Источник: Село Дерюзино находится на старинном тракте, который раньше соединял Александрову слободу с Троице-Сергиевым монастырем и находился от Лавры в девяти верстах. Удивительно красивое место находится на берегу Торбеева озера, из которого вытекает речка Вондюга. Ниже по течению, в семи километрах от села, находится водопад «Гремячий Ключ», который почитается православными людьми как целебный источник преподобного Сергия Радонежского. По данным кормовой книги Троице-Сергиевой Лавры село Дерюзино передано в монастырь в XV веке на помин души Андрея Торбеева, владельца этого села. Есть сведения, что при этом хозяине здесь был небольшой монастырь с церковью Архангела Михаила. После обветшания Михайловского храма на его месте был построен новый деревянный храм, который освятили в честь святителя Николая Чудотворца. В грамотах великого князя Иоанна Васильевича III упоминается «монастырек Никола на Дерюзине», приписанный к Троицкому монастырю. Однако до XVIII века в документах встречается название села как Михайловское-Дерюзино. С XVI века оно именуется уже как село с пятью приходскими деревнями. История сохранила свидетельство, что 19 июня 1646 года по пути в Юрьев-Польский церковь посетил святейший патриарх Иосиф. В середине XVIII века, после упразднения монастырских вотчин, село перешло в казенное ведомство. В то время деревянный Никольский храм упоминается как шатровая церковь. В храме был придел во имя великомученика Димитрия Солунского. Этот храм в качестве приходского простоял до 1844 года, когда по ветхости был разобран, а вместо него освящена «церковь каменная с таковою колокольней». Она строилась на средства прихожан в течение девятнадцати лет. В новом храме было три престола: в холодной части — во имя святителя Николая и в теплой трапезной части – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1931 году Никольский храм закрыли. Сохранилось свидетельство писателя М.М. Пришвина из Дневника за 1931 год: «2 мая провел в Дерюзине, где только что организован колхоз, церковь закрыта в первый день Пасхи, в деревне шли «раскулачки» – одних раскулачили, другие от страха быть раскулаченными бросились в колхоз, беднота не пошла …».

http://sobory.ru/article/?object=00042

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. Среди чудотворцев они больше всего чтут Николая Мирликийского, икона которого в городе Можайске совершила много чудес. Кроме тех чудотворцев, которых почитает латинская церковь, московиты имеют мучеников, епископов и монахов всякого возраста. Тела их в неприкосновенности оберегаются с величайшим благоговением. Они убеждены, что с их помощью происходит многое, превышающее силы человеческие. Кампани Паоло — итальянский дипломат, член посольства А. Поссевино, XVI в. Святых почитают они с величайшим благочестием и призывают в молитвах как ходатаев пред Богом за человеков. Святой Николай — особеннейший их покровитель, и иконы его пользуются в Москве величайшим почтением. Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. Образ святитель Николай Можайский. XVII в. Между прочими святыми особенно почитают святого Николая, епископа Барского, и праздник его ежегодно два раза отправляют с большой торжественностью. Говорят, что его образ, поставленный в храме города Можайска, знаменит многими чудесами. И потому в известные времена года туда стекается большое множество народа. Святого Петра почитают первоверховным апостолом и приписывают своим церквам истинное его преемствование, утверждая, что только они одни и сохранили евангельское учение чистым. Принц Даниил - (1546—1608) — австрийский дипломат Посол привез царю от цесаря маленькую шкатулку с драгоценными каменьями и в великолепном сосуде миро от мощей святого Николая Мирликийского, мощи которого находятся в стране немцев; они знают, какую большую цену оно имеет в глазах царя. Царь оказал этому послу большой почет. Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского Первое, что привлекает к Лавре, это, конечно, мощи преподобного Сергия Радонежского. Именно от них исходит, я бы сказал, освящающая сила. Это не просто святость, это какая-то трезвенная святость. Хилл Кристофер — английский священнослужитель, ХХ в.

http://pravoslavie.ru/1751.html

Любопытные аспекты ранней истории Радонежа затронула Е.Г. Ершова (Ботанический сад Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова). По данным палинологии (науки о цветочной пыльце) она попыталась воссоздать ландшафт этих мест в эпоху прп. Сергия Радонежского. На первоначальном этапе в междуречье рек Торгоши и Пажи, где возник Троицкий монастырь, господствовала растительность, характерная для южной тайги – ельники, дубняки, осинники и липники. На XIV в. пришлось время заметного похолодания, что привело к резкой смене состава лесов. К тому же в этот период началась их массовая вырубка под распашку, которая достигает максимума в XV–XVI вв. Одним из важных моментов жизни Сергия еще в ростовских пределах стала известная по Житию его встреча в 7-летнем возрасте с чудесным старцем. С.В. Сазонов (ГМЗ «Ростовский кремль») проанализировал как данный сюжет отразился в литературных памятниках и изобразительном искусстве. Тему продолжил доклад А.Г. Мельника (ГМЗ «Ростовский кремль») «Социальные функции св. Сергия Радонежского в XV – XVI вв.», в котором исследователь рассмотрел развитие различных аспектов почитания преподобного в масштабах всей страны. В центре доклада С.В. Николаевой(Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник) оказался один из главных источников по истории Троице-Сергиевой лавры – опись монастыря 1641 г., которую сотрудники музея готовят к публикации. Это первая сохранившаяся комплексная опись обители, а также 14 приписных монастырей, дающая полное представление о монастыре в 1-й половине XVII в. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. стала источником и для сообщения М.С. Черкасовой (Вологодский государственный педагогический университет) о храмонаименованиях во владениях Троице-Сергиева монастыря в XV–XVII вв. Исследовательница проанализировала данные о наименованиях 351 храма во владениях обители (а с учетом приделов речь может идти о 389 посвящениях). Около трети храмов посвящены Троице, примерно 200 – вселенским святым, из которых заметно преобладают посвящения свт. Николаю Чудотворцу, чуть более 60 – русским святым. Сергий Радонежскому были посвящены 40 престолов.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Перенесенный из Звягино деревянный храм прослужил в Жегалово сравнительно недолго. Уже в 1770 году строение оказалось крайне ветхим. И вновь жегаловские прихожане решили не строить новую церковь, а взять готовый сруб храма из другого села. В январе 1772 года в Жегалово была перенесена еще неосвященная деревянная церковь из расположенного по соседству сельца Красникова. Новая церковь была поставлена на погосте и освящена во имя Николая Чудотворца на прежнем антиминсе. В 1765 по 1819 годы в приходе села Жегалова в соседнем сельце Соболево существовала еще одна церковь – во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была построена по просьбе капитана Сергея Васильевича Шереметева недалеко от его дома по причине болезни, из-за которой он не мог посещать основной Никольский храм. К 1777 году небольшая Сергиевская церковь обветшала: прохудилась крыша, просели фундамент и полы. Вдова Шереметева Наталья Яковлевна обратилась к московскому митрополиту Платону (Левшину) упразднить ветхий храм, а алтарь перенести в особое помещение, обращенное на восток, в ее двухэтажном доме. В 1778 году новая домовая церковь Сергия Радонежского была освящена местным благочинным. Домовая церковь в Соболево действовала и после кончины Натальи Яковлевны Шереметевой при ее сыне генерале Василии Сергеевиче Шереметеве. После покупки Соболево князем Гагариным этот домовой храм был упразднен, а антиминс из алтаря передан им в духовную консисторию. В 1827 году церковный староста купеческий сын Василий Прохоров инициировал строительство каменной церкви святителя Николая Чудотворца в селе Жегалово. Все необходимые материалы были собраны, но по каким-то причинам дело затянулось: два года ушло только на утверждения плана церкви. Митрополит московский Филарет (Дроздов) был вынужден вмешаться и сделать выговор консисторским сотрудникам за промедление. В 1835 году был, наконец, построен ныне сохранившийся каменный храм в Жегалово. В литературе его устроителями названы купцы Алексей и Василий Мурашевы. В храме, кроме главного Никольского престола, были устроены еще два придела: великомученика Димитрия Солунского и Смоленской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13551

1871 год. В сем году в летние месяцы с половины июня и до половины сентября свирепствовала эпидемическая болезнь – холера. В Ростове, а особенно в окрестностях оного, было много больных и умирающих; в Варницкой обители, за молитвы заступника своей родины Преподобного Сергия, все остались живы, так что никто из монастырской братии и служащих и не болели. 1875 г. 16 июля посетил монастырь Преосвященный Димитрий, Архиепископ Ярославский и Ростовский; 1876 года 19 октября, – преосвященный Леонид; 1878 г. 25 июля преосвященный Ионафан. 1892 года, 25 сентября совершено было в монастыре высокоторжественное Богослужение в память 500-летняго юбилея со дня кончины Великого угодника Божия преподобного Сергия чудотворца Радонежского. – К 10-ти часам прибыл в обитель из Яковлевского монастыря Преосвященный Епископ Угличский Амфилохий и Богоявленский Архимандрит Ювеналий; к исходу 11-го часа с строителем Варницким Митрофаном и монастырской братией они вышли к святым воротам, ожидая приближавшийся из Ростова крестный ход с чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери и копией с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, с крестами и хоругвями из Успенского Собора, со всем городским духовенством и громадной толпой богомольцев. Когда крестный ход прибыл, отслужили краткий молебен и все направились в Троице-Сергиевский Соборный храм. Началось служение Божественной Литургии, которую совершал Преосвященный Владыко Амфилохий; ему сослужили: Богоявленский архимандрит Ювеналий; строитель Варницкий Митрофан; Протоиерей Ростовского Собора Александр Пречистенский и другие священники. Прибыли также в обитель за Богослужение: Г. Вице – Губернатор Ярославский И. К. Рек; градской Ростовский Голова Ф. Л. Кекин; благотворитель обители г. Мальгин и другие граждане городские. Протоиерей Соборный прочитал «Слово в день 500-летия со времени кончины преподобного и богоносного отца нашего Сергия», которое и раздавалось богомольцам в небольших брошюрках. После литургии служили молебен с акафистом чудотворцу Сергию при участии всего прибывшего с крестным ходом священства; акафист читал Владыка; затем, по возглашении многолетия, вокруг монастыря отправился крестный ход, в котором участвовало все духовенство и молящиеся. В святых воротах и у каждой стороны ограды служили краткие молебны. Обошедши кругом – св. чудотв. иконы отправились обратно в город, а с ними и весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

В 1771 году в Варницком монастыре был построен на собственные средства Преосвященным Афанасием, епископом Ростовским, и им же освящен холодный храм во имя Пресвятой Троицы и Преподобного Сергия. Что же касается до теплого храма, то он первоначально был освящен во имя Николая Чудотворца, но потом переделан и освящен во имя Введения Пресвятой Богородицы. Троицкий Варницкий монастырь никогда не был богатым. Еще в 1764 году, при закрытии монастырей, он не был обращен в приходскую церковь единственно из уважения к месту рождения преподобного Сергия. В начале XIX века этот монастырь представлял собою картину полной нищеты и запущения: теплая церковь была покрыта соломой, ограды почти не было; кельи и прочие монастырские строения обвалились и грозили разрушением. Общее нравственное падение братии соответствовало внешнему состоянию монастыря. Одним словом, это был «двор овчий», лишенный пастыря. В таком положении монастырь оставался до тех пор, пока здесь не пожелал поселиться на покое Преосвященный Августин (Сахаров), епископ Уфимский и Оренбургский 2 . В продолжение 24-х лет жил он здесь, не жалея сил и трудов на пользу монастыря, жертвуя собственные деньги на общее дело. И труды его не пропали даром: и материальное благосостояние, и нравственность значительно поднялись в монастыре. Скончался Августин в 1842 году и погребен при Сергиевском приделе холодного храма Варницкого монастыря. Все лица, знавшие его, глубоко сожалели о его кончине. Нередко являлись прежде в монастырь даже именитые гости (например, Филарет, митрополит Киевский 3 ) поклониться праху иерарха-труженика, отслужить по нём панихиду и молебен преподобному Сергию. Толпы далеких безвестных богомольцев нередко толпились около его могильной плиты, не говоря уже о ростовских почитателях Августина. Теперь почти все современники Преосвященного Августина, лично знавшие его, умерли. Всесокрушающее время положило свою печать и на память этого труженика, много сделавшего и видевшего на своем веку; его сочинения лежат в рукописях никому не известные, его имя забыто богомольцами, ростовцами и даже братиею Варницкого монастыря. Монастырь уже редко посещается богомольцами, тем более что весной и осенью к нему и пройти нельзя за отсутствием хорошей дороги. Конечно, это обстоятельство оказывает свое действие и на материальное благосостояние монастыря, так что начальство обители должно прибегать к самым разнообразным средствам и мерам для изыскания возможности содержания даже малочисленной братии. Впрочем, в последнее время в монастыре начали производиться серьезные поделки на средства ростовских жертвователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

На Троицком подворье В пожаре 4 апреля 1473 года подворье уцелело, но от огня сильно пострадал Успенский собор, который возводили псковские мастера Кривцов и Мышкин. Митрополит Филипп столь опечалился, что почувствовал приближение скорой кончины и попросил великого князя Ивана III отправить его на покой. Государь не согласился, но, видя состояние митрополита, отпустил его болеть на Троицкое подворье. Там митрополит позвал к себе духовника и отдал великому князю последнее приказание – чтобы тот достроил Успенский собор. На следующий день митрополит Филипп умер на Троицком подворье. Богоявленский храм устоял во многих пожарах, но постройка 1460 года оказалась недобросовестной, и всего через 20 лет он был разобран за ветхостью. В начале 1480-х годов была заложена новая трехглавая церковь Богоявления из кирпича, по наущению итальянских мастеров, а не из белого камня, как прежде было принято на Руси. С этого времени подворье стали называть Богоявленским монастырем под общим управлением Троицкого игумена – там были построены и настоятельские покои, и кельи, и хозяйственные службы. В 1532 году великий князь Василий III крестил в Богоявленском храме своего младшего сына Юрия, отдавая его под покров чудотворца. Вторым храмом Троицкого подворья стала церковь преподобного Сергия Радонежского. О времени ее первоначального возведения есть три версии. Забелин считал, что она была выстроена вскоре после обретения святых мощей чудотворца и его канонизации в 1452 году, то есть в первой половине XV века. Другой выдающийся историк, А.Ф. Малиновский, утверждал, что выстроенная в 1460 году каменная Богоявленская церковь имела придел во имя преподобного Сергия. Когда спустя 20 лет ее разобрали, то выстроили две самостоятельные церкви – Богоявленскую и Сергиевскую. Это был один из первых храмов преподобного Сергия, устроенных в Москве. Согласно третьей версии, он появился в середине XVI века (возможно, на месте более раннего храма). Достоверно известно, что в 1557 году на Троицком подворье был выстроен каменный шатровый Сергиевский храм «изрядного мастерства», убранный изразцами, с каменой трапезой. Освящал его святитель Макарий, митрополит Московский, в присутствии Ивана Грозного, царицы Анастасии, царевичей Ивана и Федора и царского брата Юрия Васильевича. После освящения и первой литургии царь отправился пировать с митрополитом в новой трапезе.

http://pravoslavie.ru/28971.html

C 1908 года на основе посада Клинцы был возрожден Успенский женский (ранее находившийся в окрестностях Клинцов и закрытый в 1848 году) монастырь, просуществовавший до 1928 года. B 1930 году оба храма были закрыты, еще уцелевшее после прежних изъятий имущество реквизировано. Колокольня разобрана на стройматериалы, часы c нее пущены в переплавку. В 1930-х годах на посадской территории был лагерь для раскулаченных крестьян, потом пригородное хозяйство городского здравотдела и подсобное хозяйство Треста общественного питания. В 1972 году остатки территории посада с Никольской часовней были переданы на правах аренды общине Троицкой церкви, утратившей свой храм при пожаре, часовня переустроена и освящена как церковь Николая Чудотворца. В 1995 году здание передано в ведение РПЦ. В 2005 году определением Священного Синода образован Свято-Никольский Клинцовский женский монастырь. История города Клинцы берет начало в 1707 году. За три столетия в Клинцах переплелись судьбы людей различных культур, различных воззрений. Первоначальное поселение возникло на правом берегу реки Туросны. Здесь, в глухих лесах, принадлежавших помещику И.Л. Бороздне, нашли себе прибежище старообрядцы. В 1708 году они оказали помощь русским войскам в боях со шведами, после чего Петр I официально закрепил за ними землю. В 1715 году поселение получило статус слободы и название Клинцы по имени первого поселенца – Василия Афанасьевича Клинцова, крестьянина Костромского уезда Даниловской волости. Часовня храма Вознесения (храм во имя святого Николая Чудотворца) расположена на территории древнего посада на высокой точке берегового склона реки Московка. Первоначально здесь стояла деревянная большая Вознесенская часовня, сооружённая старообрядцами. В 1760 году она была переименована в храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм сгорел в 1776 году. В 1778–80 годах на его месте клинчанами был построен новый деревянный храм в честь Вознесения Господня, отличавшийся оригинальной архитектурой. В 1801–04 годах вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым возведена деревянная многоярусная колокольня высотой 45 метров. В 1812 году в храме устроен придел в честь Воскресения Христова. Несколько ранее рядом был поставлен теплый деревянный храм в честь Чуда Архистратига Михаила, сооруженный заново в 1819–21 годах с приделами во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Георгия Победоносца. В 1846 году все храмы стали единоверческими. В 1850 году для местночтимого чудотворного образа святого Николая, написанного тем же И.К. Карташевым еще до постройки Вознесенского храма и поставленного сначала над воротами ограды погоста, была сооружена деревянная часовня. Вскоре люди заметили, что молящиеся перед этой иконой получают исцеление. В 1912 году вместо обветшавшей деревянной часовни возведена каменная надвратная.

http://sobory.ru/article/?object=10834

http://hram-merzlovo.ru/istoriya-hrama/ Село Мерзлое (Мерзлово) Солнечногорского района Московской области в конце XVI - начале XVII столетия состояло в Лутосенском стане древнего Дмитровского уезда. Первым известным владельцем этого села был боярин князь Иван Семенович Куракин, у которого его вотчина село Мерзлое на речке Веске была отписана на Государя в Государевы дворцовые села. Видимо, еще при Куракиных в Мерзлом существовали две деревянные церкви одна в честь Воскресения Христова, а вторая во имя преподобного Сергия Радонежского. В Смутное время начала XVII столетия село Мерзлое с окружающими его деревнями и пустошами состояли во владении дьяка Дмитрия Константиновича Жеребилова. Он был довольно видным приказным деятелем, начинавший свою карьеру в должности подьячего приказа Большого дворца, а затем служивший дьяком в разных приказах Московского государства (Земском, Судном, Стрелецком). Он умер в 1657-58 г.г., а его вдова вышла замуж за дьяка Патриаршего двора Ивана Афанасьевича Кокошилова (его третий брак). Кроме самого села Мерзлова Дмитрием Жеребиловым были куплены пустоши Пустырь, Тетерина, Дворская, Иголкина, Носово. Причем, пустоши Пустырь, Иголкино и Носово до польско-литовского разорения были деревнями, а затем опустели и обезлюдели, превратившись в ненаселенные местности. Во второй половине 1620-х гг. в селе Мерзлом существовала лишь одна Воскресенская церковь, стоявшая «без пения», т.е. богослужение в ней не проводилось. От Сергиевского храма осталось лишь церковное место. Дмитрий Жеребилов вновь поселяет в селе Мерзлом крестьян-бобылей. В 1663 г. вотчина Дмитрия Жеребилова в Лутосенском стане Дмитровского уезда была отказана стряпчему Конюшенного приказа Тимофею Семенову Маркову. В отказной книге в селе Мерзлом упоминалась деревянная Воскресенская церковь с двумя приделами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, «а в ней местные образы Воскресения Христова да Николы чудотворца, на церкви колокольня с 4-мя колоколами, строение вотчинниково».

http://sobory.ru/article/?object=20969

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010