По первой кафизме ектеньи и седальна нет; а на последней «славе» в той кафизме говорит псаломщик сам сице: «слава и ныне, аллилуиа» по трижды, или по дважды трижды, а третью сице: «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже наш, слава Тебе» 256 . Таже ектенья, на ней «Господи помилуй» дважды, и «тебе Господи», «аминь» говорят, а не поют нигде; таже седальные поют обеих кафизм, на них все сидят; а поют на оба лика переменяяся, а канархист канархает стихи, что меж седальна, не говорят, но просто рядом, и богородичен первой кафизмы, к последнему богородичну говорят «слава и ныне», и то бывает редко, сиречь не всяк день, но все просто. Аще и полиелеос святому, то кто псалтырь говорит, тот же на налое на крылосе «Господи помилуй» трижды, «слава и ныне» таже два псалма иже на полиелеосе, на конце «слава и ныне»; а не поют тех псалмов, и величания нет же, ни избранных псалмов; потом ектенья малая, и сядут и поют седальны и полиелеос, потом встав поют степенные и проч.; зри в неделю; потом встанут и говорит псаломщик «Господи помилуй» по трижды, «слава и ныне, помилуй мя Боже», весь до конца; потом иерей возглас и рекут «аминь»; таже поют ирмос, а канархист канархает прежде ирмос, потом стихи в октае и в минеи рядом по обычаю на 14 всегда неизменно, кроме господских и богородичных праздников. Первого канона ирмос однажды без запева, аще ли суббота или понедельник, то де по дважды ирмос без запева; аще кроме субботы и понедельника, тропарь ирмос; а стих первому в октае припевают в неделю, «слава Господи Воскресению Твоему», в понедельник и во вторник «слава Тебе Боже наш, слава Тебе», в четверток апостолам, в пяток кресту; а к прочим 10 стихам припевают от песней стихи, то есть стихология, таже два стиха последних «слава и ныне», и тако со ирмосом 14; песней не говорят николи, егда же канонов не поют, то прежде говорят стихология, а не песни, един кто-нибудь, и по совершении девятой песни говорит он канон в октае, прежде ирмос, потом стих просто без всякого запева на крылосе на налое; егда же проговорит девять песней во октае, и абие взимает минею, и говорит без припева же на крылосе, а ирмос где доведется, не поют же в минеи, но вся говорят рядом попросту, прочая писана в предыдущем указе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Четыредесятнице в главе XIV: χρ γινσκειν, τι τ γ κα μεγλ Μ ψλλομεν καθσματα δ κα τ τριδιον, 290 т. е. должно знать, что святую и великую Четыредесятницу поем седальны четыре и трипеснец (один – τ τριδιον). По-видимому, этот древний памятник Студийского устава знает только один трипеснец и несомненно своего святого Отца, каким был для всех Студитов прп. Феодор. Если бы тот или другой цикл трипеснцев, какой у нас теперь подписывается как «творение господина Иосифа», был, несомненно, трудом св. Иосифа Солунского, брата прп. Феодора Студита , то было бы непростительным невниманием со стороны монахов Студитов к знаменитым Студитам выкинуть из своего церковного обихода их совместные песнопения. И это после того, как прп. Феодор с братом Иосифом вместе потрудились над Триодию и передали ее Студийскому монастырю. Нет, здесь не только непростительное невнимание монахов Студитов к заповеди о памяти своих Св. Отцев, но и полное пренебрежение, что совершенно недопустимо. Несомненно, триодь, певаемая в Студийском монастыре, имела только трипеснцы св. Феодора, почему и постановлено по древнестудийскому уставу ежедневно в св. Четыредесятницу петь один трипеснец. В уставе патриарха Алексия (Славянск. ред.), самом близком к древнему Студийскому уставу, относительно седальнов в Понедельник первой недели Великого поста сказано: и глть по пьрвй каф. сд. въ октаич… по вьторй же. каф. треп дневьныи иже въ пармии… по третьи же. каф. сд в триод стго оца… тако поетьс вьсе постъ. октаична. сд и дневьныи треп. и вь триоди сед. 291 Здесь, как видим, указывается по третьей кафизме петь «седален в триоди святого Отца», т. е. св. Феодора Студита . А о седальнах Иосифа, какие находятся в нашей триоди с надписанием «Иосифа» и «господина Иосифа», совершенно не упоминается. Опять, возможно ли такое отношение к трудам брата знаменитого песнотворца в том самом Студийском монастыре, которому был передан совместный труд преподобных Студитов? Здесь нелишне привести одну справку из двух житий прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах. Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла. Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь. Ведь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.

http://pravoslavie.ru/98205.html

Пс.78:9 . Помоги нам, Боже Спасителю наш. Ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и очисти грехи наши ради имени Твоего, Пс.78:10 . да никогда не говорят язычники: где есть Бог их, – и да ведомо будет между язычниками, пред очами нашими отмщение за кровь рабов Твоих пролитую. Пс.78:11 . Да станет пред Тобою воздыхание окованных. По величию мышцы Твоей снабди сынов (которые остались после) умерщвленных. Пс.78:12 . Вложи соседам нашим седмицею в лоно их то поношение их, которым они поносили Тебя, Господи. Пс.78:13 . А мы народ Твой и овцы пажити Твоей. За то прославим Тебя вечно. В род и род возвестим хвалу Твою. Стихов 29. Псалом 100 Давиду. Пс.100:1 . Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пс.100:2 . Воспою. И размыслю о пути непорочном: когда придешь ко мне? Ходил я в незлобии сердца моего посреди дома моего; Пс.100:3 . не полагал пред очами моими вещи незаконной; делающих преступления ненавидел. Пс.100:4 . Не прильнуло ко мне сердце непрямое. Переметнаго от меня лукаваго не привечал. Пс.100:5 . Клевещущаго тайно на ближняго своего – изгонял его. С смотрящим гордо и с ненасытимым по сердцу – не ел с ним. Пс.100:6 . Очи мои обращены на верных земли, чтобы они сидели со мною. Ходящий путем непорочным, сей мне служил. Пс.100:7 . Не жил среди дома моего выказывающий гордыню. Говорящий несправедливое не управлял пред глазами моими. Пс.100:8 . По утрам умерщвлял всех грешников земли, дабы искоренить от града Господня всех делающих беззаконие. Стихов 16. 3-й антифон. Стихов 71, так-что в 13 кафизме стиховъ 234. Псалом 122 Песнь восхождений. Пс.122:1 . К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Пс.122:2 . Вот: как глаза рабов обращены на руки господ их, как глаза рабыни – на руки госпожи ея: так очи наши – к Господу Богу нашему, пока не ущедрит нас. Пс.122:3 . Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Ибо много мы наполнены уничижением. Пс.122:4 . Очень много наполнена душа наша поношением от благополучных и уничижением от гордых. Стихов 8. Псалом 126 Песнь восхождений. Пс.126:1 . Если не Господь созиждет дом, напрасно трудились строители. Если не Господь сохранит город, напрасно бодрствовал страж.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пс.126:2 . Напрасно вы встаете рано, пробуждаетесь после сидения (долгаго), и ядите хлеб, имея боль, тогда-как Он дает возлюбленным Своим сон. Пс.126:3 . Вот наследие от Господа, – сыны! Награда от Него – плод чрева! Пс.126:4 . Что стрелы в руке сильнаго, то сыны освобожденных, Пс.126:5 . Блажен, кто исполнит желание свое чрез них. Не посрамятся они, когда будут говорить с врагами в воротах. Стихов 13. Псалом 130 Песнь восхождений. Пс.130:1 . Господи! Не превозносилось сердце мое; и не смотрели в даль и в высь очи мои; и не входил я в великое и в дивное, что превыше меня. Пс.130:2 . Если же я не смиренномудрствовал и возгордил душу мою, то как младенцу, отдоенному материю его, воздашь Ты душе моей. Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Стихов 8. Псалом 132 Песнь восхождений. Пс.132:1 . Вот что хорошо и что приятно, – это – житие братьев вкупе! Пс.132:2 . Оно – как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Ааронову, стекающее на окраину одежды его, Пс.132:3 . как роса Аэрмонская, падающая на горы Сионския. Ибо там утвердил Господь благословение и жизнь даже до века. Стихов 7. Псалом 133 Песнь восхождений. Пс.133:1 . Вот ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господа, во дворах Господа Бога нашего. Пс.133:2 . По ночам поднимайте руки ваши к святыням и благословляйте Господа. Пс.133:3 . Благослови тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. 3-и антифон. Стихов 64, так-что в 18-й кафизме стихов 172. Псалом 136 Давиду. Пс.136:1 . У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. Пс.136:2 . На платанах посреди его (Вавилона) повесили арфы наши. Пс.136:3 . Ибо там спрашивали нас пленившие нас: нет ли слов песней? И уведшие нас требовали пения: пропойте нам песни Сиона. Пс.136:4 . Но как мы пропоем песнь Господню на земле чужой? Пс.136:5 . «Если я забуду тебя, Иерусалим, то будь забыта десница моя. Пс.136:6 . Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ничто не препятствует и крещеным, и некрещеным зайти в храм, поставить свечи на канон, подать записку о поминовении усопшего православного христианина на Литургии, на панихиде или литии, попросить священника прийти на могилу помолиться. Некрещеные могут читать Псалтирь, ежедневно по кафизме (это одна двадцатая часть всех псалмов, на которые разделена Псалтирь), прося об упокоении дорогих им людей, читать особые молитвы об упокоении в молитвослове, подавать милостыню или как-то иначе помогать нуждающимся в память об ушедших, наконец, и это, думаю, главное – читать Евангелие. Только, по возможности, начать лучше с третьего Евангелия от Луки. В нем меньше ссылок на Ветхий Завет и в то же время подробно излагаются все события – от Рождества до Вознесения. И в этом Евангелии мы прочтем о том, как по просьбе некрещеного Иаира Христос воскресил его умершую двенадцатилетнюю дочь. Иаир был начальником синагоги. Дочь его тяжело болела и была уже в агонии, когда он попросил Спасителя прийти к нему в дом. Пока Господь шел, девочка скончалась. Когда об этом стало известно, несчастного отца стали упрекать: дескать, что ты утруждаешь Учителя, надежды больше нет. О том, что было дальше, евангелист Лука пишет так: «Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Евангелие от Луки, 8 глава, стихи 50-56). Здесь поразительно не только дерзновение веры некрещеного, но и внимание Спасителя к нуждам возвращенного к жизни ребенка; Он напоминает, чтобы в этой радостной суете ее не забыли покормить. Когда мы просим Его благословить светлой вечностью наших родных и близких, переступивших черту времени, Он также слышит нас и откликается на нашу мольбу, даже если она доносится из уст некрещеного. Можно ли кормящим ходить на кладбище?

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Людям свойственно бояться смерти, некоторых даже пугает вид гроба или могилы, и поэтому они всячески стараются отогнать от себя мысль о кончине. Но ведь, собственно, не смерть страшна, а грехи нераскаянные, с которыми уходим мы в мир иной. Бог не сотворил смерти, — говорит Священное Писание. — [Он] создал человека для нетления… но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.1:13; 2, 23, 24 ). Но Сын Божий, Господь наш Иисус Христос Своим пречудным Воскресением разрушил узы смерти: …как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор.15:22 ). И потому, радуясь в день Радоницы вместе с усопшими о воскресшем Спасителе, утешимся верою во всеобщее воскресение и будем стремиться не только сегодня, но и во все дни жизни нашей, по словам святителя Иоанна Златоуста, «сколько возможно помогать усопшим, вместо слез и рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями». Аминь. Христос воскресе! Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. ( Ин.3:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В Священном Писании часто можно встретить упоминания о грядущем Божием суде. И в утренних молитвах ежедневно взываем: «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». И в церковных песнопениях слышим: «Судии седящему, и Ангелом стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши, душе моя, ведома на суд? Тогда бо лютая твоя предстанут, и тайная обличатся согрешения» (тропарь по 7-й кафизме). Какие чувства вызывают в нас эти слова? Невольно мы начинаем вопрошать: почему суд, почему Господь придет судить нас по делам нашим, почему все, и праведники, и грешники, должны пройти через это нелегкое испытание, когда обнажится и откроется все тайное, в чем стыдно даже самому себе признаться, что тщательно скрывалось в течение земной жизни? Неужели нельзя этого как-то избежать?!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Слышалъ ли єси, жидовине, кольма ты много множьство съгрши къ Господу Богу, Господь же въводить на т глаголъ, ко потребити т за безакониє, ко же, рече, и онъ, божественый Давидъ, въ аі каісм глагол: «аще не бы Моиси, избранъный єго, сталъ въ скрушении предъ нимъ възвратити рость». Ты слышал, жидовин, какое великое множество раз ты согрешил перед Господом, а Господь приходил к решению истребить тебя за беззаконие, о чём говорил и божественный Давид в одиннадцатой кафизме 1039 : «[И хотел истребить их], если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в сокрушении отвратить ярость [Его]» ( Пс. 105:23 ). Рече Моиси: «азъ же обративъс, снидохъ съ горы, гора же полше огнемь, и об дъсц свидни въ руку моєю; видвъ же, ко съгр(л.149б)шили єсте предъ Господомь Богомь вашимъ и створисте соб телець съльнъ и съступисте съ пути скоро, иже заповдахе «âtäà» вамъ Господь, и ємъ об дъсц, повергохъ изъ руку своєю и скрушихъ є предъ вами, судивъ о васъ, ко не достоини єсте людиє и єстьственаго законоположень»; ко же бо невста преже чертога своєго съблудивши, како єсть вно є даті, скрижали благоговнь образъ бста. Моисей сказал: «Я повернулся и пошёл с горы, гора же пылала огнём; две скрижали завета были в руках моих; увидев, что вы согрешили против Господа Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, который заповедал вам Господь, я взял обе скрижали, бросил их из рук своих и разбил их пред вами, рассудив о вас, что этот народ не достоин и естественного законодательства» ( Втор. 9:15–17 ); скрижали благоговения были подобны выкупу, который нечего давать за невесту, согрешившую прежде [брачного] чертога. «Молихъ же с предъ Господомь второє, ко же и первоє, м дьні и м нощи, хлба не дохъ, ни воды пихъ, всхъ грхъ ради вашихъ, ко же съгршили єсте, творще зло предъ Господомь Богомь вашимъ, разгнвающе; и съ бознию бхъ гнва дл и рости, ко разгнвас Господь на вы, да потребить васъ. И послуша Господь мене въ то врем и на Арона разгнвас, глагол зло погубити и. И молихъс за Арона въ то врем. Вы бо и въ гробхъ похотни разгнвали бысте Господа Бога вашего. И єгда вы (л.149в) пусти Господь Кадисъ, глагол: изидете и приимете землю, юже азъ даю вамъ, – и не послушасте словесе Господа Бога вашего, и не вровасте єму, и бсте непокорщес предъ Господомь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

399. … сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1. 28). 400. Быт. 2. 15. 401. Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю (Лк. 4. 5, 6). 402. Быт. 3. 24. 403. Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. 7, cap. 8). И другие святые Отцы согласны, что он из числа высших ангелов. 404. «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, вратницы адовы (Иов. 38. 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11. 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15. 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное слово, § 19, по переводу Московской Духовной Академии. 405. «Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: Возмитесь врата плачевных, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата. Одни из них вопияли: Кто Царь славы? Другие отвечали: Господь сил, сходящий плотию, Бог-Слово, сидящий на престоле славы. Сын Отца, предвечно сущий со Отцом, сошедши на землю, восприял человечество и вознес его с Собою на небо — Царь славы». Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010