Триодь. Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней годичного круга богослужения и имеют трипеснцы ( τριψδιον), то есть неполные каноны, состоящие не из девяти или восьми песней, как обычно, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От трипеснцев эти книги и получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы и двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песней. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрене. Во всяком трипеснце и четырепеснце также находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник имеется 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные священные события, поются в разное время и потому имеют особые названия: одна именуется постной, другая – цветной Триодью. Триодь постная. Триодь постная содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые составляют дни приготовления к Великому посту и самый пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица (семь дней) сырная. Под Великим постом разумеются Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные же песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется. Иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Не много таких дней, в которые при пении Триоди постной не поются вовсе песнопения Октоиха. Это – суббота 5-й седмицы Великого поста (Суббота Акафиста), Неделя ваий (праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы). Триодь постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрене седальны по 1-м стихословии (кафизме) и светильны после канона. Они печатаются в самой Триоди, в конце ее, потому Октоих при пении Триоди постной в эти дни не нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чин кафизмы . Исполнение кафизм на утрене значительно разнится от вечерни и великой, и будничной. «Лик глаголет: Господи помилуй 3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Чтец же: И ныне, и стихологисует кафисму Псалтира». На вечерне, как мы видели, кафизме не предшествует Господи помилуй, Слава и ныне, – это потому, что там кафизма следует непосредственно за великой ектенией, где Господи помилуй повторяется гораздо более, чем 3 раза, и где есть свое славословие в возгласе, более обширное, чем настоящее малое. О делении кафизмы на части Типикон не говорит нигде подробно, вскользь упоминая о нем только в чине утрени 1-го понедельника Великого поста. В Псалтири следованной кафизма делится на три части, обозначенные словом «Слава»; это обозначение, в богослужебных книгах не объясненное, на практике считается равнозначащим тому славословию, которым разделяются псалмы шестопсалмия, которым оканчиваются псалмы часов и которое состоит из Слава и ныне; аллилуиа 3, слава Тебе Боже, – 3; Господи помилуй 3; Слава и ныне. Практикой же принято на кафизмах чтецу произносить начало этого славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне (во втором малом славословии) 2427 . Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога (не могут дождаться конца славословия). По окончании кафизмы, если за ней следует ектения, на утренях воскресной и других праздничных и полупраздничных, славословие, уже все произносимое чтецом, оканчивается (как принято практикой) аллилуиа, слава Тебе Боже, так как за ним следует малая ектения, где есть и Господи помилуй, и пространное славословие. – Из кафизм на воскресной утрене положены следующие чередные после 1-й, спетой на вечерне: 2-я и 3-я, как не оставляются чередные кафизмы ни для каких праздников (кроме Пасхи), чем внушается мысль, что установленное подвижниками выпевание в известные периоды всей Псалтири не должно прерываться и для праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В типографском уставе «поп с диаконом... облачитася и проскумисаета, (лист 25 оборот) и все доспеет и якоже отпоют славу и святый боже и отче наш и господи помилуй и яко начнут глаголати (вероятно: Господи помилуй, потому что далее, когда вход с евангелием уже совершён, братия кончают, зовуще: Господи помилуй 40), идет понамонарь (sic) и клеплет клепание литургийное и в том чину внидет диакон с евангелием и поп створит входную молитву и братия кончают зовуще: господи помилуй 40 и диакон речет: премудрость и рекут: приидите поклонимся, единочадный сыне, таже слава и трепарь за мертвыя помяни господи и ныне богородичен. Прокимен за мертвые прикладается; благослови душе моя господа и хвали душе моя господа не поётся и блаженна не глаголется. После литургии девятый час и идут на трапезу». Лист 21 оборот. Помещается особая глава под киноварью: «а се о кафизмах како подобает пети кафизмы». От понедельника антипасхи до воздвижения полагается на вечерне и утрене по одной кафизме, от воздвижения до недели сыропустной по две. На последней строке того же листа киноварью записано: «о панюхиде да бывает же панухида» и затем на следующем листе 22 продолжение чернилами: «летом в притворе св. Пантелеимона идеже и наш гроб есть». Панихиды назначается править в следующие дни: 1) в субботу пятидесятницы, 2) в пост св. апостол, 3) 12 августа 296 , 4) в пост ап. Филиппа, 5) в пяток вечера в неделю мясопустную, 6) 15 марта. Дня для седьмой панихиды не назначено. То же и в уставе синодальном (лист. 270 оборот). Вся эта статья заимствована из устава Алексиева и читается в синодальном списке Затем читается заповедь или наставление монахам от лица составителя устава, которую мы выписываем дословно: «сиже заповедаем известуем· да по отшествии нашем к господу· да ходят мниси на всяк день и вечер на гроб усъпъших (на общее братское кладбище) по отпущени павечерница· и да творят за ны молитву к богу скрушенным сердцем и смереным духом по речевому образу· сбравшеся вси· да начинают сице· придете поклонимся тоже 19 псалом услышит тя господь обаче в царя место глаголет господи спаси раба своего и услаши ны· другой псалом 22 господь пасет мя, 3 псалом 21 к тебе господи вздвигох· посем стыи бе и оче наш· таже трепарь покой спасе наш, помяни ти яко благ глубинами мудрости содетелю и творче, слава с святыми си покои и ныне тя град и станице; таже ти помилуй 40 тихы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

во все будние дни В. п. совершается литургия Преждеосвященных Даров (а также в среду и пятницу сырной седмицы, как в Типиконе Великой ц.). Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются (кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр.), 40 мучеников Севастийских (9 марта), прп. Алексия, человека Божия (17 марта), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) и его предпразднства и отдания - Пентковский. Типикон. С. 328). На утрене 3 кафизмы (по пятницам 2); тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме (седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. там же. С. 239-240). Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири (в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. С. 406). После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин (Там же. С. 413). По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (сохранился в ркп. 1-й пол. XII в.), литургия Преждеосвященных Даров также совершается ежедневно по будням (кроме понедельника 1-й седмицы В. п., в к-рый литургия отменяется по причине запрета на вкушение пищи в этот день; в сырные среду и пятницу литургия совершается, но возглас «Свет Христов» отсутствует). Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья (специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т. к. они поются в соответствующие субботу и воскресенье В. п.; не отменяются лишь службы Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения и его предпразднства и отдания, а также преподобных Павла и Тимофея Евергетидских (16 апр.) - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-446). На утрене (кроме понедельника 1-й седмицы В. п.) стихословятся 3 кафизмы; специально отмечено, что трипеснцы Триоди поются с библейскими песнями (никаких иных канонов нет); кафизмы есть и на часах (составитель Типикона уточняет, что они поются на глас тропаря часа); на 6-м часе читается паремия со своими прокимнами, предваряемая тропарем часа (он поется так: певец - тропарь и «      », народ - окончание тропаря, певец - снова тропарь); на великом повечерии поется канон Октоиха текущего гласа, после отпуста повечерия указано совершать «прочее последование» в своих кельях (Там же.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дне, – накануне понедельника: Се ныне благословите Господа... и стих: Стоящий во храме Господни…; накануне вторника: Господь услышит мя... и стих: Внегда призвати ми... Паремии святых с обычными возглашениями. Рцем вси... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне из Триоди Постной: дневной самогласен 2 и мученичен 1. Припевы к ним обычные: К тебе возведох... Помилуй нас, Господи... Слава – святых. И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь святых. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая богородице, спаси нас... Честнейшую херувим. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Начало утрени обычное. На Бог Господь тропарь святых 2. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря. Обычные рядовые кафизмы. По 1 кафизме седален Триоди, указанный и напечатанный в ней после 2 кафизмы, 2-ды. Слава, и ныне, богородичен этого седальна. Чтение дне. По 2 кафизме оба седальна святых по 1. Слава, и ныне, богородичен 2-го седальна (богородичен 1-го седальна оставляется) 557 . Чтение дне. Полиелейные псалмы и величание с избранными стихами. Малая ектения и возглас: Яко благословся имя твое… Полиелейные седальны с их богородичном. Степенна – 1 антифон 4 гласа. Прокимен святых во глас 4. Всякое дыхание... и т. д. Евангелие святых. Псалом 50: Помилуй мя, Боже... Слава, Молитвами N... и ныне, Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира святых. Спаси, Боже, люди твоя... Господи помилуй 12. Милостию и щедротами... Аминь. Каноны: Богородицы с ирмосом на 6, ирмос по 2, и святых два канона на 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Понятно, что все эти комбинации не должны касаться великопостного времени, когда порядок Псалтыри особенный (по уставу прочитывается по дважды в седмицу). Здесь подошла бы следующая комбинация: На вечерни 18 кафизма, на полунощнице – 17, в субботу 9. На всенощной воскресной полностью 1, 2 и 4. На утрени по целой кафизмепо три славы. На часах по одной славе, кроме 1 часа понедельника и 9-го пятка. На преждеосвященной по целой кафизме. Вот схема: Воскресение Понед. Вторн. Четвер. Суббот. Полунощница 17, 118 обычно по частям как указано… 9, 2, 3 слава… Утрен. 2 и 3 Часы: первый » третий » шестой » девятый Вечерн. нет При этом можно допустить пропуски повторных псалмов, которых считая с псалмами великого повечерия, окажется 37+5=42. Останется 108 читать. Если в будние дни мы выгадываем время из богослужения для работы мирянам и для прочей пастырской деятельности клирикам, то в воскресные и обязательные праздничные дни мы напротив, желали бы, чтоб богослужение происходило по возможности дольше. Устав восточной Церкви признает две комбинации: Великая вечерня накануне и утреня в самый день. Или малая вечерня и: всенощная накануне. Первая указана на зимнее время, от Воздвижения до антипасхи. Вторая летом, так как солнце восходит рано, а утреня должна оканчиваться к рассвету. Этот устав редко где соблюдается даже в монастырях. Только монастыри и Успенский патриарший собор, как будто ему следуют: они с вечера поют малую вечерню и вместо утрени совершают полную всенощную. Но городские приходы должны сообразоваться с уже установившимся по всей Росси обычаем всенощных бдений. Рано встают в воскресный день одни сельчане и для них вполне уместна утреня в зимнее время. В городах в воскресный день люди утомлены от трудов, отдыхают и встают позднее. Для них должна совершаться накануне, в субботу, в 6 часов всенощная. Всенощная совершается так: Предначинательный псалом поется, во время его – каждение. После великой ектении, стихословие псалтыря. Так как во время чтения кафизм всем разрешается садиться, то должны быть устроены для желающих сидения, в виде скамей, вдоль стен и на хорах. Могут быть и стулья, простые, соломенные, который каждый при входе может взять. Пользование стульями может быть бесплатно или же очень дешево – копейка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Необходимость сочетания чтений круга триодного с минейным Алексеевский Устав предусматривает лишь в отношении праздника Благовещения, когда он падает на неделю Ваий, или на дни страстной седмицы: чтения минейные предшествуют триодным. В неделю Ваий в этом случае чьтьжес сло. андра на блговщ. та. цветни336 в великий понедельник – чьтьжес словеса праздьникоу. и дисвьна. сирчь толкокани. ма. еуа 337 ; в великий вторник и среду слоуба сътварть. коже и въ великыи понельник 338 ; в великий четверток слово златооустьц о прдании июдин переносится с кафизм на третью песнь канона, на кафизмах же по пьрвн… и по вторн сло. прлздьннка 339 ; утреня великого пятка, обычно неимеющая чтения, принимает – на третьей песни канона Благовещению по сльн чтение Благовещению, но при условии: аще загодь боудет нощь. бывать чьтни въкратъц сло. праздьянк. аще ли ин то оставлть 340 ; в великую субботу творить слоуба. по прже писноумоу образоу. въ велик четвьрткъ 341 . Помимо сочетания чтений различных кругов церковного года, для уставной регламентации чтений возникают вопросы о сочетании чтений двух памятей, падающих на один и тот же день и нескольких произведений, относящихся к одной и той же памяти. Первый вопрос Алексеевский Уставь разрешает так же, как и возникающий неразрывно с этим вопрос о сочетании служб нескольким святым, именно: чтения, как и служба святому под числом, т. е. первому предшествуют чтениям, как п службам других святых того же дня; так 16 ноября, в день памяти евангелиста Матфея и мученика Варлаама, чтение евангелисту Матфею – вспоминани о аол полагается по 1-й кафизме, а чтение мученику Варлааму – похвальное слово Златоуста – по 2-ой кафизме и по 3 п. канона 342 ; 20 декабря в день предпразднества Рождества Христова и священномученика Игнатия, чтение предпразднеству слово Златоуста о Филогонии – полагается на кафизмах, а чтение священномученику Игнатию – мучение – по 3 и 6 пн. канона 343 : 18 ноября, в день памяти мучеников Платона и Романа, указывается чтение сначала Платону – мучение, а потом Роману – похвальное слово Златоуста 344 ; 7 декабря, когда в студийском монастыре совершаются памяти Амвросия Медиоланского и в море утопших братий, чтение Амвросию – житие – указывается сначала, чтение утопшим братьям – оглашение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В пятницу вечером – повечерие великое. По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й – «Общее воскресение». По 2-м Трисвятом – тропари обычные «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». По «Слава в вышних Богу» поем канон преподобного Андрея Критского . Сей канон, как и все каноны на повечериях Страстной седмицы, рекомендуется читать самому настоятелю на средине храма по тому же чину, как читается на повечериях 1-й седмицы Великий канон. По 3-м Трисвятом – кондак праздникуа, глас 2-й – «Всех радость Христос». Отпуст малый и ектения «Помолимся». Глава 21. Суббота Лазарева На полунощнице по 1-м Трисвятом вместо «Се Жених грядет» – тропарь «Общее воскресение». По 2-м Трисвятом – кондак «Всех радость Христос». Молитву же за упокой «Помяни, Господи» не глаголем. На утрене, на «Бог Господь» – тропарь, глас 1-й: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знáмения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне» (трижды). По 1-й кафизме – седален Триоди. По 2-й кафизме ектении нет, но непосредственно воскресные тропари, глас 5-й – «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». «Ангельский собор». Каждение всего храма. Малая ектения. Возглас «Яко благословися Имя Твое». Седален, дважды. Посем «Воскресение Христово видевше». Псалом 50-й и канон 1-й с ирмосом на 8 (ирмос дважды). Второй канон – на 6. Катавасия – ирмос последнего канона. По Уставу, в субботу ваий канон должно петь со стихами библейских песен по праздничному чину «Поим Господеви», но так как вышел из употребления обычай стихословить в праздники канон с библейскими песнями, то сегодня, как и в Неделю ваий, припев к тропарям канона тот же, что указан и на повечерии, то есть «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот припев поется и на всех канонах Страстной седмицы. По 3-й песни – седальны праздника. От 6-й песни поем четверопеснец. По 6-й песни – кондак, глас 2-й: «Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот и мира воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ Воскресения, всем подая Божественное оставление». И икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, к тропарям канона тот же припев «Слава, Тебе, Боже наш». С этого дня «Честнейшую» не поется до понедельника Фоминой седмицы. По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» со стихами. Светилен Триоди, дважды. «Слава, и ныне» – ин светилен. На «Хвалите» – стихиры на 8, «Слава», глас 2-й – «Велие и преславное», «И ныне» – «Преблагословенна еси». По великом славословии – тропарь «Общее воскресение». Ектения. Отпуст дневной с упоминанием имени праведного Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

432 Сказанное в Типиконе: «по исполнении коеяждо стихологии, отшед священник пред Святыя двери, глаголет малую ектению» (Тип., гл. 2), разумеется о ектениях после первых двух кафизм. «По двух первых глаголет диакон ектении, а по 17-й ектении не бывает, но абие лик поет тропари воскресны – Ангельский собор... Аще же поется полиелей, то 17-я кафизма оставляется. После тропарей: Ангельский собор – ектения малая» (Послед. утрени, вечерни, полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 8). 433 Но читаются только седальны Триоди. В книге: «Последование вечерни, утрени и полунощницы», изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., сказано, что «аще случится всенощное бдение в понедельник святыя Четыредесятницы, на утрени чтутся три кафизмы: по 1-й кафизме ектении не бывает, а по 2-й и 3-й глаголются от диакона ектении и абие поется полиелей» (лист 13). 434 И поются те седальны Минеи, кои в Минее положены по 1-й и 2-й кафизмах (Тип., послед. 24-го февр. в понед. 2-й, 3-й и 4-й нед. Вел. поста, сн. 9-го марта). 441 Седальнами (κθισμα) называются песнопения, при пении или чтении коих, при общественном богослужении, начинали садиться для слушания так называемого «чтения», состоящего из толкования Апостола, Евангелия и т. п. (См. выше прим.). 442 От зде (от 7-го Евангелия на утрени в страстный пяток) диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются (Тип., послед. страст. пятн., утра). Седальны же эти подобны минейным. 443 В 9-й главе Типикона, где изложен чин богослужения на дни седмичные, непраздничные, сказано: «По 1-й кафизме поем седален во Октоихе, иже наряду, Слава и ныне – Богородичен. По 1-м же стихословии кафизмы и по 2-м во вся дни ектении не глаголет священник, но токмо во бдения, и святых праздники, имущих полиелей и славословие; тогда глаголет и ектению на всякую кафизму Псалтира», и далее: «По окончании вторыя кафизмы поем 2-й седален в Октоихе» и т. д. 444 Многие слово полиелей переводят словом многомаслие, полагая, что так именуется песнопение потому, что при пении его Уставом положено возжигать много светильников елея (Тип., гл. 24, 25), но при этом смешивают слова e=’λεος – милость и e=’λaiοn – елей. В Типикопе обозначено: «полиелей, спречь многомилостивое πολυλεος, а не многомаслие (Тип., гл. 17 πολυλαιος).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Необходимость сочетания чтений круга триодного с минейным Алексеевский Устав предусматривает лишь в отношении праздника Благовещения, когда он падает на не- —701— делю Ваий, или на дни страстной седмицы: чтения минейные предшествуют триодным. В неделю Ваий в этом случае ч т ьтьжес сло в андра на блговще. та. цве т ни 2359 в великий понедельник – чьтьжес словеса прадьнику. и диевьна. сирчь толковани. ма. еуа 2360 ; в великий вторник и среду слуба сътварть. коже и въ великыи понельник 2361 ; в великий четверток слово златоустьц о прдании нюдин переносится с кафизм на третью песнь канона, на кафизмах же по пьрви… и по втори сло в . прлздьннка 2362 ; утреня великого пятка, обычно не имеющая чтения, принимает – на третьей песни канона Благовещению по с д льн чтение Благовещению, но при условии: аще агодь буде т нощь. бывать чтьтни въкратъц сло в . прадьни. аще ли ни то оставлть 2363 ; в великую субботу творить слуба. по прже писнуму обрау. въ вели четвьртъ 2364 . Помимо сочетания чтений различных кругов церковного года, для уставной регламентации чтений возникают вопросы о сочетании чтений двух памятей, падающих на один и тот же день и нескольких произведений, относящихся к одной и той же памяти. Первый вопрос Алексеевский Устав разрешает так же, как и возникающий неразрывно с этим вопрос о сочетании служб нескольким святым, именно: чтения, как и служба святому под числом, т. е. первому предшествуют чтениям, как и службам других святых того же дня; так 16 ноября, в день памяти евангелиста Матфея и мученика Варлаама, чтение евангелисту Матфею – вспоминани о дол полагается по 1 кафизме, а чтение мученику Варлааму – похвальное слово Златоуста – по 2 кафизме и по 3 песне канона 2365 ; 20 декабря в день предпразднества Рождества Христова и священномученика Игнатия, чтение предпразднеству слово Златоуста о Филогонии – полагается на кафизмах, а чтение священномученику —702— Игнатию – мучение – по 3 и 6 песням канона 2366 : 18 ноября, в день памяти мучеников Платона и Романа, указывается чтение сначала Платону – мучение, а потом Роману – похвальное слово Златоуста 2367 ; 7 декабря, когда в студийском монастыре совершаются памяти Амвросия Медиоланского и в море утопших братий, чтение Амвросию – житие – указывается сначала, чтение утопшим братьям – оглашение св. Феодора Студита – после 2368 ; 8 мая, в день памяти ап. Иоанна Богослова и преп. Арсения Великого указывается сначала чтение апостолу третье послание, а затем Арсению житие 2369 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010