В 1786г. начата постройка каменной церкви, которая была освящена в 1790г. при епископе Суздальском и Владимирском Викторе. В 1815 году освящён придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1816г. возведена каменная колокольня. К церкви с.Полиносово были приписаны часовни в д.Арсаки, построенная в 1878г. (ныне разрушена), и в д.Редриковы Горы, построенная в 1882г. и освящённая во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. В советское время храм был закрыт и сильно разрушен (завершение храма, трапезная, колокольня). Из книги протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы г.Александрова и окрестностей», 2003 г. В 1720 г. жители села Полиносово построили деревянную церковь. В 1786 г. на средства прихожан началось строительство новой каменной церкви, которая была окончена в 1790 г. и тогда же освящена. Использовать здание церкви в зимнее время было неудобно. Поэтому в 1813 г. прихожане обратились во Владимирскую консисторию с просьбой разрешить строительство теплого придела. Разрешение было получено 27 марта 1813 г. В 1815 г. придел был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1816 г. при церкви была построена каменная колокольня. До 1873 г. по штату при церкви состояли священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1873 г. было закрыто диаконское место, а с 1876 г. - место пономаря. По штату, утвержденному 7 апреля 1873 г., при церкви состоят настоятель и псаломщик. Приход церкви по штатам, утвержденным в 1873 г., состоял из села Полиносова и деревень: Арсаки, Редриковы Горы, Пречистино, Иваньково, Брыковы Горы. Из Гос. архива Владимирской обл. Деревня расположена в 13 км к западу от центра поселения деревни Следнево и в 20 км от города Александрова. «Село Полиносово, Палево тож. при реках Дубне и Молокче, находится в 140 верстах от губернского города и в 20-ти от уездного (Александровский уезд), на старой большой почтовой дороге, идущей на г.г. Юрьев и Александров». Село Полиносово лежит в 163-х верстном расстоянии от губ. г. Владимира по старой большой почтовой дороге, идущей на г.г. Юрьев-Польский и Александров. Полиносово расположилось между двух рек: на правом довольно высоком берегу р. Дубны, в 3-х верстах от села берущей свое начало, и на левом берегу измельчавшей до крайности р. Молокши, - и протянулось по нагорью в длину, без всяких перерывов, на полверсты. Со всех сторон оно открыто, за вырубкой лесов, и с Московской стороны из-за рек, ручейков, оврагов и мелкого березового леса представляется одним из красивых русских сел. Правда, особенно замечательных, поразительно-красивых видов оно не представляет; но, простой, невинный вид села, соответствующий окружающей его природе, невольно останавливает на себе внимание первый раз прибывшего сюда человека.

http://sobory.ru/article/?object=01243

В XVIII веке род Милославских начал угасать и в 90-х годах пресекся. Усадьба вместе с храмом перешла к Нарышкиным. В середине XIX века село Шеметово стало усадьбой церемониймейстера, действительного статского советника князя Александра Сергеевича Долгорукого (1809-1873). При нем в 1867 году по благословению святителя Феофана Затворника (Говорова), тогда епископа Владимиро-Суздальского, в храме была расширена трапезная с приделами и построена четырехъярусная колокольня. До ее построения использовались деревянные «била». История сохранила свидетельства об особо почитаемых иконах. Примечательно, что их появление – есть свидетельство почитания прихожанами царя, как помазанника Божия, и их любви к храму, как дому Божию. Так, в 1886 году, появилась икона преподобного Сергия Радонежского, написанная в Троице-Сергиевой лавре в память об убиении императора Александра II. Другая чтимая икона – святителя Николая Чудотворца, написанная по случаю венчания на царство царя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны. В память о царских особах на иконах имеются надписи. Храм, построенный в виде креста, внутри украшен росписями и резьбой по дереву. Главный пятиярусный иконостас выполнен во второй половине XVIII века и украшен золоченой резьбой в виде виноградных лоз. Иконостасы приделов устроены позднее, через сто лет, но украшены по подобию главного. Под сенью, у Никольского придела находится деревянная рака с частицами мощей угодников Божиих. Среди них святые мощи апостола Андрея Первозванного, великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Алексия, Митрополита Московского. В центре раки – в деревянном кресте — помещены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, священномученика Ермогена, Патриарха Московского, святителя Митрофана Воронежского и других святых. Под сенью у Знаменского придела находится Плащаница. Наиболее чтимой иконой в храме является Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная во второй половине XVII века, в эпоху Всероссийского Патриарха Никона. До 1764 года она находилась в Успенском Дубенском монастыре, что на Острову (Шавыкина пустынь), основанном преподобным Сергием Радонежским по просьбе святого благоверного князя Димитрия Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем. Затем в других приходских церквях. А в годы Великой Отечественной войны при настоятеле протоиерее Михаиле Богородском икона была перенесена в Казанский храм.

http://sobory.ru/article/?object=00070

В миссии есть два момента: слово исходящее и слово принятое. И я хотел бы подробно остановиться на них. Первое всегда зависит от священника. В первом погрешают почти все. И не виноваты в этом почти все. Это парадокс современной гомилетики (науки о проповеди). Школьная (семинарская) наука предлагает священнику перед проповедью основательно подготовиться. Обложиться книгами: изучить фрагмент Евангелия, который будет читаться на богослужении, прочитать про праздник и святых , даже написать текст. Священник послушно готовится, работает, продумывает. Приходит на Литургию и служит. И после службы выдает готовый вечерний текст. Контекстуально он, без сомнения, связан с сегодняшним днем, но мистически – он оторван от сегодняшней Литургии. Он родился вне опыта Литургии. Посмотрим на святых отцов. Когда ученик преподобного Сергия Радонежского преподобный Исаакий попросил его благословения на подвиг молчания, святой Сергий не пожелал его тут же благословить, но повелел ему подойти завтра, после Литургии. И тогда, после Литургии, чудный огонь исшел из благословляющей руки преподобного Сергия. Этот момент жития Радонежского чудотворца известен многим. Святой Сергий не мыслил никакого духовного дела без участия Литургии. Мы же дерзаем готовить слово для народа вне этого опыта. Альтернативный опыт построения проповеди предлагает митрополит Антоний (Храповицкий). (Понятно, что это фигура противоречивая, но его слова о проповеди бьют прямо в цель.) Он говорит, что проповедь должна строиться на… исповеди. Пастырь приходит в храм, исповедует народ, видит общие болячки своих прихожан, молится на Литургии – и в этом мистическом предстоянии рождается слово. Пастырь показывает на проповеди, как преодолеть ту или иную страсть, побороть грех и т.д. Конечно, не всегда проповедь должна строиться по такому принципу и не всегда может. Невозможно в многоклирном приходе, где один священник исповедует, а другой служит, осуществить это. Но попробовать-то можно! Зачем загружать прихожан многочисленными цифрами и фактами, которые не несут ничего душеполезного?

http://pravoslavie.ru/63612.html

Главная цель моего посещения Саратовской земли это вместе с вами помолиться, молитвенно воздохнуть ко Господу и испросить у Него благословения на землю Саратовскую, на Церковь, зде пребывающую, и на каждого, кто с верой и любовью обращает к Нему свой взор; а также увидеть то, что произошло здесь за минувшие годы, и принять участие, может быть, в обсуждении тех вопросов, которые еще предстоит решить». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Завтра, 26 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Покровский храм, один из самых больших в Саратовской митрополии, был построен в 1876-1884 годах. В начале ХХ века была возведена отдельно стоящая колокольня. После революции все храмовое имущество было изъято, в 1929 году церковь была закрыта, колокольня снесена, здание подверглось значительной перестройке. В течение многих лет велась борьба за его возвращение Церкви. Об этом рассказывал на Юбилейном Поместном соборе 1988 года приснопоминаемый архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). По его словам, саратовский уполномоченный по делам религий клялся, что не допустит его передачи верующим: «Лучше разрушить его до основания, чем отдать вам». Покровский храм был возвращен Церкви в 1992 году. Его реконструкция потребовала значительных усилий. В настоящее время храм полностью восстановлен, завершено строительство колокольни, ее общая высота со шпилем составляет 66 метров. Центральный престол Покровского храма освящен в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святыни Покровского храма: икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и праведной Матроны Московской, ковчеги с мощами святителя Николая Чудотворца, святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/3809408.ht...

Государь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священно-служителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризою, прославившуюся как чудотворная. С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи», а в 1679 году поднимается новая каменная церковь, имеющая два придела: левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского и правый, теплый с «пещью изращатою» — в честь Святителя Николая. Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне обители возвышалась над Святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов. Звон был, по свидетельству современников, довольно благозвучный и далеко распространялся по окрестностям. В расходных книгах Оружейной палаты имеются сведения о выдаче денег иконописцам, которые выполнили для Екатерининской пустыни тридцать одну икону. Возможно, тогда же дочь Алексея Михайловича Царевна Екатерина, чье рождение было возвещено на этом месте, принесла в дар храму икону старинного письма — чудотворный образ священномученика Антипы, имевший благодатную силу исцелять страждущих от зубной боли. Новая церковь была освящена 11 октября 1679 года. В этот день Государь Феодор Алексеевич «ходил из Москвы в село Коломенское, а из села Коломенского — в Екатерининскую Рощу ко освящению церкви... А за ним, Великим Государем, бояре и князья: Василий Васильев Голицын, Михаил Григорьев Ромадановский... Собакин... Шакловитый» — и другие приближенные Царские слуги. К 1679 году была выстроена новая каменная церковь, имевшая два придела: левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского, правый — в честь Святителя Николая. Правый придел церкви был теплый, в нем устроена «пещь изращатая». Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне каменная колокольня над Святыми вратами также была «об одной главе», «крыта тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов. Звон был, по свидетельству современников, «довольно благозвучный» и далеко распространялся по окрестностям...

http://sobory.ru/article/?object=04083

Источник информации: сайт www.pravenc.ru Село Умиленье. На его месте был Заозерский Авраамиев монастырь. Авраамий — современник Дмитрия Донского — был монахом в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. По указанию игумена монастыря Сергия Радонежского Авраамий ушел в галичский край проповедовать христианство. Он основал за озером под Галичем монастырь, который назвали Заозерским. Затем Авраамий ушел под Чухлому и основал там тоже монастырь. Позже Заозерский монастырь, как и другие монастыри, сделался крупным вотчинником. У монастыря в 1764 г. было шестьсот пятьдесят три крепостных. Указом Екатерины II в 1764 г. монастырь был упразднен, и церкви его превращены в приходские. Каменная двухэтажная Успенская церковь в селе построена в 1764 г. Источник Во время княжения князей: в Москве - Димитрия Иоанновича Донского, а в Галиче - Димитрия Федоровича, из обители преподобного Сергия Радонежского прибыл на место сие инок Авраамий, родом из Городца, для пустынного безмолвия, обрел икону Божией Матери, ему явившуюся на дереве, устроил здесь монастырь и пожив немало времени, ища уединения, удалился в пределы Чухломы, где снова построил монастырь и почил в оном. Каменные церкви построены здесь в бытность мужского монастыря, который упразднен, а церкви обращены в приходские. Местная икона Божией Матери, явленная преподобному Авраамию и чудотворная, шестилистовая, именуемая " Умиление " , в серебряной позолоченной ризе с венцом. Из двух деревянных часовен одна находится при Галичском озере, как месте первого пребывания преподобного Авраамия, и другая на месте упраздненной приходской Знаменской церкви в 1763 году. Расстояние от Костромы 120 в., от Галича 6 в. через озеро. Ближайшие церкви: Рождества Божией Матери села Сынкова и Богоотцовская, села Туровского в 5 в., Васильевская в Рыбной Слободе г. Галича в 6 в. через озеро.  В XVII в. монастырь входил в состав Галичского уезда. В 1656 г. упоминается как новоприбылая " церковь Успения Пречистыя Богородицы преподобнаго Аврамия Городецкаго над Галицким озером в Волежской волости " . В августе 1652 г. " запечатана благословенная грамота по челобитью из Галича Успения Пресв. Богородицы Новозаозерскаго монастыря строителя старца Аврамия с братиею на два престола во имя Успения Пресв. Богородицы да Николы чудотворца " .

http://sobory.ru/article/?object=23834

Приписан к Воскресенскому храму г. Волоколамск http://volokblag.ru Христорождественская церковь примостилась у подножия кремлёвского холма. До революции у этого храма имелись тесные связи с Воскресенским собором. В соборе хранился древний резной образ святителя Николая Чудотворца, который ежегодно в шестое воскресение по Пасхе, носили крестным ходом в Иосифо-Волоцкий монастырь. На обратном пути процессия неизменно делала последнюю остановку возле храма Рождества Христова - с совершением " коленопреклонённого " молебна и провозглашением многолетия императору и его семье. Храм - барочный, 1778 года постройки. Ему предшествовали на этом месте несколько деревянных церквей - самая старая из них, Сергиевская, отмечена в документах XVI века. Имелся Сергиевский придел и в новопостроенном каменном храме. В XIX веке Христорождественская церковь подверглась реконструкции - её расширили, увеличив число приделов до двух, а с западной стороны построили новую колокольню. В советские годы над зданием наизмывались всласть - лишили его купола, переделали своды, уничтожили верхние ярусы колокольни... Полностью изменённым оказался и интерьер - его приспособили под запросы занявших бывший храм административных учреждений. Ныне церковь, наконец-то обретшая крест над основным четвериком, восстанавливается. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Церковь в древней Рождественской слободе известна с XV в. Сменяя одна другую, здесь стояли деревянные церкви Рождества Христова с приделом Преподобного Сергия Радонежского. В документах под 1653 г. отмечен храм, а в 1699 г. - церковная пустая земля, которую осматривал Возмицкий архимандрит Маркел. В 1702 г. построена новая деревянная церковь, она сгорела в 1723 г. и снова строится в 1738 г. Ныне существующий каменный храм на том же месте построен в 1776 г. на средства московского купца Алексея Петрова и волоколамского мещанина Иосифа Козмича Калинина. В 1-й половине XIX в. с южной и северной сторон пристроены приделы иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и Преподобного Сергия Радонежского. В 1901 г. по проекту архитектора Вячеслава Францевича Жигардловича (1862-1909) возведена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=09099

Более подробно об истории Рогожской слободы - духовного и административного центра РПСЦ - можно прочитать в статье Д.А. Урушева " У Рогожской заставы " и книге Макарова " Очерк истории Рогожского кладбища в Москве " . Храм в стиле русского классицизма, увенчанный ротондой с куполом и крестом, с желтой окраской; выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Высота купола 43 метра. Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет. Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV-XVIII вв. В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев. Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева. Своеобразно «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям. Не менее уникальна деревянная лестница, которой, как и храму, 213 лет. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена - хоругви - дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечания свв. алтарей в 1905 году. В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древний иконы нашего храма: св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем. В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма. В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов храму, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила - школы Андрея Рублева XV в. Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную палату в 1668г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и св. муч. Иоанном-мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.

http://sobory.ru/article/?object=03402

В 1764 г. вместо бывшей деревянной церкви в Селивановой горе на средства московского купца Тита Петрова и прихожан устроен каменный храм с такою же колокольнею; в нем первоначально устроено было только два престола: во имя св. Николая чудотв. и преп. Сергия Радонежского. В 1837 г. вследствие возрастания прихожан пристроен третий придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Внутренние церковные украшения за время существования церкви не однажды изменялись; так в 1882 г. резной иконостас XVIII ст. в холодном Николаевском храме заменен новым. Вообще, храм в настоящее время довольно богат своими украшениями, утварью и ризницей. Из св. икон особым уважением прихожан пользуются: икона Казанской Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы, именуемой Иоасафскою. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причта получается: от земли пахотной и сенокосной, процентного капитала, от служб и требоисправлений до 1500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. Земли при церкви в пользу причта: пахотной 29 дес. и сенокосной 4 дес.; план и межевая книга на землю имеются. В приходе по клировым ведомостям числится 922 души муж. пола и 1112 жен.; часть живет в городе, остальные в деревнях: Наседкине, Храпкове, Грибанове, Шустове и Лисицыне. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Согласно преданию, территория, где сейчас находится Никольский храм, на Селивановой горе - это первое место, которое посетил преподобный Сергий Радонежский, придя в эти места. Но самое первое письменное упоминание о храме мы находим только в Писцовых книгах за 1562 год, где сказано, что на Селивановой горе, кроме монастырского двора, есть ещё 22 двора крестьянских, 20 келий, в которых жили старцы и нищие. Но тогда на этом месте располагалась деревянная церковь, которую в 1764 году стараниями московского купца Тита Петрова заменили на каменный храм с колокольней и двумя приделами: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя преподобного Сергия Радонежского. Уже в конце XIX века, после расширения трапезной, был освящён придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03157

На богослужении присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин; депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомов.  В соборе молились архиереи, священнослужители, монашествующие и паломники, прибывшие на торжества в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.  На телеканалах  «Союз» ,  «Спас»  и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция из Троицкого собора. Многочисленные паломники также молились за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на Соборной и Красногорской площадях Лавры.  По завершении вечерни с чтением акафиста Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Сергия и чудотворной иконе Святой Троицы, а затем обратился со словом к участникам богослужения:  «Дорогие владыки! Отцы, братья, матушки игумении, сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом празднования памяти святого богоносного и преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского! В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым. Это великая святыня земли нашей. Она соединяет нас с временем преподобного Сергия, тем самым временем, когда наша Русь, находясь в большой опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы по милости Божией стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло. Но никогда жизнь нашего Отечества не была спокойной, потому что враги внешние, да и внутренние, стремились к тому, чтобы понизить роль и значение России не только на европейском континенте, но и во всем мире. И мы знаем, что все мировые войны, самые страшные и самые разрушительные, были связаны с тем, что иные силы и иные власти стремились, в первую очередь, разрушить нашу страну. Но мы выдерживали этот невероятный по силе натиск и побеждали. Конечно, не только потому, что у нас были прекрасные военачальники. Конечно, даже не только потому, что мужественным был наш солдат, но потому что такова была воля Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/5944596.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010