Храм в честь преподобного Сергия Радонежского расположен в Туле на улице Октябрьской. Он построен в 1898 г. Его история началась со строительства архиепископом Херсонским и Одесским Сергием церковно-приходской школы, ремесленного училища для православных детей, проживающих на Оружейной стороне. В 1892 г. были возведены 2 двухэтажных здания. На первом этаже северного корпуса расположилась церковно-приходская школа, которая была рассчитана на более чем 70 учеников, второй этаж был предназначен для преподавателей ремесленной и церковно-приходской школ. На первом этаже южного корпуса располагалась ремесленная школа, а на втором проживали 20 сирот. 27 сентября 1893 г. состоялось освящение сиропитательного заведения. 18 августа 1895 г. митрополит Сергий (он стал им в 1893 г.) направил тульскому губернатору прошение о строительстве рядом с церковно-приходской школой каменного храма, который был рассчитан на тысячу человек. Проект разработал московский архитектор Александр Латков. В июле 1896 г. состоялась закладка каменного храма. Свято-Сергиевский храм освятили 8 ноября 1898 г. Храм построен из красного кирпича в псевдовизантийском стиле. Он имеет один сводчатый купол и высокую колокольню. Над массивным основным объемом церкви возвышался невысокий световой барабан, который опоясывала непрерывная лента полуциркульных окон с полукруглыми «козырьками», которые пластично связывали барабан с купольной полусферой. В этом храме можно было увидеть реальные особенности византийских храмов: одноглавую композицию, ступенчатое построение основного объема, полосатая кладка стен с двух- и трехчастными окнами. У храма были приделы: в честь Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона и Рождества Богородицы. Роспись храма выполнена мастером Н. Сафоновым. Рядом с храмом стояла величественная колокольня, где размещалась большая библиотека, зал для духовных собеседований и чтений. В ремесленном училище подростки обучались токарному и слесарному делу. Их изделия продавались. 75% вырученных денег использовались на содержание училища, а 25% откладывали в пользу подростка, который изготовил проданное изделие. Сумма, накопленная таким образом, выдавалась при выпуске в 16-17 лет.

http://sobory.ru/article/?object=01485

Что сказали бы мы, если бы увидели закованную и сверкающую самоцветными камнями мадонну Ботти­челли или Рафаэля?! А между тем, над великими произведениями древнерусской иконописи соверши­лись преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным» . О иконе Троицы прп. Андрея Рублева говорят, как о чудотворном образе. Скептики пытаются опровергнуть эти слова, утверждая, что нет никаких свидетельств об исцелениях перед этим образом. Но как можно не понимать, что икона, созданная прп. Андреем, сама является чудом! Икона – это зримое  свидетельство о горнем мире, благовестие не менее сильное, чем слово проповеди с амвона церкви. Но догматы Церкви Христовой умом понять и вместить человек не способен.   Это доступно лишь уму,  соединенному с сердцем.  Икона прп. Андрея Рублева повествует о Пресвятой Троице, таинственно обращаясь к сердцу человека. Это молитва, воплощенная в красках. Это откровение о Пресвятой Троице прп. Сергия Радонежского, оставленное в иконе прп. Андрея Рублева. Это откровение передал иконописцу ученик Игумена земли Русской прп. Никон Радонежский. И Андрей Рублев, гениальный художник, сумел воплотить  божественное откровение в зримом образе. " Троица " прп. Андрея подтверждает слова о том, что православная икона подлинное богословие в красках. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет  Сергия Радонежского: " Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего " . Мы же помним, когда была создана эта икона — в годы татаро-монгольского ига, в годы «размирия», как тогда писали летописцы. Ненависть царила тогда между людьми, князья  убивали друг друга, соперничали за ярлыки на княжение, которые выдавали им в Орде. И каждый из них понимал добро, как благополучие своего княжества, своего рода, своей семьи. А ханы Золотой Орды умело сеяли рознь среди князей, подогревали распри. Именно в эти страшные дни преподобный Сергий призвал русских людей взирать на Святую Троицу, на образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира.

http://radonezh.ru/2023/06/11/vozzreniem...

Важно отметить, что в зале, где проходила пресс-конференция, была развернута  фотовыставка, посвященная памяти недавно почившего известного петербургского протоиерея Василия Ермакова. Справка. В 2007 в России отмечается юбилейный год, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли – Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом; ближайшего и любимого ученика " собирателя Земли Русской " – преподобного Сергия Радонежского. Представителями царской династии Романовых святой Савва Сторожевский почитался как небесный покровитель – " молитвенник за царей Богоизбранных " , монастырь на протяжении столетий являлся " собственным государевым богомольем " . Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Петре I и его отце царе Алексее Михайловиче. Принесенная в Санкт-Петербург икона преподобного Саввы Сторожевского была написана в середине 17 века и почитается верующими в Москве и Подмосковье. В 1812 году икона находилась на Саввинском подворье на Тверской улице в Москве и чудом уцелела во время пожара в дни нашествия неприятеля. После закрытия подворья в 1919 году икона сохранялась в храме Воскресенья Словущего на Успенском Вражке. В дни возвращения мощей преподобного Саввы Сторожевского в основанную им обитель после ее возрождения в 1998 году икона крестным ходом была торжественно принесена в Звенигород и стала самым древним в монастыре образом святого Саввы. Как сообщает «Седмица.Ру», пребывание образа преподобного Саввы Сторожевского в северной столице России – свидетельство глубоких духовных связей между Звенигородской обителью и Санкт-Петербургом.  Так, одна из улиц Петербурга, на которой селились выходцы из Звенигорода, названа в честь этого древнего русского города, а в настоящее время в Северной столице готовится к открытию станция метрополитена «Звенигородская». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Немного известно о жизни и преподобного Пахомия, Кенского Чудотворца. Преподобный Пахомий был учеником и сомолитвенником преподобного Александра Ошевенского и вышел из его обители вскоре по смерти преподобного. Строгий постник, молитвенник, он уединился на том месте, где теперь Кенозерский приход Каргопольского уезда, и провел немало лет в уединении. Постепенно о нем узнали окрестные жители и стали приходить к нему за советами и благословением. Нашлись и ревнители иноческих подвигов, которые просили преподобного принять их в свое руководство. Преподобный не мог отказать им в этом, и постепенно около кельи старца возникла целая обитель иноков. Был устроен храм в честь Преображения Господня, обитель обнесена оградой, а над вратами был поставлен образ Преображения Господня. Братия сама вместе с настоятелем, а он был к концу жизни уже игуменом, трудилась в молитвах и в обработке земли:      копали землю, сеяли хлеб, сами его убирали, ловили рыбу, чистили землю от леса под поля. Никто не был празден. В обители преподобного Пахомия принял иночество и подвизался несколько лет преподобный Антоний, Сийский чудотворец. Из жития этого святого мы узнаем, что преподобный Пахомий устроил в своей обители и больницу для немощных старцев, в которой особенно и трудился с любовью преп. Антоний. Преподобный Пахомий почил в глубокой старости в основанной им обители. Время его жизни и подвигов падает на годы 1450–1525 г. Вскоре по смерти преподобного от гроба его стали совершаться чудеса и издавна он был причислен к лику святых. В 1800 г. страшный пожар истребил храм и все находившееся в нем, остались неповрежденными только три доски над могилой святого. Видом преподобный Пахомий был похож на преп. Сергия Радонежского, русые сначала волосы его стали потом убеленными сединами, изображается в схиме. Простой крестьянин по происхождению, преподобный в своей обители устроил больницу. Какой это высокий пример для подражания нашим поселянам, когда в наших селах столько больных и хилых, за которыми некому часто и поприсмотреть?! Отчего бы не созидать этих домов милосердия, где по примеру преп. Антония, ученика Пахомия, могли бы потрудиться желающие из юношей,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

уборки кухонных принадлежностей, в которой находится шкаф, устроена келья для трапезного, и перегородка, отделяющая прихожую от уборной комнаты. Западная половина разделена бревенчатою переборкою, оштукатуренною, на две половины, образующих, между собою собственно кухню с одной русской печкой и две кельи, разделенных между собою дощатою оштукатуренною переборкою с одною изразцовою печкою. Из кухни лестница наверх, где устроен мезонин с двумя кельями, отделенными одна от другой перегородкою при одной изразцовой печке. В подвале, под средней комнатой устроена духовая печь, нагревающая среднюю комнату и собственно трапезную. Стены трапезной окрашены масляной краскою и на них живопись на полотне, а именно, на восточной стене три картины, с изображением, на первой картине, Святых Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Пахомия Великого , на второй. – святых преподобных Антония и Феодосия Печерских и на третьей, – изображение Св. Троицы. На южной стене три картины, с изображением, на первой картине, св. преподобного Тихона, Калужского чудотворна, на второй – св. преподобного Пафнутия Боровского – и на третьей – св. праведного Лаврентия, Калужского чудотворца. На западной стене четыре картины, с изображением, на первой картине, св. преподобного Афанасия Афонского , св. преподобного Нифонта, св. Иосафа, Царевича Индийского, и св. преподобного Исаакия Сирина ; на второй – святых преподобных Ефрема Сирина и Саввы Освященного. На третьей – святых преподобных Макария Египетского и Евфимия Великого и на четвертой картине – святых преподобных Антония Великого и Сергия, Радонежского чудотворца. На северной стене две картины, на первой картине изображен лик св. преподобного Моисея Угрина, а на второй – чудесное насыщение народа. В южном углу трапезы находится икона Успения Пресвятой Богородицы с предстоящими святыми, в ризе накладного серебра. В северном углу трапезы, на угольнике, находится Иверская икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, в ризе накладного серебра. Потолок украшен живописью в цветах, средина которого окрашена в кругу голубого цвета краскою с золотыми звездами, а в центре круга изображение св. Духа. Пол перемощен вновь и окрашен желтою масляною краскою. Окон кругом всего корпуса 19-ть. По наружному обмеру весь корпус занимает в длину 23 аршина, а в ширину 18 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В одно весеннее утро он проснулся спокойным, почти радостным… и вскоре вдруг почувствовал такое отвращение и ко всем упражнениям, и ко всем книжкам-лечебникам — ко всему. Он понял, что надежды нет. Захотелось умереть. Жена была рядом, пробовала уговорить, отвлечь, утешить. У Евгения приступы тоски сменялись равнодушием. Как-то жена сказала, что хочет пойти в церковь. — Иди,— безучастно отпустил больной. Когда жены не было, он плакал от горечи, от тоски, от своей обреченности. Жена стала спокойнее. Он удивлялся, но не расспрашивал. Заметил только, что у жены появились книги с крестиками на обложках. Евгений их не читал. Один только раз взял одну в руки, прочитал: «Житие преподобного Сергия Радонежского, чудотворца». Полистал, положил на место. — Евгений, вставай. Сегодня исполнилось ровно два года. Ты помнишь? Рядом с кроватью стоял незнакомый человек, пожилой. Кто он? Как вошел? Наверное, жена, уходя, забыла закрыть дверь. Но странно: от звуков этого голоса тело как бы стало наливаться теплом, оживать. Захотелось двигаться! Евгений встал. — Теперь ты здоров,— слышит Евгений, но никого уже не видит. Бросился к дверям — заперты. Когда вернулась жена, то увидела его на коленях перед раскрытой книгой. Он встал, обнял ее, и они оба опустились снова на колени перед книгой, с раскрытой страницы смотрел на них тот, кто совсем недавно был тут, кто сказал такие чудесные слова: «Ты здоров!». Евгений действительно стал здоровым, обрел веру и приезжал к преподобному Сергию благодарить за исцеление. Он и рассказал это все архимандриту Никодиму, от которого мы узнали о случившемся в древнем соборе Святой Троицы в наши дни. Скорее в Лавру Однажды в проповеди в самый праздник Преподобного отец Н. нам сказал о том, что ему поведал один из посетителей Лавры. Вечером, думая о всенощной под праздник, он колебался — ехать в Лавру из Москвы или пойти в храм где-нибудь здесь, благо, что есть храмы с пределами, посвященными преподобному Сергию. Пошел, постоял всенощную, а ночью увидел во сне Лавру Преподобного, заполненную народом. Огромная очередь выстроилась в Троицкий собор поклониться Преподобному основателю, и он сам благословляет каждого. Проснулся — и скорее на Ярославский вокзал, чтобы на литургию успеть в Лавру.

http://pravoslavie.ru/37626.html

Ежегодно, летом и осенью, в дни памяти преподобного Сергия множество паломников, священников и архиереев устремляются в Лавру для прославления игумена Земли Русской. По традиции праздничные торжества в обители Преподобного в эти дни возглавляет Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл в своем послании с сожалением сообщил о причинах, которые не позволили ему в этот день посетить Троице-Сергиеву лавру: «С глубочайшим сожалением хотел бы засвидетельствовать, что не могу в этот раз разделить радость молитвенного общения со всеми вами. Причиной этого стали мои недавние контакты с человеком, у которого была обнаружена коронавирусная инфекция».  «Время, необходимое в соответствии с медицинскими предписаниями для моего личного карантина, еще не истекло. Посчитал невозможным подвергать всех вас опасности заражения», — пояснил Святейший Владыка. «Памятуя о том, что для молитвы нет ни границ, ни расстояний, я духовно сорадуюсь сему торжеству и вместе со всеми вами возношу молитвы к Преподобному», — подчеркнул Предстоятель. За Литургией митрополиту Волоколамскому Илариону сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский Фома , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители.  На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.  В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником — с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем. Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5703389...

Сначала по своему смирению Никон отказывался принимать на себя тяжкое иго правления, но затем, боясь ослушаться своего духовного отца, со смирением повиновался ему. В скором времени Преподобный Сергий тихо и мирно отошел ко Господу. Более чем кто-либо оплакивал преподобный Никон кончину своего незабвенного наставника и желал лучше быть погребенным вместе с ним, чем терпеть разлуку. Приняв правление над монастырем, он во всем стал продолжателем дела Преподобного Сергия в отношении духовного руководства и воспитания братии, являясь для нее образцом и примером в трудах и подвигах добродетели. Притом своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и советах преподобный Никон снискал себе любовь и уважение не только братии; слава о нем распространилась далеко за пределы обители, и имя его прославлялось повсюду, так что много стало стекаться к нему народа за советом и утешением. Однако преподобный Никон, любивший больше молитву и уединение, не прельщался человеческой славой. Напротив, сильно тяготился ею и поэтому решил оставить начальствование и заключиться в уединенную келью для безмолвия и молитвы, несмотря на усиленные просьбы братии не оставлять ее без руководства. Вместо себя он благословил поставить игуменом обители преподобного Савву, впоследствии – устроителя Звенигородского монастыря. Но и Савва по истечении шести лет оставил начальствование. Тогда опять был вызван из затвора преподобный Никон и мирно и богоугодно правил вверенной ему братией уже до самого конца своей жизни. Впрочем, Господь судил послать преподобному Никону испытание. В то время наша земля переживала нашествие татарских полчищ свирепого Эдигея, приводивших в ужас и трепет всю Землю Русскую. Преподобный Никон молил Бога об избавлении обители от рук нечестивых, и вот однажды явились ему святители Петр и Алексий в сопровождении Преподобного Сергия, который сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось места сего. Но ты, чадо, не скорби, мужайся и да крепится сердце твое: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав преподобному Никону благословение, святые стали невидимы.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Источники: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692) Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища. Перед зодчим (имя которого неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца». Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи). Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом, о чем повествует надпись у входа в трапезную палату. Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова.

http://sobory.ru/article/?object=06572

Тут родители поняли, что это было явление необычайное и возблагодарили Бога за оказанную им милость – выздоровление дорогого сына. Отрок Василий не по годам был серьёзен, молчалив, избегал товарищества и празднословного разговора. Когда он окреп физически, то помещик приказал обучать его слесарному мастерству. Хотя Василий и обладал большою способностью к этому ремеслу, и предан был его изучению, однако, он в суете и заботе не забывал Бога. В дни, свободные от занятий, он удалялся в близлежащую при селе Наро-Фоминское Зосимовскую пустынь, где в то время славился своею подвижническою жизнью отшельник Геронтий, как-то особенно полюбивший богомольного и богобоязненного юношу Василия. Почтенный старец нередко подолгу оставлял его у себя одного для беседы. Эти частые и продолжительные беседы имели решительное вл и яние на всю последующую жизнь Васил и я и в нем возникла мысль отречься от мира и всех суетных, скоропроходящих его радостей. В начале 50-х годов юноша Василий вместе с матерью отправился на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру. По прибытии сюда они усердно посещали все богослужения. Однажды, по окончании службы в Троицком соборе Василий подошел приложиться к мощам Преподобного Сергия. Приложившись к мощам Великого Угодника, он почувствовал прилив какой-то неизъяснимой радости в своей душе и тут же решил окончательно, если будет угодно Боду, навсегда поселиться под кровом Великого Подвижника и Чудотворца Сергия в Троицкую лавру. Возвратясь домой, Василий поспешил к своему духовному наставнику – старцу Геронтию и поведал ему свое намерение оставить мир и посвятить себя служению Богу. Старец Геронтий вполне одобрил намерение юноши и благословил его на подвиг иночества. В это время Василию минуло 20 лет. Нелегко было ему сообщить родителям свое решение удалиться от мира, но скорбь родителей была еще более мучительна, так как они должны были старость коротать в одиночестве. После долгих увещеваний родители благословили своего единственного сына на новую жизнь и он удалился в обитель Преподобного Сергия Радонежского, поручив попечению Бога своих престарелых родителей. Дни послушания

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010