иерархии. В этом деле принимал участие и наш автор. «Вы, писал он Я. И. Бардовскому в июле 1821 г., из числа тех немногих, которые чувствуют подлинную цену Нилова устава. Я настоял о помещении его в Историю иерархии и сам работал над сводом различных списков и над объяснением некоторых слов. При печатании сего устава в Ист. рос. иерархии 136 заказал на свой счет отпечатать оного особою книжкою 50 экз. Дарил ее всем, по мнению моему, понимающим духовность. Но от одного только покойного Ив. Вл. Лопухина получил благодарность. Прочие называли его темным, непонятным и даже мечтательным. Вот какою кажется мудрость духовная сынам века сего! Я исполню ваш совет о похвалении сего устава в словаре моем. Но в статье российской Иерархии о Нилове ските (мною же писанной) я только назвал оный достопримечательным. Мы с прсосвященным Амвросием составили целый 7-ой том к Истории рос. иерархии, заключающий в себе все уставы русских монастыреначальников. Но наши цензоры тогда сочли его не достопримечательным для публики. Заметьте, что может и прадеды наши не постигали цены устава Нилова, ибо Нил у нас не причтен в святые» 137 . Приготовленная совместными усилиями Евгения и Амвросия, VII ч. Истории рос. иерархии начала даже печататься (всего отпечатано 20 листов in qu, стр. 1–819). Один из экземпляров ее хранится теперь в Моск. Румянцевском музее под 1419 (по каталогу рукописей и книг В. М. Ундольского). Сюда вошли уставы: 1) преподобн. Варлаама, Хутынского новгородского чудотворца (стр. 1–5), 2) преподобн. Кирилла, Белоозерского чудотворца (стр. 5–12), 8) преподобн. Евфросина, псковского чудотворца (стр. 12–41, из библ. Новг. Соф. собора), 4) Иосифа Волоколамского (стр. 41–256, – из Новг. Соф. библ.), 5) Даниила, м. всероссийского (стр. 256–278), и 6) какой-то «обители пресв. Богородицы честного Ее Успения» (стр. 279–319). Устав «старца Евфросина, зовомого Елизаря» или его «Изложение общежительного пребывания» сохранился в двух копиях и в Киево-Соф. соборн. библиотеке 185 и 262). На первой из них рукою Амвросия замечено: «Читано с подлинным 1814 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Б. Средства борьбы с блудною страстию 1. Молись о помощи к Богу и святым Его Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. «Возведи горе, если можешь, учит св. отец (св. Иоанн Лест.), душевное, а если нет, то наружное око; неподвижно, в образ креста, держи руки, чтобы крестным образом посрамить и победить тебе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй мя, яко немощен есмь ( Nc. VI, 3 ). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо невидимою помощию прогонишь невидимых». Тогда не будешь говорить: нет сил бороться: в Боге найдешь эту силу. Так молитвою обезоруживали духа блудного св. Иаков персянин, преподобная Мария египетская и другие великие подвижники. I. Преп. Максим исповедник советует молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31, 7 ) и преп. Иоанн Лествичик приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, с помощь мою вонми ( Пс. 62, 2 ). Полезно в этом случае призвать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так преп. Даниил скитский приказал брату, борцмому от блуда, молиться, призывая на помощь св. муч. Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, – и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне. И сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобн. Моисея Угрина и Иоанна и преподобн. Мартиниана. (Д-ко). 2. Читай св. писание и др. душеполезные книги Чтение полезных книг приносит различную пользу. Занимая ум, оно предохраняет нас от дурных желаний и мыслей. Полезное чтение, рождая здравые мысли, заставляет глубже вникнуть в то, о чем бы мы без него и не подумали. Настраивая душу к благоговению пред Создателем, закрывая вход в нее всему грубому и безнравственному, оно возносит ее в мир духовный. Из всех чтений самое действительное и ни чем незаменимое – это чтение слова Божия. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16, 17 ). Ибо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый день. Преподобн. Иоанникий Великий. (Грех зависти). I. Преподобный Иоанникий, память коего совершается ныне, жил во 2-й половине IX века по Р. Христове в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересию иконоборческою, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору и здесь неослабною борьбою с своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец. Много народу приходило к святому подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, – много духовных щедрот и благодеяний изливалось от преподобнаго. Еще в самом начале своего подвижничества, встретив двух пустынных иноков, преподобный Иоанникий получил от них, вместе с молитвенным благословением на подвиг, и пророческое предостережение, что к концу жития ему будет учинено искушение от завистливых людей. Это действительно и случилось. На той же Олимпийской горе пребывал в иноческих подвигах другой подвижник, по имени Епифаний. Слыша о возрастающей славе препод. Иоанникия, Епифаний позавидовал ему и умыслил погубить его. Однажды во время бездождия, когда вся растительность на горе высохла и вокруг келлии Иоанннкие было много сухих деревьев, Епифаний поджог сухую траву внизу горы и вся гора быстро воспламенилась. Одному только Богу был обязан препод. Иоанникий своим спасением: не только он сам не пострадал, но и его келлия чудесным образом осталась невредима среди пламени. Кроткий и незлобивый Иоанникий, желая узнать причину гнева Епифаниева и чтобы испросить у него прощение, если в чем-нибудь он согрешил пред ним, отправился к своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистию! Увидав препод. Иоанникия, Епифаний ударил его жезлом своим, имевшим острый наконечник, желая убить его, но опять был посрамлен Богом, спасающим праведных от озлобления злых человеков. II. Видите, братие, до какого ожесточения может довести человека зависть! По истине эта страсть есть самая богопротивная :

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Имена Печерским Св. отцем Киевским Чудотворцем». «Страны правыя». «1. Преп. Антоний. Сед, брада до персей, мало остра. В схиме, риза препод., дичь, красен, испод киноварь разбелена. В левой руке свиток. Схима зелень, испод схимы – кудерцы видет». «2. Преп. Феодосий. Надсед, брада мало поменьше Антониевой, но покруглея. Власы с ушей повились. Схима на плечах лазорева. Риза багор темен, испод бакан. В левой руке свиток, а правая молебна». И т. п. На этой же стороне писаны подобия: «Препод. отец дванадесять муровщиков церкви Киевопечерския». Например, «Первый сед, плешив, аки Иоанн Богослов, на плечах клобук черной. Риза препод. Испод бакан. Руки у сердца сложил вместо». «Левыя страны святые». «1. Св. Феофил, епископ Новогородский. Сед, брада Сергиева, поуже, на конец поострей. На главе шапка. Риза святительска, во амфоре. Обема рукама держит Евангелие. Верх киноварь, испод лазорь». И т. п. Из шестидесяти пяти лиц левой стороны обращаю внимание на следующие: «8. Преп. Феодор, Князь Острожский. Надсед, брада меньше Сергиевой, на конец космами, власы с ушей. На плечах клобук черной, риза преподобническая. Испод лазорь. Руки накрест, держит у сердца». «16. Св. Ульяния, Княгиня Ольшанская, аки Варвара. Приволока лазорева. Порфира камка – бакан. Власы по плечам. На главе венец царский». «53. Преп. Илия Муромец. Надсед, брада Феодосиева, разсохата. Власы с ушей на плечах. Клобук черн. Риза преподобн. Испод вохра» 363 . Как первоначально в Греции иконописный подлинник возник из менологиев или святцев и составлял часть Пролога, так и у нас впоследствии он осложнялся и развивался в связи с приведением в общую известность местно-чтимых русских угодников. Так называемая Книга, глаголемая о российских святых, начала XVIII в., о которой было уже говорено в другом месте, предлагает следующие заметки об иконописном подобии, там и сям присовокупленные к сведениям о местных святых земли Русской 364 . 1) Великий Новгород. Препод. Эфрем Перекомский. «Рус, что Ефрем Сирин . В схиме, ризы преподобн.».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Всего жития ея 8 лет и 7 месяцев и 17 дней, погребена октября 30 дня под сим камнем. VIII. 1750 г., февраля 23 дня, на память преподобного отца нашего Мартинияна мученика, пополудни в 1 часу, преставися раба Божия графиня Александра Михайловна , супруга его сиятельства генерал-поручика и действительного камергера и ордена св. Александра Невского кавалера, графа Федора Андреевича Апраксина, а от роду ей 40 лет, рождение ея в 1710 году, апреля в 4 день, тезоименитство тогож апреля 23 дня, а положена под сею доскою. б) Под Златоустовскою церковью: IX. Лета от создания мира 7221, от воплощеиия же Бога Слова 1713, месяца декабря в 21 число, в полунощи прейде от временного живота в вечную жизнь раб Божий Георгий Феодорович Кольцов-Мосальский, поживя от рождения своего 29 лет полдевята месяца, егоже тело погребено на сем месте. X. Лета 1717 году, марта в 31 день, в 1 часу нощи преставися раб Божий порутчик Преображенского гвардейского полку князь Михаил Феодорович Кольцов-Мосальской, на память св. священномучеиика Ипатия епископа, а тезоименитство его января в 11 числе, a поживе 25 лет и 3 месяца. XI. 1731 г., января в 21 день, на память преподобн. отца нашего Максима исповедника , преставися раб Божий князь Андрей Димитриевич Кольцов-Мосальский, a жития его 29 лет 5 месяцев, а тезоимеиитство его августа 19 дня, и погребен противу сей таблицы. XII. 1733 году, февраля 15 дня, на память св. апостола Онисима, преставися раб Божий, драгунского Троицкого полку майор князь Василий Андреевич Мосальский, а от рождения ему 67 л т; погребен на сем месте. XIII. 1745 году, месяца марта 4-го дня, на память преподобн. Герасима, иже на Иордане, преставися раб Божий генерал-аншеф, сенатор и лейб-гвардии Преображенского полку подполковник и обоих российских орденов кавалер, сиятельнейший граф Александр Иванович Румянцев 102 . Жития от рождения его было 68 лет, два месяца и 3 дня, а с начала в службу вступил в 1701 году и чины все произошел в реченном полку и был по день смерти ево. XIV. 1752 году, месяца сентября 6 дня, преставися раб Божий, превосходительный генерал-поручик и кавалер Никита Иванович Румянцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В Фомино воскресенье по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Неправильное произношение некоторых слов Неправильно Правильно «Честнейшую Херувим и Славн е йшую без сравнения Серафим» «… Сл а внейшую…» Вечерня: «Премудрость, прости м « «Премудрость, пр о сти» «Свете Тихий… петь быти» « Пет быти» Прокимен: «Господь воцари тся « «Господь воцар ися « Утреня: «Хвалите Его все Ангел ы Его» «Хвалите Его вси Анге ли Его» «Хвалите Его во утвер жде нии силы Его» «Хвалите Его во утвер жен ии силы Его» Прокимен: «Честна пред Госпо дом «Честна пред Госпо дем смерть преподобных Его» «Воскресение Христово … приидите вси верн ыи « «Приидите вси вер нии « Тропарь 5й глас: «Собезначальное Слово… воспоим вер ныи « «… воспоим вер нии « Литургия: «Приидите, поклонимся… Спаси нас , Сыне Божий Спаси ны , Сыне Божий «Блажены милостив ыи … чист ыи … изгна ны ..». «Блажени милостив ии чист ии … изгнан и ..». «Соединить их святей Своей Соборн ой и Апостольс кой Церкви» «Соединить их святей Своей Соборн ей и Апостол стей Церкви» «Горе име е м сердца» «Горе име им сердца» Молебен: « Преподобн ый отче… моли Бога о нас» « Преподобн е отче… моли Бога о нас» Тропарь Успению: « Пр едста вилася еси к животу» « Пре ста вилася еси к животу» Кондак Рождеству Христову: «и земля вертеп Непр е ступному приносит, Ангел ы с пастырьми… Пре две чный..». «и земля вертеп Непр и ступному приносит, Ангел и с пастырьми… Пре ве чный ..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

291 «Понудимся в кратцем сем веце, а не угождаем телу». Поучение о пользе душевней. Пролог. 21 октября. Превосходное предупреждение против удобств и излишеств домашней обстановки напоминанием о нужде в самом необходимом у обездоленных – в Стословце Геннадия, 72–79. (Памятники, III, 12–13) и в Поучении любовном (там же, 16). В «Поучении душеполезном правыя веры» в перечень«дел Божиих» включено: «неспание, не на мякце легание, кормля не сладка, одежда не хупава (не изысканная), храми (хоромы) не красни». III, 24. Против «сладкоястия»: «множество брашен мысли злыя ростят: сладко брашно токмо гортань веселит, кормит же черви неусыпающия... воздержаяйся житию святых подобится». Слово об умеренности и воздержании. Пролог 6 октября. 292 «He восхощи веселитеся в мире сем, яко веселье света сего плачем кончается,… радость и веселие и свет немеркнущий– солнце Господь». Слово поучения отца к сыну, III, 33. В житиях святых часто отмечается с назидательным оттенком, отказ будущих праведников от игр в детском возрасте, напр.: житие преподобн. Варлаама Хутынского, преп. Ионы Новгородского и др. В списке«мер злых и скверных дел»и Слов в св. отец о постах (III, 63) значатся: «песни бесовския, бубна и сопели, козици, игранья бесовския». В Послании Сильвестра наказывается: «с гостьми не пересмеиваться, в гостех и в дому песней бесовских и всякаго срамословия не говорить и не творить». Общим же советом остается: «мало поскорбим ныне, да возвеселимся во веки, постонем убо мало, поскорбим, дóндеже есть время». Слово Златоуста. Пролог 13 ноября. 293 «Слез ли не имаши, но не отчайся; воздыхай же часто и тяжко от всего сердца: слезы бо суть дар Божий, и по малу, с воздыханием и моленим, испросиши я у Бога: обрет (же) слезы, храни я всею силою своею». Стословец Геннадия. 50–51, III, 9. 294 «Безмолвие любите, матери добродетели сущи», внушает поучение преподобн. Павла Обнорского (у Кадлубовского, 204). Высшее проявление строгости в этом отношении встречаем у препод. Пафнутия Боровского, который не только не слушал, но и «изгонял того из иноков», кто «хотя бы мало начинал говорить, кроме священнаго Писания». (Кадлубовский, 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Привезла от бабушки. Не могу разобрать, какая это Богородица. Никаких надписей нет Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо большое за разъяснение! Добавлено на опознание: 2017-10-25 14:26:56 Владелец: ALEX11 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: История иконы неизвестна. Надписей нет. Посредине, возможно, - Николай Чудотворец. У святого справа виден приклад ружья. Ответов: 5. Последний ответ: Александр, пошлите изобр. иконы на сайт икон арт, там спецы, более точно подскажут время написания ик. Оклад, как я понимаю, большой и тяжелый, но может можно снять и будут видны надписи, если только это не подокладная непрописанная икона, т.е.тольк [...] Добавлено на опознание: 2017-10-22 21:56:16 Владелец: novsergei Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-11-05 19:30:26]: На обратной стороне карандашом неясная надпись " Преподобн Макарий " Ответов: 2. Последний ответ: marinakova! На обратной стороне карандашом обнаружил неясную надпись " Преподобн Макарий " . Спасибо.С уважением. Добавлено на опознание: 2017-10-17 15:54:36 Владелец: mvv Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-10-17 18:04:37]: Не могу определить, кто изображен на полях и возраст иконы. По доске - 14-15 век, по изображению на полях - вт.пол.19 века. Размер: 250х305х27 мм. Ковчег, поле, лузга есть. Доска скреплена двумя шпонками, клиновидно срезанными, размеры на торцах 34 и 28 мм. Шпонки резные, выступают над плоскостью доски на 7-8 мм. В торцах доски шпонок нет. [Добавлено 2017-10-17 19:04:52]: Что написано в книге? Ответов: 4. Последний ответ: В книге написано: " Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем " Добавлено на опознание: 2017-10-15 09:58:10 Владелец: Kirill2017 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Висит у родителей. Они тоже не знают, кто на ней изображен.

http://pravicon.com/unknown/22

200 От Апостола толкового, напечат. иждивением старообрядцев со старописанного в Типографии Почаевской в лето 7292 (1784); лист. 544 на обор. 202 От слова священномуч. Ипполита о скончании мира и о антихристе в неделю мясопуст. в Соборнике, лист. 101, 102. 203 Взято из истории, писанной саморучно обращенного из раскола к Святой Церкви Ксенофонта, о коем зри в конце сего параграфа. 204 Сие было в Санктпетербурге в Свято-Троицкой Александроневской Лавре, в церкви Святого Праведного Лазаря, что на кладбище, 1783-го года. 206 Виждь, православный читателю, яко Дух Святый и ныне в Церкви Святой пребывает и чрез служителей Своих чудодействует, и никтоже означенному чудесному откровению да не неверует: подобное сему и в древние времена Бог чудодействовал, да и до скончания мира не оскудеет. О древних же благодатных чудодействиях, откровенных во время Божественной Литургии над Божественными Тайнами, чти в Книге преподобн. Ефрема Сирина в слове 86-м и в Прологе месяца Марта 10-го дня, еже о Марке монахе прозорливом. И ноября 26-го дня в Прологе в слове о Срацыне уверовавшем и крестившемся от видения и откровения ему во время Литургии над Божественными дарами, в храме Св. Великомученика Георгия. 207 Кроме сего из опыта нам известно, что раскольники от безрассудной ревности и бесстрашия Святую Церковь и пастырей ее дерзают нещадно поносить; и кто из них более умеет выдумать клеветы и злословия на нее и на пастырей ее, тот у них почитается хорошим христианином. 208 О пастуховском толке любопытный может видеть в полном Историческом известии о старообрядцах, напечат. вторым изданием 1795-го года во 2-й части на стран. 44. 209 Сими Божественными свидетельствами вконец испровержено лжемудрование тех, кои бесстрашно толкуют, что будто бы в нынешние времена, и особенно от лет Патриарха Никона , в нашей Церкви благодать Святаго Духа не присутствует; а посему, де, и дарований духовных, какие в древние времена бывали, ныне не видится. Против сих кривотолков рассудил а за приличное представить словеса преподобн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Св. Ефрем каждому из учеников подаёт особенное благословение; так он говорит: «Амва, муж чудный! Христос да возвеличит память твою на земли... И ты, Авраам! за то, что ты присоединился ко мне, да услышит тебя Бог Авраамов в молитвах твоих... Симеон! тебе говорю, да услышит тебя Господь... и да внидешь в горний град... Мара, муж Агелийский, кроткий и простый! ты помогал мне в моих смущениях. Сам Бог да воздаст тебе мзду твою среди благочестивых, которую да приимешь со всеми святыми. Зиновий, муж Газирейский!.. Да будет слово твое на подобие огня и да пояст множество неправд». В том же завещании Ефрем благословляет и одну благочестивую женщину: «Дщерь! – говорит он, – прежде нежели умру, я благословлю тебя по мысли и желанию твоему. Да не оскудеет до века в семени твоём учение святых. Когда Христос придёт изменить небо и землю, Он напишет память твою в книге жизни в царстве небесном. И мир Божий, увенчивающий святых непорочными венцами, да дарует тебе мзду в призвании по сердцу твоему». Подвижники благочестия обыкновенно стекались к смертному одру того, кто своим примером и словом постоянно указывал им путь высшего христианского совершенства; они со скорбью любви желали присутствовать при мирном и славном отшествии от земли блаженной души, много трудившейся для них, много болезновавшей о них; по заботливости о своём, не оконченном ещё пути подвигов, они желали услышать последние слова отца своего, принять его благословение, дабы укрепиться оным в исполнении закона правды и любви. Так иноки окружали смертный одр славных 435 Восточных подвижников; и русских – св. Феодосия Печерского 436 , св. Сергия и Никона 437 . И праведники, наставлением утешая оставляемых чад о Христе, благословляли их, готовые к ходатайству за них на небесах. Так св. преемник Преподобн. Сергия – Никон, по сказанию своего жизнеописателя, при кончине, «аз, рече, братие отпущаем есмь от юз плоти сея и отхожу ко Христу, последнее благословение оставль им» 438 . Доселе в христианстве умирающие благословляют ближних, оставляемых ими в жизни временной, преимущественно же родители – своих чад; смертное ложе родителей обыкновенно оглашается их благословениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010