В храме преп. Сергия находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Казанская Вышинская, которая ежегодно, а именно с 20 мая по 8 июля крестным ходом посещает Тамбовскую Епархию. 20 июля 2015 года чудотворный образ Пресвятой Богородицы Казанская Вышинская торжественно был перенесен в Успеский Вышенский женский монастырь. Святой источник в честь святителя Феофана, затворника Вышенского расположен на берегу пруда вблизи храма Сергия Радонежского. На источнике оборудована часовня, купальня. Село со всех сторон окружено большим лесным массивом, в центре села имеется пруд. К северо-востоку расположено урочище Сумежка, к югу протекает река Известь, к западу - правый приток Цны Выша. Ближайшие населённые пункты - посёлок Выша и деревня Важная. К 1911 году насчитывалось 134 крестьянских двора, в которых проживало 463 души мужского и 549 женского пола. Жители занимались земледелием и выделкой овчин. Душевой надел местных крестьян составлял 3 десятины. А в 2012 году в селе осталось лишь 60 жителей. Официальный сайт Скопинской Епархии, http://proza.ru/2018/03/03/983 Село Эмманиловка находится в трёх километрах от Свято-Успенского Вышенского монастыря. Деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была построена здесь в 1860 году на средства известного благотворителя, местного помещика Эммануила Дмитриевича Нарышкина. В то время село называлось Засечным, но сельчане так высоко оценили заслуги Э. Д. Нарышкина, что в его честь во второй половине XIX века переименовали село в Эммануиловку. Славится церковь преподобного Сергия Радонежского тем, что в ней хранится одна из древних святынь Вышенской обители - чудотворная Казанская икона Божией Матери. Здесь же в течение 14-ти лет пребывала другая святыня - мощи святителя Феофана Затворника. История сохранения этих святынь в церкви села Эммануиловка такова. В селе Шаморга, что неподалёку от Вышенской обители, проживал заштатный священник Василий Яковлев. Благочестивые люди, которым удалось сохранить монастырскую Казанскую икону Божией Матери, передали образ ему на хранение.

http://sobory.ru/article/?object=20344

Нынешняя Сергиевская церковь построена в 1865-69 гг. в византийском стиле с пятью большими куполами или главами и со столпами внутри. В Сергиевской церкви три устроенные в ряд престола: средний – в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и придельные: на правой стороне – во имя св. Николая, а на левой – во имя преп. Сергия Радонежского. Из древних икон в этой церкви замечательны: Спаса Нерукотворенного, писанная, по преданию, в XVI ст. и перенесенная в Сергиевскую церковь из сгоревшей в 1715 г. церкви Спаса на Гремячем, и св. Николая Мирликийского, икона эта пользуется глубоким почитанием жителей Нижнего Новгорода. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Нижегородский храм во имя св. преп. Сергия Радонежского – одна из древнейших церквей Ильинской слободы. Первое упоминание о ней относится к 1621 году. В сотной грамоте церковь названа монастырской. Храм тогда имел придел в честь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Кем и когда основан был этот монастырь – неизвестно. Также неизвестно время упразднения обители. Но мы можем предположить, что появление монастыря в честь преподобного связано с посещением им Нижнего Новгорода в далеком XIV столетии. Храм, о котором идет речь, был деревянным, многошатровым. Этот тип церквей почти полностью исчез в XVII веке. В 1701 году Сергиевский храм выгорел в результате пожара. Живший в Ильинской слободе купец Афанасий Фирсович Олисов помог отстроить храм, но уже в камне. Выстроили храм с престолами в честь Спаса Нерукотворного и преп. Сергия. Небольшая пятикупольная церковь с просторной трапезной и высокой шатровой колокольней была украшена муравленой черепицей и красивейшими изразцами. Но недолго простоял этот храм – в 1715 году он снова сгорел. Теперь уже благодаря вкладам богатых прихожан церковь возобновили, но при этом в ней были утрачены многие декоративные элементы, прежде украшавшие ее, и храм вновь был переосвящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=01813

Процветание Киреевской усадьбы и Сергиевской церкви закончилось в начале ХХ столетия, когда Мамонтовы продали свое имение сыну богатого московского купца и благотворителя Владимиру Митрофановичу Грачеву. Нового владельца совсем не интересовала церковь. Здание храма ветшало и разрушалось. Уже после большевистской революции, когда деревянные строения усадьбы были уничтожены деятелями сельскохозяйственной коммуны, разграбленный храм разрушался и в начале 1930-х гг. был разобран на кирпичи. Старинное сельское кладбище разорили, могильные памятники уничтожены. До недавнего времени от усадьбы оставались лишь остатки парка и от кладбища безымянный надгробный камень, увенчанный крестом. Л.Р. Вайнтрауб. http://www.mok-center.ru/categories/5/ Существовавшая ранее церковь Сергия чудотворца в селе Кирееве. Сергиевская церковь построена в 1715 г. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Кирееве каменной церкви. Дело началось по прошению Василисы Парфеньевны Еропкиной. В своем прошении, поданном в казенный приказ в апреле 1714 года, она писала: «Милостивейший государь, вотчина у меня в Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, сельцо Киреево, и ныне я по обещанию в том сельце хочу построить каменную церковь во имя преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а без твоего великого государя указу той церкви строить не смею. Всемилостивейший государь, вели о строении той вышеписанной каменной церкви дать указ». На прошении написано: «дать указ против челобитья, 1714 года мая 10 дня». Она же, Василиса Еропкина, в прошении, поданном в 1714 г. в поместный приказ, объяснила, что: «в вотчине своей в половине сельца Киреева обещание – де у ней в том сельце построить церковь каменную преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а к той – де церкви поступилась она земли попу с причетники 10 четьи в поле, да сенных покосов на четь по копне 10 копен, и чтоб указом повелено было к той церкви землю и сенные покосы справить и отказать, и о том в Патриарший приказ послать память». По получении из поместного приказа уведомления об утверждении к церкви земли, в Синодальном казенном приказе была отобрана от стряпчего Василисы Еропкиной Василия Петрова сказка, в которой он указал: «у новопостроенной церкви Сергия чудотворца, которая будет строиться в селе Кирееве, будет двор попов, двор дьячков, да приходских в том сельце двор помещиков и два двора крестьянских».

http://sobory.ru/article/?object=38187

Эти залоги и задатки для возрастания нашей обители находятся в том, что она основана во имя Триединого Бога, по примеру богоносного отца нашего Сергия, Радонежского Чудотворца, основавшего Свято-Троицкую обитель внутри России, от которой мы и получили первое благословение на основание обители иконой преподобного Сергия, и что она будет находиться под покровом сего угодника Божия, ибо храм сей, ныне нами освящённый, посвящён имени преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Кроме того, она имеет точную копию с иконы Божьей Матери Псково-Печерской " Умиления», благоговейно почитаемой в нашем крае. А блаженный Никодим, бывший Иерусалимский патриарх 70 , прислал в нашу обитель в благословение и залог её возрастания и процветания часть святых мощей св. апостола Андрея Первозванного, часть от древа честного животворящего Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и два камня – один от живописного гроба Господня, а другой от св. горы Голгофы 71 . Все эти священные предметы, по чувству нашего верующего сердца, верные задатки для возрастания и будущего процветания сей святой обители и для привлечения к ней благочестивых людей, благоговейно почитающих святыню. Подают нам надежду на это и те условия, при которых возникла эта обитель, начала свою жизнь и теперь живёт: на неё обратились взоры Благочестивейшего Государя нашего Александра Александровича, оказавшего щедрую помощь на её устроение; благопотребность и полезность святой обители среди сего града признал Святейший Синод и даровал ей место, на котором она устрояется; многие высокие сановники духовного и светского ведомств выразили своё сочувствие к устроению здесь обители и оказали ей своё содействие словом и делом, трудами и жертвами. Сама же обитель видимо пришлась по сердцу местному православному населению: местные жители с любовью посещают богослужение, совершаемое в обители, и усердствуют своими приношениями на содержание живущих в общине сестёр и призреваемых в ней сирот. Но при этом мне припоминается из жизни преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, одно бывшее ему видение: «один раз ночью преподобный Сергий стоял в своей келии на обычном правиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые пострадали за христианскую веру в 320 году. В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=02249

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

В интерьере храма на своде и окнах – барочные лепные обрамления, выполненные в XVIII веке. В алтаре и четверике сохранились 18 живописных клейм. В четверике живопись посвящена жизни и чудесам великомученика Дмитрия Солунского. Сведений о том, когда она была выполнена, пока не найдено. Украшение храма – золоченный резной иконостас XVIII века. Он имеет все основные членения – горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные колонки. В пятом ряду все колонки соединяются между собой висячими арками с гирькой посередине, которая зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки. Венчает иконостас резное распятие Иисуса Христа на горе Голгофе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На стене около Распятия живопись, изображающая город Иерусалим, Бога Саваофа и четырех Ангелов с орудиями страданий: крестом, столпом, лестницей, копьем и тростью с губкой. Иконостас трапезной, выполненный в XIX веке, более скромен и не претендует на оригинальность: двухъярусный, столярный, крашеный, с колоннами, золочеными капителями и карнизами. Храм святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского. Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739-1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского. Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Оно состоит из основного четверика, ступенчатого алтаря с пятигранными апсидами в каждом из ярусов и сильноразвитой трапезной. Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами. К сожалению, ни один из иконостасов храма Сергия Радонежского до настоящего времени не сохранился. В интерьере сохранились лишь четыре великолепные изразцовые печи, массивные, двухъярусные с профилированными карнизами и витыми полуколонками на углах, с крупными фигурными картушами и растительными мотивами в зеленовато-бирюзовом цвете. Рельефные полихромные изразцы современны постройке храма.

http://sobory.ru/article/?object=06423

В 1422 году, через тридцать лет после блаженной кончины преподобного Сергия, на месте деревянной Троицкой церкви решили возвести новый каменный собор в честь Живоначальной Троицы. Перед началом строительства Преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел передать игумену Никону Радонежскому и братии следующие слова: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот во время строительных работ при закладке фундамента были обретены святые мощи Печальника земли Русской. Не только его тела, но и одежды совершенно не коснулось тление, хотя кругом стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Дмитриевича 5 июля 1422 года честные останки были изнесены из земли и временно поставлены в Троицкой деревянной церкви, перенесенной немного По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли Почитание преподобного Сергия в Троицкой обители началось еще при жизни подвижника. Через тридцать лет после его блаженной кончины преподобный Епифаний Премудрый говорит о Сергии как о местночтимом святом. А начало общецерковного почитания, по мнению профессора Е.Е. Голубинского, датируется примерно 1447-1450 годами. В своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» Евгений Евсигнеевич писал: «Не знаем, было ли ему нарочитым образом устроено общецерковное празднование, или он сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы, но в 1447-1448 годах он уже называется в числе великих, весьма немногих тогда чудотворцев Русской Также он высказывал мнение, что фактом причисления преподобного Сергия к лику святых для общецерковного почитания можно считать грамоту митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке 1449 или 1450 года, в которой предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями. Это было в тот момент, когда игуменом Троицкой обители был преподобный Мартиниан. Современные исследователи соглашаются с Голубинским, считая, что честные останки святого Сергия почитались уже тогда, в середине XV века: «Вместе с великим князем Василием Темным митрополит Иона с сонмом русского духовенства, с игуменом Мартинианом с братией Троицкого монастыря при стечении… огромного числа народа славили своего молитвенника и чудотворца преподобного Сергия и поклонялись его святым

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

– Полный текст доклада: Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 225–253. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Судьба главы преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 2001. 4. С. 33–53. Антоний, архимандрит. Слово на день памяти преподобного Сергия// Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией. 1892. Ноябрь. С. 247–251. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 58–61. Антоний, митрополит сурожский . Преподобный Сергий Радонежский//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 34. Антонов М. Всему миру свет (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского)//Журнал Московской патриархии. 1993. 5. С. 107–111. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия//Летопись занятий Археографической комиссии. 1876–1877 гг. Вып. 7. СПб., 1884. С. 139–175. – Отд. изд.: СПб., 1877. Архангельский А. Печальник земли Русской преподобный Сергий и основанная им обитель Троице-Сергиева лавра. М., 1895. Ахлюстина М. А. Сергий Радонежский (о нравственном воздействии личности на исторический процесс)//Исторические чтения. Материалы научных конференций. Вып. 7–8. Христианство на Урале (2000). Вдали от столиц: страницы городского быта (2001). Краеведение как явление культуры (2003). Челябинск, 2004. С. 28–34. Балашов Д. М. Ветер времени. Роман//Север (Петрозаводск). 1987. 5. С. 2–60, 6. С. 11–68, 7. С. 4–60, 8. С. 4–53. Балашов Д. Похвала Сергию. Роман//Наш современник. 1991. 9. С. 6–46; 10. С. 67–114; 11. С. 20–68. Перепеч.: Балашов Д. М. Похвала Сергию. Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. Балашов Д. М. В обители//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 256–301 [перепеч. из: Балашов Д. М. Ветер времени. Петрозаводск, 1988. С. 33–76]. Бахметева А. Н. Преподобный Сергий, радонежский чудотворец//Московский журнал. 1992. 7. С. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и настоящая книга названа патериком; но это патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, то есть сказания о святых угодниках Божиих, которые жили и подвизались в обители преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, или в обителях, основанных учениками преподобного Сергия, а равно и тех, которые получили монашеское воспитание под духовным руководством иноков сих обителей и таким образом положили начало духовного подвига под благодатным водительством великого отца иноков северной Руси, – зажгли в себе благодатный огонь духовной жизни от сего великого и пресветлого светильника. Первоначально эта книга была составлена и издана к пятисотлетию блаженной кончины преподобного Сергия нашим известным духовным писателем-историком покойным графом М. В. Толстым. Предоставив право издания своего патерика обители преподобного Сергия, под сенью которой он провел как свою юность, так и последние старческие годы и нашел себе вечное упокоение, почтенный автор пополнил книгу и, для большего удобства пользования сказаниями, заключающимися в патерике, расположил их по месяцам года, подобно сказаниям Четьих-Миней, Прологов, Киево-Печерского патерика и других житий угодников Божиих. Редакция «Троицких листков», издавая этот патерик, со своей стороны еще раз пересмотрела всю книгу и пополнила ее: 1) сведениями об учениках преподобного Сергия, коих память не приурочена к определенным числам; 2) многими подробностями в сказаниях о святых угодниках, которые в изложении покойного графа были слишком кратки, отчего книга получила более назидательный характер и увеличилась в объеме более чем втрое против первоначальной ее редакции и 3) наглядной таблицей, которая, подобно родословной, показывает духовное сродство с преподобным Сергием и его обителью всех тех угодников Божиих, жития которых имеются в патерике. О житии самого преподобного Сергия в патерике особенных сведений не сообщается, кроме тех, в которых обстоятельства его жизни соприкасаются с обстоятельствами жизни его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010