А. Лебедева : «Разности церквей Восточной и Западной в учении о Пресв. Деве Марии Богородице». Варшава 1881 г., стр. 231–256. 56 «Еп. Виссарион в выражении: „Ея же молитвами приими жертву сию“ видит не (благодарственную) жертву, приносимую в честь Бгоматери, а жертву евхаристии, чтобы она, уготовляемая на проскомидии, была принята молитвами Богородицы и святых» (Толков. Бож. литур. М. 1869 г., стр. 21). Но в евхаристийном поминовении священник молится, чтобы молитвами всех святых Господь посетил нас, а не о том, чтобы их молитвами была принята жертва евхаристии. В ркп. Синод. библ. 183 (макарьевская Минея за август) л. 512 об. и других формула на второй просфоре такая: «Приими, Господи, приношение и жертву в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, еяже молитвами спаси души наша». 57 См. в приложении. Можно думать, что это сказание направлено против стригольников, которые, как это видим из поучения против них епископа Стефана, нап. около 1386 г. (Р.И.Б. Том VI, стр. 224), между прочим говорили: «не достоит де над мертвыми пети, ни поминати, ни службы творити, ни приноса за умершаго приносити к церкви». 58 Значение проскомидийных частиц для умерших видно также из жития преподобн. Венедикта Нурсийского, в котором рассказывается: «Две некия девы рода велика, обещавшеся Христу соблюсти свое девство, и живяху в дому своем постнически. Житие убо имеша чисто, язык же необужданен, иные бо осуждаху, оглаголоваху и укоряху: о чесом уведав преподобный Венедикт, посла к ним, глаголя: исправите язык ваш, аще ли ни, от божественнаго причащения отлучу вас. Они же от своего безумия не отступиша, и ниже ответа сотвориша наказанию отеческому и по малых дней умроша обе в девстве чистом, и в церкви вкупе погребены быша. Егда же совершашеся божественная служба, и диакон возглашая повелеваше оглашенным, не могущим причащатися вон исходити, видены быша некиими обе девы тыя, исходящия из гроба своего и из церкви, и не могущия внутрь быти во время святыя литургии: сие же бываши по вся божественныя службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

1278.  Молясь Богу, беседуешь с Ним лицом к лицу; беседуй же с Ним как с Царем — глаз на глаз, с Матерью Царицею Небесной беседуй, как с живою, с Ангелами и святыми так же, как глаз на глаз, и отнюдь ничем посторонним сердце да не занимается в это время и ни к чему не прилепляется, ибо скажи: станешь ли ты, разговаривая с царем или с царицею, заниматься в это время чем-либо сторонним и маловажным, напр., смотреть в окно на проезжающих или рассматривать вещи, находящиеся в покоях, и проч.? И не было ли бы это крайней обидой для царского величия? Как же мы, при беседе с Господом, делаем подобное и гораздо хуже этого? 1279.  Скорби — великий учитель; скорби показывают нам наши слабости, страсти, нужду в покаянии; скорби очищают душу, вытрезвляют ее, как от пьянства, низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели. 1280.  Материя, когда мы к ней прилепляемся сердцем, страстно ее желаем или жалеем другим, убивает душу чрез удаление от Бога, Источника жизни. Сердце должно быть всегда в Боге, Который есть неоскудный Источник жизни духовной и материальной: ибо кто есть причина бытия всех тварей и жизни органической, растительной и животной, бытия порядка и жизни всех миров великих и меньших? Господь Бог. Все материальное надо вменять за сор, как маловажное, ничтожное, преходящее, разрушающееся, тленное, исчезающее, а надо обращать внимание на душу невидимую, простую, бессмертную, не могущую разрушиться: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней [троп. преподобн.]. Делом это докажи: постись, радушно подавай бедным, радушно угощай гостей, не жалей ничего домашним, читай усердно Слово Божие, молись, кайся, оплакивай свои грехи, стремись всеми силами к святости, кротости, смирению, терпению, послушанию. 1281.  Как мы поддерживаем связь с миром духовным, с Церковью небесною? Посредством призывания их в молитвах, посредством празднеств в честь их и служб церковных: ибо Церковь едина, под единою Главою — Христом. Как поддерживаем связь с усопшими? Посредством молитв за них, особенно соединенных с приношением бескровной жертвы. Как поддерживаем связь с живыми христианами и всеми людьми? Опять посредством молитв за всех их в храме Божием и даже дома. Так мы поддерживаем связь с коленами небесным, земным и преисподним. Велика вера христианская!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Е. Поселянин Предисловие К православному читателю, опровергающее хуления на святых Печерских. Действом Самого Святейшего всех Подателя жизни и помощью Пресвятой Матери Его отпечатали мы жития святых, преподобных и богоносных отцов наших Печерских на пользу жития твоего, православный читатель. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ), – говорит Писание. Все на земле и в жизни человеческой полно борьбы и приводит к смерти – и потому отрадны для тебя будут жития людей, которых не одолела смерть, ибо жили они не земною жизнью, а небесною, так что могли они сказать с апостолом: «наше жительство на небесах» ( Флп. 3:20 ). Наша небесная жизнь – Сам Христос Бог . Когда Он явился на земле в пещере Вифлеемской, – то явился на небе, ибо Церковь называет небом ту пещеру; и жизнь преподобных отцов наших, протекшая в киевских пещерах, поистине протекла на небесах, потому что небесное было им свойственно, так что каждый из преподобных мог сказать: «для меня жизнь Христос» ( Флп. 1:21 ), – и еще: – «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Преподобные отцы наши просияли в песках пещерных своею небесною жизнью, как прекрасные звезды. И здесь в самом деле соединились песок и звезды, которые некогда Бог сочетал Своим словом, говоря: «умножу семя твое, яко звезды небесныя и как песок на берегу моря» ( Быт. 22:17 ). И на самом деле исполнилось здесь благословение, обещанное Аврааму. Но так как есть некоторые иноверные, которые покушаются своею хулою помрачить наши добродетельные звезды, не признавая за ними ни святыни, ни православия, то здесь должно представить наш православный ответ на богопротивные их возражения. Прежде всего утверждают, что нетление тел, лежащих в пещерах (сообразное нетленным небесным телам), – не служит достаточным свидетельством святыни наших преподобн. отцов. Могли (говорят они) эти тела не сгнить доселе и естественным образом, без всякого чуда: вследствие двух причин – или из-за условий места, которое по свойствам своим сохраняет тела нетленными, каковы киевские пещеры, подобные египетским пещерам, в которых тоже находятся, по свидетельству истории, нетленные тела, – или вследствие помазания ароматами, сохраняющего от гниения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аминь. (Читается в Скорбяшенской церкви в Москве). Другая молитва . Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирым 495 , и странным 496 предстательнице, скорбящим радосте, обидимым покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми, яко немощну, окорми мя 497 яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши 498 : яко не имам 499 иныя помощи, разве 500 Тебе, ни иныя предстательницы, ни благая утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрывши во веки веков. Аминь. (Из акаф. Скорб. Спб. 1866 г.).   Ноябрь   1-е число. Память св. безсребренников Космы и Дамиана. Они происходили из Азии и были родными братьями. Своим благочестивым воспитанием они обязаны матери Феодотии, которая, овдовев, посвятила себя детям и научила их быть истинными христианами. Достигши возраста, святые Косма и Дамиан изучили врачебное искусство с тою целию, чтобы приносить как можно больше пользы ближним. За это доброе желание Господь даровал им такую силу, что все – и люди и животные, которых лечили святые – скоро выздоравливали. Они не брали никакого вознаграждения за врачевание, потому и называются безсребренниками. Потрудившись для славы Божией и пользы ближних, они мирно почили и были погребены в Феремане. Части мощей сих святых безсребренников имеются на Афоне. Тропарь. См. 1-го июля. Молитва. См. там же. 6-е число. Память преподобн. Варлаама Хутынского. Св. Варлаам происходил от богатых Новгородцев. Еще в юных летах почувствовал влечение к иноческой жизни, чуждался детских игр, много постился и молился. Отец и мать хотели удержать его от такой жизни. Но он говорил им: «Я читал много святых книг, и нигде, не находил, чтобы родители отсоветовали что либо доброе детям своим. Царство небесное, которое я ищу, не дороже ли всего?». После сего родители дали ему полную свободу и сами скоро умерли. Тогда св. Варлаам роздал почти все свое имение и отправился в пустыню; затем, для болышего уединения, поселился в лесу, на берегу Волхова, в 10 верстах от Новгорода, на холму, называемом Хутынь. Не долго продолжалось уединение святого: скоро узнали о нем и стали приходить к нему для беседы и князья, и бояре, и иноки, и простолюдины, и он давал всякому должное наставление; а многие желали вести жизнь под его руководством и селились вокруг него. Тогда построен был храм и вокруг него келлии. Явилась обитель. Святой отдал в пользу обители свое остальное имение. Он составил для обители свой устав. В уставе предписывалось подавать бедным милостыню, кормить и поить всех странников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Перенесение мощей 30 авг. Св. отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского. Родился в 1623 году, рукоположен во епископа в 1682, преставился в 1703, к лику святых причтен в 1832 году. (Истор. сведение о жизни св. Митрофана в Христ. Чт. 1832 г. XLVI). 24 Св. великомученицы Екатерины. Адександрианка, знаменитая родом, красотою, богатством и ученостью. Пострадала от Максимина. Ради ее уверовали во Христа и получили мученические венцы: Августа царица, Порфирий стратилаг и 200 воинов. Чет. Минея от Метафраста и Анфологиона. (Surius 23 nov.). Мес. В. и Март. Р. 25 ноября. В службе канон Феофана. Св. великомуч. Меркурия. Воевода Римский при Декии, от которого страдал в Риме; усекнут в Кесарии Каппадокийской. Чет. Минея от Метафраста. (Sub. Metaphr. nomina ap. Surium d. 23. Martyrium cjusdem in Edm. Martene et Urs. durandi collect. Vett. Scripti. et monumenti. VI. 743–756). Март. Р. 25 ноября. В службе канон Иосифа. Преподобн о й М астридии девицы. Александрианка. Пролог. Св . муч. Меркурия Смоленского. Воин, служивший у князя Смоленского. Страдальчески скончался в 1237 г. во время приступа Батыева к Смоленску. Чет. Минея. Имеет службу. 25 Св. священномуч. Климента, папы Римского. Ученик ап. Петра, преемник Клита. Управлял церковью с 91 по 100 год. Скончался в изгнании при Траяне, в Херсоне. Чет. Минея от послания Климентова к Александрийскому патриарху (Recognitiones Clementinae) и от Метафраста. (Surius ad 23 nov. Cotelerii patres apostolici, ed. Clerici. t. I. Fabr. VII. 21). В Прологе вторично воспоминается 10 сент. Март. Р. 23 ноября. Мес. В. В службе канон Феофана. Св. священномуч. Петра, архиеп. Александрийского. Избран в архиепископа в 300 году, обезглавлен в 311, при Максимине. В Чет. Минее Житие и страдание, написанное от Анастасия книгохранителя. (Surius ad h. d. Act Metaphrastea in Combefisii triumphis marti. p. 189. Angeli Maii Specil. roman. III. 673. Or. Chr. II. 396. Fabr. IX. 316). Март. Р. 26 ноября. Мес. В. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Но время испытаний уже проходило и час спасения наступал. Когда мудрые и сильные обуяли, «худородные и уничиженные избрал Господь, и немудрые, да мудрые посрамят». Загремело по России вдохновенное слово незабвенных иноков обители Преподобн. Сергия – архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, призывавших сынов гранатами на всеобщее и единодушное восстание против врага. На неумолкаемый зов их откликнулись Минин и Пожарский, откликнулась вся Россия. Минину, во время обычной молитвы его, предстал сам заступник ее, великий Сергий 31 , подкрепил его ревность надеждою на помощь небесную, повелел ему, при троекратном явлении, собрать ратных людей и идти спасать Москву, присовокупив в последний раз, что на то есть воля Божия. Наставленный и ободренный Преподобным, Минин уговорил князя Пожарского, едва оправлявшегося от ран, принять начальство над войском, которое сам взялся собрать. «Мужаемся, воскликнул Пожарский, – и Господь сотворит чудо о имени Своем!» Нижегородцы, собравшиеся на воззвание Минина и услышав его речь: «если хотеть помочь отечеству, не пожалеем ничего, продадим имения; заложим жен и детей наших», – щедро приносили посильные жертвы, избрали его начальником, назвали выборным от всей русской земли человеком и отправились с ним к Пожарскому, куда стал стекаться отовсюду народ. Таким образом, гроза постепенно поднималась на поляков из Нижнего Новгорода, как подымалась она прежде на Россию из Польши, в самом начале бедствий ее, в царствование Бориса Годунова. Но дорог достался поборникам врагов подвиг спасения отечества, как дорого досталось искупление его от суда Божия. Сильные одною надеждою на помощь небесную, Минин и Пожарский повели войско свое из Нижнего к Москве, не имея достаточно ни денег, ни оружия, ни запасов продовольствия, тогда как, кроме предстоящей борьбы с поляками, державшими в плену Кремль московский, Делагарди угрожал из Новгорода, Сигизмунд из Варшавы. Ко всему этому изменники разрушали их планы, смущали дружину и посягали даже на жизнь Пожарского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 17-й день. Житие вкратце и чудеса Св. Григория Чудотворца , л. 766–807 об. Нач. «Град есть некий славен старейшина Римский, ему же бе имя Кесар.» – В той же день житие и подвизи Преподобн. отца нашего игумена Никона, ученика блажей. Сергия Чудотворца, л. 808–831. Нач. «Кто убо исповедати возможет многая и великая Божия дарования.» – Чудеса Преп. Никона, л. 831–834. – О Акакие, оказавшем непослушание Преподобному, л. 831. – О Симеоне Антонове, л. 832. О Архимандрите Матфее, л. 833. В 18-й день. Мучение Св. Платона, л. 836–857. Нач. «Не диву Гафом есть еже хощу глаголати.» В 19-й день. Мучение Св. Варлаама, л. 859–86о. Нач. «Многим христианом восхищающимся и мести предающимся.» – Житие Варлаама пустынника и Иоасафа царевича, сына Авенира Царя Индийского, л. 867–1082. Нач. «Елицы Духом Божиим водими, сии суть сынове Божии.» – Житие Иоасафа, л. 869 об. Нач. «Бысть же некий царь в земли той, именем Авенир.» • – О Варлааме, л. 894 об. – Притча 1-я Варлаама от Евангелия, л. 898. – Притча 2-я Варлаама Иоасафу, л. 899. – Варлаам показует Иоасафу камень драгий – Иисуса Христа, л. 903. – Варлаам учит Иоасафа о царствии небесном, л. 922 об. – Варлаам сказует Иоасафу притчу Еванг. – о блудном сыне, л. 929 об. – Притча Евангельская поведана Варлаамом Иоасафу царю о покаянии, л. 930. – Притча Варлаама Иоасафу царю о безвестности суетного жития, л. 938. – Притча Варлаама Иасафу о блазей милостыне и о суете богатства, и о жене, и о детях, л. 940. – Притча Варлаама о суете мира с толкованием, л. 943 об. – Притча Варлаама о некоем Царе, л. 950. – Крещение Иоасафа царевича, л. 962. – Причащение Иоасафа тела и крови Христовой, л. 966. – Поучение Варлаама Иоасафу по причащении, л. 966 об. – Молитва Варлаама о Иоасафе цар., л. 971. – Разлучение Варлаама с Иоасафом, л. 974 об. – Молитва Варлаама о Иоасафе цар., л. 976. – Иоасаф беседует со отцом своим о правоверной вере, укоряя отчую веру суетную и бездушных идол, л. 988 об. – Молитва Варлаама по пришествии в пустыню Иоасафа, л. 1077. В 20-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

772 Владыка 28 мая 1838 г. писал о. Наместнику: „Забыл спросить эконома и, может быть, опять забуду, приехал ли Филарет в Лавру, как он обещал Консистории? Ко мне не являлся. А поискать его еще не было досуга“ (письмо 194; стр. 285). 7 июня 1838 тому же о. Наместнику Владыка писал: „Иеромонаху Филарету скажите, что если есть у него какое недоумение, пусть подождет меня, а между тем желательно, чтобы он служил, чему препятствия и прежде не было, если бы хотел, а теперь и подавно нет, когда он останется в таком устроении духа, в каком видел я его на сих днях“ (письмо 195; стр. 286). 773 Владыка 18 октября 1838 г. писал о. Наместнику: „Дело о земле я поручил обработать по законным формам Консистории, потому что Собор по неопытности не знал бы, что тут нужно“ (письмо 199; стр. 300). 21 февраля 1839 г. тому же о. Наместнику Владыка писал: „Возвратился ли Филарет и что он делает и что с ним делать, если не делает доброго и должного“ (письмо 217; стр. 311). 777 Об этих иконах и достопримечательностях монастыря см. в книге „Вышний Покров“, во многих других сочинениях и в „Дневнике студента-паломника на Афон“ А. Стадницкого. 783 Житие блаженн. отца нашего и учителя Мефодия архиеп. Моравского службы преподобн. отцем... СПб. 1895 г., стр. 83) 784 Конечно, наука должна быть свободною от национальных тенденций; не о том здесь речь. Разумеем только состав предметов, входящих в программу православных слав. школ, а не способ решения научных вопросов. Не только славянская филология, история и литература не имеет надлежащего изучения в школах, но даже и церковно-славянский богослужебный язык. 785 Словенских евангеликов, воспитанных на преданиях гуситов и чешских братьев, насчитывается до 650 000 душ. (Slov. Prehl. 1900 г., стр. 65). 786 Из периодических изданий наиболее распространены в обществе следующие: L’udové Noviny, Slovenské Listy, Narodnie Noviny, Slovensky Pohl’ady, Dennice, Casopis museálnej slovenskej spolecnosti и др. 787 Напр. издания женского словянского общества (сполка) „Zwena“ Slovenské piesne, собранные Степаном Мишиком и изданные в качестве приложения к Часопису музеальной словен. сполечности за 1898 г., Poucna citania, Vesela knirnika, Rozprávky pre deti. Dejiny evanj. cirkve dobrovnivskej, Citanie a evangelia na vsetky nedele, изд. католич. сполком св. Войтеха, Luterov vel’ky katechismus, symbolicke knihy cirkve evonj aug. vyznàni и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобная Феодора, по прошествии многих лет после ее смерти, как будто живая, во гробе подвинулась и уступила место полагаемой при ней умершей игуменье, давая просторнейшее место своей начальнице; а вместе, обнаруживая смирение и после смерти. Все, это увидевши, ужаснулись и воскликнули: «Господи помилуй!» При этом и целебное мvpo потекло от мощей. Препод. Марк Фраческий Ублажение самого себя от избытка духовной радости Преподобный Марк Фраческий, когда препод. Серапион подошел к его пещере, стал говорить сам к себе: «блаженна душа твоя, Марк, что ты, сохраняемый Господом, не осквернился нечистотами мipa сего, ум твой не пленился скверными помыслами. Блаженно тело твое, не увязшее в греховных похотях и страстях. Блаженны очи твои, которых диавол не мог прельстить воззрением на чужую красоту. Блаженны уши твои, что не услышали в суетном мipe гласа и вопля женского. Блаженны ноздри твои, что не обоняли неприятного смрада греховного. Блаженны руки твои, что не держались ни к чему из вещей человеческих. Блаженны ноги твои, не вступившие в путь, ведущий к смерти и стопы твои, не подвигнувшиеся на грех: душа твоя и плоть твоя исполнились духовной жизни и освятились сладостью св. ангелов». Тесный путь ко спасению «Девяносто пять лет», говорил препод. Марк преп. Серапиону: «я живу в этой пещере, и не видел не только человека, но ни зверя, ни птицы, ни хлеба человеческого не ел, ни в одежду не одевался. Тридцать лет переносил я великую нужду и был в скорби от голода, и жажды, и наготы, а особенно от диавольских нападений. В те годы, побуждаемый голодом, я ел землю и, томимый жаждою, пил воду морскую. Тысячу раз клялись бесы между собою, что потопят меня в море, и, взявши за ноги, влекли меня с побоями до подошвы горы, пока вся кожа не содралась с меня; – это случалось всякий раз, когда я восходил на гору. Они били меня и влачили, говоря: от начала мipa никто не дерзал приходить сюда, а ты как смел прийти сюда?» Плоды телесных и духовных подвигов «После тридцатилетней подвижнической жизни в голоде, в жажде, в наготе и борьбе с бесами излилась на меня благодать Божия», – говорил преподобн. Серапиону Марк Фраческий, «и изменилось естество плоти моей и выросли волосы на теле моем, и пища не скудно приносится мне, и ангелы Божии приходят ко мне. Затем увидел я место царствия небесного и обители святых душ и обещанное блаженство, уготованное творящим добро. Видел я и рай Божий, и в нем древо познании добра и зла, плоды которого вкусили праотцы наши, видел в раю Еноха и Илию; и еще многое я там видел, что мне Бог показал, и о чем только я Его просил». От слова гора двинулась

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

На горнем месте картина на полотне в золоченой деревянной раме – Снятие со креста. Близ жертвенника древние иконы Знамения Божией Матери и Живоносного источника. В иконостас местная икона Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Убрус жемчужный. Оклад и венец серебряный, вызолоченный, с дорогими камнями. На главе Спасителя драгоценная с бриллиантами и камнями корона, пожертвованная Государынею Императрицею Екатериною II-ю. Вправо от Нерукотворевного Образа дска с гнездами частей мощей разных святых; 1) Александра Свирского , 2) Афанасия Великого , 3) Великомученика Дмитрия, 4) Арсения Тверского, 5) Василия Анкирского, 6) Архидиакона Стефана, 7) Св. Симеона, 8) Григория Декаполита , 9) Св. Антония. 10) Ефрема, 11) Александра Невского, 12) Иоанна Дамаскина , 18) Стефана Нового, 14) муч. Сильвестра, 15) Св. Корнилия, 16) муч. Артемона. Эта дска со святыми мощами входит в другую дску, на коей вверху: Иисус Христос , а по сторонам: преподобный Александр Свирский , преподобн. Мария Египетская, св. Благоверный князь Александр Невский и преподобный Петр Афонский. Внизу слова: «Пречистому Образу и св. мощам покланяемся и просим прощения о согрешениях наших». На аналое образ Божией Матери в скорбех и печалех Утешение – подобное изображение с иконы, находящейся в русском скиту св. апостола Андрея Первозванного на св. гор Афонской, в деревянном вызолоченном киоте за стеклом. Местная икона Смоленской Божией Матери Седмиезерския. Венец жемчужный. Подпись и слова низаны мелким голубым бисером. Оклад шитый золотом и убран дорогими камнями. Икона небольшая святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа с частями их мощей, вложенных в серебряные вызолоченые ковчеги. Оклад на иконе серебряный, вызолоченый. Эта икона полагается на аналое на величаниях в праздники казанских святителей. Икона Никитской Божией Матери очень хороша письма в серебряной вызолоченой ризе. Венец у Божией Матери и у Спасителя серебряный вызолоченый, с камнями; кроме того на главе Богоматери жемчужная корона с камнями. На левом столбе икона Боголюбской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010