868, вместе с тем являются и первыми тремя последовательно идущими тропарями 1-й кафизмы; тропари: «Помышляю день страшный” и «Во юдоли плачевне» встречаются рядом как в нынешнем чине 12 псалмов (и в чине ночных часов по Соф. 1052 ), так равно и после 9-й кафизмы. Такая устойчивая последовательность простирается и на молитвы. Сопоставим, напр., молитвы ночных часов, по Син. 868, и совпадающие с ними молитвы после кафизм в Афоно-Афанасиевской Псалтири 145. Между теми и другими наблюдается следующее соответствие: молитва 1-го часа соответствует молитве после 5-й кафизмы, молитвы 3-го, 4-го и 5-го часов – молитвам после 7-й, 8-й и 9-й кафизм, м-ва 8-го часа – м-ве по 11-й кафизме, м-ва 9-го часа – м-ве по 10-й кафизме, и, наконец, м-ва 11-го часа – м-ве по 12-й кафизме. Следовательно, только молитвы 8-го и 9-го часа здесь обменялись местами; все же остальные молитвы движутся параллельно в обоих памятниках. Очевидно, ночные часы, дневные почасия, псалтирь с покаянными тропарями и молитвами, а также нынешний чин 12 псалмов являются лишь разновидностями, или особыми редакциями одной и той же системы, одного и того же «правила псалмопения». Особенность последования тропарей и молитв после кафизм состоит лишь в том, что вместо избранных псалмов здесь полагается рядовое чтение целой кафизмы, и таким образом каждая кафизма со своими тропарями и молитвами соответствует отдельному последованию из круга почасий. А что, действительно, в данном случае мы имеем дело с одним из видов древнего правила псалмопения, об этом ясно свидетельствует «устав» псалмопения печатаемый в наших Псалтирях впереди «тропарей и молитв по кафизмах». Здесь мы читаем: «Богоноснии –– отцы наши, –– исперва от Святаго Духа предания иночествовати навыкше, –– нам оставиша устав Богом преданнаго пения их, и умиленныя молитвы, ими же Бога милостива себе сотвориша: ови бо их часы с междочасием пояху, составивше избранныя псалмы, с тропари и с молитвами, и нарекоша сия часословец; друзии един псалтирь пояху; инии же, подвижнейшии суще, по всякой кафисме трисвятое с поклоны, и с тропари покаянны, и с молитвами псалтирь пояху».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения Псалтири по усопшем. В Псалтири следованной печатаются псалмы все подряд с подразделением на кафизмы и «Славы» без всяких добавлений. Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафизме. Это для келейного чтения 129 . В особо издаваемых Псалтирях эти тропари и молитвы помещаются наряду после каждой кафизмы. Если чтение Псалтири о живых и умерших или о тех и других вместе соединяется с обычным ежедневным келейным чтением Псалтири, тогда по первой и второй «Славе» на каждой кафизме могут быть присоединяемы моления о живых и усопших или об одних последних, а по каждой кафизме – обычные тропари и молитвы. Если же чтение Псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафизмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой «Славы» и после кафизмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего…» 130 , причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Чтение Святого Евангелия в память усопших 131 Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих, и для тех, за кого читается, особенно чтение Святого Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие за находящихся в тяжелых обстоятельствах. «Чтение Псалтири, – говорит известный подвижник Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений (†25 марта 1855), – укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле, – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божие, тобой за нее чтомое» 132 .

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

священник Сергий Казаков Скачать epub pdf Утреня 1 Священник, возложив на себя епитрахиль, отверзает завесу Царских врат, став перед престолом, принимает кадило, читает молитву на благословение кадила и возглашает: Благословен Бог наш... после чего совершает каждение алтаря. Чтец: Аминь 2 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш ... Священник произносит: Яко Твое есть царство... и совершает каждение храма. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды). Пс. 19 -й «Услышит тя Господь...» Пс. 20 -й «Господи, силою Твоею...» Слава, и ныне. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш ... Священник: Яко Твое есть царство... Чтец: Аминь. Спаси, Господи... Слава. Вознесыйся на крест... И ныне. Предстательство страшное... Священник произносит в алтаре краткую сугубую ектению: Помилуй нас, Боже... после чего возглашает: Яко милостив... Хор: Аминь. Именем Господним... Священник, творя перед престолом кадилом крест, возглашает: Слава Святей... Чтец произносит: Аминь и читает шестопсалмие. Священник с непокрытой головой выходит из алтаря и читает утренние молитвы тайно пред святыми вратами. Диакон произносит великую ектению: Миром Господу помолимся... Священник: Яко подобает... Хор: Аминь. Диакон: Аллилуия (трижды) во глас Октоиха со стихами. Хор по прочтении каждого стиха поет Аллилуия. Чтец читает Троичные тропари. Хор поет окончание Троичных тропарей, Господи, помилуй (трижды). Слава. Чтец произносит: И ныне и читает три кафизмы с седальнами после каждой. По 1-й кафизме – седальны Октоиха соответствующего гласа и дня седмицы 3 . По 2-й кафизме – седальны Триоди. По 3-й кафизме – седальны Триоди, Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Псалом 50-й. Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя... Хор: Господи, помилуй (12 раз). Священник: Милостию и щедротами... Хор: Аминь и поет канон. Диакон произносит малую ектению после 3-й и 6-й песни канона, после 8-й возглашает: Богородицу и Матерь Света... и затем совершает каждение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христе, Отче щедрот и Боже всего утешения», на субботней – «Вседержителю Боже, вышнии и нижний твари Сдетелю», на воскресной – «Господи Боже наш, истиньное сиянье Отчее». 9. Тропари и молитвы после кафизм Изучая состав чина 12-ти псалмов, нельзя не обратить внимания на совпадение входящих в этот состав тропарей и молитв с известными нам тропарями и молитвами после кафизм (см. выше, гл. 4, часть 9 «Кафизмы с тропарями и молитвами»). Достаточно сказать, что в нашей печатной Псалтири среди тропарей и молитв после кафизм оказывается не менее 25 тропарей, вполне совпадающих с тропарями чина 12-ти псалмов в широком смысле. Рукописные славянские и греческие Псалтири могут значительно увеличить это число 295 . И нужно заметить, что здесь мы имеем дело не с какими-либо случайными совпадениями. Тропари и молитвы келейного правила псалмопения – с одной стороны, и тропари и молитвы после кафизм – с другой, не только допускают простые совпадения, но нередко сохраняют и одинаковую последовательность, располагаясь в одинаковом порядке. Так, напр., тропари: «В беззакониих зачався», «Аще праведник едва спасается» и «Объятия отча», будучи последовательно расположенными тропарями 1-го, 2-го и 3-го часа в «последовании ночи», по Син. 868, вместе с тем являются и первыми тремя последовательно идущими тропарями 1-й кафизмы; тропари: «Помышляю день страшный» и «Во юдоли плачевне» встречаются рядом как нынешнем чине 12 псалмов, так равно и после 9-й кафизмы. Такая устойчивая последовательность простирается и на молитвы. Сопоставим, напр., молитвы ночных часов, по Син. 868, и совпадающие с ними молитвы после кафизм в Афоно-Афанасиевской Псалтири 145. Между теми и другими наблюдается следующее соответствие: молитва 1-го часа соответствует молитве после 5-й кафизмы, молитвы 3-го, 4-го и 5-го часов – молитвам после 7-й, 8-й и 9-й кафизм, м-ва 8-го часа – м-ве по 11-й кафизме, м-ва 9-го часа – м-ве по 10-й кафизме, и, наконец, м-ва 11-го часа – м-ве по 12-й кафизме. Следовательно, только молитвы 8-го и 9-го часа меняются местами в Псалтири, все же остальные движутся параллельно в обоих памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чтец: «И ныне». И читает второй отдел кафизмы, после которого «Слава». Хор: «И ныне. Аллилуиа (3), Господи, помилуй (3), «Слава». Чтец: «И ныне» и читает третий и последний отдел кафизмы, после которого: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Паки и паки...» Священник: «Яко Твоя держава...» Чтец: седальны святого (2), «слава, и ныне», Богородичен из Минеи. В субботу также. Если на одной утрени, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизм двум празднествам, в этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после 3 песни канона. Если предпразднество или попразднество, то седален праздника, «слава, и ныне», тот же седален. По второй кафизме: другой седален праздника, «слава, и ныне», тот же седален. Примечание: Во дни святых, имеющих славословие и, вообще, когда в Минее есть седальны по кафизмах, после кафизм полагается малая ектения. Также и в праздничные, субботние и воскресные дни. В субботу: 16 кафизма, малая ектения и седальны, как описано выше. Стихословится 17 кафизма (непорочны). Во время непорочнов священник кадит. После непорочнов малая ектения: «Паки и паки...» и седальны Если предпразднество или попразднество, то седальны предпразднества или попразднества из Минеи. Хор: «Господи, помилуй» (3), «слава». Чтец: «и ныне» и читает первый отдел другой кафизмы, после которого то же стихословие, что и после первого отдела предыдущей кафизмы. За первым отделом кафизмы – второй отдел, и опять то же стихословие. Наконец, третий отдел кафизмы, оканчивающийся так же, как окончен третий отдел предыдущей кафизмы, т. е.: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Паки и паки...» Священник: «Яко Благ и Человеколюбец...» Чтец: По окончании кафизмы так же, как и после предыдущей кафизмы седальны и Богородичны. Если есть по уставу третья кафизма, в Минее нет седальнов по третьей кафизме святым со славословием. Тогда их могут заменить седальны Октоиха. Перед седальнами по третьей кафизме – ектения: «Паки и паки...» и возглас: «Яко Ты еси Бог...» (?)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Обстановка и распорядки, при которых в церкви и вне ее происходило прочитывание душеспасительных книг, помогали тому же сближению их в одну общую группу божественных писаний, «яже достоин чести». Такое объединение происходило особенно успешно по монастырям, где в точности соблюдались богослужебные и дисциплинарные предписания относительно переписки и чтения книг. Как известно, и по уставу, приписываемому патр. Алексию, и по типику иерусалимскому, слушание божественных книг происходило, во-первых, за утренним богослужением или на часах, т. е. за такими службами, которые отпевались иногда и вне церкви по кельям без священника. Во вторых, чтение тех же статей продолжалось и во время трапезования братии, и, наконец, предоставлялось ей, как келейное занятие в свободные часы. Не соединяясь с божественной литургией оно, во всех трех случаях, было священнодействием, сопровождалось молитвословиями, и совершалось по определенному чину. В церкви чтение обыкновенно имело место на утрени по первой кафизме, по второй кафизме и по третьей песни (Устав патр. Алексия). Когда же бывали четыре чтения, обыкновенно из житий и пролога, они распределялись так: по первой кафизме – одно, по второй кафизме – другое, по третьей песни – третье и по шестой песни – четвертое. Кроме того, на литиях, при исхождении в притвор читались оглашения св. Феодора Студита (устав патр. Алексия). Своим содержанием тесно примыкая к священным песнопениям, или службам и применяясь к церковной памяти того или другого дня или времени, все эти чтения составляли как бы дополнительную, но неразрывную, часть самого богослужебного чина. Так на утрени в обычные дни назначались жития и похвальные слова воспоминаемым святым, представлявшие собой, как давно было замечено, распространенные формы кондака и икоса. Установление общецерковной памяти святого было также маловозможно без наличного жития и похвального слова, как и без службы. Чтение учительных книг во время трапезования, составляло в общежительных монастырях наравне с принятием пищи как бы часть общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010