Уже тогда было решено, что храм преподобного Сергия разместится в здании колокольни, во втором ярусе, над Святыми вратами. По заверению настоятеля: «по приличеству и по пространству места, для украшения обители, на оном нижнем апартаменте [этаже] имеет быть церковь во имя преп. Серия Радонежскаго Чудотворца» 19 января 1760 года архимандрит Мисаил обратился в Московскую Синодальную контору с прошением разрешить разборку старой Сергиевской церкви и использование ее кирпича на сооружение колокольни. Однако в те годы удалось возвести только два яруса: нижний арочный проезд – Святые врата, и второй этаж, тот самый, где должна была разместиться церковь; после чего строительство на долгие годы было заморожено. Оно возобновилось в 1782 году, когда по настоятельному ходатайству архимандрита Иоасафа (Маслова) (настоятеля в 1779–1785 годах) из государственной казны на завершение колокольни монастырю было выделено 20 000 руб. Устройство Сергиевской церкви производилось на частные пожертвования, необходимые средства выделила состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина. В 1787 году, 27 сентября, архимандрит Павел (Пономарев) (годы настоятельства 1786–1794) подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца… усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради… прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить». Разрешение освятить храм было дано 17 ноября 1787 года. Освящение состоялось 14 декабря 1787 года; оно стало для монастыря настоящим праздником, на который собралось множество людей, были приглашены почетные гости. По признанию очевидца этого события, монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею.

http://sobory.ru/article/?object=05178

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником – с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем. Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых. И сегодня, предстоя у раки честных мощей преподобного Сергия, мы вспоминаем, как во время служения Божественной литургии преподобным Сергием небесный огонь сошел в святую чашу. И все – кто сослужил ему, и кто присутствовал в храме – были свидетелями этого удивительного чуда. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, небесный огонь сходит на Святые Дары, чтобы преложить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. Мы не видим этого нашими физическими очами, но ощущаем присутствие Божие и дуновение Святого Духа в те минуты, когда возносим молитвы Господу о том, чтобы хлеб стал Телом Христовым, а вино стало Кровью Христа. Когда предстоятель за Божественной литургией молится об этом Господу, он говорит: «Ниспосли Духа Святаго на ны и на предлежащия дары сия». То есть мы просим, чтобы Святой Дух сошел не только на хлеб и вино, но и на нас, чтобы мы стали достойны причастия Святых Христовых Таин и через причащение соединились с Богом так, как с Ним соединялись через служение Божественной литургии преподобный Сергий, братья его святой обители и многие святые и преподобные отцы, которые духом своим созерцали Божественный огонь, нисходящий в святую чашу. Когда по нашей молитве Святой Дух сходит на Святые Дары, то хлеб и вино чудесным образом превращаются в Тело и Кровь Христовы. Не просто в какие-то символические воспоминания, а в реальное Тело и в реальную Кровь Господа Иисуса Христа. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то принимаем внутрь себя не простой хлеб и не простое вино, но Самого Воплотившегося Бога. И Его Тело, входя внутрь нашего тела, соединяется с ним и обоготворяет его изнутри, а Его Кровь, входя в нашу кровь, начинает течь в наших жилах.

http://mospat.ru/ru/news/45354/

В 1816 году дворянами Ильиными на свои средства был выстроен рядом с городищем, в Заречной слободке, каменный храм в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Инициатива исходила от Елизаветы Фёдоровны Ильиной. Она принимала активное участие в строительстве возводимого храма. Кирпичная белоснежная церковь с голубыми куполами была возведена в очень красивом месте - на косогоре, возле кромки леса. От Знаменского храма открывался потрясающий вид на бескрайние просторы, раскинувшиеся на десятки километров, на живописную реку Оку, на валы древнего каширского городища. Сам храм был выстроен из кирпича и украшен резными деталями из белого камня. Сооружён храм незаурядным архитектором в лучших традициях русского классицизма. Боковые притворы были обрамлены портиками, колонны которого были украшены элементами тосканского ордера (к сожалению, украшения не сохранились). Массивный четверик увенчан восьмигранной световой ротондой. Трёхъярусная колокольня соединена с четвериком посредством небольшой трапезной. С южной стороны (со стороны автомобильной дороги Ступино-Озёры) к храму от входных церковных врат поднималась широкая белокаменная лестница, уничтоженная при советской власти. Главный алтарь храма был освящён в честь иконы Божией Матери " Знамение " , два боковых - в честь святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского. Появление в селе храма с таким посвящением неудивительно: некогда в большом владельческом селе Старая Кашира Суковской волости Коломенского уезда был деревянный Знаменский храм, один из 14 храмов древнего города Кашира. Храм иконы Божией Матери " Знамение " в Заречье - так именовалась одна из деревянных церквей, построенных в XVI веке в древней отдалённой Заречной слободе. В августе 1914 года в Знаменский храм был назначен священник Сергий Смирнов (прослужил до 1916 года). Составленная при настоятельстве отца Сергия Клировая ведомость о церкви Знамения села Старая Кашира Коломенского уезда за 1916 год сообщает, что " здание было каменным с каменной колокольней в одной связи, крыта железом. Престолов в ней три: во имя Знамения Пресвятой Богородицы, Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=03771

Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года. Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года. Святыни: Местная чтимая чудотворная икона Божией Матери – Казанская (единственная икона, сохранившаяся от тех икон в монастыре, которые были до безбожных гонений). В монастыре пребывают частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила (1651-1655), свт. Феодорита (1605-1617), свт. Гавриила (1837–1858), свт. Мелетия (1896–1900); честные останки рязанских преосвященных: архиепископа Алексия Титова (1733–1750), архиепископа Антония (1621–1637), епископа Гурия Лужецкого (1554–1562), епископа Михаила (1548–1551), митрополита Стефана Яворского (1700–1722). В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня. Имеются икона св. апостола Андрея Первозванного, икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.   Монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района. Важные события из жизни обители Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода. С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата». В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа. 16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм. В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря. http://www.ryazeparh.ru/ Троицкий монастырь находится близ г. Рязани на старой Московской дороге, «усть реки Павловки», впадающей в реку Трубеж. Время основания его с подлинностью не известно, хотя и есть предание, что преподобный Сергий, бывший в Рязани в 1385 г. для примирения князя Рязанского Олега с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, по прибытии в столицу княжества Рязанского, не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре. В силу этого довольно темного предания, построение сего монастыря относят к концу XIII или к началу XV столетия. Но такое предание не подтверждается ни одною из летописей, хотя в них и встречаем более или менее подробные известия о посещении Олега преподобным Сергием. По этому нам кажется более вероятным то предположение, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания преподобного Сергия в Рязани и, следовательно, не ранее XV столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Церковь в селе Зятьково в XVII- XVIIIbekax неоднократно меняла свое название. Первое упоминание о деревянной церкви находится в писцовой книге 1628 года, где сообщалось следующее: «Вознесенского девичья монастыря, что на Москве в кремле городе, в вотчине село Зятьково на реке Дубне, а в нем церковь Божия Архистратига Михаила древена клецки [деревянная]…» Спустя полвека в переписной книге 1677 года указано уже другое посвящение храма: «Вознесенского девичья монастыря село Зятьково, в нем церковь во имя Сергия Чудотворца…» В 1770 году в Зятьково была построена новая деревянная церковь, освященная вновь во имя Архистратига Михаила, но с приделом преподобного Сергия Радонежского. В клировой ведомости 1796 года относительно села Зятькова сказано: «Церковь Архистратига Михаила с приделом Преп. Сергия, деревянная, построена 1770 г.». Ныне сохранившийся каменный храм был возведен в 1852 году, и его главный престол был освящен уже в честь Казанской иконы Божией Матери. Возможно, на новое посвящение повлияла своего рода «конкуренция» с соседями. Примерно в то же время в селе Стариково, расположенном в одном километре от Зятьково, но на другом берегу Дубны, по тогдашнему административному делению уже в Московской губернии, строился свой кирпичный храм, который впоследствии был также освящен в честь Казанской иконы. Церковь была приходской, выстроена на средства прихожан - экономических крестьян в 1852 году в стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Бесстолпный двусветный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом, на котором поставлены пять круглых декоративных барабанов с луковичными главками. С запада к нему примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня. Верхний ярус колокольни - цилиндрический резонатор звона, завершенный куполом с главкой. В убранстве фасадов храма использованы пилястровые портики. После революции храм был один из немногих действующих храмов в округе. По данным НКВД в 1944 году на Пасху в этом храме молилось около 1500 человек, и храм села Зятьково был в числе пяти самых посещаемых по Московской области на эту пасхальную службу. Церковь с. Зятьково действовала до конца 50-х годов XX в. После закрытия в ней был устроен колхозный склад, трапезная покрыта шифером. Был сломан крест на центральной главке. Крест другой главы упал в 1978 году. Реставрационные работы до 1999 года не проводились. Церковь упомянута в каталоге «Памятники архитектуры Московской области».

http://sobory.ru/article/?object=03835

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось. Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов. Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина. По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей. Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе. В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

— Можно ли говорить о том, что в духовном наследии Радонежского чудотворца есть моменты, важные и насущные не только для православных христиан, но и для всех россиян (тогда и нынешний юбилей приобретает общегосударственное звучание)? — Безусловно, Сергий Радонежский почитается православным миром за свои святые подвиги, но многие его деяния носят светский, общегосударственный характер. Благодаря дипломатическим способностям ему удалось не просто найти компромисс между князьями, но и сплотить политическую элиту того времени. Ему это удалось в тяжелое время раздробленности и открытой вражды. Преподобный понимал, что подобная ситуация не сможет избавить государство от многолетней зависимости от Золотой Орды. Преподобный повлиял не только на формирование Русской государственности, но и формирование самого русского народа, Православие для которого стало по сути нациообразующим фактором. По мнению русского философа и богослова отца Павла Флоренского: «…в лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда сознав себя, — получил историческое право на самостоятельность». Именно поэтому, юбилей Сергия Радонежского организуется не только на церковном, но и государственном уровне. — Каковы основные аспекты деятельности возглавляемого Вами юбилейного Комитета? Какие церковные, общественные, культурные события и мероприятия прошли и еще планируются? — В рамках Организационного комитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проводится множество мероприятий: конкурсов, выставок, конференций. Одним из самых важных из них стали XXII Международные Рождественские образовательные чтения. Это крупнейший международный церковно-общественный форум, в котором принимают участие представители Русской Православной и других Поместных Церквей, руководители общественных организаций и государственных органов. Чтения проводятся в несколько этапов: на региональном уровне и международном — в Москве. Международный этап проводился в январе этого года, открывшись в Государственном Кремлевском дворце и Храме Христа Спасителя с участием первых лиц государства, а всего в его работе приняло участие более 15 000 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/3642983.ht...

Вместе с городом монастырь много и часто страдал от опустошительных пожаров. После пожара 1865 года монастырь долго не мог оправиться, погорели монастырские храмы и кельи немногочисленного братства. В пожарах 1865, 1888, 1897 годов погибли многие исторические документы. Архив и библиотека монастыря из-за частых пожаров не сохранились. " Утрата этих древнеписьменных памятников тяжела для церковной истории Северо-западного края России, тем более, что Невельский Спасо-Преображенский монастырь никогда не был предметом особенного исследования людей науки " . В монастыре хранились чтимые старинные иконы. На горнем месте в церкви Николая Чудотворца стояла икона византийского письма в золоченой ризе Господа Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерью и Святым пророком и Предтечей Иоанном Крестителем византийского письма в золоченой ризе. Икона преподобного Нила Столобенского в серебряно-золоченой ризе почиталась чудотворной жителями города и окрестных мест. В день обретения мощей преподобного, 27 мая старого стиля, на поклонение этой иконе собиралось большое число молящихся, перед ней служились молебны. По преданию эта икона была принесена из Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. Икона преподобного Сергия Радонежского Чудотворца с частицей его гроба была прислана в благословение монастырю наместником Троице-Сергиевой лавры в 1874 году. Икона была с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, святителя Ионы, митрополита Московского, святых целителей Козьмы и Дамиана. Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, была устроена и украшена жителями города в память избавления от холеры в 1841 году. Коллежский советник Евфимий Андреевич Отрошкевич в 1865 году преподнес в дар обители икону Успения Богоматери в серебряной позолоченной ризе. В монастыре хранился небольшой серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего древа Господня и святых мощей апостола Павла и великомученицы Варвары и два Евангелия. Одно Евангелие было напечатано в Москве в 1685 году, другое в 1694 году.

http://sobory.ru/article/?object=37637

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010