ныне Бейрут, был приморским городом Финикии и расположен близ устьев реки Магоры. Анастасий управлял империей с 491 по 518 год. вступил на престол после Юстина в 527 году и царствовал до 565 года. великий собор Константинополя во имя Софии — Премудрости Божией, который первоначально был создан Константином Великим. При императоре Юстиниане он был великолепно возобновлен и расширен в 537 году. В 1453 году при взятии Константинополя турками, он обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития. Равула скончался около 530 года. Память преподобных Евгения и Макария исповедников каменистый полуостров на юго-западе Азии. Оасим представлял собою один из оазисов аравийской пустыни. святых относится к 363 году. трех из них — Максима, Феодота и Асклипиодоты (иначе Асклиады) празднуется еще 15-го сентября. Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского ныне итальянская провинция у Адриатического моря. Исаврянин (717–741); сын его Константин царствовал от 741 до 775 года. Сиракузы  — одна из первых греческих колоний на восточном берегу острова Сицилии, основана, по преданию, коринфянами около 735 г. до Р. Х. Ныне Итальянская провинция. Страдание святого священномученика Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников на слова Христовы: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Иоан. 11:9–10). ( < < back) Память святаго Агафона, папы Римского название веса. Еврейская литра заключала в себе 72 золотника. См. 3 Цар. 10:17. папа римский, правил Церковью Римскою с 679 до 682 г. Погребен 10 января. Антиохия для христианской Церкви имеет особенно важное значение, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и так как в Антиохии же возникла первая христианская Церковь из язычников. Основана была Антиохия за 300 лет до Рождества Христова сирийским царем Селевком Никатором, который основал и еще более десяти городов с именем Антиохия, чем он желал увековечить имя своего отца Антиоха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Человеку моему Хасану – четырехгодовалого жеребца, кобылу от них, одну стадную лошадь, одного вола и одну литру золотых трахи нового чекана. Моему человеку Иосифу –одну кобылу из этих, одну стадную лошадь и одну литру трахи нового чекана. Человеку моему Патрикию Махетари – одну тарелку, поставленную поверх блюда, одну кобылу из этих и одну литру трахи. Моему человеку, священнику и монаху Антонию – 36 золотых номисм трахи и пурпурное платье Для литургии. Моему человеку Василию евнуху ... белый, кобылу одну и одну литру золотых трахи. Человеку моему Салакуси – одну стадную лошадь и одного вола. Человеку моему Николаю евнуху ... Демоницы и одну литру наличных трахи. Вот эти люди, независимо от того, будут ли они вместе со мной до часа моей смерти или станут служить другому, должны получить свои легаты. Еще отдаю человеку моему, Феодору Иоаннокампиту, один зевгарий от имеющихся в имении Судага, одну стадную лошадь, одного четырехгодовалого коня от моих домашних и одну литру трахи новочеканных. Моему вольноотпущеннику Тугану – черного коня, антиохийскую тунику (πιλρικον), носимый σωφορου с ярко красным цветом, два покрашенных браслета, синий и голубой, 100 трахи номисм и один зевгарий. Моему вольноотпущеннику Хараца – одну кобылу, одну стадную лошадь, одну литру трахи нового чекана и два крашеных браслета – один синий, другой красный. Отцу моему Тапану – трехлетнего коня, одну литру трахи, одно полностью белое блюдо серебряное, два браслета, один белый, другой зеленый. Моему вольноотпущеннику Солима –одну кобылу и 36 трахи номисм. Вольноотпущеннику моему Прокопию –одного вола и 36 трахи номисм. Иоанну Стратари –24 трахи номисм. Хастуни Валама – одну кобылу и 36 номисм трахи. Чтобы эти мои отпущенники имели все указанное одеяние свое, коней, жилища и обработанную землю. Еще отдаю вышеупомянутому господину моему Феодору, игумену преподобного отца нашего Равула – наличными 3 литры и три четверти (номисмы) и двоюродному брату моему вышеупомянутому господину протовестиарию Льву Диаватину – всех моих кобыл от Мулики вместе с упряжками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Антиохийский должен был заботиться об уничтожении этой еретической партии. Помощником его в этом случае был эдесский епископ Равула. Но когда Иоанн Антиохийский не достиг ничего силою убеждения, он обратился за помощью к гражданской власти. По распоряжению императора, несколько несторианских епископов были удалены со своих кафедр. Несмотря на такие строгие меры, несторианство в Церквах Сирийской и Месопотамской все-таки не уничтожалось. Не Несторий был главной причиной этого, за него и не стояло большинство несторианских епископов, а несторианские мысли, разнесенные из антиохийского училища, особенно чрез распространение сочинений Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского. На последних смотрели в Сирии как на великих учителей Церкви. Православные епископы понимали это и потому начали действовать против этих учителей несторианства. Так, эдесский епископ Равула разрушил эдесскую школу, в которой проводились идеи школы антиохийской. Во главе этой школы стоял пресвитер Ива, подобно Феодориту соглашавшийся на антиохийское исповедание, но подозревавший самого Кирилла в неправославии. Ива с другими учителями эдесской школы был изгнан. Затем Равула на собранном им соборе осудил сочинения Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского. Но эта мера произвела сильное волнение в восточных Церк­вах. Сам святой Кирилл, желавший вместе с Проклом, епископом Константинопольским, торжественно осудить учителей несторианства, должен был отказаться от своей попытки и ограничился только опровержением Феодора Мопсуетского в написанном им сочинении. Но и это сочинение возбудило на Востоке сильное недовольство. Против него появились опровержения. Например, блаженный Феодорит писал в защиту Феодора Мопсуетского. Во время этой борьбы умер святой Кирилл (444 г.), и во время этой же борьбы сирийские христиане со своими епископами отдалялись все более и более от Церкви. Равула Эдесский умер еще раньше Кирилла (436 г.). Преемником его, по влиянию несторианской партии, поставлен был изгнанный им Ива, который опять восстановил эдесскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главной причиной этого был не сам лично Несторий (за которого не стояло большинство епископов), а распространение его еретических мыслей в сочинениях Диодора Тарсийского и Федора Мопсуетского. На них в Сирии смотрели, как на великих учителей Церкви. Православные епископы это понимали и потому начали действовать против этих учителей несторианства. Так, эдесский епископ Равула разрушил эдесскую школу, в которой проводились идеи антиохийской школы. Во главе этой школы стоял пресвитер Ива, подобно Феодориту, соглашавшийся на Антиохийское исповедание, но подозревавший самого Кирилла в неправославии. Ива с другими учителями эдесской школы был изгнан. Затем Равула на организованном им соборе осудил сочинения Диодора и Феодора, что произвело сильное волнение в восточных церквах. Сам св. Кирилл, желавший вместе с Проклом, еп. Константинопольским, торжественно осудить учителей несторианства, должен был только ограничиться в своем сочинении опровержением Феодора Мопсуетского. Но и это сочинение вызвало на востоке сильное недовольство, и против него появились возражения. Блаженный Феодорит тоже защищал Феодора Мопсуетского. Во время этой борьбы умер св. Кирилл (444 г.), и во время этой же борьбы сирийские христиане со своими епископами еще более отдалились от Церкви. Равула Эдесский умер еще раньше Кирилла (436 г.). Под влиянием несторианской партии, преемником его был избран изгнанный Ива, который опять восстановил эдесскую школу. Ива, между прочим, написал письмо к одному персидскому епископу, Марию, о событиях в сирийской церкви и о споре между Кириллом и Несторием. Порицая Нестория, что он своим выражением о Пресвятой Деве Марии подал повод к обвинению в ереси, Ива особенно восстал против Кирилла, обвиняя его несправедливо в том, что он уничтожает в Иисусе Христе человеческое естество, и признает одно Божественное и тем возобновляет ересь Аполлинария. Это письмо имело важное значение в дальнейших спорах Церкви с еретиками. Ива еще перевел сочинения Феодора и Диодора на сирийский язык. Но гораздо более действовал в пользу несторианства епископ Низибии, Фома Варсума, до того учитель эдесского училища. Он пользовался благосклонностью персидского правительства, которому тогда принадлежала Низибия и которое, по политическим взглядам, одобряло отделение персидских христиан от христиан империи. В 489 году эдесская школа опять была разрушена. Учителя и ученики ушли в Персию и основали школу в Низибии, которая сделалась рассадником несторианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Поводом для раскрытия собственного понимания христологии и других острых вопросов тогдашней церковной жизни стало обращение к свт. Проклу со стороны представителей Армянской Церкви. Причина этого обращения была следующей. Стремясь утвердиться в национально-культурной независимости от соседнего могущественного Ирана, лидеры Армянской Церкви – святой католикос (патриарх) Саак и составитель армянского алфавита св. вардапет 1683 Месроб Маштоц – предприняли перевод на армянский язык сирийской Библии (Пешитты) с комментариями многих святых отцов – сирийских и греческих. С этой целью армянская делегация во главе со св. Месробом Маштоцем прибыла Эдессу (где-то после 414 г.), где была радушно встречена еп. Равулой Эдесским (412–425/6 гг.) и пробыла, работая над переводом, вплоть до 429 г. Эдесса, между тем, была одним из главных оплотов богословов Антиохийской школы. Армянские ученые вплотную соприкоснулись с виднейшими деятелями сирийской богословской школы – Ивой, в будущем епископом Эдессы (он был ярым противником св. Кирилла Александрийского во время споров вокруг Нестория) и самим Феодором Мопсуестийским, написавшим одно из своих сочинений (против персидского маздаизма) специально для Месроба Маштоца. Возникла серьезная опасность, которую и обнаружил католикос Саак, что армяне получат Библию в специфической, и даже утрированной «антиохийской» интерпретации. Кроме всего прочего это означало зависимость от Сирии, что было на руку Персии. Чтобы избегнуть опасности, возникшей при переводе с сирийского, св. Саак решил, что перевод нужно сделать по точному греческому списку Писания, и обратился ради этого к архиепископу Константинопольскому. К моменту, когда происходили все эти события, в самом лагере «антиохийцев» произошло разделение; часть из них, некогда противостоявших св. Кириллу, вступили с ним в общение на основе Формулы единения (среди них был и Равула Эдесский), другие же продолжали находиться в оппозиции к св. Кириллу, а теперь и к тем из «своих», кто вступил с ним в общение. В ходе этого противостояния (в котором противниками Равулы были Феодорит Кирский , Андрей Самосатский и Ива) вышло на поверхность то, что истоки богословия крайних антиохийцев – в богословии одного из родоначальников Антиохийской школы, Феодора Мопсуестийского. Именно об этом и сообщил св. Кириллу Равула в послании 428 г. Равула же начал кампанию по уничтожению сочинений Феодора Мопсуестнйского как содержащих ересь, обличившую себя через Нестория. Другим ярым противником «несториан» был Акакий Мелитенский 1684 , который обратил внимание на то, что противники св. Кирилла, даже если не говорят о «двух сынах» применительно ко Христу, но говорят о двух природах, каждая из которых действует «индивидуально», а это, по его мнению, равносильно учению о двух сынах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Предводимый Кириллом Собор взглянул на дело Нестория, как на его личное, игнорируя точку зрения восточных» (Болотов IV, 231). Теперь пришлось убедиться, как метко сказал преемник Кирилла, Диоскор: «Несторий не один, несториев много». Несомненно, как указано, учение Нестория имело свою основу, свои корни в учении Феодора и Диодора. Между тем, Диодора († 394 г.) признавали учеником Мелетия Антиохийского и без затруднения подыскивали параллели к его воззрениям в писаниях Евстафия Антиохийского (ср. например, ναος). Учениками Диодора были Иоанн Златоуст, совершенно освободившийся от крайностей Антиохийской школы, и Феодор Мопсуэстийский, представлявший эти крайности в высшей мере. Последний был рожден в Антиохии, в хорошем семействе, был склонен к развлечениям, но обладал и жаждою знания и был расположен к монашеству. Сделавшись монахом, Феодор не долго оставался в монастыре; но, после увещаний своего сотоварища Иоанна Златоуста, вернулся и отдался эгзегетическим изысканиям. Посвященный в Антиохии во пресвитера, он, по смерти Олимпия (в 392 и 393 г.), стал епископом Мопсуэстийским († 429 г.). Против Феодора энергично полемизировал уже во время Собора 431 г. в Царьграде латинянин Марий Меркатор. Ефесский Собор в своем 6-ом заседании 22 июля, осудил его символ, не назвав его по имени — это ради «экономии», дипломатически, как объяснял Кирилл в письме к Проклу Константинопольскому. Общий организованный открытый поход против Феодора начался таким образом. На Ефесском Соборе был Эдесский митрополит Равула, сначала приверженец Иоанна, а потом горячий сторонник Кирилла. В Эдессе под его покровительством процветавшая богословская школа, во главе с Ивою, усердно занималась изучением Феодора Мопсуэстийского и переводом его на сирский язык. Переменив свои воззрения, Равула в 432 г. поднял гонение на Феодора и предавал сожжению его сочинения. Однако, по смерти Равулы (8 августа 435 г.), его место занял Ива, и память Феодора была восстановлена/об этом известно из письма — позднее очень знаменитого эпископа Ивы к ардаширскому епископу Марию Персидскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Здесь он между прочим писал: «Феодор хулит таинство Христа и как бы порицает Бога Слово за то, что он ради нас благоволил потерпеть истощание. Он величается над неизреченной премудростью, почти говоря вместе с иудеями Спасителю всех: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле » ( Ин. 10:33 ). И в другом месте: «Ужаснися небо о сем» ( Иер. 2:12 )! О невыносимое злословие, о язык говорящий нечестие против Бога и ум крайне надмевающийся»! И еще: «трезвитеся пьяные от вина вашего; перестань воздвигать на высоту рог свой и говорить на Бога неправду ( Пс. 74:6 ). Доколе ты будешь ругаться над страждущим Христом» (Д. V, 111–112, 117)? Св. Прокл, архиепископ Константинопольский, со своей стороны вместе с Кириллом вступает в борьбу с еретическими мнениями Феодора Мопсуетского. Он составил сочинение, в котором собрал извлечения из сочинений Феодора, заключающие в себе еретические мнения, и послал его в Антиохийский церковный округ с тем, чтобы эти мнения были анафематствованы, при чем, впрочем, не было упомянуто самого имени Феодора (Д. V, 133). В то же время решительной борьбой с мнениями Феодора ознаменовывает себя епископ Равула, в Едессе в Месопотамии. Его ревность становится тем понятнее, когда возьмем во внимание, что Месопотамия сделалась гнездом несторианства; здесь оселись Несториане и начали переводить сочинения Феодора на сирский, персидский и армянский языки. Равула, требуя содействия Кириллова в борьбе с учением Феодора, писал ему: «какая-то скрытая болезнь застарела на востоке, подобно неизлечимой ране, истощающая тело Церкви и весьма многим неизвестная, а у тех, которые как будто ревностны к учености, тайно уважаемая, ибо епископ Киликийский Феодор, муж умеющий убеждать, иное говорил на трибунале церкви и иные козни на погибель изложил в сочинениях» (Д. V, 137). Государственная власть времен св. Кирилла также не оставалась безучастной зрительницей распространения учения и сочинений Феодора Мопсуетского: она вооружалась на них прещениями. В «Деяниях» пятого вселенского собора встречаем два указа, которые изданы были Феодосием младшим против Феодора, вместе с Несторием 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Он величается над неизреченною премудростью, почти говоря вместе с иудеями Спасителю всех: о добре деле каминие не мещем на тя, но о хуле » ( Иоан. 10: 33 ). И в другом месте: ужасеся (в оригинале http://azbyka.ru/biblia»? Jer.2:12 в книге ст.25 ужаснися ) небо о сем ( Иер. 2:12 )! О невыносимое злословие! о язык говорящий нечестие против Бога и ум крайне надмевающийся! И еще: «трезвитеся пьяные от вина вашего; перестань воздвигать на высоту рог свой и говорить на Бога неправду ( Пс. 74:6 )! Доколе ты будешь ругаться над страждущим Христом» (Д. V. 111 –112, 117)? Св. Прокл архиепископ Константинопольский, с своей стороны подобно Кириллу вступает в борьбу с еретическими мнениями Феодора Мопсуестского. Он составил сочинение, в котором собрал извлечения из книг Феодора, заключающие в себе еретические мнения, и послал его в Антиохийский церковный округ с тем, чтобы эти мнения были анафенатствованы, при чем, впрочем, не было у помянуто самого имени Феодора (Д.133). В то время решительною борьбой с мнениями Феодора ознаменовывает себя епископ Равула в Едессе, в Месопотамии. Его ревность становится тем понятнее, когда возьмем во внимание, что Месопотамия сделалась гнездом несторианства, здесь поселились Несториане, и начали переводить сочинения Феодора на сирский, персидский и армянский языки. Равула, требуя Кириллова содействия в борьбе с учением Феодора, писал ему: «какая-то скрытая болезнь застарела на востоке, подобно неизлечимой ране, истощающая тела Церкви и весьма многим неизвестная, а у тех, которые как будто ревностны к учености, тайно уважаемая, ибо епископ Киликийский Феодор, муж умеющий убеждать, иное говорил на трибунале церкви и иные козни на погибель изложил в сочинениях» (Д. V, 137). Государственная власть времен св. Кирилла также не оставалась безучастною зрительницею распространения учения и сочинений Феодора Мопсуестского: она вооружалась на них прещениями. В «Деяниях» пятого Вселенского собора встречаем два указа, которые изданы были Феодосием младшим против Феодора, вместе с Несторием 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Феодор умер (428 г.) прежде третьего вселенского собора (431 г.), на котором рассматривалось учение Нестория, родственное с учением Феодора. Таким образом, хотя его идеи и были не православны, он умер, пребывая в мире со св. церковью. Два вселенских собора III и IV, хотя имели некоторые поводы выразить свое суждение о неправославии Феодора, однако не сделали этого, как бы считая это незаконным и неправильным. Главный руководитель III всел. собора Кирилл, конечно, хорошо знал родство идей Феодора с несториевыми мнениями, однако вопроса о Феодоре не поднимал на соборе, быть может потому, что Феодора не было в живых в это время. Когда на соборе III вселенском представлен и прочтен был символ, выдаваемый за символ Феодора, хотя в нем были выражения не совсем точные в догматическом отношении, отцы собора не произнесли осуждения на символ 59 . Это обстоятельство казалось защитникам Феодора весьма благоприятным для памяти его; собор, казалось, своим молчанием ограждал от порицаний символ Феодоров. В выгодном для Феодора свете приверженцы его старались выставить 10-е деяние Халкидонского собора, на котором рассматривалось дело Ивы Едесского, при чем на соборе был прочитан такой, хотя неправильный, отзыв о Феодоре из послания Ивы: «тиран нашего города (еп. Равула) под предлогом веры наказывает не только живых, но и тех, которые давно отошли к Богу. Один из сих последних есть блаженный Феодор (Мопсуетский), проповедник истины и учитель церкви, который не только при жизни своей обращал еретиков к истинной вере своей, но и после смерти в своих сочинениях оставил сынам церкви духовное оружие. Его-то дерзнул он (Равула) открыто анафематствовать пред церковью, его, который по ревности Божией не только свой собственный город от заблуждения обратил к истине, но и отдаленные церкви научил своим учением» (Д. IV, 227–8). Собор Халкидонский, выслушивая эти хвалы Феодору, ничего не сказал против них. Это могло давать повод поклонникам Феодора защищать его, как лицо, похвалам которого не счел долгом противоречить собор вселенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Онуфрий. (12 июня). Оренсий, ученик преп. Пахомия Вел., преемник Петрония в управлении обителей. Скончался позже 368. (Пролог 6 июля. Act SS. iunii. II. 1054.) Ор, подвижник Фиваидский. (7 авг.) Павел простый, ученик пр. Антония Великого . (4 окт.) Паламон, отшельник, подвизавшийся в Верхней Фиваиде, наставник преп. Пахомия, прест. в начале 4 века. (Чет. Минея 15 мая в Житии преп. Пахомия. Act SS. ian. I. 675.) Памво, отшельник Нитрийский. (18 июля). Пассарион, основатель одной обители Иерусалимской. (Чет. Минея в Житии преп. Саввы 5 дек.) Патермуфий. (9 июля). Пафнутий. Ученик преп. Антония Великого , епископ, при Максимиане исповедник, член 1 Никейского собора, друг Афанасия Вел. (Чет. Минея 12 июня в примечании к Житию преп. Онуфрия, где исчислены Пафнутии. Март. Р. 11 сент.) Пахомий Великий. (15 мая). Петроний, ученик преп. Пахомия Вел. и преемник его в управлении основанными им обителями. Преставился спустя 13 дней после кончины своего наставника, в 348 или 349 году. (Чет. Минея 15 мая в Житии Пахомия Вел. и 26 мая в Житии Феодора Освященного) Пимен, Египетский подвижник. (27 авг.) Пиннуфрий (по греч. Минеям – Пинуфий), преп. Египетский, настоятель одной обители близ Панефиса, современник преп. Кассиана, живший в конце 4 века. (Cass. Col. 20). Питирун (Питирим, Питирион). Ученик преп. Антония Вел., настоятель одной из обителей Фиваидских. (Чет. Минея в Памяти Исидоры юродивой 10 мая). Пиор, отшельник Нитрийский, ученик пр. Антония Великого , преставившийся в конце 4 века, имея от роду около 100 лет. (Аст SS. 17 iann.). Псой, ученик преп. Пахомия Вел. (9 авг.). Пуплий, «возбраняя демоны». (5 апр.). Равула. (19 февр.). Руф, «проповедник послушания». (Cotel. I. 600). Савва Освященный. (5 дек.). Сармат. Ученик пр. Антония Вел., настоятель обители Писпирской. Убиен Сарацинами около 362 г. (Cotel. I. 684. Март. Р. 11 окт.). Серапион, отшельник Нитрийский, ум. ок. 358. Палладий и Созомен называют его великим. (Cos. III. 14.) Серид, основатель обители Палестинской, невдалеке от Газы; в ней подвизались препп. Варсануфий, Дорофей и Досифей. (19 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010