Галина И.- Игорю Ковалеву 16 февраля 2022, 21:22 Вам надо было бы сначала ознакомиться с предметом осуждения, а потом уже выносить свой вердикт. В аннотации к книге моск. изд. центром дана высокая оценка Оливье Клеману как известному православному богослову, а обширное предисловие составлено не менее известным Н. Лосским. В самой же книге, в ч.III,rл.III,paзд.5 " Мученичество как опыт смерти- воскресения " представлены убедительные доказательства отождествления мученичества с Евхаристией текстами из древнего святоот.-го предания. Это " Мученичество св. Поликарпа,еп. Смирны " , " Послание к Римлянам " (4-7)св. Игнатия Антиохийского, " Гимн мученикам " св.Равула Едесского, а также сами видения Перпетуи и Саира в соответствии с описанием Апокалипсиса. Игорь Ковалев 16 февраля 2022, 11:35 Галина И.14 февраля 2022, 21:07 " Совр. богослов Оливье Клеман: " Мученик становится евхаристией,становится Христом "http://Как такое может быть?Очень сомнительное утверждение.У Святых Отцов разве есть такие мысли? Мученик оставался человеком,а не становился Христом. Настороженно отношусь к современным богословам,тем более к западным экуменистам и видно не зря. " Клеман был убеждённым экуменистом, сторонником единства христиан и сторонником диалога с нехристианскими религиями " Елена Киев 16 февраля 2022, 10:10 Спасибо за статью. Потрясена крепостью веры мучеников... Катерина 16 февраля 2022, 09:51 Спасибо огромнте за эту статью. Галина И. 14 февраля 2022, 21:07 Совр. богослов Оливье Клеман в книге " Истоки " , рассказывая о подвиге Фелицаты и Перпетуи, пишет: " Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Для первых христиан смерти не существовало. Они бросались в воскресшего Христа; в Нем же смерть становится торжеством жизни. ..Мученики, перед тем, как принять смерть, обмениваются поцелуем мира, словно во время евхаристической литургии. Кровь мучеников отождествляется с Кровью Голгофы, а значит- с кровью евхаристии, сообщающей опьянение бессмертием. Мученик становится евхаристией, становится Христом " ./Уже в конце IIb.cmaлu отмечать дни памяти христ. мучеников - как святых, своей жизнью и кончиной пролагавших путь в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/144430.html

Mansi VII, Р. 241. Assemani. Bibl. Orient 1, 353/. Второй эпизод относительно Феодора был такой. В Армению проникали сочинения Феодора. Равула, открывший Кириллу (Mansi V, p. 976. с. 219) глаза на Феодора, предостерегал против него епископа Акакия Мелитинского, стоявшего во главе Армянской Церкви и других армянских епископов. Руководители Армянской Церкви, избрав на Соборе двух клириков — Леонтия и Аберия, отправили их в Константинополь к архиепискому Проклу с вопросом: справедливо ли отрицательное отношение к Феодору со стороны Равулы и Акакия Мелитинского? Прокл в ответ написал: «τομος προς Αρμενιους περι πιστεως», где он излагал православное учение и опровергал некоторые заблуждения несторианствующих. Под ним подписались Кирилл Александрийский и Иоанн Антиохийский со своими епископами (Ibidem — V, 421). К томосу были приложены выписки из сочинений Феодора Мопсуэстийского, без упоминания его имени, для осуждения. Подписавшись под томосом, антиохийцы решительно отказались анафематствовать выписки. Иоанн Антиохийский с Собором заявил, что подобные места можно встретить и у других церковных учителей, например, у Игнатия, Евстафия, Афанасия, Василия, Григориев, Флавиана. Кириллу Иоанн добавлял, что и у него самого и у Прокла можно встретить подобное выпискам из Феодора Мопсуэстийского. Кирилл отверг мысль о том, что учение Феодора сходно с учением Василия, Афанасия и других, но поднимать в Церкви о нем спор он находил нежелательным. Однако, волнения начались… Потребовался указ Фeoдocuя II на имя Иоанна (и по его же побуждению) и его Собора, запретивший осуждать лиц, умерших в мире с Церковью (— V, р. 1009 с. 219). Несторианская ересь была подавлена вследствие строгих императорских эдиктов и чрез низложение враждебных унии епископов. Остатки её уничтожил император Зенон, когда в 489 г. приказал закрыть школу в Ефесе, как последнее убежище несторианства. Стесненные в пределах Римского царства, несториане бежали за его пределы. Их накопилось очень значительное число в Персии , где епископ Варсума Низибийский (453-489 г.) был их сильной опорой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Толпа потребовала согнать раненых к середине арены, чтобы насладиться зрелищем мечей, пронзавших живые тела… Мученики… собрались там, где пожелала толпа. Они обменялись поцелуем мира, чтобы довершить мученичество согласно ритуалу веры. Все остались недвижны и в молчании встретили роковой удар. Мученичество Филицитаты и Перпетуи, в году 203, в Карфагене. Кровь мучеников отождествляется с кровью Голгофы, а значит — с кровью Евхаристии, сообщающей опьянение бессмертием. Мученик становится Евхаристией, становится Христом (поэтому мощи мучеников рассматриваются как фрагмент космоса в славе, «будущего века», и запечатаны в жертвенниках, на которых совершают Евхаристию). О, блаженные мученики, человеческие гроздья виноградника Божия, вашим вином опьянена Церковь… Когда святые приготовлялись к пиру мученичества, они пили напиток из давильни Голгофсквй, и так проникали в тайны дома Божия. Воспоем же: Хвала Христу, опьянившему мучеников кровью ребер Своих. Равула Эдесский Гимн мученикам. В отрывке из послания Игнатия Антиохийского христианам Рима (епископа Антиохийского отправили в столицу империи, чтобы торжественно предать казни; начало II века) представлены почти все аспекты этой «смерти–воскресения»: измолотый зубами зверей, подобно пшеничным зернам на мельнице, мученик становится евхаристической материей, полностью причастной обожающей плоти Христа. Он воспроизводит почти литургически страсти Распятого, чтобы облачиться в Прославленного, сосредоточить в себе Его побеждающую силу; victor — «победитель» — было отныне имя для всякого мученика. Для Игнатия Дух во Христе есть поток воды живой, приводящий к Отцу. Здесь смертное тело растворяется не аскезой или духовным опытом, но непосредственно людским насилием. Мученичество приближает рождение тела славы. Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым… Если пострадаю — буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным… Ни видимое, ни невидимое не сдержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня — только бы достигнуть мне Христа… Мне предлежит рождение: простите меня, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету, явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня… Моя Любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает ко мне изнутри: «Иди к Отцу… » Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа… И пития Божия желаю — крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Сестре моей, проэдриссе госпоже Марии ... яркий, имеющий жемчуг, мой широкий плащ (θαλασσα) красный, мой зеленый пояс (ζωσματιον), золотые мои браслеты ... широкие мои скамьи. Моей сестре проэдриссе госпоже Евдокии мой ... с вертикальным золотым орнаментом ... имеющий золотую надпись. Сестре моей, монахине госпоже Ирине – серединное блюдо в серебре (σπρος), гладкое, которое в белом, кубок, покрытый золотом. Брату моему Филарету ... два с поясным орнаментом посередине и литургическую вазу позолоченную. Зятю моему господину проэдру Сергию оставляю в дар по случаю смерти в связи с любовью к нему наличными 54 литры. Племяннику моему Василаки ... золотой мужа моего. Моему двоюродному брату господину протовесту Льву – книгу св. Иоанна Климакса и проастий мой Судага, расположенный в округе Македония, со всеми прилегающими местами, имениями и фуражом его. Братии моей монастыря Осии –браслет с пряжкой золотой, платье, две литры ... 10 и плащ мой, сотканный из шерстяных нитей, мою курильницу для благовоний ... большую посеребреную, и сосуд, покрытый серебром ... серебряный кувшин для вина, большой сарацинский, вазу с двумя ручками позолоченную, другую корзину позолоченную, две шелковые подушки и ... я желаю передать моим братьям во Христе. Велконасу, сыну моего зятя, я отдаю кавалерийские ситани. Моему господину и духовному отцу монаху Савве, ученику патриарха (Николая III), отдаю золотой медальон, имеющий внутри знак, и 24 ... Отцу моему духовному монаху господину Фоме – 34 литры. Монаху господину Феодору, игумену св. отца нашего Равула, книгу св. Василия и псалтирь с серебряными застежками. Монаху Симеону, ученику блаженного отца моего духовного господина Феодора – праздничную книгу, одетую в черную резьбу и октоих моноканон. В честнейшую обитель Ватопеда отдаю мои иконы с серебряными окладами и крещальную ... и прочие книги из моей церкви. Человеку моему Варде – полностью серебряный поднос ... два холмистых и наличными 1 литру новых трахи. Человеку моему Апелгарипи – форбадия два, агеладий один и одну литру золотых трахи нового чекана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V.161). Блаженный Августин , когда одного из прежних епископов-Цецилиана Карфагенского-выставляли виновником нарушения мира церковного, объявлял: «если бы это когда-нибудь было доказано нам, мы сами анафематствовали бы его по смерти». При другом случае Августин писал: «предателей я телом и душой отвергаюсь даже после их смерти» (Д. V. 164. 165). В доказательство позволительности осуждать лиц, заслуживших того, после их смерти, отцы собора ссылались на одно постановление собора Африканского, которым предписывалось епископов; завещавших свое имущество еретикам, подвергать анафеме после их смерти (Д. V. 162). Кроме того собором представлены были и многие другие свидетельства в том же роде, – указывали на то, что Афанасий Великий осудил еретика Аполлинария уже по смерти его; Феофил архиепископ Александрийский – Оригена , давно уже умершего; Равула – Феодора мопсуестского; подобным же образом были анафематствованы гностики Валентин, Маркион, Васидид (Д. V. 166; 186). Третье возражение, с каким выступали защитники Феодора против осуждения его, состояло в указании на то, что он умер в мире с церковью. Собор не придавал этому возражению никакой силы, считая умершими в мире с церковью только тех, кто до конца жизни соблюдал догматы веры. Главным же аргументом, служащим к отстранению этого возражения, были деяния собора мопсуестского, которые показали, что в Мопсуесте с давних времен имя Феодора было вычеркнуто из диптихов церковных. Деяния эти были перечитаны на соборе 64 . 2) Некоторые послания его, в которых св. Кирилл, защитник веры, поносился самим беспощадным образом. Так прочитано было его послание «к монастырям», в котором Кирилл назывался последователем Аполлинария, его учение считалось нечуждым безумия гностиков Валентина и Маркий на; он уравнивался с еретиками: Арием, Евномием, Македонием; приписывалась ему мысль, будто бы им раскрываемая, что «само бесстрастное и неизменяемое Божество страдало, пригвождено было ко кресту и умерло» ( Дeяh.V. 221 – 222 ). На соборе рассмотрено было и еще другое послание Феодорита, осыпающее бранью м насмешками Кирилла, уже умершего 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

– (Попов), иерей, сщмч.: С. 30 Новомуч. – (Титов), Херсонский, архиеп., сщмч.: Н. 10 Новомуч.; Петерб. – Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый: Ил. 8 Волог. – Устюжский, Христа ради юродивый: Ил. 8 Волог. Прокул – Интерамский (Италийский), мч.: Ил. 30 – (Прокл) Путеольский, диакон, сщмч.: Ап. 21 Прот Римский, прмч.: Д. 24 – первый [греч.] Протасий Медиоланский, мч.: Окт. 14 – стоящий в первом строю [греч.] Протерий Александрийский, патриарх, сщмч.: Ф. 28 – предшествующий [греч.] Протоген Каррийский, еп., исп.: Ав. 25 – перворожденный [греч.] Протолеон Никомидийский, мч.: Ап. 23 – первый лев [греч.] Прохор – начальник хора [греч.] – апостол от 70-ти, из семи диаконов, еп. Никомидийский, сщмч.: Ил. 28 Ап. 70 – (Михайлов), мч.: Ап. 11 Новомуч. – Печерский, Лебедник, в Ближних (Антониевых) пещерах: Ф. 10 Печер.; Печер., ближ.; Смолен. – Пшинский, прп.: Ян. 15 – (в схиме Трифон) Ростовский, еп.: Ростов. – (Порфирий) Юрьегорский, Архангельский, прп.: Новг. – Ястребский, прп.: Влад. Псой Египетский, прп.: Ав. 9 [егип.] Публий Петрийский (Африканский), мч.: Мр. 13 – народный [лат.] Пуд, апостол от 70-ти, сщмч.: Ап. 15 Ап. 70 Пуплий – народный [лат.] – Египетский, прп.: Ап. 5 – Кесарийский (Палестинский), мч.: Мр. 15 Р Равула Самосатский, Финикийский, Константинопольский, прп.: Ф. 19 Ражден Перс, Карталинский, первомученик Грузинский: Ав. 3 – светило веры [груз.] Разумник (Синезий) Римлянин, мч.: Д. 12 [слав.] Рафаил – исцеление Божие [евр.] – Архангел: Н. 8 – (Тюпин), прмч.: Н. 28 Новомуч. – (Шейченко), иером., исп.: Ин. 6 Новомуч. Реас Готфский, мч.: Мр. 26 Ревокат Карфагенский, мч.: Ф. 1 – отозванный [лат.] Рикс (Авций), Сицилийский, Римский, царь, мч.: Ил. 6 – царь [лат.] Римма Новодунский, Славянин, мч.: Ян. 20; Ин. 20 – брошенное, бросание [греч.] Родион – геройский, розовый [греч.] – (Иродион), апостол от 70-ти, еп. Патрасский, сщмч.: Ап. 8; Н. 10 Ап. 70 – (Федоров), архим., исп.: Новомуч. Родопиан Афродисийский (Карийский), диакон, сщмч.: Ап. 29 – розовый [греч.]

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Александр Аннинский Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской Причины отделения армян от вселенской церкви. Собор в Вагаршапате 491 г. и осуждение халкидонского собора. Окончательное отвержение халкид. собора при Нерсесе II на соборе 527 г. Христианам Армении, конечно, желательно было принимать непосредственное участие в общих делах вселенской церкви; но это им не удавалось, или вернее не удавалось в той мере, какая была достаточна для удовлетворения самолюбия их, как равноправных членов вселенской церкви. Армян как бы игнорировали и ни на один собор их не приглашали. Главная причина того, почему их не приглашали на вселенские соборы, конечно та, что Армения лежала вне пределов Римской Империи, между тем как пригласительные грамоты императоров относились только к епископам Римской Империи. Другая причина была та, что армянская церковь юридически находилась под ведомством кесарие-каппадокийского архиепископа, следовательно не было и нужды в особых представителях от армянской церкви. Первый случай, когда армянских епископов пригласили принять участие в богословских спорах, был вскоре после 3 вселенского собора, да и это приглашение было сделано не от императора, не от патриарха, а от епископа Эдессы Равулы и епископа Мелитины Акакия. Как уже было сказано, армянские епископы на своем соборе рассмотрели и осудили ересь Нестория, осудили также и учителей Нестория Феодора Мопсуетского и Диодора Тарсийского, как советовали Акакий и Равула. С тех пор ересь Нестория сделалась в глазах армян самой страшной ересью, а учителя Нестория самыми опасными учителями. Мужественный противник Нестория Кирилл Александрийский был напротив самым уважаемым в Армении учителем церкви. Армяее ревниво оберегали честь своего суда над несторианством и были очень огорчены, что Прокл константинопольский в своем ответе им, осуждая несторианство, не упомянул о Феодоре Мопсуетском и Диодоре Тарсийском. Армяне готовы были считать несторианами всех, кто не осуждал первых отцов несторианства Феодора и Диодора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Феодор умер (428 г.) прежде третьего Вселенского собора (431 г.), на котором рассматривалось учение Нестория, родственное с учением Феодора. Таким образом хотя его идеи и были не православны, он умер, пребывая в мире с св. церковью. Два Вселенские собора III и IV, хотя имели некоторые поводы выразить свое суждение о не православия Феодора, однако же не сделали этого, как бы считая это незаконным и неправильным. Главный руководитель III всел. собора Кирилл, конечно, хорошо знал родство идей Феодора с несториевыми мнениями, однако же вопроса о Феодоре не поднимал на соборе, быть может потому, что Феодора не было в живых в это время. Когда на соборе III Вселенском был представлен и прочтен символ, выдаваемый за символ Феодора, хотя в нем были выражения не совсем точные в догматическом отношении, отцы собора не произнесли осуждения на символ 24 . Это обстоятельство казалось защитникам Феодора весьма благоприятным для памяти его; собор, казалось, своим молчанием ограждал от порицаний символ Феодоров. В выгодном для Феодора свете приверженцы его старалась выставить 10-е деяние Хадкидонского собора, на котором рассматривалось дело Ивы Едесского, при чем на соборе был прочитан такой отзыв о Феодоре из послания Ивы: «тиран нашего города (еп. Равула) под предлогом веры наказывает не только живых, но и тех, которые давно отошли к Богу. Один из сих последних есть блаженный Феодор (Мопсуестский), проповедник истины и учитель церкви, который не только при жизни своей обращал еретиков к истинной вере, но и после смерти в своих сочинениях оставил сынам церкви духовное оружие. Его-то дерзнул он (Равуда) открыто анафематствовать пред церковью, его, который по ревности Божией не только свой собственный город от заблуждения обратил к истине, но и отдаленные церкви научил своим учением» (Д. IV, 227–8). 25 Собор Халкидонский, выслушивая эти хвалы Феодору, ничего не сказал против них. Это могло давать повод поклонникам Феодора защищать его, как лицо, похвалам которого не счел долгом противоречить собор Вселенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Препп. пустынники Сирийские: Антиох, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, два Моисея и Полихроний. 23 февр. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Варадат, Фалассий и Лимний. 22 февр. Домнина дева. 1 марта. Марон. 14 февр. Феоктист, игумен Сицилийский. 4 янв. Препп. Скитские: Ахилла, Даниил, Зоил, Аммон или Амой, Алоний. Субб. с. Иоанн Колов. 9 ноября. Андроник и супруга его Афанасия. 9 окт. Пимен Великий. 27 авг Диадох, еп. Фотики. Субб. с. Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахернском храме. 2 июля. Препп. Цареградские: Далмат и Фавст. 3 авг. Домника. 8 янв. Олимпиада св., диаконисса. 25 июля. Маркиан пресвитер. 10 янв. Тигрий пресв. и Евтропий чтец, мучч. Цареградские. 16 июня. 491–518.       Роман преп., творец кондаков. 1 окт. 520.             Иоанн Каппадокианин, патриарх Цареградский. 30 авг. 522.             Арефа, Синклитикия с двумя дочерьми, и другие мучч. Негранские от Дунаана. 24 окт. Мария, преп. Египетская. 1 апр. 529.            Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. 11 янв. 530.             Коприй, преп. Палестинский. 24 сент. Равула, преп. Месопотамский. 19 февр. Сампсон странноприимец, преп. Царегр. 27 июня. 531.            Савва Освященный, преп. 5 дек. 535.             Агапит, папа Римский. 17 апр. Иоанн преп., еп. Кесарийский. 3 окт. 540.             Давид, преп. Солунский. 26 июля. Исаак Сирин , преп. Сполетский. 12 апр. 543.             Венедикт преп., РимлянИн.14 марта. Ок. 546.       Ефрем, патриарх аитиохийский. 8 июня. 548.             Феодора царица. 14 ноября. 552.             Мина, патриарх Цареградский. 25 авг. Григорий, архиеп. Омиритский. 19 дек. 553.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 5. 25 июля. 557.             Иоанн молчальник, Савваит. 3 дек. Кириак, отшельник Палестинский. 29 сент. 558.             Сира девица, мученица Персидская. 24 авг. 527–565.       Петр св., бывший прежде мытарем. 22 сент. Фома юродивый, преп. келесирийский. 24 апр. 565.             Успение Юстиниана, правоверного царя. 14 ноября. 567.             Анастасия патрикия, преп. Епипет. 10 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Катавасия: От горы тенистой, единой Богородицы,/желающего воплотиться – Тебя, Слово,/взором богопросвещенным постигал пророк/и со страхом славословил силу Твою. Песнь 5 Ирмос: От мглы страстей меня: Придите, увидим цветы вечно живые,/те, что в раю Эдемском,/– Богом выращенные труды отцов,/а земледелец их – один Господь. Струями Ниловых словес/орошается всякая душа разумная,/Навкратия и Никона житиями блистает,/с Нафанаилом же и Нисфенор услаждает сию. Ксенофонт с двумя сынами,/добродетелями блистая, просвещает нас,/и великий Орсисий, а еще более Онуфрий;/Пимена же кто из смертных/оценит по достоинству? Памво, как высокий и деянием и словом,/достойно да именуется блаженным;/удерживавший же демонов Пуплий славный/да славится, равно – и светлый Пиннуфрий. Достойным образом да почитается/преславный поистине Пафнутий,/Пиор, Патермуфий, Павел препростой,/Питирун великий и из отцов превосходный. Блистательно да восхваляется светило светил Пахомий;/Паламон, его сподвижник, божественный Петроний;/с ними Пассарион да воспевается/божественными песнями. [Мученикам: Подвижнически на ристалище/Христа Богом провозгласив,/вы, непобедимые мученики,/венцы получили и ликуете/с бесплотными хорами. ] Слава, Троичен: Три Ипостаси имеет Божество,/хотя и Естеством Оно едино;/в Их имя мы крестились, в Них и веруем:/Отец, Слово и Дух/единой с Ними природы. Богородичен: Словом Слово превыше разума родившая!/Просим, Всечистая: Его молить не прекращай/о постоянном избавлении от напастей/стада Твоего. Катавасия: От мглы страстей меня,/как от глубочайшей ночи избавляя,/с рассвета бодрствовать удостой мой дух, молю,/при свете дня повелений Твоих, Христе. Песнь 6 Ирмос: Одержимого согрешениями многими: Дивны всесвященные отцы наши:/божественны их подвиги, их борения, их исцеления;/ибо кто кроме них показал чудес силу? Равула дивный, и Руф с ним вместе,/и Сисой также равный Ангелам да восхваляется;/с ними же – божественный Серид и Силуан. Небо с четырьмя светилами явилось на земле:/это две двоицы Симеонов соименных;/из них трое на подвизались столпах,/и один – юродивый.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010