«На осмодесятое же лето возраста своего сиротство прият отчее. И по сем, по едином лете, и мати его остави житие и во обители вечныя отидоста честная жителя и супруга. Доблии же Феодор взаконенная и уставленная на отшествие родителем сотворь и слезами почет умершия отца и матерь, и щедротами убогих и молитвами, и священными детелми службами тоя украси память. И себе прочее от мира отлучити желает, и всяко соприимаше держатися иноческаго, паче же рещи, аггльского жития, имение убо родителей своих разделив и часть сестре своей дав.., прочее же притяжание все, злато и сребро вся убогим радость, рабы же вся свободи и просто рещи, единою вся юзы нынешняго жития разтерза и яко некыи орел легкими крилома опрятався по воздуху преходя, и отшед мирскых печалей и оставль землю свою, и род и дом отеческий» 9 . Если бы даже мы не имели в заглавии Жития указания на Пахомия Серба,то и тогда без каких-либо натяжек можно было бы приписать эту редакцию Пахомию, поскольку редакторская правка этого Жития, включающая заимствования из переводных житий, аналогична работе Пахомия над «Житием Варлаама Хутынскаго». Более того, напрашивается предположение, не шла ли работа над «Житием Преподобнаго Варлаама Хутынскаго» параллельно с работой над «Житием Преподобнаго Сергия Радонежскаго» во время пребывания Пахомия в Новгороде. Тогда станет понятным, почему Пахомий, работая над Житием Преподобного Сергия, не дополнил его описанием обретения мощей и посмертных чудес. Отметим также, что рукопись, содержащая эту редакцию (ГПБ, собрание Петербургской духовной академии, 1358),–новгородская по происхождению и входила первоначально в Софийское собрание. Что же касается предположения В. Яблонского о том, что редакция А ближе стоит к оригиналу, то оно основано на недоразумении. В. Яблонский, следуя за В. О. Ключевским , рассматривал редакцию Б по рукописи Троице Сергиевой Лавры 746 и не обратил внимания на то, что конец Жития Преподобного Сергия был утерян и восстановлен в XVI в. уже по тексту редакции Пахомия Серба, которая включала описание посмертных чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти: Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений. Радуйся, добрый послушателю отеческих учений. Радуйся, корень зла в себе победивый. Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 1 Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения: Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Молитва Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже и честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елиссея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываемыя в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему, и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши, и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию Своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, выну приносим Ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь. Четверг, 28 марта 2024 г.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Иго Христово есть наша вера. – Иисус Христос, призывая к покаянию Иудеев, обязывал их и к вере. Покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). Сию веру соединять с раскаянием повелевает и нам. Вы, вещает Он, хотя веруете во Евангелие, но веруете только устами; хотя исповедуете Меня Спасителем своим, но исповедуете только словами. Лицемеры! Что предсказал Пророк Исаия об Иудеях, то относится и к вам: приближаются Мне людие сии усты своими и устами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене ( Мф. 15:7–8 ). Если желаете приблизиться ко Мне, то веруйте во Евангелие, с сердечным принятием его, с живейшею уверенностию в спасительности учения: глаголы, яже Аз глаголю, дух суть и живот суть ( Ин. 6:63 ). Веруйте в Меня с совершенным покорением разума и сердца, с искренним исполнением Моих заповедей. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф. 7:21 ). Вот иго Мое! Возмите его на себе. Иго Христово есть наше самоотвержение. Иисус Христос, поучая вере, заповедует отвергнуться самого себя. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мк. 8:34 ). Сие иго предлагает и нам. Вы, учит Он, любите все земное паче Мене: возлюбите Мене паче всего, вам любезного. Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:37 ). Вы привязаны к собственной чести, собственной выгоде или собственному удовольствию: отвяжитесь от них, как от предметов земных, временных и ничтожных. Если приходит к вам честь, без вашего домогательства, обращайте ее к чести и славе Божией, исповедуя пред Ним и человеками свое смирение и недостоинство. Если приходит к вам богатство, без вашего искания, разделяйте его с теми, которые нуждаются в пище и одеянии, и владейте им во благо, живя так, как бы не имели богатства. Если приходят удовольствия, без вашего желания, смотрите на них, как на суету мирскую. Вас презирают, ненавидят, гонят? – ответствуйте на все сие любовию и благотворением. Вас постигает нищета и бедность, поражают скорби и несчастия? Переносите равнодушно и терпеливо с твердым упованием на всеблагий промысл Божий. Вот иго Мое! возмите его на себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Изд.: Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646; 2-е изд. М., 1653 (переизд.: ВОИДР, 1851, кн. 10); ( Димитрий Ростовский ). Книга житий святых: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Киïв, 1689 (переизд. см.: Украïнськi письменники, с. 569–581); Житие Сергия Радонежского. Издание митрополита Платона (Левшина) . М., 1782; «Руский времянник, спречь Летописец», содержащий российскую историю от 862 (6370) лета до 1681 (7189) лета, разделенный на 2 части. Ч. 1. От 862 (6370) лета до 1441 (6949) лета. М., 1790 (то же: М., 1820); Софийский временник, или Русская летопись с 862 по 1534 год, ч. 1, с 862 по 1425 г./Изд. П. М. Строев. М., 1820; Софийские летописи//ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 119–122; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853; ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883, стб. 1408–1563, 1563–1578; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием в XV в. Сообщил архимандрит Леонид. Печатаются по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьих Миней. СПб., 1885 (ПДПИ, 58); Житие преподобного Сергия Радонежского. Написано государынею императрицею Екатериною Второю. Сообщил П. И. Бартенев. СПб., 1887 (ПДПИ, 69); Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина. Сообщил С. Ф. Платонов. СПб., 1888 (ПДПИ, т. 70); Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892, с. 157–171 (отд. 2), с. 199–206 (отд. 2) 2-е изд. М., 1916 (переизд.: Die Legender, des heiligen Sergij von Radone. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer Inhaltsübersicht von Ludolf Müller. München, 1967); Пономарев А. И. Памятники др.-рус. церк.-учительн. лит. Вып. 2. Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь – декабрь. СПб., 1896, с. 12–20, 175–176; Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1897, т. 11, с. 30–34, 127–147; Книга степенная царского родословия//ПСРЛ. СПб., 1908, т. 21, ч. 1; СПб., 1913, ч. 2, с. 350–363; Львовская летопись//ПСРЛ. СПб., 1910, т. 20, ч. 1; СПб., 1914, ч. 2; Житие Сергия Радонежского//Подг. текста и ком. Д. М. Буланина/Пер. на соврем. рус. яз. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина//ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981, с. 256–429, 570–579.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

обитель не затронула эпидемия холеры. Местное духовенство зафиксировало случаи исцеления от болезней по молитвам к родителям прп. Сергия. В XVIII - нач. XX в. через Хотьковский мон-рь проходила паломническая дорога в Троице-Сергиеву лавру, по существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям прп. Сергия. Имена К. и М. отсутствуют в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). К. и М. были канонизированы на Архиерейском Соборе 31 марта - 5 апр. 1992 г. Их имена вошли в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) , и в Собор Радонежских святых, память включенных в него святых отмечается с 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Существуют молитва, тропарь, кондак и величание К. и М. Ист.: Службы и жития и описания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона и о чудесех. М., 1646, 16532; Житие св. прп. Сергия Радонежского/Изд.: митр. Платон (Левшин). М., 1782; Житие прп. и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца. Серг. П., 1853; ВМЧ. Сент. Дни 25-30. 1883. Стб. 1408-1563, 1563-1578; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в. СПб., 1885. (ПДПИ; 58); ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 529-531; Т. 4. Ч. 1. С. 256-258; Т. 16. Стб. 60-62; Т. 18. С. 89; Т. 23. С. 99; Т. 24. С. 107-108, 114; Т. 25. С. 161, 166-167; Тихонравов Н. С. Древние Жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892, 19162; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 271-543; Шибаев М. А. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 290-319. Лит.: Описание крестного хождения из Троице-Сергиевой лавры в Хотьков мон-рь.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

Буданова Н. Ф. Ф. М. Достоевский и святые Древней Руси ( Феодосий Печерский , Сергий Радонежский и Нил Сорский )//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II международной конференции. 4–6 октября 2000 г. Сергиев посад, 2002. С. 248–264. Булгаков С. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию//Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 (I–VI). М., 1992. С. 541–552. (Репринта, переизд. одноименного журнала 1926. 5). Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 345–365. Булгаков С. День преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 1992. 7. С. 2–3. Бурков Г. Награды в честь преподобного Сергия Радонежского//София. Издание Новгородской епархии. 2001. 4. С. 36–37. Бутовский Л. Преподобный Сергий игумен, радонежский чудотворец [стихотворение]. СПб., 1869. Бьянки Э„ Майнарди А. «Человек Божий» в средневековой литературе: святой Франциск Ассизский и преподобный Сергий Радонежский. Опыт типологического сопоставления//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб., 2003. С. 103–115. В память 500-летия преставления преподобного Сергия, игумена радонежского, чудотворца. 25 сентября 1892 г. М., 1892. В. Р. Праздник преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 1974. 9. С. 9–10. Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея-заповедника//История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов; Ярославль, 1996. С. 63–71. Вахрина В. Родина преподобного Сергия//Московский журнал. 1992. 7. С. 7–8. Верховская Е. А. К истории издания служб и житий Сергия и Никона в редакции Симона Азарьина//Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1993. С. 256–263. Верховская Е. А. Образ Сергия Радонежского в предисловиях Епифания премудрого и Симона Азарьина (к 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского)//Герменевтика древнерусской литературы X–XVI вв. Сб. 3. М., 1992. С. 313–326. Виноградов П. А. О житии преподобного Сергия. Речь, сказанная в московской частной гимназии Фр. Креймана 2 октября 1892 г. М., 1893. (Отд. отт.: Душеполезное чтение. 1893. 7, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь находилась главная святыня Свияжска — древняя храмовая икона преподобного Сергия Радонежского, небесного соратника и молитвенника земли русской, покровителя города Свияжска. Согласно преданию, икона преподобного Сергия специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 году, перед возведением города на Круглой Горе. Под сению этой святыни воздвигался новый христианский город на крутой горе; пред ней усердно молилось и просило себе небесной помощи русское христианское войско, покорившее Казань. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев. Храм Сергия Радонежского примечателен своим иконостасом, он одноярусный, написан в древнерусском стиле. Там же в зимнее время находится рака с мощами святителя Германа. Храм Сергия Радонежского очень прост по архитектуре. Его внешние стены практически не имеют украшений — ровная белая гладь, прорезанная глубокими нишами окон. Самая высокая часть приземистого и длинного храма — юго-восточная. Над ней и возвышается ярко-зеленый купол. По диагонали — в северо-западном углу, — надстроенная чуть позже маленькая колокольня. Внешнего алтарного выступа у храма нет, что очень необычно: вместо традиционных апсид — та же прямая стена, что и с любой другой стороны. На самом деле, алтарь помещается под упомянутым куполом. В средней части храма, как и в древности, расположена братская трапезная. Там стоит столп посреди зала, как в московской Грановитой палате или в Никольской трапезной церкви соседнего Успенского монастыря. При переезде женской Иоанно-Предтеченской обители в эти стены, в северной части зала, как мы уже упоминали, был устроен придел во имя Иоанна Предтечи. Редкий случай, когда в каком-либо монастыре нет храма, одноименного самому монастырю, а есть лишь маленький придел. Замечательные по резьбе Царские врата этого придела сейчас также находятся в Музее изобразительных искусств Казани. В Храме Сергия Радонежского пребывал и вершковый образ (1 вершок=4,45 см) свт. Николая, вырезанный из черного камня. Его нашла в начале XIX века… монастырская корова: принесла его откуда-то с окрестных лугов вместе с комком грязи на копыте. Образ, по исследованиям историков той эпохи, оказался гораздо древнее, чем сам град Свияжск. Его отнесли предположительно к XII веку — ко времени до монгольского нашествия. Сестры монастыря благоговейно вложили образ в центр специально сооруженного серебряного креста-мощевика и тоже установили для поклонения в Храме Сергия Радонежского (Сергиевской церкви).

http://sobory.ru/article/?object=07034

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

На рубеже XVII–XVIII вв., работая над «Книгой житий святых», Димитрий Ростовский включает в нее свою редакцию «Жития преподобнаго отца нашего Сергиа, игумена Радонежского, новаго чудотворца». Из его примечания к 25 сентября следует, что в основу своего сокращенного текста он взял Ж. из ВМЧ. Некоторые из житийных чудес (например, о видении Сергия Симеону Суздальскому и тверскому послу Фоме на пути из Флоренции) помещены Димитрием Ростовским под 26 апреля, днем памяти Сергия. В широком смысле слова сочинение житий Сергия Радонежского продолжалось и в XIX в., когда над созданием популярных переложений древних источников о Сергии трудились такие духовные деятели, как митрополит Филарет (Черниговский) (Житие препод. Сергия Радонежского, составленное московским митрополитом Филаретом. Изд. с другими словами и речами, произнесенными во время управления московской епархией. М., 1835; 2-е изд. М., 1848) и иеромонах Никон (Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/Сост. иеромонахом Никоном. М., 1885; 2-е изд. М., 1891; 3-е изд. М., 1898). К типу этих изданий близка и публикация П. И. Бартенева, представляющая собой, как установлено А. Н. Пыпиным в комментарии к сочинениям Екатерины II (Соч. имп. Екатерины II/Изд. акад. А. Н. Пыпиным. СПб., 1911, т. 11, с. 639), не сочиненное императрицей Ж., а всего лишь выписки о Сергии Радонежском из Никоновской летописи. В составлении подобных исторических подборок для Екатерины II, как указывает Г. Н. Моисеева, принимали участие профессора Московского университета X. А. Чеботарев и А. А. Барсов. Литературная история древнерусских текстов Ж., создаваемых на протяжении XV–XVII вв., чрезвычайно сложна и полностью до сих пор не исследована. По выражению Л. Мюллера, все поставленные еще Н. С. Тихонравовым текстологические проблемы до сих пор «остаются открытыми» (Особая редакция..., с. 71). Основное внимание исследователей сосредоточено на судьбе древнейших редакций Ж., Епифаниевской и Пахомиевской, и их последующих переработок в XV–XVII вв. Мнения ученых относительно количества редакционных переработок колеблется от 7 (В. П. Зубов) до 12 (Л. Мюллер). Перечень 12 редакций Ж. с указанием их списков и изданий текстов приведен Л. Мюллером в работе 1973 г., в которой он обосновывает выделение в «особую» редакцию списка ГБЛ, ф. 310, собр. Ундольского, 370. О. Аппель завершает текстологическое исследование Ж. воссозданием его литературной истории по установленным им редакциям памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

24 августа 2014 года, в рамках празднования памяти преподобного Сергия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Николо-Пешношский мужской монастырь поселка Луговой Дмитровского района Московской области. Обитель была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского одним из его учеников — преподобным Мефодием Пешношским. 21 сентября 2014 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходится годовщина Куликовской битвы, в связи с церковно-государственной программой празднования, Предстоятель Русской Православной Церкви и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А Медведев приняли участие в торжествах на территории Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области. Его Святейшество совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле — подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Святейший Патриарх Кирилл и Д.А Медведев возложили венки к памятнику-колонне князю Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля, а позднее возглавили церемонию открытия памятника «Благословение князя Дмитрия Донского на битву преподобным Сергием Радонежским» на Красном холме Куликова поля (деревня Ивановка Куркинского района Тульской области). 7 октября 2014 года, в канун памяти преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение, а в сам день праздника Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В тот же день Его Святейшество открыл собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое продлилось 8-9 октября. 14 октября 2014 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме Московской духовной академии. По окончании богослужения Святейший Владыка возглавил торжественный акт по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Также Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение нового общежития Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/3804583.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010