Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени. Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.). " Ненавистная рознь " , раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь " своего " и " себя " , иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

http://patriarchia.ru/db/text/910110.htm...

В главном храме находились престол преподобного Сергия Радонежского и два придела. Один из них – святого Александра Невского и Марии Магдалины устроили в честь 25-летия супружества императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, другой – чудотворца Николая –  посвящён спасению жизни наследника российского престола Николая Александровича во время его путешествия по Японии 29 апреля 1891 г. Иконостас – 4-ярусный, копия иконостаса Успенского Кремлёвского собора. 94 иконы выполнены живописцем Ф.Е. Кудряшёвым. Из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращали на себя внимание: с северной стороны Царских врат в особых сенях по образцу Успенского собора – икона Владимирской Богоматери и Святого Георгия Победоносца, с южной – икона Казанской Богоматери. Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем – собор святых Апостолов, в четвёртом – ветхозаветных пророков и праведников, выше иконостас увенчан восьмиконечным золочёным крестом. Перед алтарём на возвышении в несколько ступеней устроена солея из облицованного подольского мрамора, ограждённая железной бронзированной решёткой. По сторонам солеи – два прекрасной работы полированных сосновых клироса, выше которых помещены иконы Богоматери скоропослушницы и целителя Пантелеймона (дар афонской Пантелеймоновской часовни в Москве). На южной стене рядом с этими иконами находилась драгоценнейшая и главнейшая святыня храма – древняя икона преподобного Сергия, пожертвованная собором Троицкой лавры. На левом клиросе – икона Спаса Нерукотворного, а рядом по северной стене – икона Иверской Богоматери (благословение Иверского Афонского монастыря). Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращали на себя: икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Симеона Юродивого и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы. По углам храма выше карниза под парусами в массивных киотах размещались изображения четырех евангелистов. Не меньшее внимание обращали на себя иконы, помещённые в приделах святого Николая – икона преподобного Сергия (в роскошном киоте), икона святых устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, икона святого Александра Невского, шитая бисером и шелками работы графини А.А.Орловой-Чесменской. В главном алтаре, на горнем месте, находилась больших размеров картина «Преображение Господне», по ее сторонам были изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия художественной работы. В алтаре находилась богатая плащаница работы сыновей Г. Корнилова, в главном приделе по изяществу работы выделялся свечной ящик из агрового дерева. Полы в храме и в его галереях – бетонные, паркетного типа. Масса света проникала в храм через громадные окна галереи.

http://sobory.ru/article/?object=34539

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием основания Толгского монастыря Предстоятель Русской Церкви наградил настоятельницу обители орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени. Во внимание к помощи Толгскому монастырю и в связи с 60-летием со дня рождения губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Также во внимание к помощи Толгскому монастырю Святейший Патриарх Кирилл удостоил первого заместителя губернатора — председателя правительства Ярославской области А.Л. Князькова ордена преподобного Сергия Радонежского III степени, заместителя губернатора Ярославской области В.Г. Костина — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени и президента ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкина — ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы иконки с Толгским образом Божией Матери с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Крестовоздвиженский храм обители, где поклонился чудотворной Толгской иконе. Во Введенском соборе Святейший Владыка поклонился мощам святителя Игнатия Брянчанинова. В завершение своего пребывания в Толгском монастыре Святейший Патриарх Кирилл осмотрел здание воскресной школы, находящееся рядом с обителью. По окончании праздничной Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил церемонию презентации юбилейного издания «Святая Толга», прошедшую в притворе Спасского храма обители. В ходе презентации инокиня Спиридона (Жевлакова) представила книгу и ее авторов — М.Г. Шиманскую и С.А. Метелицу. В историко-церковном двухтомнике с предисловием Святейшего Патриарха Кирилла впервые собраны архивные и музейные материалы, рассказывающие о многовековой жизни монастыря, представлена уникальная фотолетопись его возрождения, приведены рассказы священников, монахинь и мирян, причастных к подвигу восстановления обители. Затем митрополит Ювеналий торжественно открыл выставку «Радость и утешение верным: Святыни Ярославской земли», организованную в трапезной части Спасского храма. Экспозиция включает редчайшие памятники, связанные с духовной историей Ярославского края — моленную икону Три мученика Виленских, принадлежавшую священноисповеднику митрополиту Агафангелу (Преображенскому), антиминс 1483 года из церкви Николая Чудотворца, паломнические евлогии, списки Толгской иконы Божией Матери и других чудотворных икон, традиционные для Ярославский земли иконы из финифти, а также старинные книги и фотографии. На площади у Введенского собора митрополит Ювеналий совершил гашение почтовой марки, посвященной юбилею Толгского монастыря.

http://e-vestnik.ru/church/tolgskie_yubi...

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году. В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других. Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь. В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года. В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой. При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

Вся жизнь его была непрерывным подвигом смирения и самоуничижения, он старался видеть свои слабости и недостатки, скрывая от себя самого и от мира свои подвиги, труды и добродетели. Припомните из жития его, как, став настоятелем собравшейся братии, был для нее Преподобный поваром, пекарем, портным, плотником, каким угодно трудником и служил ей, как раб купленный. И смирение, самоуничижение вознесло, возвеличило, прославило Преподобного Сергия и возвело на величайшую нравственную высоту, так что не только люди верующие благоговеют пред светлым образом Радонежского чудотворца, но почитают его и люди, не имеющие отношения к Церкви. Бог прославил Своего угодника даром необыкновенной сердечной чистоты, глубокого душевного мира, прозрения, чудотворения и молитвенного предстательства. С именем Преподобного Сергия в русской истории связаны воспоминания о самых славных и светлых ее страницах – о народном нравственном возрождении и освобождении нашей земли от тяжкого двухсотлетнего татаро-монгольского ига. Преподобный Сергий своим нравственным влиянием и молитвой вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости, поднял упавший дух родного народа, пробудив в нем веру в свои силы, веру в свое будущее, и по его благословению на битву и по его молитвам наш народ получил после двухсотлетнего иноземного порабощения нравственную и гражданскую свободу. Под мудрым руководством Преподобного воспитывалось высоконравственное, смиренное монашество. Внимание и любовь к людям научили его тихо и кротко «настраивать» душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее качества и чувства. Преподобный Сергий поселился среди густого леса, в месте, удаленном от путей человеческих, и, несмотря на это, свет добрых дел его распространился повсюду: и оттуда услышано было благоухание его святой, богоугодной жизни. И вот к нему в пустыню стекаются люди, чтобы поведать свои скорби и печали, чтобы получить от него совет и наставление, попросить его молитв и исцелелиться от своих недугов. И любвеобильный Преподобный Сергий всякого, кто приходил с нуждою и скорбью, не оставлял без утешения. Он был доступен для всех, и его смирение, простота, кротость привлекали к себе сердца человеческие, так что был он для русского народа родным отцом, утешителем и скорым помощником в скорбях. Русский народ любил его всей своей душой, ибо и он был русский – плоть от плоти и кость от кости своего народа. Еще при жизни Преподобного Сергия имя его стало известным во всех уголках нашей земли, и не было такого православного семейства, где бы не призывалось оно в молитвах. Так прославил Бог Своего угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В 1715 году в Загорье был возведен храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. Годом позже его обложили данью, а в последующих 1717–1740 годах Сергиевская церковь писалась в приходных книгах под Звенигородской десятиной: «Церковь преподобнаго Сергия игумена Радонежскаго чудотворца в вотчине жильца Григорья Тулубьева в селе Загорье, дани 25 алтын 4 денги». Приход этой церкви состоял из 5 дворов: вотчинника Тулубеева и 4 крестьянских. История Сергиевского храма в Загорье описана в одном единственном источнике – неизданной книге протоиерея Николая Скворцова о церквях Рузского уезда: «В 1773 году вотчинница полковница Татьяна Григорьева Чагина писала, что в сельце Загорье деревянная церковь Преподобного Сергия пришла в обветшание, вместо нее она желает построить в тоже наименование каменную церковь с колокольнею». В июле 1775 года архиепископ Московский Платон велел приписать к селу Загорье сельцо Агарково и сельцо Ремянники из соседних приходов и выдать «храмозданную грамоту» на строительство каменного храма в Загорье. Из клировой ведомости за 1776 год известно, что «села Загорье церковь преподобнаго Сергия чудотворца деревянная, в ветхости, утварью посредственна. Священник – Савва Яковлев (44 лет), дьячка и пономаря не имеется. Церковной пашенной и сенокосной земли имеется тридцать три десятины». В приходе числилось 50 дворов, в которых проживали 170 мужчин и 163 женщины. В январе 1778 года благочинный доносил, что в селе еще не строится новая каменная церковь, а стоит ветхая деревянная. Архиепископ Платон велел «Консистории подтвердить, чтобы нынешним летом церковь начата была, а если не начнут, то более строить воспретить». В 1778 году Чагина умерла, Загорье досталось ее сыну, майору Василию Ивановичу, который «обещал строить церковь, но летом 1778 года еще не сделал никаких к тому приготовлений». В ответ поступило распоряжение: «Строить оную без особливаго дозволения нашего не допускать». Потому приписные деревни остались в прежних своих приходах. Ветхая деревянная Сергиевская церковь в Загорье сгорела 22 сентября 1784 года вместе с иконостасом, ризницей и прочею церковною утварью. А ковчег со Святыми Дарами, сосуды, три напрестольных Евангелия, запрестольный образ Богоматери и 20 церковных книг удалось спасти – их вынес во время пожара священник означенной церкви Савва Яковлев.

http://sobory.ru/article/?object=13422

Вот такими подвигами была украшена на земле жизнь Преподобного Сергия, и благодаря этим подвигам прославил его Господь Своею Божественной славой, и он, еще будучи на земле, приобрел величайшую чистоту и упокоение сердца, глубокий мир души, залог будущего блаженства. За его святую жизнь Господь даровал ему дар чудотворения и прозрения, так что Преподобный Сергий, еще живя на земле, творил множество чудес и имя его было известно во всех уголках нашей Русской земли, как имя великого угодника Божия и молитвенника. Он удостоился посещения великой Небесной Гостьи – Пресвятой Богородицы с двумя Апостолами; Она изрекла: «Неотступна буду от места сего и буду покрывать его». А к концу жизни имя его настолько уже стало известно, что редко кто из верующих не призывал Преподобного Сергия в своих молитвах. Призывавшие же его сподоблялись величайших милостей и щедрот Божиих. Прославляющия Мя прославлю ( 1Цар. 2:30 ), – говорит Господь. Так прославил Он и угодника Своего – Преподобного Сергия. Достигнув духовного преуспеяния, Преподобный Промыслом Божиим поставляется духовным наставником для ищущей спасения под его руководством многочисленной братии. И он приносит себя в жертву для блага ближних, с великим терпением и любовью трудясь над нравственным усовершенствованием каждого новоначального инока. Под его мудрым духовным руководством было воспитано высокодуховно-нравственное монашеское братство, воплотившее в себе высочайшие идеалы христианской жизни; причем многие из членов сего братства и сами впоследствии стали наставниками и руководителями иноческих обителей. Мы уже сказали, что Господь прославил Своего угодника даром пламенной молитвы и чудотворения, так что имя его стало известно всей Русской земле, и к Преподобному еще при жизни стекалось множество народа, чтобы поведать ему свои скорби и печали, чтобы услышать от него совет и наставление, чтобы попросить его святых молитв и, по мере своей веры, получить от него исцеление своих недугов и утешение в скорбях. Но помимо той благодатной помощи, которую получали от него приходящие к нему с верой, и того утешения, которым утешал Преподобный Сергий скорбящих и страждущих, он имеет еще иную, величайшую заслугу перед нашим русским народом и по праву может быть назван спасителем и восстановителем нашей Русской земли, ибо именно с его именем в нашей истории связано воспоминание о светлой поре нравственного народного возрождения и освобождения от татаро-монгольского владычества, так что пред светлым образом Преподобного Сергия за его заслуги преклоняются даже люди, совершенно не имеющие никакого отношения к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В 1422 году, через тридцать лет после блаженной кончины преподобного Сергия, на месте деревянной Троицкой церкви решили возвести новый каменный собор в честь Живоначальной Троицы. Перед началом строительства Преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел передать игумену Никону Радонежскому и братии следующие слова: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот во время строительных работ при закладке фундамента были обретены святые мощи Печальника земли Русской. Не только его тела, но и одежды совершенно не коснулось тление, хотя кругом стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Дмитриевича 5 июля 1422 года честные останки были изнесены из земли и временно поставлены в Троицкой деревянной церкви, перенесенной немного восточнее 3 . По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли туда 4 .  Почитание преподобного Сергия в Троицкой обители началось еще при жизни подвижника. Через тридцать лет после его блаженной кончины преподобный Епифаний Премудрый говорит о Сергии как о местночтимом святом. А начало общецерковного почитания, по мнению профессора Е. Е. Голубинского, датируется примерно 1447–1450 годами.  В своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» Евгений Евсигнеевич писал: «Не знаем, было ли ему нарочитым образом устроено общецерковное празднование, или он сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы, но в 1447–1448 годах он уже называется в числе великих, весьма немногих тогда чудотворцев Русской земли» 5 . Также он высказывал мнение, что фактом причисления преподобного Сергия к лику святых для общецерковного почитания можно считать грамоту митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке 1449 или 1450 года, в которой предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями. Это было в тот момент, когда игуменом Троицкой обители был преподобный Мартиниан. Современные исследователи соглашаются с Голубинским, считая, что честные останки святого Сергия почитались уже тогда, в середине XV века: «Вместе с великим князем Василием Темным митрополит Иона с сонмом русского духовенства, с игуменом Мартинианом с братией Троицкого монастыря при стечении… огромного числа народа славили своего молитвенника и чудотворца преподобного Сергия и поклонялись его святым мощам» 6 .

http://e-vestnik.ru/church/600_letiye_ob...

Трудами отца Илариона в храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского и туда поставлены иконы из закрытого хуторского храма. В новом приделе отец Иларион сделал небольшие хоры для певчих, такие же хоры пристроил и в уже существующем, правом приделе во имя святителя Николая Чудотворца. В 1936 году настоятель храма протоиерей Константин Сперанский был арестован и погиб в лагере, та же участь грозила и отцу Илариону, но местные жители ходатайствовали перед властями за батюшку, как за искусного мастера-бессребреника, который всем всё чинил бесплатно. Во время Великой Отечественной войны, с августа 1941 г . по 1945 г ., под престолом Владимирского храма села Виноградово находилась святая глава преподобного Сергия Радонежского, переданная старцу на хранение его духовным сыном Павлом Голубцовым. В апреле 1946 г . Троице-Сергиева Лавра была вновь открыта. Отец Иларион облачал святые мощи преподобного Сергия в схиму и вернул святую главу к мощам. Тогда же батюшка перешел на жительство в обитель преподобного Сергия. Он был избран братским духовником, но пробыл в Лавре недолго, всего год с небольшим. Снова вернулся в Виноградово, где тогда настоятелем был его родной брат, протоиерей Петр. Уединенная жизнь в непрестанном труде с Иисусовой молитвой — таков был духовный строй жизни почившего старца. Изо дня в день текла размеренно его внутренняя и внешняя деятельность. Он не любил много говорить. Часто характерными резкими жестами дополнял он свою несложную речь. Эту мимику рук и пальцев, имевшую большую связь с его рабочими жестами, надо было понимать, как немую речь, невысказанную мысль. Батюшка отличался необыкновенной вежливостью, не допускал в своей речи никаких грубых резких выражений, никогда не смеялся. В то же время был прост, сопровождал речь ласковой, согревающей сердце улыбкой. Никогда никто не видел в нем проявления гнева, вспыльчивости, раздражительности. Роста старец был среднего, ходил крупными энергичными размеренными шагами, был худощав, имел выразительные рабочие руки с широкими ладонями. Лицо у старца было выразительное, с небольшим лбом, запоминающееся навсегда: большие подвижные темно-карие глаза, которые он то широко открывал, то, говоря, совсем прищуривал. С тарец имел большую белую бороду, такие же волосы, маленькую короткую шею, крепкое телосложение.

http://pravmir.ru/ne-lyublyu-vlastvovat-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010