2 . К братствам поставившим себе сходную задачу следует отнести: а) Иоанно-Богословское при Донской духовной семинарии; б) Кирилло-Мефодиевское при Екатеринославской духовной семинарии; в) Кишиневское, Трех Святителей; г) Киевское Богоявленское; д) Курское, Феодосия Печерского ; е) Кирилло-Мефодиевское при Минской духовной семинарии; ж) преподобного Сергия при Московской духовной академии; з) Александро-Невское при Феодоровском Городецком монастыре; и) Иоанно – Богословское при Подольской духовной семинарии; и) Саратовское, Кирилло-Мефодиевское; к) Смоленское преподобн. Авраамия; л) Ставропольское Свято-Андреевское; м) Тифлисское Андреевское 89 . Перечислять все виды братской благотворительности в нашем кратком очерке нет надобности; достаточно сказать, что братское зоркое око усматривает истинно нуждающихся и по мере своих средств спешит оказать им посильную помощь. Наши братства благотворят чем могут: деньгами, насущным хлебом, платьем, даровыми или дешевыми квартирами, даровым лечением, пособием на погребение, снабжением бедных девушек приданым, устройством разговения для бедных на праздник Пасху… перечислить всего нельзя. Мы здесь только укажем на особо практичный способ благотворения бедным, избранный одним сельским братством Костромской епархии. Братство в селе Дароватове раздает из имеющихся у него в распоряжении 176 десятин удобной земли бедным семействам небольшие участки земли для безмездного пользования. Для того-же, чтобы судить в общем о том благотворении, которое проявляется братствами, мы приведем две таблицы; в первой из них мы поместим количество бедных, получивших материальную помощь от братства, а также и сумму, израсходованную на них, а во второй мы поместим те разного рода благотворительные учреждения, которые основаны и содержатся братствами. Братства, оказавшее материальную помощь бедным (за 1890 – 91 год). Местонахождение Наименование Число бедных Сумма пособий (в рублях). 1) Волынская Кирилло-Мефодиевское Богоявлен. Св. Николаев 3) Екатеринославская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в Смоленске, находится под управлением архимандрита. На этом месте существовала церковь св. Троицы принадлежащая монахам Бернардинского ордена, которая по присоединении Смоленска опять к России, обращена по повелению царя Алексия Михайловича в православную, и при ней, 1674 года, учреждена нынешняя обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, с престолами вверху Живоначальной Троицы, а внизу Рождества Христова; 2) Больничная, Зачатия св. Анны. До 1740 года в Троицком монастыре жительство имели смоленские архиереи и погребались по смерти. БОЛДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Дорогобужа, на реке Болдине; состоит под управлением игумена. Основан в 1528 году Преподобным Герасимом, который и был здесь первым игуменом. В сей обители две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с двумя приделами; в ней почивают мощи основателя, Преподобн. Герасима; 2) теплая Введения Богородицы. В конце XVI века здесь спасался и погребен затворник Аркадий, которого память за благочестивую иноческую жизнь уважается и доныне. КОЛОЦКИЙ, муж. 3 класса, в Гжатском уезде, на берегу реки Колочи, на дороге из Смоленска в Москву; состоит под управлением игумена. Основан по случаю явления на сем месте, в 1413 году, иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Колочской. В 1775 году обитель сия принадлежала к Крутицкой епархии. В 1812 году, октября 19, при сем монастыре генерал Платов поразил французов; но самая обитель в то время много потерпела и большею частью здания ее были разрушены ядрами; по изгнании же неприятелей из России опять приведена в прежнее положение. При монастыре бывает ежегодно ярмарка 9 июля, в день празднества явленной иконы Колочской. КАЗАНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Юхнова, с церковью Казанской Пресвятой Богородицы. О времени основания его неизвестно. В 1775 году он принадлежал к Крутицкой епархии. АРДЫНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., в 50 верстах от Смоленска, в уезде города Поречья, при рекак Ардынке и Моте. Основана в 1720 году. В ней церковь во имя Владимирской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В настоящее время строится здесь соборный храм во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, заложенный собственноручно Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года. Святыни здесь следующия: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; две части от главы св. Апостола Андрея Первозваннаго и часть от локтя правой руки его; две части св. мощей св. Апостола и первомученика архидиакона Стефана, части св. Апостолов Филиппа и Варнавы, св. Иоанна Златоустаго, св. великомученика Пантелеимона, священномучеников: Харалампия и Власия, св. Модеста, патриарха Иерусалимскаго, св. 40 мучеников Севастийских, св. Григория Синаита, преподобн. Нила мироточиваго, св. мучен. Трифона и Димитрия новаго, преподобномуч. Михаила, иже в обители Саввы освященнаго, преподобномучен. Афонских: Игнатия, Евфимия и Акакия, великомуч. Марины; капли крови и часть св. мира великомученика Димитрия Солунскаго; три части от даров, принесенных Волхвами в св. Вифлеем при Рождестве Христове. Кроме того, здесь есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «в скорбях и печалях утешение», от которой много совершалось чудес во время пребывания ея в России в 1879 и 1882 гг. Начало свое, самостоятельность и право наравне с другими, подобнаго рода скитами св. горы, Андреевский скит получил в 1849 г., по ходатайству покойнаго А. Н. Муравьева, который поэтому почитается главным ктитором скита. До того времени скит этот пользовался названием только Серая, по красоте своего местоположения и большой келлии патриаршей, потому что здесь в свое время уединялись св. патриархи: Афанасий Пателарий, нетленно почивающий в России — в Лубнах, и Серафим, там же скончавшийся. Отсюда до Кареи четверть часа ходу. Карея (Правительственное место св. горы). Карейский собор посвящен Успению Божией Матери; в алтаре есть чудотворная икона Спасителя, а на горнем месте находится общеизвестная чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Достойно есть». В соборе этом очень замечательны фрески Панселина. Есть на Карее еще другая чудотворная икона Божией Матери под названием Млекопитательницы, она находится в Типикарнице св. Саввы, архиепископа Сербскаго.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Хотя, вследствие этого, трудно решить вопрос о времени основания Богоявленского монастыря, однако же существуют некоторые данные для того, чтобы основателем его признать старца Никиту издревле почитаемого в монастыре. Так в древнейшем монастырском синодике первым в ряду настоятелей этой обители стоит имя «строителя месту сему преподобного старца Никиты». В монастырском трапезном уставе (т. н. кормовая книга) XVII века память этого «старца» обозначена в следующих выражениях: «сентября в 15 день панихида пети и обедня служити по иноке Никите, строителе месту сему, собором, на братию корм большой». Такое признание Никиты основателем Богоявленской обители, искони идущее, решительно разделяется и преемственно сохраняется в ней и доселе. Можно приблизительно сказать, когда жил этот первоначальник обители. В составленных во второй половине прошлого столетия описях имущества Богоявленского монастыря, между прочим, при кратком изложении содержания утраченных древних жалованных грамот упоминается грамота, которая дана от великого князя Василия Васильевича Костромскому наместнику Ивану Ивановичу по челобитью Богоявленского монастыря чернца Никиты о расчистке в р. Волге тони для рыбной ловли. Это известие приводит нас к тому заключению, что основатель этого монастыря старец Никита жил в княжение Василия Васильевича Темного, в период времени от 1425 г., когда он сделался великим князем, до кончины его в 1462 г. Но кто был этот старец Никита, об этом трудно сказать что-либо с достаточною основательностью, за отсутствием ясных данных. Может быть, он был тот преподобн. Никита, ученик и сродник препод. Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губ) Высоцкого монастыря, как об этом говорят В. Ундольский († 1864 г.) и П. С. Казанский († 1878 г.). На родственное отношение старца Никиты к преп. Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преп. Сергия Радонежского. А на тожество его с настоятелем Боровского Высоцкого монастыря отчасти может указывать то обстоятельство, что в конце XV века в Богоявленской обители, как видно из надписи на стене под собором, нашли себе вечное упокоение племянники в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

А буквы " ЕВ " да, могут быть " СВ. " Связаться со мной можно через форум, можно в личку. [ 2013-12-09 12:54:15 ] marinakova : Чтобы рассмотреть образ, я его переношу на свой комп. а потом смотрю с максимальным увеличением и тогда кое-что становится видным. Таша, в личку как. на форуме я гость и не вхожу туда.Могу попросить Тола дать мой мейл. У прп. в центре буквы ЧУ. кот. я принимала за Алекс. Ч.Б. или Андрея РУ. скорее всё-таки это св.прп.Сергий Радонежский чуд. Ирина. узнайте даты рождения ваших родных. связанных с ик.,нам будет легче. стиль всё-равно какой. переведём в старый. [ 2013-12-09 13:19:23 ] Ira2013 : Прошу прощения за молчание.Я почти уверена сейчас, что икона семейная, писанная под заказ, т.к. отображает имена Прапрадедушки(Тит),его сыновей Андрея и Петра.Как звали его жену и дочь я уже ни у кого не могу узнать-умерли все.Дни рождения тоже никому из живущих не известны, к сожалению.Попробую поднять архивы, но это нескоро, т.к.живу в Киеве, а икона с Луганской обл.Есть еще запись карандашом на обратной стороне, но прочесть я не могу.Сейчас сфоткаю и выложу. [ 2013-12-09 14:12:07 ] marinakova : Ирина, скорее так: Тит слева, Агриппина (жена права), дети - Петр и Андрей также по бокам, а в центре - почитаемый святой семьи ( или, что тоже интересная версия - кто-то из братьев Тита или Агриппины был монахом и это образ его святого. опять же почитаемого в семействе). [ 2013-12-10 15:45:16 ] Ira2013 : Мне удалось кое-что прочесть на оборотной стороне иконы.Там идет карандашем перечисление святых:...преподобный чудотворец ...тита, апост.Петра,преподобн.Параскевы,Андрея Критского [ 2013-12-10 20:51:24 ] marinakova : Очень хорошо, значит Андреем Критским уточнили. Вместо Агриппины -Параскева, а в центре? Сергий Радонежский? [ 2014-03-06 16:01:59 ] animaisa : Простите великодушно, но мне кажется, что не совсем уточнили насчёт изображения св. Андрея Критского. Этот святой. как известно, был архиепископом, потому он всегда и изображается в в священническом одеянии.

http://pravicon.com/unknown-864

Послесловие писателя Минеи-четии за месяц Август, л. 1543–1546. Алфавитный указатель имен святых, писателей и сочинений, заключающихся в четиих-минеях священника И. Милютина Авгарь царь Едесский. Августа 16. Окт. 18. Авраам праотец. Октября 9. Аммоний монах. Генв. 14. Андрей Боголюбский Вел. Кн. Июн. 29. Андрей Нижегородский Вел. Кн. Март. 28. Андрониевский монастырь. Сентября 25. Аркадий, Архиеп. Кипрский. Сент. 15. Арефа черноризец. Мая 3. Архипп Преподобн. Его повесть о чудесах Архистратига Михаила. Сент. 6. Афанасий Архиеп. Александр. Мая 21. Батый царь. Февр. 29. Благовещение. Слова па этот день. Март. 23. Богородица, Св. Дева Мария. Авг. 13, 31. Окт. 17. Болгары. Июн. 21. Василий Димитриевич Вел. Кн. Вон. 2. Василий Иванович Вел. Кн. Дек. 23. Василий и Константин, Вел. Кн. Ярославские. Июн. 8. Виталий старец. Ноябр. 12. Владимирская икона Богородицы. См. Иконы. Введение Богородицы. Сент. 8. Ноябр. 21. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. Сент. 14. Вознесенский монастырь, о начале и поставлены его. Июн. 7. Вера православная. Прение Григория Омиритского с иудеями. Февр. 29. Георгий авва. Повесть от Патерика. Март. 30. Голутвин монаст. Сент. 25. Грамота духовная Митроп. Киприана. Сент. 16. Григорий монах и пресвитер. Дек. 17. Григорий Цамблак. Окт. 14. Даниил авва. Июн. 7. Апр. 27. Давид Кн. Смоленский. Март. 5. Сент. 19. Давид Святославич Вел. Кн. Окт. 14. Димитрий Александрович Кн. Переяславский. Мая 20. Димитрий Иоаннович Донский Вел. Кн. Мая 19. Димитрий Юрьевич Красный. Септ. 22. Домант Вел. Кн. Литовский. Мая 20. Домиан авва. Февр. 29. Духу Святому Утешителю канон Максима Грека . Июн. 30. О душах человеческих и Ангелах. Март. 27. Евагрий монах. Мая 3. Евдокия Вел. Княгиня, во иночестве Евфросиния. Июн. 7. Евсевий Памфилий ский. Дек. 30. Евтихий Патриарх Цареградский. Апр. 6. Евфимий Патриарх Терновский. Сент. 13. Еретики Новгородские. Грамота Преп. Иосифа Волотского. Сент. 30. Епитимии. Слово Св. Григория Папы Римского. Март. 11. Епифаний иеромонах; его слово о житии Пресвятой Богородицы. Авг. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Когда наступило время полуночного богослужения, он пошел в церковь , прося в себе Бога, дабы открыл и показал ему, правда ли говоренное диаволом. И вот, видит по всей церкви как бы некиих малых отроков в образе эфиопов, быстро обходящих церковь и летающих. В монастыре том был обычай: один брат читал псалмы, а прочие сидели и слушали, – и вот, рядом с каждым из братий сидели те эфиопы и посмеивались над ними. Кому пальцами своими дотрогивались до глаз, тот сейчас начинал дремать, а кому клали палец на уста, тот тотчас пробуждался; пред иными ходили в женском подобии, а пред другими делали иное. И что представляли пред кем, тот о том и размышлял в себе. Но от некоторых, как только начинали делать что-либо подобное, тотчас некоею силою были прогоняемы и удаляемы, и более не могли ни стоять пред ними, ни даже пройти мимо. А у некоторых немощных братьев, не внимающих молитве, насмехаясь, сидели на шее и на плечах. Преподобн. Макарий, увидев это, вздохнул из глубины сердца и сказал: «Воззри, Господи, и не смолчи, воскресни, Боже, дабы разошлись враги Твои и убежали от лица Твоего, ибо душа наша полна поругания». По окончании службы, препод. Макарий, призывая по одиночке каждого брата, спрашивал, о чем тот думал во время богослужения, и каждый открывал свои помышления. Оказалось, что каждый думал о том, что, насмехаясь, представлял пред ним бес (по «Ч.-М.» янв. 19 д.). 2. Христианин не должен быть самонадеянным Чтобы понять, как сильны и обольстительны бывают искушения врага нашего спасения, выслушаем следующий рассказ из патерика. «Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля уйти в отдаленное место пустыни для безвыходного жительства. Бог благословил намерение инока и явил ему особое знамение, указавшее ему самое место такого жительства: когда на пути будущий отшельник, изнемогши, заснул вместе с сопровождавшими его монахами, прилетел орел и, ударяя крыльями, разбудил их; потом орел отлетел от них и сел в виду их на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Между тем известна ненависть, какую питал ко всему, исходившему и напоминавшему собой Волоколамский монастырь, Вассиан. Тем более он не мог равнодушно отнестись к действиям м. Даниила, его заклятого врага и рьяного иосифлянина, и признать за некоторыми из них права законности, хотя бы эти действия исходили из его чисто священного, иерархического служения. Личное неудовольствие на Даниила за канонизацию Макария Калязинского, Вассиан не сумел скрыть даже и на судившем, его соборе. Самая канонизация Макария Калязинского послужила для Вассиана предметом для укора, обращенного им лично к м. Даниилу. Своей ссылкой на то, что древние подвижники благочестия, хотя и владели селами, но не имели к ним пристрастия, Вассиан подал естественный переход к рассуждению вообще об отношении святых чудотворцев ко владению селами. Ответ Вассиана был так формулирован, что он скрыто предполагал собою мысль о привязанности чудотворцев последнего времени к земными благам. Как Вассиан, так равно и м. Даниил, хорошо знали, кого они разумели под «нынешними», как они выражались, чудотворцами. Здесь речь идет ни более ни менее как о Макарии Калязинском и о митрополите Ионе. – «Ты почто мнишь, говорил Даниил Вассиану на его известный ответ, и нынешних чудотворцев страстныхъ? " –«Аз того не ведаю, чудотворцы-ли то были», отвечал смелый до дерзости Вассиан. Митрополит поставил в вину Вассиану то, что он не почитает святителя Иону. – «Слышали есьмя от многих достоверных, так говорил митрополит Вассиану, яко вси православнии покланяются честному гробу и святым мощем св. Ионы Чудотворца, митрополита всея Руси; да ты-де, Васьян, един токмо не покланяешися ему». – «Аз не ведаю, Иона чудотворец ли», таков был ответ Вассиана. Еще резче отзывался Вассиан о святости Макария Калязинского. Даниил обвинял его в том, что он отвергал действительность чудес преподобн. Макария. «Да ты-де, Васьян, так формулировал свое обвинение Даниил, говорил про чудотворцев: Господи, что ся за чудотворцы? Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

То есть через жену, сотворенную от ребра Адамова. Это место, вероятно, взято из апокрифической книги. Нельзя не заметить, что слово это составлено из нескольких отдельных поучений, и потому части его не имеют тесной связи между собою. Это простосердечное представление встречается не в одном древнерусском поучении. Книга Пчела — собрание изречений св. Писания, отцев церкви, знаменитых греческих философов, поэтов и др. писателей, расположенное по предметам, была уже на славяно-русском языке в XI и XII bekax. Другое, более полное, заглавие этого слова такое; Се же изложено от многословесных книг некиим христолюбцем, ревнителем по правой вере на разрушение лести неприязненной, на укор творящим таковое, на поучение правоверным и на причастие будущего века послушающим книг сех святых и творящих делом повеления и оставления грехов. Это место взято из апокрифических книг. Одно из этих слов, как обозначено в заглавии его, было произнесено проповедником многократно , и каждое из них служит только повторением или сокращением другого. В Никоновой летописи о нем замечено: «книжен зело, изучен убо бе книжнии мудрости всяцей из детства, и много писания сотворив остави». 1) В неделю Ваий; 2) В в. четверток (Злат.); 3) В в. пяток; 4) На Вознесение; 5) На Воздвижение; 6) На Преображение; 7) На Рождество Богородицы; 8) На Успение; 9) Похв. пр. Илье; 10) На Рождество Предтечи; 11) На Усекновение, (Златоуст); 12) Похв. Петру и Павлу; 13) Великомуч. Димитрию; 14) — Георгию; 15) — 40 мучеников (Васил. в.); 16) О 5 днех, на память Филогония (Злат.); 17) О преподобн. отцах; 18) Об иноческом житии; 19) Об усопших; 20) В похвалу Евфимию м. терновскому; 21) — м. Киприяну. Он написал введение в категории Аристотеля, где посредством генеалогического древа (названного впоследствии arbor Porphyriana) наглядно объясняет восхождение понятий от низших к высшим. Неравенство или разность в вере в ту пору более, чем когда-либо, открывало поводов к печальным явлениям в семейной жизни, особенно по той нетерпимости, какую волею или неволею должны были обнаруживать члены православных семейств, принявшие католичество или подпавшие влиянию ксендзов иезуитов. Известно, что последние слишком любили заводить подобные семейные неурядицы в видах пропаганды.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Оставалось одно – благодарить Бога и нашего помощника и молитвенника за нас о. Иоанна Кронштадтского . В настоящее время матери, сообщившей этот факт, 81 год. Как она, так и ее сын проживают в Англии, как эмигранты, вот уже 20 лет. Его имя Борис Андреевич Перотт. 19/VII 1939 г. 155 Cromwel Road S. W. 5. London. England. От Автора. Есть немало женщин, в семействах которых были чудесные проявления силы Духа Святого через о. Иоанна, однако они не хотят, чтобы эти случаи были оглашены с их именами и фамилиями. Очевидно они никогда не читали Евангелия, где Господь сказал: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду во Славе Моей». Я не записываю и не привожу таких анонимных рассказов, т. к. они не внушают доверия читателям. Однако сейчас приведу выдержку из письма, подписанного именем и фамилией девичьей и по мужу на имя Архиепископа Восточно-Американского Виталия, от 29 ноября ст. ст. 1933 года и зарегистрированного в Братстве Св. Преподобн. Иова Почаевского , поступившим 16 декабря 1933 г. за 3035. Письмо писано на имя Владыки в бытность его еще архимандритом. К сожалению авторша письма не указала в нем своего адреса. «Я уроженка Петербурга и мои родители хорошо знали и глубоко почитали о. Иоанна. Бывая в Петербурге о. Иоанн заходил иногда к нам и беседовал с моими родными (отца моего он называл просто Сережей). Когда мне было 4 года и меня привезли из имения в Петербург, а затем в Кронштадт к о. Иоанну, он благословил меня, смотрел на мое лицо, положил руку на голову и сказал моим родителям: «Варвара будет иметь много, много детей и о них думать, заботиться. Только это все чужие дети». Я выросла, меня привезли учиться в Петербург. Когда я окончила институт, Обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер предложил мне место учительницы в Церковно-учительской школе, находящейся в его имении «Богословском» Тульской губернии, Каширского уезда. Школа была большая для девочек, в ней было 6 классов (3 младших – второклассная школа и 3 старших – Церковно-учительская). Учениц было 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010