда преп. Иларион В. спрашивал демона, вселившегося в кандидата, на туземном палестинском языке (κατ τν τν γχωρων), то демон отвечал святому по-сирийски 77 . Сам преп. Иларион тоже употреблял иногда сирийский язык 78 . По-сирийски приветствовали святого сарацины, собравшиеся на свой языческий праздник в одном палестинском местечке 79 . Равным образом и житие преп. Даниила Столпника указывает, что в Палестине говорили на «сирийском наречии» (σρα διαλκτ) 80 , которым пользовался сам святой – уроженец Месопотамии 81 . Можно думать, что сирийский язык господствовал, главным образом, в деревнях, вдали от городов, где эллинизация была, несомненно, была более интенсивной. На это намекают некоторые примеры из «Религиозной истории» преп. Феодорита, где читаем, что свв. Авраам и Македоний происходившие от необразованных крестьян, не знали по-гречески 82 , между тем как преп. Афраат родом перс, подвизавшийся в городе (Эмесе), старался объясняться на ломаном греческом языке 83 . Тем не менее, сирийская речь звучала и в городах. Для доказательства этого, кроме вышеприведённых примеров из жития Симеона Юродивого, можно сослаться на житие преп. Александра Акимита, сообщающее, что в Эдессе существовали школы сирийской грамоты, куда отдавали своих детей даже principes atque alii locupletes» 84 . Таким образом, если судить на основании лингвистических данных, Сирия в IV, V и VI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл писал: «Итак, должно осуждать тех, которые повинны в дурных поступках, в живых ли они находятся или нет (Д. V, 161). Блаженный Августин , когда одного из прежних епископов, Цецилиана Карфагенского, выставляли виновником нарушения мира церковного, объявлял: «Если бы это когда-нибудь было доказано нам, мы сами анафематствовали бы его по смерти». При другом случае Августин писал: «предателей и телом и душой отвергаюсь даже после их смерти» (Д. V, 164. 165). В доказательство позволительности осуждать лиц, заслуживших того, после их смерти, отцы собора ссылались на одно постановление собора Африканского, которым предписывалось епископов, представивших свое имущество еретикам, подвергать анафеме после их смерти (Д. V, 162). Кроме того собором представлены были и многие другие свидетельства в том же роде: указывали на то, что Афанасий Великий осудил еретика Аполлинария уже по смерти его; Феофил, архиепископ Александрийский – Оригена , давно уже умершего; Равула – Феодора Мопсуетского; подобным же образом были анафематствованы гностики Валентин, Маркион, Василид (Д. V, 166; 186). Третье возражение, с каким выступали защитники Феодора против осуждения его, состояло в том, что указывали на то, что он умер в мире c церковью. Собор не придавал этому возражению никакой силы, считая умершими в мире с церковью только тех, кто до конца жизни соблюдал догматы веры. Главным же аргументом, служащим к отстранению этого возражения, были деяния собора Мопсуетского, который показал, что в Мопсуесте с давних времен имя Феодора было вычеркнуто из диптихов церковных. Деяния эти были перечитаны на соборе 100 . 2) Некоторые послания его, в которых св. Кирилл, защитник веры, поносился самым беспощадным образом. Так, прочитано было его послание «к монастырям», в котором Кирилл назывался последователем Аполлинария, его учение считалось нечуждым безумия гностиков Валентина и Маркиона; он уравнивался с еретиками: Арием, Евномием, Македонием; приписывается ему мысль, будто бы им раскрываемая, что «само бесстрастное и неизменяемое Божество страдало, пригвожденно было ко кресту и умерло» ( Дeяh. V, 221–222 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

И о книгах его повсюду было произведено много исследований, не потому чтобы они были чужды истинной веры, но по причине скрытой вражды, которую тот (Равула) имел против него за то, что он открыто обличал его на соборе» (Д. IV. 227–8. V. 235). Таково содержание первой половины письма; вторая же половина письма могла быть обращаема в защиту Ивы. В ней говорится о том, что Ива с сочувствием относится к примирению, которое после III Вселенского собора состоялось между Кириллом, защитником православного учения, и Иоанном Антиохийским (который ранее был сторонником Нестория), и после которого наступает в церкви мир и спокойствие. Т.е. вторая половина письма показывает, что Ива, если сначала и стоял на стороне несторианской, то впоследствии перешел на сторону православных. Здесь он писал: «Бог, всегда пекущийся о своей церкви, восхотел, чтобы сердце Кирилла умягчилось. Кирилл и Иоанн вошли в общение друг с другом; распря прекратилась; в церкви водворился мир. И в церкви нет раскола, но мир, как было прежде. Распря уже успокоилась и средостение вражды разрушено» (Д. IV. 229; V. 236). Кроме того в послании заключается хоть краткое, но ясное, противонесторианское исповедание веры, из которого можно видеть, что учение Ивы, по крайней мере за позднейший период его жизни, было чуждо подозрений. Он говорит, что он научен и утвержден божественным учением, что «два естества, одна сила, одно лицо, которое есть один Сын Господь наш Иисус Христос » (Д. IV, 226. Д. V. 234). Теперь, если судить об Иве на основании этого послания, то можно было считать его заслуживающим порицания и снисхождения. И правду сказать, Ива за это послание более заслуживал осуждения, чем снисхождения, потому что и после того как он перешел на сторону православных, о чем говорит его послание, он однако же позволяет себе выражаться о Кирилле и III Вселенском соборе в тоне вражды. Как бы то ни было, собор Халкидонский, принимая во внимание другие свидетельства чистоты веры Ивиной, как мы заметили выше, оправдал Иву.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Меглина, в Болгарии. Перенесение мощей Илариона еписк. в Тернов в 12 веке. 21 окт. Медиолан, Милан. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий, мучч. 1 века. 14 окт. Амвросий еписк., ум. 397. 7 дек. Мезия . Ермил и Стратоник, мучч. при Ликинии. 13 янв. Мелитина, в Армении, на Евфрате. Полиевкт воин, муч. при Декии. 9 янв. Евдоксий, Зинон, Макарий и др., мучч. при Диоклетиане и Василисса св., жена муч. Евдоксия комита. 6 сент. Тридцать три мученика (Иерон и другие) при Диоклетиане. 7 ноября. Давикт, муч. при Максимиане. 4 окт. Отрий еписк., член Второго Вселенского собора. 17 апр. Дометиан еписк., ум. 601. 10 янв. Акакий преп., еписк. 5 века. 17 апр. и 15 сент. Месопотамия. (Сн. Амида, Едес, Карры, Нисивия). Иулиан пустынник, при Иулиане и его преемниках. 18 окт. Маруф преп., еписк., ум. ок. 416. 16 февр. Равула преп., ум. ок. 530 года. 19 февр. Анин монах, подвиз. близ Евфрата. 18 марта. Мидикийская обитель, не вдалеке от Прусы , на берегу Пропонтиды, основанная преп. Никифором (Мес. Вас. 4 мая). Его преемник Никита преп., исповедник. ум. 824. 3 апр. Афанасий, преп. 9 века. 26 окт. Миласа, Mylassa, в Карии. Ксения-Евсевия, преп. 5 века. 24 янв. Милит, в Карии. Акакий, муч. при Ликинии. 28 июля. Мирмидония, Егина. Иулий пресв. и Иулиан диакон, при Феодосии Младшем. 21 июля. Мирсинонская гора. Илирик преп. 3 апр. Миры, Myra, в Ликии. Никандр еп. и Ермей пресв., ученики ап. Тита, мучч. 4 ноября. Диоскорид, муч. при Декии. 20 дек., с муч. Фемистоклеем. Крискент муч. 13 апр. Николай, архиеп., ум. 341. 6 дек. Митилена, в Лесбосе. Георгий еписк., исповедник, ум. 816. 7 апр. Георгий еп., при царице Феодоре. 16 мая. Миасины, не вдалеке от Мелитины Арменской. Собор Пресв. Богородицы, уст. в 864 году. 1 сент. Момпсвестия, в Киликии. Клавдий, Астерий, Неон и Феонилла, Исавряне, мучч. при Диоклетиане. 29 окт. Моравия. Мефодий и Константин, епп. 9 века. 11 мая. Мравино село, в западной части Малой Азии. Филофей, пресв. и чудотворец. 15 сент. Назарет, в Галилее. Благовещение Пресв. Богородицы. 25 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Агиография IV, V и VI вв. вскрывает чрезвычайно важный факт обширной сирийской диаспоры, которая уже была отмечена в исторической литературе как один из могучих факторов распространения переднеазиатских культов в римском обществе II и III вв. 115 . О сирийской диаспоре прежде всего свидетельствует сирийское происхождение целого ряда святых, живших и подвизавшихся в разных местах империи. Из Сирии происходили препп.: Авксентий, Авраамий Кратейский, Андрей Критский , Вар и Дий Константинопольские, Даниил Столпник, Иаков Постник, Иоанн Златоуст , Малх инок, Маркелл Акимит, Равула Самосатский, Роман сладкопевец , Серапион Милостивый, Стефан игумен (Χηνολκκου), Иоанн игумен кафарийский, Феофан и Пансемна 116 . Затем идут сообщения самой агиографии о сирийцах, живших вне Сирии. Так, мы читаем, что Парфений Лампсакский исцелил сирийца в своём городе 117 . Редактор жития преп. Ипатия Руфинианского пишет, что основной текст жития принадлежал ученику святого – сирийцу 118 . Житие преп. Маркиана эконома рассказывает, что святой купил в Константинополе дом у вдовы чиновника Нико, которая происходила из Антиохии и после смерти мужа хотела возвратиться на родину 119 . В житии преп. Даниила Столпника встречаемся с придворным Геланием, который был «сиро-перс» из Месопотамии и объяснялся со святым по-сирийски 120 . В «Лимонаре» Иоанна Мосха есть рассказ о двух братьях-ювелирах, сирийцах по национальности, которые, составив в Константинополе состояние, решают вернуться на родину и наследовать отеческий дом 121 . У него же читаем о сирийском монахе, проживающем в Александрии 122 . Даже в XI в. агиография засвидетельствовала иммиграцию сирийцев в Грецию, сообщая в житии преп. Мелетия Нового о Барде, знатном поселенце в Фивах, явившемся туда из Сирии 123 . Наконец, к данным агиографии можно прибавить показания других источников. Агафия, рассказывающего о сирийце Урании, философе-шарлатане, морочившем жителей столицы своими мнимыми познаниями 124 , Феофана, сообщающего о массовых насильственных переселениях сирийцев-монофизитов в Европейскую Грецию при Константине 125 ; «Устава эпарха», называющего сирийских купцов в Константинополе 126 , и Кедрина, говорящего о сирийских торговцах в поселениях на северо-восточной границы империи 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе в 5 в. 14 янв. Прокл, патриарх Цареградский, ум. 447. 20 ноября. Прокопий, великомуч. Кесарийский (Палест.) в 303 году. 8 июля. Прокопий, муч. Кесарийский (в Палестине). 22 ноября. Прокопий Декаполит, инок и исповедник при Льве Армянине. 27 февр. Прокопий, юродивый Устюжский, ум. 1303. 8 июля. Прокул диакон, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Прокул,, муч. Италийский, с Валентином еп. 30 июля. Проскудия, или Просдока, мученица, из Иераполя, с Домниной и Виринеей. 4 окт. Протасий, муч. Медиоланский 1 в., с Назарием и др. 14 окт. Протерий священномуч., патриарх Александрийский, пострад. в 457 году. 28 февр. Протоген, еп. Каррийский, исповедник при Валенте, с проч. 25 авг. Протолеон воин, муч. Никомидийский 303, с Георгием великомуч. 23 апр. Прот, муч. Римский, ок. 253 г., с Евгенией. 24 дек. Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апп. из 70. 28 июля. Прохор, преп. Печерский, ум. 1163. 10 февр. Псой преп., ученик преп. Пахомия. 9 авг. Птоломей, муч. Римский при Антонине, с Иустином Философом. 1 июня. Пуд, ап. из 70, с Аристархом и Трофимом. 15 апр. Пулхерия, св. царица, дочь импер. Аркадия, ум. 453. 10 сент. Пуплий, муч. Палестинский 305 г., пострад. от Урбана, с Агапием и др. 15 марта. Пуплий, препод. египетский 4 в. 5 апр. Р Раава. ( Евр. 11:31 ). В нед. праотец. Равула, преп. Месопотамский, ученик Варипсавы, ум. ок. 530. 19 февр. Разумник, муч. Римский при Севере 12 дек. Раис мученица. 5 сент. Рахиль, жена праотца Иакова. В нед. праотец. Реас, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Ревекка, жена праотца Исаака. В нед. праот. Ревокат, муч. Африканский, и Перпетуей и проч. при Севере ок. 203 года. 1 февр. Рикс, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Римма, муч. первого века, с Инной и Пинной. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия и Гаиания, с дружиной, мученицы Армянские при Тиридате. 30 сент. Родион, ап. из 70, с Олимпом и др. 10 ноября. Родопиан диакон, муч. Афродисийский (в Карии) при Диоклетиане, с Диодором. 29 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Противники Равулы и Акакия, в свою очередь, распространили обвинения протпив них, которые были переведены на армянский язык и полумили хождение в Армении. Супь обвинении состояла в том, что все нападки на Феодора Мопсуестийского со стороны Акакия и Равуллы мотивированы личной враждой, а не расхождением в вере. Акакий, узнав об этом, написал св. Сааку, опровергая обвинения, возведенные на него; вместе с этим он сообщил о своем и общецерковном (имея в виду партию св. Кирилла) крайне отрицательном отношении к сочинениям Феодора Мопсуестийского. Наконец, летом 435 г. в Константинополь прибыла армянская делегация (трудно сказать, был ли ее статус официальным или она лишь выдавала себя за таковую) 1685 , которая просила свт. Прокла высказать свое мнение относительно сочинений Феодора Мопсуестийского, распространявшихся в Армении, в то время как Равула и Акакий отзывались о них крайне отрицательно. В ответ на эту просьбу свт. Прокл и написал «Томос к армянам» – один из важнейших вероучительных и церковно-политических документов христологической полемики V в. 1686 Именно в этом сочинении и был сформулирован ряд положений, легших в основу дальнейшего развития православной христологии. Мы обратимся к богословскому содержанию «Томоса к армянам» ниже, здесь же отметим, что в своем ответе армянам, т. е. излагая свое христологическое учение, св. Прокл ни разу не упомянув ни имени Нестория, ни имени Феодора Мопсуестийского, хотя излагаемое им учение существенно отличалось от учения этих крайних антиохийцев, в первую очередь, настоятельным утверждением единства ипостаси Сына Божия (антиохийцы же говорили об одном Лице, но двух ипостасях). Умолчание об антиохийских учителях было, очевидно, вызвано «икономией», т. е. нежеланием подлить масла в огонь разгоревшейся на Востоке полемики между теми, кто почитал Феодора Мопсуестийского, и теми, кто с недавних пор стал резко отвергать его. В то же время, св. Прокл приложил к своему изложению христологического учения, которое недвусмысленно расходилось с учением Нестория и Феодора Мопсуестийского, выдержки из сочинений Феодора, которые были им составлены на основе выдержек, привезенных самимп армянами; таким образом, всякий желающий мог сам убедиться, насколько расходится учение св. Прокла и учение Феодора (хотя и в приложении к «Томосу к армянам» эти выдержки, т. н. capitula, не были подписаны его именем). «Томос к армянам» стал важнейшим документом для Армянской Церкви, который предотвратил подпадание ее под влияние несторианства, принятого Церковью Востока, имевшей одно время огромное влияние в Сирии, Персии и на всем Востоке вплоть до Индии, Китая и Монголии. Впрочем, Армянская Церковь в VI в. уклонилась от господствовавшего в Византии православия в другую сторону, т. е. в «монофизитство» 1687 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Ибо он говорил подобно ему, что сам Бог Слово сделался человеком, так что не было различие между храмом, т. е. человечеством Христа, и обитающим в нем, т. е. Божеством. Он написал двенадцать глав о том, что естество божества и человечества Господа нашего Иисуса Христа одно. Это полно всякого нечестия» (Д. IV, 225; V, 233). 2) О соборе Ефесском третьем вселенском письмо отзывается с неуважением; деятельность его оно считает выражением личных происков Кирилла и причиной нескончаемых волнений в церкви. Ива писал: «вследствие прений положено было собраться в Ефес и сообща рассудить о книгах Нестория и Кирилла. Но прежде чем все епископы, которым поведено было собраться, прибыли в Ефес, этот Кирилл, предупредив, овладел слухом всех посредством какой-то отравы, ослепляющей очи мудрых. Он воспользовался ненавистью, какую питали к Несторию, и без суда и следствия низложил его. От этого произошла великая скорбь; епископы были во вражде с епископами и народы c народами. Каждый преследовал ближнего своего, как врага» (Д. IV, 226–7. V, 234–5). 3) В своем письме Ива превозносит Феодора Мопсуетского, несмотря на его еретические мнения, такими похвалами, какие были совершенно неуместны в устах человека истинно православного, при чем порицает тех, кто, стоя на точке зрения православия, осуждал сочинения и учение Феодора. В письме читаем: «многие, не имея пред очами страха Божия, под предлогом ревности о церквах спешили привести в действие вражду, которую скрывали в сердцах своих. Один из таковых есть тиран нашего города (т. е. епископ Равула). Он под предлогом веры не только наказывает живых, но и тех, которые давно отошли к Богу. Один из сих последних есть блаженный Феодор, проповедник истины и учитель церкви, который не только при жизни своей обращал еретиков к истинной вере, но и после смерти оставил сынам церкви духовное оружие. Его-то, Феодора, дерзнул он, на все дерзающий, открыто анафематствовать пред церковью, его, который по ревности Божией не только свой собственный город от заблуждения обратил к истине, но и отдаленные церкви научил своим учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Равула, обращенный святым, действительно был 30 лет едесским епископом. Феодот еп. антиохийский рукоположен в 421 году и 6 лет управлял церковию. (Феодорит epistol. 83). Болландисты полагают, что св. Александр умер ок. 430 года до осуждения Нестория, потому что основанная в Вифиния обитель преемником его Иоанном названа мирною ( ερηναον) после умирения ереси. Но в житии сказано, что он погребен в этой обители мирной на месте Гомоне, а после перенесен, (неизвестно куда, вероятно в Царьград в обитель неусыпающих); след. мирная обитель еще при нем основана в Вифинии. Он имел брата, который был настоятелем одной обители в Азии. День кончины его неизвестен. Болландисты поместили его 15 января с Иоанном кущником, в обители его подвизавшимся. В Макарьевской минее и затем в прологе память его 23 февр. В греческих памятниках календарных памяти его доселе не найдено. Св. Димитрий ростовский избрал для него 3 июля и кончину его полагает после прошествия еретической бури т. е. после 431 года. Принесение мощей святителя Филиппа . Дивен Бог во святых своих! Сколько явлено чудес от мощей сего угодника Божия в Москве во время принесения мощей его? Достоверность их выше сомнения. Сам царь Алексий Михайлович описывает их в письме к боярину Оболенскому. (См. сие письмо у Филарета. Русск. святые 9 янв.). Что же неверующие? Очи имут и не видят, уши имут и не слышат. 4 Св. Андрей критский . По мнению Болландистов он скончался около 720 года, по соображениям преосв. Филарета (Учение об отцах § 254) довольно основательным в 712 году. Св. мощи его видел Стефан новгородец около 1350 года в Царьграде в монастыре его имени. Св. Оеодор киринейский . По Деяииям св. (Iul. II. 19) он скончался в 310 году. По греч. прологу собор его совершается в Регии, а не в Пергии. Св. праведная Марфа . В Деяниях св. (Mai. V. 403) тоже сказание, что и в славянской минее. «Что жизнеописатель был современник, сие видно как из подробности жизнеописания, так и из того, что, описывая (n. 70), по случаю поминовения пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг. Итоломей (воинственный, греч. πτλεμος вместо πλεμος). муч. римский, 1 июня. Пуд (Пудис, стыдливый, лат. Pudens), ап. из 70, 15 апр. Пулхерия (прекрасная, лат.), св. царица, 10 сент. Пуплий (народный, публичный, лат.), муч. палестинский, 15 мар. Пуплий , преп. египетский, 5 апр. Равула (крючкотвор, вздорный стряпчий, лат.), преп. месопотамский, 19 февр. Разумник , муч. римский, 12 дек. Раиса (легкая, готовая, греч.), мученица, 5 сент. Реас (у грек. Риакс ), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Ревокат (отозванный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Рикс (царь, лат.), муч. кампанийский, 6 июня. Римма (брошенное, бросание, греч.), муч. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия (бросающая, греч.) и Гаиания , с дружиной, мученицы арменской, 30 сент. Родион (розовый, он же Иродион, геройская песнь), ап. из 70, 10 ноября. Родопиан (розовый, греч.) диакон, муч. афродисийский, 29 апр. Роман (римский, лат., крепкий, греч.) воин, муч. римский, 10 авг. Роман , диакон кесарийский, 18 ноября. Роман муч., 19 ноября. Роман , муч. самосатский, 29 янв. Роман , преп. сирийский, 27 ноября. Роман преп., творец кондаков, 1 окт. Роман князь рязанский, 19 июля. Ромил (Ромул, крепкий, греч.), муч. с дружиною, 6 сент. Ромил , муч. палестинский, 15 марта. Рустик (деревенский, лат.), священномуч. с Дионисием ареопагитом, 3 окт. Руфина (рыжеватая, лат.), мать муч. Маманта, 2 сент. Руфин (рыжеватый, лат.) муч., 10 марта. Руфин , диакон, муч. синопский, 7 апр. Руфин , муч. аполлониадский, 6 июля. РуФ (рыжий, лат.), ап. из 70, 8 апр. Руф , муч. аполлониадский, 6 июля. Руф , из 9 мучч. кизических, 29 апр. Савва (неволя, араб., вино, евр.), муч. персидский, 28 марта. Савва стратилат и 70 воинов, мучч. римские, 24 апр. Савва , муч. готфский, 15 апр. Савва Освященныйй, 5 дек. Савва , архиеп. сербский, 12 янв. Савва пр. звенигородский, 3 дек. Савва пр. вишерский, 1 окт. Савва пр. псковский, 28 авг. Савватий (субботний, евр.), муч. синадский, 19 сент. Савватий , преп. соловецкий, 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010