Ночью враги приставили к стенам лестницы и пытались влезть по ним, но горожане оставшимися деревьями и только что найденными камнями побили их. Остатки вражеского войска поспешили убраться восвояси. 2. О явлении русского святого татарам Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: «Что это значит?» Те отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская и царством нашим будет владеть Русь». Так и случилось: вскоре князь Иоанн Васильевич пошел войной на царствующий град Казань, покорил его и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле, а потом воздвиг в нем многочисленные церкви и устроил монастырь Преподобного Сергия. 3. О чуде в обители Преподобного во время осады Однажды в воскресенье, после утренней службы, насельник Троицкой обители Иринарх задремал. Во сне он увидел, как в келию входит Преподобный Сергий и говорит ему: «Скажи городским начальникам, что будущей ночью устремится на вас огромная вражеская сила, но вы не ослабевайте, а уповайте на милость Божию». Потом он видел, как святой обходил стены и хозяйственные постройки и кропил монастырские строения святой водой. На следующую ночь после предупреждения чудотворца, в третьем часу, подошло к обители войско, желая разорить ее. Люди же, находившиеся в крепости, мужественно сражались с врагами и отстояли монастырь. 4. О недоверчивом иноке и трех слепых конях Некий инок, находившийся в больнице, слышал, что рассказывали о чудесах великого Сергия, и, лежа на своей постели, в простоте размышлял о конях, на которых Преподобный послал трех иноков в Москву с вестью, – откуда взялись эти кони, кто их видел и правда ли все это. Задумавшись, он отвернулся к стене и вдруг слышит, что дверь в келию отворилась и раздались шаги входящего, но не обернулся посмотреть, кто это, потому что больные тогда часто входили и выходили из келии, да и множество убогих из мирян жило тут. Потом услышал старец, как его позвали: «Брат, повернись сюда, я тебе что-то скажу». Но старец не обернулся, а возразил: «Скажи так, брат, в чем дело. Я не могу повернуться, ты сам знаешь, я болен». Но вошедший повторил: «Старец, повернись! Что ленишься?»

http://pravmir.ru/10-chudes-prepodobnogo...

5. Блаж. Епифаний «премудрый», иеромонах, ученик преп. Сергия, духовник в обители его, оставил нам описание жития своего великого старца. Это был человек образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития Сергия, похвальное ему слово, житие и похвальное слово в честь святителя Стефана Пермского, с которым он вместе жил, в молодости своей, в Ростове, в монастыре Григория Богослова , именуемом «Затвор». Скончался около 1420 года. 6. В числе последующих настоятелей обители Сергиевой особенно замечательны следующие лица: преп. Савва Сторожевский (см. главу II). 7. Преп. Мартиниан (см. главу IV). 8. Спиридон (1467–1474) иноческое образование получил в Чудовом монастыре под надзором тех духовных старцев, которых собрал св. Алексий митрополит. Преп. Иосиф Волоколамский, знавший его лично, называет его великим старцем. Строгая внимательность его, как доброго пастыря, к состоянию вверенного ему стада, была такова, что митрополит Филипп I писал к нему особую грамоту, в которой предлагал о согрешившем старце Памве: «да сотвориши милость над ним во славу Божию и мене деля, сыну, от уз его разрешити повели». Вероятно, по любви к преп. Спиридону, в его время переселился в Троицкий монастырь митрополит Феодосий, возведенный в сей сан из архимандритов Чудова монастыря, и по сложении с себя управления митрополией, несколько времени пребывавший в Чудове. В обители Сергия первосвятитель Российский и скончался в 1475 г. Спиридон также оставил должность игумена после семилетнего управления монастырем. 9. Св. Серапион (1495–1505), постриженник основанного преп. Сергием Радонежским Успенского Дубенского монастыря, что на острову; с 1493 года игумен Троицкой Сергиевой обители, а в 1506 году архиепископ Новгородский. За то, что преп. игумен Волоколамский Иосиф, состоявший в Новгородской епархии, без его ведома и разрешения, перешел со своею обителью в область великого князя и в епархию митрополита, отлучил он Иосифа от Церкви. Великий князь Иоанн принял это за оскорбление своей власти, и Серапион, вызванный в Москву в мае 1509 г. заключен был в Андрониев монастырь, даже подвергся запрещению; но потом дозволено ему жить на покое в Сергиевой Лавре, где он свято почил 16 марта 1516 года. Мощи под спудом почивают близ Троицкого собора Лавры, в так называемой Серапионовской палатке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

- 7 сентября 2005 г. — Юбилейная конференция в г. Коломна (Московская епархия). - 8 сентября 2005 г. — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх и Высокопреосвященный митрополит Ювеналий совершат Божественную литургию в Успенском соборе г. Коломны и отслужат панихиду на соборной площади. Посещение Бобренева монастыря и совершение там панихиды (Московская епархия). - 21 сентября 2005 г. — Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Патриаршее богослужение на Куликовом Поле. Божественная литургия и освящение храма преподобного Сергия Радонежского. Заупокойная лития у памятника-колонны Димитрию Донскому (Управление Делами МП, Тульская епархия, Фонд апостола Андрея Первозванного). - сентябрь 2005 г. — Выставка в Новом Манеже, посвященная 625-летию Куликовской битвы (Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, Москва). - 27- 29 сентября 2005 г. - Церковно-общественный форум. Открытие в Храме Христа Спасителя. В рамках форума проведение семи специализированных конференций: исторической (Учебный Комитет РПЦ, Московская Духовная Академия ), военно-патриотической (Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями), молодежно-патриотической (Российский Государственный Социальный Университет), православных СМИ (Издательский Совет РПЦ), культурологической (РПЦ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ). В завершающий день форума 29 сентября 2005 г. — концерт «Любовию и единением спасемся» и торжественный Прием участников конференций. - 4 октября 2005 г. — Заключительный концерт Всероссийского фестиваля — конкурса художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся» в зале церковных соборов храма Христа Спасителя (Министерств культуры и массовых коммуникаций РФ, Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, Москва). В рамках фестиваля-конкурса предполагается проведение детской выставки. - 8 октября 2005 г. — Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой Лавре. Официальное закрытие торжеств (Московская Патриархия).

http://patriarchia.ru/db/text/20850.html

8 октября 1992 года. 600-летие преставления Преподобного Игумена Сергия Радонежского и всея Руси Чудотворца. Народу в Лавре-уйма. Пройти, конечно, на патриаршее богослужение в Успенский Собор практически невозможно. Давка страшная. Патриарх Алексий-2 шествует с Предстоятелем Американской ПЦ митрополитом Феодосием Лазором, который умер в конце октябре 2020 года в возрасте 87 лет, будучи на покое. Думаю -сейчас раздавят. Каким то путем меня выносят вновь на площадь, и я иду в маленькую, но очень уютную Смоленскую церковь, где оказывается служит митрополит Иоанн Снычев с двумя епископами. Церковь эта , как известно махонькая, как и сам Святитель, который служит очень тихо, но уверенно. Приятно звучит женский хор. Я стою на службе у митрополита Иоанна в Троице-Сергиевой Лавре. Служба закончилась. Святитель говорит прекрасную проповедь о значении Преп. Сергия Радонежского для всея России и мира. Затем в окружении епископов выходит из Смоленской Церкви. Все бросаются к нему на благословение. И я за всеми подхожу с Святителю и протягиваю руки. Он сморит на меня своим мудрым архирейским старческим взглядом, благословляет троеперстно и кладет свою руку в мои пригоршни. Я заметил, что рука у Святителя -- мощная, не маленькая, достаточно рабочая, и теплая. Из биографии Святителя Иоанна видно, что он ведь родился в крестьянской семье, где крестьянский труд был основным в жизни. Поэтому, такие большие, рабочие, натруженные руки у Святителя Иоанна Снычева. После чего, Владыка шествует на молебен у Святого Источника на Лаврской площади. Во время возгласов в микрофон был слышен такой слабенький, нежный, протяжный голос Владыки Иоанна -- Пресвятая Богородице---Спаси нас ! А потом, после молебная Владыка прошествовал с членами Снода на Лаврскую Трапезу в Трапезный Сергиевский Храм Лавры. Шел он один, без иподиакона, как бы независимо от других синодалов. Вот таким я его, один раз живым,реально запомнил на всю жизнь. Очень милый, добрый, чудный, абсолютно как бы сказали сейчас, сверхпритягательный Старец-Святитель, в памяти оставляющий дивный образ. Царство ему Небесное ! Святителю отче Иоанне -- моли Бога о нас !

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/pamyat...

Вслед за безденежьем новые испытания: диагноз врачей прозвучал как приговор. Ребенок, которого они женой так долго ждали, по прогнозу должен был родиться с синдромом Дауна. Нам сказали, что у нас ребенок может родиться с синдромом Дауна. Первый ребенок, мне было 28 лет. Мы просто невероятно переживали, мы очень испугались, потому что нам точно сказали: большой процент синдрома Дауна. Нам, по-моему, даже предлагали сделать биопсию, отщипнуть. Я не помню, сейчас обманывать не буду, по-моему, мы и не решились на это, как раз-таки чудо в чем и состоит, что мы положились на Господа – не знаю, как. В отчаянии начал молиться . Именно тогда Родион пришел в храм . И сначала в соседний, Зосимы и Савватия , а потом в этот неприглядный и очень скромный временный храм Сергия Радонежского в Гольянове. Рядом строится новый, постоянный, на днях забили первые сваи. Здесь Родион отстоял свой первый сорокадневный Великий пост в молитве. Первые искушения не заставили себя ждать: в храме он не почувствовал благодати. Я думал: ну, молодой храм, ну как-то все, вроде как немоленное место, нет расписанных стен, и каких-то там чудотворных, как в том храме, в который я ходил, вот там как-то тепло душе… Вы представляете, какие мысли – это же просто уму непостижимо! Сегодня понимаю: ведь не за этим ты приходишь в храм! И потом я это понял позже. И слава Богу, что мы имеем такой скромный маленьких храмик – маленький, скромный. Слава Богу, что мы все прошли этот путь, потому что это путь, который тебе говорит о том, что ты должен где-то претерпеть, где-то смириться, где-то почувствовать. Потому что, когда тебе сразу дается, ты не умеешь потом благодарить за это, у тебя нет разницы, ты не можешь почувствовать вот эту разницу, ты не хлебнул, ты не пожил в холодных помещениях, в маленьком храме. Когда здесь все начиналось, отец Петр с небольшим количеством прихожан, когда он только пришел на подворье, служил на улице под четырьмя палочками и натянутым пакетом – это была зима и была только икона преподобного Сергия Радонежского , которую подарили в дар на заложение, на начало, и чаша со святой водой, которая на холоде – представляете, и ничего большего.

http://azbyka.ru/way/poterjat-vse-i-najt...

Значительным вкладом в почитание прп. Сергия Радонежского стало издание классического современного жития великого русского святого: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Архиепископ Никон издал также «Толковое Евангелие от Матфея» и множество статей и дневников. С 1904 года – епископ Муромский, с 1906-го – архиепископ Волгодский и Тотемский, член Св. Синода. С 1916 года на покое проживал в Троице-Сергиевой Лавре. В годы революционного лихолетья выступил как резкий противник революции и защитник монархии. Могила архиепископа Никона давно уже стала местом почитания лаврских паломников. Отметим, что владыка Никон был убежденным монархистом, состоял в ряде монархических организаций, в том числе в Союзе русского народа. Приведем также выдержки из дневников владыки Никона за 1910-1917 гг., которые и сегодня не потеряли своей актуальности: «Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божий, кощунство, богохульство, все виды распутства, и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить... Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования... А эта сила есть: она в Церкви, в вере православной, в благодати Христовой, которою столь обильно располагает Церковь. К несчастью, в нашей интеллигенции есть непреодолимое препятствие к тому, чтобы использовать эту силу: наш интеллигент смотрит на Церковь глазами западного полуинтеллигента, в Православии видит какое-то жалкое подобие римского католицизма, в духовенстве – невежественных фанатиков и корыстолюбцев, по подобию иезуитов, и, с высоты какого-то величия просвещенного человека, судит о том, чего не знает и знать не хочет…»

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/12/so...

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Первую в Пустыни деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённую из усадьбы царицы Параскевы Федоровны, архимандрит Варлаам освятил в мае 1735 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. Пустынь была приписана к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чем было узаконено её существование. После смерти своего основателя обитель 15 лет оставалась фактически без присмотра; жизнь в ней едва теплилась. Настоятели Лавры временами забывали о её существовании, и братия с трудом находила средства к существованию. Доходило до того, что насельники просили перевод из Пустыни в любое место. Однако, начиная с 1754 года, архимандриты Лавры начинают уделять внимание Пустыни. При архимандрите Афанасии (Вольховском) и после него, при архимандрите Гедеоне (Криновском), была обновлена Сергиевская церковь, а также в 1760 году по проекту П.А. Трезини под смотрением Б.Б. Растрелли был завершён пятиглавый каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. При следующем архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) был окончательно отделан Троицкий Собор, на освящении которого 10 августа 1763 года присутствовала императрица Екатерина II с сыном Павлом. Главной святыней храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, привезённая основателем обители из Троице-Сергиевой Лавры. За последующие 70 лет внешне Пустынь значительно возросла, хотя за это время можно было добиться лучших результатов. Причина столь медленного роста монастыря заключалась в частой смене настоятелей (30 настоятелей за 70 лет), а также совмещение настоятелями управление обителью с другой деятельностью. Это были то ректора семинарии, то учёные архимандриты, вызываемые в столицу для несения череды Богослужений и проповеди, то законоучители разных учебных заведений. Монастырские строения приходили в ветхость, а новые воздвигались редко. Современники говорили, что монастырь находился в запустении. Однако в конце 1833 года в жизни Пустыни произошло событие, сильно повлиявшее на её историю.

http://sobory.ru/article/?object=18027

При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую – в 1889 (арх. В. И. Серков) на деньги купца П. И. Долгина в память о спасении в Борках. Иконостас в последней сделали охтяне Кондратьевы, образа написал П. П. Заболотский. Собор не был богат святынями и интересными художественными произведениями. Кроме напрестольного креста и ковчега с мощами, других реликвий в нем не было. Имелось лишь несколько образов середины XVIII века, набор воздухов времен Елизаветы Петровны, подаренная кн. П. А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти акад. В. К. Шебуева принадлежал заалтарный образ „Бог Саваоф“, В. Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового киота, сделанного для Александра I. В 1892 престол украсили серебряной одеждой; тогда же акад. А. Р. Бок сделал из гипса Голгофу. С 1868 при соборе работало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на Фурштадтской, 19. В 1879, впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные прот. Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь образовался первый церковно-народный хор. В 1809–1823 в храме служил прот. Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849–1870 – прот. Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник, в 1892–1932 настоятелем был Иоанн Васильевич Морев, редактор „Вестника военного и морского духовенства“. Собор закрыт постановлением от 31 мая 1932 и через два года частично разобран, хотя состоял под охраной как памятник архитектуры. Часть имущества была отдана в Преображенский собор. С использованием прежних стен на месте собора возведено административное здание ОГПУ, занятое ныне милицейским учреждением. http://www.encspb.ru/object/2855704726?lc=ru Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие " пушкарскому делу " , то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На месте улиц Сергиевской (Чайковского), Захарьевской и Фурштадтской с первой четверти XVIII в. пролегали три Артиллерийские улицы. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. Построенная в 1731 г., в 1738 г. она сгорела до основания. В следующем году была освящена вновь сооруженная по проекту архитектора И. Шумахера небольшая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34187

Современное состояние церкви аварийное. Нет кровель, окон, дверей, всё раскрыто. Тем не менее, она не бесхозная. Собственно вместо села Старинский Погост теперь только обширное действующее кладбище, а приход церкви состоит 2-3 человек из числа немногочисленных жителей д. Лукинское, в непосредственной близости к церкви. Прихожане как смогли прибрались в храме, побелили стены мелом на уровень человеческого роста, принесли скромные иконы и т.п. Церковь окормляется священником церкви в женской колонии пос. Головино в 7км от Старинского Погоста - о. Андреем. Первое письменное упоминание о церкви в этих местах относится к 1628 году - храм деревянный в честь Воскресения Христова. В 18 веке помещиком Бартеневым строится каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. В 1824 году оба храма были разобраны и на их месте поставлены две часовенки. Тщанием притча и прихожан в 1826 году была построена одна новая каменная Воскресенская церковь с колокольней и каменной оградой. В храме было три престола: главный - во имя Воскресения Господня, а в теплой трапезе - в память Смоленской Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского. В церкви особо почитались три иконы древнего письма. Это икона Воскресения Христова, св. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского. В 1600 году, когда церковь была еще деревянной и сгорела в результате пожара, эти иконы были найдены на пепелище. Они обгорели лишь с задней стороны, а образы Святых остались неповрежденными. При храме была богатая библиотека, а так же подписные православные журналы, выходившие в те времена, были также сочинения разных авторов, направленные против раскола. В 1883 году стараниями крестьян д. Лысково была построена каменная часовня. А в 1896 году крестьянин д. Веригино Дмитрий Копин строит каменную часовню в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. К приходу относились деревни: Веригино (3 км), Кострово (7 км), Миткино (8  км), Патрикеево (7 км), Захарово (4 км), Шипилово (9 км). В советское время был репрессирован священник о. Леонид (Тихомиров).

http://sobory.ru/article/?object=03586

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010