В 1395 г. Русь подверглась новому нашествию — на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана. Несмотря на готовность великого князя Василия Димитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословению митрополита Киприана. Место пострижения святого Андрея достоверно неизвестно. Но вся его жизнь связана с двумя монастырями — Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI в., видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом естественно сохранились. Но и пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, он, по-видимому, знал святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV—XV вв. работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Он должен был знать и племянника преподобного Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, некоторое время игуменствовавшего в Симоновом монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия святой Кирилл ушел в 1392 году на Белоозеро, но как личность и он, несомненно, был известен иноку Андрею. Наконец, непосредственным учеником преподобного Сергия был преподобный Андроник, основатель и первый игумен монастыря. Связи с Троице-Сергиевым монастырем были постоянны и разнообразны. Из Троицкого монастыря в Спасо-Андроников переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных взаимоотношениях.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Павел оставил обитель Рождества Христова и перешел в Радонежский монастырь к преподобному Сергию. Много лет провел преподобный Павел в келейном послушании у великого Сподвижника чудотворца Радонежского, и потом поселился близь Монастыря в пустыне, где провел пятнадцать лет в безмолвном уединении. По временам, некоторые из братии Радонежского Монастыря посещали Богоугодного отшельника Павла. Такие посещения утомляли преподобного. Он просил благословения преподобного Сергия на отшельническую жизнь в пустыне, в местах безлюдных и более отдаленных. Святитель благословил его на новое подвижничество и дал ему в дар медный, литой крест. С этим благословением своего великого учителя, преподобный Павел пришел в пределы Вологодской губернии и там, в Комельском лесу, на реке Грязовице, поселился в дупле липового дерева. Три года, под защитою креста Господня, провел он в таком житии, которое не понятно разуму человеческому. По прошествии трех лет, вероятно по внушению Божьему, преподобный перешел к реке Нурме, в 53-х верстах от Вологды и в 11-ти от Грязовца, в бывшей Обнорской волости, построил себе, на небольшой горе, лиственную хижину, выкопал колодец и поселился там, по прежнему избегая человеческого общества. Промысел Божий судил иначе. В той же Обнорской волости, на утесистом берегу реки Нурмы, в лесных местах, в четырех поприщах от преподобного Павла, игуменствовал преподобный Сергий в монастыре им основанном, известном под именем Нуромского Спасского. Преподобный Сергий, родом грек, пришел в Россию с горы Афонской в обитель преподобного Сергия Радонежского и был некоторое время учеником его. Проведав о новом пустынножителе, преподобный Сергий пошел к преподобному Павлу. Он застал отшельника кормящим из рук своих множество птиц, часть которых доверчиво сидела на голове и на плечах Угодника, около него стоял медведь и бегали лисицы и зайцы, и разные лесные животные. Преподобный Павел, окруженный животными и птицами, не враждовавшими между собою, напоминал первобытное, блаженное житие не погрешившего еще Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В алтаре помещалась икона Казанской Божией Матери, пожертвованная рижским купцом Н.Воостом. Архиепископ Арсений принес в дар Напрестольное Евангелие с украшениями на малиновом бархатном обложении. С.И.Тывлович подарил Напрестольный крест, серебрянный, вызолоченный, с изображением на финифти и украшенный стразами. Два паникадила были пожертвованы графом и графиней Строгановыми. Облачение на престол и жертвенник из серебряной парчи с вышивкой были преподнесены А.Я.Камариной, а плащаница и хоругвь – Н.П.Камариным. Лабутина и Велицкая передали пелены на два аналоя. Пожертвованы были священные сосуды, канделябры, другие предметы церковного обихода. Руками рижанок был вышит ковер, а сестры общины изготовили полное облачение для священника и дьякона. В дар от Св.Синода были получены семисвечники, выносной крест, икона пресвятой Богородицы, три полных облачения для священника и дьякона, полный круг богослужебных книг. В храме находился также живописный образ Преподобного Сергия Радонежского, освященный на его раке. В числе особых духовно - церковных высокохудожественных ценностей была старинной работы, шитая серебром и наклеенная на доску икона Божией Матери в полный рост и крест вызолоченный московской работы XVIII века с клеймом «Георгий Победоносец» и с частицами Древа Креста Господня, мощей Преподобного Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Татьяны мученицы. Для участия в торжествах по случаю освящения церкви в Ригу прибыл товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер. 20 июня 1893 года архиепископ Рижский и Митавский Преосвященный Арсений соборне с архимандритом Иннокентием и пятью протоиереями и иереями совершили освящение нового храма. Начало богослужений явилось определенным итогом нелегкого пути, пройденного общиной, и стало своеобразным общественным признанием заслуг ее основательниц. Примечательно, что государь Александр III, знакомясь с посланной из Риги телеграммой по поводу освящения общинного храма, ответил: «Сердечно радуюсь этому». А Св.Синод направил свое благословение фрейлинам Ея Величества девицам Екатерине Борисовне и Наталии Борисовне Мансуровым по случаю присуждения им специальных грамот за благотворную деятельность и особые труды по устройству Рижской Свято-Троицкой женской общины. Источник: Н.Дёмина. «Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь». Латвийская Православная Церковь. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09010

Из рукописи Епифания Премудрого известно, что монастырь был " чудом во всем исполнен " . Здесь располагался главный деревянный храм Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. Справа от храма находилась деревянная часовня над гробницей игумена Саввы. Неподалёку от неё стояла небольшая тёплая, на подклети и с трапезной, деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная в честь основателя обители. На монастырском дворе было 6 келий, здесь же находились амбары, погреб, ледник и поварня. Монастырь был окружён деревянным бревечатым забором с двумя воротами: " красными " и задними - для выхода на речку и на монастырскую мельницу, которая располагалась тут же, на Дубёнке. Из настоятелей Стромынского монастыря известны первые игумены: Леонтий, Савва, Иаков - ученики преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Леонтий управлял обителью недолго. Его преемником был Савва Стромынский. Более 200 лет монастырь был самостоятельным и считался дворцовым, Государевым богомольем. В 90-х годах XV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский. В 1603 году монастырь сильно пострадал от пожара и смог подняться и обустроиться только через 13 лет, так и не оправившись окончательно. В 1616 году Стромынскую обитель принял в своё ведение преподобный Дионисий. При его содействии она окрепла, умножилось число братии, были восстановлены постройки, главный же, Успенский храм отстроился лишь в 1680 году. В 1764 году по распоряжению правительства монастырь был упразднён, храм его обращён в приходской, обветшавшие постройки были разобраны. Надёжной защитницей Стромынской земли является чудотворная Кипрская икона Божией Матери - благословение преподобного Сергия Радонежского при основании Успенского монастыря. Это один из списков более древней чудотворной иконы, прославившей в 392 году на месте погребения праведного Лазаря. Богоматерь в короне изображена сидящей на троне в окружении ангелов с пальмовыми ветвями в руках. На полях иконы внизу священномученик Антипа и мученица Фотиния. Икона долгое время являлась местночтимой, но после исцеления от неё расслабленной девицы Мавры Фаёвой, с детства страдавшей тяжёлой болезнью, 16 февраля 1841 году широко прославилась и была внесена в общецерковное почитание. Праздник Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери совершается в 1-ю неделю Великого Поста и 22 июля (по новому стилю). Писцовые книги XVI века сообщают: " В Шеренском стане Московского уезда имеется монастырское село Коровицыно, а в нем церковь Николая Чудотворца... " . Была она тогда деревянная, одношатровая, а вместо колокола висело " било " . При упразднении Успенского Стромынского монастыря в XVIII веке всё его имущество было перенесено в Никольский храм, в том числе и Кипрская икона Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03920

Со смирением принял Никон повеление от Преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но тот, видя его молодость, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, иночество – дело великое, ты молод, а правила старцев суровы». Со слезами просил его Никон, чтобы он принял его, обещая безропотно нести все труды и терпеть все сопряженные с иноческой жизнью трудности. Глядя на его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял юного Никона и в скором времени облек в иноческий чин. Под руководством этого опытного наставника Никон прилежно упражнялся в молитвах, преуспевая в добродетелях смирения и кротости, в подвиге поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаясь в Божественном Писании и святоотеческих творениях. Ввиду такого прилежания, Никон, по желанию Афанасия, был удостоен священного сана и, как следовало ожидать, по принятии священства стал еще более ревностным в своих благочестивых подвигах. Затем, пробыв в обители преподобного Афанасия еще какое-то время, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть Преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление. Придя в Лавру и увидев Преподобного, он с горячими слезами припал к его стопам и просил у него благословения. И Преподобный Сергий не только с радостью принял его как посетителя, но и оставил в своей обители и удостоил великой радости, поместив с собой в одну келью. Наконец-то исполнились заветные мечты и желания преподобного Никона: он оказался вблизи Преподобного Сергия, стал его наперсником! Любвеобильное сердце Преподобного Сергия было открыто для Никона, служа для него как бы неким дивным источником благодатного света и мира. Также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо без сомнения и колебания исповедовал и открывал Преподобному Сергию его ученик все свои помыслы и намерения. И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих благочестивых подвигах показывал обильные плоды добродетелей. Преподобный Сергий, прозревая имевшую воссиять в нем благодать, пожелал оставить Никона настоятелем вместо себя, для чего сперва поставил его своим помощником. И это новое служение, как и все иные, Никон проходил со всем усердием, постоянно проявляя неусыпное попечение о послушниках обители, так что, видя его трудолюбие и внимательное отношение к братии, Преподобный Сергий радовался духом. А за шесть месяцев перед своей кончиной он призвал Никона и перед всеми вручил ему настоятельство над братией.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Храм прп. Сергия Радонежского на ст. Исакогорка. Не зря к названию нашего храма добавлены слова " на станции Исакогорка " . Храм действительно был открыт, в основном, для железнодорожников узла. Еще в 1895 году вскоре после начала строительства железной дороги на узле уже функционировала церковь на колесах. В тяжелейших условиях строили русские люди эту дорогу. Ни врачей, ни лекарств. " Зато богослужения в церкви на колесах происходят ежедневно " ,- отметил в своей записной книжке один из строителей дороги инженер Исупов. Ежедневно служили и панихиды по усопшим. Через несколько лет после сдачи дороги в эксплуатацию было начато строительство деревянной церкви. Для ее постройки жители Исакогорки, строители выбрали высокое, сухое место, именуемое в народе " кулебякой " , и в один год храм был возведен. В 1902 году тишину таежных лесов и болот нарушил малиновый звон колоколов нового храма, названного в честь преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Хочется думать, что название это неслучайно. Как преподобный Сергий Радонежский основал в глухом лесу обитель, ставшую впоследствии знаменитым монастырем, так и русские люди, северяне, строители в кратчайшие сроки возвели храм в глухой тайге, поселке, где жили железнодорожники. Сергий Радонежский олицетворяет собой мужество русского народа, его волю к победе. Именно такие образцы мужества проявили строители, проложив в глухой тайге железную дорогу, построив поселок и храм в нем в кратчайшие сроки. Судя по фотоснимку 1911 года, церковь привлекала внимание красотой внешнего вида: высокая звонница, необычная в несколько уровней крыша, большие окна с разноцветными стеклами, большие цветные кресты в стенах. По обе стороны дороги, ведущей к церкви, были высажены березки. Здесь всегда было многолюдно: храм посещали не только железнодорожники, но и крестьяне окрестных деревень Заручье, Исакова гора, Валдушки, Лахта, Холм. Долгие годы до закрытия храма в 1924 году настоятелем храма был отец Павел Ильинский. В 1924 году общество " Безбожник " при участии коммунистов и комсомольцев четыре вечера кряду вели в клубе диспута тему " Правда о Библии " .

http://sobory.ru/article/?object=27854

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи). В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм - Патриаршее подворье. В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон. На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=02174

Монастырский храм, где почивали мощи святого Сергия, был обращен в приходскую Спасо-Нуромскую церковь, которая была действующей на 1912 год. В советский период церковь пришла в запустение и начала разрушаться. С падением атеистического режима в храме начались восстановительные работы. http://drevo-info.ru/articles/16496.html Икона " Преподобный Сергий Нуромский " В коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника хранится икона XVII века с редким изображением преподобного Сергия Нуромского, вологодского чудотворца (Вологодский областной краеведческий музей (ВОКМ), 15701, 201x68,5), поступившая из действующей Крестовоздвиженской церкви города Грязовца, куда она попала из закрытого Спасо-Нуромского монастыря. Спасо-Преображенский-Нуромский, или Спасский-Козорский, монастырь, располагавшийся в Ростиловской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии, в 19 верстах к юго-востоку от города Грязовца, был основан в XIV веке. Его основатель преподобный Сергий, грек по происхождению, являлся постриженником Афонских монастырей, где был рукоположен в пресвитера. Много лет провел в обители Сергия Радонежского, являясь его собеседником, однако желание безмолвия побудило его покинуть Троице-Сергиев монастырь и искать уединения на севере Руси. Пустынник избрал местом обитания бор на левом берегу небольшой реки Нурмы, в 60 верстах к югу от Вологды и в четырех верстах от реки Обноры, где тогда подвизался святой Павел Обнорский. Преподобный Сергий остановился на горе, водрузил здесь крест и построил малую часовню и келью. Молва о подвижнике собрала к нему до 40 учеников. При их помощи в обители был сооружен храм Происхождения Древ Честного Креста Господня. Преподобный Сергий был духовным отцом и собеседником основателя Троицкого Обнорского монастыря преподобного Павла. Скончался 7 октября 1413 года и был погребен в основанной им обители. Позднее его гробница была найдена под церковной папертью, и над мощами угодника поставлена рака с положенным на нее вновь написанным образом преподобного. Сергий Нуромский причислен к лику святых во второй половине XVI века, не позднее 1585 года. Спустя 171 год по кончине преподобного братия созданной им обители обратилась к знаменитому тогда игумену Глушицкого монастыря Ионе с просьбой описать житие и чудеса преподобного Сергия. Житие было написано в 1584 году при Иоанне IV, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Великопермском Варлааме на основании сведений обнорского игумена Протасия, содержащихся в свитке, доставленном из обители.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью преподобного Сергия? Житие преподобного Сергия - это рассказ о том, как стать Святым; это уроки, помогающие детям не только увидеть и понять красоту совсем иных, часто совсем не известных им свойств души, но открыть смысл и цель человеческой жизни. Читая житие, дети прослеживают путь, а вернее, восхождение от отрока Варфоломея к преподобному Сергию , знакомятся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости. Первый урок Преподобного - это урок смирения. Как было обидно терпеть незаслуженные упреки и наказания от учителей и непонимание родителей, когда при всем старании Варфоломею не давалась грамота, пока не явился ангел в образе старца и не благословил чадо читать слово Божие. Варфоломей превосходно усвоил урок: если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи свыше, то что говорить о высочайших деяниях и подвигах, поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой к Богу. Второй урок - урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей еще при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. И только после 40-дневной молитвы об упокоении их душ Варфоломей уходит на гору Маковец, являя нам великий образец сыновней любви. Третий урок - урок терпения и верности выбранному пути. Оставшись один после ухода из пустыни старшего брата Стефана в Москву , юный Варфоломей претерпевает все скорбные обстоятельства пустынножительства: зной, стужу, голод, страх от диких зверей и темной силы, но любовь к Богу и желание послужить ему на этом месте преодолевают все испытания - и, укрепившись духовно, Варфоломей в монашеском постриге принимает имя Сергий. Четвертый урок - урок необыкновенного трудолюбия. Сын ростовского боярина, Варфоломей с детства был научен плотницкому ремеслу. Он вместе с братом Стефана срубил в лесу первую деревянную церквицу во имя Пресвятой Троицы. Будучи игуменом монастыря, он трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки. Русский живописец Михаил Нестеров посвятил Радонежскому чудотворцу цикл незабываемых картин под названием «Труды преподобного Сергия».

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/18/...

Новую каменную церковь освятил 29/11 октября 1847 г. святитель Митрополит Московский Филарет (Дроздов), о чем сохранилась надпись в алтаре на горнем месте. Церковь закрыли в 1937 г., а настоятеля иеромонаха Гедеона расстреляли в Бутово в один день с о. Кронидом - последним настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Новая община собралась в 1990 г. 8 декабря 1990 г. была совершена первая Литургия. Ежегодно 18 июля (в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского) совершается Крестный ход из Воздвиженского в Радонеж, на источник Преподобного. Село Воздвиженское (Здвиженское) стана Радонеж и Бели Московского уезда (до XVIII в.) и Дмитровского уезда (до 1917 г.) известно с XIV века. Село связано исторически и топографически с древним городом Радонежем и находилось на Большой Переславской дороге (ныне старое Ярославское шоссе). По преданию, в 1380 г. на Воздвиженском холме отдыхал Св. Великий князь Дмитрий Донской по пути к преп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. Будучи владением Радонежского князя, село перешло в собственность московских князей и до конца XVIII века числилось в государственном владении. Деревянная церковь во имя Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, по которой и получило название село, была основана, по преданию, еще во время преп. Сергия Радонежского. Он сам на месте языческого жертвенника поставил крест, а спустя некоторое время здесь построил церковь. В селе существовал издавна царский деревянный путевой дворец, каменный фундамент которого в начале XIX века был разобран и употреблён на постройку каменной церкви. Здесь была последняя остановка великокняжеских и царских поездов при паломничествах в Троице-Сергиев монастырь. Накануне праздника Преподобного в храме служилась литургия, на которой присутствовал царь, и " Троицкие власти с образами и хлебами били челом государю пожаловать к празднику к Сергию Чудотворцу " . К 1470 г. при Иване III воздвиженская личная усадьба Великого Князя представляла собой большое село с приписанными к ней четырьмя десятками деревень и пустошей. В XVI веке село стало использоваться сначала великим князем Василием III, а затем его женой Еленой Глинской с сыновьями в качестве места отдыха при богомолье к Троице. Согласно одной из легенд, в 1529 г. отец Ивана Грозного Василий III " по обещанию своему для бездетства пошел пеш к Троице в Сергиев монастырь с великой княгинию Еленой ... близ монастыря ... видит ... идёт чернец прямо к ней .. и прииде близ ея и кинул в нея младенцем ... И прииде в Москву, зача великого князя Ивана и роди в лето 7038 " . В ходе этих событий князь, несомненно, останавливался на отдых со своей молодой женой в Воздвиженском.

http://sobory.ru/article/?object=00046

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010